Научная статья на тему 'Интеграция бизнес-процессов предприятия на платформе 1С'

Интеграция бизнес-процессов предприятия на платформе 1С Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / BUSINESS PROCESS / VALUATION / INTEGRATION OF BUSINESS PROCESSES / ENTERPRISE MANAGEMENT / ENTERPRISE VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зименкова Анастасия Евгеньевна, Квятковский Кирилл Игоревич

Объединение бизнес-процессов организации в единое информационное пространство способствует более быстрому и корректному управлению предприятием в целом. Рассмотренный бизнес-процесс по оценке стоимости предприятия реализуется с помощью трех подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Описывается, каким образом, за счет интеграции процессов в конфигурацию 1С, возможно оптимизировать данный бизнес-процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF BUSINESS PROCESSES OF AN ENTERPRISE USING 1C PLATFORM

Consolidation of business processes into a single information space contributes to a faster and correct management of an enterprise as a whole. The considered business process by assessment of business value is realized using different approaches, each of which has advantages and disadvantages. There is an explanation of how, through the integration of these processes into the configuration 1C it is possible to improve the business process.

Текст научной работы на тему «Интеграция бизнес-процессов предприятия на платформе 1С»

УДК 004.45:[334.75:339.924]

ББК 65.291.216-133с51

А. Е. Зименкова, К. И. Квятковский

ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАТФОРМЕ 1С

A. E. Zimenkova, K. I. Kvyatkovskiy

INTEGRATION OF BUSINESS PROCESSES OF AN ENTERPRISE USING 1C PLATFORM

Объединение бизнес-процессов организации в единое информационное пространство способствует более быстрому и корректному управлению предприятием в целом. Рассмотренный бизнес-процесс по оценке стоимости предприятия реализуется с помощью трех подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Описывается, каким образом, за счет интеграции процессов в конфигурацию 1С, возможно оптимизировать данный бизнес-процесс.

Ключевые слова: бизнес-процесс, оценка стоимости, интеграция бизнес-процессов, управление предприятием, стоимость предприятия.

Consolidation of business processes into a single information space contributes to a faster and correct management of an enterprise as a whole. The considered business process by assessment of business value is realized using different approaches, each of which has advantages and disadvantages.

There is an explanation of how, through the integration of these processes into the configuration 1C it is possible to improve the business process.

Key words: business process, valuation, integration of business processes, enterprise management, enterprise value.

Введение

Для обеспечения эффективности и прозрачности выполнения бизнес-процессов предприятия необходим постоянный контроль основных показателей его деятельности, а также организация процесса получения достоверной управленческой информации, и бизнес-процессы при этом должны работать как одно целое, в одном информационном пространстве.

Интеграция бизнес-процессов в единое информационное пространство дает возможность объединить действия, выполняемые в разных прикладных решениях, в единый бизнес-процесс, который позволил бы управлять предприятием без привлечения сторонней помощи и дополнительных средств [1].

В данной статье предлагается рассмотреть интеграцию на примере такого бизнес-процесса, как оценка стоимости предприятия. Применение технологии оценки бизнеса позволит увидеть, каким образом влияют на стоимость предприятия те или иные управленческие решения.

Показатель стоимости является объективным показателем результатов функционирования всего предприятия. Оценка стоимости бизнеса сочетает несколько видов анализа - это финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив предприятия. Регулярная оценка стоимости способствует повышению рентабельности и, следовательно, стоимости всего предприятия.

Оценка может производиться в различных целях:

- повышение эффективности управления производства;

- разработка бизнес-плана;

- реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, разделение и пр.);

- определение текущей рыночной стоимости;

- при выкупе акций у акционеров;

- для определения кредитоспособности предприятия;

- для снижения финансового риска при предоставлении кредита и пр.

Концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости, является одной из самых эффективных, т. к. изменение стоимости предприятия за некий период учитывает почти всю информацию, связанную с его функционированием. Именно поэтому, принимая то или иное управленческое решение, руководство компании должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.

В международной профессиональной практике, на которую ориентируются и российские оценщики, используют три базовых подхода: доходный, затратный и сравнительный (рис. 1). Эти подходы отражены в существующих нормативных документах. Прежде всего это российские «Стандарты оценки, обязательные для применения субъектами оценочной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства РФ 06.07.2001 года № 519.

Доходный подход. На основании генерируемых денежных потоков

Подходы к оценке стоимости бизнеса

Затратный подход.

На основании определения стоимости отдельных компонентов

Сравнительный подход

На основании сравнения с рыночными аналогами

V_____________________)

Рис. 1. Подходы к оценке бизнеса

Доходный подход предусматривает установление стоимости бизнеса (доли в собственности на бизнес) путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости ожидаемых выгод, т. е. доход рассматривается как основной фактор, определяющий величину стоимости.

Двумя наиболее распространенными методами в рамках доходного подхода являются капитализация дохода и дисконтирование денежных потоков (ДДП).

С точки зрения метода ДДП стоимость компании - это сумма ее денежных потоков, дисконтированных с учетом риска и затрат на капитал. Рассчитывается эта стоимость по следующей формуле:

Стоимость компании = ^-------—,

£(1 + г У

где п - период, за который существуют прогнозные значения денежных потоков; г - ставка дисконтирования с учетом риска и стоимости капитала; ¥СЕ{ - чистый денежный поток, доступный компании в периоде ^ [2].

Метод капитализации заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от использования объекта, с помощью коэффициента капитализации:

Г = I,

Я

где V- стоимость; I - периодический доход; Я - коэффициент капитализации [2].

Затратный подход рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Обычно балансовая стоимость активов предприятия не соответствует рыночной стоимости, поэтому задача состоит в их переоценке.

Основные методы, выделяемые в этом подходе, - это метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

Метод чистых активов (Net asset approach (value)) - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса), согласно которому стоимость предприятия равна стоимости чистых активов, сумме стоимостей всех его активов (материальных и нематериальных) за вычетом обязательств.

Таким образом, основная формула для расчета стоимости бизнеса для этого подхода имеет вид

Стоимость предприятия = Рыночная стоимость активов - Долговые обязательства

Метод ликвидационной стоимости используется для ликвидируемых предприятий, а также в том случае, когда текущие и прогнозируемые денежные потоки от производственной деятельности предприятия невелики по сравнению со стоимостью его чистых активов или когда стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем его стоимость при продолжении деятельности [3].

Сравнительный подход к оценке предприятия основан на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью сопоставимых предприятий, т. е. предусматривает сравнение рассматриваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были проданы на открытом рынке.

Сравнительный подход реализуется с помощью трех методов: метода рынка капитала (компании аналога), метода сделок (продаж) и метода отраслевых коэффициентов.

Доходный, затратный и сравнительный подходы не могут быть использованы отдельно друг от друга, они должны дополнять друг друга, т. е. для оценки предприятий используют комплексный подход, объединяющий все существующие методы (рис. 2).

Рис. 2. Карта маршрута оценки стоимости бизнеса на основе комплексного подхода

1ЗЗ

Комплексная оценка выражается формулой

П

V = 2 уГ'' 2„

/ = г

где V/ - оценка стоимости объекта оценки /-м подходом, / = 1, ... ; п - множество применимых в данном случае подходов; Д/ - весовой коэффициент соответствующего подхода.

В приведенной ниже таблице отражены основные преимущества и недостатки методов. Основной недостаток доходного и затратного подходов - трудоемкость расчетов. Ее предлагается устранить путем создания информационной системы для выполнения оценки, составляющей которой является группа методов оценки предприятия и обеспечение доступа ко всей необходимой информации для расчета без дополнительного ввода данных.

Сравнение подходов к оценке

Параметр сравнения Подход

Доходный Затратный Сравнительный

Преимущества 1. Учитывает будущие ожидания. 2. Учитывает рыночный аспект. 3. Учитывает экономическое устаревание 1. Основывается на реально существующих активах. 2. Пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний 1. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке. 2. Отражает фактические результаты деятельности предприятия

Недостатки 1. Сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования. 2. Влияние факторов риска на прогнозируемый доход. 3. Частично носит вероятностный характер 1. Не учитывает будущую прибыль, т. е. перспективы предприятия. 2. Не учитывает стоимость нематериальных активов и гудвил 1. Нестабильность рынка. 2. Нет учета будущих ожиданий. 3. Труднодоступные данные

Для повышения точности расчетов и интеграции информационной системы в существующее информационное пространство предприятия предполагается использование типовых конфигураций 1С. 1С не только предоставляет площадку, в которой хранятся почти все данные для расчета по подходам, но и дает возможность правильно выстроить работу по оценке стоимости бизнеса с помощью механизма бизнес-процессов. Данный механизм позволит объединить все операции по оценке в цепочки взаимосвязанных действий, которыми можно легко управлять и контролировать сроки выполнения.

Механизм бизнес-процессов позволит оперативно реагировать на изменения важных данных, влияющих на оценку информационной базы, тем самым результат оценки будет всегда актуальным и легко обновляемым. Механизм бизнес-процессов обеспечит также корректное выполнение последовательности всех процессов оценки, не прибегая при этом к сторонней помощи -оценщику будет достаточно иметь доступ к информационной системе оценки бизнеса на базе типовых конфигураций 1С, которая будет контролироваться механизмом бизнес-процессов.

С помощью механизма бизнес-процессов построены карты маршрутов как для комплексной оценки по подходам (рис. 2), так и для каждого из методов по каждому подходу. На рис. 2 видно, что карта маршрута имеет 7 точек вложенных бизнес-процессов - по методам подходов. На этом месте исходный процесс останавливается и ожидает, когда завершится выполнение вложенного бизнес-процесса.

Карты маршрутов наглядно показывают, как с помощью механизма бизнес-процессов происходит интеграция основных действий по оценке стоимости предприятия, выполняемых в различных прикладных решениях или вручную, в единую информационную систему на базе конфигурации 1С.

Карта маршрута метода ДДП помогает в правильной последовательности организовать основные действия по методу (рис. 3). Например, точка выбора варианта дает пользователю правильную интерпретацию процесса определения модели для денежного потока.

Рис. 3. Карта маршрута бизнес-процесса - метод дисконтирования денежных потоков

Изображенная на рис. 4 карта маршрута метода капитализации дохода отображает то, как механизм бизнес-процесса управляет и описывает данный метод за счет автоматизации цепочек связанных операций в один бизнес-процесс. Карта имеет три точки действия:

- определить ставку дисконта;

- рассчитать ставку капитализации;

- рассчитать стоимость бизнеса.

Кроме того, карта имеет точку выбора варианта - Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована, и одно условие маршрутизации, о проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).

Стзрт

У

й

Определить ставку

дисконта

— і Г

Выбор величины прибыли

Прибыль последнего отчетного год

Прибыль первого прогнозного пода

Средняя величина прибыли за несколько последних отчетных лет

ММ

£

Рассчитать ставку

капитализации

і Г

£.

Рассчитать стоимость +-

бизнеса

і Г

Необходимо Л

Неї ли внесение г поправок7

г

1

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершение метода ■ч.

Рис. 4. Карта маршрута бизнес-процесса - метод капитализации дохода

Каждый из методов - это вложенный бизнес-процесс основного бизнес-процесса оценки стоимости предприятия, поэтому только по завершении выбранного метода каждого из подходов можно перейти к комплексной оценке, которая и дает итоговый результат всего бизнес-процесса.

Заключение

Таким образом, интеграция рассмотренных бизнес-процессов и самой популярной в России системы автоматизации экономической и организационной деятельности предприятия 1С приводит к следующим результатам: процедуры по оценке бизнеса, во-первых, будут проводиться регулярно; во-вторых - без привлечения дополнительных средств; в-третьих - последовательность действий будет четко определена, что исключает возможность ошибки как в последовательности действий, так и в вычислениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квятковская И. Ю. Этапы проблемно-ориентированной методологии поддержки принятия управленческих решений для слабоструктурированных проблем / И. Ю. Квятковская // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2009. - № 1. - С. 60-65.

2. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 576 с.

3. Рош Дж. Стоимость компании: от желаемого к действительному / Дж. Рош. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 352 с.

REFERENCES

1. Kviatkovskaia I. Iu. Etapy problemno-orientirovannoi metodologii podderzhki priniatiia uprav-lencheskikh reshenii dlia slabostrukturirovannykh problem [Stages of problem-oriented methods of support of managerial decision making for poor structured problems]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhn. un-ta. Seriia: Upravlenie, vychislitel'naia tekhnika i informatika, 2009, no. 1, pp. 60-65.

2. Kouplend T., Koller T., Murrin Dzh. Stoimost' kompanii otsenka i upravlenie [Companies value: assessment and management]. Moscow, ZAO «Olimp-Biznes», 2005. 576 p.

3. Rosh Dzh. Stoimost' kompanii: ot zhelaemogo k deistvitel’nomu [Company value: from desired to actual]. Minsk, Grevtsov Pablisher, 2008. 352 p.

Статья поступила в редакцию 19.06.2013, в окончательном варианте - 08.07.2013

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Зименкова Анастасия Евгеньевна — Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Прикладная информатика в экономике»; zima00@list.ru.

Zimenkova Anastasiya Evgenieva — Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Applied Informatics in Economy"; zima00@list.ru.

Квятковский Кирилл Игоревич — Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Информационные системы»; k-i-k@mail.ru.

Kvyatkovskiy Kirill Igorevich — Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Information Systems"; k-i-k@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.