УДК 800:372.8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Лидия Александровна СТАНОВА
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова, преподаватель кафедры английского языка, e-mail: Lidia-em@rambler.ru © Наталья Александровна ТАРАСЮК Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, е-mail: d21210401@mail.ru
Представлены основные составляющие модели формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования: цель, принципы, подходы, средства обучения, технология, критерии и показатели оценки эффективности данной модели.
Ключевые слова: методическая компетенция; цели; принципы; подходы; средства обучения; технология; критерии и показатели оценки эффективности.
Данная статья посвящена разработке модели формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)», которая должна отражать в себе и воспроизводить структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами, входящими в состав методической компетенции.
Процесс формирования методической компетенции требует учета основных подходов, принципов обучения и разработки специальной технологии, предусматривающей реализацию поэтапного алгоритма учебных действий в ходе выполнения специальной системы упражнений, при соблюдении определенных педагогических условий.
Теория построения модели начинается с обоснования ведущих подходов и принципов формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования в сфере иностранных языков.
Важнейшими подходами для данного исследования представляются компетентност-ный, интегративный, проблемно-деятельностный и коммуникативный. Среди указанных подходов приоритетное место отводится интегративному подходу. Реализация интегративного подхода в процессе формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования в сфере иностранных языков проявляется в пер-
вую очередь во взаимосвязи и взаимодействии всех образовательных модулей: модуля дисциплин общепрофессионального цикла, модуля дисциплин специального цикла, модуля научно-исследовательской работы и модуля педагогической практики. Интегративные связи способствуют формированию мотивации, развитию аналитического мышления, расширению социокультурного и профессионального кругозора и формированию профессиональных и коммуникативных умений и навыков.
Среди ведущих принципов формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования «Языковое образование (иностранные языки)» выступают принципы модульности, профессиональной педагогической направленности, динамической мотивации, индивидуализации.
Принцип модульности в системе профессиональной подготовки направлен на главную цель - на формирование профессиональной готовности. Принцип модульности определяет динамичность и мобильность функционирования системы. Реализация принципа модульности проявляется во взаимодействии основных подсистем профессиональной подготовки теоретической, практической, а также подготовки к ведению внеаудиторной работы. Применение принципа модульности в процессе обучения способствует формированию мобильности знаний и гибко-
сти метода, что является неотъемлемой частью методической компетенции.
Принцип профессиональной педагогической направленности предполагает, что дисциплины должны быть профессионально-направлены и обучающимся необходимо не только передать специальные знания, умения и навыки, но и создать условия для развития у магистрантов педагогического образования в сфере иностранных языков профессиональных личностных качеств (образованность, ответственность, рационализм, непримиримость к недостаткам в себе, терпимость, широта взглядов, активная деятельная жизнь, познание, развитие, творчество). Реализация данного принципа способствует глубокому пониманию обучающимися сущности своей будущей профессии.
Принцип индивидуализации обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень их способностей к учению [1].
Главное достоинство принципа индивидуализации при формировании методической компетенции будущих магистров педагогического образования в сфере иностранных языков на основе применения проблемномодульной технологии - возможность переставлять модули, адаптировать содержание, темпы и методы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, контролировать все его действия в ходе решения конкретных задач, своевременное внесение коррективов в деятельность обучающихся и педагога.
Принцип формирования динамической мотивации в процессе формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования в сфере иностранных языков. В соответствии с данным принципом мотивация является основным, глубинным источником процесса формирования профессиональной готовности [2]. Динамика проявляется в развитии мотивов обучающегося, в непрерывной корректировке заданий, которые постоянно усложняются на более продвинутых этапах обучения [3].
Процесс формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования в сфере иностранных
языков основан на интеграции общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и направлен на решение следующих задач:
1) интеграцию видов профессиональной деятельности в процессе формирования методической компетенции (учебной деятельности, научно-исследовательской деятельности, педагогической практики);
2) развитие методического мышления магистрантов;
3) расширение методического кругозора магистрантов в сфере иноязычного образования на основе решения профессионально значимых задач;
4) развитие профессиональной мотивации;
5) развитие методических умений.
В содержание модели формирования методической компетенции входят 4 аспекта: 1) развивающий; 2) учебный; 3) познавательный; 4) воспитательный. Содержание аспектов представлено в табл. 1.
Технология организации работы на основе проблемно-модульного обучения - это система действий, операций, процедур и коммуникаций, которая имеет целевую установку на профессионально-личностное саморазвитие будущих магистров педагогики, предусматривает интеграционное единство индивидуально-ориентированных форм, методов и средств обучения, сотрудничество преподавателей и магистрантов в образовательной деятельности на основе сотворчества в научно-исследовательской деятельности по разработке научных проблем, педагогических проектов, направленных на эффективную реализацию индивидуальных образовательных маршрутов магистрантов [4].
Проблемно-модульная технология включает следующие этапы: проблематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта научно-исследовательской деятельности; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий; самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения учебной деятельности, их презентация; оценка качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценка.
Таблица 1
Содержание аспектов формирования методической компетенции будущих магистров педагогического образования в области иностранных языков
Аспекты формирования методической компетенции
Развивающий Учебный Познавательный Воспитательный
Методическое мышление; методическая наблюдательность; методическое воображение; лингвистические способности (способность имитации, дифференциации, догадки, антиципации); развитие профессиональной мотивации Методические знания о современных подходах методики преподавания иностранных языков, о современных методах методики преподавания иностранных языков, приемах, технологиях, принципах, средствах, понятиях и другие методические умения Расширение методического кругозора; овладение методическим опытом; овладение знаниями об особенностях методики преподавания иностранных языков в разных странах; знания о выдающихся методистах мира; знания о важнейших информационных источниках в сфере иноязычного образования Мотивационно-ценностные ориентации по методике М. Рокича: ценности-цели (интересная работа, активная деятельная жизнь, познание, развитие, творчество) и ценности-средства (образованность, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе, терпимость, широта взглядов, эффективность в делах)
Эффективность проблемно-модульной
технологии обучения будущих магистров педагогики достигается комплексом педагогических условий: развитие образовательноиндивидуальной траектории; развитие профессиональной мотивации; интеграция учебной, самостоятельной, научно-исследовательской и профориентационной деятельности.
Особое значение в разработанной модели уделяется средствам обучения, в качестве которых выступают методические упражнения. Все методические упражнения носят полифункциональный характер и направлены на формирование всех составляющих методической компетенции будущих магистров педагогического образования в области иностранных языков, а именно: овладение знаниями, овладение умениями, овладение опытом профессиональной деятельности, овладение профессиональной мотивацией к деятельности в сфере иноязычного образования.
В качестве содержательной основы для построения упражнений были избраны аутентичные журналы и издания, посвященные проблемам методики преподавания иностранных языков, которые создаются в Великобритании и США.
Предлагаемые упражнения были направлены на решение следующих задач:
- ознакомить обучающихся с основными направлениями в сфере языковой политики государства и методики преподавания иностранных языков;
- подготовить обучающихся к использованию инновационных технологий органи-
зации учебного процесса в сфере иноязычного образования;
- развить у обучающихся методическое мышление и педагогическую рефлексию как основу дальнейшего профессионального самосовершенствования в предстоящей методической деятельности;
- обеспечить обучающихся методическим инструментарием для решения учебных, воспитательных, познавательных и развивающих задач, типичных для сферы иноязычного образования;
- ознакомить обучающихся с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа занятий в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования;
- ознакомить обучающихся с критериями анализа современных отечественных и зарубежных УМК.
1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004.
3. Пассов Е.И. Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.
4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
Поступила в редакцию 4.02.2013 г.
UDC 800:372.8
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Lidiya Aleksandrovna STANOVA, Trans-Dniestr State University named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Republic of Moldova, Lecturer of English Language Department, e-mail: Lidia-em@rambler.ru
Natalya Aleksandrovna TARASYUK, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Foreign Languages Teaching Methodics Department, e-mail: d21210401@mail.ru
The description of the methodological competence formation model such as aims, approaches, principles, technology, criteria and indicators of efficiency of the model are presented.
Key words: methodological competence; aims; principles; approaches; means of education; technology; criteria and indicators of efficiency.