Научная статья на тему 'Мотивационно-смысловое опосредование саморегуляции психических состояний студентов'

Мотивационно-смысловое опосредование саморегуляции психических состояний студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СМЫСЛ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / MENTAL CONDITION (STATE) / MOTIVE / SENSE / SELF- REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна

Мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний рассмотрено в специфике ситуации напряженного общения. Проведено сравнительное исследование мотивационных различий и коррелят саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей (на примере вузов г.Самары).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational and semantic means of self-regulation of mental conditions of students

Motivational conditions of self-regulation of mental states it is considered in specificity of a situation of intense dialogue. Comparative research of motivational distinctions and correlations of self-control of conditions of students of humanitarian and technical specialities (on an example of high schools of Samara) is carried out.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-смысловое опосредование саморегуляции психических состояний студентов»

МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

© О.И.Мухрыгина

Мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний рассмотрено в специфике ситуации напряженного общения. Проведено сравнительное исследование мотивационных различий и коррелят саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей (на примере вузов г.Самары). Ключевые слова: мотив, смысл, саморегуляция, психическое состояние.

Смысловая регуляция психических состояний является сегодня активно разрабатываемым направлением в психологической науке [8]. Тем не менее, мало изученными остаются мотивы, являющиеся психологической причиной изменения личностного смысла саморегуляции состояний в определенной ситуации. В этом контексте практически без внимания оказались ситуации студенческой жизни, где саморегуляция состояний постоянно имеет место. Результаты многочисленных исследований показывают, что в «студенческом возрасте» увеличивается не только арсенал психорегулирующих средств, но и изменяется его качественный состав, связанный с включением интеллектуальных способов и методов, рассудочными действиями. Данные эмпирические факты связаны с тем, что в основе таких изменений лежит более высокий уровень развития студента как субъекта, а также повышение сложности его деятельности [7].

Эта специфика саморегуляции психических состояний студентов и явилась основным содержанием проблемы данного исследования, целью которого стало выявление особенностей мотивационно-смыслового опосредования саморегуляции психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей в конкретной ситуации.

Объект исследования - саморегуляция психических состояний студентов гуманитарных и технических специальностей, а предмет -особенности мотивационно-смыслового опосредования саморегуляции их состояний.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: различные мотивационные уровни характеризуют специфику опосредования саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей.

Методика

Испытуемыми явились студенты гуманитарных и технических специальностей вузов г.Самара (обоих полов в возрасте от 18 до 22 лет) в количестве 251 человека.

Методика исследования. Ситуативный контекст мотивационно-смыслового опосредования саморегуляции состояний студентов в ходе данного исследования был задан ранее выявленными сходствами и различиями личностно-смысловой специфики саморегуляции студентов гуманитарных и технических специальностей вузов в ситуации напряженного общения [6]. Различия и относительные сходства в личностно-смысловой оценке суждений о смысле (цели) саморегуляции негативных и позитивных состояний в этой ситуации студентами были использованы для исследования «психологического центра ситуации» - мотива и смысла мотива - узла, «в котором сходятся потребности субъекта, актуальные в данный момент, и возможности их реализации, содержащиеся в ситуации» [1, с.193].

С этой целью использовались широко известные методики: «Мотивация аффилиации» (тест А.Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова) [1, с.373-375], «Мотивация успеха и боязнь неудач» (предложена А.А.Реаном) [1, с.382-383] и методика самооценки психических состояний Г.Айзенка [4, с.82-83]. Кроме того, была использована методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции психических состояний [5].

Основные результаты и их обсуждение

Обнаружено, что аффилиативные показатели мотивации в обеих выборках студентов представлены примерно одинаково. Наиболее выражены показатели следующих типов аффилиации:

- более трети студентов обеих групп характеризуются слабыми аффилиативными параметрами (и стремление к принятию и страх отвержения низки по своим значениям) - по 38% и 40% в группах студентов гуманитарных и технических специальностей соответственно;

- примерно столько же студентов в каждой из групп характеризуются обратным соотношением аффилиативной мотивации (страх отвержения выше стремления к принятию) - 36% и 38%.

Еще один мотивационный показатель, используемый в данном исследовании - «Мотивация успеха и избегания неудач» - также показал близкие параметры каждой из групп испытуемых:

- соотношение показателей выраженного стремления к успеху в каждой из групп респондентов примерно одинаковое (менее четверти в каждой из групп);

- чуть более часто встречаются показатели неопределенной мотивации в группе студентов гуманитарных специальностей (37% от общего числа респондентов данной группы, и 35% - в другой группе, соответственно);

- примерно также выражена мотивация боязни (избегания) неудач.

В исследовании мотивационно-смыслового опосредования саморегуляции состояний важно было выявить соотношение выраженности наиболее типичных психических состояний тревожности, фрустрации и агрессии (по методике Г.Айзенка) в группах студентов гуманитарных и технических специальностей.

Установлено, что наибольшая выраженность состояния тревожности, связанного с переживанием эмоционального дискомфорта, ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности (15-20 баллов), характерна для малого числа студентов как гуманитарных, так и технических специальностей (не более чем для 12% испытуемых в каждой из групп).

Средний (допустимый) уровень выраженности состояния тревожности (8-14 баллов) и отсутствие тревожности (0 - 7 баллов) представлен примерно по 40% респондентов от численности каждой из групп.

Состояние фрустрации, выражающееся в характерных особенностях переживаний, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач, в группах студентов гуманитарных и технических специальностей также представлено сходным образом. Студентов со средним уровнем фрустрации (8-14 баллов) в обеих группах является большинство (более половины в каждой группе). Студентов с доминирующим состоянием фрустрации, проявляющемся в снижении самооценки и избегании неудач (1520 баллов) представлено крайне мало.

Состояние агрессии или агрессивности имеет несколько более высокую выраженность в группах студентов. Тем не менее, эти данные также лежат в уровне средней выраженности этого состояния (до 14 баллов), что характеризуется неявно выраженным переживанием скрытого недоброжелательства, гнева, импульсивной активностью. Студентов-гуманитариев с данным показателем агрессивности 40%, а студентов технических специальностей - 32%. С выраженной агрессивностью (более 17 баллов) студентов в каждой из групп не более 10%.

Таким образом, как по наиболее общим мотивационным признакам -мотивации аффилиации и мотивации успеха или избегания неудач, так и по выраженности признаков наиболее типичных состояний тревожности, фрустрации и агрессия в напряженном общении студенты являются однородной группой вне зависимости от направленности специальности, получаемой в вузе.

Далее были выявлены различия между исследуемыми характеристиками негативных и позитивных состояний в каждой из групп студентов гуманитарных и технических специальностей с использованием /-критерия Стьюдента (см. Табл. 1 и 2).

Таблица 1

Значимые различия параметров мотивации саморегуляции состояний в группе студентов гуманитарных специальностей по /-критерию Стьюдента, где п (негативные состояния) р (позитивные состояния))

Средн. Средн. Уровень Станд. Станд.

знач. п знач. р критерий значи- откл п откл р

Параметры мотивации мости

саморегуляции состояний Р

Мотивационные характеристики

саморегуляции психических состояний, основой которых являются 39,34 42,76 -2,33 0,02 6,19 8,60

потребности в безопасности,

защите от страха, гнева, неустроенности

Мотивационные характеристики

саморегуляции психических состояний, основой которых являются 34,47 31,07 2,45 0,02 6,57 6,22

потребности в общении, любви,

социальной присоединенности, идентификации

Смысловой маркер "я стремлюсь...." 38,60 40,76 -2,03 0,04 4,74 5,57

Результаты, представленные в таблице 1, говорят о существенных различиях мотивационно-смысловых параметров негативных и позитивных психических состояний студентов гуманитарных специальностей в ситуации напряженного общения. Мотивационный компонент сохранения и продления позитивных состояний студентов-гуманитариев связан с более выраженной актуализацией потребностей в безопасности и общей динамической тенденции («я стремлюсь...»). Кроме того, негативные состояния как мотиваторы в большей степени актуализируют потребности в общении в группе студентов-гуманитариев. Однако заметим, что данные различия не касаются изменения параметров состояний. Это можно связать как с особенностями методики, так и со спецификой смысловой регуляции респондентов данной группы. Фактически изменение личностного смысла и его функции (мотива) не затрагивает субъективного изменения психического состояния студентов-гуманитариев.

Иная картина мотивационного опосредования саморегуляции состояний в ситуации напряженного общения складывается в группе студентов технических специальностей, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Значимые различия параметров мотивации саморегуляции состояний в группе студентов технических специальностей по /-критерию Стьюдента: п (негативные состояния) р (позитивные состояния))

Параметры мотивации саморегуляции состояний Средн. знач.п Средн. знач.р критерий Уровень значимости Р Станд. Откл п Станд. откл р

Смысловой маркер "у меня есть намерение..." 39,92 37,72 2,02 0,05 5,15 3,12

Состояние тревожности 8,96 5,96 3,94 0,001 3,35 3,22

Как показано в таблице 2, изменение личностного смысла и его функции (мотива) в группе студентов технических специальностей затрагивает субъективное изменения тревожности как психического состояния. Это, возможно, связано с тем, что тревожность является для студентов технических специальностей, скорее, неравновесным состоянием, а его регулятором в данном случае выступает смысловая характеристика, связанная с зафиксированной решением направленностью на осуществление цели (усиление смысла, связанного с намерением).

Таким образом, затруднения студентов технических специальностей в дифференциации смысловой регуляции негативных состояний в напряженном общении обусловлены проблемностями особого рода, связанными с регуляцией меры тревожности в напряженном общении. Смысловая характеристика мотива, связанная с решением направленности на осуществление цели (намерением) «берет» на себя регуляторную функцию совладать с тревожностью (высокий уровень значимости р = 0,001).

Заметим, что в обеих группах не выявлено значимых различий по результатам, полученным с помощью уже известных методик (мотивация аффилиации и мотивация достижения). Это подтверждает предположение о том, что в измерениях мотивационных компонентов состояний и их саморегуляции необходим более чувствительный диагностический инструментарий.

Кроме того, информативными оказались результаты сравнительного анализа корреляционных матриц интересующих нас показателей мотивационного опосредования саморегуляции состояний.

Мотивационное опосредование негативных состояний в ситуации напряженного общения студентов гуманитарных специальностей выражено только одной связью (г = - 0,51, где г - коэффициент корреляции Пирсона, при Р < 0,05) показателей мотивации успеха и зафиксированной решением направленности на осуществление цели (дополнительный смысловой маркер -«я намерен.»). Можно говорить о том, что мотивационное обусловливание негативных состояний студентов гуманитарных специальностей в напряженном общении характеризуется довольно обобщенным мотивационным уровнем: чем менее выражена направленность на осуществление цели (смысла) изменения негативного состояния в напряженном общении, тем более существенна мотивация на успех в данной ситуации. Именно это позволяет студентам гуманитарных специальностей быть более продуктивными в категоризации суждений о смысле саморегуляции, в противовес трудностям дифференциации этих суждений студентами технических специальностей [6].

Более выраженным для студентов-гуманитариев является мотивационное опосредование саморегуляции положительных состояний, о чем свидетельствует относительно большое число мотивационных коррелят. В таблице 3 показаны корреляционные связи характеристик мотивации саморегуляции состояний и различных параметров позитивных состояний в ситуации напряженного общения в данной группе студентов.

Таблица 3

Корреляционные связи параметров саморегуляции позитивных состояний студентов гуманитарных специальностей в ситуации напряженного общения (г-коэффициент корреляции Пирсона, при р < 0,05)

Параметры саморегуляции психических состояний Стремление к принятию Страх отвержения Агрессия

Мотивационные характеристики саморегуляции психических состояний, основой которых являются потребности в общении, любви, социальной присоединенности, идентификации 0,52

Мотивационные характеристики саморегуляции психических состояний, основой которых являются потребности в уважении, самоуважении, признании, достижении, одобрении -0,60

Смысловой маркер «я намерен. » 0,64

Смысловой маркер «я склонен. » -0,60

Как показано в таблице 3, основными причинами сохранения позитивных состояний студентов гуманитарных специальностей в напряженном общении являются мотивационные характеристики саморегуляции состояний, в основе которых лежат потребности в уважении, признании, достижении, одобрении и потребности в общении любви, социальной присоединенности, идентификации. Эти мотивационные характеристики взаимосвязаны с таким аффилиативным показателем мотивации как страх отвержения: первые - снижают его проявление в данной ситуации, вторые - усиливают. Взаимосвязь дополнительных смысловых маркеров, характеризующих смысл мотивации саморегуляции положительных состояний студентов данной группы, говорит о следующем: если стремление к приятию усиливается с решением направленности на осуществление цели (намерение), то готовность к деятельности (склонность) снижает переживание состояния агрессии. Этот вывод может быть очень любопытен, поскольку описывает «рецепт» сохранения позитивных состояний и их продления студентами гуманитарных специальностей.

В таблице 4 представлена картина мотивационного обусловливания саморегуляции негативных состояний студентов технических специальностей, которая выражена большим числом корреляционных связей (3 связи), относящихся к негативным состояниям, чем - студентов-гуманитариев (1 связь).

Таблица 4

Корреляционные связи параметров саморегуляции негативных состояний студентов технических специальностей в ситуации напряженного общения (г-коэффициент корреляции Пирсона, при р < 0,05)

Параметры саморегуляции психических состояний Стремление к принятию Тревожность

Мотивационные характеристики саморегуляции 0,43

психических состояний, основой которых являются потребности базового уровня, обладающие организмической и гомеостатической природой (здесь: активационно-энергетический компонент саморегуляции как произвольной активности субъекта)

Мотивационные характеристики саморегуляции психических состояний, основой которых являются потребности в общении, любви, социальной присоединенности, идентификации -0,44

Смысловой маркер «я стремлюсь. » -0,42

Мотивационное опосредование саморегуляции позитивных состояний, как показано в таблице 4, связями относительно невысоких значений. Аффилиативный мотивационный признак стремление к принятию специфично актуализирует потребности различного уровня: усиливает активационно-энергетический компонент саморегуляции негативных состояний, и ослабляет потребности в общении. Показатель корреляции наиболее общей мотивационной динамической тенденции («я стремлюсь...») с параметром состояния тревожности отражает специфику совладания с этим состоянием в напряженном общении. Это, на наш взгляд, дает ответ на вопрос, поставленный выявленными различиями по признаку тревожности в негативном и позитивном контексте данного состояния в напряженном общении (см. Табл. 2).

Были установлены мотивационные корреляты мотивационной обусловленности сохранения, продления и вызывания позитивных состояний студентов технических специальностей в напряженном общении (Таблица 5).

Таблица 5

Корреляционные связи параметров саморегуляции позитивных состояний студентов технических специальностей в ситуации напряженного общения (r-коэффициент корреляции Пирсона, при p < 0,05)

Параметры саморегуляции психических состояний Страх отвержения Тревожность Фрустрация Агрессия

Мотивационные характеристики саморегуляции психических состояний, основой которых являются потребности в общении, любви, социальной присоединенности, идентификации 0,41

Мотивационные характеристики -0,40 -0,43

саморегуляции психических состояний, основой которых являются потребности в реализации собственных возможностей и способностей, понимании и осмыслении, самоактуализации

Смысловой маркер «у меня есть намерение...» 0,40

Смысловой маркер «я склонен. » -0,55

Как показано в таблице 5, наибольшее число связей мотивационно-смысловых характеристик состояний установлено с параметрами состояний тревожности, фрустрации и агрессивности студентов технических специальностей в позитивном контексте ситуации напряженного общения. Взаимосвязь основных и дополнительных мотивационных характеристик саморегуляции состояний студентов данной группы, говорит о более сложном «рецепте» сохранения и поддержания позитивных состояний:

- актуализация потребностей самого высокого уровня потребностей в реализации собственных возможностей и способностей, понимании, осмыслении, самоактуализации способствует снижению страха отвержения и выраженности состояния фрустрации;

- усиление переживания фрустрации обусловлено более выраженным решением направленности на осуществление цели (намерение), сохранения и поддержания позитивного состояния;

- готовность к деятельности (склонность) снижает переживание состояния агрессии.

На наш взгляд, этот вывод может быть очень любопытен, поскольку описывает «рецепт» сохранения позитивных состояний и их продления студентами технических специальностей. Сравнение корреляционных связей, характеризующих группы студентов гуманитарных и технических специальностей (см. Табл.4 и Табл.5) показало явное сходство в том, что в обеих группах зафиксирована сходная корреляционная связь параметра переживания состояния агрессии с готовностью к деятельности («я склонен...») в контексте сохранения состояний в напряженном общении.

Данный факт, на наш взгляд, является ценным с точки зрения саморегуляции состояния агрессии в его позитивном контексте. Установлено, что готовность к деятельности, выраженная дополнительным смысловым маркером, характерна только для мотивационного обусловливания саморегуляции позитивных состояний. Отрицательную ее связь с выраженностью переживания агрессии эффективно интерпретировать с привлечением формулировок Л.Г.Дикой (ориентация на деятельность и ориентация на состояние) [1, с.246]) следующим образом:

- если в сохранении позитивных состояний в напряженном общении студенты склонны усиливать состояние агрессии, то снижается готовность к деятельности;

- или усиление готовности к деятельности снижает выраженность переживания агрессивности как состояния.

Этот факт является наиболее общим признаком сходства мотивационного обуловливания саморегуляции состояний студентов как гуманитарных, так и технических специальностей. Качественными различиями характеризуются уровни мотивационных составляющих саморегуляции позитивных и негативных состояний студентов гуманитарных и технических специальностей в определенной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

4. Методики диагностики и измерения психических состояний личности /Автор и составитель А.О.Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2004. 176 с.

5. Мухрыгина О.И. Методика диагностики мотивационного уровня саморегуляции состояний: руководство по применению. Самара: Самар. гуманит. акад. 2007. 26 с.

6. Мухрыгина О.И. Прикладные аспекты исследований личностно-смысловых и мотивационно-смысловых особенностей саморегуляции состояний студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-политической стабилизации России: матер. II Всероссийской научно-практической конференции. Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2008. С.185-189.

7. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2005. 352 с.

8. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352 с.

MOTIVATIONAL AND SEMANTIC MEANS OF SELF-REGULATION OF MENTAL CONDITIONS OF STUDENTS

Motivational conditions of self-regulation of mental states it is considered in specificity of a situation of intense dialogue. Comparative research of motivational distinctions and correlations of self-control of conditions of students of humanitarian and technical specialities (on an example of high schools of of Samara) is carried out.

Keyword: motive, sense, self- regulation, mental condition (state).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мухрыгина Ольга Ивановна старший преподаватель кафедры психологии управления

НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия»

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.