Научная статья на тему 'Структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по гармонизации педагогического дискурса (на примере преподавания русского языка в техникуме)'

Структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по гармонизации педагогического дискурса (на примере преподавания русского языка в техникуме) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГАРМОНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА / ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ / PEDAGOGICAL DISCOURSE / HARMONIZATION OF THE PEDAGOGICAL DISCOURSE / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE HARMONIZATION OF PEDAGOGICAL DISCOURSE / OBSCENE VOCABULARY / PRINCIPLES OF TEACHING AND METHODICAL MANUAL / THE STRUCTURE OF THE TEXTBOOK / THE CONTENT OF THE TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Тамара Александровна

В статье представлена структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по русскому языку для студентов техникума, содержание которого направлено на гармонизацию педагогического дискурса. Описана научно-методологическая основа разработки учебного пособия: подходы (системно-деятельностный, культурологический, аксиологический), принципы (деятельностной активности, адресность, паритетности, обратной связи). Приведены примеры заданий и упражнений по гармонизации педагогического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents structural characteristics of a methodical manual on Russian for college students, the content of which is aimed at the harmonization of the pedagogical discourse. Scientific and methodological basis of a training manual is defined such as different approaches (systematic, cultural, axiological), principles (activity-related activity, targeting, parity, feedback). The author gives examples of tasks and exercises aimed at harmonization of the pedagogical discourse.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по гармонизации педагогического дискурса (на примере преподавания русского языка в техникуме)»

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - ст. 2444.

6. Фалунина, Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и технологии педагогического взаимодействия современного [Текст] / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. - №1 (7). - С. 101-107.

7. Цеунов, К. С. Обзор модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью [Текст] / К. С. Цеунов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 110-114.

Скворцова Тамара Александровна

Преподаватель русского языка и литературы ОГБОУ СПО «ИТМ им. Н.П. Трапезникова», Иркутск, Россия

Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами

УДК 378.1 ББК 74.26

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИКУМЕ)

В статье представлена структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по русскому языку для студентов техникума, содержание которого направлено на гармонизацию педагогического дискурса. Описана научно-методологическая основа разработки учебного пособия: подходы (си-стемно-деятельностный, культурологический, аксиологический), принципы (деятельностной активности, адресность, паритетности, обратной связи). Приведены примеры заданий и упражнений по гармонизации педагогического дискурса.

Ключевые слова: педагогический дискурс; гармонизация педагогического дискурса; научно-методологические подходы к гармонизации педагогического дискурса; обсценная лексика; принципы построения учебно-методического пособия; структура учебного пособия; содержание учебного пособия.

STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL

AND METHODICAL MANUAL ON HARMONIZATION OF THE PEDAGOGICAL DISCOURSE (AS A CASE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

TEACHING AT COLLEGE) The article presents structural characteristics of a methodical manual on Russian for college students, the content of which is aimed at the harmonization of the pedagogical discourse. Scientific and methodological basis of a training manual is de-

fined such as different approaches (systematic, cultural, axiological), principles (activity-related activity, targeting, parity, feedback). The author gives examples of tasks and exercises aimed at harmonization of the pedagogical discourse.

Keywords: pedagogical discourse; harmonization of the pedagogical discourse, scientific and methodological approaches to the harmonization of pedagogical discourse; obscene vocabulary, principles of teaching and methodical manual, the structure of the textbook, the content of the textbook.

Актуализация проблемы гармонизации педагогического дискруса связана, в первую очередь, с тем, что в современном обществе наблюдается кардинальная смена системы ценностей. Это можно увидеть в широкой распространённости вербальной агрессии, в жаргонизации и инвективизации речи, в распространённости речевого манипулирования. В связи с возникновением данных проблем возникает и необходимость гармонизации педагогического дискурса. Под педагогическим дикурсом мы будем понимать определение, которое даёт Т.В. Ежова «педагогический дискурс - это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса» [Ежова, 2011, с. 87]. Педагогический дискурс имеет свою цель и функции.

Целью педагогического дискурса А.А. Калюжный считает «формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса, полноценную социализацию личности в обществе, становление самоценной личности» [Калюжный, 2011, с. 4]. Также данный исследователь отмечает, что педагогический дискурс имеет такие же функции, что и педагогическая деятельность. К этим функциям он относит передачу социального опыта, культуросозидатель-ную, коммуникативную, регулятивную, креативную, аксиологическую, функцию интеркультурной коммуникации. Все эти функции, по мнению автора, непременно должны действовать ваимосвязанно. А.А. Калюжный отмечает ряд организационно-педагогических условий построения педагогического дискурса: «обеспечение целостности и неразрывности структурно-логических и предметно-практических связей между компонентами педагогического дискурса; диалоговая позиция участников педагогического дискурса; создание куль-туросообразной образовательной среды в вузе; концентрация и интеграция педагогического и специального знания; творческий подход к построению педагогического дискурса и использованию его возможностей; актуализация социально и личностно значимого содержания образования, определяющая избирательность педагогических воздействий на формирование ключевых компе-тентностей участников образовательного процесса; развитие рефлексивно-ценностного отношения к себе, другим участникам дискурса, к педагогической деятельности» [Калюжный, 2011, с. 6].

Под гармонизацией педагогического дискурса мы понимаем «целенаправленную процессуальную деятельность по выявлению, систематизации и последовательному внедрению в речевую практику общих возможностей и конкрет-

ных способов возвращения заданного дискурсного модуса в прототипически эталонное состояние» [Ю.В. Щербинина, 2010, с. 9].

Основополагающим научно-методологическим подходом в процессе гармонизации педагогического дискурса является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный в процессе гармонизации педагогического дискурса ориентирует на овладение способами усвоения учебного материала в системе, овладение способами мышления и деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Системно-деятельностный подход имеет ряд некоторых показателей, которые также могут быть направлены на гармонизацию педагогического дискурса. Сюда можно отнести крепкое усвоение знаний обучающимися, возможность двигаться самостоятельно в изучаемом предмете; возможность обучаться разграничено с сохранением общей структуры теоретических знаний; значительное повышение интереса к учению.

Среди принципов реализации системно-деятельностного подхода отметим принципы, отражающие специфику гармонизации педагогического дискурса. Эти принципы следующие: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности и принцип творчества.

Обогащает процесс гармонизации педагогического дискурса культурологический подход. На основе данного подхода преподаватель может формировать у обучающихся способность к решению различных типов учебно-познавательных задач, таких как: распознавание и классифицирование разнообразных явлений и фактов культуры; выявление и сравнение значимых особенностей и характеристик социокультурных феноменов; выделение и описание составляющих нравственности и эстетики в объектах культуры; осуществление поиска социокультурной информации; выделение социокультурных проблем; построение шкалы оценок и т.д. Выполнение мобилизационной функции культурологического подхода также позволяет направить его в русло гармонизации, так как эта функция связана с появлением у студентов разнообразных умений и навыков, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию у них познавательной активности и самостоятельности. Использование культурологического подхода направлено на обучение студентов различным способам защиты от культурного вандализма, культурного объединения, культурной дискриминации, что в полной мере гармонизирует педагогический дискурс.

Ещё один из реализуемых нами в процессе гармонизации педагогического дискурса подходов является аксиологический подход. Т.Н. Волкова считает, что «образование без культурного развития является процессом передачи информации от преподавателя к обучающемуся» [Волкова, 2012, с. 32]. Обучающиеся, даже обладающие различными типами знаний, часто оказываются неразвитыми в культурном плане; они не ориентируются в области культуры, музыки, живописи, театра, не знают культурные ценности своего края, находя эти сферы ненужными, не имеющими прямого отношения к потребностям в жизни современного человека. Характеризуя аксиологический подход В.А. Сластёнин отмечает, что данный подход имеет в своей основе понимание социальной ос-

новы ценностей, рефлексию жизненно важных вопросов с точки зрения позитивно-созидательных ценностей, влияние качественного выбора ценностей на формирование ценностных направлений личности, на развитие её духовного, нравственного и творческого начал, на ценностные результаты во всех сферах жизнедеятельности [Тимофеева, 2012, с.78]. В ходе процесса гармонизации педагогического дискурса аксиологический подход выступает как средство гармонизации педагогического дискурса, так как он «несёт в себе» идею гармоничного развития и становления личности в связи с изучением культурного наследия различных времен.

Нами разрабатывается учебно-методическое пособие по русскому языку для студентов Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутского техникума машиностроения им. Н.П. Трапезникова» (далее по тексту техникум), направленное на гармонизацию педагогического дискурса через наполнение содержания дисциплины.

Актуализируя необходимость гармонизации педагогического дискурса на основе изменения содержания дисциплины «Русский язык», мы провели анкетирование среди студентов техникума. В анкетировании приняли участие 150 человек. По результатам обработки анкет была установлена следующая позиция студентов по необходимости гармонизации педагогического дискурса. В частности, были выделены следующие признаки дискурсной дисгармонии - отношение к ненормативной лексике: 35 % указывают, что сквернословие - это результат плохого воспитания, 10 % обучающихся считают, что сквернословят только необразованные люди, 10 % не приемлют сквернословие и выражения нецензурного характера, 45% не высказали отрицательного отношения к употреблению ненормативной лексики. Показательным является тот факт, что из 45% опрошенных 25 % респондентов полагают, что в сквернословии нет ничего плохого, а 20 % - считают, что сквернословие - это один из способов современного общения людей друг с другом.

Нами выявлено, что 15 % опрошенных употребляют выражения нецензурного характера довольно часто, 55 % используют иногда, 25 % используют только в крайних случаях и лишь 15 % респондентов не используют вообще. А также 20 % респондентов отметили, что используют ненормативную лексику, потому что считают это модным и современным, 35 % считают, что такие слова нужны в речи для связи слов, 10 % обучающихся ненормативная лексика служит «для связи слов в предложении», т.е.помогает преодолеть недостаток слов в речи, для 35 % обучающихся ненормативная лексика делают речь понятнее для друзей.

Респондентам были предложены средства борьбы со сквернословием в современном обществе: 20 % - предлагают избегание общения с такими людьми, 10 % - за введение системы штрафов, 5 % - за введение наказаний, 10 % - за усилении внимания со стороны родителей, 2 % выступают за пресечение педагогами использования ненормативной лексики детьми, 55 % считают, что человек сам должен осознать необходимость того, что он должен измениться и по-

мочь им в этом могут учебные пособия, методические рекомендации, художественная литература, систематизированные определенным образом; просмотр телепередач и сайтов в сети Интернет с наполнением содержания культурологического характера.

Представленные результаты показывают, что обучающиеся данной учебной организации действительно имеют проблемы, связанные с построением своей речи, использованием необходимой лексики без инвективизации и жаргониза-ции.

Нами разработано учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык» для студентов ОГБОУ СПО «ИТМ им. Н.П. Трапезникова, обучающихся по специальностям: «Автомеханик», «Повар», «Парикмахер», «Сварщик», направленное на гармонизацию педагогического дискурса. Цель учебно-методического пособия - гармонизация педагогического дискурса посредством ликвидации жаргонизации и инвективизации речи студентов.

Согласно выдвинутой цели нами сформулированы следующие задачи:

1)Обучающая: повышение культуры умственного труда, уровня образованности, самостоятельности студентов.

2)Развивающая: развитие познавательной активности, активного и пассивного речевого словаря посредством выполнения заданий и упражнений, содержащих гармонизирующие дискурсивные компоненты.

3)Воспитательная: воспитание ответственности, целеустремлённости; формирование субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов.

4)Контрольно-оценочная: отслеживать процесс гармонизации и его результаты. Контроль со стороны преподавателя, взаимоконтроль и самоконтроль студентов, способствующие критической оценке результатов деятельности.

5)Управляющая: управление процессом гармонизации педагогического дискурса, отслеживание положительной динамики и контроль за пополнением у студентов активного и пассивного словарного запаса, мотивация отказа от использования цензурной лексики.

Принципы построения и реализации учебно-методического пособия мы определяем следующие:

1. Принцип деятельностной активности, который предполагает целенаправленное активное восприятие изучаемого материала, его осмысление, творческую переработку и применение.

2. Адресность, содержание учебно-методического пособия будет соответствовать выявленным проблемам студента.

3. Принцип паритетности будет включать выстраивание субъектно-объектных отношений по направлениям: преподаватель-студент, студент-студент.

4. Принцип обратной связи будет заключаться в управлении усвоением материала посредством контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, что позволит эффективно осуществлять поправки в процесс гармонизации педагогического дискурса.

Разрабатывая учебно-методическое пособие мы берём во внимание необходимость модификации объёма теоретического и практического материала для изучения русского языка в зависимости от личностных особенностей и уровня работоспособности каждого студента. Изучение и выполнение заданий, содержащихся в учебно-методическом пособии предполагает, что студенты начнут осознавать лексическое богатство русского языка и будут использовать возможность замены обесцененной лексики в общении.

Учебное пособие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть представлена тремя основными разделами разделами: «Язык и культура речи», «Нормы современного литературного языка», «Функциональные стили современного русского языка». В разделе «Язык и культура речи» предполагается повторение общих сведений о языке вообще, о культуре речи, о коммуникативных качествах речи, а также говорится о необходимости правильно, грамотно и культурно выстраивать свою речь для того, чтобы быть сформированной личностью. Раздел «Нормы современного русского языка» содержит информацию об орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических и стилистических нормах русского языка. В разделе «Функциональные стили речи» особое внимание отводится разговорному стилю речи, так как именно в разговорах студенты наиболее часто используют обсценную лексику. Поэтому гармонизация педагогического дискурса, в большей степени, будет направлена на данный аспект.

Каждый раздел включает перечень контрольных вопросов по освоению темы. Например, по теме «Разговорный стиль речи» предлагаются следующие контрольные вопросы:

1) Назовите отличительные особенности разговорного стиля речи.

2) В какой сфере используется разговорный стиль речи?

3) Какие словообразовательные особенности разговорного стиля речи вы можете назвать?

4) Назовите разновидности разговорного стиля речи.

5) Целесообразно ли насыщение устной речи словами-жаргонизмами?

Практическая часть пособия будет направлена на овладение орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими нормами русского языка; правилами построения текстов различных стилей речи непосредственно через выполнение заданий практического характера. Большое количество заданий и упражнений будет направлено на формирование речевой культуры обучающихся.

Например, выполнение следующего задания предполагает активизацию пассивного словарного запаса по употреблению нормативной лексики.

Задание: Исправьте предложения, заменяя жаргонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными словами.

1. Мы получили крутые препараты, и стали вкалывать ещё лучше. 2. Он никогда не хотел пахать задаром. 3. Мы с подругой решили прошвырнуться по магазинам. 4. И др.

Задание, представленное ниже направлено на гармонизацию педагогического дискурса при помощи использования акцентологических норм.

Задание: В приведённых ниже словах расставьте ударение.

Каталог, оптовый, обеспечение, ходатайство, премировать, красивее, позвонишь, эксперт, асфальт, алкоголь, тефтели, мизерный, квартал, черпать, договор, диспансер, свекла, арест, цемент.

Система контроля в учебном пособии представлена тестом, состоящим из 30 теоретических вопросов открытого и закрытого типа по трем разделам «Язык и культура речи», «Нормы современного литературного языка», «Функциональные стили современного русского языка», а также 15 практических заданий (из расчета - 5 заданий на закрепление теории по каждому разделу).

Таким образом, через наполнение содержания учебного пособия по дисциплине «Русский язык» мы планируем гармонизировать педагогический дискурс обучая студентов использованию различных норм современного русского языка и исключая возможности использования обесцененной лексики в общении. Гармонизация педагогического дискурса по нашему мнению будет способствовать формированию системы ценностей студентов, будет направлена на предупреждение вербальной агрессии, жаргонизации, инвективизации речи и уходу от речевого манипулирования. В этом случае особое наполнение содержания учебного пособия по дисциплине «Русский язык» будет выступать как средство гармонизации педагогического дискурса.

Библиографический список

1. Волкова, Т. Н. Аксиологический подход к изучению русского языка в школе [Текст] / Т. Н. Волкова // Педагогические науки. - 2010. - № 12. - С. 5355.

2. Ежова, Т. В. Лингвистические особенности научного дискурса [Текст] / Т. В. Ежова // Вестник ОГПУ. - 2011. - № 2 (58). - С. 86-90.

3. Комарова, О. Г. Речевые средства гармонизации диалога в педагогической беседе [Электронный ресурс] / О. Г. Комарова. - 2009. - URL : li-brary.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070212.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2012).

4. Тимофеева, С. В. Аксиологический подход в образовании-важнейший фактор воспитания личности [Электронный ресурс] / С. В. Тимофеева. - URL: kgau.ru/img/konferenc/2012/g10.doc, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2013).

5. Щербинина, Ю. В. Гармонизация педагогического дискурса [Электронный ресурс] / Ю. В. Щербинина. -URL:dibase.ru/article/18102010_shcherbmmauv/5, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.