Научная статья на тему 'Модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника в контексте непрерывного образования'

Модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-исследователь / педагог-словесник / научно-исследовательская деятельность / исследовательские компетенции / непрерывное педагогическое образование / принцип индивидуализации / Московский педагогический государственный университет / teacher-researcher / teacher of language and literature / research activity / research competencies / continuing teach education / individual approach / Moscow Pedagogical State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Алла Михайловна, Чернышева Елена Геннадьевна, Чертов Виктор Фёдорович

В статье представлена модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника на разных этапах его подготовки (допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовский этап профессионального и личностного развития педагога), сложившаяся в Московском педагогическом государственном университете. Авторами определена роль каждого этапа подготовки педагога в обеспечении преемственности, непрерывности и реализации принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности, выявлено своеобразие исследовательской деятельности учащихся филологических классов и студентов-филологов; обозначены условия эффективного применения принципа индивидуализации в процессе подготовки педагога-исследователя: опора на традиции и современные направления деятельности научных школ, сложившихся на кафедрах, которые принимают участие в реализации образовательных программ средней и высшей школы; вовлечение обучающихся в активный поиск научных дискуссионных площадок, «уплотнение» самого пространства таких дискуссий, активная апробация результатов исследовательской деятельности с учетом личностного вектора ценностных установок и соблюдения молодыми исследователями этоса науки. Акцентировано внимание на идее построения единого образовательного пространства для обеспечения сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога. Авторами предложены рекомендации по формированию системы моделирования индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей готовность к научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Алла Михайловна, Чернышева Елена Геннадьевна, Чертов Виктор Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of developing research competencies of a teacher of language and literature in the context of continuing education

This paper introduces a model of research competencies as they develop through various stages of education of a teacher of language and literature (pre-professional education, non-university level higher education, higher professional education, postgraduate professional and personal development of a teacher), established in Moscow Pedagogical State University. The authors define a specific function of each stage of education for a teacher in terms of supporting legacy, continuity, and personalization principle while preparing a teacher for research activities; discover the uniqueness of research performed by school and college students of philology; define conditions for efficient application of the personalization principle in the course of education of a researching teacher: reliance on the traditions and modern areas of activity of scientific schools that have developed in the departments that participate in the implementation of educational programs of high school and college; involvement of students in an active search for scientific discussion platforms, “consolidation” of the space of such discussions, active testing of the results of research activities, taking into account the personal vector of value attitudes and compliance by young researchers of the scientific ethos. The emphasis is placed on the idea of creating a common educational space with an end-to-end trajectory of developing research competencies for a teacher. The authors offer recommendations on the formation of a system for modeling an individual educational path that would ensure promptitude of teachers to research and development.

Текст научной работы на тему «Модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника в контексте непрерывного образования»

Теория и методика

профессионального

образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-36-55 УДК 372.8

A.М. Антипова, Е.Г. Чернышева,

B.Ф. Чертов

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника в контексте непрерывного образования

В статье представлена модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника на разных этапах его подготовки (допрофес-сиональная подготовка, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовский этап профессионального и личностного развития педагога), сложившаяся в Московском педагогическом государственном университете. Авторами определена роль каждого этапа подготовки педагога в обеспечении преемственности, непрерывности и реализации принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности, выявлено своеобразие исследовательской деятельности учащихся филологических классов и студентов-филологов; обозначены условия эффективного применения принципа индивидуализации в процессе подготовки педагога-исследователя: опора на традиции и современные направления деятельности научных

© Антипова А.М., Чернышева Е.Г., Чертов В.Ф., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

школ, сложившихся на кафедрах, которые принимают участие в реализации образовательных программ средней и высшей школы; вовлечение обучающихся в активный поиск научных дискуссионных площадок, «уплотнение» самого пространства таких дискуссий, активная апробация результатов исследовательской деятельности с учетом личностного вектора ценностных установок и соблюдения молодыми исследователями этоса науки. Акцентировано внимание на идее построения единого образовательного пространства для обеспечения сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога. Авторами предложены рекомендации по формированию системы моделирования индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей готовность к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: педагог-исследователь, педагог-словесник, научно-исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, непрерывное педагогическое образование, принцип индивидуализации, Московский педагогический государственный университет

Благодарности. Исследование проведено в рамках реализации темы государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Особенности реализации принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности», № АААА-А20-120121790112-1. Авторы выражают благодарность директору Лицея Московского педагогического государственного университета И.А. Якимову за уточнение сведений, связанных с организацией исследовательской работы лицеистов.

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Антипова А.М., Чернышева Е.Г., Чертов В.Ф. Модель формирования исследовательских компетенций педагога-словесника в контексте непрерывного образования // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 36-55. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-4-36-55

о

си |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

01 I X

Е о I

X X и го т

ск X с^ и 01 о т го

о о

ш о_ю

н- с О

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-36-55

AM. Antipova, E.G. Chernysheva, V.F. Chertov

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Model of developing research competencies of a teacher of language and literature in the context of continuing education

This paper introduces a model of research competencies as they develop through various stages of education of a teacher of language and literature (pre-professional education, non-university level higher education, higher professional education, postgraduate professional and personal development of a teacher), established in Moscow Pedagogical State University. The authors define a specific function of each stage of education for a teacher in terms of supporting legacy, continuity, and personalization principle while preparing a teacher for research activities; discover the uniqueness of research performed by school and college students of philology; define conditions for efficient application of the personalization principle in the course of education of a researching teacher: reliance on the traditions and modern areas of activity of scientific schools that have developed in the departments that participate in the implementation of educational programs of high school and college; involvement of students in an active search for scientific discussion platforms, "consolidation" of the space of such discussions, active testing of the results of research activities, taking into account the personal vector of value attitudes and compliance by young researchers of the scientific ethos. The emphasis is placed on the idea of creating a common educational space with an end-to-end trajectory of developing research competencies for a teacher. The authors offer recommendations on the formation of a system for modeling an individual educational path that would ensure promptitude of teachers to research and development.

Key words: teacher-researcher, teacher of language and literature, research activity, research competencies, continuing teach education, individual approach, Moscow Pedagogical State University

o

cd

^ o

x x

ct .0

o

1— cd c*

ol x x

z o x

x x u cd m

cc x CP u Ol o m cd

o o

cd q.io

f o

- 1= o

38

Acknowledgments. The study was carried out within the framework of the implementation of the theme of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation "Features of the implementation of the principle of in-dividualization in the formation of readiness for research activities", No. AAAA-A20-120121790112-1. The authors express their gratitude to the director of Moscow Pedagogical State University Lyceum I.A. Yakimov for clarifying information related to the organization of research work of lyceum students

CITATION: Antipova A.M., Chernysheva E.G., Chertov V.F. Model of developing research competencies of a teacher of language and literature in the context of continuing education. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 36-55. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-36-55

Актуальность исследования

В 2022 г. Правительством РФ была принята Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, основными принципами построения которой стали непрерывность и преемственность профессионального развития педагогов (http://government.ru/docs/all/141781). Среди важнейших мероприятий, указанных в Концепции, - включение в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога, что определило постановку задач «развития педагогической магистратуры, обеспечивающей формирование и воспроизводство исследовательских компетенций в педагогической среде, а также аспирантуры и докторантуры, формируемой на базе авторитетных научных школ российских образовательных и научных организаций, ведущих педагогические исследования» (http://government.ru/docs/ аП/141781). Таким образом, идея непрерывного образования (образования через всю жизнь) актуализирует проблему формирования готовности педагогов к научно-исследовательской деятельности на основе принципов преемственности и индивидуализации.

Цель исследования

го ^

^ о

X I

d £

° 5

н го

Ш I

Z о

Цель статьи - анализ модели формирования компетенций педагога-словесника в Московском педагогическом госу- ^-д- £ дарственном университете (МПГУ), определение роли каждого этапа ^ —э' подготовки педагога в обеспечении преемственности, непрерывности

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

и реализации принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности (допрофессиональной педагогической подготовки, подготовки педагога в рамках среднего профессионального образования, вузовского и послевузовского этапов профессионального и личностного развития педагога).

Материалы и методы

В качестве исследовательских методов использовались:

- анализ научных публикаций, в том числе работ, отражающих опыт подготовки педагогов в контексте непрерывного образования, а также раскрывающих модель формирования готовности будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности в МПГУ;

- изучение официальных документов МПГУ: Программы развития МПГУ; образовательных программам среднего, среднего профессионального и высшего образования (образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Образование и педагогические науки» (уровень аспирантуры); дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (профили/направленности, связанные с филологическим образованием); а также рабочих программ отдельных дисциплин и практик;

- моделирование.

Результаты

Формирование исследовательской компетентности обучающихся на этапе допрофессиональной педагогической подготовки

Среди важнейших принципов организации исследовательской деятельности в средней школе - принцип индивидуализации обучения, учета личностных особенностей и образовательных потребностей учащихся. Исследовательская деятельность рассматривается как одно из средств реализации дальнейшей образовательной и образовательно-карьерной траектории ученика [2, с. 4]. Ее значимость для учащихся определяется потребностями в профессиональной ориентации, опосредуемой профильной подготовкой, и в решении личностно-значимых проблем познавательного характера [2; 7].

Предметом исследовательской деятельности на уроках литературы прежде всего является художественное произведение. Его анализ и интерпретация предполагают следующее:

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

ш о_ю

F с о

-СО

40

- решение сложных проблем дешифровки художественной информации, в том числе развитие умения увидеть логику автора в композиции, в самом построении сюжета, выборе и чередовании эпизодов, тех или иных образов, отдельных приемов и художественных подробностей, зачастую как будто уводящих читателя в сторону и «намеренно» запутывающих его;

- соотнесение собственного видения изображенных в произведении людей, событий, явлений, чувств, эмоций с авторским видением (или видением героя) и точкой зрения других интерпретаторов произведения;

- оформление собственных суждений, оценок, характеристик в виде связного устного или письменного высказывания.

При этом развернутое устное или письменное высказывание о литературном произведении, построенное с учетом требований формальной логики, невольно будет учитывать и жанрово-родовые, композиционные, стилистические особенности произведения, хотя бы и на уровне использования фрагментов текста, значительного или частичного цитирования.

Учебное исследование может быть посвящено изучению мест жизни и творчества писателя [4]. Так, экскурсии в литературные музеи позволяют узнать много интересного о писателе, истории создания его произведений, подготовить разнообразные комментарии: исторические, географические, бытовые, пейзажные. Есть и другой подход, когда сквозь призму литературного произведения предлагается «посмотреть на тот край, что взрастил писателя, стал почвой его художественного мира» [Там же, с. 81].

На развитие исследовательской компетентности школьников направлено содержание и методический аппарат учебников по литературе. Так, в предметной линии учебников под редакцией В.Ф. Чертова предусмотрены вопросы и задания, стимулирующие исследовательскую деятельность читателя-школьника. Они систематизированы по рубрикам, например: «Поиск информации», «Опыт исследования, «Для дискуссии», «Публичное выступление», «Вместе с товарищами», «Сочинение» и др. Специально маркированные «Индивидуальные задания» 0 позволяют учитывать интересы школьников к определенным видам | о деятельности, проявить способности учащимся с отчетливо выраженной гуманитарной (филологической, исторической, культуроведческой ^ § | и др.) направленностью, а также организовать работу в классах разного ^ у 2 уровня. Отметим перспективное направление исследовательской рабо- ¡^-д- £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о а.

ты учащихся, связанное с социологией и психологией чтения, например: ^ ¡ро «Проведите изучение круга чтения своих одноклассников. Обратите

внимание при опросе (анкетировании, интервьюировании) на то, что они читают и с какой целью они это делают. Сделайте выводы о соотношении классической и современной литературы в круге чтения школьников и о преобладающих мотивах их обращения к художественной литературе» [11, с. 18].

Согласно обновленным федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным рабочим программам по литературе значимость исследовательской деятельности для учащихся возрастает. И в основной школе (5-9 классы), и в 10-11 классах акцентировано внимание на достижении важнейших личностных (ценности научного познания) и метапредметных результатов (владение базовыми исследовательскими действиями, а также навыками работы с информацией). Это делает актуальной задачу изучения, обобщения и тиражирования наиболее интересного опыта организации исследовательской деятельности учащихся.

Считаем, что заслуживает внимания педагогический предунивер-сарий - Лицей МПГУ, являющийся базовой экспериментальной площадкой по разработке модели профильного допрофессионального образования.

Плодотворный опыт организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время дает возможность говорить о созданной благоприятной среде, продуманной системе научно-методического сопровождения ученика-исследователя. В учебные планы основного общего образования и среднего общего образования включен учебный предмет «Методология научного исследования (индивидуальный проект)». Учащиеся знакомятся с методами научного исследования (проекта), этапами его построения, проектными и исследовательскими технологиями, способами презентации работы, подготовкой текста научной статьи и т.п.

У каждого лицеиста есть возможность в течение обучения с 8 по 11 классы выполнить 3-4 исследования или проекта и представить результаты своей деятельности на ежегодной научно-практической конференции «Научный дебют». Защита проектов учащихся 8-х классов - начальный этап их научно-исследовательской деятельности, подготовка к «Научному дебюту».

Исследовательская работа осуществляется под руководством преподавателей Лицея или университета. Тематика проектов и исследований размещена на странице Лицея МПГУ (http://mpgu.su/obrazovanie/struk

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z х 1

^ у 2 tumyie-podrazdelemya/litsey-gumamtamyih-tehnologiy-mpgu/proektnaya-i-

¡2 issledovatelskaya-deyatelnost/).

8 о.ю' По итогам защит учебно-исследовательских и проектных работ,

m и-ш

Г- С О

в оценивании которых участвуют преподаватели разных кафедр

МПГУ, выявляются лучшие работы, авторы которых становятся участниками городских и всероссийских конкурсов. Приведем примеры некоторых тем по литературе, дающих представление о реализации разных приемов осуществления исследовательской деятельности: «Фольклоризм в творчестве русских писателей и поэтов», «Русская и английская волшебная сказка: сходство, различия, особенности», «Сопоставительный анализ сюжета и героев приключенческих романов Ильфа и Петрова и Р.Л. Стивенсона», «Образ сильной женщины в русской литературе» и др.

О результативности апробации модели формирования ученика-исследователя, нацеленной на продолжение обучения в университете, свидетельствует такая форма сотрудничества педагогов и учащихся, как написание статей. На странице Лицея размещены публикации лицеистов филологического профиля по итогам их выступлений на Международной научно-практической конференции «Литературная педагогика и читательская грамотность: новые форматы и практики» (2022) (http://mpgu.su/obrazovanie/strukturnyie-podrazdeleniya/ litsey-gumanitarnyih-tehnologiy-mpgu/nauchnye-raboty-liceistov/), позволяющие судить о круге научных интересов авторов и их руководителей: «Приемы метапредметной работы с литературным палимпсестом в образовательной практике (на примере советской сказки 20-х годов ХХ века)», «Роберт Льюис Стивенсон: непризнанный гений романа», «Влияние чтения цифровых книг на развитие читательской грамотности детей младшего возраста».

Система работы по организации исследовательской деятельности лицеистов с учетом принципа индивидуализации направлена на «развитие внутренней мотивации учащихся к исследовательской деятельности в контексте перспективы обучения в вузе» [2, с. 20], на приобретение ценного опыта участия в научных конференциях и конкурсах, в том числе организованных в МПГУ: Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех», Фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», Международных Тургеневских чтениях, Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ Московской областной общественной организации «Поддержка 0 и развитие творческой, научной и культурной деятельности молодежи | о "Инновация"» и др.

н ^

Лицеисты в процессе исследовательской деятельности успешно -т о Ц овладевают разными «видами чтения, методами познания, понима- ^ у 2 ния, интерпретации явлений литературы» [10, с. 171], а также опытом 5-е-й осуществления самостоятельного исследования в процессе школьного ^ рэ литературного образования.

Специфика исследовательской деятельности педагога на этапе среднего профессионального образования

В структуру МПГУ входит колледж, в котором реализуются образовательные программы педагогического профиля 44.02.02 «Преподавание в начальных классах с присвоением квалификации "Учитель начальных классов"».

На этапе среднего профессионального образования решаются две взаимосвязанные задачи:

1) развитие исследовательских компетенций студентов в ходе их теоретического обучения и практической подготовки;

2) подготовка студентов к методическому обеспечению образовательного процесса: участию в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Чтобы будущий педагог состоялся как организатор исследовательской деятельности младших школьников, он должен в процессе своего обучения быть максимально вовлеченным в учебно-исследовательскую работу, в ходе которой он овладевает научной терминологией, действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования, а также навыками самостоятельного выполнения исследования и рефлексии.

Исследовательский опыт приобретается студентами при прохождении учебных и производственных практик, написании курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР). Анализ тематики ВКР филологической направленности позволяет отметить актуальность исследуемых проблем и выраженный практико-ориентированный характер работ: «Способы формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения», «Развитие воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению», «Нравственное воспитание младших школьников средствами устного народного творчества во внеурочной деятельности» и др.

Будущие педагоги участвуют в научно-практических студенческих конференциях и семинарах, Педагогических чтениях, конкурсах. Так, в 2023 г. студенты колледжа стали призерами Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, посвященного 150-летию со дня

го ¡5 рождения М.М. Пришвина.

^ о

X I

4 £

н ¡в * Опыт формирования исследовательских компетенций

Z О ^

— го

U Ш

CK

педагога-словесника на разных уровнях высшего образования в контексте непрерывного образования

о.-» го^

о-ю Специфика подготовки педагога-словесника как исследователя

ч и организатора учебно- и научно-исследовательской деятельности

школьников во многом обусловлена многообразием типов художественно-педагогических задач (В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан) [3], а не только тех типов задач профессиональной деятельности, которые зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах (уровень бакалавриата/магистратуры) / образовательных стандартах базового высшего образования.

«Первоисходный элемент художественно-педагогической деятельности» учителя-словесника - художественно-исследовательские задачи [Там же, с. 64], связанные с работой с текстом. При научном рассмотрении объектов/проблем в поле гуманитарных феноменов будущие педагоги постигают знаковую/символическую природу языка и литературы. Учитываются современные концепции текстопорождающих практик и функционирования текста как универсального объекта научного рассмотрения в лингвистическом и эстетическом/художественном аспектах. Формируется понимание специфики современной гуманитаристики и места в ней лингвистики и литературоведения, эстетической природы художественного текста, умение аспектного и комплексного анализа художественного произведения в русле научной школы.

Одновременно в процессе предметной и методической подготовки будущие педагоги осваивают методологию и методику изучения ученика как субъекта литературного образования (уровня его литературного развития, читательских интересов, мотивационно-ценностной сферы, мышления и т.д.).

В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (https://base.garant. ru/70535556/?ysclid=lo7l5xfdmd609919208) определены трудовые функции, реализация которых предполагает готовность педагога-словесника к выполнению целого ряда трудовых действий, в той или иной мере связанных со сформированностью у него исследовательских компетенций, являющихся составной частью профессиональных компетенций:

- формирование универсальных учебных действий;

- применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития;

- определение совместно с обучающимся, его родителями (законными о представителями), другими участниками образовательного процесса Ц § зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необ- о | ходимости) индивидуального образовательного маршрута и индиви- -т о Ц дуальной программы развития обучающихся; организация олимпиад, х у т конференций, турниров и др.; ^-9- й

- организация публичных выступлений обучающихся, поощрение ^ §-ю их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах,

включая интернет-форумы и интернет-конференции; формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.

Исследовательская компетенция - «это полифункциональное понятие, включающее в себя совокупность знаний в определенной области, способов организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии, а также наличия исследовательских умений (ставить цель исследования, планировать экспериментальную деятельность, решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности, переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях» [9, с. 117].

Среди важнейших принципов формирования исследовательских компетенций - непрерывность, преемственность и индивидуализация. Соблюдение принципа индивидуализации отвечает, с одной стороны, «запросу общества на штучную подготовку исследователя в условиях массового образования», а с другой - «требованию учета индивидуальных способностей, в том числе одаренных студентов» [1, с. 40]. Не менее важна соотнесенность «определяемых задач с жизненным опытом и возможностями студентов (аспирантов)» [Там же].

В Институте филологии МПГУ при создании образовательной траектории обучающихся учитываются их индивидуальные особенности и возможности в сфере осуществления научных исследований. С этой целью регулярно проводятся онлайн-опросы студентов, членов студенческого научного общества, интервьюирование научных руководителей [14]. В то же время проблематика НИР будущих педагогов органично связывается с направлениями деятельности научных школ, сложившихся на кафедрах, которые принимают участие в реализации образовательных программ (научные школы В.В. Голубкова, Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, А.Д. Дейкиной и др.)1.

Студенты, обучающиеся по программам бакалавриата (направление подготовки «Педагогическое образование»), выполняют научно-исследовательскую работу, встроенную в учебный процесс: подготовка аннотаций, рефератов, выступления и доклады на учебных занятиях; выполнение учебных исследовательских работ, курсовых работ (2-4 курсы),

го ^

^ о

X X

^ £

° 5

t: ? ^

ш х х

Z о I

х S ¡2

* й °

1 Библиотека МПГУ реализует проект, посвященный 150-летию вуза, - «150 ученых §" о о. МПГУ: труды из коллекции библиотеки вуза», в рамках которого на Канале МПГУ раз-с^о мещаются научно-популярные видеоролики о выдающихся деятелях науки и образования,

преподававших в МПГУ в разные периоды его истории.

исследовательских заданий при прохождении педагогических практик (3-5 курсы). Представленная как фрагмент общей когнитивно-поисковой работы при написании рефератов, курсовых работ, исследовательская деятельность выступает в значительной мере как самодостаточный и целостный процесс, поэтапно и целенаправленно осуществляемый при написании выпускной квалификационной работы (5 курс). Внутренняя логика этого процесса соответствует фазам когнитивного/эпистемологического движения личности в процессе научной работы.

Акцент на индивидуальном подходе к организации деятельности студентов предполагает усложнение самостоятельной индивидуальной работы, начатой на занятиях. При прохождении всех видов практик, написании курсовых работ студенты выполняют индивидуальные задания (вопросы, подлежащие решению), тематика которых может быть посвящена одному из направлений научно-исследовательской деятельности кафедр.

В структуру базовой части образовательных программ бакалавриата, разработанных на основе концепции «Ядро высшего педагогического образования», а также образовательной программы базового высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» включен Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности, в состав которого входят дисциплины «Методы исследовательской и проектной деятельности», «Методы математической обработки данных», а также учебная и производственная практики, нацеленные на получение навыков научно-исследовательской работы и проектной деятельности.

В ФГОС ВО (уровень бакалавриата) не предусмотрен научно-исследовательский тип задач профессиональной деятельности. Однако в ходе теоретического обучения и практической подготовки обучающиеся осваивают набор универсальных и общепрофессиональных компетенций, прежде всего из групп «Научные основы педагогической деятельности» (ОПК-8) и «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности» (ОПК-9), что позволяет формировать готовность к научно-исследовательской деятельности, которая трактуется как «личностное образование, определяющее состояние лич- 0 ности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение | о к этой деятельности, систему методологических знаний, исследователь-

^ ¥ к

ских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении -т о Ц возникающих профессионально-педагогических задач» [12]. ^ у 2

Разработанный в МПГУ образовательный стандарт базового высше- ^-д- £ го образования по направлению подготовки «Педагогическое образова- ^ §-ю ние» (утвержден Ученым советом МПГУ от 29.06.2023, протокол № 11)

включает задачи профессиональной деятельности научно-исследовательского типа. Определены и соответствующие базовые компетенции: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе специальных научных знаний (Б-4); способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность (Б-5).

Применительно к магистратуре как уровню высшего педагогического образования можно говорить о более глубокой академической подготовке и нацеленности на развитие педагога-исследователя. Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре, являющейся важным компонентом непрерывного педагогического образования.

Отметим, что на каждом последующем уровне образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура) усложняется материал, проблематика, направления исследований; расширяется тезаурус исследования; обогащается методология проведения исследования (сочетание разных методов, подходов и т.п.) [14; 15]. Представим отдельные примеры тематики исследований, проводимых на кафедре методики преподавания литературы:

- «Использование блог-технологии при изучении повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" в 5 классе» (бакалаврская работа) -«Использование блог-технологий на внеклассных занятиях по литературе в 6-7 классах» (магистерская диссертация) - «Применение блог-технологии при изучении отечественной прозы второй половины XX - начала XXI века о подростках в 7-9 классах» (научно-квалификационная работа);

- «Обучение в сотрудничестве как средство постижения художественного текста на уроках литературы в 6 классе» (магистерская диссертация) - «Обучение в сотрудничестве на уроках литературы в 7-9 классах» (научно-квалификационная работа);

- «Организация читательской деятельности младших подростков на основе преемственности с начальным этапом литературного образования» (магистерская диссертация) - «Свободное чтение учащихся 5-7 классов в системе литературного образования» (научно-квалификационная работа);

Индивидуальные потребности и индивидуально-психологические особенности студентов и аспирантов Института филологии МПГУ максимально полно учитываются при реализации различных форм научно-

го ^ ^ о

X I ^ л

° 5 t: ? ^ ф I X

Z х 1

у 2 исследовательской работы, дополняющей учебный процесс (при выбо-

ск

о_-9-го ре темы, постановке цели/задач, отборе методов исследования и др.). 8 Обучающиеся имеют возможность выбрать форму своего участия.

m и-ш

г- С О

Речь прежде всего о членстве в студенческом научном обществе,

работе в семинаре исследовательской группы по изучению наследия А.Ф. Лосева (в Центре русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева) и/или Школы молодого ученого. Кроме того, отметим постоянно действующие и актуализированные научные конференции: «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых», видеоконференция «Магистр - науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования», «Педагог-словесник XXI столетия» и Всероссийскую научную олимпиаду «Золотые страницы отечественной методики» и др. [5; 8].

В целях дифференциации индивидуальных образовательных траекторий предлагается идея научно-исследовательского семинара в бакалавриате и магистратуре (как форма НИР, дополняющей учебный процесс). Определим организационные принципы его работы:

- соответствие научному направлению кафедр, реализующих образовательные программы бакалавриата и магистратуры;

- корреляция цели ВКР с метапроблемой, обсуждаемой на научном семинаре;

- актуальность этой проблемы (ее «присутствие» на страницах ведущих литературоведческих, лингвистических, методических журналов; обучающиеся сами выявляют эту актуальность путем аналитического рассмотрения публикаций 3-4 журналов);

- аналитический срез актуальных проблем/материалов научно-исследовательских институтов РАН и РАО в области литературоведения, языкознания, литературного и языкового образования;

- сопоставление опыта аналитического коллективного и индивидуального «штурма» той или иной проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение структуры информационных систем и авторитетных / наиболее репрезентативных хранилищ (РГБ, РНБ, Библиотека Конгресса США) научной информации в области филологии в России и мире; индивидуальные виртуальные туры по этим системам (презентации);

- обсуждение проблем этоса науки в личностном научном пути; лич-ностно-социальный аспект индивидуальных научных путей выдающихся филологов России и мира; 0

- добровольный принцип участия в семинаре, рефлексия мотивации | о участия в нем;

- результативность: в идеале публикации и внедрение, в том числе ^ § | в соавторстве с научным руководителем (как форма сотрудничества). ^ у 2 Системное курирование со стороны ведущих ученых Института ¡^-е-й

филологии, личностно ориентированный (включая тьютерские усилия, ^ §-ю учет ценностных векторов участников) формат работы по развитию

мотивации и целевых установок участников - важнейшие составляющие принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Развитие исследовательской компетентности педагога-словесника на послевузовском этапе профессионального и личностного развития педагога

В Институте филологии МПГУ сложились прочные традиции в осуществлении поддержки и научно-методического сопровождения педагогов на послевузовском этапе профессионального и личностного развития. Реализуются программы повышения квалификации, нацеленные на совершенствование исследовательских компетенций педагогов-словесников: «Моделирование проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве: гуманитарный цикл», «Мультидисциплинарные аспекты реализации технологии проектно-исследовательской деятельности в школе XXI века» и др.

Заслуживают упоминания Научно-педагогический форум «Проектные практики школы XXI века», Московский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (пример успешной реализации стратегий кооперации и партнерства МПГУ с различными организациями), проекты «Университетские субботы», «Научные субботы».

Для обогащения исследовательской культуры вузовских преподавателей значимой стала сетевая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», в реализации которой участвуют известные ученые Института филологии МПГУ, а также специалисты Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Заключение

о

2 о Обоснование модели актуализации принципа индивидуализации

^ ^ при формировании готовности педагогов-словесников к научно-иссле-^ § | довательской деятельности опирается на многоаспектный анализ научной литературы в области методологии и методики организации

го

U Ш

о;

^-е-™ научно-исследовательской работы в школе, в педагогическом вузе ^ о.ю' [1; 2; 4; 7; 9-13], изучение и обобщение педагогического опыта, в том

числе опыта преподавателей Института филологии МПГУ [6; 14; 15].

Обозначим наиболее эффективные организационно-педагогические условия применения принципа индивидуализации при формировании готовности к научно-исследовательской деятельности обучающихся:

- опора на традиции и современные направления деятельности научных школ, сложившихся на кафедрах, которые принимают участие в реализации образовательных программ средней и высшей школы;

- вовлечение обучающихся в активный поиск научных дискуссионных площадок, «уплотнение» самого пространства таких дискуссий,

- активная апробация результатов исследовательской деятельности с учетом личностного вектора ценностных установок и соблюдения молодыми исследователями этоса науки.

Выводы

Модель формирования педагога-исследователя, сложившаяся в МПГУ, включает все этапы профессионального и личностного развития педагога (допрофессиональную подготовку, СПО, высшее образование, послевузовский этап) и отражает опыт построения единого образовательного пространства для обеспечения сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога.

Ее анализ позволяет разработать рекомендации по построению системы моделирования индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей готовность обучающихся к научно-исследовательской деятельности [14]:

- разработка нормативных документов, регламентирующих организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся на разных этапах педагогического образования;

- широкое внедрение предметных олимпиад как средства привлечения абитуриентов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности;

- апробация различных методик диагностики (анкеты, тесты и др.) с целью определения готовности обучающихся к научно-исследовательской работе и выявления одаренных учащихся/студентов с целью привлечения их к научно-исследовательской деятельности;

- обеспечение тесной связи научно-исследовательской работы с обра- 2 о зовательным процессом, разработка и апробация элективных/факуль- ^ ¡5 тативных курсов и (или) программ дополнительного образования | ^ | по основам научной деятельности; расширение диапазона курсов х 5 2 по выбору, в рамках которых будущие педагоги могли бы получать ^-е-^ информацию об актуальных результатах научной деятельности пре- § оло подавателей/кафедр;

- планирование системных связей межкафедрального взаимодействия при реализации научно-исследовательской деятельности: изучение опыта работы с одаренными школьниками/студентами и его презентация; учет междисциплинарности как важнейшего модуса и фактора результативности научно-исследовательской работы студентов и аспирантов; проведение межкафедральных научных конференций и создание временных или постоянно действующих научно-исследовательских групп, анализирующих тематику научных исследований в области филологического образования, их методологию, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, перспективные направления и эффективные методы исследования;

- обеспечение тесной связи вуза с образовательными и научными организациями как базами (площадками) для проведения экспериментальной работы;

- постоянный мониторинг уровней сформированности компетенций в области научно-исследовательской деятельности;

- регулярный анализ учебно-методического сопровождения научно-исследовательской работы; анализ электронных портфолио и методики балльно-рейтинговой оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся (разработка параметров оценки индивидуального портфолио);

- мониторинг информационного сопровождения научно-исследовательской работы: создание и размещение на сайте вуза банка данных о школьниках, студентах, активно занимающихся научно-исследовательской деятельностью; ежегодные публикации и обновление на страницах структурных подразделений перечней примерных тем (направлений) исследовательских/проектных/курсовых/выпускных квалификационных работ / научно-квалификационных работ;

- привлечение студентов-исследователей к проведению лекториев, семинаров для школьников, к организации Недели науки и др.;

- создание устойчивой системы поддержки и стимулирования школьников и студентов, успешно занимающихся научной работой;

- разработка инфраструктурных взаимодействий в области научно-0 исследовательской и научно-практической работы: публикация под-

| о робной информации о научных школах кафедр в сети Интернет,

^ на сайте университета; регулярное обновление на сайте вуза информа-

^ § | ции о кафедрах, их профессорско-преподавательском составе; очные и сива презентации научных школ кафедр, краткие публикации о результатах

05 ш ° " 1

^-О- £ научной деятельности кафедр на сайте и в социальных сетях; проведе-то' ние открытых докладов профессоров кафедр с приглашением школьников, студентов и аспирантов, в том числе в рамках научных сессий.

Результаты исследования могут быть использованы при проведении экспертизы образовательных программ в аспекте реализации в них принципов непрерывности, преемственности и индивидуализации при формировании исследовательских компетенций педагогов-словесников.

Библиографический список / References

1. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: Монография / Отв. ред. Е.В. Караваева. М., 2018. [Issledovatel XXI veka: formirovanie kompetentsiy v sisteme vysshego obrazovaniya [21 century researcher: Competence development in the system of higher education]. E.V. Karavaeva (ed.). Moscow, 2018.]

2. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2016. [Kazarina L.A. Formirovanie issledovatelskoy kompetentnosti uchashchikhsya profilnykh gumanitarnykh klassov obshcheobrazovatelnoy shkoly [Formation of research competence of students in specialized humanities classes of a comprehensive school]. PhD theses. Tomsk, 2016.]

3. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие. М., 1988. [Kan-Kalik V.A., Hazan V.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy prepodavaniya literatury v shkole [Psychological and pedagogical foundations of teaching literature at school]. Textbook. Moscow, 1988.]

4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. М., 1988. [Kachurin M.G. Organizatsiya issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya na urokakh literatury [Organization of student research activities in literature lessons]. Book for teachers. Moscow, 1988.]

5. Магистр - науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования: Материалы VIII международной научной видеоконференции, посвященной 150-летию МПГУ, г. Москва, 21 апреля 2022 г. / Отв. ред. А.М Антипова. М., 2022. [Magistr - nauke i obrazovaniyu: aktualnye problemy sovremennogo literaturnogo obrazovaniya [Master's degree for science and education: Relevant issues of modern literary education]. A.M. Antipova (ed.). Moscow, 2022.]

6. Модель непрерывного педагогического образования: опыт Московского педагогического государственного университета / Антипова А.М., Березина Т.И., Ерохина Е.Л., Серякова С.Б. // Наука и школа. 2023. № 4. С. 104-120. [Antipova A.M., Berezina T.I., Erokhina E.L., Seryakova S.B. The model ro ¡5 of continuing teacher education: The experience of Moscow Pedagogical State Ц ° University. Nauka i shkola. 2023. No. 4. Pp. 104-120. (In Rus.)] g |

7. Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской деятель- ш g х ности старшеклассников в условиях профильного обучения: Дис. ... канд. х х S пед. наук. М., 2008. [Novozhilova M.M. Formirovanie kultury issledovatelskoj к ^ о deyatelnosti starsheklassnikov v usloviyah profilnogo obucheniya [Formation ^ of a culture of research activity among high school students in the context ^ jpg of specialized education]. PhD Dis. Moscow, 2008.]

8. Педагог XXI столетия: Сборник материалов V студенческой научно-практической конференции, 20 февраля 2020 г. / Отв. ред. Е.В. Гетманская. М., 2020. [Pedagog XXI stoletiya. Sbornik materialov V studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [21 century teacher. Collection of materials of the V student scientific and practical conference]. E.V. Getmanskaya (ed.). Moscow, 2020.]

9. Петрова Н.Ф., Ворсина Е.А. Исследовательская компетентность и ее место в системе профессиональных компетенций студентов-психологов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 115-118. [Petrova N.F., Vorsina E.A. Research competence and its place in the system of professional competencies of psychology students. Mir nauki, kutury, obrazovaniya. 2014. № 1 (44). Pp. 115-118. (In Rus.)]

10. Терентьева Н.П. Исследовательская деятельность учащихся-читателей // Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. СПб., 2015. С. 171-175. [Terenteva N.P. Research activities of student readers. Glossariy metodicheskikh terminov i ponyatiy (russkiyyazyk, literatura): Opyt postroeniya terminosistemy. E.R. Yadrovskaya, A.I. Dunev (eds.). St. Petersburg, 2015. Pp. 171-175. (In Rus.)]

11. Чертов В.Ф., Антипова А.М. Исследовательская деятельность по литературе и уроки-практикумы в старших классах // Литература в школе. 2017. № 11. С. 16-22. [Chertov V.F., Antipova A.M. The research activity in literature and practical lessons in high school. Literature at School. 2017. № 11. Pp. 16-22. (In Rus.)]

12. Шадчин И.В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы II Международной научной конференции (Пермь, май 2012 г.). Пермь, 2012. С. 170-173. [Shadchin I.V. Methods for assessing the level of competence of university students in research activities. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Perm, 2012. Pp. 170-173. (In Rus.)]

13. Яркова Т.А. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 215-228. [Yarkova T.A. Scientific bases of the students' research activity organization in higher pedagogical institutions. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 3. Pp. 215-228. (In Rus.)]

14. Antipova A.M., Chertov V.F., Chernysheva E.G. Individual approach as a basis for language teachers' competence in research activities. Arpha. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2022. No. 5. Pp. 47-65.

§ 5 15. Chertov V.F., Antipova A.M., Zhuravlev V.P. Literary Education History

° го K as a Research Object at a Pedagogical University. Educational Space in the In-

z о i formation Age (EEIA-2019). S.V. Ivanova (ed.). Moscow. 2019. Pp. 227-234.

x у g DOI: 10.15405/epsbs.2019.09.02.27

n tr TO ¡Jo a

(<u jpg Статья поступила в редакцию 20.08.2023, принята к публикации 14.09.2023

IThe article was received on 20.08.2023, accepted for publication 14.09.2023

^ о

Сведения об авторах / About the authors

Антипова Алла Михайловна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет

Alla M. Antipova - Dr. Pedagody Hab.; Professor at the Department of Methods of Teaching Literature of the Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: antipovaalla@mail.ru

Чернышева Елена Геннадьевна - доктор филологических наук; заведующий кафедрой русской классической литературы, директор Института филологии, Московский педагогический государственный университет

Elena G. Chernysheva - Dr. Philology Hab.; Head at the Department of Russian Classical Literature; Head of the Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: el-chernysheva@yandex.ru

Чертов Виктор Фёдорович - доктор педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет

Victor F. Chertov - Dr. Pedagody Hab.; Head at the Department of Methods of Teaching Literature of the Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: victorchertov@mail.ru

Заявленный вклад авторов

Антипова А.М. - общее руководство исследованием, анализ и интерпретация литературы, подготовка текста статьи

Чернышева Е.Г. - анализ и интерпретация литературы, подготовка текста статьи

Чертов В.Ф. - анализ и интерпретация литературы, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

A.M. Antipova - general research management, analysis and interpretation of literature, preparation of the article text о

О

E.G. Chernysheva - analysis and interpretation of literature, preparation of the text x J

of the article g 5

ш i

V.F. Chertov - analysis and interpretation of literature, preparation of the text z g i of the article x H m

K m 0 п tt cd О О d.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи (си рэ

All authors have read and approved the final manuscript *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.