Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическая практика / языковой вуз / ценности / учитель иностранного языка / иноязычное образование / pedagogical practice / language university / values / foreign language teacher / foreign language education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Евгеньевна, Лазарева Елена Юрьевна, Трешина Инга Валерьевна

В статье рассматривается проблема организации педагогической практики студентов педагогического вуза с учетом требований новой образовательной парадигмы. В качестве решения данной проблемы предлагается новая модель организации такой практики, имеющая целью формирование ценностного коммуникативно-методического мировоззрения студентов и базирующаяся на интеграции духовно-нравственных ценностей российского общества и профессиональных ценностей иноязычного образования. Отличительными характеристиками предлагаемой модели выступают: культуросообразность, интегративность, научность, личностная ориентация, технологичность, инструментальность. Описаны этапы прохождения студентами педагогической практики, представлены примеры заданий на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Екатерина Евгеньевна, Лазарева Елена Юрьевна, Трешина Инга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ORIENTED MODEL OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN A LANGUAGE UNIVERSITY

The article deals with the problem of organizing the pedagogical practice of students of a pedagogical university, taking into account the requirements of a new educational paradigm. As a solution to this problem, a new model of organizing such practice is proposed, aimed at forming a valuable communicative and methodological worldview of students and based on the integration of spiritual and moral values of Russian society and professional values of foreign language education. The distinctive characteristics of the proposed model are: cultural conformity, integrativity, scientific, personal orientation, technology, and instrumentality. The stages of students’ pedagogical practice are described, and examples of tasks at each stage are presented.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1 ББК 74.489

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-85-94

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Е. Е. Беляева, Е. Ю. Лазарева, И. В. Трешина

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации педагогической практики студентов педагогического вуза с учетом требований новой образовательной парадигмы. В качестве решения данной проблемы предлагается новая модель организации такой практики, имеющая целью формирование ценностного коммуникативно-методического мировоззрения студентов и базирующаяся на интеграции духовно-нравственных ценностей российского общества и профессиональных ценностей иноязычного образования. Отличительными характеристиками предлагаемой модели выступают: культуросообразность, интегративность, научность, личностная ориентация, технологичность, инструментальность. Описаны этапы прохождения студентами педагогической практики, представлены примеры заданий на каждом из этапов.

Ключевые слова: педагогическая практика, языковой вуз, ценности, учитель иностранного языка, иноязычное образование.

Для цитирования: Беляева Е. Е., Лазарева Е. Ю., Трешина И. В. Ценностно-ориентированная модель организации педагогической практики в языковом вузе // Наука и школа. 2024. № 1.

С. 85-94. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-85-94.

© Беляева Е. Е., Лазарева Е. Ю., Трешина И. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

VALUE-ORIENTED MODEL OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN A LANGUAGE UNIVERSITY

E. E. Belyaeva, E. Yu. Lazareva, I. V. Treshina

Abstract. The article deals with the problem of organizing the pedagogical practice of students of a pedagogical university, taking into account the requirements of a new educational paradigm. As a solution to this problem, a new model of organizing such practice is proposed, aimed at forming a valuable communicative and methodological worldview of students and based on the integration of spiritual and moral values of Russian society and professional values of foreign language education. The distinctive characteristics of the proposed model are: cultural conformity, integrativity, scientific, personal orientation, technology, and instrumentality. The stages of students' pedagogical practice are described, and examples of tasks at each stage are presented.

Keywords: pedagogical practice, language university, values, foreign language teacher, foreign language education.

Cite as: Belyaeva E. E., Lazareva E. Yu., Treshina I. V. Value-oriented model of the organization of pedagogical practice in a language university. Nauka i shkola. 2024, No. 1, pp. 85-94. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-1-85-94.

Современная парадигма образования требует переосмысления целей и задач профессиональной подготовки кадров в нашей стране. Она связана, прежде всего, с необходимостью укрепления суверенитета России, формированием у будущего специалиста духовно-нравственных ценностей, характерных для российского общества, переходом от принципа «образование на всю жизнь» на принцип «образование через всю жизнь», становлением профессионала, обладающего не только обширными специальными знаниями в той или иной области, но и умеющего и желающего применять эти знания непосредственно на практике, формированием у студента любого направления подготовки ключевых компетенций, обеспечивающих ему успешность выполнения профессиональных задач в изменяющихся условиях научно-технического прогресса.

В целях содействия совершенствованию системы высшего образования и подготовки квалифицированных кадров Указом президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023 № 343 дан старт пилотному проекту, предусматривающему установление новых уровней высшего образования [1], которые не просто переименовывают бакалавриат и магистратуру, а изменяют видение профессиональной подготовки специалистов разных направлений, отражают потребности общества и государства в качественных профессиональных кадрах и создают максимальное пространство для получения молодежью качественного профессионального образования.

Одним из участников пилотного проекта выступает ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», что подчеркивает значимость и необходимость реформирования системы подготовки педагогических кадров в нашей стране, изменений в подходах к формированию профессионально значимых умений и качеств у будущих учителей, воспитания у них высокого уровня педагогической культуры.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к профессии учителя, связаны, прежде всего, с важной ролью педагога в развитии российского общества, его пря-

мым влиянием на духовно-нравственное становление подрастающего поколения. В данной связи особое значение приобретает ценностная составляющая профессиональной подготовки учителя. Она предполагает обязательное формирование у студента - будущего педагога системы взглядов, убеждений и идеалов, обеспечивающих воспитание у школьников устойчивой гражданской позиции, национально-культурной идентичности, приверженности ценностям российского общества, социальной ответственности, чувства справедливости, эмпатии, понимания и принятия коллективных интересов общества.

Все вышесказанное в равной степени относится и к профессиональной подготовке учителя иностранного языка, на которого в силу специфики учебного предмета «Иностранный язык» возлагаются дополнительные педагогические функции, связанные с формированием у школьников ценностного отношения к родной культуре на основе приобретения знаний о культурах других народов и овладения опытом иноязычного общения.

В данной связи Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко отдельно подчеркивают, что «современное лингвообразование как социокультурный феномен выходит за рамки приобретения студентом знаний, умений и навыков в область его отношений к ов-ладеваемой им деятельности, к себе и окружающему миру, ценностных ориентаций, мотивов, личностных позиций, в сферу обретения им социально значимых и нравственных качеств» [2, с. 32].

Указанные исследователями социально значимые и нравственные качества будущего учителя иностранного языка служат ему ориентиром для представления объективной оценки родной и иных культур учащимся на уроке иностранного языка, направления внимания школьников на ценности родного лингвокультурного сообщества, для воспитания у учащихся любви к родной стране сквозь призму признания и уважительного отношения к культурному многообразию мира.

Отметим, что ценностная составляющая профессиональной подготовки учителя иностранного языка всегда находилась в центре внимания отечественных ученых-методистов (М. А. Ариян, Н. В. Барышников, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Ко-ряковцева, З. Н. Никитенко, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, А. Н. Ша-мов) и рассматривалась как базовый компонент профессиональной компетенции педагога, определяющий успешность реализации им всех педагогических функций (коммуникативной, развивающей, воспитывающей, гностической, конструктивно-планирующей, организаторской). Такой интерес ученых к ценностному направлению профессиональной подготовки учителя иностранного языка обусловлен, прежде всего, его высокой ролью как носителя культурных ценностей, создателя ситуации личностного развития школьника в современной образовательной практике преподавания иностранных языков [3, с. 59].

Аксиологическая направленность профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка требует существенных изменений целей и содержания образовательных программ по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык».

Проведенный нами анализ действующих учебных планов и образовательных программ в Институте иностранных языков МПГУ, в том числе и по различным видам педагогической практики, позволяет прийти к выводу о недостаточной ориентации их содержания на формирование ценностного мировоззрения студента, рассматривающего профессионально-коммуникативные знания и опыт общения на иностранном языке как ценности иноязычного образования, обеспечивающие успешность его профессионально-педагогической деятельности в будущем.

Переориентация системы профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка на ценности профессионального иноязычного образования и духовно-нравственные ценности российского общества предполагают разработку новых образовательных моделей формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в области лингвообразования, поиск новых подходов к организации образовательного процесса по иностранному языку в педагогическом вузе, внедрения инновационных педагогических технологий, изменения мировоззрения вузовских преподавателей, зачастую остающихся в русле предметно-центрированной парадигмы.

Настоящая статья имеет целью рассмотрение новой модели организации педагогической практики будущего учителя иностранного языка в содержании профессиональной подготовки студентов, обучающихся в Институте иностранных языков МПГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык», с опорой на интеграцию духовно-нравственных ценностей российского общества и ценностей профессионального иноязычного образования.

Предлагаемая модель организации педагогической практики студентов строится на концепции интеграции и преемственности содержания преподаваемых студентам дисциплин коммуникативного, психолого-педагогического и методического модулей на разных курсах обучения, формирования ценностного отношения у будущих учителей к приобретаемым профессионально-коммуникативным, психолого-педагогическим и профессионально-методическим знаниям, навыкам и умениям посредством их практического преломления и интеграции в квазипрофессиональной деятельности студента в период прохождения педагогических практик.

Главная цель реализации разработанной модели видится нами в формировании ценностного коммуникативно-методического мировоззрения у будущего учителя иностранного языка как центрального звена его методической культуры.

Е. И. Пассов рассматривает методическую культуру учителя как интеграцию присвоенного социального опыта осуществления всех видов учительской деятельности во всех аспектах иноязычного образования [4, с. 65].

Методическая культура учителя иностранного языка предполагает осознание студентом значимости овладения различными видами профессиональных компетенций, заданных ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», развитые у него профессионально-коммуникативные способности и готовность применять полученные профессионально-коммуникативные, психолого-педагогические и профессионально-методические знания, навыки и умения для решения разнообразных задач будущей педагогической деятельности, понимание студентом функций и роли учителя иностранного языка в развитии и воспитании личности школьника с опорой на профессиональные ценности иноязычного образования и духовно-нравственные ценности российского общества.

Ценностное коммуникативно-методическое мировоззрение рассматривается нами как система устойчивых профессиональных взглядов и позиций будущего учителя иностранного языка на лингвообразовательную область действительности, опирающаяся на глубокие знания из области лингвистики, педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков, а также на ценности профессионального иноязычного образования и духовно-нравственные ценности российского общества.

Такое мировоззрение формируется у студентов в ходе изучения различных дисциплин языковой, психолого-педагогической и методической направленности и находит закрепление в содержании непрерывной и интегративной по своему содержанию педагогической практики студентов.

Многолетнее наблюдение за прохождением студентами практики в педагогических вузах г. Москвы, анализ большого количества уроков, проводимых начинающими учителями иностранного языка в школах нашей страны, позволяют нам утверждать, что высокий уровень владения иностранным языком и глубокое знание методики его преподавания студентом не равнозначно его способности и готовности применять ин-тегративно полученные в стенах педагогического вуза профессионально-коммуникативные, психолого-педагогические и профессионально-методические знания, навыки и умения для качественного обучения школьников иностранному языку и тем более для воспитания значимых качеств у ребенка средствами иноязычного образования.

Зачастую современный молодой учитель, попадая в профессиональную среду школы, начинает свою педагогическую деятельность с нуля, никак не задействуя полученный в вузе багаж профессионального психолого-педагогического, лингвистического и методического знания. Таким образом, создаваемая в языковом вузе система профессионального знания не находит своей практической реализации в реальном образовательном процессе по иностранному языку в школе.

Причина такой ситуации нам видится в слабом преломлении получаемых студентами профессионально-коммуникативных, психолого-педагогических и профессионально-методических знаний, навыков и умений в содержании действующих педагогических практик в вузе и в отсутствии механизмов их интеграции в квазипрофессиональной деятельности студентов на ценностной основе.

Центральным компонентом ценностно-ориентированной модели организации педагогической практики в вузе мы видим профессиональные ценности иноязычного образования и духовно-нравственные ценности российского общества, обеспечивающие устойчивость и приверженность им студентов в будущей профессионально-педагогической деятельности в школе.

К профессиональным ценностям иноязычного образования мы относим: высокий уровень владения иностранным языком, глубокое методическое знание, базирующееся на достижениях отечественных научных школ (Н. В. Барышникова, Г. В. Роговой, К. И. Соломатова, С. Ф. Шатилова), традиции и инновации отечественной образовательной практики преподавания иностранных языков, а также критическое мышление, эмоциональный интеллект, педагогическую рефлексию, владение современными информационно-коммуникационными средствами обучения, творчество, личностные профессиональные качества (любовь к детям, трудолюбие, доброта, оптимизм, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию и др.).

Особую профессиональную ценность иноязычного образования в предлагаемой модели составляет продуктивная педагогическая деятельность будущего учителя иностранного языка, которую вслед за Н. Ф. Коряковцевой мы рассматриваем как «созидательную и творческую деятельность, направленную на создание нечто нового в материальном и духовном измерении» [3, с. 63].

Профессиональные ценности иноязычного образования тесным образом переплетаются в содержании предлагаемой модели организации педагогической практики студентов с духовно-нравственными ценностями российского общества, к которым относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, права и свободы человека, историческая память и преемственность поколений.

Перечисленные ценности, составляющие центральный компонент модели, начинают формироваться у будущих учителей иностранного языка уже на первом курсе

в ходе изучения таких дисциплин, как Основы профессиональной деятельности учителя, Введение в языкознание, Педагогическая риторика, Лингвистические базы данных, на интегративной ценностной основе и получают свое закрепление в содержании технологической практики на первом курсе, направленной на изучение научно-методической и научно-лингвистической литературы по темам пройденных дисциплин, нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс по иностранному языку, трудов известных ученых-педагогов, внесших заметных вклад в развитие отечественного образования.

Приведем примеры заданий в содержании педагогической практики, обеспечивающие формирование коммуникативно-методического мировоззрения у студентов первого курса.

• Произвести первое впечатление учитель может только один раз», - писал В. А. Сухомлинский. Продумайте наиболее эффективные формы приветствия, которые будут способствовать установлению доверительных отношений и позволят произвести благоприятное впечатление на детей?

• Прочитайте отрывок из статьи Льва Николаевича Толстого (1828-1910) «О народном образовании». Как автор определяет главную задачу образования?

• Познакомьтесь с историей МПГУ в музее МПГУ. С каким историческим периодом развития государства связано появление МГПИ им. Ленина? Напиши заметку в учительскую газету об университете.

Первый этап непрерывной ценностно-ориентированной педагогической практики в предлагаемой модели мы называем адаптационным, поскольку он призван создать основу для дальнейшего профессионально-ценностного самоопределения студентов, обеспечить их наиболее широкими представлениями о лингвообразователь-ной области действительности и роли учителя иностранного языка в ней.

Содержание второго этапа педагогической практики коррелирует с расширяющимся спектром учебных дисциплин, обеспечивающих формирование у студентов значимых профессионально-коммуникативных, психолого-педагогических и профессионально-методических знаний, навыков и умений осуществлять педагогическое общение на иностранном языке, проводить анализ УМК по иностранному языку, разрабатывать отдельные задания для овладения школьниками аспектами языка и видами речевой деятельности, осуществлять лингвистический и стилистический анализ текста, осуществлять различные психодиагностические процедуры и др.

Сформированные в ходе прохождения базовых языковых, психолого-педагогических и методических дисциплин (Практика устной и письменной речи, Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности, Методики обучения первому и второму иностранному языку, Социолингвистика, Стилистика, Лексикология, Возрастная и педагогическая психология и др.), профессионально-коммуникативные, психолого-педагогические и профессионально-методические знания, навыки и умения студентов находят свое закрепление на ценностной основе в содержании второго этапа практики, где в виде отдельных заданий будущим учителям предлагается проведение методического анализа посещенных уроков в школе, разработка сценариев проведения мероприятий воспитательной направленности во внеурочной деятельности с последующей их реализацией в образовательном процессе по иностранному языку, создание различных памяток и инструкций для учащихся по изучению иностранного языка, решение проблемных педагогических ситуаций в школе, разработка творческих зданий в помощь учителю с использованием современных информационно-коммуникационных средств обучения, проведение экскур-

сий на иностранном языке для школьников, подготовка аутотренингов для учителей с целью снятия эмоционального напряжения, создание банка творческих заданий на иностранном языке воспитательной и культуроведческой направленности.

Приведем примеры заданий данного этапа педагогической практики.

• Найдите, внесите в методическое портфолио и апробируйте приемы и методы аутотренинга, позволяющие снимать педагогу напряжение, усталость, настраивающие на успех. Подготовьте и представьте видеотренинг для педагога.

• Проведите психодиагностические процедуры по определению уровня эмоционального интеллекта учащихся в одном из классов основной школы, представьте результаты в виде диаграммы.

• Разработайте памятку по каллиграфии для учащихся «Пиши красиво» таким образом, чтобы способствовать воспитанию трудолюбия у детей.

• Проведите тематический классный час. Воспользуйтесь заранее приготовленным сценарием и сформулируйте воспитательную задачу (укажите, какие ценности и нравственные качества выступят объектом обретения учащимися). Разработайте сценарий классного часа с приложениями (презентации, раздаточный материал) по теме: «Экзамены без стресса».

Последний этап педагогической практики в предлагаемой модели связан с межпредметными учебными дисциплинами в вузе, изучаемыми на старших курсах профессиональной подготовки учителя иностранного языка, такими как Теория и практика перевода, Теория и практика межкультурной коммуникации, Культура профессиональной речи преподавателя, Проектирование курсов и модулей в сфере профессиональной деятельности, Медиатехнологии в иноязычном образовании, Организация дистанционного обучения иностранному языку и др.

Межпредметное содержание данных дисциплин позволяет подвести студентов не просто к проектированию уроков по изучаемым иностранным языкам, но и к созданию учебных курсов и модулей с учетом меняющихся условий образовательной среды школы и индивидуальных потребностей школьников.

На данном этапе студентам также предлагаются задания творческой направленности повышенной сложности, предполагающие создание учебных фильмов для учащихся разных классов воспитательной и культуроведческой направленности, проектирование программ и модулей с использованием инструментов педагогического дизайна, разработку учебных тренажеров и др.

Отдельный блок заданий связан с работой в цифровой образовательной среде. В области формирования цифровых компетенций будущим учителям иностранного языка предлагаются не только уже ставшие традиционными задания - работа в МЭШ и РЭШ, с электронными дневниками, создание видеоуроков и т. д., но и инновационные, связанные с применением в профессиональной деятельности искусственного интеллекта. Так, например, студенты магистратуры Института иностранных языков МПГУ в 2023 г. участвовали в разработке ассистента учителя на основе искусственного интеллекта на базе Лаборатории «СберОбразование».

Как видим, разработанная многоуровневая система заданий педагогической практики на каждом из выделенных этапов ориентирует на осознание студентами ценности приобретаемых в ходе профессионального обучения знаний, навыков и умений профессионально-коммуникативного, психолого-педагогического и профессионально-методического планов для реализации возложенных на учителя педагогических функций, активное их использование для достижения как практических, так и развивающих и воспитывающих целей иноязычного образования.

Содержание практики на каждом этапе учитывает уровень теоретической и практической подготовки студентов по уже освоенным дисциплинам, обеспечивает преемственность между содержанием дисциплин коммуникативного, психолого-педагогического и методического модулей образовательных программ, закрепляет полученные профессиональные знания, навыки и умения на ценностной основе.

Каждый этап практики в сочетании с теоретическими основами профильных и смежных дисциплин готовит к последующему этапу, происходит постепенное усложнение заданий с учетом индивидуальных особенностей студентов и того теоретического материала, который им только предстоит освоить. Таким образом, практика фактически становится переходным звеном, с одной стороны, позволяя активно применять приобретенные в ходе изучения различных дисциплин профессиональные знания, навыки и умения, а с другой стороны, формируя у учащихся ценностное представление о них как о необходимом профессиональном багаже, обеспечивающим успешность будущей педагогической деятельности в школе.

Постоянная ориентация предлагаемой модели педагогической практики на духовно-нравственные ценности и ценности профессионального иноязычного образования, преломление и интеграция данных ценностей в разнообразии предлагаемых заданий обеспечивает высокий уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка и рост престижа профессии педагога среди студентов.

В качестве обобщения представим ниже ценностно-ориентированную модель организации педагогической практики в языковом вузе (рис. 1).

Коммуникативный

блок

-Q

X

S

С Психолого-

J педагогический

О блок

CD

-Q

X

VO

си

Методический

блок

сб

Ci

X

о си

О ■_

сб £

-Q

00

1 этап

Примеры заданий:

Прочитайте отрывок из статьи Льва Николаевича Толстого (1828-1910 гг.) «О народном образовании». Какавтор определяет главную задачу образования?

1 уровень заданий

Духовно-нравственные ценности российского общества и профессиональные _ценности иноязычного образования

2 этап

Примеры заданий:

Разработайте памятку по каллиграфии для учащихся «Пиши красиво» таким образом, чтобы способствовать воспитанию трудолюбия у детей.

2 уровень заданий

Духовно-нравственные ценности российского общества и профессиональные ценности иноязычного образования

3 уровень

3 этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примеры заданий:

Создайте учебный фильм на иностранном языке для учащихся 10-го класса, знакомящий с историческим прошлым России.

задании

Коммуникативное методическое мировоззрение будущего учителя ИЯ

Рис. 1. Ценностно-ориентированная модель организации педагогической практики

в языковом вузе

В заключении настоящей статьи выделим основные отличительные характеристики предлагаемой модели организации педагогической практики в языковом вузе, определяющие ее дидактический, воспитательный и развивающий потенциал:

• культуросообразность, предполагающая ориентацию студента в ходе прохождения разных этапов практики как на духовно-нравственные ценности российского общества, так и профессиональные ценности отечественного иноязычного образования;

• интегративность, проявляющаяся в интеграции профессионально-коммуникативных, психолого-педагогических и профессионально-методических знаний, навыков и умений, а также профессиональных ценностей иноязычного образования и духовно-нравственных ценностей российского общества в многоуровневой системе заданий;

• научность, предполагающая организацию педагогической практики на основе новейших достижений лингвистики, психологии, педагогики, методики и практики преподавания иностранных языков в школе;

• личностная ориентация, заключающаяся в учете индивидуальных потребностей и интересов, творческих способностей каждого студента;

• технологичность, заключающаяся в построении многоуровневой системы заданий, реализуемых на разных этапах педагогической практики с учетом теоретической и практической подготовки студентов;

• инструментальность, проявляющаяся в четкой проработанности и алгоритмизации конкретных действий студентов на каждом из этапов педагогической практики.

Таким образом, представленная ценностно-ориентированная модель организации педагогической практики в языковом вузе отвечает современному социальному заказу общества и государства, ориентирована на формирование ценностного коммуникативно-методического мировоззрения у студента и служит отражением новейших научных достижений в области иноязычного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202305120005 (дата обращения: 10.02.2024).

2. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Трешина И. В. Ценностно-смысловые приоритеты студентов - будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. С. 30-39.

3. Коряковцева Н. Ф. Актуальные аксиологические аспекты профессиональной компетентности преподавателя в современном образовательном контексте // Аксиология иноязычного педагогического образования: моногр. / под ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МПГУ, 2020. С. 58-71.

4. Пассов Е. И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12.05.2023 No. 343 "O nekotorykh voprosakh sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202305120005 (accessed: 10.02.2024).

2. Galskova N. D., Nikitenko Z. N., Treshina I. V. Tsennostno-smyslovye prioritety studentov -budushchikh uchiteley inostrannykh yazykov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya. Prepodavatel XXI vek. 2023, No. 1, pp. 30-39.

3. Koryakovtseva N. F. Aktualnye aksiologicheskie aspekty professionalnoy kompetentnosti prepodavatelya v sovremennom obrazovatelnom kontekste. In: Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Monogr. Ed. by A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. Moscow: MPGU, 2020. Pp. 58-71.

4. Passov E. I. Masterstvo i lichnost uchitelya: na primere prepodavaniya inostrannogo yazyka. Moscow: Flinta, Nauka, 2001. 240 p.

Беляева Екатерина Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент кафедры романских языков им. В. Г. Гака, заместитель директора Института иностранных языков по учебно-методической работе, Московский педагогический государственный университет e-mail: ee.belyaeva@mpgu.su

Belyaeva Ekatherina E., PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Romance Languages name of V. G. Gak, Deputy Director of the Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ee.belayeva@mpgu.su

Лазарева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, директор Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета

e-mail: eyu.lazareva@mpgu.su

Lazareva Elena Yu., PhD in Philology, Director of the Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

e-mail: eyu.lazareva@mpgu.su

Трешина Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры лингво-дидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет

e-mail: iv.treshina@mpgu.su

Treshina Inga V., PhD in Education, Head of the Department of Linguadidactics and Modern Technologies of Foreign Language Education, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

e-mail: iv.treshina@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 18.02.2024 The article was received on 18.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.