Научная статья на тему 'Концепции управления стоимостью компаний'

Концепции управления стоимостью компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2247
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горст К. Я.

Современный процесс создания и корректировки стратегии предприятия немыслим без использования управленческих инноваций, в том числе и стоимостных. Стоимостная оценка предприятия универсальна, благодаря чему получила всемирное признание и активно внедряется в нашей стране.Целью данной статьи является выявление основных проблем управления стоимостью компаний. В работе рассматриваются основные методы, используемые при оценке стоимости предприятий, а также их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горст К. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции управления стоимостью компаний»

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИЙ

К. Я. Горст

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г. В. Плеханова

Научный руководитель: Лунева Е. А.

Аннотация: Современный процесс создания и корректировки стратегии предприятия немыслим без использования управленческих инноваций, в том числе и стоимостных. Стоимостная оценка предприятия универсальна, благодаря чему получила всемирное признание и активно внедряется в нашей стране.Целью данной статьи является выявление основных проблем управления стоимостью компаний. В работе рассматриваются основные методы, используемые при оценке стоимости предприятий, а также их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: оценка бизнеса, стоимость бизнеса, управление стоимостью бизнеса.

Одна из важных проблем российской практики управления предприятиями - это проблема управления стоимостью компании. Она опирается на современную зарубежную концепцию управления предприятием -концепцию управления стоимостью. В основу которой положено понимание того факта, что, показатель стоимости компании является важнейшей комплексной финансовой оценкой, которая отражает экономическую эффективность предприятия, его финансовое благополучие и ожидания перспектив деятельности. Он реагирует на любое изменение ситуации: снижение рентабельности выпуска, ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска - все это вызывает уменьшение стоимости предприятия[2]. По этой причине во многих компаниях стоимость бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все важнейшие управленческие решения (от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений) принимаются с целью увеличения рыночной стоимости компании[9].

Эффективность управления компанией все чаще связывают с повышением ее стоимости, в связи с этим проблема управления стоимостью бизнеса в современном обществе стоит очень остро. В системе огромной рыночной конкуренции всегда необходимо учитывать каждый фактор, способный повлиять на развитие компании, а активы компании являются основными составляющими контроля.

Оценочная стоимость состоит из капитализации компании (зависит от котировок акций на бирже) и балансовой стоимости (бухгалтерская оценка, то есть стоимость активов компании по балансу за вычетом обязательств и нематериальных составляющих). Практически всегда капитализация больше балансовой стоимости, так как рыночная стоимость каждой компании не зависит от структуры, а исключительно от прогнозируемых доходов.Как показывает современная практика, классические бухгалтерские оценки не эффективны. Цели любой компании максимизировать свою рыночную стоимость при минимальных затратах ресурсов, поэтому переосмысление подходов к управлению стоимостью компании важная основа современного менеджмента. [4]

Концепция управления стоимостью компании (Value-BasedManagement, VBM) - это построение системы оценки результатов деятельности на основе стоимости и выстраивание по этому интегрированному показателю рычагов управления.

УВМ является системой включающей следующие элементы: оценивание, стратегию, финансы и корпоративное управление. Зарубежный опыт применения этой концепции показал устойчивые результаты, которые выражались в повышении эффективности деятельности компаний[3].

Для проведения оценки стоимости компании используются методы, применяемые в оценке объектов недвижимости (затратный, доходный, сравнительный), однако методы и инструменты анализа имеют свою специфику.

Рассмотрим основные подходы, используемые при оценке стоимости предприятий.

1. Затратный подход

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных затрат.

В данном случае определение стоимости исходит из чистых активов, отраженных в бухгалтерском балансе как совокупность активов и пассивов[1]. Применение этого подхода основано на принципе замещения и сбалансированности.

Преимущество данной методики состоит в том, что, во-первых, на сегодняшний день она наиболее популярна в современной оценке бизнеса, так как проста в использовании, не требует детального анализа финансово экономической деятельности предприятия и является официально утвержденным способом оценки бизнеса.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

• Внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы, за исключением фактических затрат по выкупу собственных акций у акционеров).

• Оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые

вложения, денежные средства, прочие оборотные активы, за исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) [6].

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

• Долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства (четвертый раздел бухгалтерского баланса);

• Статья третьего раздела баланса - целевые финансирование и поступления;

• Статьи пятого раздела баланса - краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.

2. Доходный подход

Оценка стоимости происходит по доходам, получаемым от владения предприятием. Подход основан на том, что потенциальный покупатель заплатит за долю не больше той суммы что эта доля может принести в качестве дохода.

В данном случае оценка будущих доходов исчисляется в стоимости денег во времени, то есть доход, полученный в настоящий момент времени имеет большую важность по сравнению с будущим доходом.

В рамках доходного подхода применяют в основном две методики оценки:

••метод дисконтирования предполагаемых потоков доходов (денежных потоков). метод прямой капитализации;

2.1. Метод прямой капитализации

Доходный подход рассматривает бизнес как долгосрочный актив, приносящий владельцу определенный доход. Метод прямой капитализации отождествляет бизнес с финансовым активом определенного рода -бессрочной рентой. Особенностями этого актива являются:

• неограниченный срок жизни;

• стабильность потока денежных средств (равные годовые суммы или годовые суммы, возрастающие с постоянным темпом).

2.2. Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов

Данный метод доходного подхода применяют для оценки предприятий находящихся в стадии интенсивного развития бизнеса, для оценки компаний, в отношении которых нет основания предполагать неограниченный срок жизни. Срок жизни бизнеса может быть ограничен договорами аренды, падением спроса на выпускаемую продукцию и т.д.

Согласно методу дисконтирования денежных потоков стоимость предприятия основывается на будущих, прогнозируемых потоках доходов.

Для готовых бизнесов длительность прогнозного периода соответствует оставшемуся эффективному сроку жизни бизнеса и отражает возможность прогнозирования сроков получения доходов от деятельности бизнеса с разумной степенью вероятности их получения, без дополнительных, существенных финансовых вложений в оцениваемый бизнес.

Оставшийся эффективный прогнозируемый срок жизни может быть ограничен сроком экономической жизни продукта, сроком экономической жизни товара, моральным и физическим износом оборудования и технологий производства, сроками аренды производственных и офисных площадей, перспективами рынка, на котором работает оцениваемый бизнес.

На величину риска получения доходов в сторону увеличения или уменьшения влияет ряд факторов. Учет рисков инвестирования в бизнес при определении стоимости предприятия доходным подходом производится подбором адекватной рискам ставки капитализации или дисконта, применяемой для определения текущей стоимости ожидаемых от бизнеса денежных потоков.

Ставка дисконтирования представляет собой коэффициент, применяемый для перевода будущих платежей или поступлений в текущую стоимость. То есть, ставка дисконта используется для определения суммы, которую заплатил бы инвестор сегодня за инвестиционный актив, с целью получения в будущем доходов [7].

3. Сравнительный подход

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что его ценность определяется тем, за какую сумму он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли - продажи аналогичных бизнесов, метод реально отражает спрос и предложение на данный объект оценки, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке продаж готовых бизнесов.

Для определения стоимости бизнеса сравнительным подходом необходима достоверная рыночная информация о сделках купли - продажи готовых бизнесов, и достоверная финансовая информации о проданных бизнесах. На рынке данная информация является закрытой.

Оценка методом сравниваемых продаж имеет свои ограничения применения. Сравнительный подход к оценке не учитывает перспектив развития оцениваемого бизнеса, по этому данным подходом целесообразно оценивать бизнесы, вышедшие на стабильную прибыль, и в отношении которых можно предполагать, что в реально прогнозируемой перспективе их деятельность не будет прекращена[5].

4. Метод эмпирических правил

Эмпирические правила позволяют взглянуть изнутри на проблемы стоимости предприятия, компании или доли в ней, а также на вопросы обеспечения и надежности бизнеса. Тем не менее, данные о стоимости, полученные с использованием эмпирических правил, должны играть решающую роль при принятии решения, только если они подкреплены другими методами оценки.

Большинство из эмпирических правил представляет собой процентное выражение величины валового дохода (объема реализации, суммы оплаченных счетов за год, годовой величины валового дохода, годового размера полученных гонораров, годовой выручки, причем все они равноценны в смысле применения эмпирических правил). Скорректированный годовой объем дохода в случае применения эмпирического правила соответствует общему денежному потоку, включая заработную плату владельца и чистую прибыль самого бизнеса. Другими словами, это величина пересмотренного, нормированного дохода, который часто называют дискреционным доходом продавца или наличными средствами компании.

Оценки, полученные вышеуказанными методами, могут различаться. Заключительным элементом процесса оценки является сравнение оценок, полученных на основе указанных методов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта. Процесс согласования учитывает слабые и сильные стороны каждого метода, определяет насколько они адекватно отражают объективное состояние рынка. Итоговая рыночная стоимость предприятия рассчитывается как средневзвешенная величина.Процесс сведения оценок приводит к установлению окончательной стоимости объекта, чем и достигается цель оценки [8].

Применение каждого метода позволяет оценить стоимость предприятия, но с разных сторон и учитывая разные факторы. На данный момент не существует единого метода оценки компаний, поэтому решений о выборе метода должно исходить из возможности конкретного предприятия. Применение концепции VBM позволяет судить об эффективности компании исходя из результатов оценки её стоимости и позволяет выявить направления и способы управления деятельностью в будущем [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рожденная методами финансового анализа и оценки концепция управления стоимостью бизнеса в настоящее время рассматривается как самостоятельный подход к стратегическому управлению его потенциалом. Стоимостная оценка предприятия универсальна, именно поэтому она получила всемирное признание и активно внедряется в нашей стране. Инструментарий этого подхода расширяется пропорционально развитию методов определения ценности предприятий и прогнозирования возможных вариантов их развития.Огромное значение имеет поиск возможностей совместного использования известных инструментов анализа и новых подходов и методов корпоративного управления в рамках концепции ценностно-ориентированного управления бизнесом. Наиболее привлекательным направлением работы представляется разработка синтетических методов оценки и управления стоимостью бизнеса.

Литература:

1. Волков, А.И. Перспективы использования скоринговых моделей в управлении стоимостью бизнеса // Всероссийская научно-практическая конференция «Система управления современной организацией», 2009г.: [материалы] / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. - М.: ООО «Глобус», 2009. - 416 с.

2. Волков, Д.Л. Управление ценностью // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Том 3.- № 4. - С. 67-76.

3. Елкина О.С. О некоторых аспектах экономического и социального подхода к поведению человека

//Вестник Омского университета. - 2007. - № 3. - С. 124-132.

4. Инвестиционный менеджмент /Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. - Омск, 2013.

5. Кокин, А.С., Чепьюк О.Р. Разработка стратегии развития компании на базе концепции управления стоимостью // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 12.

6. Метелев С.Е. Россия в ВТО: условия вступления и первые итоги // Власть. 2013. № 5. С. 8-13.

7. Оценка бизнеса: учебное пособие / Под ред. В.Е. Есипова, Г.А. Маховиковой. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2010. - 512 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

8. Пузов, Е.Н.Моделирование системы принятия решений на базе стоимости компании / Е. Н. Пузов, О. Р. Чепьюк// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 1. - С. 39-45.

9. Тришин, В.Н. О методе дисконтированных денежных потоков и стандартах оценки // Российский оценщик. - 2007. - № 1. - С. 17-31.

10. Федотова, М. Поведенческая оценка: концепция поведенческих финансов и ее применение в оценке бизнеса/М. Федотова, В. Плескачевский, В. Рутгайзер, А. Будицкий // Вопросы экономики. - 2009. - №

5. - С. 104-117.

11. Федотова, М.Ю. Оценка стоимости бизнеса и использование ее результатов в целях повышения эффективности деятельности компании // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 5. - С. 3-22.

12. Черемушкин, С.В. Взаимосвязь между экономической добавленной стоимостью и рыночной стоимостью компании: исследование критики показателя EVA // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 4. - С. 106-127.

13. Экономика омского региона: приоритеты стратегии развития / Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконо-сова В.П. - Москва, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.