ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТЕЙ С МОТИВАЦИОННЫМИ И СМЫСЛОВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМОРЕ ГУЛЯ НИ И СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
© О. И. Мухрыгина
Мухрыгина Ольга Ивановна ведущий психолог Отдела воспитательной работы
Самарский государственный университет путей сообщения
В исслеловании взаимосвязи личностных ценностей как смысловых структур сознания с мотивационными и смысловыми характеристиками саморегуляции психических состояний стулентов вузов выявлены закономерности, выраженные в корреляционных связях мотивационных характеристик саморегуляции с ценностями-целями и смысловых маркеров с ценностями-срелствами.
Ключевые слова: саморегуляция, личностные ценности, потребности, психическое состояние.
Смысловое пространство саморегуляции психических состояний вызывает интерес исследователей тем, что позволяет приблизиться к пониманию действия смыслового связывания в процессе переживания, приводящего к формированию новой смысловой системы в процессе саморегуляции. Исследование внутренней связи данной произвольной активности субъекта с ценностной сферой личности как превращения тем самым нейтрального содержания в эмоционально заряженный смысл конкретизирует исследовательский интерес, т.к. обращает внимание на динамический аспект особой внутренней работы субъекта. Тем самым исследуется возникновение новых побуждений, которые получают «энергетический заряд» посредством связывания нового содержания с мотивационной сферой личности [6, с. 68].
Феноменология личностных ценностей смысловой регуляции в психологической науке традиционно рассматривается в неразрывной связи с потребностями, являющимися мотивационным воздействием на субъекта. В осуществленном нами исследовании мы
рассматриваем побудительную и смыслообразующую сущность процессов, берущих начало от потребностей субъекта, отражающих динамику непосредственных отношений индивида с миром, актуальные требования текущего момента. Личностные ценности рассмотрены как «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные опытом социальной группы [3, с. 226].
Методика
Испытуемые: студенты гуманитарных факультетов вузов г. Самары (Самарского государственного университета, Самарского муниципального института управления, Самарской гуманитарной академии) и студенты негуманитарных факультетов вузов (Самарского государственного университета путей сообщения и Самарского государственного аэрокосмического университета) Возраст студентов — от 18 до 22 лет. Число испытуемых — 120 человек обоих полов.
В данной работе нами были использованы методики, ориентированные на различные аспекты ценностей личности (методика Ш. Шварца [1] и анкета М. Г. Рогова [7]), и разработанная нами методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний [4].
Основой методики Ш. Шварца является концепция М. Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей и собственная концепция Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Автор исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей [1, с. 26—27], выделив следующие мотивационные типы ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность [1, с. 27—30]. Исполь-зованная нами анкета М. Г. Рогова в качестве второй методики [7, с. 310] предоставляет возможность оценить ряд ценностей жизнедеятельности, где в качестве базового отношения, определяющего структуру ценностных ориентаций, выступает их субъективная значимость для конкретной личности [7, с. 155]. Данная методика включает два блока ценностей — терминальные (т) и инструментальные (и).
В первый блок вошли такие ценности как общечеловеческие (1т), активная жизнь (2 т), социально-статусные (3 т), материальные (4 т), профессиональные (5т), познания, возможность образования (6 т), внутренняя удовлетворенность (7 т), общения (8 т),удовольствия (9т), конкурентоспособность (10 т), развитие самосовершенствование (11 т), труд (12 т).
Во второй—власть (1 и)^езаеисимость (2 и)рбъцение (3 и)?сомпетентностъ (4 и),инициативность (5 и),образованность (6 и),высокие запросы (7 и)личная ответственность (8 и)0остижение результата (9 и)рбгцественное одобрение (10 и),личностные свойства (11 и),эрудиция (12 и).
Разработанная нами методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний явилась психологическим инструментом для исследования мотивационных составляющих саморегуляции психических
состояний. В методике выделен мотивационный уровень саморегуляции, представленный мотивационными и смысловыми характеристиками как взаимосвязанными составляющими осознанного регуляторного процесса. Основной диагностический конструкт данной методики выражен характеристиками мотивации саморегуляции состояний и основан на классической теории человеческой мотивации А. Г. Маслоу:
характеристики мотивации саморегуляции на основе потребностей, обладающих организмической и гомеостатической природой (мБаз);
характеристики мотивации саморегуляции на основе потребностей безопасности, защиты от страха, гнева, неустроенности (мБезоп);
характеристики мотивации саморегуляции на основе потребностей общения, любви, социальной присоединенности, идентификации (мОбщ);
характеристики мотивации саморегуляции на основе потребностей уважения, самоуважения, признания, достижения, одобрения (мУваж);
характеристики мотивации саморегуляции на основе потребностей реализации собственных возможностей и способностей, понимания и осмысления, самоактуализации (мСамо).
В скобках указаны используемые нами далее сокращения названий иерархических уровней потребностей.
Дополнительным диагностическим конструктом мы рассмотрели смысловые маркеры, отражающие, на наш взгляд, смысловой контекст саморегуляции состояний, представляющие собой использованные в формулировке заданий стимульного материала фразы, отражающие следующие мотивационные образования:
намерение как мотив, видоизменяющийся и трансформирующийся в новое психологическое образование — мотивационную установку [2, с. 146] и зафиксированную решением направленность на осуществление цели [4, с. 600] («я намерен...»,«у меня есть намерение...»)’,
стремление как выражение активности в удовлетворении потребностей [2, с. 151], и более или менее зафиксированную динамическую тенденцию, которая отчетливо определена [4, с. 5—18] («я стремлюсь...», «у меня есть стремление...»)’,
склонность как «потребностное отношение» [2, с. 160—161] и направленность на определенный вид деятельности [4, с. 521] («я склонен...»).
Результаты исследования
Поскольку ценности переживаются как «идеалы»— конечные ориентиры желательного состояния дел, изначально рассмотрим показатели личностных ценностей, определяемых по типу их мотивационной цели как ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности) в сравнении групп студентов гуманитарных и негуманитарных факультетов вузов.
Наиболее выражены по средним значениям в данной выборке такие ценности по типу мотивационной цели, как универсализм, достижения, самостоятельность, безопасность, доброта. Общие профили средних значений ценностей в обеих группах практически совпадают, с тем лишь исключением, что универсализм как мотивационная цель ценности более выражен по средним значениям в группе студентов негуманитарных
факультетов вузов, а достижения — в группе студентов гуманитарных факультетов вузов. Менее всего ценны мотивационные цели ценностей традиций,конформности и власти.
«Идеальные»портреты терминальных ценностей студентов гуманитарных и негуманитарных факультетов вузов также практически идентичны. Переживаемые как «идеалы»и конечные ориентиры желательного в контексте саморегуляции состояний представлены явно ориентиром на социально-статусные и профессиональные терминальные ценности.
Наименее ценны как цели для студентов обеих групп испытуемых активная жизнь, материальные ценности, ценности познания, обгцения, удовольствия, конкуренто-способность и труд. Небольшое различие по средним значениям выражено в том, что студенты негуманитарных факультетов вузов чуть выше ценят общение и удовольствие при общей картине, скорее, обесценивания представленных ценностей-целей.
Профили средних значений инструментальных ценностей студентов гуманитарных и негуманитарных факультетов вузов также мало различаются. Наиболее ценны личностные свойства и общение как «инструменты» в достижении желаемого (в данном исследовании — психического состояния). Эти ценности чуть выше по средним значениям в группе студентов негуманитарных факультетов вузов.
Скорее обесцененными являются такие ценности-средства как независимость,компетентность,инициативность,образованность,высокие запросы, общественное одобрение и эрудиция. Личную ответственность студенты в обеих группах оценили умеренно высокими оценками с той лишь разницей, что студенты негуманитарных факультетов в среднем считают ее более важной.
Определив ценности как аспект мотивации, соотносящийся с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением, состоянием или ситуацией, мы выявили их связь с потребностями, определяющими мотивационные характеристики саморегуляции негативных состояний в напряженном общении (см. табл. 1). Отметим, что первичный вариант эмпирико-статистической проверки разработанной нами методики диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний был осуществлен именно по результатам исследования саморегуляции негативных состояний в напряженном общении, наиболее сходным образом характеризующем респондентов обеих групп испытуемых. Отметим и то, что использование непараметрического критерия (^коэффициента корреляции Спирмена) в данном исследовании обосновано тем, что по некоторым шкалам, определяющим инструментальные ценности, не обнаружено нормального закона распределения (власть (1и), достижение результата (9 и), эрудиция (12 и)).
Таблица 1
Взаимосвязь ценностей и мотивационных характеристик саморегуляции состояний студентов
(г — коэффициент ранговой корреляции Спирмена, при р < 0,05* и при р < 0,01**)
Мотивационные характеристики саморегуляции Ценности мБаз мБезоп мОбщ мУваж мСамо
Конформность 0,425**
Доброта -0,286* 0,303*
Универсализм 0,360*
Материальные -0,451*
Общения (8 т) 0,306*
Общение (3 и) -0,341* 0,378*
Компетентность (4 и) 0,297*
Общественное одобрение (10 и) -0,352*
Как видно из таблицы 1, положительные и отрицательные ^коэффициенты корреляции Спирмена дают основания для констатации связи между характеристиками мотивации саморегуляции и рядом инструментальных ценностей в данной выборке респондентов.
Можно говорить об инструментально-регуляторной роли мотивационных характеристик саморегуляции психических состояний, имеющих основой потребности, обладающие организмической и гомеостатической природой (мБаз), и потребности безопасности, защиты от страха, гнева, неустроенности (мБезоп). Данные мотивационные характеристики, скорее всего, определяют выбор средств саморегуляции негативных состояний в напряженном общении.
Интересно и то, что ценность общения представлена в данном контексте и как цель (т) и как средство (и)\ наибольшее число связей здесь выявлено с мотивационными характеристиками, имеющими в своей основе потребности общения, любви, социальной присоединенности, идентификации (мОбщ). Этот факт в соотнесении с вышепредставленными данными средних значений в обеих группах испытуемых говорит о значимости общения как регуляторной характеристики саморегуляции негативных состояний в напряженном общении. Кроме того, связь мотивационных характеристик, имеющих в своей основе потребности общения, любви, социальной присоединенности, идентификации (мОбщ), с ценностями самотрансцендентности и консерватизма (конформность, доброта, универсализм), возможно, отражает ориентир студенческой аудитории на позитивное взаимодействие, которое становится явно необходимым при вступлении в контакт с кем-то вне своей среды или при расширении первичной группы [1, с. 31].
В таблице 2 представлены корреляционные связи ценностей и смысловых маркеров саморегуляции психических состояний, представленных намерением, стремлением и склонностью как мотивационными образованиями.
Таблица 2
Взаимосвязь ценностей и смысловых маркеров саморегуляции состояний студентов (г-коэффициент ранговой корреляции Спирмена, при р < 0,05* и при р < 0,01**)
Смысловые ^'^маркеры Ценности «я стремлюсь » «у меня есть стремление » «у меня есть намерение» «я намерен » «я склонен»
Гедонизм 0,402**
Активная жизнь (2 т) -0,378**
Материальные (4 т) -0,295*
Общения (8 т) 0,292*
Как видно из таблицы 2, положительные и отрицательные 1— коэффициенты корреляции Спирмена дают основания для констатации специфики связи между смысловыми диагностическими маркерами саморегуляции и рядом ценностей жизнедеятельности в данной выборке респондентов.
Поскольку смысловые маркеры рассматриваются нами в данном исследовании как критерий осмысления мотива в произвольной саморегуляции состояний, можно говорить о терминально-регуляторной роли смысла мотива в саморегуляции состояний. Такая формулировка может быть обоснована тем, что из четырех ценностей, имеющих непараметрическую корреляционную связь со смысловыми маркерами, три — представляют собой терминальные ценности. Кроме того, смысловое связывание намерения как зафиксированной решением направленности на осуществление цели тем более выражено в осмыслении саморегуляции негативных состояний в напряженном общении, чем меньшую ценность имеет активная жизнь. Это вполне отражает сложность отношений «средство-цель» [5, с. 247] в контексте данного исследования: можно предположить, что намерение как мотив, видоизменяющийся и трансформирующийся в новое психологическое образование — мотивационную установку, являющееся явно «целевым» показателем саморегуляции, снижает ценность активной жизни как цели в саморегуляции негативных состояний в напряженном общении.
Смысловое связывание стремления как выражения активности в удовлетворении потребностей с материальными ценностями-целями также носит отрицательный характер.
Ценность гедонизма и общения как цели обретает большую важность при усилении склонности как направленности на определенный вид деятельности, что специфически характеризует побудительную и смыслообразующую сущность процессов саморегуляции в обобщенном и переработанном опыте социальной группы студентов.
Таким образом, можно говорить об особенностях действия смыслового связывания в процессе переживания, приводящего к формированию новой смысловой системы в процессе саморегуляции негативных состояний в напряженном общении. Выявленная взаимосвязь инструментальных ценностей и ценностей самотрансцендентности и консерватизма с мотивационными характеристиками саморегуляции состояний говорит о специфическом выборе способов и средств в произвольной активности субъекта. Данный выбор основан на потребностях, обладающих организмической и гомеостатической
природой, и потребностях безопасности, защиты от страха, гнева, неустроенности. Смысловой контекст саморегуляции, выраженный более узким кругом ценностей-целей, отражает как усложнение отношений «средства-цель», так и снижение ценности активности в саморегуляции состояний студентов. Это может говорить о «смешении» (путанице) средств и целей в саморегуляции негативных состояний студентов в напряженном общении. Тем не менее, смысловой контекст саморегуляции в данном случае носит, скорее, позитивно-целевой характер (гедонистически-терминальный), а более осмысленная направленность на определенный вид деятельности, скорее, способствует формированию новой смысловой системы в процессе саморегуляции негативных состояний студентов в напряженном общении.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают специфику связи мотивационно-смысловых характеристик саморегуляции психических состояний как произвольной активности субъекта с ценностной сферой личности и обозначают возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы саморегуляции психических состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карандашев,В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.
3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. М. : Смысл, 2003. 487 с.
4. Мухрыгина, О. И. Методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний: руководство по применению. Самара : Самар. гуманит. акад., 2007. 26 с.
5. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 608 с.
6. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М. : ПЕР СЭ, 2005. 352 с.
7. Рогов, М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : дис. докт. психол. наук. Казань, 1999. 350 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2001. 720 с.
THE PARTICULARITIES oF CoRRELATIoN of vALUES wITH
motivational and semantic characteristics of self- regulation of student's conditions
o. Myhrigina
In research the correlation of personal values as semantic structures of consciousness with motivational and semantic characteristics of self-regulation of mental conditions of students at high schools the tendency expressed in correlation communications of motivational characteristics of self-regulation with values-purposes and semantic markers with values-means are revealed.
Key words: self- regulation, personal values, requirements, a mental condition.