Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВУЗОВСКОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВУЗОВСКОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО / АНКЕТИРОВАНИЕ / ШИРОКОМАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобинская Н. В., Чернышов С. В.

В статье рассматривается проблема формирования аксиологической культуры будущих учителей иностранного языка - студентов бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование». Приводится анализ результатов анкетирования, проведенного Институтом иностранных языков МПГУ в ходе реализации широкомасштабного проекта «Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего», выделяются основные ценностные ориентиры в содержании иноязычного образования для данного направления подготовки. Статья также содержит описание условий, которые обеспечивают формирование аксиологической культуры студентов в ходе языковой подготовки в вузе. В заключение авторы приводят описание проектов, реализуемых на базе Института иностранных языков МПГУ и направленных на формирование ценностной картины мира студентов средствами иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горобинская Н. В., Чернышов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF UNIVERSITY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND CONDITIONS FOR ITS DEVELOPMENT

The article deals with the problem of forming the axiological culture of future teachers of foreign languages - undergraduate students in 44.03.01 «Pedagogical Education» program. The article analyzes the results of the survey conducted by the Institute of Foreign Languages at Moscow Pedagogical State University during the implementation of the large-scale project «Axiology of Foreign Language Education in the Context of Future Teacher Training» and highlights the main values in the content of foreign language education for this field of study. The article also contains a description of the conditions that ensure the formation of students’ axiological culture in the course of language training at the university. In conclusion, the authors describe the projects implemented at the Institute of Foreign Languages at Moscow Pedagogical State University aimed at forming students’ axiological picture of the world by means of a foreign language.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВУЗОВСКОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК 378.147 ББК 74.489

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-58-68

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВУЗОВСКОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Н.В. Горобинская, С.В. Чернышов

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования аксиологической культуры будущих учителей иностранного языка — студентов бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование». Приводится анализ результатов анкетирования, проведенного Институтом иностранных языков МПГУ в ходе реализации широкомасштабного проекта «Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего», выделяются основные ценностные ориентиры в содержании иноязычного образования для данного направления подготовки. Статья также содержит описание условий, которые обеспечивают формирование аксиологической культуры студентов в ходе языковой подготовки в вузе. В заключение авторы приводят описание проектов, реализуемых на базе Института иностранных языков МПГУ и направленных на формирование ценностной картины мира студентов средствами иностранного языка.

Ключевые слова: аксиологическая культура, иноязычное образование, педагог будущего, анкетирование, широкомасштабный проект.

Для цитирования: Горобинская Н.В., Чернышов С.В. Аксиологический аспект вузовского иноязычного образования и условия его развития // Преподаватель XXI век. 2022. № 1.

Часть 1. С. 58-68. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-58-68

5g AXIOLOGICAL ASPECT OF UNIVERSITY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND CONDITIONS FOR ITS DEVELOPMENT

I N.V. Gorobynskaya, S.V. Chernyshov

Abstract. The article deals with the problem of forming the axiological culture of future teachers of foreign languages - undergraduate students in 44.03.01 «Pedagogical Education» program. The article analyzes the results of the survey conducted by the Institute of Foreign Languages at Moscow Pedagogical State University during the implementation of the large-scale project «Axiology of Foreign Language Education in the Context of Future Teacher Training» and highlights the main values in the content of foreign language education for this field of study. The article also contains a description of the conditions that ensure the formation of students' axiological culture in the course of language training at the university. In conclusion, the authors describe the projects implemented at the Institute of Foreign Languages at Moscow Pedagogical State University aimed at forming students' axiological picture of the world by means of a foreign language.

© Горобинская Н.В., Чернышов С.В., 2022

ES

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: axiological culture, foreign language education, teacher of the future, survey, large-scale project.

Cite as: Gorobynskaya N.V., Chernyshov S.V. Axiological Aspect of University Foreign Language Education and Conditions for Its Development. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 1, part 1, pp. 58-68. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-58-68

Одной из проблем современного образования и вузовского иноязычного образования выступает формирование аксиологической культуры студентов. Особую актуальность данная проблема приобретает именно в иноязычном образовании, поскольку овладение иностранным языком неразделимо связано с овладением иной культурой, чье аксиологическое содержание может существенно отличаться от такого содержания в родной культуре и даже вступать с ним в существенное противоречие.

Целью настоящей статьи выступает анализ ценностных ориентиров вузовского иноязычного образования и условий, которые бы способствовали их формированию и развитию на занятиях по иностранному языку на разных управленческих уровнях, а также обмен опытом формирования и развития аксиологической культуры у студентов Института иностранных языков МПГУ, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык».

Е.Г. Тарева определяет аксиологическую культуру личности, формируемую средствами иностранного языка, как многоуровневое интегративное динамическое личностное качество, выражающее способность к социально-избирательному усвоению ценностей иноязычной культуры, последующему синтезу иноязычной и родной культуры и построению на их основе новой системы ценностей в качестве субъекта своей национальной культуры [1].

На формирование аксиологической культуры студентов ориентируют действующие в Российской Федерации ФГОС «Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями). Так, анализ ФГОС ВО по направлениям бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование» показал, что особую значимость для будущего педагога приобретают следующие ценностные ориентиры: 1) способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); 2) способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); 3) готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); 4) владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); 5) способность использо- 59 вать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); 6) способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); 7) готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); 8) способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) [2].

Перечисленные ценностные ориентиры можно условно распределить по двум группам: 1) социальные и 2) профессионально значимые ценности. Первая

группа обусловлена требованиями общества и государства, предъявляемыми к любому гражданину независимо от выбора профессии. Они связаны с проблемами эффективного функционирования человека в современном поликультурном информационном обществе. Вторая группа имеет прямое отношение к реализации студентами профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях нашей страны.

Полагаем важным выделить еще одну группу ценностей, которые необходимы для реализации содержания иноязычного образования на разных образовательных уровнях, — ценности иноязычной культуры.

«Иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном, развивающем, воспитательном и учебном аспектах» [3]. Уровень сформированности иноязычной культуры выступает важнейшим показателем профессионально-личностного становления учителя иностранного языка 60 и определяет эффективность его профессионально-методической деятельности. Одним из центральных компонентов иноязычной культуры выступает ценностный компонент, определяющий степень объективности взгляда педагога по языку на окружающую действительность и его способность и готовность к реализации возложенных педагогических функций.

Более того, само иноязычное образование выступает как ценность. Овладение им является показателем конкурентоспособности любого специалиста, необходимым условием развития личности в современном стремительно меняющемся мире. Иноязычное образование как ценность рассматривается на трех уровнях: 1) ценностей-знаний; 2) ценностей-отношений;

3) ценностей-качеств [4]. Для будущего учителя иностранного языка значимыми выступают: 1) совокупность языковых, страноведческих, лингвострановедческих знаний; 2) коммуникативные отношения, складывающиеся на иностранном языке как в реальной, так и учебной ситуациях общения; 3) определенные личностные, статусно-позиционные, коммуникативные качества, формируемые в ходе овладения иностранным языком как средством реализации профессионально-методической деятельности.

В связи с изложенным выше возникает необходимость уточнения ценностных ориентиров применительно к содержанию профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

В целях конкретизации аксиологических аспектов иноязычного образования Институтом иностранных языков МПГУ проведен широкомасштабный проект «Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего» [5]. Проект был поддержан российским фондом фундаментальных исследований и реализован в русле задач Национального проекта «Образование» (2019-2024 гг.), нацеленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования [6]. В ходе генерирования научных идей в контексте данного проекта проведено анкетирование 95 респондентов, которые преподают иностранный язык на разных образовательных уровнях (см. рис. 1).

В рамках настоящей статьи приведем анализ ответов респондентов на следующие группы вопросов:

1. Какими ценностными характеристиками должен обладать учитель/преподаватель иностранного языка в современной России? Расположите их в порядке значимости (от наиболее значимых к менее значимым).

бакалавры/специалитет магистранты учащиеся средней школы аспиранты / докторанты младшие школьники

учителя 4 взрослым 3 любая! 3 слушатели дпо! 3

дошкольники! 3

сотрудники компании в рамка} преподаватели

691

30

25

Рис. 1. Категории обучающихся, с которыми работают респонденты

2. Полагаете ли Вы, что помимо ценностных ориентиров, общих для иноязычного образования, возможно выделение специфических аспектов для конкретного уровня образования (бакалавриата, магистратуры и аспирантуры)? Приведите примеры общих и специфических ценностных ориентиров.

3. Какими Вам видятся условия, способствующие формированию и развитию ценностной картины мира у будущего преподавателя иностранного языка (выберите из предложенного списка и дополните своими)?

Результаты обработки ответов респондентов позволили выделить наиболее важные ценностные ориентиры в содержании иноязычного образования на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») (см. рис. 2). Среди них самыми весомыми, по мнению респондентов, являются следующие: 1) понимание других культур; 2) профессиональное самоопределение; 3) сохранение любви к культуре своего народа; 4) владение новыми методическими технологиями. Все они перекликаются с теми ценностными ориентирами, которые обозначены в ФГОС ВО, однако респонденты делают

особый акцент на индивидуально-личностной позиции и личностных качествах будущих учителей.

Значимость личности педагога в образовании является неоценимой, так как именно он своим примером формирует и развивает своего ученика. П.П. Блонский справедливо писал: «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...» [7]. В данной связи актуальным звучит призыв Ш.А. Амона-швили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» [8].

З.Н. Никитенко указывает на особую роль личности учителя иностранного языка для дошкольного и начального школьного иноязычного образования, где вопросы формирования нравственных ценностей, личностных качеств ребенка и способности к иноязычному общению как феномену культуры и познания окружающей действительности стоят наиболее остро [9].

Важно отметить, что в качестве ценностей иноязычной культуры (третья

Понимание других культур

Профессиональное самосовершенствование

Сохранение любви к культуре своего народа

Учитывать жизненный опыт учащихся

Новые методические технологии

Развитие интереса к языку

Умение найти контакт с обучающимся

Нравственность

Уважение к другим культурам

Навыки научной работы

Формирование профессиональной ответственности

Свобода мышления

Эмотивность

Рис. 2. Специфические ценностные ориентиры (уровень бакалавриата «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык»)

обозначенная нами группа ценностей) респондентами выделены сохранение и развитие национально-культурной идентичности учащихся, а также понимание и толерантное отношение к культурам других народов, что в полной мере согласуется с проводимой Российской Федерацией языковой и образовательной политикой как на внутригосударственном, так и 62 международном уровнях [10-14].

Отметим важный момент: в современном российском иноязычном образовании наметилась четко прослеживаемая ориентация на развитие национально-культурного компонента на всех образовательных уровнях (отражение личностных результатов обучения по ФГОС НОО, ООО в Примерных рабочих программах по языкам для школы, УМК с национально-культурным содержанием, волонтерская деятельность патриотической направленности с использованием иностранного языка как средства достижения целей и задач такой деятельности и др.). Такая ориентация определяет высокую степень равностатусно-сти участников полилога культур в современном глобализирующем пространстве и

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ .

способствует сохранению национально-культурных ценностей российского общества.

Не менее значимым в аспекте формирования аксиологической культуры студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык»), выступает также развитие их творческих способностей и креативности.

Творчество и креативность опосредуют любую деятельность, направленную на создание нового и оригинального продукта. В профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка в качестве такого главного «продукта» выступает homo moralis — «человек моральный». Только такой человек может принимать участие в равностатус-ном полилоге культур и достойно представлять нашу страну в мире.

Сравнивая специфические ценностные ориентиры на уровне бакалавриата и последующих образовательным уровнях, мы можем прийти к выводу о том, что у будущих преподавателей языка в высшей школе нужно в большей степени

1 /2022

формировать, во-первых, навыки научной работы, во-вторых, навыки сотрудничества с коллегами и, в-третьих, умения пользоваться новыми методическими технологиями.

Как показывают результаты анкетирования на уровнях магистратуры и аспирантуры (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык»), более важными становятся такие профессионально-ориентированные качества, как: 1) способность нестандартно мыслить; 2) энтузиазм; 3) стремление к профессиональному самосовершенствованию (см. рис. 3).

Отметим, что изменения в ценно ст-ных ориентирах студентов при переходе с одного образовательного уровня на другой в высшей школе нисколько не умаляют значимость ценностей, подлежащих формированию и развитию в бакалавриате, а свидетельствуют об их расширении в содержании ценностного аспекта личности будущего педагога по иностранному языку.

Проведенное анкетирование также помогло уточнить условия формирования и развития ценностной картины мира у будущего учителя/преподавателя иностранного языка, которые должны быть реализованы на разных управленческих уровнях: 1) государственном (см. табл. 1), 2) вузовском (см. табл. 2).

Примечательно, что многие респонденты в качестве важного условия формирования и развития аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка отмечают большое значение личного примера педагога, который должен постоянно стремиться повышать свою квалификацию, реализуя основополагающий принцип современного образования — принцип обучения через всю жизнь.

Следует отметить, что и сам студент, будущий учитель иностранного языка, должен занимать активную позицию на пути формирования и развития собственной ценностной картины мира в ходе участия в обсуждении мировой литературы и

Навыки научной работы

Предметно-языковая интеграция

Кооперация с коллегами

Новые методические технологии

Творческий подход к обучению

Понимание других культур

Профессиональное самосовершенствование

Способность нестандартно мыслить

Энтузиазм

Социокультурная медиация

63

Рис. 3. Специфические ценностные ориентиры (уровень магистратуры, аспирантуры, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык»)

Таблица 1

Условия развития ценностной картины мира у будущего преподавателя иностранного языка на уровне государства

Пути формирования и развития ценностной картины мира Количество упоминаний

Предоставлять возможность для непрерывного и фундаментального профессионального самосовершенствования 70

Определить и узаконить достойный социальный статус педагога 56

Сформировать в обществе ценностную картину профессии учителя 40

Освободить учителя от бюрократического бумажного произвола для живого образовательного процесса 33

Составление федеральных образовательных стандартов в русле аксиологического подхода 25

Развитие психолого-педагогической компетенции учителя 20

Таблица 2

Условия развития ценностной картины мира у будущего преподавателя иностранного языка на уровне вуза

Пути формирования и развития ценностной картины мира Количество упоминаний

Создание интегративно-развивающей творческой среды 80

Организация профессионально-ориентированных мероприятий: форумов преподавателей иностранного языка с международным участием, бесед, круглых столов, профессиональных конкурсов 75

Организация программ академической мобильности (в том числе виртуальной) 50

Поддержка молодых преподавателей 45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение студентов к участию в грантовых проектах и к разработке инновационных образовательных технологий 30

Организация культурно-образовательных мероприятий 25

Организация международных образовательных акций (Тотальный английский диктант, региональный конкурс цифрового повествования) 15

Создание и поддержка кружков и молодёжных движений 15

64

истории, волонтёрском движении, в процессе просмотра информационного контента, а также чтения художественных произведений аксиологической направленности и т. д.

В целях развития аксиологической культуры студентов Института иностранных языков МПГУ (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык») и создания условий для такого развития, в рамках прохождения практик на 2 курсе

обучающимся предлагается совместная деятельность с ресурсным фондом «Мос-волонтер». Данный центр занимается развитием и поддержкой добровольческого движения в Москве [15].

В 2020 году студенты Института иностранных языков МПГУ принимали участие в конкурсе «Доброволец Москвы 2020». Цель данного конкурса — поддержка и развитие добровольческой деятельности на территории Москвы. В рамках номинации «Добрая идея» студенты

разрабатывали идеи для социальных проектов, которые направлены на решение важных социальных проблем столицы. Ниже представлено описание одного из добровольческих проектов студентов МПГУ под названием «Свидание с Москвой».

Цель данного проекта — создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств г. Москвы, знакомство гостей столицы с архитектурой и достопримечательностями на иностранном языке. В ходе разработки проекта были созданы три прогулочных культурных маршрута: 1) «По следам великих»; 2) «Ритм столицы» и 3) «Шагая по Москве».

Актуальность проекта обусловлена отсутствием современных и оригинальных туристических маршрутов по Москве, особенно с использованием МЦК. Перед волонтерами стояла задача сделать столицу более доступной для изучения, особенно для студентов-иностранцев первых курсов в МПГУ, которые еще плохо владеют русским языком.

Реализации проекта предполагала выполнение следующих шагов:

1. Изучение наиболее значимых в культурном плане мест столицы в рамках указанных тематик.

2. Составление трёх маршрутов с указанием мест для посещения.

3. Проведение рекламной кампании, прежде всего, среди студентов-иностранцев первого курса, прибывших в столицу на обучение в МПГУ.

4. Организация экскурсий по каждому из составленных маршрутов. В ходе экскурсии участникам предлагались различные интерактивные мероприятия, игры и викторины на английском языке.

Еще одним достойным примером создания условий для развития аксиологической культуры студентов в Институте иностранных языков МПГУ выступает

привлечение обучающихся к организации и участию в таких проектах, как международный конкурс "Tell the World about your Motherland" и всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами».

Цель данных конкурсов заключается в патриотическом воспитании молодежи через представление своей родины иностранцам, формирование взаимного уважения к разным культурам, а также через глубокое понимание молодыми людьми государственных символов нашей страны.

Количество студентов МПГУ, принимавших и принимающих участие в указанных конкурсах, уже приблизилось к 200. Такое участие предполагает не только разработку и представление своих собственных работ на конкурс, но и анализ и комментирование работ других участников, взаимодействие с различными образовательными учреждениями в России и за рубежом, создание воспитательного и образовательного контента на интернет-ресурсах проектов, подготовку и проведение выставок детских работ, церемоний награждения и других мероприятий в рамках проектов, проведение опросов с целью оценки воспитательного потенциа- ^ ла проектов и др.

Результаты опроса студентов, принимавших участие в описанных проектах, показывает, что они проявляют большой интерес к подобного рода мероприятиям, рассматривают их как важный аспект их профессиональной подготовки в вузе. Большинство отмечают, что стали бережнее относиться к символам родной культуры и испытывать большую гордость за свою страну.

Изложенное выше позволяет рассматривать аксиологическую культуру будущего учителя иностранного языка как иерархически выстроенную активную и развивающуюся систему общечеловеческих, национальных и личностных ценностей

(включая ценности профессиональной направленности), которые формируются через познание различных сторон родной и иноязычной действительности на сопоставительной основе, овладение профессионально-методической деятельностью и иностранным языком как средством общения и преподавания.

Представленный анализ ценностных ориентиров вузовского иноязычного образования и условий, обеспечивающих их формирование и развитие у студентов, будущих учителей иностранного языка, позволил раскрыть острую потребность образовательной практики в следующем: 1) использовании большего количества творческих заданий; 2) реализации

проблемно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в процессе языковой подготовки в вузе; 3) применении идей педагогики сотрудничества; 4) активном вовлечении студентов в групповые и индивидуальные проекты на иностранном языке; 5) использовании технологий театральной педагогики, игровых и проектных заданий; 6) цифровизации образовательного процесса по иностранному языку; 7) индивидуализации и дифференциации обучения языку; 8) расширении автономности и самостоятельности студентов в выборе образовательной траектории в процессе профессиональной подготовки; 9) персонализации образовательной сферы в вузе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики / под ред. Е.Г. Таревой. М.: Логос, 2014. 232 с.

2. ФГОС ВО. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4/94 (дата обращения: 10.02.2022).

3. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 159 с.

4. Чернышов, С.В., Шамов, А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. М.: КНО-РУС, 2021. 442 с.

66 5. Международный научно-практический форум «Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего». URL: http://mpgu.su/anonsyi/mezMunarodnyj-nauchno-prakticheskij-foram-aksiologija-inojazychnogo-obrazovamja-v-kontekste-podgotovki-pedagoga-budushhego/ (дата обращения: 25.01.2022).

6. Онлайн-приемная нацпроекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 25.01.2022).

7. Моя педагогическая философия. URL: https://urok.1sept.ru/articles/689601 (дата обращения: 10.02.2022).

8. Учитель, будь солнцем! URL: https://zianzori.ru/articles/vnimanie-konkurs/2019-10-20/uchitel-bud-solntsem-344393 (дата обращения: 10.02.2022).

9. Никитенко, З.Н. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка для дошкольного и начального школьного образования: аксиологическое измерение // Преподаватель XXI век. 2019. № 4-1. С. 63-68.

10. Биткеева, А.Н. Национально-языковая политика России: новые вызовы, последние тенденции // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. М.: Тезаурус, 2014. С. 80-88.

11. Петрулевич, И.А., Месропян, Л.М. Современная языковая политика Российской Федерации: основные векторы и тенденции развития // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 66-76.

12. Юдина, Н.В., Кузнецова, Е.А. Языковая политика vs. экономическая политика современной России: проблемы и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 3. С. 402-415.

13. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (посл. ред.). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).

14. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ (посл. ред.). URL: www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).

15. Мосволонтер. URL: https://mosvolonter.ru/static/o_nas (дата обращения: 10.02.2022).

REFERENCES

1. Mezhdunarodnoe inojazychnoe obrazovanie: lingvodidakticheskie strategii i taktiki [International Foreign Language Education: Linguodidactic Strategies and Tactics], ed. by E.G. Tareva. Moscow, Logos, 2014, 232 p. (in Russ.)

2. FGOS VO [Federal State Educational Standard of Higher Education]. Available at: https://fgosvo. ru/fgosvo/index/4/94 (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

3. Passov, E.I. Programma-koncepcija kommunikativnogo inojazychnogo obrazovanija. Razvitie individualnosti v dialoge kultur [Program-Concept of Communicative Foreign Language Education. The Development of Individuality in the Dialogue of Cultures]. Moscow, Prosveshchenie, 2000, 159 p. (in Russ.)

4. Chernyshov, S.V., Shamov, A.N. Teorija i metodika obuchenija inostrannym jazykam [Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages]. Moscow, KNORUS, 2021, 442 p. (in Russ.)

5. Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij forum "Aksiologija inojazychnogo obrazovanija v kontekste podgotovki pedagoga budushhego" [International Scientific and Practical Forum "Axiology of Foreign Language Education in the Context of Teacher Training of the Future"]. Available at: http:// mpgu.su/anonsyi/mezhdunarodnyj-nauchno-prakticheskij-forum-aksiologija-inojazychnogo-obrazovanija-v-kontekste-podgotovki-pedagoga-budushhego/ (accessed: 25.01.2022). (in Russ.)

6. Onlajn-priemnaja nacproekta "Obrazovanie" [Online Reception of the National Project 67 "Education"]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 25.01.2022). (in Russ.)

7. Moja pedagogicheskaja filosofija [My Pedagogical Philosophy]. Available at: https://urok.1sept. ru/articles/689601 (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

8. Uchitel, bud solncem! [Teacher, Be the Sun!]. Available at: https://zianzori.ru/articles/vnimanie-konkurs/2019-10-20/uchitel-bud-solntsem-344393 (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

9. Nikitenko, Z.N. Professionalnaya podgotovka uchitelya inostrannogo yazyka dlya doshkolnogo i nachalnogo shkolnogo obrazovaniya: aksiologicheskoe izmerenie [Professional Training of a Foreign Language Teacher for Preschool and Primary School Education: Axiological Dimension], Prepodavatel XXI vek = Teacher of the XXI Century, 2019, No. 4-1, pp. 63-68. (in Russ.)

10. Bitkeeva, A.N. Nacionalno-jazykovaja politika Rossii: novye vyzovy, poslednie tendencii [National Language Policy of Russia: New Challenges, Recent Trends]. In: Jazykovaja politika i jazykovye konflikty v sovremennom mire [Language Policy and Language Conflicts in the Modern World: Proceedings of the Conference]. Moscow, 2014, pp. 80-88. (in Russ.)

11. Petrulevich, I.A., Mesropjan, L.M. Sovremennaja jazykovaja politika Rossijskoj Federacii: osnovnye vektory i tendencii razvitija [Modern Language Policy of the Russian Federation: Main Vectors and Development Trends], Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia, 2016, No. 4, pp. 66-76. (in Russ.)

12. Judina, N.V., Kuznecova, E.A. Jazykovaja politika vs. ekonomicheskaja politika sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy [Language Policy vs. Economic Policy of Modern Russia: Problems and Prospects], Nacionalnye interesy: prioritety i bezopasnost = National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 3, pp. 402-415. (in Russ.)

13. Zakon RF "O jazykah narodov Rossijskoj Federacii" ot 25.10.1991 No 1807-1 (posl. red.) [The Law of the Russian Federation "On the Languages of the Peoples of the Russian Federation" dated 25.10.1991 No. 1807-1 (post. ed.)]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

14. Federalnyj zakon "O gosudarstvennom jazyke Rossijskoj Federacii" ot 01.06.2005 No 53-FZ (posl. red.) [Federal Law "On the State Language of the Russian Federation" dated 01.06.2005 No. 53-FZ (as amended)]. Available at: www.consultant.ru/ (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

15. Mosvolonter [Mosvolonter]. Available at: https://mosvolonter.ru/static/o_nas (accessed: 10.02.2022). (in Russ.)

Горобинская Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингво-дидактики и современных технологий иноязычного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Nadezhda V. Gorobynskaya, PhD in Education, Associate Professor, Lingua-didactics and Modern Technologies of Foreign Language Education Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

Чернышов Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Sergey V. Chernyshov, PhD in Education, Associate Professor, Lingua-didactics and Modern Technologies of Foreign Language Education Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

68 Статья поступила в редакцию 13.01.2022. Принята к публикации 15.02.2022

The paper was submitted 13.01.2022. Accepted for publication 15.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.