Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

Динамические изменения, происходящие в мире, в российском обществе, в различных сферах человеческой деятельности, требуют качественных перемен в системе российского педагогического образования, выдвигают новые актуальные требования к подготовке педагогических кадров и формированию их мотивации к профессиональной деятельности. Цель статьи - обозначить факторы, влияющие на формирование мотивации студентов, обучающихся по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», к работе в соответствии с полученным образованием, которые выявлены на основании опроса, проведенного в рамках научно-исследовательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах», реализуемой специалистами МПГУ по заказу Министерства просвещения России. Теоретической основой исследования являются положения о профессиональной мотивации студенческой молодежи, ее структуре и факторах, влияющих на формирование мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности. Изучение влияния образовательной организации высшего образования и социально-экономических факторов предстоящей трудовой деятельности выпускников на мотивацию будущих педагогов к работе по получаемому направлению подготовки авторы проводили в опоре на подходы К. Замфир (румынского социолога), отечественных исследователей В. И. Чиркова, Т. И. Печенкиной и Е. В. Петрова. В опросе приняли участие 3 363 обучающихся из 54 образовательных организаций высшего образования из всех федеральных округов Российской Федерации. Анализ результатов опроса показал, что у будущих педагогов мотивация к профессиональной трудовой деятельности по получаемому образованию подкрепляется в основном за счет внутренних и личностных факторов (интринсивная мотивация) и существенно снижается за счет негативной оценки внешних факторов (требования, ожидания, возможности к трудовой деятельности). По результатам анализа авторы делают вывод о необходимости разработки и внедрения специальных технологий и форм работы со студенческой молодежью, направленных на формирование мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемой обучающимися профессии по направлениям педагогической подготовки, и приводят примеры деятельности вуза по формированию профессиональной мотивации студентов к трудовой деятельности по получаемому образованию. Материалы статьи могут способствовать обновлению содержания форм работы со студенческой молодежью по укреплению мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF SENIOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Dynamic changes taking place in the world, in Russian society, in various spheres of human activity require qualitative changes in the system of Russian pedagogical education, put forward new urgent requirements for the training of teaching staff and the formation of their motivation for work. The purpose of the article is to identify the factors influencing the formation of motivation of students studying in the areas of training of the USGS 44.00.00 “Education and Pedagogical Sciences” to work in accordance with the received education, which were identified on the basis of a survey conducted as part of the research work “All-Russian interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions”, implemented by specialists of the Moscow State University by order of the Ministry of Education of Russia. The theoretical basis of the research is the provisions on the professional motivation of students, its structure and factors influencing the formation of professional motivation of future teachers. The study of the influence of the educational organization of higher education and socio-economic factors of the upcoming work activity on the motivation of future teachers to work in the direction of training received by the authors was based on the approaches of K. Zamfir (Romanian sociologist), domestic researchers V. I. Chirkov, T. I. Pechenkina and E. V. Petrov. 3 363 students from 54 educational institutions of higher education from all federal districts of the Russian Federation took part in the survey. The analysis of the survey results showed that future teachers’ motivation for professional work on the education they receive is supported mainly by internal and personal factors (intrusive motivation), and is significantly reduced due to a negative assessment of external factors (requirements, expectations, opportunities for work). Based on the results of the analysis, the authors conclude that it is necessary to develop and implement special technologies and forms of work with students aimed at forming motivation for professional activity in the field of the profession received by students in the areas of pedagogical training, and give examples of the activities of individual universities to form professional motivation of students for work in the education received. The materials of the article can contribute to updating the content of forms of work with students to strengthen motivation for work in the field of education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

DO110.26170/2079-8717_2022_01 _12 ГРНТИ 14.35.01

УДК 378.147 ББК Ч448.904.3

Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

Лесконог Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожат-ских кадров, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет; 119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1; e-mail: leskonog@mail.ru

Шаламова Любовь Федоровна,

кандидат социологических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет; 119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1; е-mail: lfsh57@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; мотивационная сфера; профессиональная деятельность; мотивацион-ные факторы.

АННОТАЦИЯ. Динамические изменения, происходящие в мире, в российском обществе, в различных сферах человеческой деятельности, требуют качественных перемен в системе российского педагогического образования, выдвигают новые актуальные требования к подготовке педагогических кадров и формированию их мотивации к профессиональной деятельности. Цель статьи - обозначить факторы, влияющие на формирование мотивации студентов, обучающихся по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», к работе в соответствии с полученным образованием, которые выявлены на основании опроса, проведенного в рамках научно-исследовательской работы «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах», реализуемой специалистами МПГУ по заказу Министерства просвещения России. Теоретической основой исследования являются положения о профессиональной мотивации студенческой молодежи, ее структуре и факторах, влияющих на формирование мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности. Изучение влияния образовательной организации высшего образования и социально-экономических факторов предстоящей трудовой деятельности выпускников на мотивацию будущих педагогов к работе по получаемому направлению подготовки авторы проводили в опоре на подходы К. Замфир (румынского социолога), отечественных исследователей В. И. Чиркова, Т. И. Печенкиной и Е. В. Петрова.

В опросе приняли участие 3 363 обучающихся из 54 образовательных организаций высшего образования из всех федеральных округов Российской Федерации.

Анализ результатов опроса показал, что у будущих педагогов мотивация к профессиональной трудовой деятельности по получаемому образованию подкрепляется в основном за счет внутренних и личностных факторов (интринсивная мотивация) и существенно снижается за счет негативной оценки внешних факторов (требования, ожидания, возможности к трудовой деятельности). По результатам анализа авторы делают вывод о необходимости разработки и внедрения специальных технологий и форм работы со студенческой молодежью, направленных на формирование мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемой обучающимися профессии по направлениям педагогической подготовки, и приводят примеры деятельности вуза по формированию профессиональной мотивации студентов к трудовой деятельности по получаемому образованию. Материалы статьи могут способствовать обновлению содержания форм работы со студенческой молодежью по укреплению мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемого образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лесконог, Н. Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов старших курсов педагогических вузов к работе в общеобразовательных организациях / Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 1. - С. 101-110. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_12.

БЛАГОДАРНОСТИ: статья подготовлена в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере 8 федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса» и научно-исследовательского проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах», выполненного научного-исследовательским коллективом МПГУ в 2021 году.

© Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф., 2022

Leskonog Natalya Yuryevna,

Candidate of Pedagogy, Director of Federal Coordination Center for the Training and Support of Vozhat Personnel, Associate Professor of Department of Media Education, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

Shalamova Lyubov Fedorovna,

Candidate of Sociology, .Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University); .Analyst of Federal Coordination Center for the Training and Support of Vozhat Personnel, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF SENIOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

KEYWORDS: teacher education; pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; motivational sphere; professional activity; motivational factors.

ABSTRACT. Dynamic changes taking place in the world, in Russian society, in various spheres of human activity require qualitative changes in the system of Russian pedagogical education, put forward new urgent requirements for the training of teaching staff and the formation of their motivation for work. The purpose of the article is to identify the factors influencing the formation of motivation of students studying in the areas of training of the USGS 44.00.00 "Education and Pedagogical Sciences" to work in accordance with the received education, which were identified on the basis of a survey conducted as part of the research work "All-Russian interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions", implemented by specialists of the Moscow State University by order of the Ministry of Education of Russia.

The theoretical basis of the research is the provisions on the professional motivation of students, its structure and factors influencing the formation of professional motivation of future teachers. The study of the influence of the educational organization of higher education and socio-economic factors of the upcoming work activity on the motivation of future teachers to work in the direction of training received by the authors was based on the approaches of K. Zamfir (Romanian sociologist), domestic researchers V. I. Chirkov, T. I. Pechenkina and E. V. Petrov.

3 363 students from 54 educational institutions of higher education from all federal districts of the Russian Federation took part in the survey.

The analysis of the survey results showed that future teachers' motivation for professional work on the education they receive is supported mainly by internal and personal factors (intrusive motivation), and is significantly reduced due to a negative assessment of external factors (requirements, expectations, opportunities for work). Based on the results of the analysis, the authors conclude that it is necessary to develop and implement special technologies and forms of work with students aimed at forming motivation for professional activity in the field of the profession received by students in the areas of pedagogical training, and give examples of the activities of individual universities to form professional motivation of students for work in the education received. The materials of the article can contribute to updating the content of forms of work with students to strengthen motivation for work in the field of education.

FOR CITATION: Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (2022). On the Issue of Professional Motivation of Senior Students of Pedagogical Universities to Work in Educational Organizations. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 101-110. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_01_12.

ACKNOWLEDGMENTS: the article was prepared as part of the implementation of the research project "Comparative Analysis of Models of Regional Systems for the Training of Pedagogical Personnel on the Example of 8 Federal Districts of the Russian Federation and the Features of Interaction between Federal and Regional Participants in the Educational Process" and the research project "All-Russian Interregional Research on the Representation of Teacher Education in 85 Regions", carried out by the research team of the Moscow State Pedagogical University in 2021.

B1

3

»ведение. Одной из центральных )задач современного российского педагогического образования является обеспечение региональных систем общего образования высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Тема подготовки педагогических кадров, тенденций развития педагогического образования находится под пристальным вниманием научной общественности, исследователей системы образования. Так, Е. И. Артамонова [2] подчеркивает, что «в качестве основных тенденций развития педагогического образования выступает ряд социальных тенденций мирового уровня: - тенденция ориентации на человека;

- тенденция реализации компетент-ностного подхода;

- тенденция качества образования;

- тенденция стандартизации;

- тенденция гуманизации и гуманитаризации;

- тенденция государственно-общественного управления образованием;

- тенденция непрерывности подготовки учителей;

- тенденция фундаментализации педагогического образования;

- тенденция необходимости повышения статуса педагога».

Очевидно, что исследование состояния российского образования должно осу-

ществляться с учетом обозначенных выше тенденций.

Значительная часть ученых сосредотачивает внимание на изучении проектирования и технологии преподавания педагогических дисциплин (П. И. Пидкасистый [15], В. В. Краевский [9], Е. В. Бондаревская [17] и др.), разработке новых моделей практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта (В. П. Соломин, В. А. Рабош, А. Г. Гогоберидзе [22]). Особое место в трудах ученых занимают разработка концептуальных основ российского педагогического образования в современный период (Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалова, Г. И. Ибрагимов, Г. А. Бордовский, С. А. Бор-гояркова, И. И. Соколова [23]), модернизация педагогического образования (А. Г. Бермус, М. В. Богуславский, Э. Д. Дне-пров, А. А. Симонова, С. А. Минюрова [21] и др.), правовые аспекты подготовки педагогических кадров (Е. Л. Болотова, А. В. Коро-тун [7]). Большую актуальность в современный период представляет исследование теоретических основ, технологий, механизмов воспитательной деятельности в педагогических вузах (А. В. Мудрик [13], Л. И. Новикова, В. Н. Караковский [6]), а также вопросов формирования гражданской идентичности и патриотического воспитания будущих учителей (Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламова [10]).

Подготовку педагогов по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в Российской Федерации осуществляют порядка 240 образовательных организаций высшего образования, среди которых 33 профильных педагогических вуза.

Обратимся к официальным статистическим данным Министерства просвещения Российский Федерации и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации. Выпуск бакалавров, специалистов и магистров по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» составил в 2020 году 95 968 человек1. Согласно сведениям статистической отчетности Министерства просвещения Российской Федерации по общеобразовательным организациям 2 ,

1 Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki. gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 01.12.2021).

2 Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года // Министерство про-

число вакантных должностей составляет всего 30 590 единиц. На первый взгляд, на одну вакантную должность в среднем приходится по 3 выпускника. Однако, по данным социологического опроса, проведенного авторами статьи, о котором пойдет речь далее, только 43,4% обучающихся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (большая часть из которых - бакалавры) планируют после окончания обучения работать в школе по полученной специальности. Неравномерное распределение по субъектам Российской Федерации вузов, которые готовят педагогов, и неравномерное распределение выпускников по общеобразовательным организациям городов - административных центров субъектов РФ и сельским муниципальным образованиям приводит к недостатку педагогических кадров в регионах России.

В 2021 году, приступая к изучению проблемы представленности педагогического образования в субъектах Российской Федерации в рамках НИР «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах», реализуемой специалистами МПГУ по заказу Министерства просвещения России, научный коллектив среди других исследовательских задач обозначил исследование мотивации студентов, обучающихся по направлению подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», к профессиональной деятельности по данному направлению подготовки.

Мотивация, являясь одной из проблем фундаментальных и прикладных научных исследований, представляется сложным, многоаспектным явлением.

В общепсихологическом контексте, согласно А. Маслоу, мотивация является системой психологически разносторонних стимулов, предопределяющих поведение и деятельность человека [12].

Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, как отмечает П. А. Рудик, понимается совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности. В этом контексте под мотивами профессиональной деятельности рассматривается осознание важных потребностей личности (получение высшего образования, профессионального формирования личности). Эти потребности удовлетворяются в процессе решения учебных задач и способствуют изучению будущей профессиональ-

свещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ ed3ca74f26aidc055a3i399if66d2fa3/ (дата обращения: 01.12.2021).

ной деятельности [20].

Н. А. Башкаева, А. А. Вербицкий, анализируя педагогическую мотивацию, приходят к выводу, что она зачастую трактуется по-разному:

- как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих его к ее утверждению в педагогической деятельности и общении;

- в качестве определенной совокупности мотивов, зависящей от направленности личности самого педагога;

- как профессионально значимое качество, которое занимает основное место в структуре личности педагога и объясняет его индивидуальное и типическое своеобразие [8, с. 207; 3].

Исследователи выделяют в структуре профессиональной мотивации внутренние и внешние мотивы обучающихся. При этом к внутренним относится мотив, сформированный факторами, связанными с учебой. Это прежде всего мотивы познавательные и мотивы самообразования, которые ориентированы на развитие профессиональных компетенций, непрерывную познавательную активность, инициативу субъектов обучения (интринсивная мотивация). Мотив внешний не связан непосредственно с учебной деятельностью, его причина лежит за пределами учебной деятельности (получение документа об образовании, признание сокурсниками, одобрение преподавателями) (экстенсивная мотивация) [25].

Е. Р. Тубрина, исследуя теоретический аспект изучения профессиональной мотивации будущих педагогов, подчеркивает, что при подготовке педагогов необходимой задачей становится исключение случайного влияния стихийных факторов, к которым она относит внешнюю мотивацию. Она обосновывает необходимость исследования «влияния мотивов, особенностей выбора профессии, степени удовлетворенности выбором, процесса принятия своей профессии, формирования активного отношения к процессу профессионального становления» [24, с. 65-70].

Несколько иной подход к рассмотрению мотивации обучающихся в учебной деятельности Т. И. Печенкиной и Е. В. Петрова [18], которые выделяют три вида моти-вационных источника деятельности: внутренние (когнитивные и социальные потребности), внешние (требования, ожидания, возможности), личные (интересы, потребности, отношения). Авторы согласны с позицией исследователей, которые подчеркивают, что значимость внешней мотивации (например, уровень общественного

признания статуса профессии педагога и социальный престиж профессии) определяется фокусом оценки обучающимся этого стимула, и считают, что ее влияние на формирование установок к профессиональной деятельности является значительным.

Румынский социолог К. Замфир рассматривает структуру профессиональной мотивации, состоящей из трех видов: внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. По мнению ученого, эффективный мотива-ционный комплекс личности формируется тогда, когда внутренняя мотивация больше или равна внешней положительной мотивации, которая, в свою очередь, должна превышать внешнюю отрицательную мотивацию [5].

По нашему мнению, в процессе подготовки будущего педагога для его закрепления в профессии одной из ведущих педагогических задач вуза является развитие личностных источников активности (интересов, отношений, убеждений), которые способствовали бы подавлению отрицательных стимулов внешних мотивационных факторов.

Следует заметить, что в последние годы несколько возрос интерес исследователей к рассматриваемой проблеме. Однако в общем объеме материалов по поисковому признаку «профессиональная мотивация будущих педагогов» в научной электронной библиотеке Elibrary.ru определилось всего 0,026% работ от общего массива источников. При этом значительная часть рассмотренных научных материалов лишь косвенно затрагивает проблемы профессиональной мотивации обучающихся и ее влияние на последующую трудовую деятельность выпускников педагогического профиля.

Завершая обзор научной литературы по рассматриваемой проблеме профессиональной мотивации студентов педагогических вузов, следует признать, что исследователи делают акцент в основном на изучении учебной мотивации студентов. В большинстве статей исследования проведены по методикам мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), методике, направленной на диагностику учебной мотивации студентов (авторы А. А. Реан, В. А. Якунин, Н. И. Бад-маева [19]), методике самооценки профессионально-педагогической мотивации, адаптированной Н. П. Фетискиным [26].

Эмпирическое исследование мотивации к профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлениям УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Разработанная авторами методика опроса ориентирована прежде всего на выявление

факторов образовательной среды вуза и условий предстоящей трудовой деятельности на формирование мотивации к профессиональной деятельности по получаемому направлению подготовки после завершения обучения в вузе.

Опрос проводился при участии окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров во всех восьми федеральных округах Российской Федерации.

В опросе приняли участие 3 363 обучающихся из 54 образовательных организаций высшего образования. Из них: 27 вузов - педагогические (что составило 82% от всех педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения России); остальные вузы, принявшие участие в опросе, также готовят педагогов, но не являются подведомственными Министерству просвещения России.

Выборка исследования представлена студентами бакалавриата старших курсов.

Новизной проведенного исследования является изучение мотивации к профессиональной деятельности студентов в соответствии с полученным образованием, выявление ожиданий студентов от предстоящей педагогической деятельности, их опасений, а также тех элементов образовательной среды вуза, которые в наибольшей степени влияют на ориентацию и мотивацию студентов к работе по полученному направлению подготовки.

Респондентам была предложена анкета, состоящая из 27 вопросов, 12 из которых -вопросы меню, 5 открытых вопросов, 1 вопрос с оценочной шкалой и 9 закрытых вопросов. В анкету были включены вопросы относительно выбора направления обучения, оценки уровня готовности к профессиональной деятельности, осведомленности студентов о мерах поддержки педагогов органами государственной власти и системах повышения квалификации, переподготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, о влиянии дистанционного обучения на качество образовательной подготовки и влиянии наставничества на улучшение качества труда молодых специалистов.

Специальный блок был нацелен на выявление факторов, влияющих на мотивацию студентов после завершения обучения работать по приобретенной квалификации в образовательных организациях, способах ее повышения, о тех опасениях, которые снижают мотивацию к профессиональной деятельности. Вопросы, касающиеся содержания и форм обучения будущих педагогов, в анкету не включались. Следует заметить, что все вопросы специального блока были

вопросами меню, предполагали выбор ответов, наиболее значимых для респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из ключевых вопросов повышения качества подготовки педагогических кадров является понимание причин выбора студентами обучения по педагогическим направлениям подготовки.

Опрос показал, что только для 60,4% студентов выбор направления подготовки был осознанным и желаемым. Еще 19% участников опроса отметили, что хотя выбор и был осознанным, но желания не вызывал.

Эти ответы коррелируются с данными других исследователей и говорят о том, что в процессе подготовки будущих педагогов необходимо не только делать акцент на формировании профессиональных и общекультурных компетенций будущих выпускников, формировании их мотивации к более качественному усвоению знаний, овладению технологиями преподавательской деятельности, но и осуществлять систематическую работу по формированию мотивации работать по получаемой профессии.

Важным представлялось выявить, что в наибольшей степени привлекает студентов в предстоящей педагогической деятельности.

В ответе на этот вопрос не было выявлено какой-либо одной позиции, разделяемой большинством. Лидировало по привлекательности к педагогической профессии желание работать с детьми (43% опрошенных). 39% респондентов ответили, что их привлекает интерес к профессии. Третьим по количеству выборов был ответ «Возможность влиять на ценности и смыслы подрастающего поколения». Так ответили 36,1% всех опрошенных. Четвертую позицию заняли сразу несколько ответов с небольшим отрывом друг от друга. Ее обозначили примерно треть опрошенных: возможность развивать свои профессиональные знания (33,2%); возможность самореализации (29,4%) и стабильность работы (33,3%). Таким образом, при выборе профессии у студентов доминировали внутренние мотива-ционные факторы и положительный внешний мотивационный фактор.

Следует заметить, что престиж профессии и социальный статус педагога для абсолютного числа участников опроса (90±2%) привлекательными факторами не являются, что свидетельствует о негативной оценке респондентами внешних мотивационных факторов будущей трудовой деятельности.

Новым в опросе было выявление элементов воспитывающей среды, влияющих на формирование у студентов мотивации к деятельности по получаемому направлению подготовки. На вопрос «Какие элементы воспитывающей среды вуза оказывают

наибольшее влияние на Вашу мотивацию работать по направлению подготовки?» ответы респондентов расположились следующим образом.

Учитывая, что предыдущий учебный год осуществлялся в условиях локдауна в связи с СОУГО-19, влияние таких элементов, как оформление образовательного пространства, вузовские акции и мероприятия для студентов, как оказывающие влияние отметили всего 20% респондентов. Еще меньше выделили участники исследования в качестве элементов, оказывающих воздействие на формирование и укрепление мотивации работать по получаемому направлению подготовки, деятельность студенческих организаций (указали 16,8% респондентов) и органов студенческого самоуправления (обозначили только 12% респондентов), что говорит о необходимости включения в программы деятельности студенческих педагогических отрядов, органов студенческого самоуправления направлений, ориентированных на укрепление внешних механизмов мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Одним из самых влияющих элементов воспитывающей среды вуза на формирование мотивации к педагогической деятельности большинство опрошенных (65%) назвали общение с преподавателями.

Это подводит к выводу, что в программы повышения квалификации преподавателей педагогических вузов необходимо включать разделы, позволяющие обогатить их навыки и компетенции технологиями воспитательной работы со студенческой молодежью, в том числе ориентированными на формирование как учебной мотивации студентов, так и мотивации к профессиональной деятельности в педагогической сфере.

Важным представлялось выяснить влияние таких внешних мотивирующих факторов, как педагогические практики, на мотивацию обучающихся педагогических вузов к деятельности по профилю подготовки.

Одна треть студентов отметила, что именно педагогическая практика повысила их мотивацию работать по получаемой профессии, столько же выразили мнение, что она обозначила наличие у них интереса к работе с детьми. Для значительной части студентов-участников исследования (почти 40%) этот вид практики сформировал понимание в необходимости углубления компетенций для работы по выбранной профессии. В то же время каждый десятый респондент отмечает, что педагогическая практика не вызвала желания работать по направлению подготовки. Это говорит о необходимости более ответственного подхода как к организационному, так и содер-

жательному обеспечению педагогической практики со стороны и структур, обеспечивающих практику студентов со стороны образовательной организации высшего образования и принимающих организаций.

Авторы статьи неоднократно подчеркивали необходимость внедрения в основные образовательные программы подготовки педагогов образовательного модуля «Основы вожатской деятельности», разработанного специалистами МПГУ и подразумевающего организацию вожатской практики для будущих педагогов [см. 4; 11; 14; 16 и пр.]. Почти каждый второй из респондентов, прошедших ее, отметил, что вожатская практика сформировала интерес к работе с детьми, понимание в необходимости углубления компетенций для будущей работы по выбранной профессии, а у 17% значительно повысила мотивацию к работе педагога.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что вожатская деятельность студентов педагогических вузов способствует укреплению желания студентов работать по профилю получаемого образования.

70,2% респондентов отметили необходимость наставничества в течение первого работы в школе, считая, что это улучшает качество труда молодых специалистов.

48,9% участников опроса считают, что на качество труда молодых специалистов влияет их систематическая связь с вузом, в котором они прошли обучение.

Что касается стимулирующих факторов, влияющих на укрепление мотивации студентов заниматься педагогической деятельностью по завершении обучения, на первое место большинство молодых людей поставило материальные стимулы, отражающие внешнюю мотивацию:

- абсолютное большинство заинтересовано в получении бонусов к заработной плате - 77% респондентов;

- премирование за организацию воспитательной и внеучебной работы с детьми обозначили 44% респондентов;

- помощь со стороны органов власти в решении жилищных вопросов отметили также 44%.

Значимым стимулом для студентов является обеспечение органами власти и общеобразовательными организациями возможности повышать уровень квалификации преподавателей - так считают 42% опрошенных.

Среди различных видов деятельности, в которых участвуют студенты во время обучения в вузе, на укрепление мотивации к работе по получаемой профессии наибольшее количество обучающихся выделило такие факторы внешней мотивации:

- вожатская деятельность в организациях отдыха и оздоровления - 38,6%;

- организация Дней учителя и иных мероприятий, памятных дат, отражающих специфику работы педагога - обозначили 30% респондентов;

- работа и/или стажировки во всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Океан», международном детском центре «Артек» - 26,2%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в научно-практических конференциях студентов и молодых ученых -28,2%;

- работа с педагогическими классами в школах - 25,2%;

- участие в форумах, слетах, учебно-инструктивных сборах вожатых и молодых педагогов - 20%;

- участие в профориентационной работе со школьниками - 19%;

- обучение по программам дополнительного образования или программам профессионального обучения с присвоением квалификации (например, квалификации «Вожатый») - 18,6%;

- работа в составе студенческих педагогических отрядах - 17,7%;

- участие в конкурсах педагогического или профессионального мастерства - 15%.

Таким образом, из ответов студентов следует, что формированию и укреплению мотивации к профессиональной деятельности в педагогической сфере после завершения обучения наибольшее влияние оказывают внутренние (интерес к изучаемым научным знаниям, возможность личностного саморазвития, расширения собственной эрудиции), личностные мотивационные факторы (самоутверждение, признание, самореализация) и внешние мотивационные факторы, связанные с организацией педагогического процесса (общение с преподавателями, организация практик) и внеучеб-ной студенческой жизнью, в то время как внешние факторы, связанные с предстоящей педагогической деятельностью (оплата труда, престиж профессии, статус педагога и пр.) в большинстве случаев воспринимаются студенческой молодежью как негативные и значительно ослабевают мотивацию к профессиональной деятельности.

В процессе исследования вскрылась еще одна актуальная проблема: низкой информированности студенческой молодежи о мерах поддержки педагогических кадров в субъектах Российской Федерации, условиях работы, о приоритетах развития образовательного пространства и пр.

Так, только 5% участников опроса ответили, что они осведомлены о том, на какие приоритеты развития педагогического образования ориентирована региональная си-

стема образования.

О национальной системе учительского роста ничего не слышали 53,5% участников исследования, а еще 36% имеют смутное представление.

Только 5% участников опроса смогли назвать национальные и региональные проекты, ориентированные на развитие российской системы образования.

Такой низкий уровень информированности также негативно влияет на оценку факторов внешней мотивации, которые формируются под влиянием стоковой информации в Интернете или на основе сложившихся в конце 90-х годов стереотипов.

Это говорит о необходимости расширения информационной работы в вузах со студенческой молодежью как фактора, непосредственно влияющего на формирование мотивации к профессиональной деятельности и установки работать в соответствии с полученным образованием.

Таким образом, исследование показало, что у будущих педагогов мотивация к профессиональной трудовой деятельности по получаемому образованию подкрепляется в основном за счет внутренних и личностных факторов и внешних, связанных с организацией образовательного процесса и студенческой жизни и опосредованных воспитательной средой вуза, но в то же время существенно снижается за счет негативной оценки внешних социально-экономических факторов, связанных с предстоящим местом работы: уровня оплаты труда, условий организации жизни при осуществлении предстоящей педагогической деятельности, влияние которых проявляется в значительной степени. Это частично проявляется в том, что больше половины обучающихся не планируют после получения документа об образовании заниматься профессиональной педагогической деятельностью.

По мнению авторов исследования, для более эффективного использования потенциала подготовки педагогических кадров необходимо уже на стадии обучения в образовательных организациях высшего образования системно организовывать работу по укреплению позитивной не только внутренней, но и внешней мотивации к профессиональной деятельности по получаемому образованию, раскрывать перед студентами весь спектр возможностей предстоящей педагогической деятельности, при этом поддерживая положительные внешние моти-вационные факторы организации образовательного процесса.

Очевидно, назрела необходимость разработки и внедрения специальных технологий и форм работы со студенческой молодежью, направленных на формирование

мотивации к профессиональной деятельности в сфере получаемой обучающимися профессии по направлениям педагогической подготовки.

Тем более что такие аналоги в вузах уже имеются.

Например, в МПГУ реализуется большое количество мероприятий, направленных на предоставление развернутого спектра возможностей вхождения студентов в профессиональную педагогическую деятельность еще на стадии обучения.

Большие возможности, по нашему

мнению, для этого раскрывает система подготовки и сопровождения вожатской деятельности: от изучения основ вожатства в рамках основной образовательной программы до включения студентов в различные социально ориентированные практики через систему студенческих педагогических отрядов вуза и адресных мероприятий [14, с. 30-43], которые позволяют не только укреплять мотивацию к педагогической профессиональной деятельности, но и получить необходимые навыки практической работы в педагогической сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л. В. Мотивация и эмоции : учеб. пособие / Л. В. Алексеева. - Тюмень : ТюмГУ, 2011. -428 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/i09672 (дата обращения: 27.12.2021). - Текст : электронный.

2. Артамонова, Е. И. Мировые тенденции в подготовке педагогических кадров / Е. И. Артамонова. -Текст : электронный // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс : междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/He_file_additions_1_ 6561.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

3. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - Москва : Логос, 2009. - 184 с.

4. Владимирова, Т. Н. Роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи: результаты мониторинга / Т. Н. Владимирова, Л. Ф. Шаламова, Н. Ю. Лесконог // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 10. - С. 64-70.

5. Губина, Л. В. Сравнительный анализ мотивации профессионального выбора студентов разных направлений подготовки / Л. В. Губина // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 7380. - DOI: 10.26170/po20-03-08.

6. Караковский, В. Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. Н. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - 2-е изд. - М. : Педагогическое общество, 2000. - 256 с.

7. Коротун, А. В. Правовая компетенция социальных педагогов: теория и практика формирования в вузе : монография / А. В. Коротун. - Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2014. - 212 с.

8. Карпова, Е. В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов / Е. В. Карпова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 5 (92). - С. 209-218. -DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.

9. Краевский, В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краев-ский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.

10. Лесконог, Н. Ю. О гражданской идентичности студентов как факторе гражданско-патриотического воспитания современной молодежи / Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламова // Известия Тульского государственного университета. - 2020. - Вып. 3. - С. 17-27.

11. Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. - Москва : МПГУ, 2018. - 454 с.

12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред.

B. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

14. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России : коллективная монография / под редакцией Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. -Москва: МПГУ, 2019. - 100 с.

15. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

16. Педагогическая вожатская практика: опыт студентов МПГУ : методическое пособие / под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. - Москва : МПГУ, 2020. - 176 с.

17. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие / под общей редакцией Е. В. Бондаревской. - Москва ; Ростов-н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

18. Печенкина, Т. И. Особенности подготовки социальных работников в системе высшего профессионального образования Сибирского региона / Т. И. Печенкина, М. В. Колосова, А. И. Морозов, Е. В. Петров // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2014. - Т. 2, № 4 (127). - С. 61-69.

19. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 84-86.

20. Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности / П. А. Рудик. - М. : Наука, 2003. - 136 с.

21. Симонова, А. А. Эффекты модернизации педагогического образования в контексте позиционирования вуза / А. А. Симонова, С. А. Минюрова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. -

C. 17-23.

22. Соломин, В. П. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта / В. П. Соломин, В. А. Рабош, А. Г. Гогоберидзе // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 145-151.

23. Соколова, И. И. Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России / И. И. Соколова // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 178-188.

24. Турбина, Е. Р. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Е. Р. Турбина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 65-70.

25. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 117-118.

26. Швецова, В. А. Характеристика учебно-профессиональной мотивации студентов - будущих педагогов / В. А. Швецова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. -№ 20. - С. 68-72.

REFERENCES

1. Alekseeva, L. V. (2011). Motivatsiya i emotsii [Motivation and Emotions]. Tyumen, TyumGU. 428 p. URL: https://e.lanbook.com/book/109672 (mode of access: 27.12.2021).

2. Artamonova, E. I. (2017). Mirovye tendentsii v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [World Trends in Teacher Training]. In Psikhologicheskie praktiki v rossiiskom obrazovanii: innovatsionnyi rakurs: mezhdunar. nauch.-prakt. konf. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_6561.pdf (mode of access: 26.12.2021).

3. Bakshaeva, N. A., Verbitsky, A. A. (2009). Psikhologiya motivatsii studentov [Psychology of Student Motivation]. Moscow, Logos. 184 p.

4. Vladimirova, T. N., Shalamova, L. F., Leskonog, N. Yu. (2020). Rol' vysshikh uchebnykh zavedenii v formirovanii kadrovogo potentsiala organizatsii otdykha i ozdorovleniya detei i molodezhi: rezul'taty monitoringa [The Role of Higher Educational Institutions in the Formation of Personnel Potential for Organization of Recreation and Rehabilitation of Children and Youth: Monitoring Results]. In Vysshee obrazovanie segodnya. No. 10, pp. 64-70. ......

5. Gubina, L. V. (2020). Sravnitel'nyi analiz motivatsii professional'nogo vybora studentov raznykh naprav-lenii podgotovki [Comparative Analysis of the Motivation for the Professional Choice of Students in Different Areas of Training]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 3, pp. 73-80. DOI: 10.26170/po20-03-08.

6. Karakovsky, V. N., Novikova, L. I., Selivanova, N. L. (2000). Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie!: Teor-iya i praktika shkol'nykh vospitatel'nykh sistem [Upbringing? Upbringing... Upbringing!: Theory and Practice of School Educational Systems]. 2nd edition. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo. 256 p.

7. Korotun, A. V. (2014). Pravovaya kompetentsiya sotsial'nykh pedagogov: teoriya i praktika formiro-vaniya v vuze [Legal Competence of Social Teachers: Theory and Practice of Formation at the University]. Ekaterinburg, Izdatel'skii dom «Azhur». 212 p.

8. Karpova, E. V. (2019). Formirovanie professional'no-pedagogicheskoi motivatsii budushchikh pedagogov [Formation of Professional and Pedagogical Motivation of Future Teachers]. In Vestnik Cherepovetskogo gosu-darstvennogo universiteta. No. 5 (92), pp. 209-218. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.

9. Kraevsky, V. V. (2001). Metodologiya pedagogiki [Methodology of Pedagogy]. Cheboksary, Izd-vo Chuvash. un-ta. 244 p.

10. Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (2020). O grazhdanskoi identichnosti studentov kak faktore gra-zhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremennoi molodezhi [On the Civil Identity of Students as a Factor in the Civil and Patriotic Education of Modern Youth]. In Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Issue 3, pp. 17-27.

11. Vladimirova, T. N., Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (Eds.). (2018). Modeli sozdaniya vospityvayush-chei sredy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh, organizatsiyakh otdykha detei i ikh ozdorovleniya: nauka, tekhnologii, praktiki [Models for Creating an Educative Environment in Educational Organizations, Organizations for Children's Recreation and Their Recovery: Science, Technology, Practices]. Moscow, MPGU. 454 p.

12. Maslow, A. (2008). Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. 3rd edition. Saint Petersburg, Piter. 352 p.

13. Mudrik, A. V. (2000). Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy] / ed. by V. A. Slastenin. 3rd edition. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 200 p.

14. Vladimirova, T. N., Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (Eds.). (2019). Podgotovka vozhatskikh kadrov na baze obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya v Rossii [Training of Leaders on the Basis of Educational Organizations of Higher Education in Russia]. Moscow, MPGU. 100 p.

15. Pidkasisty, P. I. (Ed.). (1998). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 640 p.

16. Leskonog, N. Yu., Shalamova, L. F. (Eds.). (2020). Pedagogicheskaya vozhatskaya praktika: opyt studentov MPGU [Pedagogical Coaching Practice: the Experience of MSGU Students]. Moscow, MPGU. 176 p.

17. Bondarevskaya, E. V. (Ed.). (1999). Pedagogika: Lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya [Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Education Systems]. Moscow, Rostov-on-Don, Tvorcheskii tsentr «Uchitel'». 560 p.

18. Pechenkina, T. I., Kolosova, M. V., Morozov, A. I., Petrov, E. V. (2014). Osobennosti podgotovki sotsial'nykh rabotnikov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya Sibirskogo regiona [Features of the Training of Social Workers in the System of Higher Professional Education of the Siberian Region]. In Uchenye zapiski Rossiis-kogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. Vol. 2. No. 4 (127), pp. 61-69.

19. Rean, A. A. (2006). Psikhologiya i psikhodiagnostika lichnosti: Teoriya, metody issledovaniya, praktikum [Psychology and Psychodiagnostics of Personality: Theory, Research Methods, Workshop]. Saint Petersburg, Praim-EVROZNAK, pp. 84-86.

20. Rudik, P. A. (2003). Motivy povedeniya deyatel'nosti [Activity Behavior Motives]. Moscow, Nauka. 136 p.

21. Simonova, A. A., Minyurova, S. A. (2015). Effekty modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste pozitsionirovaniya vuza [Effects of Modernization of Pedagogical Education in the Context of University Positioning]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 17-23.

22. Solomin, V. P., Rabosh, V. A., Gogoberidze, A. G. (2015). Novaya model' praktiko-orientirovannoi podgo-tovki pedagogov s uchetom trebovanii professional'nogo i obrazovatel'nogo standarta [A New Model of Practice-Oriented Training of Teachers, Taking into Account the Requirements of the Professional and Educational Standard]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 145-151.

23. Sokolova, I. I. (2014). Kontseptual'nye osnovy sovershenstvovaniya i razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii [Conceptual Foundations for the Improvement and Development of Pedagogical Education in Russia]. In Chelovek i obrazovanie. No. 2 (39), pp. 178-188.

24. Turbina, E. R. (2017). Formirovanie professional'noi motivatsii studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of Professional Motivation of Students of a Pedagogical University]. In Vestnik Shadrinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 3 (35), pp. 65-70.

25. Chirkov, V. I. (1996). Samodeterminatsiya i vnutrennyaya motivatsiya povedeniya cheloveka [Self-Determination and Intrinsic Motivation of Human Behavior]. In Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 117-118.

26. Shvetsova, V. A. (2015). Kharakteristika uchebno-professional'noi motivatsii studentov - budushchikh pedagogov [Characteristics of Educational and Professional Motivation of Students - Future Teachers]. In Fun-damental'nye iprikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. No. 20, pp. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.