Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор совладающего поведения в период ранней юности'

Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор совладающего поведения в период ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УРОВЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ИДЕАЛОВ / УРОВЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ / МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ГРУПП / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПРОДУКТИВНЫЕ И НЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ORIENTATIONS AIMED AT VALUES / ORIENTATIONS AIMED AT MEANING / A LEVEL OF NORMATIVE IDEALS / A LEVEL OF INDIVIDUAL PRIORITIES / A METHOD OF CONTRASTING GROUPS / INTEGRATION OF THE STRUCTURE OF ORIENTATIONS AIMED AT VALUES / PRODUCTIVE AND NONPRODUCTIVE COPING STRATEGIES / A SUBJECT-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковальская Ольга Сергеевна, Ансимова Нина Петровна

В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Анализируется значение степени близости между ценностными ориентациями на уровне убеждений и на уровне проявления в поведении. Определены особенности совладающего поведения личности с различной степенью сформированности системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковальская Ольга Сергеевна, Ансимова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality’s Valuable and Semantic Orientations as a Factor of Coping Behaviour in Early Youth

In the article the role of the system of orientations aimed at values and level of meaning of a life is considered with a choice of the coping behaviour strategy. The article analyzes importance of the degree of closeness between the orientations aimed at values at the level of belief and at the level of manifestation in behaviour. The features of coping behaviour of individuals with varying degrees of formation of values and meanings are identified.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор совладающего поведения в период ранней юности»

УДК 159

О. С. Ковальская, Н. П. Ансимова

Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор совладающего поведения в период ранней юности

В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Анализируется значение степени близости между ценностными ориентациями на уровне убеждений и на уровне проявления в поведении. Определены особенности совладающего поведения личности с различной степенью сформированности системы ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, уровень нормативных идеалов, уровень индивидуальных приоритетов, метод контрастных групп, интегрированность структуры ценностных ориентаций, продуктивные и непродуктивные стратегии совладания, субъектно-деятельностный подход.

О. S. Kovalsksya, N. P. Ansimova

Personality's Valuable and Semantic Orientations as a Factor of Coping Behaviour in Early Youth

In the article the role of the system of orientations aimed at values and level of meaning of a life is considered with a choice of the coping behaviour strategy. The article analyzes importance of the degree of closeness between the orientations aimed at values at the level of belief and at the level of manifestation in behaviour. The features of coping behaviour of individuals with varying degrees of formation of values and meanings are identified.

Key words: orientations aimed at values, orientations aimed at meaning, a level of normative ideals, a level of individual priorities, a method of contrasting groups, integration of the structure of orientations aimed at values, productive and nonproductive coping strategies, a subject-activity approach.

Ускорение темпа и постоянное усложнение жизни являются неотъемлемыми характеристиками современного человека. Перед личностью встает непростая задача: ей одновременно необходимо, с одной стороны, сохранить душевное равновесие, целостность, стабильность своей натуры, и с другой стороны - постоянно меняться, быть готовой к новому. Для гармоничного развития и успешной самореализации в современных условиях личности необходимо быть гибкой, то есть она должна обладать широким набором способов мышления и поведения для достижения важных для себя целей. Но что делать, если человек еще не обладает достаточным жизненным опытом, личностными и социальными ресурсами, как это бывает в период ранней юности? Как это сказывается на ощущении психологического благополучия личности и ее успешности в совладании с жизненными трудностями?

Юношеский возраст считается наиболее сензи-тивным для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности. Также известно, что сформированная система личностных ценностей и смыслов является одним из центральных звеньев, регулирующих поведение и

деятельность [7]. Таким образом, систему ценностей и смыслов личности можно рассматривать в качестве базы, ориентира ее поведения в трудных жизненных ситуациях.

Целью нашей работы стало выявление различий в совладающем поведении юношей и девушек с различной структурой ценностных ориентаций. В исследовании приняли участие 361 человек: обучающиеся 9, 10 и 11-х классов общеобразовательных школ г. Ярославля. Деление выборки на группы производилось на основе метода контрастных групп Д. Фланагана. Для этого после проведения диагностики и обработки данных, мы провели ранжирование ценностных ориентаций отдельно на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Таким образом, были выделены три равные по количеству группы исследуемых, характеризующиеся различной степенью близости ценностных ориентаций на данных уровнях.

Проведенное нами исследование показало, что система ценностей и осмысленность жизни в период ранней юности являются еще достаточно эклектичными, противоречивыми и очень зависимыми от социального окружения. С нашей точки зрения,

© Ковальская О. С., Ансимова Н. П., 2012

перечисленные выше особенности затрудняют реализацию задач возрастного развития и приближают данный возраст к подростковому. Затягивание периода зависимости и незрелости личности, получившее широкое распространение в современном обществе, противоречит высокому темпу жизни и требованиям социума в настоящее время. Это приводит к тому, что, вступая в зрелый возраст, человек не имеет достаточного количества личностных, материальных, социальных ресурсов, для того, чтобы реализовать задачи данного возраста: создать семью и сформировать профессиональную компетентность. Таким образом, нерешенные задачи личностного развития накаплива-

Рис. 1. Структурограмма корреляционных связей между ценностными ориентациями в первой группе

Примечание: 1 - Конформность, 2 - Традиции, 3 - Доброта, 4 - Универсализм, 5 - Самостоятельность, 6 - Стимуляция, 7 - Гедонизм, 8 - Достижения, 9 - Власть, 10 - Безопасность, 11 - Собственный престиж, 12 - Высокое материальное положение, 13 - Креативность, 14 - Активные социальные контакты, 15 - Развитие себя, 16 - Достижения, 17 -Духовное удовлетворение, 18 - Сохранение собственной индивидуальности.

ются и значительно повышают эмоциональное напряжение человека. В такой ситуации становится важным не только способствовать более гармоничному развитию личности, но и научить человека эффективно справляться с жизненными трудностями [8].

В результате исследования было выделено три группы исследуемых, отличающихся различной степенью близости ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов (см. табл. 1), для каждой из которых характерна различная степень интегрированности структур системы ценностей.

Таблица 1

- положительная связь |г| > 1,0 на уровне значимости р<0,001

_ - положительная связь 0,3 < |г| < 0,7 на

уровне значимости р<0,001

-. - отрицательная связь 0,3 < |г| < 0,7 на

уровне значимости р<0,001

Представим краткое описание выделенных групп.

Для испытуемых первой группы характерны высоко согласованные ценностные ориентации на уровне убеждений и самооценки своего поведения (см. рис. 1). Эти юноши и девушки отвергают ценность традиций, однако это отвержение значимо более слабое, нежели в остальных группах. Ими меньше ценится самостоятельность, они больше нуждаются в стимуляции, меньше ценят безопасность. Собственный престиж для них является более важным по сравнению с другими группами, также важным является высокое материальное положение, желание быть креативными, иметь активные социальные контакты и достижения, испытывать духовное удовлетворение. Все жизненные сферы являются высоко значимыми и слабо дифференцируются.

Анализируя составляющие смысложизненных ориентаций, можно сказать, что юноши и девушки этой группы значимо отличаются от представителей других групп - они имеют самый высокий уровень осмысленности жизни по выборке.

Меры организованности структур системы ценностей у групп с различной степенью близости ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Индекс когерентности (интегрированности) структуры 464 500 540

Индекс дивергентности (дифференцированности) структуры 140 174 158

Индекс организованности структуры 604 674 698

Можно сказать, что исследуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом и испытывают удовлетворенность самореализацией. Они больше уверены в том, что жизнь поддается контролю, а значит можно свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они считают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Таким образом, смысложизненные ориентации представителей данной группы являются наиболее развитыми. Однако необходимо проанализировать механизмы, придающие жизни этих людей цельность, осмысленность, упорядоченность. Такими механизмами могут быть ценности, имеющие значимые корреляционные связи с составляющими смысложизненных ориента-ций. Отличительной особенностью данной группы является наличие корреляционных связей высокого и среднего уровня значимости всех составляющих смысложизненных ориентаций с ценностной ориентацией «активные социальные контакты». Вероятно, представители данной группы находят смысл жизни преимущественно в установлении благоприятных отношений с окружающими, расширении своих межличностных связей, реализации своей социальной роли.

Наибольший корреляционный вес в структуре ценностных ориентаций личности из данной группы имеют ценности «активные социальные контакты», «развитие себя», «достижения». Однако по сравнению с остальными группами здесь корреляционные веса ценностных ориентаций в общей структуре поведения личности в трудных жизненных ситуациях имеют значительно меньшие показатели. В данной группе конкретные стратегии совладающего поведения имеет больший вес по сравнению с ценностно-смысловыми ориентациями. Такие данные противоречат тому положению, что ценностно-смысловые ориентации личности являются центральным личностным новообразованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной сферы личности, в регуляции ее поведения и жизнедеятельности [1, 2, 6]. Больший корреляционный вес стратегий сов-ладающего поведения, по нашему мнению, обусловлен влиянием скрытой переменной, под которой мы подразумеваем высокую значимость социального оценивания для представителей данной группы. Таким образом, более высокий

уровень развития смысложизненных ориентаций в этой группе является следствием тенденции этих юношей и девушек принимать «готовые ответы» от социального окружения в поиске смысла и ценности жизни.

Представители первой группы отличаются тем, что значимо чаще других юношей и девушек в трудных жизненных ситуациях склонны использовать способы снятия напряжения с помощью общения и отдыха с друзьями. Такой способ совладания может проявляться в форме организации групповых действий для разрешения своих проблем. В менее контролируемых или, не поддающихся контролю, жизненных ситуациях исследуемые первой группы склонны искать духовную опору, молиться, а также снимать напряжение занятиями спортом.

Вторая группа со средней согласованностью ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов очень близка по своим характеристикам к третьей и имеет аналогичные по значимости различия с первой группой (см. рис. 2). Отличительной особенностью представителей данной группы является преобладание стремления получать чувственное удовольствие от жизни, удовлетворение своих желаний. Для них характерны конфликтные отношения между ценностными ориента-циями «универсализм» и «доброта», которые в концептуальной организации системы ценностей являются совместимыми и дополняют друг друга [3]. Это может проявляться в нелогичности и непоследовательности поведения юношей и девушек во взаимодействии, общении с окружающими людьми, особенно с теми, кто выходит за круг ближайшего общения. Высокий корреляционный вес в структуре ценностных ориентаций личности у представителей данной группы имеет ценность «высокое материальное положение». Такие люди, скорее всего, часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия.

Совладающее поведение представителей данной группы характеризуется преобладанием защитных форм поведения. Они склонны надеяться на то, что все само по себе уладится, что случится чудо, часто стремятся отвлечься от проблемы, расслабиться, улучшить свое самочувствие за счет «выпускания пара». Из стратегий совладания чаще всего используют социальную поддержку и реже других фокусируются на решении проблем.

Рис. 2. Структурограмма корреляционных связей между ценностными ориентациями во второй группе

Примечание: 1 - Конформность, 2 - Традиции, 3 - Доброта, 4 - Универсализм, 5 - Самостоятельность, 6 - Стимуляция, 7 - Гедонизм, 8 - Достижения, 9 - Власть, 10 - Безопасность, 11 - Собственный престиж, 12 - Высокое материальное положение, 13 - Креативность, 14 - Активные социальные контакты, 15 - Развитие себя, 16 - Достижения, 17 -Духовное удовлетворение, 18 - Сохранение собственной индивидуальности.

- положительная связь |г| > 1,0 на уровне значимости р<0,001

- положительная связь 0,3 < |г| < 0,7 на уровне значимости р<0,001

- отрицательная связь 0,3 < |г| < 0,7 на уровне значимости р<0,001

Третья группа характеризуется низкой согласованностью ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов (см. рис. 3). Представители данной группы придают меньшее значение практически всем изученным нами ценностным ориентациям. Яркой отличительной особенностью этих юношей и девушек является наиболее высокая значимость в жизни ценности «самостоятельность», они больше ценят «безопасность» и резко отвергают значимость ценности «традиции». Жизненные сферы для представителей данной группы являются высоко значимыми, но хорошо дифференцируются, наименее значимой для них является сфера обучения и образования. Наибольший корреляционный вес в структуре ценностных ориентаций личности у представителей данной группы имеют ценности: «духовное удовлетво-

рение», «креативность», «развитие себя». Можно сказать, что представители данной группы склонны отвергать социальные нормы, значимость социальных институтов, поскольку считают, что это ограничивает их в стремлении найти собственный жизненный путь.

Рис. 3. Структурограмма корреляционных связей между ценностными ориентациями в третьей группе

Примечание: 1 - Конформность, 2 - Традиции, 3 - Доброта, 4 - Универсализм, 5 - Самостоятельность, 6 - Стимуляция, 7 - Гедонизм, 8 - Достижения, 9 - Власть, 10 - Безопасность, 11 - Собственный престиж, 12 - Высокое материальное положение, 13 - Креативность, 14 - Активные социальные контакты, 15 - Развитие себя, 16 - Достижения, 17 -Духовное удовлетворение, 18 - Сохранение собственной индивидуальности.

- положительная связь |г| > 1,0 на уровне значимости р<0,001

-- положительная связь 0,3 < |г| < 0,7 на

уровне значимости р<0,001

- отрицательная связь 0,3 < |г| < 0,7 на уровне значимости р<0,001

Общий уровень осмысленности жизни и уровни смысложизненных ориентаций этих юношей и девушек являются средними, но значительно более низкими, по сравнению с представителями первой группы. Механизмами, придающими жизни этих людей цельность, осмысленность, упорядоченность, являются ценностные ориентации: «самостоятельность», «достижения», «отрицание традиций». То есть, представители данной группы находят смысл жизни в сохранении своей индивидуальности, стремле-

нии к независимости от других людей, творческом преобразовании себя и окружающей действительности. Вероятно, именно поэтому уровень осмысленности жизни этих юношей и девушек является более низким по сравнению с другими группами. Они находятся в долгом пути постоянного и постепенного поиска своего смысла жизни, а при условии недостаточного жизненного опыта эта задача становится особенно трудной, хотя и не утрачивает своей актуальности.

Представители третьей группы чаще признают свою роль как в порождении, так и в разрешении проблем. Они чаще ощущают свою ответственность за проблему и в трудной жизненной ситуации более других склонны обращаться за профессиональной помощью. Совладая с проблемой, они склонны полагаться на себя, фокусируются на планировании своей жизни и путях решения проблемы, значительно реже стремятся заручиться поддержкой, одобрением и советами других людей. При невозможности контролировать ситуацию, они склонны использовать защитные способы поведения, связанные с высоким уровнем напряжения: уход в себя, игнорирование, несовладание.

Для представителей всех групп характерна равная значимость социальной оценки в совла-дающем поведении, интерес к тому, что думают о них другие люди, стремление к их одобрению. Однако качественный анализ особенностей ценностно-смысловых ориентаций и совладающего поведения представителей данных групп выявил содержательные различия между ними.

Так, значимость социальной оценки для представителей первой группы является скорее признаком их конформности как стремления транслировать социально одобряемые способы поведения. В исследовании было обнаружено, что стратегии «позитивный фокус» и «положительная переоценка» имеют высокий корреляционный вес в совладающем поведении, что является подтверждением стремления данных юношей и девушек любой ценой сохранить уже сложившуюся картину мира.

Для представителей второй группы социальная оценка также скорее признак конформности, но уже как проявление пассивности личности, желания «плыть по течению». Это подтверждается тем, что в их совладающем поведении наибольший корреляционный вес имеют стратегии: «работа» (добросовестное отношение к своему делу) и «принадлежность» (стремление к одобрению окружающих).

А для представителей третьей группы социальная оценка является способом получения обратной связи для повышения эффективности и адекватности совладающего поведения. Стратегии «поиск социальной поддержки» и «решение проблемы» имеют самый высокий корреляционный вес в их совладающем поведении. Следовательно у этих юношей и девушек есть два совершенно различных подхода к совладанию с жизненными трудностями, используемые, вероятно, в зависимости от того, насколько ситуация поддается контролю.

Исследование позволило также выявить особенности структурной организации ценностных ориентаций личности в раннем юношеском возрасте: чем большее расхождение наблюдается между ценностными убеждениями и проявлением ценностных ориентаций в реальном поведении, тем более интегрированной и организованной становится сама структура личностных ценностей (см. табл. 1).

Как видно из таблицы, максимальный индекс дифференцированности характерен для второй группы (174), а минимальный - для первой группы (140), этот показатель у третьей группы занимает среднее между ними положение (158). С другой стороны, наиболее высоким показателем индекса интегрированности характеризуется третья группа (540), вторая и первая группы исследуемых занимают соответственно второе и третье места (500 и 464). При этом и индексы организованности структуры распределяются аналогично: на первом месте - третья группа (698), на втором - вторая (674), на третьем - третья (604). Отметим, что индекс интегрированно-сти структуры определяется как функция числа и значимости положительных связей в структуре ценностных ориентаций, индекс дифференциро-ванности структуры - как функция числа и значимости отрицательных связей в структуре, а индекс организованности структуры как разница значимости положительных и отрицательных связей в структуре [4].

Таким образом, именно сочетание высокой интегрированности с достаточной, но не максимальной, степенью дифференцированности является признаком оптимального уровня развития системы ценностей, что характерно только для представителей третьей группы.

Отсюда следует, что структура ценностных ориентаций личности является наиболее эффективной именно у третьей группы исследуемых: наиболее продуктивным в раннем юношеском

возрасте является стремление личности к творческому поиску своего пути. Это проявляется в том, что значимость декларируемых ценностей сильно отличается от тех, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности. Именно в данный период развития личности наиболее значимым процессом социализации становится индивидуализация, нередко проявляющаяся в юношеском максимализме [5]. Таким образом, только с помощью собственной активности, самостоятельности, смелости личность вырабатывает собственную линию поведения, приобретает жизненный опыт и в результате становится индивидуальностью.

Подводя итог по результатам нашего исследования, можно сделать следующие основные выводы:

1) Система ценностей и характер осмысленности жизни в период ранней юности являются еще достаточно эклектичными, противоречивыми и сильно зависимыми от социального окружения.

2) Определены особенности интеграции структуры ценностей личности в раннем юношеском возрасте: чем больше расходятся ценностные убеждения и проявление ценностных ориен-таций в реальном поведении, тем более интегрированной и организованной становится структура ценностей личности.

3) Наиболее продуктивное совладающее поведение свойственно представителям третьей группы представителей юношеского возраста, у которых ценностные ориентации являются слабо согласованными на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Опираясь на структурный анализ можно предположить, что

представители третьей группы, проявляющие высокую активность в становлении индивидуальности, будут в дальнейшем иметь наиболее организованную и интегрированную систему ценностей по сравнению с представителями других групп.

Библиографический список:

1. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] : монография / К. А. Абульханова. -М. : Наука, 1980. - 335 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] : монография / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

3. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Текст] / В. Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. - 70 с.

4. Карпов, А. В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов [Текст] / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2006. -№ 6. - С. 18-28.

5. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] : монография / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. -487 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : монография / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2004. - 713 с.

7. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Текст] : монография / А. В. Серый. - Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2002. - 186 с.

8. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы [Текст] / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - 474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.