УДК 378
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. Воробьева
В статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности методики формирования социальной компетенции будущих магистров педагогического образования. Описываются основные этапы и задачи эксперимента. Выделены критерии и уровни сформированности социальной компетенции
Ключевые слова: социальная компетенция, опытно-экспериментальное обучение, магистры педагогического образования
Для проверки эффективности предлагаемой модели формирования социальной компетенции у будущих магистров педагогического образования была проведена опытно-экспериментальная работа на факультете иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» путем экспериментального обучения, осуществляемого в течение трех лет в три этапа. Опытно -экспериментальное обучение проводилось у магистрантов 1 и 2 года обучения в процессе преподавания дисциплин «Инновационные технологии в лингводидактике» и «Теория и практика профильного обучения».
Первый этап (2011 - сентябрь 2012) -разработка диагностического инструментария для оценки сформированности социальной компетенции будущих магистров педагогического образования и определение исходного уровня данной компетенции на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Задачи
констатирующего этапа: 1) проведение контрольных срезов занятий по дисциплинам «Инновационные технологии в лингводидактике» и «Теория и практика профильного обучения» на основе традиционного учебно-методического обеспечения и проверка эффективности существующих видов занятий с точки зрения реализации целей
Воробьева Валентина Андреевна - Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 им. А. Невского (г. Курск), учитель;КГУ, соискатель, e-mail: [email protected]
формирования социальной компетенции; 2) разработка рекомендаций по возможному совершенствованию традиционных форм организации занятий по дисциплинам «Инновационные технологии в лингводидактике» и «Теория и практика профильного обучения» на основе разработанного автором учебно -методического обеспечения.
Второй этап (2013-2014 гг.) - формирующий этап эксперимента, предусматривающий апробацию экспериментальной программы обучения по дисциплине «Деловой английский язык» для магистрантов педагогического образования, направленной на развитие социальной компетенции, в котором принимали участие 140 магистрантов Курского Государственного Университета. Задачами основного этапа являются: 1) апробация инновационных форм организации занятий по иностранному языку, направленных на формирование социальной компетенции и проверка эффективности данных форм организации занятий с точки зрения формирования социальной компетенции, а именно определение степени сформированности составляющих социальной компетенции, умения анализировать социальный аспект взаимодействия в представленных ситуациях общения и соотносить их с собственным речевым поведением, 2) проверка теоретических положений на практике путем применения соответствующего учебно-методического обеспечения, направленного на формирование социальной компетенции, 3)
проведение корректировки учебно-методического обеспечения с учетом опыта практической работы.
Третий этап (2014 г.) - обработка и интерпретация результатов опытно -
экспериментальной работы, включающей определение эффективности реализованной в рамках эксперимента технологии формирования социальной компетенции будущих магистров. Задачи итогового этапа следующие: 1) обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментальной работы; 2) оформление теоретических и практических результатов исследования.
Основные задачи опытно-экспериментальной работы являлись:
1) проверить выработанные на основе теоретического анализа педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетенции магистрантов на практике;
2) апробировать различные формы учебных заданий, представленных в технологии формирования социальной компетенции будущих магистров, определить их эффективность;
3) определить динамику развития основных критериев и показателей сформированности социальной компетенции будущих магистров, а также провести статистическое подтверждение полученных результатов.
На основе модели формирования социальной компетенции были выделены следующие критерии: мотивационный, операционально-деятельностный и рефлексивно-аналитический. И далее на основе данных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности социальной компетенции: низкий, средний и высокий.
На низком уровне у студентов возникают трудности в реализации своих намерений в профессиональных социальных контекстах, связанные с недостаточным знанием лексики, передающей социальный аспект коммуникации, большим количеством грамматических ошибок при выражении социальной ориентированности высказывания, недостаточным знанием
социокультурных особенностей коммуникации, непонимания ситуации общения и т.д.
Средний уровень характеризуется более высоким уровнем ответственности студента за свои действия, профессиональной мотивации к решению
профессиональных задач в общении, допускаемые грамматические и лексические ошибки не препятствуют передаче социального аспекта общения. Студенты пытаются учитывать контекст и социальные особенности ситуации общения, однако делают это не достаточно хорошо.
Высокий уровень развития социальной компетенции предполагает способность студента выражать свою собственную позицию в условиях профессиональной коммуникации с целью решения профессиональных задач посредством применения адекватных ситуации лингвистических средств, с учетом социальных особенностей общения, с помощью привлечения междисциплинарных знаний. Студентов отличает высокая мотивация к приобретению навыков коммуникации в условиях учебной деятельности, чтобы впоследствии применять его активно в деятельности профессиональной с различными субъектами профессионального взаимодействия.
Все три уровня связаны между собой и каждый последующий включает в себя естественным образом предыдущий.
Диагностический инструментарий,
используемый в ходе опытно-экспериментальной работы, состоит из двух блоков.
Первый блок - опросные методы, посредством которых определяется уровень сформированности социальной компетенции по ряду показателей: владение лингвистическими умениями иноязычного общения, необходимыми для передачи социального аспекта общения; умение использовать средство прагматики общения для передачи его социальной направленности (прагматические умения); знания национально-культурных и социальных особенностей страны изучаемого языка (социокультурные умения) для построения общения в процессе передачи социального аспекта профессиональной коммуникации.
Второй блок - психодиагностические методы, посредством которых определяются личностные изменения, свидетельствующие о более высоком уровне профессионально-личностной составляющей социальной компетенции будущих магистров, о формировании субъектной позиции в ходе профессионального общения, представленной профессиональными компетенциями.
В целях диагностики мотивационной сферы магистрантов было проведено анкетирование, определяющее мотивацию и отношение обучающихся к передаче социального аспекта общения.
Уровень сформированности ценностных ориентаций (социальные ценности) был установлен с помощью методики определения ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированный к возрастным особенностям студентов.
При определении рефлексивного критерия социальной компетенции проводилось
анкетирование и беседы со студентами, им предлагалось проанализировать ситуацию социального общения на иностранном языке и дать оценку поведению участников.
При определении операционно-
деятельностого критерия обучающимся
предлагалось построить высказывание на основе предлагаемой социально-ориентированной ситуации на иностранном языке. При этом особое внимание уделялось формированию у студентов умения использовать лексико-грамматические средства, передающие социальные аспект общения, а также социокультурные знания, необходимые будущим магистрам для осуществления их профессиональной деятельности.
В ходе опытно-экспериментального обучения проверялась система заданий, направленных на формирование социальной компетенции в процессе подготовки будущих магистров педагогического образования. Констатирующий этап эксперимента показал несформированность критериев социальной компетенции, поэтому студентам были предложены следующие типы заданий.
Задания на осознание и дифференциацию социальных моделей общения будущих магистров с различными субъектами образовательного процесса (с представителями зарубежных образовательных организаций, фондов и т.д.).
Задания на составление ассоциограмм на основе ситуаций общения, отражающих нормы социального поведения в различных социокультурных профессиональных ситуациях по темам: «РоБзМеРгоЫетзшЗоааЮоттитсайоп», «Соттитсайоп-т^оааПуВеАаеШСЫИгеп», «РгоЫетоЙеи^ет^пМиШпайопаЮазБ».
Задания на основе проектировочной деятельности, отражающей способность обучающихся представлять социальные ценности, например, спроектировать возможные модели общения с различными социальными партнерами в постоянно меняющихся ситуациях (ситуации профессиональной конкуренции, социальное взаимодействие с учащимися старших классов, старшими коллегами, с родителями обучающихся и т.д.).
Аналитические задания на основе ситуаций общения, предусматривающие построение аналитических высказываний, характеризующих отношение к социальным моделям поведения в процессе профессиональной коммуникации магистра с социальными партнерами.
Результаты итоговой диагностики показали, что у обучающихся значительно повысилась мотивация к осуществлению социального взаимодействия, студенты имеют представления о социальных ценностях и соответствующие качества личности, умения анализировать эстетику общения на основе изучения иностранного языка, повысился уровень коммуникативных умений и уровень социокультурных умений.
Алгоритм технологии, положенной в основу реализации модели формирования социальной компетенции у будущих магистров педагогического образования в рамках преподавания дисциплины «Деловой английский язык» предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:
1) мотивационно-стимулирующего, предполагающего создание необходимой духовно-нравственной среды на основе использования средств проблемно-деятельностного подхода страны изучаемого языка;
2) информационного, направленного на снятие социальных трудностей восприятия; в процессе общения в условиях глобализации и взаимодействия различных языков и культур;
3) аналитического, связанного с анализом социальных проблем, отраженных в ценностной, культурологической составляющей иноязычного образования;
4) этапа актуализации, предусматривающего вовлечение обучающихся в совместную деятельность по овладению духовно-нравственными ценностями, нашедшими отражение
в социокультурном аспекте, а также организацию общения на родном и иностранном языках с целью воздействия учителя на духовно-нравственную сферу личности студента-магистранта;
5) продуктивного, предполагающего построение учащимися модели социального поведения в определенном социокультурном контексте и соотнесение усвоенных моделей взаимодействия с собственным опытом обучающихся, в результате чего происходит обогащение ценностно-смысловой сферы личности студентов-магистрантов и, как следствие, - развитие личностных качеств обучающихся;
6) творческого, наиболее полно реализующего интегративные связи различных видов деятельности (общественной, духовной, этической, культурной, патриотической, гуманитарной) и предусматривающего создание самими обучающимися творческого продукта (например, проект «Особенности социального взаимодействия» подбор информации), дополненного коммуникативным продуктом (высказыванием, сообщением, выражением собственного мнения и т.д.);
7) аналитико-оценочного, представляющего собой анализ и оценку обучающимися созданного творческого продукта на основе работы с источника отражающими национальные и мировые ценности духовной культуры, доступные их пониманию с помощью использования средств иностранного языка.
Результаты опытно -экспериментального обучения свидетельствуют о значительной позитивной динамике в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.
Таблица 1.
Динамика критериев сформированности социальной компетенции будущих магистров педагогического образования
деятельностн ый %
Рефлескивно-аналитически й 14/19,6 % 35/49%
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) магистр) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97654/
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Просвещение, 2005. - 239с.
3. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования - М.: Просвещение, 2000. - 172с.
4. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования - М.: Просвещение, 1990 - 141с.
Общее
количеств
о Контрол Эксперимен
Критерии участнико ьная тальная
в опытно - группа группа
экспериме чел./% чел./%
нтальнои
работы
Мотивационн ый 140 35/49% 63/88,2%
Операционно 21/29,4 49/68,6%
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 им. А. Невского (г. Курск)
Курскийгосударственныйуниверситет
EXPERIMENTAL WORK ON CHECKING THE TECHNIQUE EFFICIENCY OF SOCIAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE MASTERS IN PEDAGOGICAL EDUCATION
V.A. Vorobyeva
The paper is devoted to the results of experimental work which was done in order to check the efficiency of methods of social competence forming with future masters of pedagogical education. The basic stages and aims of the experiment are described in the paper. The criteria of social competence were pointed out Key words: social competence, experimental education, masters of pedagogical education