Научная статья на тему 'Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) на основе аксиологического подхода'

Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) на основе аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнякин А. И.

Автор статьи выделяет наиболее значимые условия, которые обеспечивают процесс обучения будущих магистров по указанному направлению: создание специальной образовательной среды; применение специальной системы заданий аксиологической направленности; вовлечение будущих магистров в коллективную педагогическую деятельность; применение активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнякин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) на основе аксиологического подхода»

УДК 378.02:372.8

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ) НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© 2015 А. И. Тюнякин

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: artyom. ivtn@yandex. ru

Курский государственный университет

Автор статьи выделяет наиболее значимые условия, которые обеспечивают процесс обучения будущих магистров по указанному направлению: создание специальной образовательной среды; применение специальной системы заданий аксиологической направленности; вовлечение будущих магистров в коллективную педагогическую деятельность; применение активных методов обучения.

Ключевые слова: аксиологический подход, условия обучения, магистры педагогического образования, иноязычное образование.

Изменения, происходящие в последнее время в российском обществе, самом его сознании, несомненно, должны отразиться и на системе российского образования. События в мире ставят перед современными педагогами непростую задачу: сформировать личность, в которой одновременно и равносильно будут сочетаться две социально-философские позиции: «патриот своей страны» и «гражданин мира». Обучение иноязычному общению на основе аксиологического подхода позволяет ввести студентов в состояние «диалога культур», что помогает им одновременно знакомиться с лингвокультурными, социокультурными и даже

экстралингвистическими особенностями стран изучаемого языка, а также глубже проникнуться спецификой родной культуры. Безусловно, это влияет на духовнонравственное становление личности, способствует ее национальной самоидентичности и воспитывает толерантное отношение к другим культурам.

Успешная реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки), которые, по сути, являются будущими преподавателями, требует особого внимания ко всем его составляющим. В.А. Сластенин писал о важности формирования ценностного отношения к своей будущей профессии: «... педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей» [Сластенин, Чижакова 2003: 92]. В используемых сейчас образовательных стандартах ценностной ориентации личности в процессе обучения иноязычному общению отводится лишь незначительная часть, хотя ценности в воспитании «составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность его внутреннего мира» [Лихачев 1997].

Вопросами по реализации аксиологической парадигмы образования занимались и занимаются такие известные исследователи В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, В.В. Ильин, А.В. Кирьякова и многие другие, которые подчеркивают огромный образовательный потенциал данного подхода в системе подготовки кадров для различных сфер деятельности. Более широкое внедрение аксиологического подхода в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

систему иноязычного образования позволит адаптировать будущего педагога, в частности, к существованию в условиях сегодняшней глобализации. Подобное поликультурное взаимодействие подразумевает необходимость всецелого овладения магистрантом ценностными ориентациями не только родной, но также других культур.

Реализация аксиологического подхода требует детальной разработки условий, необходимых для его эффективного использования в современном иноязычном образовании. Условия обеспечения процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) заключаются в следующем:

- создание специальной образовательной среды;

- применение специальной системы заданий аксиологической направленности;

- осуществление взаимодействия между представителями образовательного сообщества, представляющими различные ценности;

- вовлечение будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) в коллективную педагогическую деятельность;

- ориентация процесса образования на решение аксиологических задач;

- обеспечение субъект-субъектного взаимодействия;

- применение активных методов обучения, использование компьютерных технологий.

Специальная образовательная среда формируется на основе тем обсуждения, которые, в свою очередь, вытекают из текстов, отличительная черта которых заключается в наличии не только педагогической, но и аксиологической составляющей. В образовательную среду для обучения иноязычному общению будущих магистров по данному направлению подготовки вошли следующие темы: “Axiological Approach and its Innovative Potential”; “Innovative methods in foreign language education”; “Creating a Learner-centered Teacher Education Program ”; “Creating an Environment for

Communication”; “Raising Cultural Awareness in the English Language Classroom”; “Axiological Aspects of Using Educational Films in Foreign Language Teaching”.

Подробное исследование указанных тем позволяет формировать у магистранта «...ценностные ориентации, мотивы, отношения; социально значимые качества личности; патриотизм; толерантность в межкультурной коммуникации; желание к самореализации в жизни и профессиональной деятельности; стремление к познанию и самопознанию; развитие желания работать с иноязычными (как адаптированными, так и аутентичными) материалами» [Тюнякин 2014: 144]. Работа с текстами

аксиологической направленности позволяет магистрантам выражать свое отношение к поднятым проблемам, сравнивать то, как они решаются в родной для него стране и в зарубежных системах образования, находить достоинства и недостатки, искать новые пути решения. Создание образовательной среды раскрывает широкие возможности последующей методической работы с ней. Например, обсуждение поставленных вопросов может проходить как в форме представления научных докладов, так и в виде коллективной дискуссии.

Для текстов аксиологической направленности, безусловно, требуется создание специальной системы заданий, которая еще больше позволяет углубиться в рассмотрение аксиологической проблематики (аксиологических составляющих текста). Работа с подобной системой заданий также требует особой методики:

1) подготовительный этап (определение общей проблематики текста; уточнение содержательной составляющей на основе текста; постановка и обсуждение проблемных вопросов; снятие лингвистических, социокультурных трудностей; снятие трудностей, связанных с аксиологической направленностью текста);

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Тюнякин А. И. Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки)

на основе аксиологического подхода

2) коммуникативный этап (формулировка проблем аксиологической

направленности на основе анализа национальных и мировых ценностей; обсуждение проблемы с использованием аутентичных опор; выбор способов и средств решения проблемы на основе аутентичных источников; решение проблемы с использованием аутентичных источников, отражающих национальные и мировые ценности);

3) коммуникативно-творческий этап (определение новых аспектов в рассматриваемой аксиологической проблеме; свободное обсуждение аксиологической проблемы без использования опор; решение проблемы на основе самостоятельного выбора информационных источников отражающих ценностные ориентации представителей различных культур; создание коммуникативного продукта

аксиологической направленности);

4) аналитико-коррекционный этап (анализ коммуникативного продукта аксиологической направленности; внесение корректив по его содержательному и лингвистическому наполнению; подведение итогов; презентация итогового варианта коммуникативного продукта аксиологической направленности).

Эффективность использования подобного комплекса заданий напрямую зависит от выбранного текста. Поэтому при отборе текстов для успешной реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) необходимо установить, соответствует ли текст следующим критериям:

- наличие аксиологической составляющей (информация о ценностях, ценностном отношении);

- наличие актуальной проблематики (обсуждение современных мировых, социальных, политических проблем и т. д.);

- аутентичность материала;

- соответствие возрастным, психологическим, индивидуальным особенностям магистрантов;

- воздействие на эмоциональную сферу личности (вызывает чувства радости, гордости, сожаления, эмпатии и т.д.), что не позволит магистранту остаться равнодушным к рассмотренной проблеме.

Важным условием для успешной реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) является осуществление взаимодействия между представителями образовательного сообщества, представляющими различные ценности. Сейчас Интернет открывает все больше и больше возможностей обмениваться информацией между преподавателями, работающими в одной предметной профессиональной деятельности, студентами, в данном случае изучающими педагогические науки, со своими коллегами из-за рубежа. Возможно создание порталов, форумов, как внутривузовских, так и открытых для всего мирового сообщества, которые в реальности являются «мостами» по которым осуществляется взаимодействие между представителями мирового образовательного сообщества. Студенты и преподаватели могут общаться друг с другом, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом, что приводит к повышению профессионального уровня. В аксиологическом плане подобное взаимодействие воспитывает дружелюбие, толерантность к представителям других мировых культур, развивает коллективное, а также критическое поликультурное мышление. Вовлечение магистрантов в педагогическую коллективную деятельность является одним из важнейших условий реализации аксиологического подхода.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Магистранты проходят педагогическую практику, но она направлена более на получение индивидуального опыта преподавания. Магистрант, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную педагогическую проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения [Тарасюк 2012]. Проведение семинаров-конференций, круглых столов на протяжении всего процесса обучения в магистратуре помогает магистрантам обмениваться приобретенным педагогическим опытом, оценивать деятельность своих коллег, получить оценку своей работы и конструктивные советы по преодолению профессиональных, психологических трудностей от уже состоявшихся преподавателей.

Во время коллективного взаимодействия магистранты не только обогащают профессиональный опыт, но и реализуют свой аксиологический потенциал (ценят мнения коллег, чувствуют значимость своих размышлений). Накопление подобного опыта способствует формированию важнейших духовно-нравственных качеств личности, которые наряду с профессиональными качествами составляют необходимый фундамент для становления будущего педагога.

Эффективность реализации аксиологического подхода также зависит от образовательного процесса и от взаимодействия всех его субъектов. Обеспечение субъект-субъектного взаимодействия важно для создания продуктивной атмосферы при работе с текстами аксиологической направленности. При таком взаимодействии преподаватель и студенты являются равноправными субъектами образовательного процесса. Сама атмосфера педагогического общения пронизана взаимоуважением, что очень важно для реализации аксиологического подхода. Признавая авторитет преподавателя, обучающиеся осознают важность своей будущей профессии, а по его примеру учатся строить отношения со своими будущими учениками, основанные на понимании, уважении и эмпатии. Субъект-субъектное взаимодействие способствует более полной передаче моральных ценностей, духовно-нравственному воспитанию, одновременному поднятию патриотического духа и толерантного отношения ко всем членам мирового сообщества.

Чтобы иноязычное образование не становилось инертным, необходимо к классическим методам обучения добавлять активные методы (именно добавлять, а не заменять одни другими). Для реализации аксиологического подхода есть большое количество подобных методов организации занятий, например: метод проектов, case-study, телеконференция, семинар-конференция, микропреподавание, дискуссия-пирамида, экскурсия по Интернету. Стоит отметить, что использование компьютерных технологий пронизывает все перечисленные методы обучения и это является вполне закономерным для уровня современного российского образования. Активные методы обучения должны иметь аксиологическую направленность, что, например, всецело реализуется в методе case-study, в котором главная задача преподавателя - описать конкретную аксиологически направленную проблемную ситуацию, а задача магистрантов - осмыслить проблему и предоставить варианты ее решения.

Коллективное взаимодействие является главной составляющей всех перечисленных приемов и форм организации занятий.

Для продуктивного обмена мнениями между магистрантами можно прибегнуть к приему «дискуссия-пирамида», который позволяет учесть мнение каждого студента.

Один и тот же проблемный вопрос аксиологической направленности обсуждается в группах из двух, четырех, восьми человек, а затем во всей группе студентов, преподаватель же направляет дискуссию в нужное русло. Магистранты получают возможность самостоятельно искать пути решения проблемы, рассуждать на

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Тюнякин А. И. Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения иноязычному общению будущих магистров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (иностранные языки)

на основе аксиологического подхода

иностранном языке, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнениями своих коллег или опровергать их.

Воспитательная ценность выбранных активных методов обучения заключается в том, что магистранты, во-первых, на практике проверяют свои профессиональные способности, осознают значимость профессии преподавателя, а во-вторых, у магистрантов формируется ценностное отношение к жизни в современном социуме.

Ориентация процесса образования на решение аксиологических задач как одно из условий подразумевает: четкое определение целей обучения, как преподавателем, так и студентом; мотивированность студентов к обучению; положительное отношение к обучению в общем и к иноязычному общению в частности. Для успешной реализации аксиологического подхода процесс обучения должен быть направлен не только на развитие профессиональных навыков будущих магистров, но и на их ориентацию в мире ценностей как родной так и мировых культур. Такой подход помогает будущему магистру открывать саму суть человеческих отношений, жизни в социуме, важности постоянного самосовершенствования, что приводит к самоидентификации в профессиональном плане.

Библиографический список

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для высш. учеб. пед. заведений. М.: Академия, 2003.

Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. 84 с.

Тюнякин А.И. Сущность и содержание понятия аксиологический подход применительно к процессу подготовки будущих магистров по направлению 050100 Педагогическое образование (иностранные языки) // Преподаватель XXI век. 2014. Т. 1. № 4. С. 142-148.

Тарасюк. Н.А. Формирование эвристических умений в процессе

профессиональной подготовки магистров педагогического образования на основе проблемно-деятельностного подхода (на примере магистерской программы «языковое образование. иностранные языки») // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2012. №4(24) Ч.1. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/027-028.pdf (дата обращения: 14.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.