Научная статья на тему 'Содержательные характеристики толерантного сознания современной молодежи'

Содержательные характеристики толерантного сознания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
807
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TOLERANT CONSCIOUSNESS / VALUE ORIENTATIONS / MEANINGFULNESS OF LIFE / LIFE-MEANING ORIENTATIONS / YOUTH / TOLERANCE / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митина Галина Владимировна, Нугаева Альфия Нигматзяновна, Нуриханова Наиля Камиловна

Статья посвящена рассмотрению изменений, происходящих в современном обществе и их влиянию на формирование толерантного сознания молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций, уровня толерантности и типов этнической идентичности юношей и девушек городской и сельской местности. Значимыми ценностями для молодого поколения являются «самостоятельность», «доброта» и «безопасность». По показателям осмысленности жизни девушкам в большей степени, чем юношам свойственно оценивать процесс жизни и контролировать жизненные события. У молодых людей вне зависимости от половой принадлежности и места проживания отмечается оптимальный уровень толерантности и позитивная этническая идентичность. Формирование толерантного сознания, включающее в себя системы смысложизненных и ценностных ориентаций, предполагает становление позитивной этнической идентичности, что способствует успешной адаптации молодого поколения к общественным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH

The paper is devoted to the consideration of changes taking place in modern society and their influence on the forming of tolerant consciousness of the youth. The results of empiric research of value and life-meaning orientations are presented alongside with the tolerance level and types of ethnic identity of young men and women of rural and urban communities. The important values for the young generation are «independence», «kindness» and «safety». According to the level of life-meaningfulness, young women are more likely to value the life process and to control life events than young men. Young people regardless of their gender and place of living have optimal level of tolerance and positive ethnic identity. The formation of tolerant consciousness including the systems of life-meaningl and value orientations implies the formation of positive ethnic identity which allows the successful adaptation of the young generation to social changes.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики толерантного сознания современной молодежи»

УДК 159.923.2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Г. В. Митина, А. Н. Нугаева, Н. К. Нуриханова

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH

G. V. Mitina, A. N. Nugaeva, N. K. Nurikhanova

Статья посвящена рассмотрению изменений, происходящих в современном обществе и их влиянию на формирование толерантного сознания молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций, уровня толерантности и типов этнической идентичности юношей и девушек городской и сельской местности. Значимыми ценностями для молодого поколения являются «самостоятельность», «доброта» и «безопасность». По показателям осмысленности жизни девушкам в большей степени, чем юношам свойственно оценивать процесс жизни и контролировать жизненные события. У молодых людей вне зависимости от половой принадлежности и места проживания отмечается оптимальный уровень толерантности и позитивная этническая идентичность. Формирование толерантного сознания, включающее в себя системы смысложизненных и ценностных ориентаций, предполагает становление позитивной этнической идентичности, что способствует успешной адаптации молодого поколения к общественным изменениям.

The paper is devoted to the consideration of changes taking place in modern society and their influence on the forming of tolerant consciousness of the youth. The results of empiric research of value and life-meaning orientations are presented alongside with the tolerance level and types of ethnic identity of young men and women of rural and urban communities. The important values for the young generation are «independence», «kindness» and «safety». According to the level of life-meaningfulness, young women are more likely to value the life process and to control life events than young men. Young people regardless of their gender and place of living have optimal level of tolerance and positive ethnic identity. The formation of tolerant consciousness including the systems of life-meaningl and value orientations implies the formation of positive ethnic identity which allows the successful adaptation of the young generation to social changes.

Ключевые слова: толерантное сознание, ценностные ориентации, осмысленность жизни, смысложизненные ориентации, молодежь, толерантность, этническая идентичность.

Keywords: tolerant consciousness, value orientations, meaningfulness of life, life-meaning orientations, youth, tolerance, ethnic identity.

Бурное развитие процессов глобализации, ведущее к обширным изменениям в самых разных сферах - в экономике, массовых коммуникациях, технологиях, культуре - затронуло большую часть современного мира. Этот важнейший фактор, наряду с кризисом национальной идентичности, формированием «полярной толерантности», то есть преобладанием в ней прямо противоположных черт, обусловили изменения в системе ценностей и приоритетов российского общества [3]. В сложившейся ситуации особый интерес для нас представляет анализ содержательных характеристик толерантного сознания (смысложизненных и ценностных ориентаций, этнической идентичности) молодого поколения, так как одной из актуальных проблем сегодня является способность молодежи адаптироваться к новой социальной действительности.

В Федеральном законе «Об образовании РФ» отмечается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами вне зависимости от их расовой, этнической, культурной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих ценностей и толерантности. Поэтому важно осуществлять анализ происходящих изменений в системе ценностей [2; 5], раскрывать конкретные формы отражения данного генезиса в образовательном процессе и способствовать формированию толерантного сознания молодежи в современном мире [1; 6].

Современное общество полиэтнично, поликультурно, и в образовательном процессе вуза необходимо формировать толерантность и установки толерантного сознания современной молодежи, что выступает условием успешного развития современного поликультурного общества [7].

Под толерантным сознанием мы понимаем обобщенное условное обозначение системы установок, смысложизненных и ценностных ориентаций людей разных этносов, включенных в объективно заданное пространство совместного пребывания и взаимодействия, в условиях чего не исключена возможность возникновения и проявления межнациональной неприязни, напряжения и конфликтов. При этом толерантное сознание предполагает формирование позитивной этнической идентичности, что является нормой для полиэтнического общества.

Содержательными характеристиками толерантного сознания являются стремление к уважению и принятию обычаев, идей, существующих в культуре, понимание и терпимость по отношению к другим людям, стремление к безопасности и стабильности общества, отсутствие стремления к доминированию над другими, высокий уровень осмысленности жизни и позитивная этническая идентичность.

Теоретические, методологические и прикладные аспекты проблемы ценностей и толерантного сознания рассматривались в работах философов (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, А. Г. Здравомыслов, А. П. Ку-

ницына, В. П. Тугаринов, В. С. Соловьев), психологов (Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Г. У. Солдатова), педагогов (Н. В. Богуславский, В. Н. Гуров, Б. Т. Лихачев, З. И. Равкина, В. А. Слас-тенин, О. Д. Шарова). Необходимо отметить педагогические исследования ценностных ориентаций молодежи, ее гражданского и нравственного становления А. Ф. Амирова, Р. А. Асадуллина, В. Л. Бенина, А. С. Гаязова, Л. П. Гирфановой, З. И. Исламовой, А. З. Рахимова, Р. М. Фатыховой, Э. Ш. Хамитова, Г. Р. Шафиковой.

Целью исследования стало изучение существующих различий в содержательных характеристиках толерантного сознания современной молодежи.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что будут выявлены значимые различия в содержательных характеристиках толерантного сознания юношей и девушек городской и сельской местности.

Исследование было проведено в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Всего в исследовании приняли участие 81 студент, из них 52 девушки и 29 юношей в возрасте 17 - 21 года. 41 человек из данной выборки проживает в сельской местности и 40 молодых людей проживают в городе.

В качестве методик исследования были использованы «Ценностный опросник» Ш. Шварца, «Тест осмысленности жизни» Д. А. Леонтьева, экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой и

методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой. Статистически значимые различия в полученных показателях устанавливались с использованием и-критерия Манна-Уитни.

Анализ результатов по «Ценностному опроснику» Ш. Шварца осуществлялся в два этапа. Первый этап включал оценку ценностей и убеждений на уровне социально нормативных идеалов, оказывающих влияние на личность, а второй этап предполагал изучение личности на уровне индивидуальных ценностей.

По результатам (таблица 1), полученным в целом по выборке, можно сказать, что среди ценностных ориентаций молодых людей на уровне социально-нормативных идеалов наиболее значимыми являются такие ценности как «самостоятельность» (хср. = 5,2 балла), «безопасность» (хср. = 4,8 баллов), «доброта» (хср. = 4,75 баллов). Это означает, что молодежь вне зависимости от половой дифференциации и местности проживания ориентирована на самостоятельность мысли и действия, безопасность и стабильность общества, сохранение и повышение благополучия близких людей, понимание и терпимость. Наименьшую значимость имеют ценности «власть» (хср = 3,4 балла) и «традиции» (хср = 3,35 баллов), т. е. у них отсутствует или минимально выражено стремление к достижению социального статуса, престижа, контроля, доминирования над людьми или социальными средствами, а также стремление к уважению и принятию обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им.

Таблица 1

Иерархия ценностей молодежи на уровне социально-нормативных идеалов

Конформность Традиции Доброта Универсализм Самостоятельность Стимуляция Гедонизм Достижения Власть Безопасность

Девушки 4,4 3,3 4,8 4,5 4,9 4,2 4,8 4,7 3,1 4,8

Юноши 4,3 3,4 4,7 4,4 5,4 4,3 4,3 4,7 3,7 4,8

Молодые люди, проживающие в городе 4,2 3,1 4,6 4,2 4,9 4,2 4,4 4,4 3,2 4,7

Молодые люди, проживающие в сельской местности 4,6 3,6 4,8 4,6 5,2 4,1 4,7 4,9 3,4 5,0

Средние значения в целом по выборке 4,4 3,35 4,75 4,4 5,2 4,2 4,6 4,7 3,4 4,8

По и-критерию Манна-Уитни были выявлены статистически достоверные различия между показателями юношей и девушек по ценности «самостоятельность» (Иэмп = 542, при р < 0,05). Это означает следующее: юноши в большей степени, чем девушки стремятся к самостоятельности мышления и выбора способов действия, к проявлению творчества, исследовательской активности. Однако между показателями юношей и девушек существует и незначительное различие в предпочтении других ценностей: девушки ценят гедонизм (хср. = 4,8 баллов), проявляющийся в стремлении получать наслаждение или чувственное удовольствие, а юноши ориентированы на достиже-

ния и личный успех в соответствии с социальными стандартами (хср. = 4,7 баллов).

Также были выявлены значимые различия ценно -стей между группами молодых людей, проживающих в сельской и городской местности. У молодых людей, проживающих в сельской местности, на уровне социально-нормативных идеалов статистически значимо преобладает ценность «достижения» (Иэмп = 623,5, при р < 0,05), т. е. сельская молодежь более ориентирована на личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.

Среди индивидуальных ценностей (таблица 2) наибольшую значимость для молодых людей имеют

ценности «самостоятельность» (хср. = 2,8 баллов), «доброта» (хср. = 2,6 баллов), «универсализм» (хср. = 2,6 баллов). Эти данные характеризуют стремление молодежи к автономности и независимости, к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей и природы, а также к доброжелательности, сфокусированной на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Однако, если юноши в большей степени ориентированы на самостоятельность (хср. = 2,8 баллов) в своем индивидуальном профиле личности, то девушки - на доброту, как сохранение и повышение благополучия близких людей (хср. = 2,8 баллов).

По и-критерию Манна-Уитни было выявлено, что на уровне индивидуальных ценностей юноши более ориентированы на обладание авторитетом, богатством, социальной властью, чем девушки (Иэмп = 508,5, при р < 0,01), что свидетельствует о более выраженной толерантности у девушек. На уровне социально-нормативных идеалов и на уровне индивидуальных ценностей у молодых людей, проживающих в сельской местности, статистически значительно преобладает ценность «конформность» по сравнению с группой молодых людей, проживающих в городе (иэмп =

623,5, при р < 0,05; Иэмп = 591, при р < 0,05 соответственно). Таким образом, сельская молодежь стремиться к сдерживанию своих действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям по сравнению с городской молодежью. На уровне индивидуальных ценностей статистически значимые различия были выявлены и в отношении ценности «стимуляция», т. е. сельская молодежь в большей степени стремиться к новизне и глубоким переживаниям по сравнению с городской (Иэмп = 642,5, при р < 0,05).

По выборке молодых людей данные, полученные по первой и второй частям опросника Ш. Шварца, частично не совпадают, так на уровне индивидуальных ценностей преобладающим является универсализм, в то время как на уровне нормативных идеалов молодые люди ориентированы на безопасность, гедонизм и достижения. Это может означать определенную нереализованность социальных ценностей в поведении вследствие ограничения возможностей молодых людей, группового давления на них, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

Таблица 2

Иерархия ценностей молодежи на уровне индивидуальных значений

Конформность Традиции Доброта Универсализм Самостоятельность Стимуляция Гедонизм Достижения Власть Безопасность

Девушки 1,9 1,5 2,8 2,7 2,7 2,4 2,4 2,1 1,0 2,2

Юноши 1,7 1,3 2,4 2,5 2,8 2,0 2,3 2,3 1,6 2,1

Молодые люди, проживающие в городе 1,6 1,2 2,5 2,4 2,7 2,1 2,3 2,1 1,1 2,0

Молодые люди, проживающие в сельской местности 2,0 1,6 2,7 2,7 2,8 2,4 2,4 2,2 1,3 2,3

Средние значения в целом по выборке 1,8 1,4 2,6 2,6 2,8 2,2 2,4 2,2 1,3 2,2

Таким образом, существуют различия в ценностных ориентациях современной молодежи. Юноши в большей степени, чем девушки стремятся к самостоятельности, творчества и исследовательской активности, к достижениям и личному успеху в соответствии с социальными стандартами, к обладанию авторитетом, богатством, социальной властью. Девушки в свою очередь предпочитают доброту, как сохранение и повышение благополучия близких людей, ориентированы на получение наслаждения или чувственного удовольствия. Молодые люди из сельской местности по сравнению с городской в большей степени стремятся к достижению личного успеха, к получению новых впечатлений и глубоких переживаний, к сдерживанию своих действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям.

Исследование смысложизненных ориентаций у молодых людей с помощью методики «Тест осмысленности жизни» Д. А. Леонтьева позволило выявить следующее. Результаты по всем шкалам данной методики находятся на уровне средних значений. В то же время средние значения показателей у девушек по всем шкалам превосходят показатели у юношей (таблица 3).

Таблица 3

Показатели осмысленности жизни молодых людей

и 2 2 1

Цели в жизт Процесс жизн Результат Локус контрой Я Локус контрой жизни Общий показе тель ОЖ

Девушки 32 31 25 22 32 105

Юноши 30 28 24 21 28 98

Молодые люди, проживающие в городе 30 29 24 21 30 100

Молодые люди, проживающие в сельской местности 32 30 26 22 31 104

Средние значения в целом по выборке 31 29,5 24,8 21,5 30,3 101,8

В результате проведенной математической обработки данных по Ц-критерию Манна-Уитни были получены значимые различия между показателями осмысленности жизни у юношей и девушек. По шкале «процесс жизни» девушки более ориентированы на процесс своей жизни и воспринимают его как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом по сравнению с юношами (Цэмп = 568, при р < 0,05). По шкале «локус контроля - жизнь» девушкам более свойственна тенденция контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь по сравнению с юношами (Цэмп = 526.5, при р < 0,01).

Таким образом, смысложизненные ориентации девушек в большей степени характеризуются наличием целей будущего, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу. И девушкам и юношам примерно в равной степени прожитый отрезок жизни кажется продуктивным и осмысленным. И те и другие считают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие со своими целями и представлениями о ее смысле. У девушек преобладает убеждение, что человеку самому дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

В целом, хотелось бы отметить, что подобные показатели отражают изменения и трансформации, про-

исходящие в современном обществе. Если несколько десятилетий назад, средние значения по субшкалам и общему показателю осмысленности жизни преобладали у мужчин по сравнению с женщинами, то сегодня часто результаты оказываются прямо противоположными.

По результатам исследования городской и сельской молодежи значимых различий по данным показателям выявлено не было, однако стоит отметить, что незначительно, но молодое поколение, проживающее в сельской местности, превосходит по всем показателям молодых людей, проживающих в городе. Общий показатель осмысленности жизни у представителей сельской местности выше.

Результаты исследования с помощью методики «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой (таблица 4) позволили выявить средний уровень толерантности в целом по выборке молодых людей вне зависимости от половой принадлежности и места проживания (хср. = 86,8 баллов). Данные результаты показывают характерное для молодых людей сочетание как толерантных, так и интолерантных черт личности. В одних социальных ситуациях они склонны проявлять терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважение, принятие чужой культуры, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, а в других могут демонстрировать как социальную, так и этническую интолерантность.

Таблица 4

Показатели сформированости толерантности у юношей и девушек

Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности Общий показатель индекса толерантности

Девушки 28,9 29,1 30,3 88,3

Юноши 27,9 28,7 28,2 84,8

Молодые люди, проживающие в городе 28,9 28,8 29,2 86,9

Молодые люди, проживающие в сельской местности 28,1 29,2 29,8 87

Средние значения в целом по выборке 28,5 29 29,4 86,8

В результате математической обработки данных были выявлены статистически достоверные различия между показателями у юношей и девушек по шкале «толерантность как черта личности», что говорит о том, что у девушек более сформированы по сравнению с юношами личностные черты, установки и убеждения, предполагающие терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям (иэмп = 503, при р < 0,01).

Значимых различий между показателями по шкалам опросника «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой у городской и сельской молодежи выявлено не было.

Результаты исследования типов этнической идентичности молодых людей показывают (таблица 5), что современной молодежи вне зависимости от половой принадлежности и места проживания характерна позитивная этническая идентичность, которая предполагает сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам (хср. = 16,4 балла). В полиэтническом обществе норма свойственна подавляющему большинству, что задает оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Позитивная этническая идентичность является условием самостоятельности и стабильного существования этнической группы, а также выступает условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Анализируя данные, полученные при применении и-критерия Манна-Уитни отметим, что по шкале «этническая индифферентность» молодым людям, проживающим в городе, более свойственно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этнично-сти по сравнению с молодыми людьми, проживающими в сельской местности (Иэмп = 597, при р < 0,05). По шкале «этнофанатизм» молодые люди, проживающие в сельской местности проявляют большую готовность

идти на любые действия в защиту этнических интересов по сравнению с молодыми людьми, проживающими в городе (Иэмп = 619,5, при р < 0,05).

Значимых различий между показателями по шкалам опросника «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой у юношей и девушек выявлено не было.

Анализ полученных результатов и сравнение выборки юношей и девушек городской и сельской местности позволили сформулировать следующие выводы.

В иерархии ценностей как юношей, так и девушек наиболее значимой является ценность «самостоятельность», что отражают потребности молодого поколения выбирать способы действия, заниматься творчеством и проявлять исследовательскую активность, стремиться при этом к автономности и независимости. Значимыми ценностями для юношей и девушек являются «безопасность» и «доброта», которые имеют непосредственное отношение к семье, стабильности, гармонии и благополучию общества и взаимоотношений. В условиях кризиса особенно возросла роль этих ценностей, так как они производны от потребности в позитивном взаимодействии, обеспечении процветания и сохранения благополучия людей, с которыми они находятся в личных контактах. Значимая роль на индивидуальном уровне ценности «универсализм» совпадает с результатами исследования толерантности личности. Проявляя толерантность, юноши и девушки стремятся к пониманию, терпимости и защите благополучия людей и природы. При этом у девушек более сформированы по сравнению с юношами личностные черты, установки и убеждения, предполагающие терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям. Смысложизненные ориентации девушек в большей степени характеризуются наличием целей будущего и уверенностью в возможности контролировать свою жизнь и принимать решения.

Таблица 5

Показатели сформированности типов этнической идентичности у молодежи

Этнонигилизм Этническая индифферентность Норма (позитивная этническая идентичность) Этноэгоизм Этноизоляцио-низм Этнофанатизм

Девушки 3,1 11,2 16,5 5,5 4,3 5,5

Юноши 3,1 10,1 16,3 5,9 5 6,5

Молодые люди, проживающие в городе 2,8 11,7 16,3 5,6 4,1 5,0

Молодые люди, проживающие в сельской местности 3,3 10,1 16,4 5,9 5,1 6,5

Средние значения в целом по выборке 3,1 10,8 16,4 5,7 4,6 5,9

Анализ полученных результатов позволил выявить существующие различия ценностей «достижения», «конформность» и «стимуляция» у сельской и городской молодежи. Полученные различия, на наш взгляд, объясняются особенностями стиля и условий жизни в городе и в селе. Как отмечает А. В. Мудрик, в сельских поселениях наблюдается сильный социаль-

ный контроль за поведением человека. Немногочисленность населения, тесные связи между односельчанами, где анонимное существование человека практически невозможно и каждый эпизод его жизни может стать объектом оценки со стороны окружения. При этом город предоставляет каждому человеку более широкие возможности выбора круга общения, систе-

мы ценностей, стилей жизни, возможностей самореализации и самоутверждения [4].

Преобладание этнофанатизма у молодых людей, проживающих в сельской местности и этнической индифферентности у городской молодежи, объясняется тем, что в селе более выражена этническая сплоченность, а в городской среде наблюдается отчуждение от этноса. Поэтому горожанам присуща национальная принадлежность, а этническая принадлежность ярче проявляется в селе.

Выявленные в процессе исследования содержательные характеристики, такие как высокая значимость ценностей «безопасность», «доброта», «самостоятельность», низкая значимость ценности «власть», высокий уровень осмысленности жизни, ее целей, представлений, стремление контролировать свою жизнь, свободно

принимать решения, норма этнической идентичности свидетельствуют о высоком уровне проявления толерантного сознания современной молодежи. Однако, низкая значимость ценности «традиции» указывает на нежелание молодых людей следовать существующим в культуре обычаям и идеям, для них важно искать новые формы взаимодействия с окружающим миром, новые стереотипы поведения.

Таким образом, проблема формирования толерантного сознания молодежи в образовательном процессе вуза имеет стратегическую значимость в современном полиэтническом обществе. Молодое поколение, с уважением и понимаем относящееся к самобытности своего народа, сможет принять и понять своеобразие культуры другого.

Литература

1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию: монография. М.: Смысл, 2000. 255 с.

2. Дагбаева С. Б. Становление системы ценностных ориентаций личности в процессе этнической социализации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1(61). Т. 1. С. 122 - 127.

3. Митина Г. В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе: автореф. ... канд. филос. наук. Уфа: БГПУ, 2005. 24 с.

4. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

5. Нугаева А. Н., Нестерова И. Н., Павлова В. В. Мотивационно-ценностная сфера студентов-психологов как компонент профессиональной компетентности // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 213 - 219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности или как сделать так, чтобы зазвучали струны человеческой души // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2003. Вып. 6. С. 60 - 79.

7. Султанова Л. Ф. Формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме: дис. ... канд. пед. наук. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. 170 с.

Информация об авторах:

Митина Галина Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, г. Уфа, mgv79@mail.ru.

Galina V. Mitina - Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the Department of General and Social Psychology, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University.

Нугаева Альфия Нигматзяновна - преподаватель кафедры общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, г. Уфа, nugaeva_bgpu@mail.ru

Alfiya N. Nugaeva - Lecturer at the Department of General and Social Psychology, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University.

Нуриханова Наиля Камиловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, г. Уфа, nurikhanai@rambler.ru

Nailya K. Nurikhanova - Candidate of Pedagogics, Senior Lecturer at the Department of General and Social Psychology, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University.

Статья поступила в редколлегию 23.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.