Научная статья на тему 'Ценностно-ориентированный менеджмент в системе управления предприятием'

Ценностно-ориентированный менеджмент в системе управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3899
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / VALUE / VALUE-BASED MANAGEMENT / ENTERPRISE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Наталья Александровна

В статье описывается сущность ценностно-ориентированного менеджмента. Показана его роль в системе управления предприятием. Излагаются механизмы управления, нацеленные на рост стоимости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-BASED MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM

The essence of value-based management is described. It is shown its role in enterprise management system. Mechanisms of management targeting increase enterprise value are set out.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентированный менеджмент в системе управления предприятием»

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Наталья Александровна Щербакова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел. (383)361-01-24, e-mail: serbakova@ngs.ru

В статье описывается сущность ценностно-ориентированного менеджмента. Показана его роль в системе управления предприятием. Излагаются механизмы управления, нацеленные на рост стоимости предприятия.

Ключевые слова: стоимость, ценностно-ориентированный менеджмент, управление предприятием

VALUE-BASED MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM

Natalya A. Shcherbakova

Siberian State Academy of Geodesy,10 Plakhotnogo Str., Novosibirsk, 630108, associate professor, department of Economics and Management, tel. (383)361-01-24, e-mail: serbakova@ngs.ru

The essence of value-based management is described. It is shown its role in enterprise management system. Mechanisms of management targeting increase enterprise value are set out.

Key words: value, value-based management, enterprise Management. Ценностно-ориентированный менеджмент

Традиционно для разработки управленческих решений анализируются отдельные структурные подразделения, процессы, виды продукции, направления деятельности. Для наиболее результативного управления необходимо исследовать всю систему целиком с учетом внешних и внутренних взаимосвязей. Анализировать одновременно все составляющие системы с учетом перспектив развития и тенденций изменения внешних и внутренних факторов возможно на основе оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Концепция управления, базирующая на оценке стоимости предприятия и направленная на ее рост, получила широкое распространение. Для успеха бизнеса в любой компании менеджеру при принятии каждого серьезного управленческого решения надо осмыслить, повышает ли его реализация стоимость компании. На Западе существует аксиома: «Необходимо

использовать оценку стоимости предприятия для принятия лучших управленческих решений». В англоязычной литературе такая концепция управления называется Value-Based Management (VBM), в русскоязычной -«Управление стоимостью предприятия» или «Ценностно-ориентированный менеджмент».

Такое различие в русскоязычной терминологии вызвано рядом причин. Во-первых, данная концепция для России изучается и применяется относительно недавно и терминология еще не стабилизирована. Во-вторых, в нормативных документах подобный термин не закреплен. Действующие Федеральные стандарты оценки унифицируют ряд понятий, используемых в оценочной деятельности, но не затрагивают подходы к управлению на основе результатов оценки стоимости». И, в-третьих, из-за двух вариаций перевода слова «value» как «стоимость» или «ценность». Далее при изложении материала будет использован термин «ценностно-ориентированный менеджмент».

Ценностно-ориентированный менеджмент - это управление, нацеленное на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и, соответственно, стоимости его акций.

Такая концепция управления позволяет акционерам (инвесторам) получать самый значимый для них по сравнению с другими формами доход от вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций, либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала [1].

Из-за потребностей управления финансами крупных компаний с середины 60-х годов стала активно развиваться теория и практика корпоративных финансов (финансового менеджмента крупнейших компаний). При этом в качестве конечной финансовой цели управления корпорацией выделяют максимизацию стоимости акций. Ведь важны не только текущие прибыли, а и будущие, что и находит отражение в стоимости бизнеса в целом, и, соответственно, в стоимости его части - акции или доли в капитале [4].

Общая стоимость акций корпорации просто равна стоимости собственных долей владельцев. Следовательно, более общим способом определения цели ценностно-ориентированного менеджмента будет максимизация рыночной стоимости существующих долей капитала владельцев. Эти принципы применимы ко всем формам бизнеса. При этом неважно, является ли бизнес небольшим предприятием, имеются ли у него продаваемые на рынке акции, в каждом случае хорошее управленческое финансовое решение увеличивает рыночную стоимость доли капитала владельцев, а плохое — уменьшает ее [5].

Основные факторы, способные повлиять на рост стоимости предприятия, следующие:

1. Время получения доходов.

2. Объемы реализации.

3. Себестоимость реализованной продукции.

4. Соотношение постоянных и переменных затрат.

5. Собственные оборотные средства.

6. Основные средства.

7. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.

8. Стоимость привлечения капитала.

9. Эффективные управленческие решения (в частности, внедрение инвестиционных проектов, инновационного инструментария).

Воздействие на те или иные факторы в целях управления стоимостью осуществляется в соответствии с операционными, инвестиционными и финансовыми стратегиями развития предприятия.

Рассмотрим в концентрированном виде сущность определения стоимости бизнеса. Классически в мировой практике применяют три подхода к оценке бизнеса:

- Сравнительный подход, основанный на анализе рыночных цен предприятий-аналогов (котировок акций, цен продаж предприятий целиком, их долей, пакетов акций);

- Затратный подход, основанный на определении стоимости активов и обязательств предприятия, в общем виде базирующийся на равенстве: стоимость предприятия в рамках затратного подхода равна стоимости имеющихся на дату оценки активов за вычетом обязательств предприятия;

- Доходный подход, базирующийся на преобразовании ожидаемых от предприятия доходов в его стоимость на дату оценки.

Важнейшими факторами, определяющими стоимость компании, можно назвать доход и стоимость основных средств. Первый из этих факторов учитывается в доходном подходе к оценке стоимости предприятия, второй - в затратном подходе к оценке [2].

Наличие у предприятия такого объекта основных средств, как недвижимое имущество, определяет и доходность предприятия (зависимость от местоположения, исключение рисков, присущих взятию площадей в аренду, высокая стоимость потенциального залога для обеспечения обязательств), и его стоимость (стоимость недвижимости высока, что отражается на результатах затратного подхода к оценке бизнеса). Поэтому отслеживание стоимости принадлежащего предприятию этого вида имущества и учет механизмов финансирования приобретения объектов, анализ инвестиционных проектов по вложению средств в недвижимость - важный аспект ценностноориентированного менеджмента. Таким образом, менеджерам предприятия необходимо знать и механизмы определения стоимости недвижимости, и методы финансирования, и методы анализа инвестиционных проектов [3].

В целом, затратный подход несколько статичен, отражает ценность активов и обязательств предприятия на единый момент времени - дату оценки. К тому же не учитывает взаимодействие этих активов и экономическое окружение бизнеса. Сравнительный подход отражает перспективы развития бизнеса косвенно, подвержен влиянию краткосрочных факторов. Так, в период финансово-экономического кризиса 2008 года наблюдалась сильная зависимость стоимостей акций огромного количества предприятий от колебаний курса доллара и цен на нефть. Поэтому наиболее значимым для оценки бизнеса вообще, а в особенности для принятия управленческих решений, нацеленных на перспективу, является доходный подход.

Инвестор вкладывает в предприятие средства с целью обеспечения возврата капитала и получения приемлемого дохода на капитал. Работники вкладывают свой труд, чтобы получить оплату за него. Покупатели делают возможным реализацию товара, но затраты на него должны быть сопоставимы с аналогами. Предприятие должно покупать материалы для производства продукции. Таким образом, основная цель и результат бизнеса - получение дохода, позволяющего покрыть необходимые для функционирования предприятия расходы. В условиях конкуренции эффективное функционирование предприятия достигается при стремлении к максимизации дисконтированного денежного потока, выражающего ценность капитала. Рассмотрим кратко технологию применения доходного подхода, основанного на преобразовании в текущую стоимость ожидаемых денежных потоков, то есть потоков дохода от предприятия за вычетом ряда обязательств, связанных с их получением.

Выделяют два основных метода доходного подхода: метод капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков. Оба метода отражают типичное поведение потенциального инвестора (потенциального собственника): чем больший доход ожидается от предприятия при приемлемых рисках, тем большую цену этот инвестор готов заплатить.

Метод капитализации дохода - метод оценки имущества на основе капитализации дохода за первый прогнозный год при предположении, что величина дохода будет такой же и в последующие годы. Метод используется, если доход предприятия стабилен. Расчеты проводят по формуле:

PV = 1

R

где PV- текущая стоимость предприятия (present value); I - доход (income) , ожидаемый за первый после даты оценки год; R - ставка капитализации (rate).

Метод капитализации дохода достаточно прост в применении, не требует детальных средне- и долгосрочных прогнозов. Но в оценке бизнеса применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства предприятий.

Даже если доходы предприятия стабильны, в рамках ценностноориентированного менеджмента результаты применения метода капитализации дохода могут быть использованы только для упрощенных расчетов или как база для сравнения стоимостных оценок в ситуациях «как есть» и «в случае принятия тех или иных управленческих решений».

В случае сильно изменяющихся денежных потоков, что более характерно для предприятий вообще, и при управленческих воздействиях, в частности, для оценки стоимости бизнеса применяют метод дисконтирования денежных потоков - метод оценки, основанный на определении стоимости имущества суммированием ожидаемых от него дисконтированных потоков дохода. Метод применяется для оценки предприятий, денежные потоки которых сильно изменяются по годам.

Расчеты поводятся по формуле:

pv = jj CF' +———

t!(1 + DR)1 (1 + DR)

где i - номер года прогнозного периода, n - последний год прогнозного периода; CFt - доход /-периода (cash flow), FV -стоимость предприятия на конец прогнозного периода (Future Value), DR - ставка дисконтирования (discount rate).

Посредством применения метода дисконтированных денежных потоков может быть оценена результативность важнейших факторов, движущих стоимость, в том числе основных средств, так как при определении величины денежного потока учитываются амортизационные отчисления, капитальные вложения и доход от выбытия основных средств. Можно добавить и изменение долгосрочной задолженности, ведь, например, недвижимое имущество может стать надежным залогом для привлечения существенных кредитных ресурсов на долгий срок.

Применение технологии оценки бизнеса позволяет оценить, как повлияют на стоимость предприятия те или иные решения менеджмента. Для этого работа проводится поэтапно:

- Оценка стоимости предприятия как действующего («как есть»);

- Оценка стоимости предприятия с учетом серьезных управленческих решений (внедрения инновационного инструментария, инвестиционных проектов, новых методов управления, изменение системы финансирования, проведение реструктуризации и др.).

- Сравнение результатов оценки стоимости в ситуации «как есть» и в ситуации «в случае существенных изменений».

Именно анализ изменения стоимости предприятия позволит оценить положительную либо отрицательную динамику, получаемую в ходе проведенных преобразований, касающихся не только отдельной структурной единицы, а всего предприятия целиком, с учетом и внешних, и внутренних взаимосвязей. Наличие нацеленной на рост стоимости технологии управления становится условием эффективности работы предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков, Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты / Д.Л.Волков. - 2- изд. - СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2008. — 320 с.

2. Щербаков, В.А Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А.Щербаков, Н.А.Щербакова. - 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2012. - 315 с.

3. Щербакова, Н.А. Оценка недвижимости: теория и практика: учеб. пособие / Н.А.Щербакова. - М.: Омега-Л, 2011. - 290 с.

4. Brealey, R.A. Principles of Corporate Finance / Richard A. Brealey, Stewart Myers. -McGraw-Hill/Irwin, 2010. - 875 c.

5. Ross, S. Fundamentals of Corporate Finance / S. Ross, R. Westerfield, B. Jordan -McGraw-Hill/Irwin, 2009. - 800 p.

© Н.А. Щербакова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.