Научная статья на тему 'Особенности обучения многонациональных групп'

Особенности обучения многонациональных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маннанов Марат Миргарифович, Дик Елизавета Николаевна

Статья посвящена вопросам образования и воспитания студенческих групп в свете повышения их интернациональности ввиду тенденций глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маннанов Марат Миргарифович, Дик Елизавета Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения многонациональных групп»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

деятельность - это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области. Духовно - нравственная работа с обучающимися проходит во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя. Формами общественно - полезного труда являются субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность реализуется в участии в научно - исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках.

Внеурочная деятельность имеет продолжение, например, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.

Список используемых источников

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. М., «Университет», 1990.

2. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984.

3. Российская педагогическая энциклопедия. под ред. В. В. Давыдова. М., 1993 - 1999.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979.

© Лингевич О.В., 2016

УДК 37.013.31

Маннанов Марат Миргарифович

канд. физ.-мат. наук, доцент БГАУ,

г.Уфа, РФ E-mail:mmm060958@mail.ru Дик Елизавета Николаевна канд. псих. наук, доцент БГАУ, г.Уфа, РФ Е-mail: lizadik@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Аннотация

Статья посвящена вопросам образования и воспитания студенческих групп в свете повышения их интернациональности ввиду тенденций глобализации.

Ключевые слова Образование, интернациональность, глобализация

С каждым годом глобализация на нашей планете всё увеличивает свои масштабы, не остаётся в стороне от этого процесса и наша страна, в том числе - система образования. Даже в число критериев эффективности вуза попало количество иностранных студентов. Различные вузы по-разному решили вопрос достижения нужного показателя по этому критерию, что, несомненно, нашло своё отражение в контингенте вновь принимаемых студентов. Разумеется, пёстрый национальный состав оказывает влияние на культурные, религиозные и прочие особенности коллективов, на разброс в уровне знаний и подготовленности, местами ставит языковые и эрудиционные барьеры, вынуждает постигать особенности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

психологии тех или иных народов, чтобы найти правильный подход к воспитанию и интеграции студентов(см. [1],[2]).

Разумеется, уровень подготовки и знание языка у людей, получивших школьное образование в разных странах, весьма варьируются, потому первостепенной задачей преподавателя является некое приведение уровней к какому-то общему знаменателю путем, зачастую, дополнительных занятий по тем или иным предметам с теми, кому это требуется для того, чтобы влиться в общий ритм работы над изучением наук. К счастью, частично пробелы можно компенсировать благодаря развитию технологий, которые позволяют тратить меньше времени и не обязательно присутствовать во время всех дополнительных занятий(см, например, [3] и [4]). Но, увы, пока и они не настолько продвинулись и не настолько глубоко внедрены, и не все студенты к такому готовы. Потому зачастую работа с этнически пёстрыми группами студентов отнимают больше времени, чем с однородными группами студентов только из своей страны ранее.

К тому же, работа преподавателя состоит не только в том, чтобы обучить студентов науке, но и в том, чтобы воспитать их, как личностей, научить правильному поведению и помочь интегрироваться в современное общество с минимальными потерями. И тут возникают такие же многочисленные подводные камни, описанные, например, в работах [5] и [6]. Благо, в этом вопросе помогает единство коллектива преподавателей, которые работают в данном направлении сообща и могут координировать свои усилия, распределяя нагрузку равномерно и отвечая за разные аспекты воспитательного процесса. Грамотное составление коллективного плана работы и разбиение его на фрагменты, за которые отвечают наиболее умелые именно в данных вопросах преподаватели способствует постепенному и планомерному осуществлению процесса адаптации обучаемых к реалиям, в которых им придётся получать образование и проходить становление.

Очерченные в работах [7] и [8] круг проблем и некоторых способов их решения, как показал опыт, действительно показывают достаточно адекватно оценивающую происходящее и грядущее картину событий. И теперь, успешно внедрив в систему образования и несколько адаптировав к ней первые поколения студентов из различных стран, будет проще с их помощью адаптировать так же и последующих. Ведь, как показывает практика, внедрение в коллектив путём нестандартных способов обучения и оценивания (смотри, например, [9]) - это, конечно, работающая система, но ей не хватает большего количества точек опоры для принимаемых в систему образования многочисленных иностранных граждан. Разумеется, более взрослое поколение, которое уже знает о том, чего ждать и что делать, является огромным подспорьем и реальной плоскостью опоры(см. [10] и [11]).

Список использованной литературы:

1. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. Учебная и воспитательная работа в группах с большим количеством зарубежных студентов. В сборнике: Научные исследования и разработки в эпоху глобализации Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 146-148.

2. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования. Символ науки. 2015. № 9-2. С. 144-146.

3. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. О технологиях и их влиянии на роль преподавателя в современном образовании. В сборнике: Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО Материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. 2016. С. 33-35.

4. Маннанов М.М., Петряков В.Г., Хисаева А.И. Полифакторный корреляционный анализ взаимовлияний энтропийной оценки пассионарности народов россии, китая и сша. Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 70-73.

5. Петряков В.Г., Хисаева А.И., Маннанов М.М. Энтропийная оценка пассионарности народов россии, китая и сша. Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 74-77.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Атнагулов А.И. Особенности учебной и воспитательной работы в группах с большим количеством иностранных учащихся. Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-2 (60). С. 30-32.

7. Арсланбекова С.А. Реализация развивающего потенциала естественно-математических дисциплин на основе проектно-технологического подхода (на примере математики). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Уфа, 2003

8. Арсланбекова С.А.Целостный подход к формированию у учащихся представлений о математике как науке. Образование в современной школе. 2002. № 6. С. 22.

9. О способах развития личности студента в процессе преподавания математики в вузе. Арсланбекова С.А. Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6 (6). С. 71-81.

10. Костенко Н.А., Дик Е.Н. Компетентностный подход обучению математике. В сборнике: Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013.С. 130-132.

© Маннанов М.М., Дик Е.Н., 2016

УДК 371

Меркулова Людмила Валерьевна доцент ОГПУ г. Оренбург e-mail: mila_1974@bk.ru

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье обобщен опыт применения диалоговых технологий как средства автодидактики обучающихся. Предложены рекомендации по их реализации. Представленные технологии являются успешными способами проектирования персонализированного обучения.

Ключевые слова

Персональная образовательная среда. Диалоовые технологии. Автодидактика. Субъектная позиция.

Современное информационное общество диктует требования к активной, мобильной позиции будущего конкурентно способного педагога обладающего информационно-коммуникационной компетентностью, как профессиональной ценностью. Педагогу постоянно требуется производить многочисленные операции с большим объемом информации, что влечен к постижению и совершенствованию организации учителем процессов работы с информацией - поиск, обработка, анализ, систематизация, проверка достоверности, хранение, представление с помощью естественных и формальных языков. [1]

Основополагающим принципом построения образовательного процесса в образовательной организации является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.

Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов нового поколения, в которых утверждается, что развитие информационно-коммуникационной компетентности будущего педагога работающего по новым образовательным стандартам повышается при использовании диалоговых технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.