УДК 159.923
Л. И. Дементий
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
К. Ю. Романов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СИТУАЦИИ ОКОНЧАНИЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)
Исследуется выявление личностных ресурсов копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий. Такой ситуацией является ситуация окончания учебного заведения (среднего и высшего). Доказано, что ответственность, самостоятельность, локус контроля, мотивация достижений и смысложизненные ориентации способны выступить ресурсами совладающего со стрессом поведения.
Ключевые слова: копинг-поведение; копинг-ресурсы; ответственность; самостоятельность; локус контроля; мотивация достижений; смысложизненные ориентации.
L. I. Dementiy
Omsk F. M. Dostoevsky State University
K. Yu. Romanov
Omsk F. M. Dostoevsky State University
PERSONAL RESOURCES OF COPING BEHAVIOR IN SITUATIONS OF CHOICE OF LIFE STRATEGIES (ON THE EXAMPLE OF THE SITUATION FINISHING SECONDARY AND HIGHER EDUCATION)
This scientific work is devoted to the problem of personal resources of coping-behavior construction in the situation of choice of life strategies, namely in the situation of the finishing of the secondary and higher educational institutions. In the course of this research, we confirmed the hypothesis that the situation of the finishing of the secondary and higher education institutions is characterized by a high level of stress. We have determined that responsibility, independence, locus of control, effectance motivation and life orientation are personal resources of coping-behavior construction in the situation of choice of life strategies, namely in the situation of the finishing of the secondary and higher educational institutions.
Keywords: œping-behaviour; coping-resources; responsibility; motivation of achievements; independence; control locus; semantic vital orientations.
Личность постоянно включена в контекст множества ситуаций, которые предъявляют к ней определённую систему требований. Как следствие, личность вынуждена постоянно оценивать и соотносить внешние требования ситуации и внутренние возможности им соответствовать. Если требования ситуации субъективно оцениваются как превосходящие актуальные возможности личности, это вызывает повышение уровня тревожности и необходимость совладания со стрессом. Особо стрессогенными ситуациями являются «пово-
ротные ситуации» (С. Л. Рубинштейн), которые определяют жизненный путь человека и альтернативы дальнейшего развития.
«Поворотной», с нашей точки зрения, является ситуация выбора жизненных стратегий, примерами которой являются ситуации выбора образовательного учреждения, профессии, места жительства, работы, брачного партнёра, рождения детей и т. д. Для исследования мы выбрали ситуацию завершения обучения в средних и высших учебных заведениях. Важнейшими особенностями рассматриваемой
© Дементий Л. И., Романов К. Ю., 2013 20
ситуации являются: её пролонгированный во времени характер, что позволяет исследовать реакции учащихся на последних этапах обучения; наличие нескольких альтернатив развития; высокая значимость ситуации для субъекта; активная позиция человека по отношению к собственной жизни; необходимость принятия ответственности за совершаемый выбор и собственное будущее. А также положение субъекта выбора характеризуется высокой степенью неопределённости будущего, что, в свою очередь, детерминирует высокий уровень тревожности и актуализирует необходимость совладания с ней.
Актуальность исследований в данной области обусловлена тем, что учащиеся испытывают дефицит развития навыков эффективного совладания с тревожностью. Это обусловливает следующие риски: снижение мотивации на обучение и, как следствие, успеваемости; актуализация страхов неудач и риск соматизации, риск ошибочного выбора путей развития и неудовлетворённость жизнью и т. д. В итоге появляется необходимость преодоления стресса.
Процесс совладания со стрессом в психологической науке принято называть копингом (от англ. «cope» - преодоление). S. Folkman, R. S. Lazarus понимали копинг как «когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [1].
Проблема совладающего поведения имеет в зарубежной психологии более чем сорокалетнюю историю активных разработок (S. Folkman, R. S. Lazarus, 1988; C. M. Aldwin, 1994; N. S. Endler, J. D. A. Parker, 1990; Е. Fry-denberg, 1997; S. E. Hobfoll, 1988 и др.). В последние годы проблема преодоления сложных жизненных ситуаций активно исследуется в отечественной психологии (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Л. И. Анцыферова, 1994; В. М. Ял-тонский, 1995; P. M. Грановская, И. М. Никольская, 2000; Л. И. Дементий, 2005; А. Ю. Мале-нова, 2007; И. В. Шагарова, 2007; К. И. Корнев, 2008 и др.).
В целях совладания с трудностями человек на протяжении своей жизни вырабатывает копинг-стратегии, представляющие собой систему целенаправленного поведения, способствующего лучшей адаптации человека к повышенным требованиям ситуации, позволяюще-
го их ослабить или смягчить, избежать или привыкнуть к ним, чтобы уменьшить или нивелировать стрессовое действие ситуации [2].
Успешное совладание со стрессом во многом зависит от личностных и средовых возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости совладания с трудной жизненной ситуацией, совокупность данных средств получила название ресурсов копинг-поведения [3].
Проблема ресурсов совладания получила развитие в трудах зарубежных (D. Navon, 1984; S. Hobfol, 1988; J. Taylor, 1995) и отечественных (Л. И. Дементий, 2005; Н. В. Лейф-рид, 2007, А. Ю. Малёнова, 2007; И. В. Шагарова, 2007; К. И. Корнев, 2008) исследователей, которые в качестве копинг-ресурсов предлагают рассматривать оптимизм, стойкость, самооценку, эмпатию и др. Несмотря на большое количество исследований в контексте данной проблематики, не все аспекты личностных ресурсов совладания были освещены достаточно полно.
Была поставлена цель - выявить личностные ресурсы копинг-поведения в ситуации окончания средних и высших учебных заведений. В качестве потенциальных копинг-ресурсов рассмотрены: ответственность
(Л. И. Дементий, А. Ю. Малёнова), самостоятельность (Т. Л. Крюкова), локус контроля (S. Kobasa), мотивация достижения (Н. А. Сирота) и смысложизненные ориентации: наличие цели в жизни; наличие интереса к жизни и её эмоциональная насыщенность; удовлетворённость самореализацией (Д. А. Леонтьев). Выбор перечисленных личностных образований был обусловлен результатами теоретического анализа научной литературы и интересом исследователей. Описанные личностные особенности в контексте данной ситуации рассмотрены впервые.
Исходя из определения Е. А. Петровой, ресурсами совладающего поведения можно считать личностные и средовые возможности, которые имеются в наличии и которые человек может осознанно использовать для совла-дания - усилий по устранению или уменьшению травмирующего действия стрессора [4]. Существует большое количество средств и способов снижения уровня тревожности -копинг-стратегий. Таким образом, мы исходим из положения о том, что ресурсы совла-дающего поведения связаны с выбором ко-
пинг-стратегий, позволяющих с высокой степенью эффективности преодолевать ситуацию повышенной тревожности [5].
Актуальным для нашего исследования является выявление личностных ресурсов ко-пинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий, а именно в ситуации окончания средних и высших учебных заведений. На основе знания о ресурсных личностных образованиях будет возможно создание коррекционных и развивающих программ, благодаря которым будущие выпускники смогут получить навыки совладания со стрессом и тревожностью и, как следствие, более успешно переживать кризисные ситуации.
Объект исследования - копинг-поведе-ние. Предметом исследования были выбраны личностные ресурсы копинг-поведения (ответственность, самостоятельность, локус контроля, мотивация достижения, смысложизненные ориентации). Цель исследования -выявить личностные ресурсы копинг-поведе-ния учащихся выпускных классов/курсов средних и высших учебных заведений.
Мы предположили, что:
1) ситуация окончания учебных заведений характеризуется высоким уровнем тревожности учащихся выпускных классов/курсов средних и высших учебных заведений;
2) существует прямая корреляционная связь ответственности с субъективно эффективными копинг-стратегиями учащихся в ситуации окончания учебных заведений;
3) самостоятельность, интернальный ло-кус контроля и мотивация достижений положительно коррелируют с субъективно эффективными стратегиями совладания в ситуации окончания учебных заведений;
4) наличие цели в жизни, наличие интереса к жизни и удовлетворенность самореализацией имеют прямую корреляционную связь с выбором субъективно эффективных копинг-стратегий в ситуации окончания учебных заведений.
Наши гипотезы были протестированы на группе учащихся выпускных классов средних образовательных учреждений (школ, лицеев и гимназий) и учащихся выпускных курсов высших профессиональных учебных заведений (институтов, академий и университетов), так как образовательная ситуация выбранных респондентов полностью соответствует проблематике нашего исследования, а именно будущие выпускники находятся на стадии
выбора жизненных стратегий, готовясь к переходу в качественно новую ситуацию развития и могут переживать тревожность.
В исследовании приняли участие 200 человек: 100 учащихся средних образовательных учебных заведений г. Омска и Омской области и 100 учащихся высших профессиональных учебных заведений г. Омска. Гендерный состав: 147 девушек и 53 юноши, средний возраст равен 19 лет.
В исследовании был использован метод анкетирования и психодиагностического тестирования.
В одной экспериментальной сессии испытуемые заполняли опросники: авторская «Шкала тревожности», методика «Анкета оценки копинг-стратегий» C. S. Carver (в адаптации Л. И. Дементий), опросник «Ответственное поведение» Л. И. Дементий, тест-опросник диагностики самостоятельности Г. С. Прыгина, опросник «ЛК(в)» Е. Г. Ксе-нофонтовой, модификация теста-опросника «Измерение мотивации достижения» А. Мех-рабиана (М. Ш. Магомед-Эминов), методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.
Рассмотрев совокупные данные первичной математической статистики, получили следующие значения: среднее значение = 10,04; медиана = 10,85; асимметрия = -0,27. Так как показатель асимметрии отрицателен, мы можем сделать вывод о том, что больший процент выборки находится в области высоких значений переменной, иными словами, большее количество опрошенных респондентов испытывают высокий уровень тревожности в рассматриваемой ситуации [6].
Анализ количественных показателей использования стратегий совладания установил, что чаще респонденты используют копинг-стратегию «Положительное истолкование и рост», а реже прибегают к таким, как «Использование алкоголя и наркотиков», «Поведенческое отстранение», «Обращение к религии», «Отрицание». Юноши в ситуации окончания учебных заведений в целях совладания со стрессом чаще всего используют стратегии «Планирование», «Положительное истолкование и рост» и «Активный копинг», а реже -«Использование алкоголя и наркотиков», «Поведенческое отстранение», «Обращение к религии», «Отрицание». Наиболее предпочитаемыми стратегиями совладания среди девушек в ситуации окончания средних и выс-
ших учебных заведений являются «Положительное истолкование и рост», «Поиск эмоциональной общественной поддержки»; наименее предпочитаемыми - «Использование алкоголя и наркотиков», «Поведенческое отстранение», «Обращение к религии» и «Отрицание».
В результате качественного анализа было установлено, что наиболее эффективными респонденты считают следующие копинг-стратегии: «Положительное истолкование и рост», «Поиск активной общественной поддержки», «Поиск эмоциональной общественной поддержки», а наименее эффективными -«Поведенческое отстранение», «Использование алкоголя и наркотиков», «Фокус на эмоциях и их выражение» и «Отрицание».
Изучив гендерный аспект эффективности копинг-стратегий, мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективными стратегиям сов-ладания, по оценкам юношей, в ситуации окончания учебных заведений являются стратегии «Положительное истолкование и рост» и «Планирование»; к наименее эффективным -«Поведенческое отстранение», «Фокус на
эмоциях и их выражение» и «Отрицание». Наибольшей эффективностью, по оценкам девушек, в ситуации окончания учебных заведений обладают копинг-стратегии «Положительное истолкование и рост», «Поиск эмоциональной общественной поддержки», «Поиск активной общественной поддержки»; наименьшую степень субъективной эффективности девушки приписывают копинг-стратегиям «Поведенческое отстранение», «Использование алкоголя и наркотиков» и «Отрицание».
Диагностика копинг-стратегий учащихся в ситуации окончания средних и высших учебных заведений позволила выявить стратегии совладания, характеризующиеся различной субъективной эффективностью, а также группы респондентов, использующих высокоэффективные и низкоэффективные стратегии.
В результате проведения корреляционного анализа нами была установлена закономерность: чем выше уровень ответственности (и её отдельных шкал: отношение к трудностям; предвидение результатов деятельности; осуществление или отказ от выполнения своих намерений; отношение к новым обязанностям; отношение к обещаниям; отношение к последствиям своих поступков; отношение к тому, за что человек должен нести ответст-
венность; эмоциональное отношение к ответственным делам) респондентов, тем чаще они применяют копинг-стратегии, оцениваемые самими участниками исследования как высокоэффективные, направленные на активную работу со стрессом и уменьшающие степень тревожности респондентов; чем ниже уровень ответственности, тем чаще респонденты прибегают к использованию неэффективных стратегий совладания.
Таким образом, в нашем исследовании была установлена прямая корреляционная связь ответственности с использованием субъективно эффективных копинг-стратегий, что, в свою очередь, может служить подтверждением того, что ответственность является ресурсом копинг-поведения в ситуации окончания высших и средних учебных заведений.
По итогам проведённого анализа были выявлены прямые корреляционные связи самостоятельности с копинг-стратегиями «Активный копинг» (г = 0,253; р < 0,001) и «Планирование» (г = 0,155; р < 0,05), которые характеризуются высокой степенью эффективности, по мнению респондентов. Стратегии копинга, имеющие обратные корреляционные связи с параметром «самостоятельность» («Фокус на эмоциях и их выражение» (г = -0,193; р < 0,01), «Отрицание» (г = -0,218; р < 0,01), «Ментальное отстранение» (г = -0,141; р < 0,05), «Поведенческое отстранение» (г = -0,148; р < 0,001), «Использование алкоголя и наркотиков» (г = -0,137; р < 0,05)), характеризуются низкой степенью субъективной эффективности, это можно объяснить тем, что они ведут не к решению противоречий, а к их всяческому избеганию и отвержению, что, в свою очередь, может сохранять и усиливать тревожность.
В процессе изучения было установлено, что самостоятельность положительно коррелирует с субъективно эффективными стратегиями совладания со стрессом, иными словами, чем выше степень самостоятельности, тем чаще респондентами применяются субъективно эффективные копинг-стратегии и отвергаются субъективно неэффективные. Данный вывод подтверждает предположение о том, что самостоятельность является ресурсом копинг-поведения в ситуации выбора жизненной стратегии (в ситуации окончания средних и высших учебных заведений).
Корреляционный анализ локуса контроля и копинг-стратегий выявил положительно
коррелирующую с общей интернальностью копинг-стратегию «Положительное истолкование и рост» (г = 0,305; р < 0,001) как высоко эффективную, а стратегии «Активный ко-пинг» (г = 0,278; р < 0,001) и «Планирование» (г = 0,186; р < 0,01) как эффективные в средней степени. Копинг-стратегии, не направленные на конструктивное разрешение противоречий «Фокус на эмоциях и их выражение» (г = -0,177; р < 0,05), «Отрицание»
(г = -0,217; р < 0 ,01), «Ментальное отстранение» (г = -0,168; р < 0,01), «Поведенческое отстранение» (г = - 0,409; р < 0,01), «Использование алкоголя и наркотиков» (г = -0,191; р < 0,01)) имеют отрицательные корреляционные связи с интернальным локусом контроля. Это позволяет сделать вывод о том, что интернальность (высокие показатели по шкале «Общая интернальность») положительно связана с выбором эффективных, по мнению учащихся выпускных ступеней обучения, копинг-стратегий. Иными словами, интернальный локус контроля взаимосвязан с эффективными копинг-стратегиями, а экс-тернальный локус контроля - с менее эффективными.
Таким образом, интернальный локус контроля может рассматриваться как личностный ресурс копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий, а именно в ситуации окончания средних и высших учебных заведений.
Нами были выявлены прямые корреляционные связи мотивации достижений с копинг-стратегиями «Активный копинг» (г = 0,263; р < 0,001) и «Планирование» (г = 0,352; р < 0,001). Чем выше уровень мотивации достижений, тем чаще используются эффективные копинг-стратегии. Также были установлены обратные корреляционные связи мотивации достижений с неэффективными ко-пинг-стратегиями: «Поведенческое отстранение» (г = -0,429; р < 0,001), «Использование алкоголя и наркотиков» (г = - 0,225; р < 0,001); «Отрицание» (г = - 0,236; р < 0,001). Чем ниже уровень мотивации достижений, тем чаще используются неэффективные копинг-страте-гии. Сформулированный вывод подтверждает поставленную эмпирическую гипотезу о том, что мотивация достижений положительно связана с выбором эффективных, по мнению респондентов, копинг-стратегий. Что, в свою очередь, даёт основание для рассмотрения мотивации достижений в качестве личностно-
го ресурса копинг-поведения в ситуации окончания средних и высших учебных заведений.
Корреляционный анализ смысложизненных ориентаций и копинг-стратегий осуществлялся по отдельным субшкалам: «Цель», «Процесс», «Результат». Показатели субшкалы «Цель» (наличие целей в жизни) положительно коррелируют с копинг-стратегиями («Положительное истолкование и рост» (г = 0,21; р < 0 ,001), «Поиск активной общественной поддержки» (г = 0,136; р < 0,05), «Активный копинг» (г = 0,273; р < 0,001), «Планирование» (г = 0,257; р < 0,001)), которые оцениваются респондентами как эффективные. Показатели субшкалы «Цель» имеют отрицательные корреляционные связи с неэффективными копинг-стратегиями: «Отрицание» (г = - 0,141 ; р < 0 ,05), «Поведенческое отстранение» (г = - 0,408; р < 0,001), «Использование алкоголя и наркотиков» (г = -0,213; р < 0,01). Что подтверждает выдвинутую эмпирическую гипотезу о том, что наличие цели в жизни имеет прямую корреляционную связь с выбором субъективно эффективных копинг-стратегий в ситуации окончания учебных заведений. Интерпретируя полученные результаты, можем сделать вывод: чем выше показатели по шкале «Цель» (наличие цели в жизни), тем чаще респонденты в ситуации окончания учебных заведений в целях совладания извлекают пользу из ситуации. А чем меньше значения по шкале «Цель» (отсутствие целей в жизни), тем реже респонденты используют описанные стратегии совладания. Таким образом, наличие цели в жизни учащихся взаимосвязано с выбором эффективных копинг-стратегий, а значит, является ресурсным состоянием.
Субшкала «Процесс» имеет положительные корреляционные связи с эффективными копинг-стратегиями («Активный копинг» (г = 0,206; р < 0,01), «Планирование»
(г = 0,253; р < 0,001), «Подавление конкурирующей деятельности» (г = 0,17; р < 0,05), «Положительное истолкование и рост» (г = 0,387; р < 0 ,001)) и отрицательные корреляционные связи с неэффективными копинг-стратегиями («Поведенческое отстранение» (г = -0,314; р < 0 ,001); «Использование алкоголя и наркотиков» (г = - 0,199; р < 0,01)).
Обобщая полученные результаты, можем сделать вывод о том, что наличие интереса и эмоциональной насыщенности жизни (высо-
кие показатели по субшкале «Процесс») связано с выбором эффективных, по мнению респондентов, стратегий копинга и отвержением неэффективных. Данный вывод служит подтверждением поставленной эмпирической гипотезы - наличие интереса к жизни связано с выбором субъективно эффективных стратегий копинга в ситуации окончания учебных заведений, а значит, является ресурсным состоянием, помогающим преодолеть стресс и его последствия.
Субшкала «Результат» (результативность жизни или удовлетворенность самореализацией) положительно коррелирует с копинг-стратегиями «Активный копинг» (г = 0,185; р < 0,01), «Планирование» (г = 0,197; р < 0,01) и «Положительное истолкование и рост» (г = 0,302; р < 0 ,001) и отрицательно коррелирует с неэффективными копинг-стратегиями «Отрицание» (г = -0,151; р < 0,05), «Поведенческое отстранение» (г = -0,337; р < 0,001). Таким образом, чем человек больше удовлетворён прожитым отрезком жизни (самореализацией), считает его продуктивным и осмысленным, тем чаще в ситуации окончания обучения использует активные формы совла-дания со стрессовой ситуацией, стремится удалить его или ослабить; тем чаще планирует свои активные действия и стремится предвосхитить их результат и тем чаще ищет в стрессовой ситуации позитивные аспекты, извлекает из стрессовой ситуации пользу через личностный рост. Чем ниже значения по субшкале «Результат» (неудовлетворенность самореализацией), тем реже респонденты прибегают к использованию конструктивных копинг-стратегий и тем чаще используют неэффективные. Полученные результаты служат основанием утверждать, что удовлетворённость самореализацией служит ресурсным состоянием, способствующим эффективному совладанию со стрессорами.
Подводя итог анализу корреляционных связей между смысложизненными ориентациями и стратегиями совладания, можем сделать вывод: рассматриваемые смысложизненные ориентации (цели в жизни; интерес и эмоциональная насыщенность жизни; удовлетворенность самореализацией) имеют статистически достоверные положительные корреляционные связи с копинг-стратегиями, которые воспринимаются учащимися выпускных классов/курсов обучения как эффективные в стрессовой ситуации окончания учебных за-
ведений. Данный факт подтверждает теоретическую гипотезу о том, что смысложизненные ориентации можно рассматривать как личностный ресурс совладающего поведения в ситуации выбора жизненных стратегий, а именно, в ситуации окончания средних и высших учебных заведений.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Ситуация окончания учебных заведений характеризуется высоким уровнем тревожности учащихся выпускных классов/курсов средних и высших учебных заведений.
2. Чем выше уровень ответственности респондентов, тем чаще они применяют субъективно эффективные копинг-стратегии, направленные на активную работу со стрессом и уменьшающие степень тревожности; чем ниже уровень ответственности, тем чаще респонденты используют неэффективные стратегии совладания. Таким образом, ответственность является личностным ресурсом копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий (в ситуации окончания средних и высших учебных заведений).
3. Чем выше степень самостоятельности, тем чаще респондентами применяются субъективно эффективные копинг-стратегии и отвергаются субъективно неэффективные. Данный вывод подтверждает гипотезу о том, что самостоятельность является ресурсом копинг-поведения в ситуации выбора жизненной стратегии (в ситуации окончания средних и высших учебных заведений).
4. Интернальный локус контроля положительно коррелирует с выбором эффективных, по мнению респондентов, копинг-стратегий и отвержением неэффективных. Поэтому интернальный локус контроля может рассматриваться как личностный ресурс копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий (в ситуации окончания средних и высших учебных заведений).
5. Чем выше уровень мотивации достижений, тем чаще респонденты используют субъективно эффективные стратегии совла-дания и отвергают использование субъективно неэффективных. Сформулированный вывод подтверждает теоретическую гипотезу о том, что мотивация достижений является личностным ресурсом копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий (в ситуации окончания средних и высших учебных заведений).
6. Смысложизненные ориентации (нали- _
чие цели в жизни, её эмоциональная насы- 1
щенность и удовлетворённость самореализацией) положительно связаны с выбором субъективно эффективных копинг-стратегий, обуславливающих нормализацию эмоционального состояния и снижение уровня тревожности. Таким образом, смысложизненные ори- 3
ентации можно считать личностным ресурсом копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий (в ситуации окончания учебных заведений).
Результаты исследования могут быть использованы для создания развивающих и коррекционных программ, направленных на подготовку будущих выпускников средних и 4 высших учебных заведений к динамично меняющимся социальным условиям развития и эффективному совладанию со стрессом в нормативной стрессогенной ситуации. Результаты нашего исследования могут быть полезны самим учащимся выпускных классов и курсов как позволяющие выявить зоны де- 5
фицита навыков совладания и повысить мотивацию обучения необходимым методам совладания.
Помимо практической ценности, данное 6 исследование имеет высокую теоретическую значимость, так как способствует развитию представлений о личностных ресурсах совла-дающего поведения в контексте ситуации окончания учебных заведений как ситуации выбора жизненных стратегий.
Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. - N. Y. : Springer, 1984. - P. 141. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. -Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
Дементий Л. И., Романов К. Ю. Копинг-стра-тегии студентов в ситуации окончания учебных заведений // Проблемы теории и практики современной психологии: XI еже-год. Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием : тез. докл. / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [редкол. И. А. Конопак и др.]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 399 с.
Петрова Е. А. К вопросу о понятии ресурсов совладания и критериях их эффективности // Психология совладающего поведения : матер. II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. : в 2 т. - Т. 2 / отв. ред. : Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 241 с.
Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
Дементий Л. И., Романов К. Ю. Тревожность учащихся в ситуации окончания учебных заведений // Проблемы теории и практики современной психологии: XI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием : тез. докл. / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [редкол. И. А. Конопак и др.]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 399 с.