ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В ДИАГНОСТИКЕ ЦЕННОСТЕЙ БЫТИЯ КАК РЕГУЛЯТОРОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
© О. И. Мухрыгина © Н. Ю. Темникова
Мухрыгина Ольга Ивановна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии управления
Самарская гуманитарная
академия
Темникова Наталья Юрьевна кандидат
филологических наук доцент кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения
Самарский государственный университет путей сообщения [email protected]
В статье рассмотрена психолингвистическая трактовка ряла ценностей Бытия, вылеленных Л. Г. Маслоу. Эмпирически обоснованы половые и возрастные различия ценностей.
Ключевые слова: смысловая саморегуляция, психическое состояние, личностные ценности, психолингвистическая трактовка ценностей Бытия.
Ценности играют особую роль в регуляции и саморегуляции активности человека, поскольку, «являясь основой мотивации, позволяют рассматривать последнюю включенной в базовый уровень функциональной структуры регуляции состояний наряду с личностным смыслом, рефлексией переживаемого состояния и образом состояния (желаемого и актуального)»[8, с. 55]. Роль личностных ценностей в саморегуляции как устойчивых мотивационных образований или источников мотивации «не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности» [5, с. 225]. Взаимосвязь высшего уровня смысловых структур с саморегуляцией психических состояний можно рассматривать в связи с общей смысловой перестройкой: «например, в ситуации кризиса саморегуляция направлена на преобразование наиболее общих смысловых структур, формирование новых ведущих ценностей, составляющих основание целостной жизнедеятельности человека» [8, с. 68]. Это обусловлено тем, что личностные ценности
являются неизменным и устойчивым в жизни субъекта источником смысло-образования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром. В обыденных ситуациях ценностная регуляция, возможно, обнаруживается не так явно, однако выявление ее механизмов является очень важным для прикладной психологической работы.
Наш исследовательский интерес направлен на рассмотрение высших ценностей — ценностей Бытия, не только определяющих структуру побуждения субъекта в смысловой саморегуляции состояний, но и представляющих собой, согласно подходу А. Г. Маслоу [6], те ценности, к которым устремлены многие (большинство? все?) люди. Именно эти ценности, согласно мнению А. Г. Маслоу, обнаруживают себя в процессе терапии. «Высшие ценности способны принести человеку высшее удовлетворение независимо от того, осознаются они им или нет; они даруют человеку чувство совершенства, завершенности, ясности, исполнения желаний и предназначения и т. д.» [6, с. 147].
На основе списка ценностей Бытия А. Г. Маслоу, нами разработана «Шкала ценностей Бытия в оценке актуального состояния» [2], предназначенная для выявления выраженности ценностных характеристик психических состояний. В основу данной методики положена трактовка ценностей Бытия по А. Г. Маслоу, который понимал под ними «не описания идеального мира и не проекции желаний исследователя», а высшие переживания, которые «обычно оцениваются людьми как моменты просветления»[6, с. 118]. Подобное понимание ценностей обусловливает их применение в диагностике такой психологической категории, как смысловая саморегуляция состояний, поскольку определяющими эти ценности являются переживания людей, обозначающие, на наш взгляд, универсальные ценностные ориентиры в регуляции любых состояний человека.
В ходе исследований А. Г. Маслоу был выявлен следующий ряд определений и словесных конструктов описания мира в моменты высших переживаний: правда, красота, цельность, гармония, живость, уникальность, совершенство,нужность и необходимость,завершенность,справедливость, порядок,простота,богатство,спокойствие и вольность,игра,самодостаточность [6, с. 117]. Данный ряд понятий А. Г. Маслоу называет перечнем характеристик реальности светлых черт того мира, что видится людям в мгновения высших переживаний и что совпадает с тем, «что принято называть вечными ценностями» [6, с. 120]. Именно данные формулировки составляют базовую часть стимульного материала разработанной нами «Шкалы ценностей Бытия в оценке актуального состояния». Авторским дополнением по отношению к исследованиям А. Г. Маслоу стали диагностические конструкты, позволяющие сделать акцент на переживаемом актуальном состоянии. Данная методика требует завершения предлагаемой фразы «Оценивая сейчас свое состояние,мне важно быть... (каким?)» и оценки ее по семибалльной шкале (от 1 до 7). В результате диагностики анализируются фиксированные профили по 26 дескрипторам. Это дает возможность установить ценностные основания смысловой регуляции состояния личности.
Для решения проблемы корректного использования списка ценностей Бытия в качестве адекватного рабочего диагностического материала мы осуществили психолингвистический анализ формулировок диагностических конструктов как предикатов ,явно отличающихся от других,использующихся в современных разработках ценностной проблематики [3, 4].
Отметим, что в центре внимания лингвистических исследований значения возможности обычно находится описание семантических особенностей модальных предикатов, их многозначность и полифункциональность [7]. Наш исследовательский интерес направлен на установление характера лингвистической классификации оценочных определений. В этой связи отметим, что в лингвистической науке при анализе феномена оценки и ее проявлений в языке обычно выделяют два типа аксиологических значений: общеоценочные и частнооценочные. «Первый тип, — отмечает Н. Д. Арутюнова, — реализуется прилагательными хороший и плохой, а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный,превосходный,великолепный...). Эти прилагательные выражают холистическую оценку, аксиологический итог»[1, с. 198]. Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее, согласно Н. Д. Арутюновой, входят значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения. В предлагаемой классификации принят характер основания оценки, ее мотивации. Представим анализируемый материал в таблице 1.
Таблица 1
Классификация предикатов, характеризующих актуальные состояния,
с точки зрения основания оценки
Обще- оценочные лексемы Лексемы, выражающие частнооценочные значения
Сенсорные оценки Эстети ч ески е и этические оценки Рационалистические оценки
Физические оценки Психологические оценки Эстетические оценки Этические оценки
Хороший Совершенный Красивый Игривый Живой Цельный Вольный Самодоста- точный Богатый Завершенный Уникальный Красивый Гармоничный Справед- ливый Правдивый Необходимый
Как показано в таблице 1, среди частнооценочных значений можно выделить следующие категории:
1) сенсорные (или гедонистические) оценки. Они связаны с ощущениями, чувственным опытом — физическим и психическим и «ориентируют человека в природной и социальной среде, способствуя его аккомодации, достижению комфортности»[1, с. 198]. Эти оценки (прежде всего те из них, которые основываются на физическом опыте) обычно не мотивируются. Оценка прямо проистекает из того ощущения, которое, независимо от воли и самоконтроля, испытывает человек:
а) физические оценки: красивый,привлекательный,приятный’,
б) психологические оценки (более рациональны, направлены на осмысление мотивов оценки):
• интеллектуальные оценки: интересный,умный’,
• эмоциональные оценки: веселый,приятный,желанный,любимый’,
2) эстетические и этические оценки. Возвышаются над сенсорными оценками, «гуманизируя»их. Эстетические оценки связаны с удовлетворением чувства прекрасного, этические — с удовлетворением нравственного чувства. Эти два вида чувствований составляют ядро духовного начала человека [1, с. 199]:
а) эстетические оценки: красивый,гармоничный’,
б) этические оценки: справедливый,добрый,добродетельный’,
3) рационалистические оценки, которые связаны с практической деятельностью, практическими интересами и повседневным опытом человека. Их основные критерии — физическая или психическая польза, направленность на достижение определенной цели: необходимый, корректный, полезный.
Характерно, что изначально в стимульном материале «Шкалы ценностей Бытия в оценке актуального состояния» преобладают характеристики, эксплицирующие частнооценочные значения. Вследствие этого можно говорить о том, что, по результатам выявления таких трансситуативных регуляторов состояний, как ценности Бытия (или высшие ценности), на индивидуальном уровне возможен вывод о ценностном синдроме, описанном различной совокупностью сенсорных (физических и/или психологических), эстетических и/или этических лексем.
Фактически, установление роли оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний позволит определить специфическую картину универсальных ценностных ориентиров в регуляции любых состояний человека.
Методика исследования
Процедура эмпирического исследования в рамках анализируемых выше ценностных категорий построена с учетом специфики эмпирических проявлений и функционирования в системе смысловой регуляции состояний субъекта ценностей как относительно трансситуативных регуляторов. Ряд результатов, полученных нами в процессе использования вышеописанной методики, уже представлен в печати [2]. В данной публикации в качестве основных результатов исследования рассмотрим статистически обоснованные данные только по «Шкале ценностей Бытия в оценке актуального состояния» с акцентом на выявлении особенностей оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия как регуляторов актуального состояния школьников в ситуации отдыха.
Выборку составили 125 школьников, отдыхающих в летнем лагере активного отдыха, среди которых 7 0 девочек и 55 мальчиков в возрастном диапазоне от 12 до 17 лет. Каждая возрастная подгруппа представлена примерно равным числом респондентов (от 20 до 22 человек в возрасте 12, 13, 14, 15, 16 и 17 лет).
Объектом исследования явились ценности Бытия школьников, пребывающих на отдыхе в летнем лагере.
Предметом — половые и возрастные различия ценностей Бытия школьников.
Мы исходили из предположения о том, что существуют различия по половому и возрастному признаку по ряду ценностей Бытия, представляющие собой как общеоценочные, так и частнооценочные значения.
Результаты исследования
Переходя к описанию основных результатов, отметим, что мы отмечаем особый интерес к возрастному аспекту в рассмотрении субъекта в его ценностном регуляторном становлении и развитии. Именно возрастная динамика ценностей может оказаться наиболее значимым эмпирическим материалом для обращения к ценностям как основам воспитания и психологической поддержки развивающейся личности. Отметим, что этот вопрос в настоящее время разрабатывается только в отдельных исследованиях [4, с. 133—139].
В таблице 2 представлено частичное подтверждение предположения о половых различиях в ценностно-бытийном регуляторном аспекте.
Таблица 2
Значимые различия ценностей Бытия в оценке актуального состояния школьников по і-критерию Стьюдента (п = 125)
«Оценивая сейчас свое состояние, мне важно быть... Средние значения в группе мальчиков Средние значения в группе девочек критерий Уровень значимости (Р) Стандотаї (мальчики) Стандотаї. (девочки)
...правдивым, честным» 4,72 5,60 -3,0 0,001 1 ,71 1 ,61
... справедливым» 5,02 5,74 -2,6 0,01 1 ,65 1 ,46
Как показано в таблице 2, установлен довольно узкий ряд различий ценностей Бытия по половому признаку. Однако высокий уровень значимости различий и вид лексем, выражающих данные ценности, говорят о неслучайности данных результатов. Установленные различия основаны на этических частнооценочных характеристиках, что говорит об основном критерии полового различия в трактовке ценностей Бытия: для девочек правдивость и справедливость как регуляторы актуального состояния более значимы, чем для мальчиков. Можно говорить о том, что ясность в определении самого состояния и регуляторной направленности в его изменении (или сохранении) для девочек диктуется специфическим частнооценочным способом (и формулировкой в т. ч.). Относительность содержания конструктов «... быть правдивым, честным»и «... быть справедливым» в оценке своих состояний, скорее всего, говорит о некоторой зависимости от этического наполнения Бытия, более сформированного в ходе освоения культуры в сознании именно девочек-школьниц.
На рисунке 1 представлена изменчивость ряда ценностей Бытия в зависимости от возраста, что отражает возрастные различия ценностей Бытия школьников.
ОгтІїкчІ 1ф.1Ф-Ы311.га2га Г» Кн 'ірЛі ІІ І ■ * І ■
-т і 11 п ЦІВЯііч -і
Рис. 1. Изменчивость ряда ценностей Бытия в зависимости от возраста
Как видно на рисунке 1, изменчивость характерна только для двух ценностей Бытия, эксплицируемых с помощью слов с частнооценочной семантикой. Одна из этих ценностей описывается лексемой, относящейся к этическим, а другая — к сенсорным (физическим) оценкам. Можно говорить о том, что правдивость и честность обладают наименьшей ценностнорегуляторной функцией для 14-летних школьников, а наибольшей — для 16-летних, что логично соотносится с возрастными особенностями школьников. Обратим внимание на этот «пик» в оценке правдивости, за которым вновь «следует» снижение (для 17-летних). На наш взгляд, регуляторная функция правдивости-честности на рубеже 16 лет испытывается «на проч-ность»и «надежность», где огромную роль играют факторы референтности.
Ценность, выраженная частнооценочной лексемой «...быть игривым», динамична совершенно иначе: если для 12-ти, 13-ти и 14-тилетних школьников это относительно неизменный регулятор активности, то переоценка данной бытийной ценности достаточно заметна в 15 и, тем более, 16 лет.
Наблюдаемое снижение регуляции, обозначаемой как игровая, вновь предшествует заметному изменению (скачку в данном случае) в 17 лет. Пересмотр игровой ценностно-регуляторной роли является, на наш взгляд, актом взросления и переосмысления Бытийной наполненности «игр».
В качестве основных выводов в комплексном рассмотрении особенностей оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия важно отметить, что:
• установлены половые различия только в части ценностей Бытия, описываемых только частнооценочными значениями;
• «правдивость, честность» и «справедливость» как ценностные регуляторы являются основой ключевого различия в переживании состояний мальчиков и девочек, с большей выраженностью у последних;
• возрастная изменчивость характерна только для двух ценностей Бытия частнооценочной специфики — «быть правдивым и честным» и «быть игривым»;
• динамичность в становлении ценностной регуляции представляет собой сочетание явного снижения значимости ценности с последующим скачкообразным изменением (по крайней мере, для некоторых ценностей Бытия).
Таким образом, можно говорить не только о различиях ценностей Бытия, но и об их динамике. Частнооценочная специфика лексики ценностей, по которым установлены различия, обозначает интересные перспективы в исследовании психолингвистических особенностей ценностей, расширяющих понимание регуляторной роли ценностей вообще.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнова,Н. Д. Язык и мир человека. — М. : Языки русской культуры, 1999. — С. 198.
2. Гвардейцева М. А., Мухрыгина О. И. Особенности ценностных характеристик саморегуляции психических состояний воспитанников и воспитателей летнего лагеря активного отдыха // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2010. — № 2(8). — С. 99—107.
3. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.
4. Карпушина Л. В.,Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи: монография. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.
5. ЛеонтьевД. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.
6. Маслоу,А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб. : Евразия, 1999. — 432 с.
7. Мухометзянова,Ю. В. Функционально-семантический аспект высказываний со значением возможности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Тверь, 2007.
8. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. — М. : ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.