Научная статья на тему 'Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи'

Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
662
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / СУБЪЕКТ / ПОКОЛЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ / THE TOPIC OF COMMUNICATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ / TIME OF FELLOWSHIP / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ / BOYS AND GIRLS / УЧЕБНЫЕ ДЕЛА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / FINANCIAL SITUATION / ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION / THE SUBJECT OF GENERATION / ACADEMIC AFFAIRS / CAREER CHOICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

Современная молодежь выступает объектом воспитания, образования и социализации. В прошлом веке социологи уделяли большое внимание трудовым и профессиональным ориентациям, досугу, бытовым проблемам. Сегодня круг проблематик изучения молодежи расширился. В современных исследованиях все больше уделяется внимание повседневности, жизненно-стилевым стратегиям молодежи, ее статусу, идентичности. Семья всегда была основным источником воздействия на социализацию человека, становление его как личности. В современном обществе семья утрачивает свою ценность как социализирующий институт. Молодежи не с кем себя идентифицировать: роль родителей и учителей, героев книг и кинофильмов минимальна или отсутствует из-за смены идеологической концепции политиков страны. Молодые люди все больше индивидуализированы и выбирают образцы для подражания самостоятельно, надеясь только на себя. В статье представлен обзор влияния современной межпоколенной коммуникации на субъективные качества молодежи в процессе социализации, на взаимопонимание поколений. Анализ исследования показал, темы общения между родителями и детьми разнообразны. Они охватывают различные аспекты деятельности молодежи. Выбор тем общения, с одной стороны, характеризует совместную заинтересованность подростков и родителей, а с другой стороны, социальное содержание межпокленных связей. Проведенный анализ данных свидетельствует о том, что выбор тем общения с родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. Необходимо учитывать не только экономические и социокультурные факторы, но и психологические, возрастные, личностные характеристики, социальный статус, степень доверия и осознание самоценности общения коммуникаторов. Значения общения между подростками и родителями могут привести к разговору в одном направлении или к трудностям общения между поколениями, что влияет на выбор тем общения. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют не только ценностные предпочтения подростков, но субъективные качества молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE INTERGENERATIONAL COMMUNICATION IN THE SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

Modern youth is the object of upbringing, education and socialization. In the last century, sociologists have paid great attention to employment and vocational orientations, leisure, household problems. Today the range of perspectives to the study of youth expanded. In recent studies, more and more attention everyday, life-style strategies of youth, its status, and identity. Family has always been a major source of impact on the socialization of the person, the formation of his personality. In modern society, the family loses its value as a socializing institution. Young people have no one to identify itself: the role of parents and teachers, heroes of books and movies is minimal or absent due to shift the ideological concept of the politicians of the country. Young people are increasingly individualized and choose role models independently, relying only on themselves. This article presents a review of the impact of modern inter-generational communication on the subjective quality of the youth in the process of socialization, on the understanding generations. The survey analysis revealed themes of communication between parents and children varied. They cover various aspects of youth. The choice of the communication, on the one hand, characterizes the joint interest of teenagers and parents, and on the other hand, the social content megaclinic links. The analysis of the data suggests that the choice of the communication with parents depends on the amount of time that family members can pay to communicate with each other. It is necessary to consider not only economic and socio-cultural factors, but also psychological, age, personal characteristics, social status, confidence and awareness of the value of communication communicators. The value of communication between adolescents and parents can lead the conversation in one direction or the difficulties of communication between generations, which affects the choice of the communication. Thus, the topic of communication with parents characterize not only the value preferences of teenagers, but the subjective quality of the young generation.

Текст научной работы на тему «Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи»

УДК 316.454

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ

© 2015

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Современная молодежь выступает объектом воспитания, образования и социализации. В прошлом веке социологи уделяли большое внимание трудовым и профессиональным ориентациям, досугу, бытовым проблемам. Сегодня круг проблематик изучения молодежи расширился. В современных исследованиях все больше уделяется внимание повседневности, жизненно-стилевым стратегиям молодежи, ее статусу, идентичности. Семья всегда была основным источником воздействия на социализацию человека, становление его как личности. В современном обществе семья утрачивает свою ценность как социализирующий институт. Молодежи не с кем себя идентифицировать: роль родителей и учителей, героев книг и кинофильмов минимальна или отсутствует из-за смены идеологической концепции политиков страны. Молодые люди все больше индивидуализированы и выбирают образцы для подражания самостоятельно, надеясь только на себя. В статье представлен обзор влияния современной межпоколенной коммуникации на субъективные качества молодежи в процессе социализации, на взаимопонимание поколений. Анализ исследования показал, темы общения между родителями и детьми разнообразны. Они охватывают различные аспекты деятельности молодежи. Выбор тем общения, с одной стороны, характеризует совместную заинтересованность подростков и родителей, а с другой стороны, социальное содержание межпокленных связей. Проведенный анализ данных свидетельствует о том, что выбор тем общения с родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. Необходимо учитывать не только экономические и социокультурные факторы, но и психологические, возрастные, личностные характеристики, социальный статус, степень доверия и осознание самоценности общения коммуникаторов. Значения общения между подростками и родителями могут привести к разговору в одном направлении или к трудностям общения между поколениями, что влияет на выбор тем общения. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют не только ценностные предпочтения подростков, но субъективные качества молодого поколения.

Ключевые слова: коммуникация, молодежь, субъект, поколение, родители, темы общения, социализация, ценности, время общения, юноши и девушки, учебные дела, выбор профессии, материальное положение, обсуждение.

Традиционно молодежь рассматривается как объект воспитания, образования и социализации. В процессе воспитания отдается предпочтение патриотическому, гражданскому, трудовому, культурному, нравственному, преемственному направлению. Процесс социализации молодежи обусловлен двумя сторонами. С одной стороны «общество постоянно в разных формах, разными способами и с разным эффектом задает личности ориентиры социально приемлемого поведения и мышления». С другой происходит «освоение индивидом этих организующих и ориентирующих его импульсов, идущих от общества» [1]. Результатом социализации выступает молодежь как социальный субъект.

В советскую эпоху И.С. Кон писал, что молодежь является социальным субъектом, рассматривая ее в рамках личности во взаимодействии с другими людьми и обществом. Ученый указывал, «что личность является не только продуктом, но и деятельным субъектом общественных отношений», при этом «как активное, сознательное,целеполагающее, свободное и в силу этого - уникальное начало» [2]. Личность, как субъект, предполагает наличие индивидуальных свойств и его социальных ролей, а также социально значимых черт, определяя индивида субъектом труда, познания и общения.

В современных исследованиях все больше уделяется внимание повседневности, жизненно-стилевым стратегиям молодежи, ее статусу, идентичности.

Необходимо помнить, что молодежь также выступает субъектом общественного воспроизводства. Она является средством, условием любых социальных перемен, тогда как общество через государственную политику устанавливает социальную позицию молодого поколения [3]. Но в период кризисного состояния общества молодежь, как фактор передачи социального опыта, стоит на периферии разрешения конфликта. Конфликт - это то же состояние риска, т.е. положение определенности/ неопределенности и непредсказуемости. Социально-экономический кризис в стране поставил задачу разрешения вопроса о положении, социальном статусе, самореализации и самоопределениимолодежи, что не может не сказаться на ее субъективности. Процесс достижения молодыми людьми социальной субъектности в условиях нестабильности подвержен снижению воспроиз-

водственного потенциала. Молодое поколение должно само решить в зависимости от ситуации созидать новое, ценное для себя или разрушать старое и ценное для взрослых (общества) или найти компромиссное решение в условиях межпоколенной коммуникации.

Американский социолог Т. Шибутани указывает, что семья, рассматриваемая сквозь призму символического интеракционизма, является основным источником воздействия на социализацию человека, и «простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности». Однако с 1992 года роль родителей как социально значимых существенно снизилась, хотя они и выполняют основную функцию, что оставляет надежду на демонстрацию образцов поведения старшими родственниками в процессе усвоения социальных норм молодежью [4]. Идентификация личности происходит через принятие сильных идеалов и готовых моделей деятельности, которые должно предоставить старшее поколение, потеряв традиционные и не выработав новые. Социолог утверждает, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации» [4], так как личность человека формируется в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Хочется не согласиться с автором, т.к. коммуникация не всегда способна привести к социальному порядку, поскольку информация может привести к конфронтации. Главное - понимание и осознание смыслов, значений, достижение консенсуса между конфликтующими сторонами. Существуют причины, по которым два человека представляют себе одно и то же по-разному. Причины могут быть самые разные: ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи; деви-антное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения); авторитарный тип взаимоотношений в семье; трудное материальное положение и другие. Опираясь на концепцию М. Мид о зависимости межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, важно учитывать социальные факторы микро- и макросреды. На основе перечисленных причин у каждого человека складывает-

Н.Б. Горбачева экономическое

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ... направление

ся свой комплекс установок, потребностей, интересов, суждений, ценностей, согласно которым он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается, и стремиться к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей. Семья устанавливает субъективные качества молодого человека. Тем не менее, взаимопонимание в семье достигается благодаря индивидуальному подходу к каждому из участников семейной коммуникации. Принимая позицию другого, легче найти общий язык, компромисс и понимание информации. Однако проблема в том, как принять мнение другого, как обеспечить взаимопонимание между участниками коммуникации.

В современном обществе семья утрачивает свою ценность как социализирующий институт. Молодежи не с кем себя идентифицировать: роль родителей и учителей, героев книг и кинофильмов минимальна или отсутствует из-за смены идеологической концепции политиков страны. Молодые люди все больше индивидуализированы и выбирают образцы для подражания самостоятельно, надеясь только на себя. Необходимо определить степень влияния современной межпоколенной коммуникации на субъективные качества молодежи в процессе социализации, на взаимопонимание поколений.

Формирование молодежи в качестве социального субъекта находит проявление в коммуникации. Темы общения между родителями и детьми разнообразны. Они охватывают различные аспекты деятельности молодежи. Выбор тем общения, с одной стороны, характеризует совместную заинтересованность подростков и родителей, а с другой стороны, социальное содержание межпокленных связей.

В процессе исследования, проведенного в Тольятти, был определен характер взаимоотношений между родителями и молодым поколением посредством коммуникации.

Таблица 1 - Темы общения между детьми и родителями (в скобках указан рейтинг).

Темы общения между детьми и родителями По массиву Юноши Девушки

1. учебные дела 65.5% (1) 57,5% 71,4%

2. покупки 57.6% (2) 39,8% 70,5%

3. бытовые проблемы 57.2% (3) 48,4% 63,6%

4. выбор профессии 48.8% (4) 43.9% 52.3%

5. взаимоотношения с друзьями 45.5% (5) 30,8% 56,3%

б. планы на ближайшие выходные 44.8% (6) 39.5% 48.7%

7. взаимоотношения с родственниками 39,0% (7) 26,7% 48,0%

8. прочитанные книги, просмотренные фильмы 28.0% (8) 21,8% 32,6%

9. распределение семенного бюджета 26.5% (9) 23,6% 28,6%

10. затрудняюсь ответить 5,4% (10) 10,9% 1,3%

В рейтинге тем общения с родителями на первом месте находятся учебные дела подростка. Учеба - насущный вопрос и для учащихся, заканчивающих школу, и для студентов, для которых институт является основным местом занятости. Это говорит о том, что общение с родителями выполняет функцию социального контроля по отношению к основному виду деятельности молодежи - учебе. На втором месте находятся темы общения, связанные с хозяйственно-бытовой функцией семьи: покупки, распределение семейных обязанностей. Однако только четверть опрошенных подростков обсуждает с родителями проблемы распределения семейного бюджета.

Половина опрошенных подростков обсуждает с родителями вопросы о выборе профессии. Почти столько же респондентов рассказывают родителям о нюансах своих взаимоотношений с друзьями, т. е. делятся с ними своими мыслями, чувствами о взаимоотношениях с одноклассниками, занятиях в свободное время.

Темы общения, в которых находят отражение семейные ценности: планы на ближайшие выходные, отношения с родственниками, обсуждение книг, фильмов, распределение семейного бюджета занимают вторую половину рейтинга, состоящего из десяти позиций. Разница 112

в возрасте двух поколений, разобщенность в интересах, занятость в трудовой деятельности родителей зачастую не позволяет многим семьям проводить выходные вместе. Однако совместное времяпрепровождение взрослых и подростков помогает сохранить дружеские отношения между членами семьи, и лучше понять друг друга.

Менее трети опрошенных обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы. Современная молодежь не часто и немного читает, зачастую то, что входит в учебную программу. Куда интереснее проводить свободное время при любимом занятии «ничегонеделание» особенно у старшеклассников [5]. Вместе с тем направленность молодежи на такие досуговые ценности, как массовые зрелищные развлечения, сегодня очевидна.

Следует отметить интересную особенность тем общения с родителями юношей и девушек. Девушки чаще, чем юноши, выбирают те или иные темы обсуждения с родителями. Возможно, это связано с большей степенью неопределенности в нестабильной жизни, в которой женщинам добиться чего-то и утвердиться сложнее, чем мужчинам. Девушкам в силу природного характера не свойственно рисковать. При этом они оказываются в ситуациях риска не реже, чем юноши. Взрослея, они сознательно опираются на опыт старшего члена семьи в решении проблем, что определяет ответственный шаг за поступки, действия в будущем. Таким образом, коммуникативные связи девушек с родителями более разнообразны, чем у юношей. Девушки быстрее взрослеют, становятся ответственнее. При этом им приходится сталкиваться с ситуациями, в которых к ним предъявляют большие требования, чем к юношам в условиях жесткой конкуренции с ними, так и представительницами женского пола.

Анализ полученных данных в зависимости от возраста респондентов позволяет выявить следующие особенности. Подростки в возрасте до 18 лет, примерно в полтора раза чаще, чем юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года, обсуждают с родителями выбор профессии и планы на ближайшие выходные. Молодежь, относящаяся к возрастной группе старше 18 лет, примерно в 1,5 раза чаще, чем представители «младшей группы», общаются с родителями, обсуждая отношения с родственниками, бытовые проблемы, семейный бюджет. Выбор тем не случаен, у каждого возраста в определенный период свои актуальные проблемы. Чем старше становится человек, тем больше он ценит родственные узы, тем лучше он понимает старшее поколение. Это не парадокс, так заложено социальной природой. Опыт старшего поколения ценится больше при вхождении во взрослую жизнь, что еще раз доказывает о значимости семьи в становлении молодого субъекта.

Молодежь из семей с хорошим материальным положением, чаще, чем юноши и девушки из менее обеспеченных семей, обсуждают с родителями учебные дела и выбор профессии. Возможность получить престижное и качественное образование - больший шанс в обеспеченных семьях. Мнение о том, что материальные ресурсы семьи по отношению к образованию способствуют разрешению проблемы профильного обучения молоде-жисегодня неверно. Это рассматривается как одна «из немногих надежных сфер семейного инвестирования, ... как временный уход от решения более сложных проблем (безработица, армия, криминал)» [6]. Среди обеспеченной молодежи существует тенденция материальной зависимости от родителей в решении учебных, профессиональных, трудовых дел. Такие молодые люди чаще всего безответственны, несамостоятельны. Их самовыражение происходит посредством родительских достижений.

Подростки, имеющие высокие показатели успеваемости, чаще, чем молодежь с невысокими отметками, обсуждают с родителями учебные дела, книги и фильмы, а также покупки. Обсуждение книг и фильмов зависит от образовательного статуса родителей. Подростки, Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

родители которых получили высшее образование, чаще, чем юноши и девушки, родители которых имеют более низкий образовательный статус, общаются с родителями по поводу прочитанных книг и просмотренных фильмов. Значит, интерес и стремление к познанию большего располагает молодежь к обсуждению своего мнения, впечатления о прожитом, увиденном или прочитанном и к родительскому взгляду, как более опытному поколению.

Таким образом, повседневная коммуникация подростков и родителей, ориентирована в основном на решение текущих вопросов, связанных с учебными делами и хозяйственно-бытовыми проблемами. Проблемы межличностных отношений с родственниками и друзьями, обсуждение прочитанных книги просмотренных фильмов, решение такой важной проблемы, как выбор профессии являются предметами коммуникации подростков и родителей значительно реже.

Согласно данным, распределение молодежи в зависимости от продолжительности общения с родителями выглядит следующим образом: две пятых опрошенной молодежи общаются с родителями от двух и более часов в день. Столько же - от одного до двух часов в день. 20% молодых тольяттинцев утверждают, что общение с родителями в течение дня занимает менее одного часа в день. Равномерное распределение между двумя первыми временными позициями общения говорит не только о заинтересованности, заботе родителей о жизни детей, но и причинах временных затрат на общение (трудовая занятость родителей, невозможность из-за учебной, трудовой занятости молодежи или отсутствие желания общаться с родителями). Значит, есть надежда, что большинство респондентов ценят общение с родителями, в процессе которого разрешаются многие проблемы и вопросы обоих поколений, что эффективно влияет на социализацию молодежи.

Тревожит факт, что менее половины юношей и девушек общаются с родителями в течение дня более двух часов. Это объясняется, с одной стороны, занятостью родителей, а, с другой, - обоюдным желанием представителей двух поколений общаться друг с другом. Между тем, именно продолжительность общения влияет на оценку подростками отношений в семье и заинтересованность в обмене информацией с родителями. Разнообразие тем общения молодежи с родителями также во многом зависит от длительности ежедневной коммуникации. Темы разговоров подростков с родителями, которые испытывают дефицит общения с ними, включают минимум, необходимый для осуществления социального контроля: учебные дела, покупки, текущие домашние дела. Естественно, что подобное общение имеет односторонний характер, подростки выступают источником информации для родителей, в этом случае исключается обмен мнениями. Не случайно подростки, которые общаются с родителями менее часа в день, не считают такое общение интересным. При увеличении продолжительности общения молодежи со старшим поколением спектр обсуждаемых тем становится разнообразнее (профессиональные планы, планы на ближайшие выходные, политические и экономические новости). Этот фактор позитивно влияет на оценку подростками характера общения с родителями, так как предполагает проявление личностных особенностей.

В исследовании выявлен рейтинг тем общения подростков в зависимости от продолжительности общения. В рейтингах тем общения подростков, которые ежедневно общаются с родителями менее часа, а также от одного часа до двух часов первые три места занимают: учебные дела, бытовые проблемы и покупки.

В рейтинге подростков, которые общаются с родителями от двух и более часов в день, первые три позиции занимают учебные дела, покупки, выбор профессии. В рейтингах молодежи, которая общается с родителями менее продолжительное время, вариант ответа «выбор

профессии» находится на пятом месте, он выделяется, соответственно, в полтора раза и в два с половиной раза реже, чем юношами и девушками, которые общаются с родителями более двух часов в день. Актуальным интересом родителей в общении с подростками является учеба и разрешение каких-то домашних дел. Потребительское отношение подростков обращает разговор с родителями на выгодное чаще всего для себя приобретение покупок.

Проведенный анализ данных свидетельствует о том, что выбор тем общения с родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. Необходимо учитывать не только экономические и социокультурные факторы, но и психологические, возрастные, личностные характеристики, социальный статус, степень доверия и осознание самоценности общения коммуникаторов. Значения общения между подростками и родителями могут привести к разговору в одном направлении или к трудностям общения между поколениями, что влияет на выбор тем общения. Поэтому чем меньше времени общения между родителями и молодежью, тем малоэффективнее направленность на ценностные ориентации молодежи и гуманистическое общение коммуникаторов, которое характеризуется доверием, взаимностью, откровенностью, отказом от решения собственных проблем за счет партнера. В условиях дефицита времени на общение дети и родители значительно реже обсуждают проблемы выбора профессии, планы на ближайшие выходные, общение с друзьями, книги и фильмы. Их общение сводится к обсуждению текущей информации об учебе, организации быта, взаимоотношений с родственниками. И, наоборот, чем больше времени уделяют представители двух поколений общению друг с другом, тем содержательнее общение между ними и доверительнее отношения. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют не только ценностные предпочтения подростков, но субъективные качества молодого поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Луков Вал. А., Гневашева В. А. Российский студент: социальный облик. По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. 53 с.

2. Демушина О.Н. Повышение эффективности региональной информационной политики Российской Федерации // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология. 2012. т. 1. № 7. с. 25-29.

3. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Изд. 3-е, испрвленное и дополненное. Монография. Санкт-Петербург, 2008. 336с.

5. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

6. Омельченко Е.Л. Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в фокусе гендерных различий // Социс. 2002. №11. С. 36-47.

INFLUENCE INTERGENERATIONAL COMMUNICATION IN THE SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

© 2015

N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Modern youth is the object of upbringing, education and socialization. In the last century, sociologists have paid great attention to employment and vocational orientations, leisure, household problems. Today the range of perspectives to the study of youth expanded. In recent studies, more and more attention everyday, life-style strategies of youth, its status, and identity. Family has always been a major source of impact on the socialization of the person, the formation of his personality. In modern society, the family loses its value as a socializing institution. Young people have no one to identify itself: the role of parents and teachers, heroes of books and movies is minimal or absent due to shift the ideological concept of the politicians of the country. Young people are increasingly individualized and choose role models independently, relying only on themselves. This article presents a review of the impact of modern inter-generational communication on the subjective quality of the youth in the process of socialization, on the understanding generations. The survey analysis revealed themes of communication between parents and children varied. They cover various aspects of youth. The choice of the communication, on the one hand, characterizes the joint interest of teenagers and parents, and on the other hand, the social content megaclinic links. The analysis of the data suggests that the choice of the communication with parents depends on the amount of time that family members can pay to communicate with each other. It is necessary to consider not only economic and socio-cultural factors, but also psychological, age, personal characteristics, social status, confidence and awareness of the value of communication communicators. The value of communication between adolescents and parents can lead the conversation in one direction or the difficulties of communication between generations, which affects the choice of the communication. Thus, the topic of communication with parents characterize not only the value preferences of teenagers, but the subjective quality of the young generation.

Keywords: communication, young people, the subject of generation, parents, the topic of communication, socialization, values, time of fellowship, boys and girls, academic Affairs, career choices, financial situation, discussion.

УДК 316.354.4

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

© 2015

О.Н. Демушина, кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Волгоград (Россия)

Аннотация: В статье анализируются возможности электронного участия граждан в России. Уточняется соотношение понятий «электронное участие», «электронное правительство», «электронное государство. Выделяются три уровня электронного участия в зависимости от степени вовлечённости граждан: информирование, консультирование и активное участие. Первые два уровня подразумевают информирование граждан о происходящих политических событиях и реагирование на инициативы институтов власти, то есть включают в себя коммуникацию по вертикали «сверху вниз». Третий уровень включает в себя инструменты участия, основывающиеся на принципе «снизу вверх», согласно которому граждане являются не только потребителями государственной политики, но и ее производителями. В статье сопоставлены результаты внедрения различных механизмов электронного участия в России. Автор исследует уровень развития электронного участия в РФ. Сделан вывод о недостаточной эффективности электронного правительства и других возможностей электронной демократии в России, поскольку они не предусматривают принятия решений гражданами. Так, представители общественности могут участвовать в обсуждении законодательных инициатив, однако ключевые решения за них принимают властные структуры. Выявлено, что большинство эффективно действующих порталов электронного участия граждан в России создано по инициативе «снизу». Сделан вывод о недостаточном уровне развития электронного участия граждан на региональном уровне. Перспективы дальнейшего исследования автор видит в сравнительном анализе возможностей электронного участия в отдельных регионах России и других странах.

Ключевые слова: электронное участие граждан, электронная демократия, общественное участие, гражданское участие, электронное правительство, электронное государство.

Среди преимуществ развития сети Интернет исследователи особо выделяют возможность расширения демократического участия граждан в государственном и муниципальном управлении. Всё более распространённой точкой зрения становится мнение, что старые формы демократии больше не актуальны для общества и заменяются новыми, в которых граждане могут получать важную для них социальную и политическую информацию через доступ к информационно-коммуникационным технологиям и посредством этого не только формировать своё обоснованное мнение по широкому кругу вопросов, но и напрямую влиять на политические процессы в общем и на управление своим регионом в частности.

В литературе используется ряд терминов, обозначающих формы участия граждан, - гражданское, социальное, общественное, политическое. Из-за сложности их перевода с иностранных языков на русский и недопонимания зачастую они используются как синонимичные, что представляется не совсем правильным. Под по-

литическим участием, как правило, понимают прямую или опосредованную вовлечённость людей в политико-властные отношения, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Понятие «гражданское участие» шире, оно включает в себя активную деятельность объединений граждан в различных структурах и демократических институтах, направленную на совместную разработку решений острых и актуальных проблем. Социальное участие представляет собой горизонтальную активность граждан, коллективную деятельность, направленную на удовлетворение общественного интереса [1]. Самым широким из перечисленных понятий является общественное участие, которое многие отождествляют с гражданским участием. Российский учёный А.Ю. Сунгуров трактует, однако, общественное участие как непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органами власти, отвечающими за принятие решений. Исследователь выделяет факторы, отличающие общественное участие от гражданского: отсутствие среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.