Научная статья на тему 'Ценности семейной жизни в сознании Тольяттинской молодежи'

Ценности семейной жизни в сознании Тольяттинской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЯ / СЕМЬЯ / КОММУНИКАЦИЯ / VALUES / YOUTH / GENERATIONS / FAMILY / COM-MUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Н. Б.

В статье рассматривается роль семьи в процессе формирования семейных ценностей подрастающего поколения. Автором представлены результаты социологического исследования коммуникативных особенностей между родителями и молодежью, форм знакомства с историей своей семьи и приоритетов ценностных характеристик в семейной жизни как факторы формирования семейных ценностей подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of family life in the consciousness of togliatti youth

In the article the role of the family is examined in the process of forming domestic values of rising generation. The author presents the results of a sociological research of communication between parents and youth, forms of acquaintance with the history of the family and value priorities of domestic life, as factors of forming domestic values of rising generation.

Текст научной работы на тему «Ценности семейной жизни в сознании Тольяттинской молодежи»

УДК 316.3

Н. Б. Горбачева

ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается роль семьи в процессе формирования семейных ценностей подрастающего поколения. Автором представлены результаты социологического исследования коммуникативных особенностей между родителями и молодежью, форм знакомства с историей своей семьи и приоритетов ценностных характеристик в семейной жизни как факторы формирования семейных ценностей подрастающего поколения.

In the article the role of the family is examined in the process of forming domestic values of rising generation. The author presents the results of a sociological research of communication between parents and youth, forms of acquaintance with the history of the family and value priorities of domestic life, as factors of forming domestic values of rising generation.

Ключевые слова: ценности, молодежь, поколения, семья, коммуникация.

Keywords: values, youth, generations, family, com-munication.

Семья является главным социальным институтом общества, под влиянием которой происходит социализация личности, закладываются основы нравственного воспитания человека, его культурного и духовного развития, раскрываются индивидуальные качества личности, а также осуществляется самоутверждение человека. Именно в семье ребенок приобретает ценности, с которыми входит во взрослую жизнь, строит свою жизнь и свою семью, ориентируясь в основном на опыт, приобретенный в родительской семье. Таким образом, осуществляется преемственность поколений.

Семья, ее функции, роль, методы воспитания интересовала с древних времен таких философов, как Платон, Аристотель, Демокрит, Сенека и др. [1] Во все времена остаётся актуальным вопрос о воспитании. Во-первых, тема воспитания всегда была животрепещущей, и в особенности в переломные моменты истории. Во-вторых, она интересна с позиции важности изучения духовного наследия прошлого. В-третьих, данная тема не разработана в историографии античной истории. Стиль семейного воспитания неразрывно связан с духовными, культурными, нравственными ориентациями и самоутверждением в жизни молодого человека.

Теоретические подходы, разработанные известными социологами, наложили отпечаток на социологию семьи. Как известно, Т. Парсонс рассматривал семью через структурно-функциональный подход, отдавая роль семьи в обществе. Символический интеракционизм является ведущим направле-

© Горбачева Н. Б., 2009

нием в разработке раздела «социализация детей» (Т. Шибутани, Дж. Хоманс, Г. Беккер). Психоанализ явился основой психосоциальной терапии в семейных отношениях (3. Фрейд, Э. Берн, Э. Мэйо) [2].

В фамилистической социологии известны ученые, внесшие заметный вклад в становление социологии семьи: И. Я. Баховен, Дж. Ф. Мак-Леннан, Л. Морган, Ф. Энгельс, М. М. Ковалевский, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др. Фамилистическая теория семьи подкрепляется научными фактами, затрагивающими проблемы неблагополучного воспитания детей и подростков, сопровождающегося ростом жестокости и насилия в семье; демографического спада семьи; преемственности поколений; процесса социализации; функции семьи; которые рассматривают в своих работах А. И. Антонов, С. И. Голод, А. Г. Вишневский, В. Н. Архангельский, А. Б. Синельников, А. В. Мудрик, Н. В. Шахматова, В. М, Медков, Л. В. Карцева, В. А. Мансуров И. С. Кон, Л. И. Савинов и др. [3]

Социальное переустройство, перманентность экономической нестабильности России повлекли немало изменений в институте семьи: демографические проблемы, разрушение семейных ценностей, увеличение экстремизма и преступности среди детей и подростков, детская рождаемость и многие другие негативные факторы.

Родители могут пытаться воспитывать установки на доброту, чуткость, честность в отношениях с людьми, а многоканальные телепередачи, публикации в газетах утверждают образцы жестокости, эгоизма, пренебрежения интересами окружающих. Что выберет еще неопытный, плохо знающий реальную жизнь человек? Скорее всего, то, что более ярко, зрелищно, запоминается сильнее.

Требует уточнения и то, что именно сопоставляется (социальные установки, ценностные ориентации или реальное поведение) и к какой конкретно сфере жизнедеятельности (труд, политика, семья, досуг, развлечения) они относятся. Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали расхождения между родителями и детьми, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях (идеологические, политические взгляды, мировоззрение). Это объясняется не только разницей в темпах обновления соответствующих сторон бытия - мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения.

Ценностные ориентации, потребности молодежи в целом определяют жизненные планы юношей и девушек, которые со временем ими уточняются и перестраиваются. С целью их изучения ка-

Горбачева Н. Б. Ценности семейной жизни в сознании тольяттинской молодежи

федрой социологии Тольяттинского госуниверситета весной 2009 г. было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетирования.

Всего было опрошено 523 человека. В выборке представлены две возрастные категории: молодежь 15-17 лет, 51,1%, и молодежь в возрасте 18-23 лет, 48,9%. В первую группу в основном включены 1617-летние подростки, представленные примерно в равных долях. Во вторую группу вошли, в основном, респонденты в возрасте 20-21года. Ошибка выборки составляет 5%. Это позволяет распространить данные исследования на старшеклассников города 16-17 лет и студенческую молодежь в возрасте 20-21 года. Данное распределение респондентов по возрастным группам дает возможность проанализировать изменение ценностных ориента-ций межпоколенного взаимодействия при переходе из подросткового возраста во взрослую жизнь.

Опрос проводился по местам обучения респондентов в школах и вузах города Тольятти Самарской области, поэтому выборка была гнездовой, анкетирование проводилось в классах средних школ и студенческих группах. Среди респондентов учащиеся 9-11-х классов шести средних общеобразовательных школ составляют 57% респондентов и студенты Ш-1У курсов двух вузов города Тольятти - 43%.

Главная цель исследования состоит в изучении семейных ценностных ориентаций в представлении молодого поколения города Тольятти.

В исследовании была поставлена задача определить, как характеризует семейную жизнь сегодняшняя молодежь.

Что Вы особенно цените в семейной жизни? В%

1 Понимание со стороны родных и близких 76,3

2 Чувство защищенности, психологическую поддержку 60,0

3 Интересное общение 51,8

4 Праздники в кругу семьи 44,2

5 Участие в повседневных делах и заботах семьи 37,5

6 Возможность проявлять заботу о членах семьи 36,7

7 Организованный быт 35,6

8 Полноценный отдых 22,8

9 Безвозмездную материальную помощь 20,3

10 Возможность проявить свою индивидуальность 17,8

На первую позицию выходят психологические характеристики «понимание со стороны родных и близких», отмеченное тремя четвертями опрошенных, и «чувство защищенности, психологическая поддержка» (60%). Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувствие - основа того, что называется родовой духовной связью.

Половина юношей и девушек отметили, что особенно ценят интересное общение между членами семьи. Респонденты, которым важна данная характеристика в семейных взаимоотношениях, чаще, чем другие, оценивают общение с родителя-

ми как интересное. Школьники на 9% чаще, чем студенты, отмечают данный вариант ответа.

Чуть менее половины опрошенных, среди которых в равных количествах учащихся школ и институтов, отмечают вариант ответа «праздники в кругу семьи», что указывает на проявление сплоченности между членами семьи.

Приблизительно треть респондентов считают немаловажными такие характеристики, как участие в повседневных делах и заботах семьи, организованный быт, возможность проявлять заботу о членах семьи. При этом студенты осознают значимость организованного быта на 16% чаще, чем школьники.

Анализ результатов показал, что для пятой части опрошенных юношей и девушек существенным в семейной жизни являются полноценный отдых и безвозмездная материальная помощь. Этот вариант ответа школьники отмечают на 7% чаще, чем студенты.

17,8% респондентов не представляют семейной жизни без возможности проявить свою индивидуальность. Наше исследование показало, что школьников в данном случае на 4% больше, чем студентов.

Результаты исследования выявили некоторую зависимость составляющих характеристик семейной жизни от возраста и пола респондентов. Девушки на 26% чаще, чем юноши, ценят чувство защищенности, они также примерно на 10% чаще выделяют «понимание со стороны близких» и «интересное общение».

Юноши и девушки в возрасте старше 18 лет чаще утверждают, что в семейной жизни необходимо понимание со стороны близких и родных. Школьники чаще указывают на «интересное общение», чем остальные участники опроса.

Вне зависимости от возрастных категорий на первый план в оценках молодежи выходят социально-психологические функции семьи: понимание со стороны родных и близких, чувство защищенности, психологическая поддержка, интересное общение. Таким образом, юноши и девушки большое значение придают межпоколенной коммуникации. При этом для старшеклассников наиболее важны проявление личностных качеств в семье, безвозмездная материальная помощь и интересное общение. Для молодежи старшего возраста - организованный быт, возможность проявлять заботу о членах семьи, чувство защищенности.

На формирование семейных ценностей у городской молодежи влияет как политика государства, так и система учебных учреждений и семейного воспитания. В исследовании была поставлена задача изучения отношения молодежи к семейным традициям, которое находит выражение в заинтересованности подрастающего поколения историей семьи.

На вопрос «Как Вы знакомитесь с историей своей семьи?» были получены следующие ответы. Для 78% юношей и девушек источниками сведений о прошлом семьи являются рассказы родственников. 71% респондентов рассматривают семейные фотографии. Рассказы о прошлом своей семьи и рассматривание фотографий интересны чаще для девушек.

Примерно треть опрошенных информирована о семейных реликвиях и проявляет бережное отношение к медалям, документам и другим памятным вещам. Девушки более чем в 2 раза чаще, чем юноши, интересуются памятными документами и вещами.

17,2% респондентов посещают места, где жили их предки, 8,6% - составляют генеалогическое древо.

Менее 5% респондентов занимаются поиском родственников, связи с которыми утрачены, разыскивают информацию о прошлом семьи в архивах, записывают воспоминания родственников о прошлом семьи.

Девушки на 16% больше, чем юноши, заинтересованы в рассматривании фотографий. Также они в 2 раза чаще отмечают «составление генеалогического дерева». Юноши в 2 раза чаще заинтересованы в информации о прошлом семьи, которую можно найти в архивах.

Почти десятая часть респондентов (11,9%) не интересуется прошлым своей семьи. Этот вариант ответа в 2 раза чаще отмечали юноши, чем девушки.

3аинтересованность историей семьи находится в прямой зависимости от показателей успеваемости подростков. Юноши и девушки, которые имеют высокие показатели успеваемости, значительно чаще, чем другие респонденты, выделяют формы знакомства с семейными традициями и документами. Таким образом, патриотические мероприятия, которые проводятся в учебных заведениях, стимулируют интерес молодежи к прошлому их родственников.

В анкете был поставлен вопрос о желании создать семью в ближайшие годы. Результаты показали, что общее количество желающих создать свою семью - 39,5% респондентов, не имеющих в планах заключить брак в ближайшее время - 52,7% опрошенной молодежи. Почти десятая часть респондентов не смогли определиться с вариантом ответа на данный вопрос.

43,2% девушек намереваются обзавестись семьей, что на 8,8% больше, чем юношей. Около половины юношей (55,1%) и девушек (50,9%) не предполагают в ближайшем будущем создавать семью.

Прослеживая возрастную зависимость по данному вопросу, мы получили следующие результаты. В первой возрастной группе, в которую входят респонденты в возрасте моложе 18 лет, 81,7% не планируют в ближайшее время создавать семью. Среди молодежи старше 18 лет положительно отвечают на вопрос 59,3% респондентов.

Рассматривая взаимосвязь по данному вопросу между школьниками и студентами, мы получили следующие данные. Предвидят возможность создания семьи 61,9% студентов и лишь 22,5% школьников. Таким образом, еще раз подтверждается возрастная зависимость перспектив создания семьи среди молодежи, которая в свою очередь зависит от социально-экономических факторов, сложившихся в нашей стране.

Работающие юноши и девушки примерно в 2 раза чаще, чем неработающие, выражают желание создания семьи. 3начит, трудовая занятость молодого поколения способствует развитию сознательной ориентации на вступление в брак и продолжение рода.

Намерение создать семью находится в обратной зависимости от продолжительности общения с родителями. Юноши и девушки, которые общаются с родителями менее часа в день, чаще выражают желание создать собственную семью, чем подростки, которые общаются с родителями более продолжительное время. Аналогичная зависимость прослеживается в зависимости от оценки отношений в семье. Подростки из дружных семей реже задумываются над перспективами создания собственной ячейки общества, чем их сверстники из менее благополучных семей.

На формирование семейных ценностей у подростков и молодежи влияет как политика государства, так и система школьного и семейного воспитания. В исследовании была поставлена задача изучения отношения молодежи к семейным традициям, которое находит выражение в заинтересованности подрастающего поколения историей семьи.

Таким образом, современная семья, несмотря на перенесенные за последние десятилетия изменения, остается главным фактором духовного развития человека. Семья является опорой и поддержкой, ориентиром на добрые взаимоотношения, интересное общение и передачу опыта будущему поколению.

Примечания

1. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека: биогр. очерки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. 416 с.

2. Социология семьи: учебник / под ред. А. И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 640 с.

3. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.