Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода'

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавры педагогического образования / будущий педагог / профессиональная готовность / профессиональное иноязычное образование / эпистема / эпистемический подход. / bachelors of pedagogical education / episteme / epistemic approach / future teacher / professional foreign language education / professional readiness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О С. Бабенкова, Н А. Тарасюк

Авторы раскрывают потенциал эпистемического подхода в профессиональном иноязычном образовании в условиях глобализации. В статье описаны актуальность исследования, научная база, методологическая основа исследования, условия и этапы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О С. Бабенкова, Н А. Тарасюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT THE EDUCATIONAL ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION BASED ON THE EPISTEMIC APPROACH

This article is devoted to the problem of formation of professional readiness of future teachers to implement the educational aspect of foreign language education based on the epistemic approach. The authors reveal the potential of the epistemic approach in professional foreign languages education in the context of globalization. The article describes the relevance of the study, the scientific basis, methodological basis of the research, the conditions and stages of formation of professional readiness of future teachers to implement the educational aspect of foreign language education based on the epistemic approach.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО

ПОДХОДА

© 2018 О. С. Бабенкова1, Н. А. Тарасюк2

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: oksanatereshchenko08@yandex. ru докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков

e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Авторы раскрывают потенциал эпистемического подхода в профессиональном иноязычном образовании в условиях глобализации. В статье описаны актуальность исследования, научная база, методологическая основа исследования, условия и этапы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода.

Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, будущий педагог, профессиональная готовность, профессиональное иноязычное образование, эпистема, эпистемический подход.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг. «должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного». В современной системе образования возникает необходимость подготовки квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к постоянному профессиональному росту. Важнейшей составляющей профессиональной подготовки современного педагога является формирование готовности к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в условиях глобализации. Современный педагог должен быть готов решать воспитательные задачи на основе проведения сравнительно-сопоставительного анализа и правильной интерпретации ценностей отечественной и зарубежных культур в процессе иноязычного образования.

Огромным потенциалом в современных условиях обладает эпистемический подход, предусматривающий применение образовательных эпистем в педагогическом процессе. Эпистемический подход предполагает рассмотрение проблемных вопросов, связанных с интерпретацией ценностей, отраженных в образовательных эпистемах. Освоение образовательных эпистем способствует развитию поликультурной личности гражданина, способной достойно представлять и защищать интересы своей страны. Эпистемический подход формирует эпистемическое мышление в процессе проведения сравнительно-сопоставительного анализа эпистем, представленных в родной и зарубежной культурах.

Однако анализ педагогической литературы и накопленный практический опыт формирования профессиональной готовности педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования свидетельствуют о том, что потенциал эпистемического подхода не реализуется в полном объёме, что осложняет процесс формирования личности обучающегося в условиях поликультурного мира.

Следует подчеркнуть, что уже существует определенная научная база для

рассмотрения проблемы формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования. Подробному изучению вышеуказанной проблемы и реализации задач исследования способствовали работы, посвященные разработке содержания воспитательного аспекта иноязычного образования на различных этапах обучения (А.Д. Брагина, В.Н. Карташова, В.П. Кузовлев); труды, отражающие реализацию эпистемического подхода в иноязычном образовании (В.С. Винцкевич, Ж.Г. Симонова, Н.А. Тарасюк, Д.Г. Шумаков, и др.); публикации, касающиеся закономерностей овладения ценностями в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования (А.М. Булынин, И.Ф. Исаев, О.В. Коновалова, Е.И. Пассов, В.А. Сластёнин); работы, раскрывающие специфику использования различных педагогических средств в реализации воспитательного аспекта иноязычного образования (А. В. Аникеенко, Е.А. Давыдова, А.И. Тюнякин).

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимися противоречиями в современном иноязычном образовании: между необходимостью формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования и недостаточным уровнем обеспечения качества данного процесса в теории и практике профессионального иноязычного образования; между необходимостью в разработке теоретических и технологических аспектов формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования и эмпирическим характером данной составляющей в их профессиональном образовании.

Методологической основой исследования выступают положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к ценностному наследию родной, иностранной и мировой культур в процессе реализации профессионального иноязычного образования; идеи гуманистической и личностно ориентированной педагогики.

В качестве специальной методологии исследования были избраны: эпистемический подход (Т.А. Бобро, Ж.Г. Симонова, Д.Г. Шумаков), аксиологический подход (М.С. Каган, О.В. Коновалова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), коммуникативно-когнитивный подход (А.В. Щепилова), проблемно-деятельностный подход (Ю.А. Ефимова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), социокультурный подход (В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев и др.).

Теоретической основой исследования выступают философские работы, посвященные раскрытию сущности категорий «воспитание» и «ценность» (М.С. Каган, Г. Лотце, Г. Риккерт, М. Шелер, М. Хайдеггер); основные положения аксиологии как науки о ценностях духовной жизни и культуры общества (Б.Т. Лихачев, Л.Н. Столович, В. П. Тугаринов); концепция «диалога культур», предполагающая проведение сравнительно-сопоставительного анализа систем ценностей в различных культурах с целью повышения воспитательного потенциала иноязычного образования (О.В. Коновалова, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов).

Процесс формирования профессиональной готовности будущего педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования предполагает передачу обучающимся личностных и профессиональных ценностей через проведение сравнительно-сопоставительного анализа и интерпретацию ценностей родной и зарубежной культур, отражённых в образовательных эпистемах; а также овладение межкультурными знаниями, умениями, творческими способами и опытом осуществления профессиональной педагогической деятельности, необходимыми для решения воспитательных задач в иноязычном образовании.

Эпистемический подход предполагает рассмотрение проблемных вопросов,

Бабенкова О. С., Тарасюк Н. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода

связанных с интерпретацией ценностей, отраженных в образовательных эпистемах. Освоение образовательных эпистем способствует развитию поликультурной личности гражданина, способной достойно представлять и защищать интересы своей страны. Эпистемический подход формирует эпистемическое мышление в процессе проведения сравнительно-сопоставительного анализа эпистем, представленных в родной и зарубежной культурах.

Современные исследователи подчёркивают необходимость реализации воспитательного потенциала иноязычного образования в современных условиях и считают, что данный потенциал реализуется через правильное представление содержания иноязычного образования, включающего в себя нормы, обычаи, образцы поведения, национальный характер, основные характеристики базисной личности, ценностные ориентации, социальные отношения и др. [Халеева 1989].

Реализация воспитательного аспекта иноязычного образования осуществляется через освоение образовательных эпистем, которые представлены в проблемно-познавательных темах. Образовательная эпистема рассматривается как основная единица эпистемического подхода. Освоение образовательных эпистем предполагает актуализацию языковых способностей обучающихся, их знаний и опыта и завершается созданием и представлением оригинального индивидуального образовательного продукта, в котором отражаются ценностные характеристики представителей определенной культуры [Симонова 2009].

Основным теоретическим положением данного исследования является положение о том, что эпистема - «общее пространство знания», которое служит основой для построения кодов восприятия окружающей действительности, практики, познания, рождения отдельных идей и концепций [Фуко]. Эпистема — это «определенная доза информации или действия, достаточная для формирования тех или иных социокультурных знаний, умений и навыков» [Бобро 2005], овладение которыми способствует формированию адекватного ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности в условиях глобализации и в конечном итоге оказывает на них воспитательное воздействие.

Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода включает в себя формирование адекватного отношения:

«1) к ценностным картинам мира;

2) к субъектам отечественной и зарубежных культур;

3)к образованию в целом и к иноязычному образованию в частности в различных странах мира;

4) к субъектам образовательного процесса;

5) к ценностным ориентациям представителей сферы образования в различных странах мира;

6) к многообразию стратегий, тактик, способов и средств обеспечения межкультурного общения в условиях глобализации;

7)к будущей педагогической профессии в целом» [Тюнякин 2016: 9].

Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к

реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода предполагает овладение и присвоение ими системы ценностей, которые они, в свою очередь, должны передать обучающимся в ходе реализации учебных, развивающих, воспитательных и познавательных задач в иноязычном образовании.

Результатом процесса формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе

эпистемического подхода является способность будущего учителя формировать у обучающихся такие социально значимые качества личности, как патриотизм; ответственность; желание к самореализации; стремление к познанию, самопознанию и саморазвитию; желание осуществлять взаимодействие с представителями различных культур с целью достойного представления и защиты интересов своей страны в глобальном социуме.

Главной задачей процесса формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода является развитие профессионально значимых умений: умения интерпретировать, отбирать, систематизировать, доступно представлять и трансформировать информацию, представленную в образовательных эпистемах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; умения формировать у обучающихся адекватное ценностное отношение к полученным фактам культуры в условиях взаимодействия различных языков и культур.

Решение задач воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода возможно лишь в том случае, если будущий учитель будет осознавать приоритетное значение ценностей родной культуры в процессе знакомства с образовательными эпистемами, представляющими различные культуры. Несоблюдение данного положения приведёт к неправильному ценностно-смысловому отношению к окружающей поликультурной действительности и снизит воспитательный потенциал иноязычного образования.

Процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода включает в себя:

1) знания о воспитательной составляющей профессиональной деятельности;

2) умения применять аксиологические знания для решения воспитательных

задач;

3) опыт осуществления воспитательной деятельности педагога в сфере иноязычного образования на различных ступенях;

4) ценностно-смысловое отношение к реализации воспитательных задач в иноязычном образовании;

5) творчество как важнейшую составляющую воспитательного аспекта иноязычного образования. Творческая направленность профессиональной деятельности педагога способствует осуществлению корректного анализа, оценки и представлению наиболее значимых образовательных эпистем, отражённых в фактах культуры различных стран мира.

Овладение образовательными эпистемами способствует формированию индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Образовательные эпистемы, пронизывающие проблемно-познавательные темы, способствуют формированию ведущих ценностных ориентиров обучающихся. Эпистемы могут «разворачиваться», то есть одна эпистема может отражать несколько ценностных проблем с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на различных уровнях обучения.

Процесс овладения образовательными эпистемами «преломляется» через личность обучающегося [Зимняя 2005], то есть необходимо учитывать его мотивы, познавательные потребности, цели, интересы, ценностные ориентации.

Образовательная эпистема должна носить социально ориентированный характер, иметь личностный смысл для обучающегося и тем самым порождать дискуссию.

В ходе исследовании была разработана модель реализации воспитательного

Бабенкова О. С., Тарасюк Н. А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования на основе эпистемического подхода

аспекта иноязычного образования, построенного на сравнительно-сопоставительном анализе и интерпретации образовательных эпистем. Данная модель направлена на формирование приоритетных ценностей и ценностных ориентиров в деятельности педагога иноязычного образования. Одной из важнейших задач является развитие у будущего педагога эпистемического мышления, способного осуществлять правильную интерпретацию и представление ценностей в родной и зарубежной культурах с целью решения воспитательных задач в иноязычном образовании.

Процесс формирования профессиональной готовности педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования основывается на алгоритме, включающем в себя следующие этапы: этап ознакомления и мотивации; этап представления эпистемы; этап категоризации; этап интерпретирования; продуктивно-творческий; рефлексивно-коррекционный.

Важнейшими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования профессиональной готовности педагога к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования являются:

«а) применение системы поэтапных заданий, способствующих овладению образовательными эпистемами;

б) формирование положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности путем погружения студентов в образовательную среду, демонстрирующую особенности функционирования и применения эпистем в процессе выполнения типичных профессиональных задач в сфере иноязычного образования;

в) интеграция дисциплин общекультурной и специальной направленности;

г) интеграция аудиторной работы, самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности студентов и производственной практики в процессе овладения образовательными эпистемами;

д) развитие глобального эпистемического мышления студентов в современном профессиональном иноязычном образовании» [Бабенкова, Тарасюк 2016].

Этап ознакомления и мотивации подразумевает обозначение темы, постановку проблемных вопросов, ориентированных на освоение образовательной эпистемы.

Этап представления эпистемы предполагает знакомство обучающихся со специфическими явлениями страны изучаемого языка и ценностями, связанными с ними.

Целью этапа категоризации является формирование у обучающихся «объёмного» видения проблемы, проведение анализа, синтеза, обобщения и сравнения содержания изучаемой эпистемы в различных культурах.

Этап интерпретирования предполагает систематизацию приобретённых знаний о эпистеме и дальнейшее формирование ценностного отношения обучающегося к изученным образовательным эпистемам. На данном этапе огромное место отводится проведению дискуссий.

Продуктивно-творческий этап предполагает создание индивидуального образовательного продукта обучающегося, отражающего содержание изученной образовательной эпистемы с учётом её ценностной составляющей в родной и зарубежной культурах. Обучающиеся выражают своё личностное отношение к изучаемой эпистеме и интерпретируют её ценностный потенциал с позиции решения образовательных задач.

На рефлексивно-коррекционном этапе происходит презентация полученных образовательных эпистем в процессе педагогической деятельности и преодоление возможных трудностей, связанных с интерпретацией и освоением образовательных эпистем в учебном процессе.

Библиографический список

Бабенкова О.С., Тарасюк Н.А. Условия реализации эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2016. №3 (39). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf (дата обращения: 20.12.2017)

Бобро Т.А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования: дис... .канд. пед. наук. Рязань, 2005. 221с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов. Изд. 2-е доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

Симонова Ж.Г. Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. №2. С. 418-422.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova. (дата обращения: 20.12.17)

Халеева И.И. Основы теории обучению понимания иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.