УДК 800: 372.8
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
«ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ)»)
© 2013 Л. А. Станова
преподаватель каф. английского языка e-mail: [email protected]
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко
Данная статья описывает основные результаты экспериментального исследования, посвященного проблеме формирования методической компетенции будущего магистра педагогического образования в сфере иноязычного образования.
Ключевые слова: результаты экспериментальной работы, магистранты,
методическая компетенция.
Современная стратегия образования направлена на подготовку компетентных кадров, которые должны адекватно ориентироваться во всех сферах современного образования и активно взаимодействовать со всеми участниками учебновоспитательного процесса. Целью модернизации системы образования является переход к обществу нового типа с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры [Тарасюк 2000:5]. Достижение данной цели требует разработки новых моделей образования, одной из которых является модель формирования методической компетенции на основе применения проблемномодульной технологии. Эффективность указанной модели проверялась в ходе опытноэкспериментальной работы. Практические аспекты реализации указанной модели формирования методической компетенции магистрантов педагогического образования и проблемно-модульной технологии как ее важнейшей составляющей в условиях реализации стандартов ФГОС потребовали детальной разработки гипотезы планируемого исследования, которая состояла в том, что процесс формирования методической компетенции у будущих магистров педагогического образования на основе проблемно-модульной технологии будет эффективным, если:
- методическая компетенция будет выступать в качестве приоритетной по отношению к другим видам компетенций;
- разработка модели формирования методической компетенции у будущего магистра педагогического образования будет происходить с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности в различных видах учреждений сферы иноязычного образования (лицеи, гимназии, профильные классы, среднее профессиональное образование, методические центры);
- процесс формирования методической компетенции на основе проблемно-модульной технологии направлен на развитие индивидуальной образовательной траектории у будущего магистра педагогического образования;
- процесс реализации модели формирования методической компетенции у будущего магистра педагогического образования будет построен и будет функционировать как системно организованный и дифференцированный процесс, основанный на интеграции различных модулей:
• модуля дисциплин общепрофессионального цикла («Современные проблемы
науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Теория и практика профильного обучения», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инновационные процессы в
образовании», «Проектирование содержания предметного образования в условиях реализации ФГОС»);
• модуля дисциплин специального цикла ( «Теория овладения иностранным
языком», «Методы интерпретационного анализа иноязычного текста»,
«Инновационные технологии в лингводидактике», «Функционально-
коммуникативное моделирование в обучении иностранным языкам», «Иностранный язык (профессиональный уровень)», «Технология переводов профессиональных текстов», «Методы лингвистического анализа»,
«Лингвистическая семантика», «Теория и практика межкультурной
коммуникации», «Научная коммуникация на иностранном языке»);
• модуля дисциплин по выбору («Методика преподавания иностранного языка в вузе», «Когнитивные аспекты развития методической компетенции», «Типология текстов», «Психолингвистика»;
• модуля научно-исследовательской работы (научно-исследовательской работа в семестре, научно-исследовательская практика, написание курсовых проектов, написание магистерской диссертации );
• модуля педагогической практики.
Путем опытно-экспериментального обучения нам предстояло решить следующие задачи:
- охарактеризовать возможности проблемно-модульной технологии в формировании методической компетенции;
- разработать и экспериментально проверить технологию формирования методической компетенции у будущего магистра педагогического образования на основе проблемномодульной технологии;
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:
констатирующий, формирующий и итоговый. С сентября 2007 г. по июнь 2013 г. в опытно-экспериментальной работе приняли участие 130 магистрантов факультета иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Курский государственный университет», а также 150 обучающихся вузов и профильных классов гимназий г. Курска.
В 2007/2008, 2008/2009, 2009/2010 учебных годах был проведен
констатирующий этап, в котором приняли участие 65 магистрантов педагогического образования. Его задачами были:
- разработка плана проведения эксперимента;
- определение эффективности существующей модели подготовки магистра педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)»);
- раскрытие трудностей в учебном процессе;
- определение исходного уровня всех выявленных критериев (уровень развития методического мышления, способность решать профессиональные задачи, мотивационно-ценностное отношение к овладению профессиональной деятельностью в сфере иноязычного образования) эффективности существующей модели подготовки магистра педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)»). Номенклатура показателей всех указанных критериев указана в таблице 1.
Станова Л. А. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности технологии формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)»)
Таблица 1
Показатели и критерии эффективности модели подготовки будущих магистров
педагогического образования в сфере иностранных языков
№ Критерии Показатели
1 Уровень развития методического мышления Уровень развития аналитического мышления
Широта ассоциативных связей
2 Способность решать профессиональные задачи Методические знания и умения
Индивидуально-творческие способы выполнения профессиональной деятельности
3 Мотивационно-ценностное отношение к овладению профессиональной деятельностью в сфере иноязычного образования Мотивация к профессиональной деятельности
Профессионально-ценностные ориентации
С целью определения первого критерия, первым показателем которого являлся уровень развития аналитического мышления, магистрантам было предложено провести анализ урока иностранного языка по методической схеме. С целью определения второго показателя указанного критерия — широта ассоциативных связей — магистрантам предлагалось составить конспект урока по иностранному языку с учетом уровня подготовки обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для определения второго критерия, первым показателем которого являлся показатель «методические знания и умения», магистрантам был предложен тест на уровень владения методическими знаниями, а также от них требовалось провести этап урока (микро-преподавание) в соответствии с учетом уровня подготовки обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. Для определения второго показателя данного критерия «индивидуально-творческие способы выполнения профессиональной деятельности» магистрантам было предложено проанализировать уроки и предложить возможные способы преодоления возникших в ходе проведения урока трудностей, а также разработать авторский конспект урока.
Для определения третьего критерия, первым показателем которого являлся показатель «профессионально-ценностные ориентации» была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича, которая была адаптирована применительно к целям данного исследования (см.:[Методика...]). В соответствии с указанной методикой была разработана анкета, которая требовала от респондентов проранжировать две основных категории ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Респондентам было необходимо указать ценности в порядке их важности. В списке терминальных ценностей были указаны следующие: активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание,
продуктивная жизнь, развитие, развлечение, свобода, творчество, уверенность в себе. Список инструментальных ценностей включал в себя следующее: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе, непримиримость к недостаткам в других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость, чуткость, широта взглядов, эффективность в делах.
Для определения третьего критерия, вторым показателем которого являлся показатель «мотивация к профессиональной деятельности» в сфере иноязычного образования, магистрантам была предложена анкета.
Анкета
1. Группа №
2. Фамилия, имя
3. Успеваемость
а) по дисциплине «Иностранный язык»
б) по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков»
4. Что побуждает вас изучать методические дисциплины?
а) дисциплины входят в учебную программу университета
б) дисциплины необходимы для прохождения педпрактики
в) для осуществления профессионального общения с представителями профессионального сообщества
г) для удовлетворения профессиональных целей (престиж, карьера, профессиональный интерес)
д) для удовлетворения личной заинтересованности
е) для удовлетворения материальных потребностей
ж) для удовлетворения научно-исследовательских потребностей
5. С желанием ли вы приступили к изучению методических дисциплин?
а) да
б) нет
6. Как обстоят дела теперь?
а) учить хочу и учу с прежним интересом
б) учить хочу, стало еще интересней
в) учить не хочу, не интересно
7. В какой сфере иноязычного образования вы бы хотели работать в будущем?
а) дошкольные детские учреждения
б) начальная школа
в) средняя школа
г) высшие учебные заведения
д) лингвистические гимназии
е) обучение взрослых для профессиональных целей
8. Считаете ли вы необходимым непрерывно совершенствовать вашу методическую компетенцию?
9. Насколько вы считаете себя подготовленным для осуществления дальнейшей деятельности в сфере иноязычного образования? Оцените себя по 5балльной системе.
10.Возможно ли преподавание иностранного языка в современных условиях
без владения методическими знаниями и умениями?____________________________________
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что более 50% магистрантов испытывали трудности при проведении анализа урока и при составлении собственного конспекта урока с учетом уровня подготовки обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Более 60% магистрантов испытывают трудности в преодолении методических проблем в процессе микропреподавания. Около 40% магистрантов могли спонтанно предложить необходимые способы решения методических проблем, возникших в ходе преподавания.
Результаты, полученные после использования методики ценностных ориентаций М. Рокича, свидетельствуют о том, что в качестве приоритетных терминальных
Станова Л. А. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности технологии формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)») ценностей (ценности-цели) магистранты на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы выделяли следующие: материально обеспеченная жизнь, развлечение, уверенность в себе. В качестве приоритетных инструментальных ценностей (ценности-средства) магистранты на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы выделяли следующие: высокие запросы, жизнерадостность, рационализм, непримиримость к недостаткам в других.
В процессе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была апробирована модель формирования методической компетенции магистрантов педагогического образования и проблемно-модульная технология как ее важнейшая составляющая в условиях реализации стандартов ФГОС.
Проблемно-модульная технология подготовки будущих магистров педагогического образования в области иностранных языков характеризуется как полисубъектное диалогическое взаимодействие, в котором реализуется совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями; обратные связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов, обеспечивающих перевод субъектов образовательного процесса в новое качественное состояние — режим непрерывного профессионально-личностного саморазвития, направленности на обогащение индивидуального опыта самостоятельной деятельности.
Модульная технология включает следующие этапы: проблематизация;
актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта научноисследовательской деятельности; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий; самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения учебной деятельности, их презентация; оценка качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценка.
Эффективность проблемно-модульной технологии обучения будущих магистров педагогики достигается комплексом педагогических условий:
- развитие образовательно-индивидуальной траектории;
- развитие профессиональной мотивации;
- интеграция учебной, самостоятельной, научно-исследовательской и
профориентационной деятельности.
Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что более 80% магистрантов не испытывали трудности при проведении анализа урока и при составлении собственного конспекта урока с учетом уровня подготовки обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Более 80% магистрантов успешно использовали методические приемы преодоления возникающих трудностей в преподавании. Они могли спонтанно предложить необходимые способы решения методических проблем, возникших в ходе преподавания.
Результаты, полученные после использования методики ценностных ориентаций М. Рокича, свидетельствуют о том, что в качестве приоритетных терминальных ценностей (ценности-цели) магистранты на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы выделяли следующие: интересная работа, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь, познание, развитие, творчество. В качестве приоритетных инструментальных ценностей (ценности-средства) магистранты на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выделяли образованность, ответственность, рационализм, непримиримость к недостаткам в себе, терпимость, широту взглядов, эффективность в делах.
Сравнительно-сопоставительный анализ результатов, полученных в контрольных и экспериментальных группах, свидетельствует о более высокой динамике показателей в экспериментальных группах (табл. 2).
Таблица 2
Критерии Показатели Изменение показателя
Контрольная группа Экспериментальная группа
Методическое мышление Уровень развития аналитического мышления 3% 35%
Широта ассоциативных связей 8% 40%
Способность решать профессиональные задачи Методические знания и умения 8% 38%
Индивидуальные творческие способы выполнения профессиональной деятельности 6% 31%
Мотивационно-ценностное отношение к овладению профессиональной деятельностью в сфере иноязычного образования Мотивация к профессиональной деятельности в сфере иноязычного образования 5% 38%
Профессионально-ценностные ориентации 8% 38%
Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели формирования методической компетенции магистрантов педагогического образования и проблемно-модульной технологии как ее важнейшей составляющей в условиях реализации стандартов ФГОС свидетельствуют об эффективности разработанной модели по всем критериям и показателям.
Библиографический список
Методика «Ценностные ориентации» Рокича // Psylab. Энциклопедия психодиагностики [Сайт]. URL: http: //www.psylab.info/ЦО Рокича (дата обращения: 12.02.2013).
Тарасюк Н. А. Теоретические основы методики обучения выразительности речи: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М: Прометей, 2000. 131 с.