УДК 378 ББК 74.5
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«социальная компетенция» будущего
МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСцИПЛИНЫ ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
I В.А. Воробьева
Аннотация. В статье раскрывается понятие социальной компетенции будущих магистров педагогического образования в рамках преподавания дисциплины «Деловой английский». Выделены сферы применения данной компетенции в профессиональной деятельности магистра, условия и особенности формирования данной компетенции. В статье представлена многоаспектная характеристика содержания понятия «социальная компетенция», раскрывается методический потенциал данного феномена, отражающего типичные виды деятельности будущего магистра педагогического образования, такие как образование, социальная сфера, культура. В данной статье автор проводит многоаспектный анализ содержания понятия «социальная компетенция будущего магистра педагогического образования» с позиции системного подхода, обеспечивающего комплексное видение социальной компетенции как важнейшей составляющей профессиональной деятельности магистра педагогического иноязычного образования через типичные ситуации, характерные для сферы преподавания иностранных языков в различных типах образовательных учреждений. Теоретическая значимость заключается в выявлении основных теоретических позиций, составляющих методологическую основу исследования проблемы формирования социальной компетенции в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения.
Ключевые слова: социальная компетенция, магистр образования.
essence and content of the concept "social competence" of master of science in education within teaching business english
I V.A. Vorobyeva
Abstract. The article reveals the concept of social competence of future Masters of science in education in the framework of teaching Business English. The spheres of using of this competence in master's professional activity, conditions and peculiarities of forming of this competence are pointed out.
The article presents a multidimensional characteristic of the content of the concept of "social competence" and reveals the methodological potential of this phenomenon, reflecting the typical activities of the future master of pedagogical education, such as education, social services, culture.
The author conducts a multifaceted analysis of the content of the concept of social competence of the future master of science in education from the perspective of a systematic approach that provides a comprehensive vision of social competence as an essential component of professional activity of masters of foreign language education through the situations which are typical for the field of teaching foreign languages in various types of educational institutions.
The theoretical significance of the article is in identifying the main theoretical positions that constitute the methodological basis of research of problems of formation of social competence in implementing the new state standards of higher professional education.
Keywords: social competence, Master of Science in Education.
140
В настоящее время основой образовательной политики и построения новой образовательной парадигмы стал компетентностный подход, который нашел отражение в таких документах о российской системе образования, как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Стратегия модернизации содержания общего образования, Концепция модернизации российского образования.
Основной задачей всех гуманитарных наук в этой области, безусловно, является выявление главных или ключевых компетенций, их
сущности и роли в жизни человека. Несомненно, основой жизнедеятельности человека в обществе как существа социального является его социальная компетенция, так как вся человеческая деятельность неразрывно связана с общением, взаимодействием и взаимопониманием с социумом и его отдельными представителями. Социальная компетенция играет одну из ведущих ролей в ситуациях, где происходит взаимодействие. Часто именно недостаточная сформированность этой компетенции ведет к неудачам в коммуникативном процессе, педагогической
деятельности, в управлении педагогическим процессом.
Социальная компетентность специалистов сферы образования является основой успешной профессиональной деятельности, поэтому правильная трактовка данного понятия становится важной для эффективной организации процесса профессиональной подготовки специалистов данной области [1].
В настоящее время понятие «социальная компетенция» используется довольно широко, так как она включает в себя несколько составляющих и связана с различными областями знаний, например, с социологией, педагогикой, психологией и методикой. При широкой трактовке данного понятия в него включают различные личностные качества от терпимости и эмпатии до способности к коммуникации и творчеству.
На сегодняшний момент сложилась достаточная научная база, являющаяся основой исследования данной проблемы. Так, в психологии данное понятие рассматривали В.Э. Уайт, в социальной психологии К.Х. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, в отечественной психологии — А.В. Брушлинский, А.А. Бо-далев, в педагогике — Е.А. Суслова и Н.Н. Ершова.
В социологии уделяется особое внимание данной компетенции как инструменту, помогающему эффективно устанавливать контакт в процессе взаимодействия с другими людьми для достижения собственных целей. Социальная компетенция в этом смысле отражает степень конструктивности индивида как субъекта социального взаимодействия и его готовности к данному взаимодействию.
Психологические аспекты функционирования социальной компетенции заключаются в способности реализовать систему взаимоотношений между общающимися с разными интересами, мотивациями; в способности принимать участие в разнообразных (порой довольно сложных) межличностных отношениях.
В педагогическом плане социальная компетенция рассматривается как важное профессиональное качество педагога, как способность взаимодействовать с обучающимися, родителями, социальными партнерами и многими другими участниками образовательного процесса [2].
Однако в рамках методики преподавания иностранных языков проблема социальной компетенции еще не получила должного освещения в научных исследованиях. К сожалению, в современном образовании формирование социальной компетенции не носит целенаправленного и научно обоснованного характера.
С точки зрения методики социальная компетенция является важ- ... ным компонентом, так как она (соци- I4' альная компетенция) важна, например, при изучении курса «Деловой иностранный язык», который подразумевает не только усвоение студентами предметных знаний и умений, формирование у них соответствующих психологических и психологических способностей и свойств, но и освоение будущими педагогами социального опыта, освоение социальных условий образовательного процесса, овладение в обучении социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, способствующими установлению деловых отношений с различными деловыми партнерами.
142
При изучении курса «Деловой иностранный язык» важен тот факт, что социальная компетенция не формируется обособленно. Она тесно связана с коммуникативной компетенцией и такими ее составляющими, как лингвистическая компетенция, прагматическая компетенция, социокультурная компетенция, дискурсивная компетенция и социолингвистическая компетенция.
Проявление социальной компетенции мы можем наблюдать во всех областях профессиональной деятельности, характерной для будущих магистров: в образовании,в социальной сфере, в культуре.
Согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование (квалификация) степень «магистр») обучающиеся должны быть подготовлены к решению профессиональных задач в педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской сферах [3]. А именно будущий магистр должен уметь организовать взаимодействие с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными, искать и находить новых социальных партеров, включаться во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся при решении актуальных исследовательских, управленческих, научно-методических задач.
Таким образом, становится очевидной важность формирования социальной компетенции у магистрантов. Работая в различных социальных учреждениях (методические центры, вузы, ссузы, детские обра-
зовательные отечественные и зарубежные центры, лицей и гимназии, научно-исследовательские центры, центры иноязычного образования), магистр педагогического образования так или иначе вступает во взаимодействие с различными группами социальных партнеров, такими как:
1) непосредственные участники педагогического процесса (ученики, студенты, родители, другие преподаватели, ученые);
2) научные партнеры (отечественные и зарубежные центры и институты, отделы/министерства образования, университеты при организации сотрудничества/кураторства);
3) прочие (учреждения здравоохранения, культуры и средств массовой информации и т.д.).
Во всех случаях необходимой составляющей взаимодействия и взаимопонимания участников общения является социальная компетенция, то есть способность к успешному осуществлению социального партнерства в различных видах деятельности (образовательной, научной и т.д.)
Из всего вышеперечисленного становится очевидным, что социальная компетенция проявляется во всем социокультурном пространстве человека, где мы наблюдаем взаимодействие, сотрудничество, совместную деятельность, партнерство. Именно в этом контексте проверяется уровень сфор-мированности как социальной компетенции, так и наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, например, эмпатии, толерантности, эмоциональной устойчивости, открытости, альтруизма, сохранения профессионально-ролевой дистанции.
Для формирования социальной компетенции магистранта необхо-
дим также и соответствующий образовательный процесс, то есть он должен быть направлен на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих компетенции в социально-педагогической деятельности. Необходимо создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности магистрантов. Основным фактором, определяющим целенаправленное формирование и функционирование социальной компетенции, является деятельность, активность магистранта. Весь образовательный процесс подготовки магистра педагогического образования должен носить коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. И содержание образования должно отбираться из контекста будущей социальной деятельности, с которой придется столкнуться магистрам. Так, в рамках курса «Деловой английский язык» можно использовать интерактивный подход, имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки для формирования не только языковых знаний и умений, но и для овладения новым социальным опытом, социальными ролями, нормами, мотивами.
В настоящий момент организация образовательного процесса состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования у магистранта опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, деловых, организационных, управленческих, социальных и иных проблем. И говоря о социальном опыте, нельзя не упомянуть о его разнообразии, видах и уровнях. Выделяют такие виды
социального опыта, как репродуцируемый в обучении и реальные социальные отношения между коммуникантами. Среди уровней социального опыта можно назвать: научный опыт; опыт, привносимый педагогом и обучаемыми; опыт, вырабатываемый непосредственно в процессе обучения и через него. Гармоничное сочетание и интеграция всех видов и уровней социального опыта является одним из условий успешного формирования социальной компетенции у обучающихся.
Все компетенции в целом и социальная компетенция в частности определяются не только объемом знаний, но и умением их эффективно использовать при решении актуальных проблем, рассматривать ситуации с позиции современных научных парадигм, использовать научный аппарат и технологии при решении научно-методических и практических проблем.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить важность дальнейшего изучения этой проблемы, совершенствования системы педагогических и организационных условий, позволяющих магистрам педагогического образования успешно осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Кроме того, исследования социальной компетенции могут быть расширены и направлены на стимулирование и измерение данной компетенции.
список источников
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биктагирова, Г.Ф. Формирование социальных компетенций студентов педагогических специальностей и направлений [Текст] / Г.Ф. Биктагирова // Современные
143
ВЕК
проблемы науки и образования. - 2011. -№ 4. - С. 39-45.
2. Колычева, З.И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberlenmka.ra/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svete-modemiza tsii-obrazovaniya (дата обращения: 23.10. 2013).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) магистр) [Электронный ресурс]. - URL: http: / / www.garant .ru/products/ipo/prime/ doc/97654/ (дата обращения: 28.10.13).
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод.пособие [Текст] / В.И. Байденко // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2006. - 72 с.
REFERENCES
1. Biktagirova G.F., Formirovanie socialnyh kompetencij studentov pedagogicheskih spe-cialnostej i napravlenij, Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija, 2011, No. 4, pp. 39-45.
2. Kolycheva Z.I., Socialnaja kompetentnost pedagoga v svete modernizacii obrazovanija, available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedago-ga-v-svete-modernizatsii-obrazovaniya (accessed: 23.10.13).
3. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifkacija (stepen) magistr), available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/97654/ (accessed: 28.10.13).
4. Zimnjajal.A., Kljuchevye kompetencii - no-vaja paradigma rezultata obrazovanija, Vysshee obrazovanie segodnja, 2003, No. 5, pp. 34-42.
5. BajdenkoV.I.,Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektirovanija GOS VPO novogo po-kolenija: metod. posobie, in: Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki special-istov, 2006, 72 p.
144
Воробьева Валентина Андреевна, соискатель, кафедра методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, [email protected] Vorobyeva V.A., Post-graduate Student, Foreign Language Teaching Methods Department, Kursk State University, [email protected]