Научная статья на тему 'О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования'

О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атнагулов Арсэн Ильгизович, Павленко Виктор Александрович, Маннанов Марат Миргарифович

В данной статье проанализированы некоторые тенденции современного образования, рассмотрены различные виды современных технологий, помогающих создать электронные учебные пособия или проводить обучение дистанционно, описаны их плюсы и минусы, выявленные в результате практического использования оных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 371.261

Атнагулов Арсэн Ильгизович

ассистент, БГАУ г. Уфа, РФ e-mail: russtudent1@yandex.ru Павленко Виктор Александрович ассистент, БГАУ г. Уфа, РФ e-mail:PVA100186@mail.ru Маннанов Марат Миргарифович Доцент, БГАУ г. Уфа, РФ e-mail: mmm060958@mail.ru

О ЗАМЕЩЕНИИ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СИСТЕМЕ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.

В данной статье проанализированы некоторые тенденции современного образования, рассмотрены различные виды современных технологий, помогающих создать электронные учебные пособия или проводить обучение дистанционно, описаны их плюсы и минусы, выявленные в результате практического использования оных.

Ключевые слова.

Дистанционное образование, электронное пособие, модульная система

Развитие и изменение современного образования в наше время определяются несколькими основными тенденциями. Одной из них, несомненно, является повышение роли техники и различных программ и приложений, которые способны изменить подход к преподаванию отдельных дисциплин, как в части работы с теоретическим материалом, так и при проверке знаний обучаемых.

В частности, если обычно большую часть информации студенты заочной формы обучения получали на занятиях в предельно сжатые сроки или вынуждены были искать самостоятельно, теперь стала появляться возможность изменить данный подход. Для этого используются, например, системы дистанционного образования. Одной из них является система Moodle, позволяющую размещать множество различных материалов по отдельным предметам для каждой специальности, имеющейся в вузе, а также поддерживать связь со студентами, в том числе и достаточно интерактивно. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Помимо этого, различные приложения, например, eauthor, позволяют создавать не просто электронные версии бумажных учебников, а вполне себе современные учебные пособия, в которых возможно не просто изучение, а структурирование информации и проведение промежуточного контроля в различных формах, от результатов которого зависит перемещение между изучаемыми темами. Программа eAuthor относится к средствам создания электронных курсов. В процессе работы в программе eAuthor CBT и по ее завершению

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

курс публикуется, т. е. переводится в html-формат. Результатом работы с проектом «Конструктор УМК» в программе eAuthor является публикация проекта — представление электронного учебного издания конечному пользователю в заданном формате.

Авторами возможности обоих этих вариантов модернизации обучения опробованы, выявлены свои плюсы и минусы, оценены перспективы.

Система дистанционного образования, как показывает практика[1], удобна для хорошо оборудованных компьютерных аудиторий для проведения в ней контроля знаний. Также хорошо применима при наличии интернета и наличии стационарного компьютера для отдельно взятых учеников, которые хотят получить знания и проверить себя, не присутствуя ни на каких занятиях. Достаточно быстро и поливариативно создаются проверочные задания, что позволяет оценить успеваемость человека силами преподавателя[2]. В общем, система незаменима для учебных заведений и при наличии интернета. При надлежащем распределении баллов модульно-рейтинговой системе [3] позволяет часть занятий со студентами превратить из бумажных работ с их очевидными минусами превратить в работу за компьютером с неповторяющимися заданиями и моментальной выдачей результатов. Очевидными минусами являются обязательное наличие интернета и потенциальная сугубая дистанционность образования, что затрудняет контроль за тем, насколько самостоятельно студент проверял знания.

Готовое же электронное учебное пособие, созданное в той же программе eAuthor, конечно, технически сложнее при создании тестовых заданий, которые выходят менее разнообразными, да и градация баллов там не столь подробная, можно не совсем точно понять, какие темы надо подтянуть для улучшения результата. Сложнее создавать и редактировать подробные настройки доступа к темам в зависимости от результатов контроля, что делает задание траекторий обучения более энергоёмким и трудовыполнимым процессом. Очевидными плюсами являются легкий доступ отовсюду, отсутствие требования обязательного наличия интернета. Для самостоятельного освоения тем без контроля со стороны- вполне рабочий вариант. В рамках вуза может быть успешно использовано не для целых дисциплин, а для отдельных тем и блоков.

Несомненно, подобные возможности дистанционного обучения несколько меняют функции педагога, который должен уметь уже не столько объяснить предмет устно, сколько грамотно создать то или иное электронное образовательное пособие и контролировать использование оного обучаемыми. В результате времени может потратиться больше, навыки требуются более широкие и не совсем профильные, зато результаты можно будет использовать когда угодно и редактировать, не тратя на переиздания бумагу и прочие материалы, что, в целом, довольно удобно.

Список использованной литературы

1. Атнагулов А. И., Павленко В. А. Использование системы дистанционного образования для контроля знаний студентов очной формы обучения. Электронное образование: экономические, социальные и финансовые аспекты. Сборник статей по материалам конференции, Уфа, 2015, с. 37 -40.

2. Атнагулов А. И., Павленко В. А. Использование технологий дистанционного образования в работе со студентами-очниками. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки». Научный центр «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014, с. 189-190.

3. Атнагулов А. И., Павленко В. А. Модернизация модульно-рейтинговой системы. Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет, 2013, с. 112-114.

© А. И. Атнагулов, В. А. Павленко, М.М. Маннанов, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.