Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Московский педагогический государственный университет / модель непрерывного педагогического образования / стратегии / допрофессиональная подготовка / среднее профессиональное образование / высшее педагогическое образование / дополнительное профессиональное образование / Moscow Pedagogical State University / the model of continuing teacher education / strategies / pre-professional education / non-university level higher education / higher pedagogical education / continuing professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Алла Михайловна, Березина Тамара Ивановна, Ерохина Елена Ленвладовна, Серякова Светлана Брониславовна

В статье представлен опыт подготовки педагогов в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) – старейшем профессионально-педагогическом учебном заведении России (являясь правопреемником Московских высших женских курсов, в 2022 г. вуз отметил свое 150-летие). Цель статьи – проанализировать модель подготовки педагогических кадров в МПГУ в рамках кластера «Предпрофессиональное образование – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – дополнительное профессиональное образование» в аспекте непрерывности и преемственности профессионального развития педагогов, охарактеризовать стратегии реализации непрерывного педагогического образования (фундаментальность образования, интеграция, гуманизация и аксиологизация образования, кооперация и партнерство, цифровизация образования). Осуществленный анализ модели подготовки педагогических кадров в МПГУ позволяет говорить о развитии ключевых идей концепции личностно-профессионального развития педагога, разработанной В.А. Сластениным. Речь идет о сложившейся системе многоуровневой подготовки педагогов (от профильных педагогических классов средней школы до послевузовского и дополнительного образования), об опыте создания единого образовательного пространства для обеспечения личностно-профессионального роста педагогов. Актуализация педагогического наследия, современная интерпретация методических концепций, теорий, подходов – важная составляющая подготовки педагогических кадров в МПГУ на всех этапах непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Алла Михайловна, Березина Тамара Ивановна, Ерохина Елена Ленвладовна, Серякова Светлана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF CONTINUING TEACHER EDUCATION: THE EXPERIENCE OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

The paper presents the teacher training experience of Moscow Pedagogical State University (MPGU) – the oldest professional pedagogical institution in Russia (being the successor of Moscow Higher Women’s Courses, the university celebrated its 150th birthday in 2022). The purpose of the paper is to analyze the teacher training framework of MPGU covering the pool of ‘Pre-vocational education – secondary vocational education – higher vocational education – further vocational education’ as a system of continuous professional teacher development, and to define implementation strategies of continuous pedagogical education. MPGU experience presented here also includes the review of most viable strategies of continuous pedagogical education: fundamental nature of education, integration, humanization and axiologization of education, cooperation and partnership, and digitalization of education. The complete analysis of the teacher training model applied by MPGU suggests that fundamental ideas of teachers’ personal and professional growth concept by V.A. Slastenin are being developed. This is in reference to the existing multi-level teacher training system (starting from school teachers of specialized and academic subjects to postgraduate and extended learning teachers) and to the development of a common education space providing teachers’ personal and professional growth. Updating the pedagogical legacy, contemporary interpretation of procedural concepts, theories, and methods are important aspects in training teachers at MPGU at all levels of continuous pedagogical education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.13:377.12 ББК 74.4

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-104-120

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1

А. М. Антипова, Т. И. Березина, Е. Л. Ерохина, С. Б. Серякова

Аннотация. В статье представлен опыт подготовки педагогов в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) - старейшем профессионально-педагогическом учебном заведении России (являясь правопреемником Московских высших женских курсов, в 2022 г. вуз отметил свое 150-летие). Цель статьи - проанализировать модель подготовки педагогических кадров в МПГУ в рамках кластера «Предпрофессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование - дополнительное профессиональное образование» в аспекте непрерывности и преемственности профессионального развития педагогов, охарактеризовать стратегии реализации непрерывного педагогического образования (фундаментальность образования, интеграция, гуманизация и аксиологизация образования, кооперация и партнерство, цифровизация образования). Осуществленный анализ модели подготовки педагогических кадров в МПГУ позволяет говорить о развитии ключевых идей концепции личностно-про-фессионального развития педагога, разработанной В. А. Сластениным. Речь идет о сложившейся системе многоуровневой подготовки педагогов (от профильных педагогических классов средней школы до послевузовского и дополнительного образования), об опыте создания единого образовательного пространства для обеспечения личностно-профессионального роста педагогов. Актуализация педагогического наследия, современная интерпретация методических концепций, теорий, подходов - важная составляющая подготовки педагогических кадров в МПГУ на всех этапах непрерывного педагогического образования.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования» - 122061400040-2 (2022 г.).

© Антипова А. М., Березина Т. И., Ерохина Е. Л., Серякова С. Б., 2023

EJS

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: Московский педагогический государственный университет, модель непрерывного педагогического образования, стратегии, допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее педагогическое образование, дополнительное профессиональное образование.

Для цитирования: Антипова А. М., Березина Т. И., Ерохина Е. Л., Серякова С. Б. Модель непрерывного педагогического образования: опыт Московского педагогического государственного университета // Наука и школа. 2023. № 4. С. 104-120. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-4-104-120.

THE MODEL OF CONTINUING TEACHER EDUCATION: THE EXPERIENCE OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

A. M. Antipova, T. I. Berezina, E. L. Erokhina, S. B. Seryakova

Abstract. The paper presents the teacher training experience of Moscow Pedagogical State University (MPGU) - the oldest professional pedagogical institution in Russia (being the successor of Moscow Higher Women's Courses, the university celebrated its 150th birthday in 2022). The purpose of the paper is to analyze the teacher training framework of MPGU covering the pool of 'Pre-vocational education - secondary vocational education - higher vocational education - further vocational education' as a system of continuous professional teacher development, and to define implementation strategies of continuous pedagogical education. MPGU experience presented here also includes the review of most viable strategies of continuous pedagogical education: fundamental nature of education, integration, humanization and axiologization of education, cooperation and partnership, and digitalization of education. The complete analysis of the teacher training model applied by MPGU suggests that fundamental ideas of teachers' personal and professional growth concept by V. A. Slastenin are being developed. This is in reference to the existing multi-level teacher training system (starting from school teachers of specialized and academic subjects to postgraduate and extended learning teachers) and to the development of a common education space providing teachers' personal and professional growth. Updating the pedagogical legacy, contemporary interpretation of procedural concepts, theories, and methods are important aspects in training teachers at MPGU at all levels of continuous pedagogical education.

Keywords: Moscow Pedagogical State University, the model of continuing teacher education, strategies, pre-professional education, non-university level higher education, higher pedagogical education, continuing professional education.

Cite as: Antipova A. M., Berezina T. I., Erokhina E. L., Seryakova S. B. The model of continuing teacher education: the experience of Moscow Pedagogical State University. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 104-120. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-104-120.

Проблема непрерывного педагогического образования в педагогике и образовании актуализируется не впервые. Вызовы XXI в., о которых писал более десяти лет назад академик РАО В. А. Сластенин, на современном этапе ставят новые цели и задачи перед системой подготовки педагогических кадров. По словам ученого, «строение педагогического образования моделирует структурно-содержательные параметры всей образовательной системы, возможности ее функционирования и саморазвития». Поэтому, с его точки зрения, «судьба мирового сообщества и, прежде всего - России, зависит от того, каким будет Учитель - ключевая фигура XXI Века Образования» [1, с. 24].

В данной статье представлен современный опыт подготовки педагогов в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), базирующийся на лучших национальных традициях, многие из которых зарождались именно в этом учебном заведении, на достижениях научных школ МПГУ, прежде всего концепции личностно-профессионального развития педагога В. А. Сластенина2.

Цель статьи - проанализировать модель подготовки педагогических кадров в МПГУ в рамках кластера «Предпро-фессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование -дополнительное профессиональное образование» в аспекте непрерывности и преемственности профессионального развития педагогов, охарактеризовать стратегии реализации непрерывного педагогического образования. Для решения поставленной цели авторами использовались разные методы исследования: • анализ научных публикаций, отражающих опыт непрерывного педагогического образования в МПГУ;

• изучение официальных документов университета (Программы развития МПГУ; образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Образование и педагогические науки» (уровень аспирантуры); дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации); а также рабочих программ отдельных дисциплин и практик. Анализ опыта подготовки педагогических кадров в МПГУ осуществлялся на основе следующих параметров:

• миссия университета;

• организация допрофессиональной педагогической подготовки;

• подготовка педагога в рамках среднего профессионального образования;

• профессиональная подготовка педагога на этапе высшего образования;

• послевузовский этап профессионального и личностного развития педагога.

Миссия МПГУ

Московский педагогический государственный университет - старейшее профессионально-педагогическое учебное заведение России (являясь правопреемником Московских высших женских курсов, в 2022 г. вуз отметил свое 150-летие). МПГУ позиционирует себя как ведущий российский педагогический университет, научно-образовательный центр непрерывного педагогического образования.

В настоящее время МПГУ - кандидат на участие в программе стратегического академического лидерства. В Программе развития МПГУ на 2021-2030 гг. сказано о миссии университета: подготовка учителя будущего, обладающего

2 Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976; Сластенин В. А. Профессиональное саморазвитие учителя. М.: Изд. дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000; и др.

инновационным мышлением, владеющего современными технологиями обучения, воспитания и развития личности, ориентированного на решение в своей профессиональной деятельности задач формирования нравственной личности, патриота и гражданина, сознающего ответственность за настоящее и будущее России, активного участника процесса достижения национальных целей развития Российской Федерации в условиях системной трансформации общества и его цифровизации, изменения мира современного детства, носителя и проводника идей обновления и опережающего развития отечественного педагогического и школьного образования3.

Организация допрофессиональной педагогической подготовки

Московский педагогический государственный университет сопровождает следующие модели предпрофессио-нального образования:

• профильная школа, осуществляющая обучение школьников на повышенном уровне по одному или нескольким профилям (включая предпрофильное обучение) для их ориентации на построение успешной карьеры в различных областях социально-экономической сферы;

• школа с углубленным изучением отдельных предметов, которая ориентирована на углубленную подготовку, развитие проектных умений обучающихся в определенных предметных областях учебного плана;

• школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность педагогов, преподавателей вуза, по проблемам эффективности современного образовательного процесса (с привлечением организаций социальной сферы, ученых, преподавателей ведущих региональных университетов);

• школа при университете, имеющая многолетний опыт взаимодействия и использования образовательного потенциала региональных и федеральных педагогических вузов, центров;

• школа - ресурсный (сетевой) центр, обладающая потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к педагогической деятельности, волонтерской деятельности;

• смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов представленных выше моделей.

Базовой экспериментальной площадкой модели профильного допрофессиио-нального образования является Лицей МПГУ.

С 2019 г. МПГУ включен в проекты «Новый педагогический класс», «Педагогический класс при МПГУ». Координирует это направление деятельности Управление профессиональной ориентации и содействия трудоустройству студентов. В их реализации активно участвуют преподаватели Института педагогики и психологии. Системная работа включает в себя:

1) организацию программы профессионально-ориентированных мероприятий для обучающихся педагогических классов;

2) повышение квалификации для учителей «Преподаватель педагогического класса»;

3) разработку нормативной и методической документации для педагогических классов образовательных организаций общего среднего образования (программа «Педагогический класс. Введение в педагогическую профессию»; рабочие тетради по пропедевтическим курсам: «Педагогика 10 класс», «Педагогика 11 класс»,

3 Программа развития МПГУ на 2021-2030 гг. в рамках программы «Приоритет-2030». URL: https:// priority2030.ru/analytics/yjotsrjyeq/program#item_0

«Психология 10 класс», «Психология 11 класс»; методические рекомендации учителям школ);

4) организацию работы сайта «Педагогический класс» с целью оказания оперативной помощи практикам;

5) организацию предпрофильного экзамена по психолого-педагогическому профилю для выпускников общеобразовательных школ [2, с. 104].

Согласно Программе для педагогических классов, в учебный план школы внесены: курс «Введение в педагогическую профессию. Саморазвитие»; проектная деятельность; психолого-педагогический практикум. Программа «Введение в педагогическую профессию. Саморазвитие» направлена на изучение основ педагогической профессии и содержит модули: «Педагогическая профессия: история становления и развития», «Образ современного педагога», «Мой профессиональный выбор». Программа предусматривает профессиональные пробы в учебном процессе (проектирование, организация и проведение мероприятий для младших школьников), защиту проекта «Моя будущая профессия», участие в работе профессиональных мастерских, участие в предпрофильном экзамене на базе университета. На основе рабочей тетради «Педагогика: 10 класс» учащиеся знакомятся с педагогическими профессиями, историей школы и образования, нравственными и профессиональными требованиями к личности педагога и его деятельности. Особое внимание отводится темам, ориентированным на организацию личностной рефлексии и развитие когнитивных, коммуникативных, организаторских и др. профессионально-значимых способностей старшеклассников [2, с. 104].

В МПГУ организуются разнообразные конкурсы и проекты, рассчитанные на обучающихся педагогических классов, а также 10-11-х классов общеобразовательных школ и средних профес-

сиональных учебных заведений. Укажем на междисциплинарный конкурс «Проект по педагогике», в рамках которого участники готовятся к защите учебно-исследовательских и проектных работ социально-гуманитарной, педагогической направленности. Финалисты конкурса зарабатывают дополнительные баллы, которые учитываются в качестве индивидуальных достижений при поступлении в МПГУ на программы по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. В 2022 г. появился проект «Профнави-гационная школа "Настоящее для будущего"», нацеленный на организацию образовательно-просветительских мероприятий, способствующих осознанному выбору профессии в педагогической или иных социальных сферах деятельности и расширению пространства самоопределения обучающихся образовательных организаций г. Москвы.

Отметим также проведение Олимпиады «Педагогическое будущее России» среди учащихся 10-11-х классов школ Москвы и регионов РФ, ориентированных на получение педагогического образования. Олимпиада входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий Министерства просвещения на 2022-2023 гг.

В организации допрофессиональной подготовки в МПГУ, таким образом, сочетаются традиционные, прошедшие проверку временем формы работы, и инновационные форматы.

Подготовка педагога в рамках среднего профессионального образования

В структуру МПГУ входит Колледж, в котором реализуется образовательная программа педагогического профиля 44.02.02 Преподавание в начальных

классах с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» на базе основного общего образования (9 классов) и на базе среднего общего образования (11 классов), очная форма обучения.

В соответствии с ФГОС СПО программа предусматривает освоение общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального учебных циклов. В программу подготовки входят две производственные практики: методическая работа учителя начальных классов и преддипломная практика. Государственная аттестация включает демонстрационный экзамен и защиту дипломного проекта (работы). Приведем примеры тем дипломных работ: «Проектная деятельность как средство формирования читательских интересов младших школьников», «Развитие воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению», «Дидактическая игра на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников» и др.

В 2022 г. состоялся первый выпуск по программе «Преподавание в начальных классах» на базе среднего общего образования (11 классов), очная форма обучения. Выпустилось 33 человека. Из них 10 человек продолжили образование в МПГУ по следующим направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профили «Психология начального общего образования», «Психология детско-роди-тельских отношений», «Прикладная психология в инклюзивном образовании», «Психология и педагогика дошкольного образования»), 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»). Высок показатель трудоустройства по специальности выпускников 2022 г.: 26 человек из 33.

В целях обеспечения непрерывного педагогического образования Колледж активно сотрудничает с Институтом детства, Институтом педагогики и психологии, Институтом филологии, факультетом дошкольной педагогики и психологии. Основные формы сотрудничества традиционны: проведение ве-бинаров, научно-практических конференций, встреч с обучающимися и др.

Профессиональная подготовка педагога на этапе высшего образования

Московский педагогический государственный университет реализует основные профессиональные образовательные программы высшего образования:

• программы бакалавриата по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);

• программы магистратуры по направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование;

• программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по следующим научным специальностям: 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика образовательных сред, 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование; русский язык; литература; русский язык как иностранный; иностранный язык; изобразительное искусство; география; музыка; химия; биология); 5.8.3 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия),

5.8.7 Методология и технология профессионального образования.

Руководство МПГУ, директора институтов/деканы факультетов, заведующие кафедрами, известные ученые принимают деятельное участие в модернизации профессиональной подготовки, прежде всего, в обновлении ее содержания и структуры. Так, в 2021 г. МПГУ участвовал в работе над концепцией «Ядро педагогического образования» (согласованной, инвариантной части педагогического образования) [3]. Разработка и реализация данной концепции - один из ощутимых результатов выполнения программы развития МПГУ на 2021-2030 годы в рамках программы «Приоритет-2030».

В университете реализуется широкий спектр образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Среди профилей есть редко встречающиеся (или не встречающиеся) в опыте региональных вузов, например: «История и Воспитательная работа», «Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)», «Право и Иностранный язык (английский)», «Литература и История», «Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)», «Иностранный язык (английский) и Информационные технологии в образовании», «Математика и Дополнительное образование (информатика и робототехника)», «Мировая художественная культура и Дополнительное образование (журналистика)», «Начальное образование и История». Новаторской является программа бакалавриата «Прикладная психология в инклюзивном образовании».

В МПГУ разработана инновационная модель реализации учебной дисциплины «Речевые практики», включенной в образовательные программы бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подго-

товки) всех профилей. Данная дисциплина базовой части учебного плана направлена на формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов в академической и профессиональной (педагогической) речевой среде.

Наблюдение за коммуникативным поведением студентов-первокурсников МПГУ, анализ их диагностических и текущих работ позволяют сделать следующие выводы:

• студенты испытывают затруднения в различных ситуациях устного и письменного академического общения;

• не владеют умением создавать тексты, относящиеся к жанрам академического дискурса;

• не способны анализировать собственное коммуникативное поведение в ситуации академического взаимодействия.

Возникла задача теоретически осмыслить это явление и разработать конкретные меры для преодоления коммуникативного разрыва между педагогическим (школьным) и академическим (университетским) дискурсами, для коммуникативной адаптации студентов в условиях нового для них дискурса. Школьный дискурс характеризуется статусно-ролевыми позициями «учитель» - «учитель», «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - родитель» и др.; коммуникативной целью - адаптацией человека к жизни в обществе; концептом - «обучение»; приоритетными ценностями, связанными с овладением знаниями и умениями, совершенствованием навыков и др. «Признаки вузовского дискурса: 1) специфическая цель общения, заключающаяся в социализации новых членов общества; 2) обстоятельства общения, происходящего в рамках высшего учебного заведения, и вытекающие отсюда официальность стиля, заданность тематики, наличие институциональных символов; 3) характеристики участников общения, выступающих в статусно-ролевой функции; 4) тексты,

содержащие знаки принадлежности к социальному институту; 5) сложившиеся жанры в рамках определенного типа дискурса (экзаменационная ведомость, зачетная книжка, квалификационная работа, диплом и т. д.)» [4]. Субъективные причины существующего разрыва: квазинаучная (квазиисследовательская) деятельность, зачастую организуемая в системе общего образования.

Были определены планируемые результаты обучения, среди которых: уметь реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении, создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами, создавать тексты различных учебно-научных жанров; владеть мастерством публичных выступлений в учебно-научных ситуациях общения.

Практико-ориентированный и интегра-тивный характер курса (практика чтения, практика создания устных и письменных текстов, практическая грамотность) потребовали кардинального пересмотра принципов его реализации:

• усиление деятельностного и практи-коориентированного подходов в преподавании;

• принципиальное изменение коммуникативного пространства вуза:

• открытое коммуникативное пространство каждой кафедры, преодоление традиционной информационно-коммуникационной отгороженности кафедр друг от друга;

• децентрация с прагматичных собственно-кафедральных задач на достижение цели создания культурно-развивающей речевой среды университета;

• пересечение и расширение коммуникативных пространств кафедр на основе конструктивного профессионального диалога;

• интеграция реального и виртуального академического коммуникативного пространства.

Презентация плодотворного опыта реализации данной дисциплины осуществлялась на международных и всероссийских научных конференциях, вебинарах, в рамках повышения квалификации вузовских преподавателей [5]. В первый год реализации данной дисциплины было организовано внутривузовское повышение квалификации преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине (в рамках программы «Корпоративный университет»). Коллективом кафедры риторики и культуры речи Института филологии подготовлено учебное пособие [6].

В образовательные программы, разработанные на основе концепции «Ядро высшего педагогического образования», включен Модуль воспитательной деятельности, в содержание которого входит дисциплина «Основы вожатской деятельности». В течение многих лет в МПГУ апробировалась модель «Подготовка вожатских кадров как основа подготовки педагогических кадров к воспитательной работе с детьми» (с 2017 г. велась системная работа по включению модуля «Основы вожатской деятельности» в основные образовательные программы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»). Специалисты рассматривают вожатскую подготовку будущих педагогов к воспитательной работе с детьми, к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления как уникальную возможность формирования метапредметных компетенций будущих учителей через реализацию дисциплины «Основы вожатской деятельности» и педагогическую (вожатскую) практику [7]. В научных публикациях раскрываются возможности применения вожатской практики для поддержки деятельности государственно-общественного объединения «Российское движение школьников» (РДШ) как во время смен РДШ в пришкольных и загородных лагерях, так и в течение учебного процесса в общеобразовательных организациях, работающих по направлениям деятельности РДШ [8].

Тиражируется опыт построения предметно-методических модулей (ПММ), определяющих профильную специфику программ бакалавриата. Структура и содержание ПММ обусловлены целевой установкой - формированием у обучающихся компетенций в конкретной предметной области и готовностью использовать полученные результаты обучения при решении разных типов задач профессиональной деятельности (педагогического, культурно-просветительского, проектного и т. д.). Содержательное наполнение ПММ отражает ключевые разделы предмета в соответствии с ФГОС основного общего и среднего образования, что обеспечивает единство подготовки педагогов. Методическая часть направлена на формирование компетенций в сфере методики обучения, средств оценивания результатов обучения, современных образовательных технологий. Обязательным компонентом ПММ являются практики: учебная (ознакомительная / археологическая / архивная / музейная и др.) и производственная (педагогическая).

В процессе проектирования рабочих программ предметно-методических модулей разработчики решали актуальные задачи: обеспечения гармонизации предметной и методической подготовки, баланса теоретической и практической подготовки; продуманного отбора оценочных средств для текущего и промежуточного контроля; реализации сквозной траектории формирования исследовательских компетенций обучающихся и др.

Предметом повышенного внимания является проектирование содержания учебных и производственных практик в аспекте преемственности и с учетом цифровой трансформации образования. Так, будущие учителя-словесники в период педагогической практики обращаются к образовательному интернет-ресурсу «ЯКласс», участвуют в обучающих мастер-классах Методического центра «ЯКласс», вебинарах и круглых столах с участием экспертов и педагогов, ис-

пользующих цифровые образовательные ресурсы. В 2022-2023 учебном году для студентов, обучающихся в Институте социально-гуманитарного образования, на географическом факультете и факультете дошкольной педагогики и психологии, педагогическая практика была организована на платформе «Сферум» (заказчик исследований -ООО «Цифровое образование», разработчик платформы).

В рамках реализации стратегического проекта МПГУ «Гуманитарно-просветительская миссия педагога» разработан инновационный проект «Студенческая академия "Будь профи!"», предоставляющий студентам очной формы обучения возможность получения на бесплатной основе дополнительной квалификации во время обучения по основным программам высшего образования. Студенты могут выбрать одну из предложенных программ профессиональной переподготовки: «Специалист в области воспитания (советник по воспитанию)», «Педагог дополнительного образования», «Тьютор дистанционного образования», «Прикладное программирование в образовании». Разработаны также программы профессионального обучения. Назовем те, которые связаны с педагогической деятельностью: «Помощник воспитателя», «Младший воспитатель», «Специалист по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста (помощник воспитателя, няня)».

Многие выпускники программ педагогического бакалавриата продолжают обучение в магистратуре. Образовательные программы педагогической магистратуры сориентированы на развитие творческого потенциала педагогов: способностей к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний, готовности к самообразованию, саморазвитию, овладению современными способами трансляции знаний. Представим оригинальные магистерские программы, реализуемые в МПГУ:

«Менеджмент цифрового образования», «Электронные образовательные технологии», «Сквозные технологии в образовании», «Проектирование образовательного опыта», «Современные стратегии филологического образования», «Педагогическое проектирование в филологическом образовании», «Педагогика текста в цифровой образовательной среде», «Формирование функциональной грамотности», «Непрерывное литературное образование», «Госпитальная педагогика», «Историческая наука и историческое просвещение», «Музейная педагогика и историческое регионоведение» и др.

При проектировании образовательных программ магистратуры учитывается необходимость преемственности в развитии академической культуры педагогов. Эта задача решается в процессе реализации базовой учебной дисциплины «Академическая риторика».

Не секрет, что в сфере науки и высшего образования отношение к «академическому» и «функциональному» зачастую прямо противоположное: одобрение первого и скепсис в адрес второго (практико-ори-ентированные курсы часто считают уместными лишь в системе среднего специального образования). Однако мы видим взаимосвязь функциональной и академической грамотности, преемственность между способностью применять текстовые умения для решения жизненных задач и академической культурой [5].

Назовем основные тематические блоки программы: 1) блок «Университетская коммуникативная среда», включающий такие содержательные аспекты, как академическая грамотность магистранта, культура научной речи, речевой эти-

кет академического взаимодействия; 2) блок «Конференция - важнейшее речевое событие в процессе научной коммуникации», в рамках которого студенты осваивают законы академической риторики и их реализацию в ситуации научной конференции, особенности академического красноречия, риторический канон, жанры академического взаимодействия; 3) блок «Академическое общение в современном коммуникативном пространстве», предполагающий изучение медиавзаимодействия в академической среде, овладение медиажанрами научного общения. При освоении программ бакалавриата и магистратуры обеспечивается преемственность в формировании и развитии академической культуры будущих педагогов («Речевые практики» - в программах бакалавриата, «Академическая риторика» - в программах магистратуры).

Особенности магистерской подготовки связаны с ее направленностью на формирование педагога-исследователя, развитие готовности к собственной научно-исследовательской деятельности и руководству исследовательской работой школьников. Процесс формирования педагога-исследователя осуществляется в контексте традиций и современных направлений деятельности научных школ, сложившихся на кафедрах МПГУ, которые принимают участие в реализации образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (научные школы В. А. Сластенина, В. С. Мухиной, А. В. Мудрика, Т. И. Шамовой, В. В. Голуб-кова, Т. А Ладыженской, А. Д. Дейкиной, Э. Б. Абдуллина, С. П. Ломова, П. С. Новикова и др.)4.

4 См.: Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина: колл. моногр. / под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2009; Научная школа В. В. Голуб-кова: история и направления исследований: монография / под ред. В.Ф. Чертова. М.: Экон-Информ, 2018; Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / отв. ред. Л. С. Подымова, Н. А. Подымов. М.: МПГУ, 2020; Янченко В. Д. Путь длиной 40 лет: научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» // Наука и школа. 2019. № 1. С. 189-192 и др. Библиотека МПГУ реализует проект, посвященный 150-летию МПГУ: «150 ученых МПГУ: труды из коллекции библиотеки вуза», в рамках которого на Канале МПГУ (https://www.youtube.com/user/mpguedu) размещаются научно-популярные видеоролики о выдающихся деятелях науки и образования, преподававших в МПГУ в разные периоды его истории.

В МПГУ апробируются разнообразные модели реализации принципа индивидуализации при формировании у обучающихся готовности к научно-исследовательской деятельности [9]. Перед молодыми исследователями открыт широкий выбор возможных направлений научно-исследовательской деятельности и форм участия в ней: членство в Научно-педагогическом обществе (например, «Клио»), Студенческом научном обществе; участие в работе Школы молодого ученого, научных лабораторий («Музейная педагогика» и др.), семинара исследовательской группы по изучению наследия А. Ф. Лосева, в мероприятиях Центра поисковой работы и историко-культурного туризма и др. Отметим также Всероссийскую научную олимпиаду «Золотые страницы отечественной методики», всероссийские и международные научные конференции: «O témpora! O mores!», «Филологическая наука в ХХ1 веке. Взгляд молодых», видеоконференция «Магистр - науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования», «Педагог-словесник XXI столетия» и др.

Выпускники магистратуры, среди которых подавляющее большинство - молодые исследователи, продолжают обучение в аспирантуре, являющейся важным компонентом непрерывного педагогического образования. Специальное исследование было посвящено изучению представлений аспирантов МПГУ об образе преподавателя высшей школы [10]. Респонденты отнесли к числу наиболее профессионально значимых личных качеств педагога ответственность (38,75%), доброжелательность и эмпа-тию (25,00%), креативность, умение импровизировать (25,00%). В результате другого исследования были определены уровни значимости факторов творческого саморазвития педагогов высшей школы по четырем группам: социальных, организационно-педагогических, психо-

лого-педагогических, психологических (личностных) и барьеров саморазвития [11]. Подчеркнем, что подготовка педагогических кадров высшей квалификации в университете осуществляется на основе богатых традиций авторитетных научных школ МПГУ [12; 13], с учетом принципов персонализации, индивидуализации и дифференциации при проектировании индивидуальных планов аспирантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе подготовки педагогов на этапе высшего образования существенную роль играет университетская среда, создаваемые условия для личностного и профессионального развития. Выделим деятельность уникального Центра в структуре МПГУ - Учебно-научного корчаковского центра воспитания детей и молодежи, деятельность которого основана на гуманистических принципах и идеях Я. Корчака и концептуальных положениях научной школы Л. И. Новиковой.

Заслуживает внимания колоссальный опыт научно- и культурно-просветительской деятельности, накопленный в МПГУ. Прежде всего, назовем проекты, широко известные профессиональному сообществу: «Университетские субботы», «От учителя - к учителю: университетская среда в МПГУ», «Россия: единство в многообразии», «Москва - столица многонациональной России», ректорский кинолекторий «Понимание с любовью». Отметим и новые проекты: «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ - педагогам», «Научные субботы» и др.

Значимы также системная работа по развитию культуры чтения и культуры речи будущих педагогов, постоянный мониторинг состояния молодежной культурно-речевой среды, исследование читательских предпочтений студентов (в том числе в магистерских диссертациях). В год 150-летия университета библиотекой МПГУ создан читательский клуб «ПоЧитатели Герье». В образовательные программы подготовки

педагогов разных профилей включены дисциплины по выбору «Чтение в цифровую эпоху» / «Чтение в информационном обществе». Указанные направления деятельности в области чтения реализуются при участии важных партнеров МПГУ: Департамента образования и науки г. Москвы, Русской ассоциации чтения, Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и др.

Послевузовский этап

профессионального

и личностного развития педагога

В МПГУ сложились прочные традиции в осуществлении поддержки и научно-методического сопровождения педагогов на послевузовском этапе профессионального и личностного развития. В университете реализуются программы дополнительного образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации), нацеленные на освоение новых компетенций, повышение профессионального уровня в рамках имеющихся квалификаций.

С конца 2021 г. в структуре МПГУ появился Научно-методический центр сопровождения педагогических работников с целью обеспечения формирования и развития системы сопровождения педагогических и управленческих кадров общего и педагогического профессионального образования. Основные направления деятельности центра: 1) научно-методическое сопровождение содержания и методик общего образования; 2) научно-методическое сопровождение воспитания в структуре экосистемы подготовки педагога; 3) психолого-педагогические инструменты инклюзивного образования. Осуществляется консультационно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций, в том числе через систему вебинаров. Так, в 2022 г. были проведены летняя (июнь) и зимняя (декабрь) сессии вебинаров «Стратегии

преодоления профессиональных дефицитов педагогов», в работе которых участвовали ведущие ученые МПГУ, представители субъектов единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Были зарегистрированы участники из более чем 50 регионов Российской Федерации.

В целях реализации задач МПГУ как базовой организации СНГ по подготовке педагогических кадров в МПГУ создан Международный центр педагогического образования (МЦПО). Функционируют Центры, деятельность которых в той или иной мере связана с оказанием содействия в осуществлении научно-исследовательской, проектной, культурно-просветительской деятельности как будущих учителей, так и учителей-практиков, преподавателей образовательных организаций СПО и высших учебных заведений: Центр педагогического сетевого взаимодействия, Центр развития открытого образования.

С учетом поставленных в МПГУ стратегических целей внедряются как традиционные, так и новые форматы и проекты (в том числе предполагающие сетевую форму реализации образовательных программ), направленные на повышение профессионального мастерства педагогов средней и высшей школы. В частности, речь идет о возрождении института наставничества. В 2022 г. на географическом факультете МПГУ запущен проект «Школьные учителя - студентам географического факультета МПГУ».

Отдельно отметим успешный проект «Корпоративный университет», в рамках которого реализуются программы повышения квалификации преподавателей МПГУ, например: «Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций», «Использование ЭИОС в образовательном процессе и административной

деятельности МПГУ», «Защита обучающихся от неконструктивного интернет-контента» и др.

Таким образом, модель МПГУ отражает специфику каждого этапа непрерывного педагогического образования, обусловливающую выбор форм научно-методического сопровождения профессионального и личностного развития педагога в соответствии с задачами разных этапов (допрофессиональная подготовка; СПО; высшее образование; послевузовский этап).

Презентация опыта МПГУ включает также характеристику наиболее перспективных стратегий реализации непрерывного педагогического образования.

Стратегия фундаментальности образования реализуется в процессе освоения образовательных программ бакалавриата (в том числе обновленных программ), нацеленных на формирование единых профессиональных компетенций, не заданных во ФГОС, программ педагогической магистратуры и аспирантуры. Ректор МПГУ А. В. Лубков справедливо отмечает, что «важнейшей стратегической задачей становится фундаментальная методологическая и содержательная подготовка педагога, творчество которого будет основой строительства общества будущего» [14, с. 40]. Приоритеты профессиональной подготовки связываются им с формированием фундаментальных системных знаний и практико-ориентированных умений [14, с. 47].

Во всех стратегических документах МПГУ (программах, в том числе программах воспитательной деятельности, проектах и др.) представлен ценностно-смысловой подход к профессиональной подготовке обучающихся (стратегии гуманизации и аксиоло-гизации образования). Формированию у них нравственных ценностей, углублению гуманитарной составляющей в их подготовке способствует включение в образовательные программы педаго-

гического бакалавриата всех профилей подготовки дисциплин по выбору социально-гуманитарного модуля. В рекомендуемый перечень вошли, к примеру, такие дисциплины: «Русская литература в социально-историческом контексте», «Всемирная литература», «История русской философии», «Национально-культурные традиции России», «Чтение в цифровую эпоху», «Цивилизационное наследие России и современные культурные практики» и др.

Стратегия интеграции связывается прежде всего с трансляцией результатов научной и образовательной деятельности на систему общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также интеграцией деятельности психологических, педагогических, методических и предметных кафедр и др .

Удачными примерами реализации стратегий кооперации и партнерства служит разработка концепции «Ядро педагогического образования»; опыт апробации студентами МПГУ, Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Уральского государственного педагогического университета рабочей программы педагогической практики по классному руководству, тьюторству, воспитательной работе в образовательной организации, разработанной Министерством просвещения РФ совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; совместное участие в организации практической подготовки обучающихся на платформе 8!ВЕОЕ с Томским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом; реализация образовательных программ, в том числе дополнительного образования, на основе партнерства; апробация сетевых программ дополнительного профессионального образова-

ния, например, программы повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» совместно с ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского, НГПУ им. К. Минина и др.; осуществление научно-исследовательской деятельности (написание монографий/ научных статей/пособий; проведение научных конференций и пр.).

Накопление опыта освоения цифровых образовательных ресурсов и содержания образования в смешанном формате, включение в программы подготовки педагогических кадров цифрового контента свидетельствуют об успешной реализации стратегии цифровизации образования. В 2018 г. создан Институт развития цифрового образования, внедряющий различные программы по повышению уровня информатизации образовательных, научно-исследовательских, управленческих процессов в МПГУ. В мае 2022 г. создана кафедра цифрового образования, реализующая дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Прикладное программирование в образовании». Интересный опыт сотрудничества в области цифрового образования и владения цифровыми инструментами представляют магистранты программы «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ - организаторы и модераторы состоявшейся 10-14 октября 2022 г. XII Международной научно-практической интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» (руководитель проекта -профессор М. Е. Вайндорф-Сысоева). Важно отметить, что МПГУ - участник проектов «Цифровые кафедры», «Медиа-класс в московской школе» и «Медиавертикаль в московской школе», направленных на предпрофессио-нальную подготовку в области медиа.

В 2022 г. открыт Технопарк универсальных педагогических компетенций МПГУ в рамках программы комплексной модер-

низации материально-технической базы педагогических вузов «Учитель будущего поколения России». В настоящее время на базе Технопарка реализуется проект «Детский Университет: от молекулы до Вселенной», программы для школьников г. Москвы «Проектирование виртуальной реальности», «Реверс-инжиниринг и прототипирование», «От рентгена до нано-биотехнологий». В 2023 г. в МПГУ планируется создание Педагогического технопарка «Кванториум».

Анализ стратегий реализации непрерывного педагогического образования позволяет выявить следующие тенденции:

• полипарадигмальность как совокупность теоретико-методологических и практико-ориентированных концепций;

• фундаментальность и технологичность;

• ориентация на ресурсность сетевых моделей;

• гармонизация целей участников непрерывного педагогического образования;

• адресность в целеполагании образовательных программ, в сопровождении и поддержке профессионального и личностного самоопределения и развития педагога. Осуществленный анализ модели подготовки педагогических кадров в МПГУ позволяет говорить о сложившейся системе многоуровневой подготовки педагогов (от профильных, педагогических классов средней школы до послевузовского и дополнительного образования), об опыте создания единого образовательного пространства для обеспечения личностно-профессионального роста педагогов. Актуализация педагогического наследия, современная интерпретация методических концепций, теорий, подходов - важная составляющая подготовки педагогических кадров в МПГУ на всех этапах непрерывного педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин В. А. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского и современные проблемы психолого-педагогического образования // К. Д. Ушинский и современная школа: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (23-25 февраля 1994 г.). Курск: КГПИ, 1994.

2. Корепанова Н. В., Стародубова Е.А. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6. № 3. С. 99-108.

3. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34-44.

4. Лингвокультура университета: колл. моногр. / под ред. С. А. Питиной. Челябинск: Энциклопедия, 2016.

5. Ерохина Е. Л. Долгосрочная концепция подготовки педагогических кадров: направления развития риторики и речеведческих дисциплин в вузе // Коммуникативные процессы в современном образовании: прошлое, настоящее и будущее риторики и речеведения: материалы науч.-практ. конф. М., 2022. С. 133-140.

6. Речевые практики: учеб. пособие / под ред. Е. Л. Ерохиной. М.: МПГУ 2019.

7. Шаламова Л.Ф., Марусяк Д.М., Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 1. С. 99-125.

8. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожатской деятельности» // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 47-53.

9. Antipova A. M., Chertov V. F., Chernysheva E. G. Individual approach as a basis for language teachers' competence in research activities // Arpha. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2022. No. 5. P. 47-65. URL: https://ap.pensoft.net/ article/24240 / (дата обращения: 05.05.2023).

10. Серякова С. Б. Образ преподавателя высшей школы глазами аспирантов // Информация и образование: границы коммуникаций INF0'20: сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2020. № 12 (20). С. 241-243.

11. Серякова С. Б. Факторы и барьеры саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 70-83.

12. Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1 / отв. ред. В. Л. Матросов. М.: Прометей, 2008.

13. На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет: моногр. / отв. ред. А. В. Лубков; науч. ред. О. В. Воробьева. М.: МПГУ, 2022.

14. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 34-54.

REFERENCES

1. Slastenin V. A. Pedagogicheskaya antropologiya K. D. Ushinskogo i sovremennye problemy psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. In: K. D. Ushinskiy i sovremennaya shkola. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference (23-25 Feb. 1994). Kursk: KGPI, 1994.

2. Korepanova N. V., Stаrodubova E.A. Pedagogicheskiy klass v rossiyskoy shkole kak forma profilnogo obrazovaniya. Cross-cultural Studies: Education and Science. 2021, Vol. 6, No. 3, pp. 99-108.

3. Trubina L. A., Erokhina E. L. Soderzhanie i novye formy organizatsii predmetno-metodicheskoy podgotovki v usloviyakh vnedreniya "Yadra pedagogicheskogo obrazovaniya". Nauka i shkola. 2022, No. 4, pp. 34-44.

4. Lingvokultura universiteta. Coll. monogr. Ed. by S. A. Pitina. Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2016.

5. Erokhina E. L. Dolgosrochnaya kontseptsiya podgotovki pedagogicheskikh kadrov: napravleniya razvitiya ritoriki i rechevedcheskikh distsiplin v vuze. In: Kommunikativnye protsessy v sovremennom obrazovanii: proshloe, nastoyashchee i budushchee ritoriki i rechevedeniya. Proceedings of scientific-practical conference. Moscow, 2022. Pp. 133-140.

6. Rechevye praktiki: ucheb. posobie. Ed. by E. L. Erokhina. Moscow: MPGU, 2019.

7. Shalamova L. F., Marusyak D. M., Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu. Regionalnaya model podgotovki pedagogicheskikh kadrov kak obyekt issledovaniya. Science for Education Today. 2022, Vol. 12, No. 1, pp. 99-125.

8. Leskonog N. Yu., Shalamova L. F., Marusyak D. M. Pedagogicheskaya praktika studentov kak osnovnoy komponent realizatsii modulya "Osnovy vozhatskoy deyatelnosti". Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy. 2018, No. 4 (52), pp. 47-53.

9. Antipova A. M., Chertov V. F., Chernysheva E. G. Individual approach as a basis for language teachers' competence in research activities. In: Arpha. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2022, No. 5, pp. 47-65. Available at: https://ap.pensoft.net/ article/24240 / (accessed: 05.05.2023).

10. Seryakova S. B. Obraz prepodavatelya vysshey shkoly glazami aspirantov. In: Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsiy INF0'20. Coll. of scient. papers. Gorno-Altaysk, 2020. No. 12 (20), pp. 241-243.

11. Seryakova S. B. Faktory i baryery samorazvitiya aspirantov v kontekste nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2022, No. 5, pp. 70-83.

12. Nauchnye shkoly Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Iss. 1. Ed. by V. L. Matrosov. Moscow: Prometey, 2008.

13. Na perekrestye vremen i sudeb. Moskovskomu pedagogicheskomu gosudarstvennomu universitetu 150 let: monogr. Ed. by A. V. Lubkov, O. V. Vorobyeva. Moscow: MPGU, 2022.

14. Lubkov A. V. Sovremennye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2020, Vol. 22, No. 3, pp. 34-54.

Антипова Алла Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: am.antipova@mpgu.su

Antipova Alla M., ScD in Education, Professor, Literature Teaching Methods Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: am.antipova@mpgu.su

Березина Тамара Ивановна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сла-стенина Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: ti.berezina@mpgu.su

Berezina Tamara I., ScD in Education, Head, Pedagogy and Psychology of Professional Education Department named after Academician V. A. Slastenin, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University e-mail: ti.berezina@mpgu.su

Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Erokhina Elena L., ScD in Education, Head, Rhetoric and Culture of Speech Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: sb.seryakova@mpgu.su

Seryakova Svetlana B., ScD in Education, Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: sb.seryakova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 11.05.2023 The article was received on 11.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.