ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Л.А. Становая
84
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования методической компетенции будущего магистра педагогического образования в области иностранных языков. Автором определяется содержание понятия «методическая компетенция» и выделяются критерии ее сформированности.
Ключевые слова: методическая компетенция, магистр педагогики, проблемно-модульная технология.
Summary. This article deals with the investigation of the problem of methodological competence of a future master of pedagogical education in the field of foreign languages. It also determines the content of the term "methodological competence" and elaborates on the criteria of its formation.
Keywords: methodological competence, master of pedagogical education, problem and modular technology.
Модернизация высшего профессионального образования связана с развитием личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, обеспечением конкурентоспособности на рынке труда. Методическая компетенция будущего магистра педагогики обеспечивает успешность его профессиональной деятельности и тесно связана как с общекультурными, так и с профессиональными компетенциями. Без методической компетенции уровень подготовки выпускника не будет соответствовать требованиям.
Цель статьи заключается в том, чтобы представить теоретические и технологические аспекты формирования методической компетенции будущего магистра педагогики в условиях реализации Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
• охарактеризовать сущность и содержание понятия методической компетенции;
• определить критерии сформированное™ методической компетенции;
• представить основные положения технологии формирования методической компетенции у будущего магистра филологического образования.
В последнее десятилетие в России требования к результату высшего профессионального образования в силу целого ряда причин формулируются исключительно в категории компетенции/компетентности. Результаты образования, выраженные на языке компетенций, - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. И.А. Зимняя определяет компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [1, с. 38].
Сущность методической компетенции следует искать в сущности методики как науки, которая является наукой об адекватности определенных средств обучения определенным целям в определенных условиях. Методическая компетенция - это совокупность теоретических знаний в области методики преподавания иностранных языков и комплексных методических умений, обеспечивающих проектировочную, адаптационную, организационную, мотивационную, контролирующую и исследовательскую функции магистра педагогики в области иностранных языков. Методическая компетенция проявляется в учебной и профильно-ориентацион-ной работе, в научно-исследователь-
ской деятельности, в организации самостоятельной работы и учебно-педа-го гической практики.
Методическая компетенция магистра педагогики включает такие характеристики, как:
а) владение знанием о всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, приемах, о себе самом как о магистре педагогики (то есть когнитивный аспект);
б) готовность к проявлению методической компетентности (то есть мо-тивационный аспект);
в) опыт в виде освоенных приемов обучения в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (то есть поведенческий аспект);
г) отношение к профессиональной деятельности (то есть ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления методической компетентности;
е) методическое мышление и педагогическая рефлексия.
Выделяемые в составе методической компетенции лингвистический, психологический и педагогический компоненты подчиняются методике. Следовательно, задачами высшего учебного заведения являются:
• создать у обучающихся необходимую теоретическую базу для дальнейшей работы в различных учреждениях сферы иноязычного образования;
• ознакомить обучающихся с основными направлениями в сфере языковой политики государства и методики преподавания иностранных языков;
• подготовить обучающихся к использованию инновационных технологий организации учебного процесса в сфере иноязычного образования;
85
86
• развить у обучающихся методическое мышление и педагогическую рефлексию как основу дальнейшего профессионального самосовершенствования в предстоящей методической деятельности;
• обеспечить обучающихся методическим инструментарием для решения учебных, воспитательных, познавательных и развивающих задач, типичных для сферы иноязычного образования;
• ознакомить обучающихся с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа занятий в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования;
• ознакомить обучающихся с критериями анализа современных УМК и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы и условия обучения иностранному языку.
Методическая компетенция магистранта педагогики в области иностранных языков может формироваться в процессе пересечения различных областей деятельности (лингвистической, психологической, педагогической, методической), что приведет к формированию способностей специалиста выполнять свою деятельность на новом уровне.
Сформированность методической компетенции определяется следующими критериями: способность решать профессиональные задачи, развитие методического мышления, мо-тивационно-ценностное отношение к овладению профессиональной деятельностью в сфере иноязычного образования. Задача есть модель проблемы: каждая задача моделирует реальную проблему (решенную в науке или еще нет), сконструированную и
организованную в учебных целях, воспроизводя структуру и функции оригинала. Задачи могут быть разного уровня проблемности и предполагать разный уровень творчества. Профессиональные задачи характеризуются высокой динамикой, ярко выраженной профильностью, гибкостью и модульностью.
Модульность выступает как один из основных принципов формирования методической компетенции будущего магистра педагогического образования. Принцип модульности определяет динамичность и мобильность функционирования системы. При этом методическая компетенция может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в структуре более общей системы. Применение принципа модульности в процессе обучения способствует формированию мобильности знаний и гибкости метода, что является неотъемлемой частью методической компетенции.
Развитие методического мышления рассматривается методистами как важнейший компонент профессиональной подготовки магистранта педагогики. Методическое мышление есть относительно самостоятельная специфическая деятельность, которая является средством управления всеми действиями, на которых основана исследовательская и обучающая деятельность учителя, и тем самым оно служит необходимой предпосылкой осуществления этих действий [2, с. 62]. Объектом развития стали, в первую очередь, следующие базовые исследовательские действия: сравнение, абстрагирование, обобщение, группировка, классификация, систематизация, формулировка понятий, сужде-
ний, умозаключений, прогнозирование, построение доказательства.
При выделении мотивационно-цен-ностного критерия мы руководствовались определением: «мотивация - движущие силы поведения и деятельности человека, от которых зависит, как и в каком направлении будут использованы функциональные способности будущего специалиста, которые будут ему необходимы для совершенствования своей профессиональной подготовки» [3, с. 131]. Следовательно, наличие профессиональной мотивации не только побуждает личность к познавательной деятельности, но и выступает одним из сложных механизмов соотнесения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности.
По замечанию И.А. Зимней, формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах. Если принять во внимание, что компетенции выявляются в компетентностях человека, то главной технологией формирования методической компетенции у магистранта педагогики в области иностранных языков целесообразно считать проблемно-модульную технологию. Реализация проблемно-модульной технологии обеспечивает:
а) гибкость обучения (модуль позволяет варьировать содержание обучения);
б) индивидуализацию (модули можно переставлять);
в) реализацию творческого потенциала как для преподавателя, так и для магистранта.
Технология организации работы на основе проблемно-модульного обучения - это система действий, операций, процедур и коммуникаций, которая имеет целевую установку на профессионально-личностное саморазвитие будущих магистров педагогики, соотносится с его закономерностями, предусматривает интеграционное единство индивидуально-ориентированных форм, методов и средств обучения, сотрудничество преподавателей и студентов на основе сотворчества в научно-исследовательской деятельности по разработке научных проблем, педагогических проектов, направленных на эффективную реализацию индивидуальных образовательных маршрутов в обучении магистрантов [3, с. 9-10].
Проблемно-модульная технология подготовки магистров педагогического образования в области иностранных языков характеризуется как полисубъектное диалогическое взаимодействие, в котором реализуется совместное принятие целей деятельности, обмен ценностями, творческими идеями, обратные связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов, обеспечивающих перевод субъектов образовательного процесса в новое качественное состояние - режим непрерывного про фес сионально-лич-ностного саморазвития, обеспечивает направленность на обогащение индивидуального опыта самостоятельной деятельности [там же, с. 10].
Модульная технология включает следующие этапы: проблематизации; актуализации профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта научно-исследовательской дея-
87
88
тельности; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий; самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения учебной деятельности, их презентацию; оценку качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценку.
Эффективность проблемно-модульной технологии обучения будущих магистров педагогики достигается комплексом педагогических условий:
• развитие образовательно-инди-ви дуальной траектории;
• развитие профессиональной мотивации;
• интеграция учебной, самостоятельной, научно-исследовательской и профориентационной деятельности.
Применение активных форм обучения (проблемно-деятельностные тренинги).
Таким образом, согласно стандартам ГОС ВПО третьего поколения, методическая компетенция будущего магистра педагогики в области иностранных языков состоит не только из совокупности предметных знаний, методических навыков и умений, но также из свойств личности обучающегося. Формирующихся в процессе развития методического мышления включая механизм методической рефлексии в курсе методики преподавания иностранных языков. Критериями ее сформированности являются: способность решать профессиональные задачи, развитие методического мышления, мотивационно-ценностное отношение к овладению профессиональной деятельностью в сфере иноязычного образования.
Методическая компетенция наиболее эффективно формируется в об-
разовательном процессе вуза посредством проблемно-модульной технологии, способствующей вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения стандартных и нестандартных профессиональных задач. Реализация технологии проходит в несколько этапов: на первом этапе концептуализации необходимо определить роль и задачи преподавателя в организации работы; на втором этапе моделирования происходит разработка идеи внедрения в образовательный процесс проблемно-модульной технологии, педагогических условий ее реализации; в ходе третьего этапа конструирования необходимо определить методы, средства и формы организации работы, сформировать учебные модули; на четвертом этапе параметризации выявить критерии и показатели оценивания сфор-мированности компетенции; пятым является этап реализации и, наконец, шестой этап рефлексии (оценивание эффективности внедрения проблемно-модульной технологии).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-39.
2. Кузовлева Н.Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. - Липецк, 1995.
3. Новикова О.Н. Проблемно-модульная технология организации самостоятельной работы будущего переводчика в вузе. - Курск, 2010. ■