Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ'

СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова А. М., Серякова С. Б., Кирсанова К. Г.

В статье дан анализ стратегий непрерывного педагогического образования (НПО) на основе сравнительно-типологического исследования региональных моделей в аспекте преемственности профессионального развития педагогов. Для исследования выбрано 6 российских вузов: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Новосибирский государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина. Сравнительный анализ регионального опыта осуществлялся на основе следующих параметров: миссия, стратегические цели/ориентиры университета; допрофессиональная педагогическая подготовка; среднее профессиональное образование; высшее образование; послевузовский этап. Авторами предложена классификация современных стратегий непрерывного педагогического образования с учетом представленных в научном дискурсе типологий: традиционные (классические) стратегии (фундаментальность образования, интеграция, гуманизация и аксиологизация образования, стратегии профессионально-личностного роста педагога), включая обновление отдельных традиционных стратегий (стратегии кооперации и партнерства), и инновационные стратегии (цифровизация (цифровая трансформация), форсайт-стратегии). Определена специфика выделенных типов стратегий: традиционные стратегии непрерывного педагогического образования характеризуются поэтапной реализацией с заданной периодичностью на каждом из уровней системы образования; они предсказуемы, рассчитаны на длительный срок; целеполагание - эффективное функционирование; инновационные стратегии непрерывного педагогического образования - образовательные экосистемы, отличающиеся многосторонностью, сотворчеством и целенаправленностью, нацеленностью на опережение, прогностичность, непрерывное сопровождение профессионального и личностного самоопределения и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова А. М., Серякова С. Б., Кирсанова К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION STRATEGIES FOR CONTINUING TEACHER EDUCATION: REGIONAL MODELS

The article reviews strategies of Continuing Teacher Education (CTE) based on the comparative typological study of regional models in relation to the succession of teachers’ professional development. Six Russian universities were sampled for this study: Herzen State Pedagogical University of Russia, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Novosibirsk State Pedagogical University, Tomsk State Pedagogical University, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy. Comparative analysis of best practices in the regions was based on the following criteria: mission, strategic goals/objectives of a university; pre-professional teacher education; non-university level higher education; higher education; postgraduate level. Taking into consideration typologies covered by the scientific discourse, the authors classify existing strategies of continuing teacher education as follows: traditional (conventional) strategies (fundamental nature of education, integration, humanization and axiologization of education, professional and personal development strategies for teachers) including certain updates of traditional strategies (collaboration/cooperation/partnership strategies) and innovation strategies (digitalization (digital transformation), foresight strategies). These types of strategies were profiled as follows: traditional strategies of continuing teacher education involve a step-by-step approach at predetermined intervals for each level of the education system; these are predictable and long-term; goal setting is aimed at effective performance; innovation strategies of continuing teacher education feature educational ecosystems that are versatile, collaborative, purposeful, advance-focused, predictability, and continuous support of professional and personal self-determination and self-development.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ■ ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 371.13:377.12 DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-107-119

ББК 74.4

СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ1

А. М. Антипова, С. Б. Серякова, К. Г. Кирсанова

Аннотация. В статье дан анализ стратегий непрерывного педагогического образования (НПО) на основе сравнительно-типологического исследования региональных моделей в аспекте преемственности профессионального развития педагогов. Для исследования выбрано 6 российских вузов: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Новосибирский государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина. Сравнительный анализ регионального опыта осуществлялся на основе следующих параметров: миссия, стратегические цели/ориентиры университета; допрофессио-нальная педагогическая подготовка; среднее профессиональное образование; высшее образование; послевузовский этап. Авторами предложена классификация современных стратегий непрерывного педагогического образования с учетом представленных в научном дискурсе типологий: традиционные (классические) стратегии (фундаментальность образования, интеграция, гуманизация и аксиологизация образования, стратегии профессионально-личностного роста педагога), включая обновление отдельных традиционных стратегий (стратегии кооперации и партнерства), и инновационные стратегии (цифровизация (цифровая трансформация), форсайт-стратегии). Определена специфика выделенных типов стратегий: традиционные стратегии непрерывного педагогического образования характеризуются поэтапной реализацией с заданной периодичностью на каждом из уровней системы образования; они предсказуемы, рассчитаны на длительный срок; целеполагание - эффективное функционирование; инно-

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Сравнительный анализ различных стратегий реализации непрерывного пеДагогического образования» - 122061400040-2 (2022).

© Антипова А. М., Серякова С. Б., Кирсанова К. Г., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

вационные стратегии непрерывного педагогического образования - образовательные экосистемы, отличающиеся многосторонностью, сотворчеством и целенаправленностью, нацеленностью на опережение, прогностичность, непрерывное сопровождение профессионального и личностного самоопределения и саморазвития.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, стратегии, региональные модели, допрофессиональная (предпрофессиональная) подготовка, среднее профессиональное образование, высшее педагогическое образование, дополнительное профессиональное образование.

Для цитирования: Антипова А. М., Серякова С. Б., Кирсанова К. Г. Стратегии реализации непрерывного педагогического образования: региональные модели // Наука и школа. 2023. № 3. С. 107-119. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-107-119.

IMPLEMENTATION STRATEGIES FOR CONTINUING TEACHER EDUCATION: REGIONAL MODELS

A. M. Antipova, S. B. Seryakova, K. G. Kirsanova

Abstract. The article reviews strategies of Continuing Teacher Education (CTE) based on the comparative typological study of regional models in relation to the succession of teachers' professional development. Six Russian universities were sampled for this study: Herzen State Pedagogical University of Russia, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Novosibirsk State Pedagogical University, Tomsk State Pedagogical University, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy. Comparative analysis of best practices in the regions was based on the following criteria: mission, strategic goals/objectives of a university; pre-professional teacher education; non-university level higher education; higher education; postgraduate level. Taking into consideration typologies covered by the scientific discourse, the authors classify existing strategies of continuing teacher education as follows: traditional (conventional) strategies (fundamental nature of education, integration, humanization and axiologization of education, professional and personal development strategies for teachers) including certain updates of traditional strategies (collaboration/cooperation/partnership strategies) and innovation strategies (digitalization (digital transformation), foresight strategies). These types of strategies were profiled as follows: traditional strategies of continuing teacher education involve a step-by-step approach at predetermined intervals for each level of the education system; these are predictable and long-term; goal setting is aimed at effective performance; innovation strategies of continuing teacher education feature educational ecosystems that are versatile, collaborative, purposeful, advance-focused, predictability, and continuous support of professional and personal self-determination and self-development.

Keywords: continuing teach education, strategies, regional models, pre-professional (pre-vocational) education, non-university level higher education, higher teacher education, continuing professional education.

Cite as: Antipova A. M., Seryakova S. B., Kirsanova K. G. Implementation strategies for continuing teacher education: regional models. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 107-119. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-107-119.

Актуализация проблемы непрерывного педагогического образования (НПО) в современной системе высшего образования обусловлена не только постановкой этого вопроса со стороны государства, динамикой изменений запросов в сфере труда, но и потребностью общества в подготовке педагога, соответствующего этим запросам, способного к развитию и саморазвитию на всех этапах профессионального становления и совершенствования. Кроме того, необходимо указать на социокультурные изменения (всеобщий доступ к информации, цифровизация образования, экономики и т. п.), а также изменения в нормативной базе педагогического образования, формирование единого образовательного пространства в соответствии с Концепцией «Ядро высшего педагогического образования».

В 2022 г. принята «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [1]. Проблемы, обозначенные в данной Концепции, диктуют необходимость разработки новых форматов подготовки педагогов.

Цель статьи - выявить и проанализировать современные стратегии непрерывного педагогического образования на основе сравнительно-типологического исследования региональных моделей в аспекте преемственности профессионального развития педагогов.

Исследование стратегий реализации непрерывного педагогического образования проводилось на основе следующих методов:

• анализ научных статей, поиск которых осуществлялся на основе дескрипторов «непрерывное педагогическое образование», «стратегии», «стратегические ориентиры»;

• анализ научных публикаций, в которых предложены разные подходы к трактовке понятий «непрерывное педагогическое образование», «стратегии», «форсайт» и др., с целью уточнения

содержания понятий и разработки типологии стратегий непрерывного педагогического образования;

• изучение научных публикаций, отражающих региональный опыт непрерывного педагогического образования;

• изучение официальных документов педвузов (Программ / Стратегий развития педагогических вузов; образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Образование и педагогические науки» (уровень аспирантуры); дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации); а также рабочих программ отдельных дисциплин и практик;

• изучение материалов научных форумов, объединений, ассоциаций, обществ и др.

Стратегии непрерывного педагогического образования как объект исследования

Термин «стратегия» широко используется в сфере предпринимательства, бизнеса, экономики и стратегического менеджмента, а также в области образования и педагогических наук. Современные исследователи рассматривают стратегию как способ решения задач, план действий, средство достижения цели.

Обосновывая стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования, Э. Ф. Зеер, В. С. Третьякова и В. И. Мирошниченко выделяют ряд важных, с их точки зрения, стратегий. К ним отнесены: стратегия транспрофессиональности, стратегия опережающего образования, стратегии кооперации и партнерства, стратегия непрерывного образования, стратегия высокоскоростного образования,

стратегия цифровой трансформации [2, с. 112-113].

Анализ научных работ1 позволяет ти-пологизировать стратегии непрерывного педагогического образования, согласующиеся с основными задачами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. Считаем возможным выделить следующие типы стратегий:

1) традиционные (классические) стратегии: фундаментальность образования, интеграция, гуманизация и ак-сиологизация образования, стратегии профессионально-личностного роста педагога), включая обновление отдельных традиционных стратегий, например, стратегий кооперации и партнерства;

2) инновационные стратегии: циф-ровизация (цифровая трансформация), форсайт-стратегии и др.

Стратегия фундаментальности образования предполагает сочетание теоретической и прикладной подготовки. Фундаментальность подразумевает не только серьезную предметную, но и психолого-педагогическую, методическую, общекультурную подготовку [3, с. 38].

Стратегия интеграции связывается с разными уровнями интеграции: интеграцией деятельности университетов, бизнеса и государства; трансляцией результатов научной и образовательной деятельности на систему общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального

образования; интеграцией деятельности психологических, педагогических, методических и предметных кафедр и др.

Стратегии гуманизации и аксиоло-гизации образования актуализированы в научном дискурсе. Как отмечают современные исследователи, «с точки зрения аксиологического подхода у будущих учителей осуществляется формирование системы ценностей на основе гуманистических ориентаций, в центре которых высшая ценность - человек, его неповторимость и индивидуальность» [4, с. 155-156].

Стратегии кооперации и партнерства: «создание и развитие платформы для взаимодействия с партнерами; прак-тико-ориентированность образования как части производственного процесса, работа в команде профессионалов» [2, с. 112].

Стратегия цифровизации образования (цифровой трансформации): «разработка сквозных цифровых технологий и внедрение их в виды деятельности обучающихся и преподавателей» [2, с. 113].

Стратегии профессионально-личностного роста педагога реализуются в рамках кластера «Предпрофессио-нальное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование - дополнительное профессиональное образование» в аспекте непрерывности и преемственности.

См.: Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002; Ланских А. Н. Форсайт как новая методология управления развитием высшей школы // Управленческие науки. 2011. № 1. С. 60-64; Диброва Ж. Н. Форсайт как современная практика управления ВУЗом // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. С. 253-260; Ривз М., Хаанес К., Синха Дж. Стратегии тоже нужна стратегия / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2016; Неволина В. В., Белоновская И. Д. Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании // Современное образование. 2017. № 3. С. 18-27; Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-а, 2020; Чертов В. Ф. Современные стратегии развития литературного образования // Современное литературное образование: традиции и стратегии развития. XXVII Голубковские чтения / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2020. С. 5-8; Антонов Н. В., Иванова О. А., Смирнова С. В. Стратегии профессионального развития педагогических работников школ: абрис российских и зарубежных практик // Сибирский учитель. 2021. № 5 (138). С. 5-12; и др.

1

Форсайт-стратегии. В научных публикациях форсайт рассматривается как инновационный инструмент стратегического управления, методология управления развитием современного вуза, как «метод, технология или процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов в целях определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды» [5, с. 44].

Представленная типология будет использована для сравнительного анализа регионального опыта реализации стратегий непрерывного педагогического образования.

Региональный опыт реализации современных стратегий

непрерывного педагогического образования

В рамках исследования был осуществлен анализ современных стратегий реализации непрерывного педагогического образования в условиях цифровой трансформации на основе сравнительно-типологического исследования региональных моделей. Были выбраны шесть высших учебных заведений:

Российский государственный педагогический университет имени (РГПУ им. А. И. Герцена);

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушин-ского (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского);

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина);

Новосибирский государственный педагогический университет (НПГУ);

Томский государственный педагогический университет (ТГПУ);

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина (АГГПУ им. В. М. Шукшина).

Выбор данных педвузов обусловлен высокими позициями в международных и отечественных рейтингах. По итогам приемной кампании 2022 г. определились четыре наиболее популярных педагогических университета: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), РГПУ им. А. И. Герцена, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и НГПУ им. К. Минина. Важно подчеркнуть, что РГПУ им. А. И. Герцена, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, ТПГУ и НГПУ являются вузами-партнерами МПГУ.

Сравнительный анализ региональных моделей осуществлялся на основе следующих параметров:

• миссия, стратегические цели/ориентиры университета;

• допрофессиональная педагогическая подготовка;

• среднее профессиональное образование;

• высшее образование (бакалавриат - магистратура - аспирантура);

• послевузовский этап профессионального и личностного развития педагога.

Миссии и стратегические цели, заявленные в программных документах перечисленных педагогических университетов, определяют уникальность моделей профессиональной педагогической подготовки, сложившихся в разных регионах нашей страны. Охарактеризуем особенности реализации различных стратегий непрерывного педагогического образования на разных его этапах.

Допрофессиональная педагогическая подготовка

Одной из задач субъектов системы общего, профессионального и высшего образования является внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпро-фессионального развития и программ

профессиональной ориентации школьников.

В педагогических университетах, выбранных для изучения, представлены различные модели допрофессиональ-ной педагогической подготовки (ДПП) школьников. Опыт проектирования ДПП получил отражение в научных публика-циях1, а также материалах открытого доступа на сайтах вузов.

Самобытная модель сложилась в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. В вузе функционирует «Центр допрофессиональ-ной подготовки "Гимназия К. Д. Ушинского"», цель которого - повысить образовательный уровень школьников и работающей молодёжи Ярославля и Ярославской области. Накоплен опыт апробации авторских программ для учащихся педагогических классов, разработанных коллективами педагогов школ и преподавателей ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (программы внеурочной деятельности «Социально-педагогический дебют» (8-9-й классы), «Основы психодиагностики» (9-й класс), «Искусство самопрезентации» (10-й класс) и др.; программы элективных курсов: «Введение в психологию» (8-й класс), «Введение в педагогическую профессию» (10-й класс), «Основы педагогической деятельности» (10-й класс), «Урок -первые шаги учителя» (11-й класс) и др.). Сопровождение деятельности психолого-педагогических классов Ярославской области осуществляется также в процессе организации и проведения Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К. Д. Ушинского, Российской научной конференции школьников «Открытие» (секция «Педагогика»), в рамках

межрегионального лагеря по подготовке вожатых школьных лагерей «Смена мечты» и профильного лагеря «Лаборатория профессионального выбора».

В ТГПУ реализуется сетевой образовательный проект «Открытый педагогический класс» (ОПК), цель которого -создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников, имеющих интерес к педагогической деятельности. ТГПУ проводит Открытую региональную олимпиаду по педагогике, которая рассчитана на учащихся 8-11-х классов, а также обучающихся I курса педагогических колледжей на базе 9 классов.

В РГПУ им. А. И. Герцена функционирует Центр по работе с талантливой молодежью и абитуриентами, целью деятельности которого является реализация политики университета в сфере довузовского образования. В университете проводится межвузовская олимпиада школьников «Первый успех» - состязание школьников и учащихся педагогических колледжей, проявляющих склонность к педагогической деятельности, ориентированных на дальнейшее обучение в педагогических вузах.

В НГПУ для классов психолого-педагогической направленности реализуется проект «Включатель», направленный на совершенствование социальных навыков школьников, а также на привлечение их к профессиональным пробам и создание собственных проектов.

Изучение опыта организации допро-фессиональной подготовки учащихся в разных педуниверситетах позволяет зафиксировать наиболее распространенные формы: психолого-педагогические/ педагогические классы, олимпиады,

1 Байбородова Л. В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учеб. пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022; Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: колл. моногр. / под науч. ред. Л. В. Бай-бородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль: РИО ЯГПУ 2021; Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: На материале педагогических классов: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002; Успенский В. Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999; и др.

фестивали, конкурсы, реализация индивидуальных образовательных программ и планов для обучения педагогически ориентированных учащихся. Удачные модели допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников строятся на основе традиций, сложившихся в том или ином регионе, а также с учетом ключевых направлений исследований научных школ / научных коллективов.

Среднее профессиональное образование

Современные специалисты отмечают, что в развитии системы НПО особая роль принадлежит среднему профессиональному образованию (СПО). Осенью 2020 г. Министерство просвещения России представило проект Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года, в котором были обозначены приоритетные направления, в их числе: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО [6]. Заслуживает пристального внимания и изучения форсайт стратегического партнерства вузов и СПО как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе [7]. Перспективны для подготовки педагогических кадров идеи образовательных кластеров, сопряженных учебных планов СПО и вузов, открытия профильных кафедр на базе СПО и др.

Однако в выбранных университетах не реализуются программы педагогического профиля на уровне среднего профессионального образования. Есть отдельные данные о сотрудничестве вузов с региональными педагогическими колледжами.

Высшее образование

Анализ официальных сайтов выбранных педуниверситетов позволил отметить, что во всех вузах реализуются

образовательные программы по направлению «Педагогические образование» (бакалавриат и магистратура).

Образовательные программы бакалавриата формируются на основе «Ядра высшего педагогического образования», в разработке которого участвовали около 400 специалистов, в том числе представители вузов, выбранных для исследования. Проектирование модельных программ модулей, включенных в учебные планы, осуществлялось на основе ряда подходов и принципов: компе-тентностный подход; сочетание фундаментальности и практико-ориентиро-ванности; интеграция опыта подготовки педагогов в различных вузах РФ; учет в содержании предметно-методических модулей основных разделов предмета в соответствии с ФГОС ООО и СОО; ориентация на общепринятые в науке подходы в соответствующей области знания; единые подходы к практической подготовке, включая организацию практик и формы отчетности.

Представители ярославской научной школы обосновывают необходимость использования в подготовке педагогов субъектно-ориентированных технологий, предлагают алгоритм общей субъектно-ориентированной технологии, а также частные варианты ее применения [8].

Отметим уникальные образовательные программы в рамках региональных моделей подготовки педагогических кадров. В НГПУ им. К. Минина реализуются инновационные программы педагогической магистратуры: «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся», «Проектирование нового образовательного продукта», «Цифровая педагогика». Партнерами по их реализации являются дошкольные и школьных образовательные организаций г. Нижнего Новгорода и области; Ассоциация педагогов экологического образования Нижегородской области, Лицей-интернат «Центр одаренных

детей», Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова и др.

В педуниверситетах разработаны магистерские программы, направленные на подготовку педагогов, способных к содержательным цифровым решениям для современной школы: «Мехатроника и робототехника», «Цифровая педагогика» (НГПУ им. К. Минина), «Информационные технологии в образовании» (РГПУ им. А. И. Герцена) и др.

Заслуживает внимания опыт подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в ТГПУ В 2021 г. была создана Школа педагога-исследователя, деятельность которой была представлена в апреле 2021 г. на Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения» в формате форсайт-сессии для магистрантов, аспирантов и молодых ученых.

Предметом повышенного внимания разработчиков образовательных программ являются практики (их виды, условия реализации, отбор содержания, средства оценивания образовательных результатов). Выделим модель организации педагогической практики будущих учителей в Томском государственном педагогическом университете. Она включает освоение форматов онлайн-занятий образовательной и досуговой деятельности школьников [9]. «Точками роста» стали центры дополнительного образования, в частности Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования при ТГПУ На его базе созданы условия для выбора варианта официальной практики, прохождения дополнительной практики, не предусмотренной учебным планом. Продумана система педагогического сопровождения студентов, участвующих

в профессиональных пробах и реализующих образовательные проекты под руководством наставников в течение длительного периода. Проект на платформе SIBEGE вышел на межрегиональный уровень: он объединил практикантов из ТГПУ, НГПУ, МПГУ

Отметим модель организации «единой практики» будущих педагогов-словесников, нацеленную на формирование и развитие способности самостоятельного решения конкретной профессиональной задачи, и успешные практики наставничества в профессиональной траектории студента-филолога (РГПУ им. А. И. Герцена)1. Примером обновления форматов проведения итоговых конференций по педагогической практике является проведение дискуссионного круглого стола «Цифровое партнерство», организованного кафедрой образовательных технологий в филологии» РГПУ им. А. И. Герцена на платформе «Яндекс. Телемост».

На базе всех выбранных нами педвузов созданы Технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические технопарки «Кванториум».

Поствузовский этап профессионального и личностного развития педагога

Специфика поствузовского этапа профессионального и личностного развития педагога обусловлена, в первую очередь, тем, что данный этап - самый продолжительный в трудовой деятельности педагога, он сопряжен со многими событиями его жизни, которые влияют на продуктивность профессиональной деятельности.

В педуниверситетах сложилась эффективная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки

1 См. материалы круглого стола «Ценностно-смысловые основания профессиональной подготовки учителя-словесника: к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского» в рамках международной научно-практической конференции «Российский учитель-словесник как социокультУрный феномен» (XXXI Голубковские чтения), 16 марта 2023 г: https://youtu.be/ mvhcYSDh2y8.

педагогических кадров, ориентированная на самые актуальные вопросы современного образования, о чем свидетельствуют названия программ повышения квалификации: «Цифровая трансформация школы: дидактика, модели, технологии», «Развитие универсальных педагогических компетенций педагога в условиях цифровой трансформации образования», «Навыки учителя XXI века» (РГПУ им. А. И. Герцена); «Технологии медиаобразования в профессиональной деятельности учителя», «Технологии искусственного интеллекта для каждого» (НГПУ им. К. Минина); «Развитие предметных цифровых навыков школьников средствами инновационных образовательных пространств» (ТГПУ); «Использование нелинейных презентаций и "интерактивных стен" в учебном процессе в вузе», «Педагогическое проектирование и самоанализ» (НГПУ), «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), «Педагогика и психология. Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» и др. (АГГПУ им. В. М. Шукшина). Отдельно отметим сетевую программу повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» - совместный проект МПГУ, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, НГПУ им. К. Минина и др.

В 2021 г. в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на базе ряда образовательных организаций высшего образования, в том числе РГПУ им. А. И. Герцена, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, НГПУ им. К. Минина, НГПУ, ТГПУ и АГГПУ им. В.М. Шукшина, были открыты научно-методические центры сопровождения педагогических работников.

В НГПУ им. К. Минина функционирует Институт непрерывного образования (ИНО), в 2019 г. создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

В структуре ТГПУ есть подразделения, деятельность которых связана с развитием педагогической науки и образования: Институт детства и артпедагогики (создан в 2020 г.), Институт развития педагогического образования (открыт в 2020 г.), в составе которого работает Парк инновационных образовательных практик для проведения научных педагогических исследований и разработок, генерации, внедрения и распространения инновационных образовательных практик. Отметим образовательный проект ТГПУ «Педагогическая инициатива», основная идея которого заключается в интеграции систем общего, дополнительного и высшего педагогического образования в целях эффективного профессионального становления учителя.

Ученые ЯГПУ им. К. Д. Ушинского повышенное внимание уделяют научно-методическому сопровождению учителей сельской школы [10; 11]. Данное направление деятельности сформировалось в 1980-е гг. Не случайно, что именно оно представлено в качестве ведущего направления деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

В Алтайском крае сложились уникальные практики наставничества как актуальной формы сопровождения профессионального становления и развития молодого педагога: «В настоящее время успешно развивается и "Титовское движение на Алтае", инициирующее реализацию востребованных профессиональным сообществом проектов "Эстафета просветительства", "Титовский сплав", "Образовательный экспресс "Просветители Алтая", "Крылья профессии" и другие, являющиеся мощным стартапом

для учителей сельских школ» [12, с. 133]. С 2019 г. на базе АГГПУ им. В. М. Шукшина реализуется региональный проект «Центр педагогического наставничества: территория развития кадрового потенциала Алтая»: «Ключевым механизмом выступает единое кооперативное образовательное пространство, куда включились все уровни образования, муниципальные органы управления образованием, региональные профессиональные сообщества педагогов: клуб "Учитель года Алтая", Ассоциация молодых педагогов, объединение "Сельский учитель", Алтайская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования» [12, с. 131]. Кроме того, проводятся интенсив-сессии, работают Университет молодых педагогов и Летняя школа молодых педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует указать на традиции проведения региональных профессиональных конкурсов для работников образования: «Конкурс молодых педагогов» и конкурс педагогического мастерства «Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем» для педагогов Новосибирска, Новосибирской области и Западно-Сибирского региона (НГПУ); региональный конкурс «Молодой педагог+наставник» и профессиональные педагогические игры (Алтайский край) и др.

Работа педагогических университетов по сопровождению и научно-методической поддержке педагогических работников включает как традиционные, так и новые форматы, используются современные образовательные технологии, в том числе дистанционные, апробируются различные формы совместной деятельности: программы повышения квалификации, организованные как сетевая площадка, по распределенной модели, по заказу муниципалитетов на базе образовательных организаций, создаются совместные с образовательным учреждением программы повышения квалификации на основе стажировочных площадок университетов и др.

Проанализировав региональные модели подготовки педагогов, выделим наиболее распространенные стратегии реализации непрерывного педагогического образования на разных его этапах.

Прежде всего отметим ориентацию на стратегию фундаментальности образования: реализация образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Образование и педагогические науки» (уровень аспирантуры) осуществляется на основе достижений региональных научных школ и имеющихся ресурсов.

Об успешной реализации стратегий кооперации и партнерства свидетельствуют: разработка «Ядра педагогического образования»; реализация образовательных программ высшего образования, а также программ дополнительного профессионального образования на основе партнерства; внедрение результатов научно-исследовательской деятельности (монографии, научные статьи и пр.) в образовательный процесс; заключение договоров о сотрудничестве; создание ресурсных центров и др. В условиях цифровизации образования появились новые возможности реализации этих, вполне традиционных для системы подготовки педагогов, стратегий.

В процессе подготовки педагогов в педуниверситетах формируется опыт освоения цифровых образовательных ресурсов, активно применяется электронная образовательная среда, включающая различные цифровые сервисы для обучающихся и преподавателей (стратегия цифровизации образования).

Показательным примером форсайт-стратегий можно считать реализацию модели педагогического кластера Нижегородского педуниверситета: «Публичная образовательная корпорация» (20172023), создание и внедрение модели «Открытое Педагогическое образование

Будущего» и преобразование вуза в «Публичную Образовательную Корпорацию» (2020-2030), которая будет иметь статус регионального опорного вуза кластерного типа, реализующего трансрегиональное сетевое сотрудничество с ведущими вузами. Кроме того, отметим консорциум, объединивший семь педагогических университетов России (НГПИ им. К. Минина, РГПУ им. А. И. Герцена, УГПУ им. И.Н. Ульянова, БГПУ им. М. Ак-муллы, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, МГПУ, СурГПУ) и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», для проведения совместных исследований, разработки и внедрения методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования.

Анализ современных стратегий непрерывного педагогического образования на основе сравнительно-типологического исследования региональных моделей в аспекте преемственности профессионального развития педагогов

позволил определить специфику выделенных типов стратегий.

Традиционные стратегии непрерывного педагогического образования характеризуются поэтапной реализацией с заданной периодичностью на каждом из уровней системы образования. Они предсказуемы, рассчитаны на длительный срок; целеполагание - эффективное функционирование.

Инновационные стратегии непрерывного педагогического образования - образовательные экосистемы, отличающиеся многосторонностью, сотворчеством и целенаправленностью, нацеленностью на опережение, прогностичностью, непрерывным сопровождением профессионального самоопределения. Инновационные стратегии обеспечиваются ресурсами интеграции формального, неформального и информального образования, причем роль последнего с развитием информационно-коммуникационных технологий все более возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 17.12.2022).

2. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Мирошниченко В. И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 6. С. 93-121.

3. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34-44.

4. Гукаленко О. В., Шавалеева Г. М. Педагогическая диагностика как условие повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в системе СПО // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 145-161.

5. Малиновская О. В., Скобелева И. П. Форсайт как технология стратегического планирования // Дайджест-финансы. 2014. № 4 (232). С. 44-54.

6. Проект Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/?ysclid=lfwzwosnpz809069845 (дата обращения: 31.03.2023).

7. Зудина Е. В., Сидунова Г. И., Шестак Д. А. Форсайт стратегического партнерства вузов и СПО как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2015. № 8. С. 35-39.

8. Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированные технологии в педагогическом образовании // Педагогика. 2021. № 8. С. 87-98.

9. Реализация особенностей образовательной среды университета в организации педагогической практики будущих учителей / М. А. Червонный, А. А. Власова, Т. В. Швалёва, Т. Т. Газизов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 143-149.

10. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 16-24.

11. Байбородова Л. В. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов сельских школ // Вестн. Набережночелнинского гос. пед. ун-та. НГПУ. 2022. № 3 (38). С. 92-95.

12. Гаврутенко Т. В. Особенности реализации региональной модели наставничества в образовательных организациях Алтайского края // Лучшие научные исследования 2022: сб. ст. VII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2022. С. 130-134.

REFERENCES

1. Kontseptsiya podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda. Available at: http://government.ru/docs/all/141781/ (accessed: 17.12.2022).

2. Zeer E. F., Tretyakova V. S., Miroshnichenko V. I. Strategicheskie orientiry podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2019, Vol. 21, No. 6, pp. 93-121.

3. Trubina L. A., Erokhina E. L. Soderzhanie i novye formy organizatsii predmetno-metodicheskoy podgotovki v usloviyakh vnedreniya "Yadra pedagogicheskogo obrazovaniya". Nauka i shkola. 2022, No. 4, pp. 34-44.

4. Gukalenko O. V., Shavaleeva G. M. Pedagogicheskaya diagnostika kak uslovie povysheniya effektivnosti professionalnoy podgotovki budushchikh uchiteley v sisteme SPO. Tsennosti i smysly. 2022, No. 3 (79), pp. 145-161.

5. Malinovskaya O. V., Skobeleva I. P. Forsayt kak tekhnologiya strategicheskogo planirovaniya. Daydzhest-finansy 2014, No. 4 (232), pp. 44-54.

6. Proekt Strategii razvitiya srednego professionalnogo obrazovaniya do 2030 goda. Available at: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/?ysclid=lfwzwosnpz809069845 (accessed: 31.03.2023).

7. Zudina E. V., Sidunova G. I., Shestak D. A. Forsayt strategicheskogo partnerstva vuzov i SPO kak innovatsionnaya forma formirovaniya kontingenta obuchayushchikhsya v vysshey shkole. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2015, No. 8, pp. 35-39.

8. Bayborodova L. V. Subyektno-orientirovannye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. Pedagogika. 2021, No. 8, pp. 87-98.

9. Chervonnyy M. A., Vlasova A. A., Shvaleva T. V., Gazizov T. T. Realizatsiya osobennostey obrazovatelnoy sredy universiteta v organizatsii pedagogicheskoy praktiki budushchikh uchiteley. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021, Vol. 30, No. 10, pp. 143-149.

10. Bayborodova L. V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie razvitiya selskikh obrazovatelnykh organizatsiy. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2019, No. 5 (110), pp. 16-24.

11. Bayborodova L. V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovatsionnoy deyatelnosti pedagogov selskikh shkol. Vestn. Naberezhnochelninskogo gos. ped. un-ta. NGPU. 2022, No. 3 (38), pp. 92-95.

12. Gavrutenko T. V. Osobennosti realizatsii regionalnoy modeli nastavnichestva v obrazovatelnykh organizatsiyakh Altayskogo kraya. In: Luchshie nauchnye issledovaniya 2022. Proceedings of the VII International international research competition. Penza, 2022. Pp. 130-134.

Антипова Алла Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]

Antipova Alla M., ScD in Education, Professor, Professor, Literature Teaching Methods Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]

Seryakova Svetlana B., ScD in Education, Professor, Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Кирсанова Ксения Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: [email protected]

Kirsanova Ksenia G., PhD in Education, Assistant Professor, Literature Teaching Methods Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.04.2023 The article was received on 03.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.