УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
© Артем Иванович ТЮНЯКИН
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, е-mail: [email protected]
© Наталья Александровна ТАРАСЮК Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, е-mail: [email protected]
Предложено описание основных особенностей реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Представлена технология модерации как возможность достижения не только учебных, но и воспитательных целей при подготовке будущих учителей иностранного языка. Дано детальное описание всех этапов предложенной технологии: моти-вационно-стимулирующего; информационного; проектировочного; этапа обсуждения; этапа планирования долгосрочных профессиональных целей и разработки наиболее значимых профессиональных ориентиров развития. Технология модерации позволяет максимально реализовать образовательный потенциал иноязычного образования будущих учителей иностранного языка, который заключается в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки). Детально представлено содержание обучения иноязычному общению магистров по указанному направлению подготовки на основе аксиологического подхода, который включает в себя следующие компоненты: информацию о ценностных приоритетах педагогического образования разных стран; информацию о ценностных ориентациях представителей сферы образования различных стран; информацию о стратегиях, тактиках и средствах обеспечения иноязычного общения в сфере педагогического сообщества в современном мире; информацию о моделях реализации ценностно-ориентированного педагогического образования; информацию об организации профессионального педагогического взаимодействия в сфере педагогического иноязычного образования в России и зарубежных культурах.
Ключевые слова: аксиологический подход; технология модерации; учителя иностранного языка; ценности; ценностные ориентации.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-16-21
Современные условия образования, диктуемые глобализацией, требуют подготовки высококвалифицированных кадров для различных сфер деятельности. Главной целью модернизации российского высшего профессионального образования является всестороннее развитие личности, формирование ее ценностного сознания, а также активизация ее познавательного потенциала. В частности, гуманитарное образование, его специфика и цели в условиях более широкого внедрения аксиологического подхода направлены на ориентацию личности в ценностной картине мира [1]. Внесение ценностного компонента в содержание обучения магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Иностранные языки), ко-
торые, по сути, являются будущими учителями иностранного языка, позволит ориентировать студентов на «диалог культур». Успешная реализация аксиологического подхода позволит магистрантам одновременно знакомиться с ценностными, лингвокультур-ными, социокультурными и даже экстралингвистическими особенностями стран изучаемого языка, а также глубже проникнуться спецификой родной культуры [2].
Ориентация в системах ценностей иноязычной и родной культур является одним из важнейших компонентов, отвечающих за эффективную профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка. Ценностно-ориентированный специалист осознает, какую важную роль для решения профес-
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 11 (151), 2015
сиональных задач в педагогической сфере играет качество приобретаемых им знаний, навыков и умений.
Личность будущего педагога необходимо рассматривать как динамическую систему, т. к. она постоянно изменяется и развивается. Непрерывная познавательная активность обеспечивает эффективность и качественность становления будущего учителя в профессиональном плане.
Процесс личностного становления магистранта напрямую зависит от изменений его внутреннего мира. Важной характеристикой будущего учителя является его способность самостоятельно определять задачи и траекторию собственного развития [3]. Образовательные программы должны быть направлены как на комплексное развитие личности в профессиональном плане, самоопределение в мире социальных, общечеловеческих ценностей, так и на формирование собственной системы ценностей и убеждений. Сформированная система ценностей будущего учителя, который для своих будущих учеников является «проводником» в мир культуры страны изучаемого языка, позволит сделать процесс обучения более эффективным в воспитательном плане.
Стремление к познанию для будущего учителя является своего рода ценностью, которую также нужно прививать в процессе профессионального обучения. Более высокий интеллектуальный уровень учителя способствует плавному переходу от стандартизированной педагогической деятельности к новаторской и креативной, что, безусловно, отражается на повышении профессионального мастерства будущего учителя.
Реализация всех аспектов профессионального образования: познавательного, развивающего, воспитательного и учебного в рамках дисциплин профессиональной подготовки, подразумевает вовлечение магистрантов в актуальную сферу социокультурной профессиональной педагогической деятельности; расширение круга профессиональных интересов, что способствует желанию контактировать с представителями различных языковых культур; формирование профессионально-значимых ценностей будущего педагога [4]. Во время обучения будущий учитель формирует свою субъектную позицию, которая необходима для: профессио-
нальной коммуникации в сфере педагогического взаимодействия; отстаивания своей точки зрения; уважения точки зрения всех субъектов педагогического общения; возможности понимать внутренние цели, мотивы, установки субъектов педагогического взаимодействия [5].
Использование аксиологического подхода в процессе формирования профессионально-значимых ценностей (ответственность, активность, склонность к сотрудничеству, рефлексия, эмпатия, эмоциональная устойчивость, патриотизм, толерантность в межкультурной коммуникации; желание к самореализации в жизни и профессиональной деятельности; стремление к познанию и самопознанию; развитие желания работать с иноязычными как адаптированными, так и аутентичными материалами) способствует реализации гуманистической парадигмы иноязычного образования XXI в. [6; 7].
Эффективность и, в конечном итоге, успешность развития будущего учителя в аксиологическом плане напрямую зависит от адекватности выбора образовательной технологии, которая должна полностью соответствовать особенностям протекания данного процесса. Учитывая специфику профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, представляется возможным и, более того, целесообразным использование технологии модерирования.
В основе использования данной технологии применительно к студентам и преподавателям лежит концепция В.В. Владимировой, которая рассматривала модерирование как «...систему техник и методов, используемых для создания мнений, поиска решения, сбора информации и разработки совместного решения и процедур в группах» [8]. Применительно к процессу иноязычного образования, данная технология может успешно дополнять практические формы проведения занятий: семинары, дискуссии, презентации. Мо-дерация подразумевает использование следующих инструментов: визуализация, техника проработки и постановки вопросов и ответов на них, разделение на группы для поиска решения профессиональной задачи и последующее взаимодействие как между всеми членами одной группы, так и между сформированными группами.
К положительным сторонам процесса использования данной технологии можно отнести успешное решение следующих профессиональных задач: стимулирование познавательной активности магистрантов; создание благоприятной атмосферы коллективного обучения; формирование стремления не только решить поставленную задачу, но и прийти к всеобщему согласию (найти и указать на все сильные и слабые стороны предложенных другими группами решений); повышение мотивации к профессиональной деятельности; преодоление психологического и коммуникативного барьеров.
Технология модерирования на основе аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Иностранные языки) строится на обсуждении следующих аксиологических проблем: "Axiological Approach and its Innovative Potential"; "Innovative methods in foreign language education"; "Creating a Learner-centered Teacher Education Program"; "Creating an Environment for Communication"; "Raising Cultural Awareness in the English Language Classroom"; "Axiological Aspects of Using Educational Films in Foreign Language Teaching".
Подробное исследование указанных тем позволяет формировать у магистранта «...ценностные ориентации, мотивы, отношения; социально-значимые качества личности; патриотизм; толерантность в межкультурной коммуникации; желание к самореализации в жизни и профессиональной деятельности; стремление к познанию и самопознанию; развитие желания работать с иноязычными (как адаптированными, так и аутентичными) материалами» [9].
Работа с перечисленными темами с применением технологии модерации имеет следующую структуру.
Мотивационно-стимулирующий (подготовительный) этап. Начало работы с заданием подразумевает объяснение на иностранном языке профессиональной значимости выполнения этого задания (мотивация), а также постановку и обсуждение целей и задач, которые оно преследует и важность нахождения путей их решения (стимул).
Информационный этап. На данном этапе магистранты собирают необходимую актуальную информацию на иностранном языке, которая может быть использована для решения поставленной задачи. Источниками необходимой информации выступают интернет-ресурсы, периодические издания, электронно-библиотечные системы.
Проектировочный этап. Данный этап подразумевает окончательное уточнение выбранной проблемы для ее последующей разработки; выбор способов презентации проблемы для других групп магистрантов, участвующих в модерации: информация о выбранной проблеме представляется в устном, письменном виде на иностранном языке с указанием ссылок на найденные источники; мультимедийная презентация должна дополнять устный ответ, другие возможности визуализации информации зависят от технической оснащенности аудитории.
Этап обсуждения. Самый значимый этап работы над проблемой. Каждая группа магистрантов выносит на обсуждение разработанный план решения проблемы на иностранном языке. Участники других групп высказывают свое мнение относительно предложенного плана (дополняют, соглашаются, критикуют). Преподаватель, который на этом этапе является модератором процесса обсуждения, контролирует и, по необходимости, меняет направление и динамику общения в группах. Коллективная работа участников направлена на создание конечного продукта в сфере профессионального педагогического сообщества. При возможности использования информационных технологий, представляется возможным (дистанционно) привлечь в обсуждение представителей сферы образования из различных культур.
Этап планирования долгосрочных профессиональных целей и разработки наиболее значимых профессиональных ориентаций. Заключительный этап, помимо подведения итогов обсуждения на иностранном языке, направлен на планирование траекторий наиболее актуальных и перспективных исследований рассмотренных педагогических проблем.
Процессы развития критического мышления, ценностной ориентации, познавательной активности и развитие навыков полилогического общения лежат в основе техноло-
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 11 (151), 2015
гии модерации, что является ключевым фактором, влияющим на эффективность формирования различных видов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Иностранные языки).
Формирование ценностных ориентаций и развитие познавательной активности магистрантов на основе аксиологического подхода способствует успешному овладению следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т. ч., в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4);
- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
- готовностью разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20) [10].
Более широкое внедрение аксиологического подхода в процесс обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Иностранные языки) требует включение в содержание обучения следующих составляющих: 1) информации о ценностных картинах педагогического образования различных стран; 2) информации о ценностных ориентациях представителей сферы образования различных стран; 3) информации о стратегиях, тактиках и средствах обеспечения поликультурного общения в сфере педагогического сообщества в современном мире; 4) информации о моделях реализации ценностно-ориентированного педагогического образования; 5) информации об организации профессионального педагогического взаимодействия в соответствии с принятыми моделями коммуникативного поведения, характерных для сферы педагогического образования в родной и иноязычных культурах.
Развитие ценностных ориентаций будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Иностранные языки) на основе аксиологического подхода с использованием технологии моде-рации предполагает вовлечение магистрантов в учебные ситуации профессионального общения, которые реализуются по всем принципам реального общения. Эффективность процесса развития ценностных ориен-таций будущих учителей иностранного языка в конечном итоге подтверждается сформиро-ванностью собственной системы ценностей и убеждений, что является важным условием для дальнейшего уже самостоятельного развития личности педагога в профессиональном педагогическом сообществе.
1. Налетова И.В. Уровни формирования качества высшего образования в современном мире // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96). С. 7-13.
2. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.
3. Бережная И.Ф. Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 2. С. 42-47.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии. Москва; Воронеж, 2005. С. 437-447.
5. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 92-96.
6. Грибова Н.С., Парахина О.В., Тарасюк Н.А. Специфика реализации современного профессионального образования в условиях глобализации // Преподаватель XXI в. 2014. Т. 1. № 3. С. 121-125.
7. Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 4. С. 79-82.
8. Владимирова В.В. Использование техники модерирования для повышения компетентности студентов и преподавателей // Компе-тентностный подход в образовании: Некрасовские чтения. 2004. URL: http://www.nekra-sovspb. ru/publ/241 -ispolzovanie -tekhniki-mode-rirovaniya-dlya-povysheniya-urovnya-kompe-tentnosti-studentov-i-prepodavatelej .html (дата обращения: 15.08.2015).
9. Тюнякин А.И. Сущность и содержание понятия «аксиологический подход» применительно к процессу подготовки будущих магистров по направлению 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) // Преподаватель XXI в. 2014. Т. 1. № 4. С. 142-148.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (уровень магистратуры). URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/ 107/89/46/35263.pdf (дата обращения: 15.08.2015).
1. Naletova I.V. Urovni formirovaniya kache-stva vysshego obrazovaniya v sovremennom mire // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 4 (96). S. 7-13.
2. Sysoev P.V. Yazykovoe polikul'turnoe obrazovanie // Inostrannye yazyki v shkole. 2006. № 4. S. 2-14.
3. Berezhnaya I.F. Tekhnologiya pedagogi-cheskogo proektirovaniya individual'nykh traektoriy professional'nogo razvitiya budushchikh spe-tsialistov v obrazovatel'nom protsesse vuza // Nauka i biznes: puti razvitiya.
2012. № 2. S. 42-47.
4. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Perekhod ot avtoritarnoy k gumanisticheskoy paradigme kak faktor stanovleniya i razvitiya pedagogicheskoy aksiologii // Khrestomatiya po pedagogicheskoy aksiologii. Moskva; Voronezh, 2005. S. 437447.
5. Sharshov I.A., Makarova L.N. Vzaimodeystvie sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze kak faktor povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. 2013. № 1 (21). S. 92-96.
6. Gribova N.S., Parakhina O.V., Tarasyuk N.A. Spetsifika realizatsii sovremennogo professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii // Prepodavatel' KhKhI v. 2014. T. 1. № 3. S. 121-125.
7. Sorokovykh G.V. Proektirovanie kreativnoy inoyazychnoy obrazovatel'noy sredy vuza kak nauchnaya problema // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Filologicheskie nauki.
2013. № 4. S. 79-82.
8. Vladimirova V.V. Ispol'zovanie tekhniki moderirovaniya dlya povysheniya kompetentnosti studentov i prepodavateley // Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii: Nekrasovskie chteniya. 2004. URL: http://www. nekra-sovspb.ru/publ/241-ispolzovanie-tekhniki-mode-rirovaniya-dlya-povysheniya-urovnya-kompe-tentnosti-studentov-i-prepodavatelej.html (data obrashcheniya: 15.08.2015).
9. Tyunyakin A.I. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya "aksiologicheskiy podkhod" primenitel'no k protsessu podgotovki budushchikh magistrov po napravleniyu 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (inostrannye yazyki) // Prepodavatel' XXI v. 2014. T. 1. № 4. S. 142-148.
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury). URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/ 107/89/46/35263.pdf (data obrashcheniya: 15.08.2015).
Поступила в редакцию 17.08.2015 г.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, t. 20, Btm. 11 (151), 2015
UDC 378.147
APPLICATION OF TECHNOLOGY OF MODERATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF A TEACHER OF FOREIGN LANGUAGE BASED ON AXIOLOGICAL APPROACH
Artem Ivanovich TYUNYAKIN, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student, Methods of Teaching of Foreign Languages Department, e-mail: [email protected]
Natalya Aleksandrovna TARASYUK, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Methods of Teaching of Foreign Languages Department, e-mail: [email protected]
The main peculiarities of the axiological approach in the process of professional training of foreign language teachers are proposed. The moderation technology as a way of achieving not only instructive goals but also upbringing aims is presented. The detailed description of all stages of the proposed technology: motivational-stimulating; informational; projective; the stage of discussion; stage of planning of long-term professional aims and development of the most significant professional orientations of development. Technology of moderation let maximally realize educational potential of foreign education of future teachers of foreign language, which is in formation of generally cultural, general-professional and professional competences of future candidates for master's degree, direction of preparation 050100 Pedagogic education (foreign languages). The content of learning foreign language of candidates for master's degree communication according to the pointed direction of preparation based on axiological approach, that includes the following components: information of valuable priorities of pedagogic education of different countries; information of value orientations of the presenters of sphere of education of different countries; information of strategies, tactics and means of providing foreign communication in the sphere of pedagogic company in modern world; information of models of realization of value-oriented pedagogic education; information of organization of professional pedagogic interaction in the sphere of pedagogic foreign education in Russia and foreign cultures is discussed.
Key words: axiological approach; technology of moderation; foreign language teachers; values; value orientations. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-16-21