Научная статья на тему 'Роль социо-экономической системы Самарского региона в развитии ценностных оринетаций современной молодежи'

Роль социо-экономической системы Самарского региона в развитии ценностных оринетаций современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTIONS / РОССИЯ / RUSSIA / ГОРОД / CITY / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / ИНТЕРЕС / INTEREST / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РОДИТЕЛИ / PARENTS / СЕМЬЯ / FAMILY / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ШКОЛА / SCHOOL / ИНСТИТУТ / INSTITUTE / ИСТОРИЯ / HISTORY / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / РЕЛИКВИИ / RELICS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ВОЗРАСТ / AGE / ПОЛ / GENDER / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

Социальная среда современной России находится в постоянном стрессе из-за экономического кризиса. Преобразования в различных сферах нашей повседневной жизни и вечная бюрократия коренным образом изменили повлияли на основные социальные институты, в том числе и институт семьи. Современные представления о семье трансформируются. Семья, как известно, является первичным институтом социализации. Основной функцией семьи остается воспитание будущего поколения. В период социально-экономического кризиса в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные и определяющая воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Динамичность социальных процессов всегда порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. Это два естественных процесса: смена условий жизни людей и смена ценностных систем. В статье представлены результаты социологического исследования о представлениях современной молодежи о взаимоотношениях в семье, о семейных ценностях, о роли общения между молодым и страшим поколениями и его влиянии на преемственность поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE SAMARA REGION IN THE DEVELOPMENT OF VALUE ORINETAL TODAY''S YOUTH

The social environment of modern Russia is in constant stress due to the economic crisis. Transformation in various areas of our everyday life and eternal bureaucracy radically changed affect the basic social institutions, including the institution of the family. Modern ideas about the family transformirovalsya. The family is the primary institution of socialization. The primary function of the family remains the education of the future generation. In the period of socio-economic crisis in society, undergo changes and functions of the family. Leading in historical past was the economic function of the family, subordinating all others and identifies the educational and reproductive function. Currently, the economic function of the family is not died, but changed. The dynamism of social processes have always created the problem of differences in values and estimates of representatives of different generations. It two natural process: a change in the living conditions of people and changing value systems. The article presents the results of sociological research about representations of modern youth about family relationships, about family values, about the role of communication between the young and old generations and its impact on the continuity of generations.

Текст научной работы на тему «Роль социо-экономической системы Самарского региона в развитии ценностных оринетаций современной молодежи»

УДК 316.4

РОЛЬ СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИНЕТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2017

Горбачева Наталья Борисовна, специалист по методической работе, преподаватель кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Социальная среда современной России находится в постоянном стрессе из-за экономического кризиса. Преобразования в различных сферах нашей повседневной жизни и вечная бюрократия коренным образом изменили повлияли на основные социальные институты, в том числе и институт семьи. Современные представления о семье трансформируются. Семья, как известно, является первичным институтом социализации. Основной функцией семьи остается воспитание будущего поколения. В период социально-экономического кризиса в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные и определяющая воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Динамичность социальных процессов всегда порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. Это два естественных процесса: смена условий жизни людей и смена ценностных систем. В статье представлены результаты социологического исследования о представлениях современной молодежи о взаимоотношениях в семье, о семейных ценностях, о роли общения между молодым и страшим поколениями и его влиянии на преемственность поколений.

Ключевые слова: трансформация, социальные институты, Россия, город, внимание, интерес, молодежь, родители, семья, коммуникация, общение, школа, институт, история, взаимоотношения, реликвии, ценности, возраст, пол, образование, планирование, поколение.

THE ROLE OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE SAMARA REGION IN THE DEVELOPMENT OF VALUE ORINETAL TODAY'S YOUTH

© 2017

Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department, teacher «Sociology»

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The social environment of modern Russia is in constant stress due to the economic crisis. Transformation in various areas of our everyday life and eternal bureaucracy radically changed affect the basic social institutions, including the institution of the family. Modern ideas about the family transformirovalsya. The family is the primary institution of socialization. The primary function of the family remains the education of the future generation. In the period of socio-economic crisis in society, undergo changes and functions of the family. Leading in historical past was the economic function of the family, subordinating all others and identifies the educational and reproductive function. Currently, the economic function of the family is not died, but changed. The dynamism of social processes have always created the problem of differences in values and estimates of representatives of different generations. It two natural process: a change in the living conditions of people and changing value systems. The article presents the results of sociological research about representations of modern youth about family relationships, about family values, about the role of communication between the young and old generations and its impact on the continuity of generations.

Key words: transformation, social institutions, Russia, city, attention, interest, youth, parents, family, communication, communication, school, Institute, history, relationships, relics, values, age, gender, education, planning, generation.

Преобразования в различных сферах нашей повседневной жизни и вечная бюрократия коренным образом изменили и продолжают менять и влиять на основные социальные институты, в том числе и институт семьи. Современные представления о семье трансформируются.

Семья, как известно, является первичным институтом социализации. Основной функцией семьи была и остается воспитание будущего поколения. В семье ребенок приобретает совокупность норм, правил, образцов поведения, заложить основы нравственного воспитания человека, его духовного и культурного развития. Семья дает ребенку необходимые ценности, с которыми он входит во взрослую жизнь, строит свою жизнь и свою семью, ориентируясь в основном на опыт, приобретенный в родительской семье. Таким образом, осуществляется преемственность поколений.

В период социально-экономического кризиса в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные и определяющая воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась.

На сегодняшний день в условиях социально-экономических трансформаций, не только взрослые, но и подростки и молодые люди оказались в сложной ситуации: оплата образовательных услуг выше предельных норм, растет безработица, отношение властных структур к жизненным заботам подрастающего поколения пре-

небрежительное. Процесс ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений протекает болезненно, сопровождается растерянностью и пессимизмом, ростом криминальности. Насущная проблема сегодняшнего дня - формирование ценностных ориен-таций молодежи, бережного отношения к традициям и культуре своего отечества, прошлому и будущему. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России. В силу этого возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних особо влияют на городскую молодежь, которая в большей степени является восприимчивой и мобильной социальной группой, чем другие слои общества.

На базе кафедры социологии Тольяттинского госуниверситета было проведено социологическое исследование с целью изучения ценностных аспектов городской молодежи во взаимодействии с родителями. Данные социологического исследования были отражены в ранее опубликованных научных статьях [1].

В выборке представлены две возрастные категории: молодежь в возрасте до 18 лет - 51% и молодежь в возрасте старше 18 лет - 49%. Методом анкетирования всего было опрошено 523 человека. В первую группу вошли 16-17 летние подростки, представленные примерно в равных долях. Во вторую группу включены респонденты в возрасте 20-21 года. Ошибка выборки составляет 5%. Данное распределение респондентов по возрастным группам дает возможность проанализировать изменение ценностных ориентаций межпоколенного взаимодей-

ствия при переходе из подросткового возраста во взрослую жизнь.

Главной целью исследования является изучение семейных ценностных ориентаций в представлении подрастающего поколения города Тольятти.

В исследовании была поставлена задача, определить, какими ценностными качествами характеризует семейную жизнь сегодняшняя молодежь.

Как показали данные социологического исследования, для молодежи г. Тольятти наиболее важным являются психологические составляющие во взаимоотношениях с родственниками: «понимание со стороны родных и близких» (77%) и «чувство защищенности, психологическая поддержка» (65%). Немаловажным фактором в развитии психологически-уравновешенной личности играет уверенность молодого тольяттинца в том, что в любой момент он найдет поддержку в семье. Понимание, сочувствие - основа того, что называется родовой духовной связью.

Интересным общением между членами семьи, как положительный результат семейной жизни, учитывают 53% опрошенных. Ценят праздники в кругу семьи 42% респондентов. Значимо участие в повседневных делах и заботах семьи 39% юношей и девушек. Почти в равных долях отмечено респондентами «возможность проявлять заботу о членах семьи» (36%), что является важным фактором во взаимоотношении между членами семьи и духовном воспитании молодого поколения, и «организованный быт» (35%). По убыванию находятся следующие ценностные качества, характеризующие семейную жизнь молодежью: «полноценный отдых» (23%), «безвозмездную материальную помощь» (19%), «возможность проявить свою индивидуальность» (15%).

Результаты исследования показали некоторую зависимость основных характеристик семейной жизни от возраста и пола респондентов. Девушки на 26% чаще, чем юноши, ценят чувство защищенности, они также примерно на 10% чаще выделяют «понимание со стороны близких» и «интересное общение».

В анкете был поставлен вопрос о желании создать семью в ближайшие годы. Результаты показали, что общее количество желающих создать свою семью 41% респондентов, не имеющих в планах заключить брак в ближайшее время 55% опрошенной молодежи. Лишь пятая часть респондентов не смогла определиться с вариантом ответа на данный вопрос.

45% девушек намереваются обзавестись семьей, что на 10% больше, чем юношей. Почти половина опрошенных юношей (52%) и девушек (49%) не предполагают в ближайшее будущее создавать семью. Скорее всего это связано с неопределенностью в жизни современного молодого человека, с планами на учебу, карьерную жизнь, становления себя как личности.

Прослеживая возрастную зависимость по данному вопросу, мы получили следующие результаты. В первой возрастной группе, в которую входят респонденты в возрасте до 18 лет 11% не планируют в ближайшее время создавать семью. Среди молодежи старше 18 лет положительно отвечают на вопрос 61% респондентов.

Рассматривая взаимосвязь по данному вопросу между школьниками и студентами, были получены следующие данные. Предвидят возможность создания семьи 66% студентов и лишь 25% школьников. Таким образом, еще раз подтверждается возрастная зависимость перспектив создания семьи среди молодежи, которая в свою очередь зависит от социально-экономических факторов, сложившихся в нашей стране.

Существует зависимость между желанием респондентов создать свою семью и трудоустройством на момент опроса. Работающие юноши и девушки примерно в два раза чаще, чем неработающие, выражают желание о создании семьи. Значит, трудовая занятость молодого поколения способствует развитию сознательной ориентации на вступление в брак и продолжения рода.

Намерение создать семью находится в обратной зависимости от продолжительности общения с родителями. Юноши и девушки, которые общаются с родителями менее часа в день, чаще выражают желание создать собственную семью, чем подростки, которые общаются с родителями более продолжительное время. Аналогичная зависимость прослеживается в зависимости от оценки отношений в семье. Подростки из дружных семей реже задумываются над перспективами создания собственной ячейки общества, чем их сверстники из менее благополучных семей.

На формирование семейных ценностей у подростков и молодежи влияет как политика государства, так и система школьного и семейного воспитания. В исследовании была поставлена задача изучения отношения молодежи к семейным традициям, которое находит выражение в заинтересованности подрастающего поколения историей семьи.

На вопрос «Как Вы знакомитесь с историей своей семьи?» были получены следующие ответы. Для 75% юношей и девушек источниками сведений о прошлом семьи являются рассказы родственников. 69% респондентов интересуются семейными фотографиями. Данный вид деятельности интересен чаще для девушек.

Примерно треть опрошенных информирована о семейных реликвиях. Бережное отношение к медалям, документам и другим памятным вещам Девушки более чем в 2 раза чаще, чем юноши, проявляют интерес к памятным документам и вещам.

19% респондентов посещает места, где жили их предки, 12% составляют интересуются генеалогическим древом своей семьи.

Менее 5% респондентов занимаются поиском родственников, связи с которыми утрачены, разыскивают информацию о прошлом семьи в архивах, записывают воспоминания родственников о прошлом семьи.

Девушек на 16% больше, чем юношей, заинтересованных в рассматривании фотографий. Также они в 2 раза чаще отмечают «составление генеалогического дерева». Юноши в 2 раза чаще заинтересованы в информации о прошлом семьи, которую можно найти в архивах.

Почти десятая часть респондентов (12%) равнодушны к истории своей семьи. Этот вариант ответа в 2 раза чаще отмечали юноши, чем девушки.

В итоге можно отметить, что интерес к историческому прошлому своей семьи немногообразен и незначителен для молодежи, но для некоторых очень познавателен, что является ценным для будущего не только поколения, но и нации.

Заинтересованность историей семьи находится в прямой зависимости от показателей успеваемости подростов. Юноши и девушки, которые имеют высокие показатели успеваемости значительно чаще, чем другие респонденты, выделяют формы знакомства с семейными традициями и документами. Таким образом, патриотические мероприятия, которые проводятся в учебных заведениях, стимулируют интерес молодежи к прошлому их родственников.

Характер общения с родителями влияет на заинтересованность юношей и девушек историей своей семьи. Наибольшие результаты исследования отмечены по вариантам ответов «с интересом слушаю рассказы родственников о прошлом», «рассматриваю фотографии» среди подростков, которые оценивают общение с родителями респонденты как интересное.

Среди тех, кто историей семьи не интересуется, половине ответивших часто бывает не о чем говорить с родителями.

Выше представленная таблица показывает зависимость между заинтересованностью в общении с родителями и вниманием молодежи к различным формам знакомства с историей своей семьи. Таким образом, родители, которые умеют увлечь своих детей историей о родственных связях своей семьи, оказывают наиболь-

шее влияние на ценностные ориентации молодежи.

Таблица 1 - Формы знакомства с историей семьи среди молодежи.

Формы знакомства с историей семьи обычно интересно иногда интересно, иногда нет бывает скучно и не о чем говорить

с интересом слушаю рассказы родственников о прошлом 35% 79% 23%

рассматриваю фотографии 30% 65% 40%

записываю воспоминания родственников о прошлом нашей 4% 1%

составляю генеалогическое древо 11% 5% 13%

бережно отношусь к семейным реликвиям (медалям, документам и т.д.) 41% 25% 5%

занимаюсь поиском родственников, связи с которыми 6% 4% 10%

разыскиваю информацию о прошлом семьи в архивах и т.д. 4% 3%

посещаю места, где жили мои предки 20% 15% 18%

историей семьи особо не интересуюсь 8% 14% 54%

На заинтересованность историей семьи оказывает влияние обсуждение с родителями событий в стране и в мире. Подростки, которые часто обмениваются с родителями мнениями по этим вопросам, более заинтересованы в различных формах изучения истории своей семьи, чем молодежь, которая не обсуждает с родителями политические новости.

Также была выявлена зависимость между степенью увлеченности историей своей семьи и продолжительностью ежедневного общения с родителями.

Таблица 2 - Зависимость между временем общения молодежи с родителями и заинтересованностью молодежью историей своей семьи (в скобках указан рейтинг).

Как Вы знакомитесь с историей своей семьи? менее одного часа от одного до двух часов от двух и более часоБ

с интересом слушаю рассказы родственников о прошлом 70%(1) 78%(1) 88%(1)

рассматриваю фотографии б5%(2) 73%(2) 7б%(2)

записываю воспоминания родственников о прошлом нашей семьи 2%(8) 3%(8) 1%(9)

составляю генеалогическое древо 7%(б) 10%(б) 7%(б)

бережно отношусь к семейным реликвиям (медалям, документам и т.д.) 28%(3) 33%(3) 37%(3)

занимаюсь поиском родственников, связи с которыми утрачены 2%(8) 5%(7) 5%{7)

разыскиваю информацию о прошлом семьи в архивах и т.д. ЗВД 2Щ9) 4%(8)

посещаю места, где жили мои предки 15%(5) 19%(4) 21 %(4)

историей семьи особо не интересуюсь 18%(4) 11%(5) 9%(5)

рес к истории семьи формируется в процессе общения с родителями и подкрепляется участием подростков в патриотических мероприятиях, проводимых в учебных заведениях.

Зависимость между частотой межпоколенческого общения и качеством знакомства с историей семьи респондентов, говорит о том, что общение с родителями выполняет функцию социальной и культурной преемственности поколений, которая транслируется в виде традиций, обычаев, обрядов, заповедей предков.

Таким образом, современная семья, не смотря на социально-экономическую нестабильность в стране, деградацию культурного социума, более гибкую приспособленность молодежи, чем старшего поколения, к технологическим инновациям и кризис семейного авторитета, семья остается приоритетом семейных ценностей в ценностной системе молодежи. Семья является опорой и поддержкой, ориентиром на добрые взаимоотношения, интересное общение, передачу опыта будущему поколению и главным фактором духовного развития человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цветкова И.В., Горбачева Н.Б. Формирование гражданских ценностей в процессе общения подростков с родителями // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 4. С. 30-35.

2. Горбачева Н.Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.

3. Ювенология и ювенальная политика в XXI в. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Монография Под ред. Е.Г.Слуцкого. С.-П., 2004.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ проект № 17-46-630560 «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».

Статья поступила в редакцию 10.05.2017.

Статья принята к публикации 02.06.2017.

Полученные данные показали, что частота общения молодых тольяттинцев с родителями влияет на их заинтересованность историей своей семьи. Чем больше времени проводят респонденты в общении с родителями, тем чаще подростки проявляют интерес к семейной хронике.

Чем меньше времени уходит на общение родителей и подростков, тем больше респондентов среди тех, кто отмечает «историей семьи особо не интересуюсь» (15%).

Таким образом, мы получили результаты о том, что современная молодежь не остается равнодушной к прошлому своей семьи. Заинтересованность в этом зависит от следующих факторов: пола респондента, показателей его успеваемости, характера общения с родителями, продолжительности общения, частоты обсуждения событий в стране и в мире, достижения взаимопонимания по этим вопросам. Рассматривая корреляции варианта ответа «историей семьи не интересуюсь» с данными факторами, были обнаружены следующие зависимости. Юноши чаще, чем девушки, не проявляют интереса к истории своей семьи (0,119). Подростки с низкими показателями успеваемости, чаще, чем успешные учащиеся, выбирают этот вариант ответа (0,177). Юноши и девушки, которым не интересно общение с родителями (0,220), которые редко обсуждают с ними события в стране и в мире (0,110), достигают взаимопонимания по этим вопросам (0,150), редко общаются с родителями (0,088), проявляют меньшую заинтересованность в истории своей семьи. Среди количественных показателей данных корреляций следует выделить наибольшие: характер общения с родителями (0,223) и учебную успеваемость (0,150). Они свидетельствуют о том, что инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.