Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / педагогическое иноязычное образование / учитель иностранного языка / аксиологическая культура учителя иностранного языка / values / value orientations / pedagogical foreign language education / foreign language teacher / axiological culture of a foreign language teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конобеев Алексей Васильевич, Трешина Инга Валерьевна

В статье рассматривается профессионально-методическая подготовка студентов – будущих учителей иностранного языка в условиях необходимости укрепления культурного, научного и национального суверенитета нашей страны, раскрывается опыт проектирования и реализации ценностного содержания педагогического иноязычного образования. Обосновываются ценностные ориентиры, выступающие в качестве доминантного компонента содержания профессиональной подготовки будущих учителей. Предлагаются инструменты, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов, раскрывается роль отдельных учебных дисциплин в формировании аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конобеев Алексей Васильевич, Трешина Инга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DESIGNING THE AXIOLOGICAL CONTENT OF THE PROFESSIONAL AND METHODOLIGICAL TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article explores the professional and methodological training of future foreign language teachers at a pedagogical university in the context of the modern social order of society and the state to ensure cultural, scientific and national sovereignty. The value guidelines that act as a dominant component of the content of professional training for future teachers are substantiated. Tools are proposed that ensure the formation of value orientations among students of pedagogical universities, the role of individual academic disciplines in the formation of the axiological culture of the future foreign language teacher is revealed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.1 ББК 74.489

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-273-282

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А. В. Конобеев, И. В. Трешина

Аннотация. В статье рассматривается профессионально-методическая подготовка студентов - будущих учителей иностранного языка в условиях необходимости укрепления культурного, научного и национального суверенитета нашей страны, раскрывается опыт проектирования и реализации ценностного содержания педагогического иноязычного образования. Обосновываются ценностные ориентиры, выступающие в качестве доминантного компонента содержания профессиональной подготовки будущих учителей. Предлагаются инструменты, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов, раскрывается роль отдельных учебных дисциплин в формировании аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, педагогическое иноязычное образование, учитель иностранного языка, аксиологическая культура учителя иностранного языка.

Для цитирования: Конобеев А. В., Трешина И. В. Опыт проектирования аксиологического содержания подготовки будущего учителя иностранного языка // Наука и школа. 2024. № 2.

С. 273-282. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-273-282.

© Конобеев А. В., Трешина И. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

EXPERIENCE IN DESIGNING THE AXIOLOGICAL CONTENT OF THE PROFESSIONAL AND METHODOLIGICAL TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

A. V. Konobeiev, I. V. Treshina

Abstract. The article explores the professional and methodological training of future foreign language teachers at a pedagogical university in the context of the modern social order of societty and the state to ensure cultural, scientific and national sovereignty. The value guidelines that act as a dominant component of the content of professional training for future teachers are substantiated. Tools are proposed that ensure the formation of value orientations among students of pedagogical universities, the role of individual academic disciplines in the formation of the axiological culture of the future foreign language teacher is revealed.

Keywords: values, value orientations, pedagogical foreign language education, foreign language teacher, axiological culture of a foreign language teacher.

Cite as: Konobeiev A. V., Treshina I. V. Experience in designing the axiological content of the

professional and methodoligical training of future foreign language teachers. Nauka i shkola.

2024, No. 2, pp. 273-282. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-273-282.

Приоритетным направлением современной культурной политики РФ в контексте обеспечения национальной безопасности выступает сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей. Реализация данного аспекта развития российского общества невозможна без изменения целевых установок и содержания образования, которое сегодня ориентировано в большей степени не на воспитание и развитие учащегося, а формирование у него компетентностей, позволяющих безошибочно и точно выполнять те или иные операции, но не на деятельность, имеющую целью нравственное и духовное обогащение личности.

Профессионально-методическая деятельность педагога обладает сложной структурой, реализуется в пространстве «человек-человек», имеет целью интеграцию учащегося в сложную систему сложившихся на данном культурно-историческом этапе развития общества отношений и предполагает решение учителем педагогических, методических, коммуникативных, проектных, организационно-управленческих, культурно-просветительских задач [1]. Такая деятельность не может быть сведена к простому набору операций профессиональной направленности, обеспечивающих овладение студентами в лучшем случае совокупностью знаний, навыков и умений.

Широкий спектр задач, решаемых учителем в процессе выполнения профессионально-методической деятельности, требует опоры на аксиологическое содержание образования (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. Б. Котова, В. В. Краевский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин), определяющее его гуманистическую направленность. Ценностно-ориентированное профессиональное образование педагога и учителя иностранного языка, в частности, выступает сегодня обязательным условием достижения целей культурной политики нашей страны и обеспечения культурного, научного и национального суверенитета.

Современной системе школьного образования требуется педагог, убежденный в приоритете общекультурных, национально-культурных, педагогических и методических ценностей и способный прививать эти ценности своим воспитанникам, в том числе средствами иностранного языка [2].

Результаты исследований в области психологии, педагогики и методики обучения иностранным языкам (Н. В. Барышников, В. В. Бойко, Н. Д. Гальскова, Н. В. Гришина, А. К. Маркова, Р. П. Мильруд, З. Н. Никитенко, В. В. Сафонова) отмечают утрату современным учителем смысла профессии, наличие нравственно-этического кризиса в образовании и иноязычном образовании как его части, дезориентацию педагога в понимании высокой миссии его профессии для развития общества и сохранения российской государственности.

Мы полагаем, что появление перечисленных выше проблем связано, прежде всего, с отсутствием целенаправленного воздействия на аксиосферу [3] будущего учителя в системе профессионально-методической подготовки в педагогическом вузе.

Настоящее исследование имеет целью описать опыт проектирования аксиологического содержания профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка, выделить действенные инструменты его реализации и раскрыть критерии, позволяющие определить уровень аксиологической профессиональной культуры педагога по языку.

Основу научного проектирования аксиологического содержания профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка составляет концепция педагогического иноязычного образования, получившая свое обоснование в трудах З. Н. Никитенко. Данная концепция определяет три дихотомических аспекта педагогического иноязычного образования (воспитание-самовоспитание, развитие-саморазвитие, обучение-учение), имеющего целью развитие творческой и созидательной личности студента - будущего учителя-профессионала и его способности образовывать ученика средствами иностранного языка [4; 5].

В данной концепции делается акцент на развивающем и воспитывающем характере педагогического иноязычного образования, а профессиональное обучение трактуется как средство формирования личности педагога, обладающего совокупностью не только специальных знаний, но и качеств и способностей, позволяющих ему реализовывать широкий спектр профессиональных задач современного образования средствами иностранного языка. Концепция З. Н. Никитенко позволяет определить аксиологический смысл профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка, который заключается в развитии духовности и нравственности у будущего педагога посредством обретения им национальных традиционных ценностей, культурных, профессиональных и методических ценностей в процессе овладения иностранным языком, лингвистическим, педагогическим, психологическим и методическим знанием и опытом.

В русле данной концепции профессионально-методическая подготовка учителя иностранного языка ставит целью не формирование у студента профессионально-коммуникативной компетенции, а развитие и воспитание личности педагога, не только обладающего знанием языка и способами его преподавания, но и несущего ответственность за результаты своей педагогической деятельности и осознающего в полной мере степень его влияния на подрастающее поколение и будущее родной страны. В то время как профессионально-методическая компетенция, необходимость которой не отрицается, выступает средством педагогического

образования. Развивающая цель требует разработки аксиологического содержания профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка, центральным компонентом которого выступают ценности и ценностные ориентации будущего учителя иностранного языка.

Известно, что понятие «ценность» впервые было введено философом И. Кантом и с тех пор является предметом внимания педагогов, лингвистов, психологов, поскольку ценность - это категория, определяющая и конкретизирующая духовность человека. Гуманистическая ориентация современного иноязычного образования на личность учащегося, диалог и сотрудничество с ним в образовательном процессе по иностранному языку только усиливает интерес исследователей-методистов к ценностям как средствам достижения развивающих и воспитывающих целей профессиональной деятельности педагога по языку.

Как указывают Р. Г. Апресян и А. А. Гусейнов, «ценности представляют собой значимые для человека объекты (материальные и идеальные), включая устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы людей, общества» [6, с. 176-177]. В философской и педагогической науке есть разные классификации ценностей. Мы полагаем, что определение иерархии ценностей будущего учителя иностранного языка является актуальной научной задачей и может стать предметом отдельного научного исследования. Вместе с тем уже сегодня очевидно, что у студентов важно формировать духовно-нравственные ценности (любовь к своему отечеству, патриотизм, соборность, семья), педагогические (личность студента, личность педагога и их взаимодействие; психологическое, педагогическое, лингвистическое знание, выраженное в научных теориях и концепциях и др.) и методические ценности (иноязычное образование, реализующее процессы развития, воспитания и обучения; языковые и речевые способности; иноязычное общение; отечественные методические школы и традиции; профессионально-методический опыт преподавания неродных языков; образовательные инновации в области иноязычного образования и др.). Как важнейшую методическую ценность З. Н. Никитенко выделяет нравственную способность студента-будущего учителя иностранного языка, которая трактуется исследователем как способность учащегося к ориентации в ситуациях иноязычного общения, способность к правильному моральному выбору и добродетельным речевым и неречевым поступкам [4].

Ценности, составляющие аксиологическое ядро педагогического иноязычного образования, не только выступают основой методической картины мира будущего учителя иностранного языка и его профессионально-педагогической деятельности, в них раскрывается смысл подготовки учителя иностранного языка, который в последнее время подменен некими абстракциями - компетенциями, зачастую имеющими расплывчатое содержание и вызывающими трудности у вузовских преподавателей при планировании и проектировании содержания преподаваемых дисциплин.

Еще одним важным компонентом аксиологического содержания профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка выступают ценностные ориентации. Они развиваются на основе ценностей, но не сводятся к ним. Ценностные ориентации представляют собой «систему установок, принципов понимания социальной реальности, других людей, собственной роли» [7]. Они обуславливают выбор будущим учителем целей своей профессионально-ме-

тодической деятельности, определение им руководящих принципов преподавания в образовательном процессе по иностранному языку, выработку индивидуального педагогического стиля, использование стратегий поведения в образовательной среде, профессиональную мотивацию (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов). Ценностные ориентации составляют личностное ядро будущего учителя иностранного языка и предопределяют успешность выполнения им профессионально-методической деятельности.

Ценностные ориентации студентов - будущих учителей иностранного языка, могут обладать разной степенью обобщенности, стабильности и целостности, что зависит, прежде всего, от целенаправленности и системности воздействия профессионального обучения на аксиосферу учащихся педагогического вуза.

Исследования В. Г. Воронцовой подтверждают прямую зависимость педагогического мастерства учителя, его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью от широты и устойчивости ценностных ориентаций [8, с. 178]. Отсюда мы рассматриваем устойчивость ценностных ориентаций в качестве основного критерия зрелости / незрелости личности учителя иностранного языка и сформирован-ности его аксиологической культуры.

Специфика формирования ценностных ориентаций у будущих учителей иностранного языка связана с нахождением студента в системе ценностей не одного, а, по крайней мере, двух лингвокультурных сообществ, что существенно осложняет процесс интериоризации выделенных выше ценностей (Н. Д. Галь-скова). Фокус на ценностях носителя изучаемого языка (-ов), долгое время и планомерно осуществляемый в процессе вузовской подготовки, привел к искаженному восприятию современным учителем иностранного языка методической действительности, чрезмерному увлечению зарубежной методикой без ее критического осмысления, пренебрежению традициями отечественных методических школ. Данные негативные тенденции проявляются в необоснованном использовании методической терминологии, стремлении использовать УМК по иностранному языку исключительно зарубежных авторов, в подмене отечественных научно-методических разработок их более поздними аналогами из зарубежной методики.

Изменение такой ситуации возможно исключительно через возвращение к традициям отечественных научно-методических школ, созданных под руководством Н. В. Барышникова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, В. В. Сафоновой, Е. Н. Солововой, К. И. Соломатова, С. Ф. Шатилова и других классиков методической науки. Отечественные методические традиции в отличие от зарубежной методической практики всегда имели глубокую аксиологическую составляющую и учитывали культурные особенности российского общества.

Еще одной особенностью формирования ценностных ориентаций у будущих учителей иностранного языка выступает существенный генезис методических ценностей, основанный на достижениях коммуникативной методики. Сегодня методическая наука достигла четкого понимания предмета и объекта своего исследования и, что очень важно, глубокого осознания предмета овладения учащимися, в качестве которого выступает иноязычное общение, требующее как развития когнитивных, речевых и языковых способностей, так и значимых личностных качеств. Наблюдение за образовательным процессом в школе позволяет констатировать факт отсутствия ориентации педагогической деятельности учителя на реализацию воспитательных и развивающих целей овладения иностранным языком, что существенно влияет на результат иноязычного образования в школе.

Полагаем необходимым отметить еще одно важное условие формирования ценностных ориентаций у будущих учителей иностранного языка - фундаментальность их профессионально-методической подготовки. В последнее время все чаще звучат призывы сделать профессионально-методическую подготовку учителя иностранного языка практико-ориентированной. С этим трудно поспорить, но практическая ориентация педагогического иноязычного образования не означает полного отказа от овладения студентами теоретическим знанием методической науки. Данное знание должно коррелировать с содержанием различных практик студентов, служить их основой и ориентиром. Фундаментальность профессионально-методической подготовки заключается в рациональном сочетании теории и практики преподавания иностранных языков.

Считаем важным добавить следующее. В последнее время предпринимаются попытки нивелировать методические ценности путем признания методики обучения иностранным языкам наукой, не имеющей доказательной базы. При этом предлагается следовать традициям зарубежной методической науки - данные попытки, на наш взгляд, представляют собой ничто иное, как целенаправленную деятельность по разрушению культурного, научного и национального суверенитета нашего государства посредством навязывания мнимых и чуждых ценностей.

В основе формирования ценностных ориентаций студентов лежит механизм ин-териоризации (принятия и обретения) ценностей, который предполагает высокую степень активности студента в образовательном процессе в вузе. Такая активность достигается за счет:

• дисциплинированности, выражающейся в систематических посещениях лекционных и практических занятий по учебным дисциплинам и строгом выполнении требований и предписаний вузовских преподавателей;

• участия в различных внеаудиторных мероприятиях (вожатская практика, во-лонтерство, помощь детям с ОВЗ или миграционной историей, вузовские театры, методические олимпиады, студенческие конференции);

• выполнения проектных заданий междисциплинарного характера (например, разработка образовательных модулей по иностранному языку для начальной школы и детского сада с помощью инструментов педагогического дизайна; создание учебных материалов для обучения иностранному языку в техническом вузе);

• прохождения педагогических практик под руководством ведущих преподавателей вузов;

• разработки и защиты научных методических исследования (курсовых, ВКР, научных проектов) в русле традиций отечественных научно-методических школ;

• участия в студенческом самоуправлении, программах по обмену между вузами;

• повышения роли самостоятельной методической работы студентов, направленной на ознакомление с методической, педагогической и лингвистической научной литературой.

Ценностные ориентации у студентов формируются посредством постоянной оценочной деятельности, заданий проблемного характера, интеграции языкового и методического, педагогического и психологического, методического и педагогического, методического и психологического знания, индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе, наполнения содержания педагогического иноязычного образования лучшими образцами методического творчества. Отсюда значимыми инструментами профессионально-педагогической подготовки будущего

учителя иностранного языка выступают: 1) проблемное обучение; 2) диалоговые, игровые и творческие технологии; 3) элементы художественного творчества и приемы театральной педагогики; 4) практико-ориентированная основа овладения методическим знанием, создаваемая за счет особой организации занятий по языку и методике и многообразия видов педагогической практики; 5) насыщенная иноязычная образовательная среда, обладающая такими свойствами как активность, широта, открытость и эмоциональность.

Существенное значение для формирования ценностей у будущих учителей иностранного языка играет применение цифровых технологий, обеспечивающих переход от репродуктивной, вербальной подачи информации к наглядно-логической с опорой на одновременную работу двух полушарий головного мозга студента, комплексно воздействуя на основные каналы восприятия [9].

Считаем важным наполнять подготовку будущего учителя иностранного языка элементами народной педагогики, представленными нормами и обычаями родной страны и стран изучаемых языков в сопоставлении. Данные нормы и обычаи могут стать предметом обсуждения как на практических занятиях по языку, так и на семинарских занятиях методического блока. Культуроориентированные дискуссии способствуют осознанию студентами себя как части русского народа, помогают понять культуры других лингвокультурных сообществ и правильно организовать межкультурное общение. Анализ высказываний известных отечественных педагогов, психологов, методистов способствует пониманию студентами традиций отечественной науки и обеспечивает формирование у них устойчивой приверженности отечественным педагогическим и методическим ценностям.

Первостепенную роль в укреплении ценностных ориентаций студентов-будущих учителей иностранного языка играет ценностное наполнение такой учебной дисциплины методического блока, как «Введение в педагогическую профессию», изучаемой на первом курсе языковых факультетов. Данная учебная дисциплина непосредственно ориентирована на осмысление студентами сущности и значимости профессиональной деятельности учителя иностранного языка в воспитании и развитии школьников. Она знакомит первокурсников с отдельными вопросами профессиональной этики, принципами педагогической морали, раскрывает содержание иноязычного образования, продиктованное требованиями языковой и культурной политики нашей страны.

Немаловажное значение для формирования ценностных ориентиров будущих студентов имеет педагогическая практика студентов, базирующаяся на интеграции духовно-нравственных ценностей российского общества и профессиональных ценностей иноязычного образования [10]. Такая практика создает надежную основу для дальнейшего профессионально-ценностного самоопределения студентов, обеспечивает их широкими представлениями о лингвообразовательной области действительности и роли учителя иностранного языка в ней.

Дисциплина «Методика обучения и воспитания» также существенно определяет устойчивое формирование у будущих учителей иностранного языка ценностных ориентиров, знакомит их с терминосистемой отечественной методической науки, раскрывает гуманистические возможности существующих методик и технологий обучения иностранным языкам. Практико-ориентированный характер данной дисциплины позволяет студентам интериоризировать указанные нами выше ценности, прежде всего, посредством проектирования и организации уроков иностранного языка и внеурочных мероприятий на языке.

Учебные дисциплины социально-гуманитарного модуля (История, Философия, Культурология, Мировая художественная литература) позволяют студентам осмыслить социальный контекст формирования ценностных ориентаций.

Учебные дисциплины психолого-педагогического модуля (Психология, Педагогика, Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями) обеспечивают ценностное отношение к ребенку, понимание значимости гуманистической парадигмы в образовании.

Учебные дисциплины предметного модуля (Практическая фонетика, Практическая грамматика, Практика устной и письменной речи, Страноведение) формируют у студентов лингвообразовательные ценности, способствуют укреплению гражданской идентичности на основе постоянного сопоставления ценностей родной и иных культур.

Важно подчеркнуть, что необходимым условием формирования ценностных ори-ентаций студентов выступает интеграция указанных учебных дисциплин, их взаимосвязанное содержание. Разрозненность и несистемность преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе существенно снижают эффективность педагогического иноязычного образования, не способствуют формированию аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка.

В заключение отметим, что изменение фокуса современного педагогического иноязычного образования с формирования компетенций на формирование у студентов ценностей и ценностных ориентаций, его интегративная основа, базирующаяся на широком аксиологическом контексте, существенно расширяют возможности профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка, создают надежную педагогическую и методическую базу для сохранения и развития культурного, научного и национального суверенитета нашей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 года № 121 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 14.04.2024).

2. Шамов А. Н., Чернышов С. В. Методическая подготовка будущих учителей иностранного языка в условиях обновления содержания образования // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Арзамас, 2023. С. 124-132.

3. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 204 с.

4. Никитенко З. Н. Иноязычное образование в детском саду и школе: социальное измерение // Иностранные языки в школе. 2023. № 2. С. 59-66.

5. Никитенко З. Н. Содержание методической подготовки учителя иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы V Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. студентов и молодых ученых. М.: Московский гос. обл. ун-т, 2020. 322 с. С. 7-12.

6. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.

7. Федотенко И. Л. Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2000. 457 с.

8. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. 421 с.

9. Дмитренко Т. А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в условиях цифровизации образования: моногр. М.: МПГУ, 2024. 222 с.

10. Беляева Е. Е., Лазарева Е. Ю., Трешина И. В. Ценностно-ориентированная модель организации педагогической практики в языковом вузе // Наука и школа. 2024. № 1. С. 85-94.

REFERENCES

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 No. 121 "Ob utverzhdenii gosudarstven-nogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01. Pedagogicheskoe obrazovanie" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 No. 121 "On approval of the state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 03.44.01. Pedagogical education»]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (accessed: 14.04.2024).

2. Shamov A. N., Chernyshov S. V. Metodicheskaya podgotovka budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka v usloviyakh obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya [Methodological training of future foreign language teachers in the context of updating the content of education]. In: Sovremennye tendenysii yazykovogo obrazovaniya: opyt, problemy, perspektivy: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern trends in language education: experience, problems, prospects. Collection of articles of the international scientific and practical conference]. Arzamas, 2023. Pp. 124-132.

3. Kagan M. S. Filosofskaya teoriya tsennostey [Philosophical theory of values]. St. Peterburg: Petropolis, 1997. 204 p.

4. Nikitenko Z. N. Inoyazychnoe obrazovanie v detskom sadu i shkole: sotsialnoe izmerenie [Foreign language education in kindergarten and school: a social dimension]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2023, No. 2, pp. 59-66.

5. Nikitenko Z. N. Soderzhanie metodicheskoy podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka [The content of methodological training of a foreign language teacher]. In: Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i perspektivy razvitiya: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. on-layn-konf. studentov i molodykh uchenykh [Theory and practice of teaching foreign languages: traditions and development prospects. Proceedings of the V International scientific and practical online conference of students and young scientists]. Moscow: Moskovskiy gos. obl. un-t, 2020. 322 p. Pp. 7-12.

6. Guseynov A. A., Apresyan R. G. Etika [Ethics]. Moscow: Gardariki, 2000. 472 p.

7. Fedotenko I. L. Teoriya i praktika stanovleniya professionalno-tsennostnykh orientatsiy uchitelya v processe nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Theory and practice of developing professional and value orientations of teachers in the process of continuous pedagogical education]. ScD dissertation (Education). Tula, 2000. 457 p.

8. Vorontsova V. G. Gumanitarno-aksiologicheskie osnovy postdiplomnogo obrazovaniya pedagoga [Humanitarian and axiological foundations of postgraduate teacher education]. Pskov: Izd-vo Pskov. obl. in-ta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya, 1997. 421 p.

9. Dmitrenko T. A. Aktualnye problemy professionalnoy podgotovki prepodavateley inostrannykh yazykov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: monogr. [Current problems of professional training of foreign language teachers in the context of digitalization of education: monograph.]. Moscow: MPGU, 2024. 222 p.

10. Belyaeva E. E., Lazareva E. Yu., Treshina I. V. Tsennostno-orientirovannaya model organizatsii pedagogicheskoy praktiki v yazykovom vuze [Value-oriented model of organizing teaching practice in a language university]. Nauka i shkola [Science and school]. 2024, No.1, pp. 85-94.

Конобеев Алексей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингво-дидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет; старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»

e-mail: av.konobeev@mpgu.su

Konobeiev Alexey V., PhD in Education, Associate Professor, the Department of Linguadidactics and Modern Technologies of Foreign Language Education, Moscow Pedagogical State University; Senior researcher, the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development" e-mail: av.konobeev@mpgu.su

Трешина Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры лингво-дидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет e-mail: iv.treshina@mpgu.su

Treshina Inga V., PhD in Education, Head of the Department of Linguadidactics and Modern Technologies of Foreign Language Education, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

e-mail: iv.treshina@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 16.04.2024 The article was received on 16.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.