Научная статья на тему 'Этапы эффективной адаптации студентов ссузов к профессиональной деятельности'

Этапы эффективной адаптации студентов ссузов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сверчкова Анастасия Викторовна

В статье раскрывается понятие «адаптация к профессиональной деятельности», влияние готовности к профессиональной деятельности на процесс адаптации и этапы адаптации студентов, к профессиональной деятельности начиная с первого курса и заканчивая итоговой аттестацией, вхождением в профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы эффективной адаптации студентов ссузов к профессиональной деятельности»

8. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. Учебная и воспитательная работа в группах с большим количеством зарубежных студентов. В сборнике: Научные исследования и разработки в эпоху глобализации Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 146-148.

9. Атнагулов А.И. Соревновательные формы контроля знаний. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 13-14.

10. Атнагулов А.И., Павленко В.А., Маннанов М.М. О технологиях и их влиянии на роль преподавателя в современном образовании. В сборнике: Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО Материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. 2016. С. 33-35.

© Павленко В.А., Арсланбекова С.А., 2016

УДК 377.5

Сверчкова Анастасия Викторовна

канд. пед. наук, ГПОУ ТО «АХТТ» Тульская обл., г. Алексин, РФ Е-mail :a.v.sverchkova@mail.ru

ЭТАПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье раскрывается понятие «адаптация к профессиональной деятельности», влияние готовности к профессиональной деятельности на процесс адаптации и этапы адаптации студентов, к профессиональной деятельности начиная с первого курса и заканчивая итоговой аттестацией, вхождением в профессию.

Ключевые слова

Адаптация, профессиональная деятельность, готовность, профессиональное становление, профессиональное образование, компетенции, дуальное обучение.

Понятие адаптации, с философской точки зрения, рассматривается как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса - наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Применительно к человеку и обществу это понятие имеет ограниченные возможности, так как оно отражает, главным образом, поведение, связанное с приспособлением к окружающей среде, а не с активным и целенаправленным ее преобразованием.

В настоящее время в более выигрышном положении оказываются специалисты, имеющие уровень профессионализма, обеспечивающий их конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Любая профессиональная деятельность требует развития творческого потенциала личности, наличия творческого начала в труде. Творческий потенциал специалиста - это высокая степень развития мышления, его гибкость и оригинальность, способность генерировать идеи, быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность находить в ней свое место. Это также играет немаловажную роль в адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Процесс адаптации к профессиональной деятельности, согласно исследованиям Т.В.Кудрявцева, рассматривается как процесс профессионального становления, в котором завершается профессиональное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

самоопределение, т.е. сформированность отношения к себе, как к субъекту собственной профессиональной деятельности на основе овладения знаниями, умениями, навыками фундаментальных и специальных наук, операциональной стороной профессиональной деятельности, сформированности общих и профессиональных компетенций.

В структуру профессионального образования входит не только профессиональная ориентация абитуриентов, их отбор, профессиональная подготовка студентов, но и их профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация является важным компонентом оптимизации подготовки специалистов к профессиональной деятельности и построению профессиональной карьеры молодых специалистов.

Готовность к профессиональной деятельности влияет на легкость профессиональной адаптации и является одним из условий адаптационной функции. Если студент готов теоретически, практически и морально к труду, то ему легче адаптироваться к профессиональной деятельности. Готовность и адаптация к профессиональной деятельности имеет тесную взаимосвязь. Адаптационная функция заключается в изменении внутренних условиях для приспособления к внешним условиям и наоборот. Профессиональная адаптация должна начинаться с первого курса.

1 этап - это комплексная работа по технической подготовке студентов, воспитание у них интереса к профессии с помощью экскурсий на предприятия соответствующего профиля, посещение технических музеев и формирование общих компетенций. На втором курсе формирование общепроизводственных знаний и закрепление их в производственных мастерских учебного заведения.

Работа студентов в конструкторских бюро, в различных факультативах, участие в неделе специальности, в подготовке стенгазет, посвященных выбранной профессии, способствуют развитию высокого уровня мотивации к будущей профессиональной деятельности. Организуя практическую деятельность студента, являющуюся фактором профессиональной адаптации, необходимо добиваться того, чтобы содержание выполняемой работы способствовало дальнейшему совершенствованию трудовых и профессиональных навыков. Для этого практическая деятельность студентов должна быть в тесной связи с теорией и приближаться к реальным условиям. На первом курсе это могут быть производственные задачи, основная цель которых познакомить студентов со структурой производства и основными видами деятельности по выбранной специальности, на 2 курсе и последующих - дуальное образование.

На первом этапе необходимо формировать общие компетенции, способности помогающие адаптации к профессиональной деятельности такие как: самоорганизационные способности (подготовка докладов, домашних заданий и т.д.); организационные (создание бригад при проведении лабораторно-практических работ); управленческие (распределение обязанностей внутри бригад, оценка работы бригады); коммуникативные (развиваются при ответах на вопросы, в докладах, составление рецензий, при проведении бесед); информационные (работа с учебником, со справочной литературой, с техническими средствами обучения). Способности, которые помогают адаптироваться к профессиональной деятельности на данном этапе, развиваются на уроках гуманитарного цикла и общетехнического цикла. На последующих этапах указанные выше способности складываются в когнитивные способности, помогающие не только на уроках специальных дисциплин, но и в начале трудовой деятельности.

2 этап адаптации - формирование профессиональных компетенций, выполнение конкретных производственных заданий под руководством преподавателя в аудитории и в рамках дуального обучения под руководством наставника на производстве.

В ходе этого этапа студенты больше узнают о своей будущей профессиональной деятельности. Работая в мастерских, студенты выполняют задания, готовящие их к производственной практике. Изготавливаются рабочие стенды, вырабатываются навыки работы на учебных моделях оборудования, решаются реальные производственные ситуации. Практическое обучение проходит на реальных производственных местах, где специалисты предприятия являются руководителями такого обучения. В период практики студенты являются сотрудниками (учениками) предприятия. Для них разрабатывается специальный график по самостоятельному выполнению практических заданий, на основе продукции и технологий изготовления, применяемых на предприятии.

На третьем курсе студенты выполняют реальный курсовой проект по спец.дисциплине, а консультантами проекта выступают работники предприятия.

Выходя на преддипломную практику, студенты уже знакомы с производством, трудовой деятельностью и трудовыми отношениями. Но этот этап адаптации не должен ограничиваться только практикой, необходимо вводить спецкурсы («Готовность к профессиональной деятельности», «Планируем карьеру»), которые будут способствовать формированию уверенности на рынке труда.

Профессиональная адаптация в рамках дуального обучения позволяет:

-Во-первых, обеспечивать высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

-Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.

3 этап - оценка качества подготовленности с помощью итоговой аттестации и вхождение в профессиональную деятельность. Наблюдение за выпускниками в ходе трудоустройства и адаптации его на рабочем месте позволят скорректировать подготовку специалистов. Степень эффективности этого этапа во многом зависит от способностей выпускника к сохранению адаптационных способностей.

Процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности, как этап профессионального становления личности, должен осуществляться в процессе обучения интегрированному предмету: специальная технология - дуальное обучение - производственная практика в совместной деятельности студентов, педагогов и наставников со стороны предприятия.

Список использованной литературы:

1. Дружилов, С. А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации [Текст]/ С. А. Дружилов// Объединенный научный журнал. — 2003. — № 1.

2. Матулене, Г. О социальной адаптации к деятельности [Текст]/ Г. Матулене // Психол. журн. 2002. № 5.

© Сверчкова А.В., 2016

УДК 371

Соколова Людмила Борисовна профессор ОГПУ г. Оренбург e-mail: kafpvsh@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье раскрыта сущность субъектной позиции. На основе качественных характеристик представлены инновационные способы формирования субъектной позиции. Доказана эффективность педагогических условий персональной образовательной среды в становлении субъектной позиции.

Ключевые слова

Персональная образовательная среда. Инновационные способы обучения. Субъектная позиция.

Согласно новой парадигме образования основной целью современного инновационного образования становится целостное развитие человека. [1] Субъект образования - это ценностный ориентир и основополагающий критерий для всех направлений психолого-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.