Научная статья на тему 'Ценностная обусловленность субъективного переживания голода'

Ценностная обусловленность субъективного переживания голода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОД / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕГУЛЯТОРНЫЙ ВЕКТОР / СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / ЦЕННОСТИ БЫТИЯ / HUNGER / MENTAL HEALTH / SELF-REGULATION / THE REGULATORY STATE VECTOR / THE VALUE OF BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна

Выявлена специфика регуляторных векторов актуальных состояний как качественная интерпретация «расхождения» субъективного изменения или сохранения актуального состояния. В ходе исследования установлено, что в большинстве своем определенность ценностей более соотносится с неопределенностью субъективного переживания голода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value dependence subjective experience of hunger

The article discusses the possibility of regulatory and existential hunger as one of the bases in the experience of values

Текст научной работы на тему «Ценностная обусловленность субъективного переживания голода»

психология личности

ЦЕННОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ субъективного переживания голода

© О. И. Мухрыгина

Мухрыгина Ольга Ивановна кандидат

психологических наук

доцент кафедры психологии управления Самарская

гуманитарная академия [email protected]

Выявлена специфика регуляторных векторов актуальных состояний как качественная интерпретация «расхождения» субъективного изменения или сохранения актуального состояния. В холе исследования установлено, что в большинстве своем опрелеленность ценностей более соотносится с неопределенностью субъективного переживания голода.

Ключевые слова: голод, психическое состояние, саморегуляция, регуляторный вектор, субъективное переживание, ценности Бытия.

Трактовка голода как психологической категории ценностно-мотивационного свойства сегодня рассматривается крайне редко, т.к. настоящий физиологический голод для человека «общества потребления», скорее, чужд. Тем не менее голод как психическое явление по его переживанию близок к переживанию усталости, жажды и боли [5, с. 262], что позволяет рассматривать его влияние на изменение различных аспектов субъективной картины мира человека.

Психологи гуманистического направления рассматривают регуляторные и бытийные возможности голода как одно из оснований в концептуально-теоретическом и практическом аспектах процессов осознавания. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз приравнивает понятие «саморегуляции» к понятию «аппетит» [13, с. 60], а по мнению Дж. Бьюдженталя, «внутреннее осознание — действительно выражение всего моего бытия, так же, как чувство любви, гнева, голода или эмоциональной

вовлеченности в какое-либо занятие»[2, с. 22]. Высшие ценности, согласно подходу А. Г. Маслоу о метамотивации, имеют биологические корни [9]. По его мнению, любая из физиологических потребностей и определенное поведение, связанное с ними, служат каналами для разнообразных потребностей иного рода: «если человек, который считает, что он голоден, в действительности может нуждаться в поддержке или доверии, а не в витаминах и протеинах» [11, с. 61].

Именно потому, что «голод человека не является голодом животного» [1, с. 48—49], цель нашего исследования заключается в рассмотрении соотношения субъективного переживания голода с ценностным измерением личности. В контексте оценки актуальных состояний наиболее важным является пробуждение и развитие способности человека чувствовать ценности, «открываться новым ценностям, расширять свои ценностные горизонты и, благодаря этому, свое жизненное пространство» [9].

В данном исследовании голод рассматривается наряду с ценностями в качестве возможных «шкал», движение по которым «дает возможность субъекту оценить пространство состояния, что субъективно выражается в качественной определенности тех или иных составляющих, входящих в состояние при переживании интенсивности их проявления» [14]. Понятие ценности используется в данном случае как «переживание ценности», «чувствование ценности» или как «прикосновение к ценности» [9].

Мы исходили из предположения о том, что различная выраженность субъективного переживания голода студентов соотносится с различной выраженностью ценностей Бытия студентов.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 84 студента вузов г. Самары, получающие образование по трем профилям — техническому, юридическому и психологическому (40 юношей и 44 девушки в возрасте от 19 до 21 года, по 28 человек в каждой из трех групп).

«Шкала ценностей Бытия в оценке актуального состояния» М. А. Гвар-дейцевой, О. И. Мухрыгиной [4] была использована для выявления выраженности ценностных характеристик психических состояний. В приложении представлены основные шкалы данной методики, которые описываются обще-оценочными и частнооценочными лексемами [12]. Дополнительные шкалы данной методики — «Состояние», «Время», «Другие»— являются информативными в части описания регуляторного контекста актуального состояния человека. Данная методика требует завершения предлагаемой фразы «Оценивая сейчас свое состояние,мне важно быть... (каким?)» и оценки ее по семибалльной шкале (от 1 до 7). В результате диагностики анализируются фиксированные профили по 26 дескрипторам. Это дает возможность установить ценностные основания смысловой регуляции состояния личности. Отметим, что в данном исследовании нами предпринята попытка перекодирования получаемой информации: наряду с результатами, полученными в результате оценки по интервальной шкале, мы рассматривали и три её градации — обесценивание (крайние левые баллы интервала — 1,2 и 3),неопределенность (4 и 5) и определенность ценности (крайние

68

правые оценки интервала — 6 и 7). Такой шаг, на наш взгляд, наиболее уместен в диагностике ценностей Бытия уже ввиду того, что сам принцип неопределенности имеет бытийные основания и активно разрабатывается в общенаучной методологии [5, 7].

Далее в качестве диагностического материала был использован ряд методик для выявления признаков утомления и оценки эмоциональной напряженности текущей ситуации. С этой целью была использована методика А. Б. Леоновой и И. В. Шишкина «Степень хронического утомления» [8, с. 304—306], а также анкета Е. Борисовой и Е. Старченковой «Эмоциональнонапряженные ситуации» [3, с.106—110].

Кроме того, была составлена анкета для выявления особенностей актуального состояния (в т. ч. была предложена интервальная от 1 до 7 баллов шкала, в которой левый полюс соотнесен с субъективным критерием сытости на момент опроса, а правый — голода). Данная шкала также рассматривалась в трех градациях — сыт,неопределенность, голоден.

С целью уточнения специфического внутреннего (субъективного) контекста состояния конкретного респондента было предложено в краткой форме дать характеристику актуальному и желаемому состоянию. Качественная интерпретация «расхождения» субъективного изменения или сохранения актуального состояния позволила установить основные регуляторные векторы актуальных состояний в группах студентов технического, юридического и психологического профилей обучения в вузах.

Результаты исследования

В ходе исследования установлен ряд фактов, которые позволяют выяснить феноменологию функционирования ценностей Бытия в соотношении с субъективным переживанием голода.

Практически все ценности, относимые, согласно концепции А. Г. Мас-лоу к бытийному измерению, характеризуются в данной выборке тем, что являются для большей части студентов всех профилей обучения в вузе определенными. Как показано на рис. 1, этические оценки выше в группе студентов-юристов и несколько ниже в группе студентов-психологов, что довольно парадоксально, на первый взгляд, для будущих представителей профессий «человек-человек». Интересно и то, что эстетический ценностный аспект, как и рационалистический, более выражен в группе студентов технического профиля обучения.

Как видно на рис. 2, ценности Бытия в оценке актуального состояния, выраженные в характеристиках, эксплицирующих физические частнооценочные значения, менее всего выражены в группе студентов-психологов, как и важность быть самодостаточным, уникальным и оригинальным. Можно предположить, что специфическое обучение студентов-психологов накладывает противоречивый отпечаток на их субъективное переживание этих ценностей. Со ссылкой на экзистенциально-аналитические традиции, важно отметить, что переживание ценности является отражением того, что мы находимся в отношениях, его нельзя отделить от непосредственного телесно-душевного переживания [9]. На рис. 3 представлены косвенные качественные подтверждения предположения о возможных проблемностях студентов-психологов.

69

[н'1 ■ од : ло *.й 1-м }Л *1 [г*р

■ 4Т^1?кр1и ккиг|^И1Т{|,зг11ч'-||||11 ■ стг^мгН'-к.фислр] ИIст,д^^Р*^-,Ч^г,,’ч'^Т1

Рис. 1. Сравнительный анализ средних значений ценностей Бытия в эстетическом, этическом и рационалистическом их отношении

На рис. 2 представлено сравнение средних значений ценностей Бытия в их психологическом и физическом отношении.

рдр 4..СИ ; 13 -1,[И Ьра &.«■ ->.к>

*1(?ДЦ1ГР ............... * [Т,-ДАПН+'|'1 “ <и И-П,Ц11|и-||,1Кадли

Рис. 2. Сравнительный анализ средних значений ценностей Бытия в психологическом и физическом их отношении

число респондентов число респондентов

ст>{центы технического профиля

регуляторный вектор

а) в группе студентов технического профиля

студенты юридического профил я

12

регуляторный вектор

б) в группе студентов юридического профиля

студенты психологического профиля

регуляторный вектор

в) в группе студентов психологического профиля

Рис. 3. Регуляторные векторы актуальных состояний студентов

Как показано на рис. 3, регуляторные векторы актуальных состояний, представляющие собой качественные интерпретации «расхождения» характеристик актуального и желаемого состояния, более сходны в группах студентов-технарей (рис. За) и студентов-юристов (рис. 36). То, что все студенты субъективно переживают важность снижения утомления — это заметно. Однако заметно и то, что в вышеуказанных группах около трети студентов ориентированы и на сохранение актуального состояния (к примеру, актуальное состояние — бодрость, желаемое — бодрость). В группе студентов-психологов более половины респондентов (54%) переживают важность снижения утомления, притом, что только единицы ориентируются на активацию (например, актуальное состояние — предстартовое, желаемое — рабочее) и сохранение состояния. Парадоксально, что по средним показателям выраженность хронического утомления у студентов психологического профиля выше, чем в группе юристов, но близка к аналогичным показателям студентов инженерных специальностей. Можно говорить о том, что последние довольно эмоционально оценивают ситуацию и, возможно, поэтому переживают утомление несколько иначе, чем психологи, которые и на субъективном уровне, и на объективном (измерение по специальной методике) буквально погружены в переживание утомления.

Таблица 1

Средние значения значимости ситуации и утомления студентов различных профилей обучения

Средние значения значимости ситуации и утомления Профиль обучения

технич. юридич. психол.

Эмоциональная значимость ситуации 12,8 5,0 9,8

Когнитивная значимость ситуации 6,4 11,9 8,9

Управляемость ситуации 5,9 6,1 7,6

Оценка перспективы будущего развития ситуации 5,5 6,8 6,1

Индекс хронического утомления (сырые баллы) 23,7 17,5 28,6

Рассмотрев частоты соотношения ценностей и субъективного переживания голода студентов различных профилей обучения, представленные в табл. 2, можно также говорить о том, что вновь обнаруживается больше сходства в группах студентов технического и юридического профиля. И здесь группа студентов психологического профиля обучения заметно отличается отсутствием значимых соотношений.

Таблица 2

Частота соотношения ценностей и субъективного переживания голода студентов различных профилей обучения

Ценность и ее определенность Субъективная выраженность голода Соотношение по профилю обучения студентов (%) Статистич. показатели кросстабуляции (Pearson Chi-square, степень свободы, уровень значимости)

технич. юридич. психол.

-Q н 3 S ю 3 О х X Е“ 2 ° голоден 4 0 10 44,12, df=20, р=001

неопределенность 13 13 4

сЗ 5" и сыт 4 6 1

_Q 5 s 2 VO 5 g s 1 S go- X голоден 2 0 4 39,3, df=20, р=,006

неопределенность 14 15 2

РЭ ^ я hQ S- сыт 5 2 1

л § § us | VO S § s 1 S 3 о й голоден 5 0 8 30,09, df=20, р=,05

неопределенность 13 19 6

СЗ Я оа О- : с о с о сыт 4 6 2

-Q 1 ? S голоден 5 0 7 29,73, df=20, р=,05

п ° S 2 ч * 3 8 S неопределенность 14 18 10

S § " сыт 2 7 6

Обращает внимание и тот факт, что в большинстве своем определенность ценностей более соотносится с неопределенностью субъективного переживания голода. Это в полной мере относится к этическому измерению ценностей Бытия в группах студентов технического и юридического профиля. Рассматривая неопределенность (голода — в данном случае) как степень, в которой не накладывается никаких ограничений на возможные выборы, имеющиеся в распоряжении, или на возможные последствия ситуации, можно сделать вывод о том, что субъективно неопределенность голода «может сообщать» человеку,скорее,о «прикосновении к ценностям» быть честным, справедливым, самодостаточным и просто хорошим. Видимо, более способны переживать неопределенность голода (и её ценностную обусловленность соответственно) студенты, характер обучения которых меньше всего затрагивает их личность.

Осознание того эмпирического факта, что ценности Бытия в оценке актуального состояния, выраженные в характеристиках, эксплицирующих физические частнооценочные значения, менее выражены в группе студентов-психологов, указывает направление, регулирующее возможное утомляющее пресыщение однотипным психологическим процессом познания.

Выход — в обогащении отношений созданием подлинной близости, которая может побуждать человека уделять ценностям внимание, т. е. воспринять близость и удерживать ее, ведь переживание ценности, вопреки всем ожиданиям, нас удивляет [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бубер,М. Проблема человека : пер. с нем. — Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1998. — 96 с.

2. Бьюдженталь,Дж. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / пер. с англ. А. Б. Фенько. — М. : Независимая фирма «Класс», 2005. — 336 с.

3. Водопьянова,Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб. : Питер, 2009.

4. Гвардейцева,М. А. Особенности ценностных характеристик саморегуляции психических состояний воспитанников и воспитателей летнего лагеря активного отдыха / М. А. Гвардейцева, О. И. Мухрыгина / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2010. — № 2(8). — С. 99—107.

5. Дубенцов,М. И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности // Современные научные исследования и инновации. Октябрь, 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078 (дата обращения: 10.01.2012).

6. Ильин,Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб. : Питер, 2005.

— 412 с.

7. Корнилова, Т. В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 3(11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.01.12 г). 0421000116/0030.

8. ЛеоноваА. Б. Психотехнологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — М. : Смысл, 2007.

9. Лэнгле, А. Стоит ли полагаться на свои чувства?// Педология — Новый век. — 2002. — № 3(12). — С. 5—12.

10. Маслоу,А. Г. Дальние пределы человеческой психики : пер. с англ. А. М. Тат-лыбаевой ; науч. ред., вст. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. — СПб. : Евразия, 1999.

— 432 с.

11. Маслоу,А. Г. Мотивация и личность. — СПб. : Питер, 2003. — 352 с.

12. Мухрыгина, О. И. Оценочная лексика в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний школьников / О. И. Мухрыгина, Н. Ю. Темникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2011. — № 1(9). — С. 50—56.

13. Перлз,Ф. С. Эго, голод и агрессия : пер. с англ. — 2-е стер. изд. — М. : Смысл, 2005. — 358 с.

14. Прохоров, А. О. Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. — № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.01.2012). 0421100116/0026.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.