МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНОМУ ДИСКУРСУ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГИЗАЦИИ
124
О.В. Балан
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования методических умений в обучении научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе технологии диалогизации. В статье представлена модель обучения в виде заданий и упражнений, направленных на обучение научному диалогическому дискурсу. Данная модель обучения способствуют формированию педагогической компетенции в данной области обучения. Представленные упражнения носят коммуникативный и проблемный характер, что способствует развитию методического, педагогического и научного мышления магистрантов.
Ключевые слова: научный педагогический дискурс, методические умения, педагогическая компетенция, диалогическое общение, технология диалогизации.
Summary. The article deals with the problem of methodological skills formation in teaching scientific discourse of future Masters of pedagogical education on dialogue-based technology. Some exercises that help to teach scientific dialogical discourse are described. This teaching model also helps to develop pedagogical competence in this field of education. These communicative and problem exercises help to develop future Masters methodological, pedagogical and scientific thinking skills.
Keywords: scientific pedagogical discourse, methodological skills, pedagogical competence, dialogue communication, dialogue-based technology.
В условиях внедрения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) нового поколения особую актуальность приобретает компетентностная модель образования (А.В. Хуторской, 2001; И.А. Зимняя, 2005; Н.Н. Алмазов, 2003; В.И. Байденко, 2006). Данный факт требует учета профессиональной специфики в процессе подготовки педагогических кадров, профиль: «Язы-
ковое образование» (иностранные языки), а также учета их нацеленности на реализацию задач в будущей профессиональной деятельности в сфере иноязычного образования.
Одной из основных целей подготовки будущего магистра педагогического образования профиля «Языковое образование» (иностранные языки) является осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение которой невозможно без
овладения научным педагогическим дискурсом как средством решения научно-исследовательских и образовательных задач. Владение научным дискурсом позволяет значительно повышать конкурентную способность кадров в сфере иноязычного образования в условиях постоянно развивающихся международных контактов среди представителей научного педагогического сообщества. Однако практика преподавания свидетельствует о том, что в современной подготовке магистра данного профиля отсутствует специально разработанная методика, направленная на овладение различными аспектами и образовательными возможностями научного дискурса.
Процесс обучения научному дискурсу магистров педагогического образования до сих пор не являлся предметом специального исследования, существующий эмпирический опыт не обобщен и систематизирован, хотя отдельные разработки в этой области существуют. Это порождает противоречие между социальным ожиданием и объективной потребностью образовательной практики в разработке специальной методики обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования и не разработанностью этого вопроса в теории и методики преподавания иностранных языков.
Целью данной статьи является разработка модели обучения научному дискурсу на основе технологии диалогизации.
Изучение лингво-психологических особенностей диалогической речи и анализ научных исследований позволил сделать вывод, что модель обучения научному дискурсу должна осуществляться на основе технологии диалогизации и в условиях моделирования естествен-
ных актов коммуникации, с опорой на типичные ситуации общения, которые характерны для сферы научно-исследовательской деятельности.
Разработанный комплекс упражнений научного и ситуативно-обусловленного характера (то есть упражнений, посвященных обсуждению проблем, связанных с методикой обучения иностранному языку, приемам и особенностям обучения иностранному языку, а также упражнений, стимулирующих к общению, имеющих проблемный характер, предполагающих возникновение различных точек зрения и в результате приводящих к дискуссии) позволил не только стимулировать учащихся к процессу общения, активизировал их мыслительную деятельность, вызвал интерес к ведению аргументированного научного обсуждения, отстаиванию своей позиции и выражению отношение к предмету обсуждения, но и анализировать свою деятельность, выбирать языковые и речевые средства выражения. В процессе обучения были использованы видеоматериалы, представляющие собой образцы ситуаций научного общения (в качестве мотивации и стимула для реализации коммуникативного процесса) и образцы научных семинаров и конференций по проблемам педагогического иноязычного образования с целью развития профессиональных умений научного дискурса будущих магистров педагогического образования.
Необходимо отметить, что научный дискурс может быть подготовленного и неподготовленного характера, поэтому основной целью являлась разработка методики обучения обоим видам научного дискурса в определенной ситуации общения.
В начале обучения преподаватель с помощью наводящих вопросов стиму-
125
1 / 2013
Преподаватель
126
лировал магистрантов к самостоятельной формулировке предстоящей темы обсуждения. Далее был представлен ряд видеопрезентаций, отражающих типичные проблемы, характерные для научного обсуждения проблем педагогического образования. Магистрантам было предложено предположить, какие именно проблемы можно вынести на обсуждение. Затем магистранты познакомились с рядом текстов научного характера, представляющих собой речевые ситуации, и подобрали те, которые соответствуют выделенным проблемам обсуждения (некоторым магистрантам было предложено самостоятельно подобрать тексты на изучение, при этом им требовалось объяснить, какими принципами отбора языкового материала они руководствовались).
Для осуществления какой-либо деятельности необходим стимул (мотив), который реализуется на начальном этапе деятельности. По мнению методистов, таким мотивом является учебно-речевая ситуация [1]. Адекватно подобранная и правильно представленная ситуация общения формирует личностное отношение учащегося к предмету обсуждения и стимулирует к научному высказыванию. В качестве стимулирующего текста был предложен текст научного характера из журнала "Forum," а также ряд научных статей диалогической направленности. Выбор был обусловлен тем, что данные виды научных текстов определяют содержание предмета обсуждения, ориентируя собеседника в особенностях предмета обсуждения, стимулируют магистрантов к дискуссии, несут определенную информацию, способствующую приведению аргументов в защиту точки зрения по научной проблеме, отбору и группиров-
ке фактов, необходимых для аргументации своей точки зрения [2].
Следует отметить, что при работе с таким текстом речь идет не столько о понимании всех деталей текста, сколько о понимании его общего смысла или определенного рода информации, а также определении его основной цели, критическом анализе прочитанного и его оценке, предвосхищении содержания, обобщении фактов.
После работы с текстом научного характера магистрантам предлагался ряд заданий по работе с научной терминологией, при этом предварительно давались подробные комментарии по трактовке профессионально-направленной терминологии.
По предмету обсуждения у собеседников могли не совпадать взгляды. Для того чтобы защитить свою позицию, надо уметь собирать и систематизировать факты, приводить аргументы. Этим умениям следует специально обучать. С этой целью использовались специальные упражнения, представлявшие собой ситуации научного дискурса педагогической направленности, в процессе которых необходимо было приводить аргументы «за» и «против». В ряде случаев аргументы предлагались магистрантам в готовом виде. Далее предъявлялся коммуникативно-ориентирующий видео-диалог-образец, представлявший собой устный научный дискурс диалогического характера. Данный видео-образец служил эталоном речевого высказывания, которым магистрант должен овладеть. С помощью видео-образца диалогического характера магистранты формировали представление о диалогическом дискурсе как о целостном феномене, реализующем определенное коммуникативное задание.
Работа с видеотекстом проходила в три этапа. Перед просмотром учащимся предлагались различные задания на предмет предвосхищения содержания научного видеотекста. После прослушивания видео-образца и определения коммуникативного намерения говорящих учащиеся выявляли языковые средства, используемые говорящими для передачи эмоционального состояния и т.д. Для развития навыков продуцирования устного дискурса диалогического характера магистранты воспроизводили предполагаемый текст при выключении звука, но сохранении изображения. В завершении работы над видео текстом магистранты воспроизводили диалог без опоры на образец.
На втором этапе работы по обучению научному дискурсу использовались упражнения, направленные на развитие умения строить аргументированные высказывания определенного вида на уровне микро- и макро диалога.
На третьем этапе обучения магистранты составляли собственные научные дискурсы диалогического характера согласно педагогическим ситуациям общения, разработанным самостоятельно и при необходимости предложенные преподавателем. При этом в ряде случаев предлагались вербальные опоры, способствующие развитию умений продуцирования научного дискурса.
На четвертом этапе магистрантам было предложено провести семинар-конференцию по теме: "Cognitive strategies in Foreign Language Learning. Self-study work: Ways to Success". В ходе проведения семинара-конференции магистранты реализовывали ранее сформированные умения в ведении
научного дискурса, обсуждении предмета дискуссии, выдвижении гипотез и тезисов, отстаивании точек зрения, приведении аргументов.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная модель обучения является эффективным способом развития профессиональных умений в области продуцирования научного дискурса, поскольку создает условия для активизации речемыслительной деятельности магистрантов и способствует повышению мотивации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев А.А. Психология общения. -М.: Просвещение,1975. - 117с.
2. Сазонова Т.К. Технология обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 83-84.
3. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. -2005. - № 11. - 25с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2004. - 141с.
5. Бим И.Л. Творчество учителя и методи- 127 ческая наука // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 4. - С. 3-9.
6. Галицких Е. Роль диалога в становлении будущего учителя // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 70-74.
7. Некоторые актуальные теоретические вопросы профессионально направленного обучения иностранному языку в педагогическом вузе / Шатилов Ф., Еремин Ю.В. // Профессионально направленное обучение иностранному языку в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. -Л., 1985. - С. 56-57.
8. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207с.
9. Седов К.Ф. Дискурс и личность. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 8-9. ■
1 / 2013
Преподаватель ^