Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПРЕТВОРЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПРЕТВОРЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / СВОБОДА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маландин Владимир Владимирович, Осеннева Марина Степановна

В статье получает обоснование необходимость формирования целостной системы подготовки кадров для научно-технологического развития страны в соответствии со «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации». В этой связи с целью развития национальной экономики и духовного потенциала страны особое значение приобретает повышение требований к квалификации исследователей, способных эффективно реализовывать принципы свободы научного творчества при выборе направлений, форм и методов решения исследовательских задач. В качестве механизма достижения обозначенных планируемых результатов предлагается системное моделирование оптимальных образовательных траекторий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие научно-исследовательских компетенций обучающихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Выявляя общую универсальную модель формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в сфере осуществления научных исследований на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, авторы отмечают, что особого внимания в реализации принципа индивидуализации требует обеспечение функционирования научных школ, научных направлений, признанных в научном сообществе, и формирование готовности их представителей осуществлять сопровождение индивидуальных траекторий подготовки молодых учёных по соответствующим группам научных специальностей. При этом отмечается особая значимость индивидуализации в подготовке выпускников по специальностям, ориентированным на исследование творческого начала, методов его формирования и развития, в том числе в области музыкального и музыкально-педагогического образования. Данное положение конкретизируется в статье на примере описания опыта факультета музыкального искусства Московского педагогического государственного университета по реализации универсальной модели формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях профессиональной подготовки педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маландин Владимир Владимирович, Осеннева Марина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION IN THE FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES AND ITS IMPLEMENTATION IN MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article defines the need to form an integral system of personnel training for the scientific and technological development of the country in accordance with the “Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation”. In this regard, in order to develop the national economy and the spiritual potential of the country, the authors substantiate the need to increase the requirements for the qualification of researchers who are able to effectively implement the principles of freedom of scientific creativity when choosing directions, forms and methods of solving research problems. As a mechanism for achieving the indicated planned results, a systematic modeling of optimal educational trajectories is proposed that ensure the professional formation and development of students’ research competencies, taking into account their individual abilities and capabilities. Identifying the general universal scheme of the stages of formation of the individual educational trajectory of students in the field of scientific research at the bachelor’s, master’s and postgraduate levels, the authors note that special attention in the implementation of the principle of individualization requires ensuring the functioning of scientific schools, scientific directions recognized in the scientific community, and the formation of the readiness of their representatives to support individual trajectories of training young scientists in the relevant groups of scientific specialties. At the same time, the special importance of individualization is noted in the preparation of graduates in specialties focused on the study of creativity, methods of its formation and development, including in the field of music and music-pedagogical education. This provision is concretized in the article by the example of describing the experience of the Faculty of Musical Art of the Moscow Pedagogical State University on the implementation of a universal model for the formation of an individual educational trajectories of students in the conditions of professional training of a teacher-musician.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПРЕТВОРЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-43-56

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПРЕТВОРЕНИЕ

В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. В. Маландин, М. С. Осеннева,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435

Аннотация. В статье получает обоснование необходимость формирования целостной системы подготовки кадров для научно-технологического развития страны в соответствии со «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации». В этой связи с целью развития национальной экономики и духовного потенциала страны особое значение приобретает повышение требований к квалификации исследователей, способных эффективно реализовывать принципы свободы научного творчества при выборе направлений, форм и методов решения исследовательских задач. В качестве механизма достижения обозначенных планируемых результатов предлагается системное моделирование оптимальных образовательных траекторий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие научно-исследовательских компетенций обучающихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Выявляя общую универсальную модель формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в сфере осуществления научных исследований на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, авторы отмечают, что особого внимания в реализации принципа индивидуализации требует обеспечение функционирования научных школ, научных направлений, признанных в научном сообществе, и формирование готовности их представителей осуществлять сопровождение индивидуальных траекторий подготовки молодых учёных по соответствующим группам научных специальностей. При этом отмечается особая значимость индивидуализации в подготовке выпускников по специальностям, ориентированным на исследование творческого начала, методов его формирования и развития, в том числе в области музыкального и музыкально-педагогического образования. Данное положение конкретизируется в статье на примере описания опыта факультета

© Маландин В. В., Осеннева М. С., 2021

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

43

музыкального искусства Московского педагогического государственного университета по реализации универсальной модели формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Ключевые слова: принцип индивидуализации, готовность к научно-исследовательской деятельности, образовательные траектории, бакалавриат, магистратура, аспирантура, свобода научного творчества, музыкально-педагогическое образование.

Благодарносги: Статья выполнена при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках проекта АААА-А20-120121790112-1.

Для цитирования: Маландин В. В., Осеннева М. С. Особенности реализации принципа индивидуализации при формировании готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности и его претворение в музыкально-педагогическом образовании // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 4. С. 43-56. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-43-56.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-43-56

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION IN THE FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES AND ITS IMPLEMENTATION IN MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Vladimir V. Malandin, Marina S. Osenneva,

44 -

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435

Abstract. The article defines the need to form an integral system of personnel training for the scientific and technological development of the country in accordance with the "Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation". In this regard, in order to develop the national economy and the spiritual potential of the country, the authors substantiate the need to increase the requirements for the qualification of researchers who are able to effectively implement the principles of freedom of scientific creativity when choosing directions, forms and methods of solving research problems. As a mechanism for achieving the indicated planned results, a systematic modeling of optimal educational trajectories is proposed that ensure the professional formation and development of students' research competencies, taking into account their individual abilities and capabilities. Identifying the general universal scheme of the stages of formation of the individual educational trajectory of students in the field of scientific research at the bachelor's, master's and postgraduate

levels, the authors note that special attention in the implementation of the principle of individualization requires ensuring the functioning of scientific schools, scientific directions recognized in the scientific community, and the formation of the readiness of their representatives to support individual trajectories of training young scientists in the relevant groups of scientific specialties. At the same time, the special importance of individualization is noted in the preparation of graduates in specialties focused on the study of creativity, methods of its formation and development, including in the field of music and music-pedagogical education. This provision is concretized in the article by the example of describing the experience of the Faculty of Musical Art of the Moscow Pedagogical State University on the implementation of a universal model for the formation of an individual educational trajectories of students in the conditions of professional training of a teacher-musician.

Keywords: the principle of individualization, readiness for research activities, educational trajectories, bachelor's, master's and postgraduate studies, freedom of scientific creativity, music and pedagogical education.

Acknowledgements: The article was carried out with the support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the project AAAA-A20-120121790112-1.

For citation: Malandin V. V., Osenneva M. S. Features of the Implementation of the Principle of Individualization in the Formation of Students' Readiness for Research Activities and Its Implementation in Music and Pedagogical Education. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 4, pp. 43-56 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-43-56.

Введение

Актуальность темы определяется необходимостью формирования целостной системы устойчивого воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны в соответствии со «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации», утверждённой Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 [1]. В условиях роста требований к квалификации исследователей возрастает значение реализации свободы научного творчества при выборе направлений, форм и методов решения исследовательских задач, ответственности за результативность своей деятельности и значимость

полученных результатов для развития национальной экономики и общества.

Выявление особенностей реализации принципа индивидуализации применительно к формированию научно-исследовательских компетенций позволяет осуществлять системное моделирование оптимальных образовательных траекторий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие исследователя.

Особенности формирования оптимальных образовательных траекторий, обеспечивающих готовность обучающегося к научно-исследовательской деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей, являются предметом исследования на данном этапе. В статье

45

представлены первые результаты по разработке универсальной модели реализации принципа индивидуализации, формирования готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности в системе высшего педагогического образования и особенности её претворения в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов.

Универсальная модель реализации принципа индивидуализации в формировании готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности в системе высшего педагогического образования

В рамках международного опыта реализации Болонского процесса уровень бакалавриата не предполагает формирования отдельных научно-исследовательских компетенций у обучающихся, вместе с тем, предусматривается овладение компетенциями общего характера. В этой связи внедрение уже с первого семестра первого курса элементов индивидуальных образовательных траекторий призвано создать базу для дальнейшего обучения в магистратуре. Но на практике европейские вузы испытывают сложности в реализации концепции обучения, ориентированного на учащихся в целях формирования наиболее качественных индивидуальных образовательных траекторий. Это связано с тем, что объём учебной нагрузки для присвоения степени бакалавра требует освоения обязательных курсов и оставляет место лишь минимальному набору элективных дисциплин. Предполагается, что исследовательские умения начинают формироваться на уровне магистратуры (магистры обладают знаниями и пониманием, которые создают фундамент или возможности для

проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей в контексте исследования), и это создаёт основу для их дальнейшего развития на уровне аспирантуры («владение навыками и методами исследования, связанными с областью обучения», способность «задумать, спланировать и осуществить исследование», «внести вклад в новые области знаний путём проведения масштабной научно-исследовательской работы, материалы которой публикуются или упоминаются в национальных или международных источниках» и т. д.) [2].

Следует подчеркнуть, что современные задачи, стоящие перед Российским обществом в сфере научно-технологического развития, могут решаться только на основе формирования системы непрерывной подготовки исследователя, начиная со школы и заканчивая дополнительным профессиональным образованием и самообразованием в рамках профессиональной научной деятельности. Ключевой элемент этой системы - уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура (специали-тет), аспирантура, позволяющие осуществлять подготовку научных кадров на основе принципов преемственности и индивидуализации.

Для бакалавриата и магистратуры при решении вопроса об обучении по индивидуальному учебному плану определяющее значение имеют способности и возможности обучающегося, поэтому в основу индивидуальной образовательной траектории должно быть положено формирование трёх групп компетенций научно-исследовательской деятельности: управленческие, профессиональные и этические.

Предлагается общая универсальная модель, включающая следующие этапы формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в сфере осуществления научных

исследований на уровне бакалавриата и магистратуры:

• на I этапе определяются параметры образовательной траектории;

• на II этапе происходит формирование системы оценки её эффективности;

• на III этапе формируется оптимальная образовательная траектория обучающегося путём отбора соответствующих форм и методик формирования исследовательских компетенций с учётом индивидуальных особенностей.

Далее по мере реализации предлагаемой модели осуществляется корректировка параметров образовательной траектории обучающегося и/или методик и форм формирования исследовательских компетенций по итогам промежуточной оценки эффективности в рамках разработанной системы оценивания.

В основу параметров образовательной траектории, обеспечивающей развитие готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, должно быть положено формирование готовности к реализации отдельных этапов жизненного цикла научного продукта: 1) генерация идей, гипотез, предложений, запросов и потребностей; 2) определение методологии, методов и инструментов исследования; оценка требуемых ресурсов; 3) анализ собственных ресурсов; поиск и получение подходящих поддержек; установление отношений с партнёрами; 4) составление плана проведения исследований с учётом имеющихся ресурсов, в том числе определение требуемых компетенций работников; 5) организация и проведение исследования в соответствии с планом; 6) апробация полученных результатов (при необходимости их испытание); 7) надлежащее оформление результатов исследований (отчёты, статьи, доклады), регистрация и защита результатов интеллектуальной' деятельности; 8) внедрение и (или) коммерциализация

научного продукта; 9) проведение мониторинга внедрения и (или) коммерциализации, а также продвижение научного продукта, его социальное применение, введение улучшений и изменений [3, с. 30].

При этом интегрирование в образовательный процесс по индивидуальному учебному плану внеучебных форм исследовательской деятельности обучающихся (участие в работе научных обществ и в научных мероприятиях, в реализации проектов и грантов в качестве исполнителей и т. д.) позволит формировать и развивать новые формы самостоятельной работы, обеспечивающие качество формирования исследовательских компетенций с учётом особенностей отрасли науки, уровня высшего образования и задач обновления системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Ключевым элементом предлагаемой модели является оценка эффективности образовательной траектории обучающегося на всех этапах реализации, которая производится в рамках действующей системы оценивания сформированности исследовательских компетенций. Особую актуальность приобретает использование приёмов выявления и оценки индивидуальных особенностей, личностных характеристик будущих молодых исследователей с целью формирования и корректировки по мере освоения исследовательских компетенций параметров индивидуальной образовательной траектории.

Специальное внимание следует уделить формированию системы моделирования индивидуальных образовательных траекторий в аспирантуре.

До 2013 года аспирантура не являлась уровнем высшего образования, и подготовка в ней регулировалась Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской

Федерации, утверждённое Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 года № 814 [4]. Осуществляемая с 2014 года практика реализации аспирантуры как любого другого уровня высшего образования (бакалавриат, магистратура) без учёта её особенностей привела к резкому падению количества диссертационных защит аспирантов. При этом диплом об окончании аспирантуры так и не смогли вписать в формирующуюся систему профессиональных стандартов.

В этих условиях на протяжении 2020 года в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина велась работа по формированию нормативной базы обновления аспирантуры как особого уровня высшего образования, обеспечивающего подготовку научных и научно-педагогических кадров. В итоге Государственной Думой был принят Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, отменяющий аккредитацию аспирантуры и заменивший Федеральные государственные образовательные стандарты аспирантуры на Федеральные государственные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре [5].

Эти изменения обусловлены пониманием того, что среди поступающих в аспирантуру могут быть не только выпускники магистратуры и специалитета, но и научные сотрудники и преподаватели вузов, для которых невозможно профессиональное развитие и карьерный рост без защиты диссертации и присвоения учёной степени кандидата наук.

Для обеспечения эффективности будущей работы аспирантов из выпускников должны отбирать тех, кто уже проявил сформированность научно-исследовательских компетенций на уровне,

необходимом для выполнения функций младшего научного сотрудника, и готов к научно-исследовательской деятельности под руководством состоявшихся учёных. Это принципиальное отличие аспирантуры, сохранившей статус третьего уровня высшего образования, от других уровней высшего образования.

Обучение в аспирантуре традиционно предполагает персонализированную индивидуализацию подготовки аспиранта, что выражается в обучении каждого по индивидуальному плану. Только оптимально выстроенная индивидуальная образовательная траектория молодого учёного может обеспечить получение им научного результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к кандидатской диссертации. При этом типовая индивидуализация аспиранта возможна в рамках его научно-исследовательской деятельности как полноправного участника и исполнителя коллективного проекта или гранта.

Утверждённые Минобрнауки России Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, сроку освоения этих программ с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ № 951 от 20.10.2021г.) [6] предусматривают, что индивидуальный план работы аспиранта включает план его научной деятельности, нацеленный на подготовку диссертации, и учебный план, ориентированный прежде всего на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов. При этом кандидатские экзамены рассматриваются как форма оценки подготовленности к проведению научных исследований.

В этих условиях закономерно, что в основу оценки потенциала организации, осуществляющей подготовку

аспирантов, должны быть положены требования наличия эффективной системы организации НИР, подкреплённой эффективным планированием, необходимой материально-технической базой, результативностью НИР и внедрением её результатов. Особого внимания требует обеспечение функционирования научных школ, научных направлений, признанных в научном сообществе, и формирование готовности их представителей осуществлять сопровождение индивидуальных траекторий подготовки молодых учёных по соответствующим группам научных специальностей. Одну их них, ориентированную на исследование творческого начала, методов его формирования и развития, рассмотрим более подробно на примере музыкально-педагогического образования.

Особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе формирования компетенций научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта

Принцип индивидуализации изначально является стержневым в педагогике музыкального и музыкально-педагогического образования. Подтверждением тому является исследование О. С. Литвиненко [7], в котором представлена характеристика данной категории в обучении музыке с позиции исторического анализа. Так, обратившись к трудам А. Д. Алексеева [8], О. А. Апраксиной [9], Л. А. Баренбойма [10], В. Натансона [11], Г. Г. Нейгауза [12], Я. И. Мильштейна [13], Т. Ф. Мюллера [14], М. Э. Фейгина [15] и других педагогов-музыкантов, автор приводит свидетельства о рекомендации ими применения в педагогической практике высказываний Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна, А. В. Гольденвейзера,

К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева о значимости развития индивидуальности как объективного условия становления личности музыканта. Среди высказываний, рассматриваемых О. С. Лит-виненко, представлены, как это ни парадоксально, размышления даже в области вокально-хорового искусства, которые, казалось бы, связаны с противоположной категорией «индивидуализации» - «коллективным началом». Так, вызывают интерес и убеждают в правоте и истинности утверждения С. И. Миропольского, по мнению которого сущность хорового пения «в единстве, в гармонии, в целостности общего с сохранением индивидуальности... где целое слагается из отдельных единиц, и каждая единица сохраняет свою особенность, самобытность, индивидуальность» [16, с. 15].

Комментируя вышеназванные факты, можно отметить, что механизмом реализации принципа индивидуализации при освоении исполнительских видов деятельности педагогом-музыкантом является учёт в учебном процессе индивидуальных особенностей обучающихся. В психологии таковые понимаются на уровне феномена способностей [17], ключевым значением которого рассматривается именно идея индивидуальной дифференциации (своеобразия) [18].

Но было бы неправомерно связывать принцип индивидуализации исключительно с исполнительскими видами деятельности педагога-музыканта. Этот принцип является методологической базой профессиональной музыкально-педагогической подготовки в целом, поэтому необходимо предусмотреть возможность его экстраполяции и в процесс формирования научно-исследовательских компетенций обучающихся. Между тем, механизм его реализации в данном случае обретает характерные черты, обусловленные

сочетанием фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с обучающимися в условиях единого концептуального личностно-ориентированного подхода. В исследованиях С. А. Гильманова данная особенность трактуется, как множественность связей индивидуализации: «с дифференциацией (обособлением от окружающих) и интеграцией (развитием многообразных связей с окружающим миром); обретением целостности (централизацией элементов структуры индивида в единую систему); спецификацией (приобретением специфических свойств) и типизацией (уподоблением себя другим); автономизацией, как обретением собственного способа существования» [19].

Подобная взаимосвязь видится обоснованной ввиду понимания индивидуализации как системного элемента организации учебного процесса, основанного на равенстве инварианта и вариативной составляющих. Инвариантом в этом смысле выступают общеметодологические установки, определяемые нормативными документами - ФГОС ВО [20; 21], профессиональным стандартом педагога [22], федеральным законом «Об образовании» [23]. Вариативная составляющая позволяет учитывать в учебном процессе:

• возможность права выбора обучающимися формы и вида выполнения исследовательских заданий;

• профессиональные интересы в сфере музыкального/музыкально-педагогического образования;

• степень развитости музыкальных и общих способностей.

Подобное понимание индивидуализации в профессиональной подготовке педагога-музыканта обусловливает единство подходов к организации научно-исследовательской деятельности на разных ступенях образования, начиная с бакалавриата. Учебные планы образовательных программ

по подготовке педагога-музыканта на этой ступени предполагают обретение компетенций исследовательской деятельности посредством освоения дисциплины «Основы исследовательской деятельности», прохождения учебной практики «Научно-исследовательская работа», выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы.

Планируемыми результатами сформированности компетенций исследовательской работы при этом рассматриваются типологические установки, позволяющие бакалаврам по направлению «Педагогическое образование»:

Знать:

• характер взаимосвязи музыкально-педагогической науки и практики;

• концептуальные установки в области методологии, истории, теории и методики музыкального образования, музыкальной психологии, которые являются ориентирами при решении актуальных музыкально-педагогических проблем;

• технологию анализа проблем и тенденций в области музыкального искусства и образования;

• методику организации этапов опытно-поисковой работы; приёмы, методы и способы обработки результатов констатирующего и проверочного этапа, требования к оформлению формирующего этапа опытно-поисковой работы.

Уметь:

• подготовить аннотацию, рецензию, доклад в соответствии с требованиями к учебно-исследовательской деятельности будущего педагога-музыканта;

• осуществлять музыкально-педагогический анализ литературы, в которой рассматриваются различные аспекты педагогики музыкального образования.

Владеть:

• методикой работы с научной и учебно-методической литературой по проблеме исследования;

• методами исследования: теоретическими и эмпирическими в соответствии с целью и задачами проводимой учебно-исследовательской работы;

• методикой планирования и осуществления опытно-поисковой работы для решения поставленных задач.

Средствами текущего контроля в условиях реализации образовательных траекторий обучающихся бакалавриата являются деятельностные задания, изначально предполагающие право выбора и вариативность исполнения:

• написание аннотации/рецензии/ результатов обобщения педагогического опыта учителя музыки в базовом общеобразовательном учреждении/педагога дополнительного (музыкального) образования;

• разработка методологического аппарата курсовой работы по проблемам педагогики и психологии музыкального образования (по выбору студента);

• составление списка литературы курсовой работы;

• проектирование структуры курсовой работы студента по проблемам педагогики и психологии музыкального образования (по выбору студента).

С целью сопровождения обучающихся в написании курсовой работы традиционно за каждым закрепляется научный руководитель. Конструируя ход написания курсовой работы, он выстраивает систему индивидуализированного обучения, структурными компонентами которой являются этапы планирования, моделирования. Итогом руководства выступает сформиро-ванность начальных умений и навыков выбора обучающимися собственной образовательной траектории в овладении исследовательскими компетенциями в познавательной, поисковой, проектной деятельности. Так, направляемый научным руководителем на поиск решения исследуемой проблемы в области музыкального

образования, бакалавр учится самостоятельно мыслить и находить подход к решению задач исследования; овладевает способами нахождения информации; обретает умения использовать операции критического мышления в ходе работы с научной литературой; получает начальный опыт обоснования собственных суждений в оценке.

В дальнейшем исследовательские компетенции обучающихся бакалавриата качественно преобразуются на этапе прохождения производственной преддипломной практики по выполнению выпускной квалификационной работы, которая аналогично предусматривает научное руководство в индивидуальном формате. При этом каждому предоставляется свобода творческого самовыражения. Имеется с виду:

• конкретизация направления исследовательской работы в соответствии с темой ВКР;

• описание общей характеристики учащихся - участников опытно-поисковой работы;

• определение цели и задач констатирующего, формирующего и проверочного этапов опытно-поисковой работы;

• проектирование технологических рл карт уроков музыки/занятий в системе дополнительного музыкального образования (по выбору студента);

• выбор способов и приёмов статистической обработки результатов исследования.

Таким образом, в бакалавриате определяется направление образовательной траектории обучающихся, что позволяет данный этап позиционировать, как самоопределение в проблемном поле педагогики музыкального образования.

Понимая индивидуализацию универсалией музыкального и музыкально-педагогического образования, необходимо предусмотреть реализацию данного принципа не только в бакалавриате, но и

магистратуре, что естественно сопряжено с обретением нового качественного уровня научно-исследовательских компетенций. Этому способствует освоение магистрантами учебной дисциплины «Методология исследовательской деятельности», а также непрерывность научно-исследовательской практики на всём сроке обучения, оценочными средствами при прохождении которой рассматриваются задания, способствующие формированию исследовательских компетенций различных видов исследовательской деятельности педагога-музыканта:

• нахождение источников и грамотное оформление библиографического списка литературы по теме научного исследования;

• аннотирование научной периодики по проблемам музыкального искусства и образования;

• подготовка научного доклада для выступления на научно-практической конференции;

• написание научной статьи по теме исследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание авторской презентации собственного исследования в форме науч-

м ного доклада.

Вариативными, основанными на принципе индивидуализации образования, являются и задания, предлагаемые в ходе освоения дисциплины «Методология исследовательской деятельности». Индивидуальный выбор позволяет обучающимся осваивать базовый или повышенный уровень владения исследовательскими компетенциями, что наглядно представлено в её рейтинг-плане. В связи с этим предлагаемые задания имеют разную степень сложности репродуктивного/творческого характера и объём, выбираемый обучающимися. Таким образом самоопределение органично переходит на следующий этап развития - самоорганизации в определении каждым обучающимся траектории осуществления своей

исследовательской работы по выбранной им проблеме. Этому способствует направленность учебного процесса на формирование готовности обучающихся:

• обосновывать собственную позицию относительно дискуссионных проблем в области музыкального и музыкально-педагогического образования;

• оперировать методом рефлексии как анализом собственного опыта в области музыкального искусства и образования;

• творчески моделировать опытно-экспериментальную работу, которая на этапе бакалавриата рассматривалась как опытно-поисковая.

Уровень обучения в аспирантуре также сопряжён с сохранением индивидуализации как ведущего принципа и подхода в становлении научно-исследовательских компетенций. Уже на вступительных экзаменах определяются предполагаемое направление диссертации в соответствии с фундаментальными и поисковыми научными исследованиями кафедр в области истории музыкального образования; психологии музыкального образования; методологии педагогики музыкального образования; база для проведения педагогического эксперимента и возможный научный руководитель, профессиональные интересы которого адекватны предполагаемой теме соискателя.

Однако при явных общих подходах реализация индивидуальных образовательных траекторий в аспирантуре обретает характерные черты при сохранении значимости особого сопровождения каждого аспиранта научным руководителем. Функции его по-прежнему заключаются в психолого-педагогическом наблюдении, в консультировании, в разработке и определении базовых оснований проведения эксперимента и апробации результатов диссертационного исследования, в контроле за выполнением индивидуального плана на каждом

этапе написания и подготовки к защите научно-квалификационной работы. Однако на уровне аспирантуры акцент в научном руководстве постепенно смещается на самоконтроль и саморегуляцию молодого учёного. Это позволяет ему раскрыть свой индивидуальный потенциал и личностный ресурс в научной сфере музыкально-педагогической деятельности. Неслучайно К. Г Юнг утверждал: «Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершённое выражение... комбинации, которую мы называем индивидуальностью...» [24].

Заключение

Таким образом, индивидуализация, как дидактический принцип, и индивидуальный образовательный маршрут, как форма организации профессиональной подготовки педагога-музыканта, сегодня созвучны личностно-ориентированно-му подходу. Они усиливают роль

субъектности участников образовательного процесса, а также способствуют актуализации задачи становления внутренней мотивации у обучающихся к научно-исследовательской деятельности как ценности. Обладая универсальным значением, индивидуализация характеризует все ступени непрерывного процесса профессионального становления и развития педагога-музыканта - исследователя. Однако обозначенная взаимосвязь сегодня возможна только при условии соблюдения преемственности, как единства установок бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к содержанию, видам, формам и технологиям реализации личностно-ориентиро-ванного подхода для создания единого непрерывного образовательного процесса по освоению компетенций научно-исследовательской работы как научного поиска в области педагогики в целом и педагогики музыкально-педагогического образования, в частности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: https://sudact.ru/ law/ukaz-prezidenta-rf-ot-01122016-n-642/strategiia-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 01.10.2021).

2. Bologna Follow-Up Group (2005) Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Kopenhagen. URL: http://ehea.info/cid102047/qualifications-framework-copenhagen-2005. html (дата обращения: 01.10.2021).

3. Воробьева О. В., Иванникова Е. М., Мапандин В. В., Секиринский Д. С., Караваева Е. В., Сулейманова А. И., Телешова И. Г. Лидерство и управление в научно-технологической* сфере: модель компетенций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 26-38.

4. Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814. URL: https://normativ.kontur.ru/do cument?moduleId=1&documentId=237353 (дата обращения: 01.10.2021).

5. Федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=390620 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)». URL: https://base.garant.ru/403100330/ (дата обращения: 01.10.2021).

53

Литвиненко О. С. Проблема индивидуализации музыкального обучения с позиции исторического анализа. Ценности и смыслы. 2015. № 4(38). С. 127-139.

Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX в.). Хрестоматия. Киев: Музыкальная Украина, 1974. 163 с.

Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. 170 с.

Баренбойм Л. А. Н. Г. Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. 277 с. Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей / Под общ. ред. В. Натансона. Вып 1. М.: Музгиз, 1963. 197 с.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. 300 с.

Мильштейн Я. И. Ф. Лист. 2-е изд., расшир. и доп. Т. 2. М.: Музыка, 1970. 600 с. Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории: Сборник статей / Под общ. ред. Т. Ф. Мюллера. М.: Музыка, 1966. 211 с. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд. М.: Музыка, 1975. Миропольский С. И. Хоровое пение в народной школе. СПб., Тип. А. М. Котомина, 1874. 32 с. Теплов Б. М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с. Клапаред Эд. Как определить умственные способности школьника. Л.: Сеятель, 1927. 258 с. Гильманов С. А. Педагогическая индивидуализация и её этапы. Вестник Югорского государственного университета. 2005. № 1(1). С. 35-46.

ФГОС ВО 3++ (по направлениям бакалавриата). URL: gosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 15.10.2021).

ФГОС ВО (по направлениям магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 15.10.2021). Профессиональный стандарт педагога. URL: https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_ standarty/profstandartpedagoga-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/ (дата обращения 15.10.2021). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 17.10.2021).

Юнг К. Глоссарий аналитической психологии К. Г. Юнга. URL: http: //www.33plus1.ru/Decor/ Art/Russian/MIF/C_G_Jung.htm (дата обращения: 17.10.2021).

Поступила 08.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

Об авторах:

Владимир Владимирович Маландин, директор Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), кандидат исторических наук, доцент, v.malandin@mpgu.su

Осеннева Марина Степановна, и. о. заведующего кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного

7.

54

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), кандидат педагогических наук, доцент, ms.osenneva@mpgu.su

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. The Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation. Available at: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-01122016-n-642/strategiia-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii (accessed: 01.10.2021) (in Russian).

2. Bologna Follow-Up Group (2005) Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Copenhagen. Available at: http://ehea.info/cid102047/qualifications-framework-copenhagen-2005.html (accessed: 01.10.2021).

3. Vorobyeva O. V., Ivannikova E. M., Malandin V. V., Sekirinsky D. S., Karavaeva E. V., Suleymanova A. I., Teleshova I. G. Liderstvo i upravlenie v nauchno-tekhnologicheskoj sfere: model' kompetentsij [Leadership and Management in the Scientific and Technological Sphere: a Model of Competencies]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 26-38 (in Russian).

4. Order of the Ministry of Education of Russia Dated March 27, 1998 No. 814. Available at: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=237353 (accessed: 01.10.2021) (in Russian).

5. Federal Law on Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation". Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=390620 (accessed 01.10.2021) (in Russian).

6. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 951 Dated October 20, 2021 "On Approval of Federal State Requirements for the Structure of Training Programs for Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel in Graduate School (Adjunct), The Conditions for Their Implementation, The Timing of the Development of These Programs, Taking into Account Various Forms of Education, Educational Technologies and the Characteristics of Certain Categories of Graduate Students (Adjuncts)". Available at: https://base.garant. ru/403100330 (accessed: 01.10.2021) (in Russian).

7. Litvinenko O. S. Problema individualizatsii muzykal'nogo obucheniya s pozitsii istoricheskogo analiza [The Problem of Individualization of Musical Education from the Perspective of Historical Analysis]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. 2015, no. 4(38), pp. 127-139 (in Russian).

8. Alekseev A. D. Iz istorii fortepiannoj pedagogiki: Rukovodstvo po igre na klavishno-strunnykh instrumentakh (ot epokhi Vozrozhdeniya do serediny XIX v.) [From the History of Piano Pedagogy: A Guide to Playing Keyboard and String Instruments (from the Renaissance to the Middle of the XIX Century). Textbook. Kiev: Musical Ukraine Publ., 1974. 163 p. (in Russian).

9. Khrestomatiya po metodike muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Textbook on the Methodology of Musical Education at School]. Comp. O. A. Apraksina. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1987. 170 p. (in Russian).

10. Barenboim L. A. N. G. Rubinshtejn: Istoriya zhizni i deyatel'nosti [N. G. Rubinstein: The History of Life and Activity.] Moscow: Muzyka Publ., 1982. 277 p. (in Russian).

11. Voprosy fortepiannoj pedagogiki [Questions of Piano Pedagogy]. A Collection of Articles. Under the general editorship of V. Natanson. Issue 1. Moscow: Muzgiz Publ., 1963. 197 p. (in Russian).

55

56

12. Neuhaus G. G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Zapiski pedagoga [About the Art of Piano Playing. Notes of the Teacher]. 4th ed. Moscow: Muzyka Publ., 1982. 300 p. (in Russian).

13. Milstein Ya. I. F. List. 2nd ed., expanded and supplemented, vol. 2. Moscow: Muzyka Publ., 1970. (in Russian).

14. Vydayushchiesya deyateli teoretiko-kompozitorskogo fakulteta Moskovskoj konservatorii [Outstanding Figures of the Theoretical and Compositional Faculty of the Moscow Conservatory]. A Collection of Articles. Under the general editorship of T. F. Muller. Moscow: Muzyka Publ., 1966. 211 p. (in Russian).

15. Feigin M. E. Individual'nost' uchenika i iskusstvo pedagoga [The Individuality of the Student and the Art of the Teacher]. 2nd ed. Moscow: Muzyka Publ., 1975. 110 p. (in Russian).

16. Miropolsky S. I. Khorovoe penie v narodnoj shkole [Choral Singing in a Folk School]. Saint-Petersburg: A. M. Kotomin's printing house, 1874. 32 p. (in Russian).

17. Teplov B. M. Selected Works. In 2 vols, vol. 1. Moscow: Pedagogika Publ., 1985. 328 p. (in Russian).

18. Klapared Ed. Kak opredelit' umstvennye sposobnosti shkol'nika [How to Determine the Mental Abilities of a Schoolchild]. Leningrad: Seyatel' Publ., 1927. 258 p. (in Russian).

19. Gilmanov S. A. Pedagogicheskaya individualizatsiya i eyo etapy [Pedagogical Individualization and Its Stages]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Ugra State University]. 2005, no. 1(1), pp. 35-46 (in Russian).

20. Federal State Educational Standard (in Bachelor's Degree Areas). Available at: http://gosvo.ru/ fgosvo/151/150/24 (accessed: 15.10.2021) (in Russian).

21. Federal State Educational Standard (in the Areas of Magistracy). Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (accessed: 15.10.2021) (in Russian).

22. Professional Standard of a Teacher. Available at: https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_standarty/ profstandartpedagoga-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/ ( accessed: 15.10.2021) (in Russian).

23. Federal Law "On Education in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (accessed: 17.10.2021) (in Russian).

24. Jung C. Glossary of Analytical Psychology of C. G. Jung. Available at: http://www.33plus1.ru/ Decor /Art/Russian/MIF/C_G_Jung.html (accessed: 17.10.2021) (in Russian).

Submitted 08.10.2021; revised 10.12.2021.

About the authors:

Vladimir V. Malandin, Director of the Educational and Scientific Center for Priority Research and Problems of Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University" (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), PhD in Historical Sciences, Associate Professor, v.malandin@mpgu.su

Marina S. Osenneva, Acting Head of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Institute of Fine Arts of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University" (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, ms.osenneva@mpgu.su

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.