Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

702
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич

В статье рассматривается и анализируется актуальная проблема современного образования обоснования роли психолого-педагогических классов в становлении будущего педагога. Тенденции современного общества влияют на изменения в системе образования и приоритетным становится системность, определяющая непрерывный процесс подготовки обучающегося к профессии педагога. Автор статьи характеризует основные особенности непрерывного профессионально-педагогического образования, в основе которого заложена реализация идеи психолого-педагогических классов. Раскрывая сущность психолого-педагогических классов, автор обращает внимание на историческое и технологическое обоснование развития данной системы. Особенно подчеркивается результативность процесса работы психолого-педагогических классов среди обучающихся старших классов общеобразовательной организации. Так, к основным показателям автор статьи относит: готовность к профессиональной деятельности; мотивацию и осознанность к получению профессии, а также профессиональное самоопределение в профессии педагога, что в очередной раз подтверждает истинность высказываний великого русского педагога К.Д. Ушинского, который утверждал, что главный компонент профессиональной направленности -мотивация, раннее самоопределение в профессиональной деятельности, влияющие на возникновение интереса к профессии педагога. Только мотивированный на профессионально-педагогическую деятельность выпускник школы способен качественно преобразовать кризисное состояние профессионально-педагогического образования в современную эпоху развития российского общества. Опираясь на теоретический анализ и практический психолого-педагогический опыт, автором проведено эмпирическое исследование среди обучающихся школ Воронежской области. Анализ данных позволил выявить важную роль психолого-педагогических классов как элемента в непрерывном профессионально-педагогическом образовании, который напрямую предопределяет ранний этап развития личностного в профессионально-педагогическом становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with and analyzes the actual problem of modern education, substantiation of the role of psychological and pedagogical classes in the formation of the future teacher. Trends in modern society affect changes in the education system and consistency becomes a priority, which determines the continuous process of preparing a student for the profession of a teacher. The author of the article characterizes the main features of continuous professional and pedagogical education, which is based on the implementation of the idea of psychological and pedagogical classes. Revealing the essence of psychological and pedagogical classes, the author draws attention to the historical and technological justifications for the development of this system. The effectiveness of the process of work of psychological and pedagogical classes among students of senior classes of a general educational organization is especially emphasized. Thus, the main indicators of the author of the article include: readiness for professional activity; motivation and awareness to obtain a profession, as well as professional self-determination in the profession of a teacher, which once again confirms the truth of the statements of the great Russian teacher K.D. Ushinsky, who argued that the main component of professional orientation is motivation, early self-determination in professional activities, affecting the emergence of interest in the profession of a teacher. Only a graduate of the school motivated for professional and pedagogical activity is able to qualitatively transform the crisis state of vocational and pedagogical education in the modern era of the development of Russian society. Based on theoretical analysis and practical psychological and pedagogical experience, the author conducted an empirical study among students of schools in the Voronezh region. The analysis of the data made it possible to identify the important role of psychological and pedagogical classes as an element in continuous professional and pedagogical education, which directly predetermines the early stage of personal development in professional and pedagogical formation.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89-95. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 89-95.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-89-95

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Сергеевич Фетисов

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, asfet-2011 @mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется актуальная проблема современного образования обоснования роли психолого-педагогических классов в становлении будущего педагога. Тенденции современного общества влияют на изменения в системе образования и приоритетным становится системность, определяющая непрерывный процесс подготовки обучающегося к профессии педагога. Автор статьи характеризует основные особенности непрерывного профессионально-педагогического образования, в основе которого заложена реализация идеи психолого-педагогических классов. Раскрывая сущность психолого-педагогических классов, автор обращает внимание на историческое и технологическое обоснование развития данной системы. Особенно подчеркивается результативность процесса работы психолого-педагогических классов среди обучающихся старших классов общеобразовательной организации. Так, к основным показателям автор статьи относит: готовность к профессиональной деятельности; мотивацию и осознанность к получению профессии, а также профессиональное самоопределение в профессии педагога, что в очередной раз подтверждает истинность высказываний великого русского педагога К.Д. Ушинского, который утверждал, что главный компонент профессиональной направленности -мотивация, раннее самоопределение в профессиональной деятельности, влияющие на возникновение интереса к профессии педагога. Только мотивированный на профессионально-педагогическую деятельность выпускник школы способен качественно преобразовать кризисное состояние профессионально-педагогического образования в современную эпоху развития российского общества. Опираясь на теоретический анализ и практический психолого-педагогический опыт, автором проведено эмпирическое исследование среди обучающихся школ Воронежской области. Анализ данных позволил выявить важную роль психолого-педагогических классов как элемента в непрерывном профессионально-педагогическом образовании, который напрямую предопределяет ранний этап развития личностного в профессионально-педагогическом становлении.

Ключевые слова: мотивация к профессиональной деятельности, непрерывное образование, педагогическая деятельность, профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, психолого-педагогические классы.

Для цитирования: Фетисов А.С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89-95. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-89-95

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL

AND PEDAGOGICAL EDUCATION

© Фетисов А.С., 2022

Alexander S. Fetisov

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, asfet-2011@mail.ru

Abstract. The article deals with and analyzes the actual problem of modern education, substantiation of the role of psychological and pedagogical classes in the formation of the future teacher. Trends in modern society affect changes in the education system and consistency becomes a priority, which determines the continuous process of preparing a student for the profession of a teacher. The author of the article characterizes the main features of continuous professional and pedagogical education, which is based on the implementation of the idea of psychological and pedagogical classes. Revealing the essence of psychological and pedagogical classes, the author draws attention to the historical and technological justifications for the development of this system. The effectiveness of the process of work of psychological and pedagogical classes among students of senior classes of a general educational organization is especially emphasized. Thus, the main indicators of the author of the article include: readiness for professional activity; motivation and awareness to obtain a profession, as well as professional self-determination in the profession of a teacher, which once again confirms the truth of the statements of the great Russian teacher K.D. Ushinsky, who argued that the main component of professional orientation is motivation, early self-determination in professional activities, affecting the emergence of interest in the profession of a teacher. Only a graduate of the school motivated for professional and pedagogical activity is able to qualitatively transform the crisis state of vocational and pedagogical education in the modern era of the development of Russian society. Based on theoretical analysis and practical psychological and pedagogical experience, the author conducted an empirical study among students of schools in the Voronezh region. The analysis of the data made it possible to identify the important role of psychological and pedagogical classes as an element in continuous professional and pedagogical education, which directly predetermines the early stage of personal development in professional and pedagogical formation.

Keywords: motivation for professional activity, continuing education, pedagogical activity, professional readiness, professional self-determination, psychological and pedagogical classes.

For citation: Fetisov A.S. Psychological and pedagogical classes as an element of the system of continuous professional and pedagogical education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:89-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-89-95

Введение

Развитие педагогического образования как основного человеческого потенциала актуализировано обновлениями в экономической, геополитической и общекультурной сферах общества Российской Федерации. Основные преобразования касаются профессионально-педагогического образования, которое претерпевает, как и вся система образования, совершенствования, что характеризуется непрерывной динамичностью развития данной системы. В основе преобразований лежат трансформации, способствующие повышению уровня самосовершенствования и саморазвития системы профессионально-педагогического образования. Направленность на развитие личности человека, живущего в современной обществе и занимающегося педагогической деятельностью, - лежит в основе профессионально-педагогического образования.

Следовательно, на современном этапе приоритетной задачей является осмысление сущности механизмов и путей развития профессионально-педагогического образования, а также ресурсов его модернизации. Отметим наиболее перспективное решение в развитии профессионально-педагогического образования - создание психолого-педагогических классов, задачей которых является повысить интерес и мотивацию школьников к профессии педагога и сформировать осознанность в дальнейшем профессиональном выборе.

Основная часть

Профессионально-педагогическое образование в настоящее время рассматривается как одно из наиболее востребованных и перспективных на рынке труда. В различных сферах деятельности (экономика, медицина, промышленность, наука, медиа и др.) необходимы

специалисты, обладающие ключевыми и профессиональными компетенциями. Для подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов необходимы педагогические кадры, способные решать задачи, возникающие в образовании на различном уровне.

Профессионально-педагогическая направленность личности характеризуется как движущая сила, потребность в развитии педагогического мастерства, что является неотъемлемой структурой в образовании, направленного на формирование личности педагога [Сластенин 1976:160]. В настоящее время педагог, в условиях современной подготовки и становления, должен иметь набор необходимых качеств, направленных на организацию образовательного процесса для формирования развивающего пространства личности обучающегося. Владение широким спектром личностных и профессиональных педагогических компетенций позволяет педагогу выстраивать свой путь развития в профессии, а также качественно выполнять задачи в профессиональной деятельности. Формирование профессиональных качеств педагога определяется интегративным влиянием внутренних условий (мотивы, установки, опыт, психофизиологические особенности) и внешних причин [Фетисов 2020: 455].

Профессионально-педагогическое образование на первоначальном этапе получают обучающиеся в профессиональных лицеях и колледжах. Следующей ступенью, более высокого уровня, является получение высшего педагогического образования, обеспечивающего квалификацией педагогического работника. В процессе своего профессионального становления педагогический работник проходит обучение в системе повышения квалификации как послевузовского этапа профессионально-педагогического образования. Важным является то обстоятельство, что между различными ступенями профессиональной подготовки существует взаимосвязь, определяющая непрерывность профессионально-педагогического образования [Великий 2000: 21]. Опираясь на современные тенденции в образовании, «...переход к непрерывному образованию, к образованию «через всю жизнь»; направленность на формирование творческой личности выпускника, способного к дальнейшей профессиональной самореализации.» отметим, что в рамках эффективного изменения системы образования непрерывность является важным направлением, которое способно решить ряд задач в данной области: обеспечение целенаправленного развития личности педагога, в том числе, профессиональных качеств, компетенций и способностей [Фетисов 2020: 455].

В психолого-педагогических исследованиях непрерывность в профессионально-педагогическом образовании определяется как «.процесс постоянного роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов, в соответствии с потребностями личности и социума.» [Жуков 2014: 39-45]. Интерес к проблеме непрерывности профессионально-педагогического образования отмечается в трудах Б.С. Гершунского, А.М. Новикова, Т.С. Паниной и др. В настоящее время сложились различные модели непрерывного профессионально-педагогического образования, которые успешно реализуются в образовательных организациях при подготовке педагогических кадров [Диких 2019: 140-141]. Опираясь на мнение вышеупомянутых авторов, считаем важным отметить, что профессионально-педагогическое образование является системой, способствующей совершенствованию личности педагога в его социальном, профессиональном и личностном развитии и обеспечивающей повышение качества жизни на протяжении всей жизнедеятельности [Жуков 2014: 39-45]. В системе непрерывного педагогического образования интеграция общеобразовательной ступени является важным аспектом, в связи с тем, что обучающиеся на старшей ступени общего образования нуждаются в профессиональном самоопределении, в том числе и в профессии педагога. Для обеспечения допрофессиональной подготовки создаются педагогические классы, направленные на знакомство школьника с профессиональной деятельностью педагога, повышение интереса и развитие мотивации к профессии педагога.

Обращение к истории позволяет нам утверждать, что появление педагогических классов относится к XIX в. К.Д. Ушинский в Смольном институте открыл педагогические классы с двухлетней подготовкой. Кроме того, Н.И. Пирогов видел в открытых педагогических классах решение проблемы образования в сельских школах «...учреждением учительских отделений при гимназиях открылась бы, по крайней мере, возможность для учителей еще неотсталых развить их педагогические способности ...» [Пирогов 1985: 493].

В настоящее время формирование психолого-педагогических классов является приоритетным направлением в непрерывном образовании, которое позволяет не столько развивать знания педагогического мастерства, сколько направлять, мотивировать и ориентировать школьника к педагогической деятельности как важной профессии в современном обществе [Гущина, Макарова, Курин 2018: 23-28]. Осознанность и понимание важности профессии педагога формируется в процессе работы психолого-педагогических классов. Наставники, кураторы, фасилитаторы и руководители групп создают эффективные психолого-педагогические условия для формирования результатов допрофессиональной подготовки: осмысление культурной значимости образования; мотивированность на реализацию педагогической деятельности; рефлексию в выборе профессионального пути; знаний в области психолого-педагогического образования; навыков по взаимодействию с воспитанниками.

Изучение современных литературных источников и опыта педагогов в рамках реализации допрофессиональной подготовки показало, что основными и эффективными формами и методами являются конкурсы различных уровней, конференции очные и виртуальное, тренинги, посещение форумов и мастер-классов, проведение экскурсий и создание педагогических мастерских [Гущина 2018: 35-36]. Отметим, что формирование психолого-педагогических классов осуществляется по различным моделям. Большей степенью эффективности характеризуется реализация по типу сетевой модели, подразумевающей, что несколько школ участвуют в организации психолого-педагогических классов в сопровождении педагогического вуза. Важным качеством ее является актуализация начального интереса обучающегося к профессии педагога, который обеспечивает присоединение и осознанное вхождение школьника в процесс обучения психолого-педагогического класса как этапа непрерывного профессионально-педагогического образования.

В процессе работы психолого-педагогических классов обучающиеся погружаются в педагогические ситуации, познают особенности профессии педагога и на основе собственных интересов и активного взаимодействия с наставниками формируют собственную позицию и мотивационную готовность к осознанному профессиональному выбору. В соответствии с концепцией А.К. Шленёва, подтверждается роль психолого-педагогических классов как базовой профориентационной формы деятельности, способствующей созданию профессиональной мотивации и самоопределению школьника [Шленёв 2000: 220]. Опираясь на мнение А.Н. Леонтьева [Леонтьев 2016: 3-18], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн 2002: 720] и В.Д. Шадрикова [Шадриков 2002: 156], мы понимаем мотивацию как некую взаимосвязь факторов, направленных на внутреннее побуждение к какой-либо деятельности, в результате активности и инициативности личности. Л.М. Газиева характеризует готовность к профессиональному самоопределению как «.интегральное качество личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. Это результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению, одно из проявлений уровня развития личности школьника.». В комплексе эффективных условий, способствующих готовности к профессиональному самоопределению, автор выделяет допрофессиональную подготовку школьников, реализуемую в рамках психолого- педагогических классов при взаимодействии школ и профессиональных образовательных организаций [Газиева 2009: 24].

В основе настоящего исследования лежит эмпирическая проверка сформированности у школьника основных показателей профессионального самоопределения (мотивации к профессиональной педагогической деятельности и профессиональной готовности) в процессе обучения в психолого-педагогических классах. В процессе работы психолого-педагогических классов были задействованы школы Воронежской области и ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет». Для проведения исследования были отобраны группы школьников: задействованных в профессионально-педагогической подготовке и не задействованных, то есть обучаемых по общеобразовательным программам без дополнительного профориентационного уклона. Для диагностики были использованы методики: «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н. Сильченкова), направленной на исследование мотивов осознанного выбора профессии педагога и «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская), позволяющей выявить готовность как активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задач и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности, выраженной в автономности, информированности, умении принимать решение и планировать свой будущий профессиональный путь, а также эмоциональном отношении к профессии педагога [Сунцова 2011: 142; Чичканова 2011: 91-96].

На первоначальном этапе (до реализации работы опытной группы в психолого-педагогическом классе) статистическая проверка (Т-критерий Стьюдента) показала, что выборки эквивалентны между собой (Т=0,3; р<0.05) по показателям «Мотивы педагогической профессии» и (Т=1,7; р<0.05) по показателям «Профессиональной готовности».

Оценка результатов сформированности основных показателей профессионального самоопределения обучающихся показала повышение исходного уровня в опытной группе испытуемых. Так, анализируя показатели методики «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н. Сильченкова) нами получены следующие данные: среди опрошенных в опытной группе по завершении программы профессионально-педагогического образования в психолого-педагогических классах возросло количество респондентов с повышением интереса и желанием изучать предметы психолого-педагогического направления на 13,4 %, относительно контрольной группы, где количество испытуемых осталось на начальных значениях. Кроме того, стоит отметить показатель «осознание педагогических способностей», значения которого возросли у 24,6 % опрошенных в опытной группе, что позволяет утверждать осознанность понимания важных и необходимых качествах педагога, которые формируются в процессе всего профессионального становления.

Важно отметить значения «Профессиональной готовности», полученные по завершению работы психолого-педагогических классов в опытной группе. Остальные показатели готовности также изменили свои значения, но несущественно для результатов настоящего исследования. Среди контрольных групп показатели профессиональной готовности не изменились. Проведенное исследование позволяет заключить, что работа психолого-педагогических классов показала свою эффективность среди обучающихся, задействованных в профориентационной деятельности. У школьников повысился уровень мотивации к профессии педагога, а также информированность и эмоциональное отношение к профессиональной деятельности.

Заключение

Развитие профессионально-педагогического образования обусловлено важными факторами (развитие вариативности образовательных программ; тенденции к повышению качества высшего и среднего профессионального образования; расширение престижа профессии педагога; индивидуализация образовательных траекторий; совершенствование модели, форм, средств и технологий обучения; проектирование программ современного образование и многое другое). Педагогическое становление проходит на протяжении всего периода развития педагога и важным звеном в нем является профессиональное

самоопределение, которое включает в себя мотивацию и готовность к педагогической деятельности. Необходимо внедрять на школьном этапе обучения допрофессиональные программы, позволяющие ввести школьника в профессию, ознакомить его с основными особенностями и развить интерес к педагогической деятельности.

Для реализации таких программ эффективным является развитие системы психолого-педагогических классов, которые уже зарекомендовали себя в прошлом и доказывают свою эффективность в настоящее время. Формирование профессиональной готовности и самоопределение у обучающихся психолого-педагогических классов является важной задачей современной школы и образования в целом.

Список литературы

1. Газиева Л.М. Формирование у учащихся педагогических классов готовности к профессиональному самоопределению: автореф. дис... к. пед. н. Махачкала, 2009. 24 с.

2. Гущина Т.И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник ТГУ. 2018. № 4 (174). С. 35-36.

3. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 23-28.

4. Великий В.Н. Совместная деятельность школы и вуза по психолого-педагогической подготовке школьников к учительской профессии: автореф. дис. ... к. пед. н. М., 2000. 21 с.

5. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 142 с.

6. Диких Е.Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 140-141.

7. Жуков Г.Н. Непрерывное профессионально-педагогическое образование: проблемы и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. № 3 (52). С. 39-45.

8. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2016. № 2. С. 3-18.

9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 493 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

11. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

12. Фетисов А.С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации): дис. д. пед. н. Воронеж, 2020. 455 с.

13. Чичканова И.Н. К вопросу о профессионально-педагогической направленности личности будущих студентов педвуза // Сибирский психологический журнал. 2011. №. 39. С. 91-96.

14. Шадрикова В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. 156 с.

15. Шленёв А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дис. к. пед. н. Ярославль, 2000. 220 с.

References

1. Gazieva L.M. Formirovanie u uchashchikhsya pedagogicheskikh klassov gotovnosti k professionaTnomu samoopredeleniyu [Formation of readiness for professional self-determination among students of pedagogical classes]. PhD dissertation abstract. Makhachkala, 2009, 24 p. (In Russ.).

2. Gushchina T.I. Setevoi pedagogicheskii klass kak forma professional'noi orientatsii starsheklassnikov [Network pedagogical class as a form of vocational guidance for high school students]. Vestnik TGU. 2018, no. 4 (174), pp. 35-36. (In Russ.).

3. Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Yu. Setevoi pedagogicheskii klass kak forma professional'noi orientatsii starsheklassnikov [Network pedagogical class as a form of vocational guidance for high school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018, no. 2, pp. 23-28. (In Russ.).

4. Velikii V.N. Sovmestnaya deyatel'nost' shkoly i vuza po psikhologo-pedagogicheskoi podgotovke shkol'nikov k uchitel'skoi professii [Joint activities of the school and the university in the psychological and pedagogical preparation of schoolchildren for the teaching profession]. PhD dissertation abstract. Moscov, 2000, 21 p. (In Russ.).

5. Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya [Diagnostics of professional self-determination]. Ya.S. Suntsova. Izhevsk, Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2011, 142 p. (In Russ.).

6. Dikikh E.R. Deyatel'nost' pedagogicheskikh klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Activity of Pedagogical Classes: Experience of Omsk State Pedagogical University]. Gumanitarnye issledovaniya. 2019, no. 3 (24), pp. 140-141. (In Russ.).

7. Zhukov G.N. Nepreryvnoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Continuing Professional Pedagogical Education: Problems and Prospects]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana, 2014, no. 3 (52), pp. 39-45. (In Russ.).

8. Leont'ev D.A. Ponyatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivatsii [The concept of motive in A.N. Leontiev and the problem of the quality of motivation]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2016, no. 2, pp. 3-18. (In Russ.).

9. Pirogov N.I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, Pedagogika, 1985, 493 p. (In Russ.).

10. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter, 2002, 720 p. (In Russ.).

11. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoi shkoly v protsesse professional'noi podgotovki [Formation of the personality of the teacher of the Soviet school in the process of professional training]. Moscow, Prosveshchenie, 1976, 160 p. (In Russ.).

12. Fetisov A.S. Pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya professional'nykh kachestv pedagoga v kontekste zdorov'esberegayushchei obrazovatel'noi sredy (sistema povysheniya kvalifikatsii) [The pedagogical concept of the formation of the professional qualities of a teacher in the context of a health-saving educational environment (system of advanced training)]. PhD thesis. Voronezh, 2020, 455 p. (In Russ.).

13. Chichkanova I.N. K voprosu o professional'no-pedagogicheskoi napravlennosti lichnosti budushchikh studentov pedvuza [To the question of the professional and pedagogical orientation of the personality of future students of a pedagogical university]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2011, no. 39, pp. 91-96. (In Russ.).

14. Shadrikova V.D. Vvedenie v psikhologiyu: emotsii i chuvstva [Introduction to Psychology: Emotions and Feelings]. Moscow, Logos, 2002, 156 p. (In Russ.).

15. Shlenev A.K. Pedagogicheskii klass kak sub"ekt vospitatel'noi sistemy shkoly [The pedagogical class as a subject of the educational system of the school]. PhD thesis. Yaroslavl', 2000, 220 p. (In Russ.).

Информация об авторе А. С. Фетисов - доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the author A.S. Fetisov - Grand Ph.D. (Education), Professor, Voronezh State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 10.09.2022; принята к публикации 10.10.2022.

The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 10.09.2022; accepted for publication 10.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.