Научная статья на тему 'Функции межпоколенной коммуникации в формировании ценностей молодежи региона'

Функции межпоколенной коммуникации в формировании ценностей молодежи региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СЕМЬЯ / FAMILY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОБЩЕНИЕ / INTERCOURSE / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

В статье рассматривается процесс взаимодействия родителей и подрастающего поколения через коммуникативные особенности, анализируется общение двух поколений в семье, влияющее на социализацию молодых людей при вхождении во взрослый мир. Определены стиль воспитания в семье, темы и время общения с родителями, причины, влияющие на взаимопонимание между родителями и детьми. На основе результатов социологических исследований дана характеристика роли межпоколенного взаимодействия современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of Inter-Generation Communication in the Formation of Regional Youth Valuables

The process of the relations between the parents and the growing generation through communicative peculiarities are considered. Communication of the two generations in the family influencing socialisation of young people when entering the adult world is analysed. Style of up-bringing in the family, themes and time of communication with the parents, reasons influencing mutual understanding between parents and children are determined. On the basis of the results of sociological research characteristics of the role of inter-generation interaction of modern teen-agers is given.

Текст научной работы на тему «Функции межпоколенной коммуникации в формировании ценностей молодежи региона»

Н. Б. ГОРБАЧЕВА

ФУНКЦИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА

Ключевые слова: молодежь; семья; коммуникация; общение; поколение

Key words: youth; family; communication; intercourse; generation

Семья является первичным институтом социализации, где происходит усвоение моральных и правовых норм, а также формирование социальных качеств, определяющих специфику последующей жизни; раскрываются индивидуальные качества личности. Наряду с важнейшими функциями (воспитательной, репродуктивной) семья выполняет не менее важную — коммуникативную, которая удовлетворяет потребность в общении на разных уровнях. Коммуникация в семье помогает формировать необходимые навыки социального взаимодействия.

Структурно-функциональный подход в изучении поколений включает анализ зависимостей социальных отношений подрастающего поколения от социальных статусов, связанных с основными видами деятельности молодых людей, ролевыми структурами личности, а также возрастом. В рамках этого подхода подчеркиваются промежуточность социального положения молодежи, переходный характер и неполнота ее социальных статусов, что является основанием для рассмотрения ее в качестве объекта социального воздействия1.

Т. Парсонс рассматривал поколения с точки зрения системного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциальных ролей индивидов. Он отождествлял личность с системой, организацией: «поскольку личность — это усвоенная в процессе обучения

ГОРБАЧЕВА Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры социологии Тольяттинского государственного университета.

организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования, успех социализации требует, чтобы социальное и культурное обучение было строго мотивировано через вовлечение механизма удовольствия организма»2. Основная проблема в данном случае состоит в удовлетворении объективных потребностей двух поколений в процессе жизненного цикла: со стороны молодежи — усвоение и развитие контролируемых образцов действия, со стороны старшего поколения — поощрение молодежи, стимулирующее позитивную социальную активность через действия. В обществе допускается существование общих правил, которые обусловливают поведение действующего субъекта в определенной ситуации, вследствие чего именно такого поведения от него и можно ожидать.

Э. Дюркгейм считал, что любой человек должен выражать определенное социальное существо, а целью воспитания является его формирование в каждом индивидууме, т. е. целенаправленная социологизация молодого поколения3. В общении с родителями дети усваивают основные нормы и правила поведения, учатся правильно вести себя в обществе. Поэтому выполнение нормативной функции общения в семье имеет исключительно важное значение4. И. С. Кон отмечает, что коммуникация в одних случаях направлена от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям5. Потребность в общении выражается в потребности эмоционального контакта. Она формируется в процессе общения детей и родителей. Удовлетворение этой потребности в семье создает предпосылки развития в ребенке коммуникабельности, отзывчивости, потребности в контакте с людьми. Внутрисемейное общение имеет большой воспитательный эффект: обмен мыслями, проявление чувств и эмоций, доверие и уважение, внимание и забота, ответственность и дружба, общность интересов и семейные традиции6.

В социологическом исследовании, проведенном сотрудниками кафедры социологии Тольяттинского государственного университета весной 2009 г., была поставлена задача изучения ценностных аспектов общения подростков с родителями. В качестве метода сбора первичной социологической информации было выбрано анкетирование. Объем выборочной совокупности составил 523 чел. В выборке представлены две возрастные категории: молодежь до 18 лет — 51,1 % и старше

18 лет — 48,8 %. В первую группу в основном включены 16—17-летние подростки, представленные примерно в равных долях. Во вторую группу вошли респонденты в возрасте 20—21 год. Опрос проводился по местам обучения респондентов в школах и вузах г. Тольятти Самарской области, поэтому выборка была гнездовой, анкетирование проводилось в классах средних школ и студенческих группах.

Изучение ценностных аспектов общения детей с родителями предполагает оценку подрастающим поколением самого процесса общения, его характера, продолжительности, актуальных тем общения. В качестве гипотезы исследования мы использовали предположение о том, что заинтересованное отношение молодежи к социальным проблемам страны, мира в целом формируется в процессе общения с родителями. Следует предположить, что характер общения с родителями во многом определяет процесс формирования ценностного отношения к малой и большой родине.

В современной жизни продолжительность времени общения детей и родителей ограничена. 20 % молодых тольят-тинцев утверждают, что общение с родителями в течение дня занимает менее часа в день. Две пятых общаются с родителями от двух и более часов в день, столько же — от одного до двух часов.

На вопрос «Как Вы оцениваете общение с Вашими родителями?» больше половины (53,7 %) опрошенных ответили «обычно мне интересно». Чуть менее половины (41,9 %) заявили, что им «иногда интересно, иногда нет». Это зависит от темы разговора, терпеливости подрастающих и от умения родителей заинтересовать своих детей беседой. Лишь некоторым респондентам (4,4 %) при разговоре с родителями «часто бывает скучно», они считают, что им вообще с ними не о чем говорить.

Две трети подростков обсуждают с родителями дела, связанные с учебой, больше половины — бытовые проблемы и покупки. Примерно половина подростков советуется с родителями относительно выбора профессии. 45,5 % подростков обсуждает с родителями нюансы своих взаимоотношений с друзьями, т. е. делятся своими мыслями, чувствами (таблица).

Таблица

Рейтинг тем общения между родителями и молодежью, %

Темы общения между детьми и родителями По массиву Юноши Девушки

Учебные дела 65,5 57,5 71,4

Покупки 57,6 39,8 70,5

Бытовые проблемы 57,2 48,4 63,6

Выбор профессии 48,8 43,9 52,3

Взаимоотношения с друзьями 45,5 30,8 56,3

Планы на ближайшие выходные 44,8 39,5 48,7

Взаимоотношения с родственниками 39,0 26,7 48,0

Прочитанные книги, просмотренные фильмы 28,0 21,8 32,6

Распределение семейного бюджета 26,5 23,6 28,6

Затрудняюсь ответить 5,4 10,9 0,0

Разница в возрасте двух поколений, разобщенность в интересах, занятость трудовой деятельностью родителей часто не позволяют многим семьям вместе проводить выходные. Как показали результаты исследованиями, менее половины опрошенных (44,8 %) обсуждают с родителями планы на ближайшие выходные, 39 % молодых участников опроса участвуют в обсуждении с родителями взаимоотношений с родственниками. Лишь четверть участвует в распределении семейного бюджета. Скорее всего, для молодого населения не столь важна эта часть материального вопроса, чем наличие карманных денег.

Духовные ценности играют большую роль в становлении личности. Накопление духовного потенциала, становление внутреннего мира человека осуществляется с самого его рождения и до конца жизни. Результаты нашего исследования показали, что лишь менее трети опрошенных обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы. Современная молодежь мало читает, зачастую только то, что входит в учебную программу7. Вместе с тем направленность молодежи на массовые зрелищные развлечения очевидна.

То, что в рейтинге тем общения с родителями на первом месте находятся учебные дела подростка, говорит о том, что это общение выполняет функцию социального контроля по отношению к поведению и обучению подростков в учебных заведениях. На втором месте находятся темы общения, связанные с хозяйственно-бытовой функцией се-

мьи: покупки, распределение семейных обязанностей. Темы общения, в которых находят отражение семейные ценности (планы на ближайшие выходные, отношения с родственниками, обсуждение книг фильмов, распределение семейного бюджета), занимают вторую половину рейтинга. Следует отметить, что девушки на 30 % чаще, чем юноши, обсуждают с родителями покупки и отношения с друзьями и на 20 % чаще общаются с родителями по поводу учебных дел, отношений с родственниками. Таким образом, коммуникативные связи девушек с родителями более разнообразные, чем у юношей.

Подростки в возрасте до 18 лет примерно в полтора раза чаще, чем молодежь в возрасте старше 18 лет, обсуждают с родителями выбор профессии и планы на ближайшие выходные. Респонденты старше 18 лет в 1,5 раза чаще, чем представители «младшей группы», общаются с родителями, обсуждая отношения с родственниками, бытовые проблемы, семейный бюджет.

Молодежь из семей с хорошим материальным положением чаще, чем юноши и девушки из менее обеспеченных семей, обсуждает с родителями учебные дела и выбор профессии. Подростки, имеющие высокие показатели успеваемости, чаще, чем молодежь с невысокими отметками, обсуждают с родителями учебные дела, книги и фильмы, покупки. Обсуждение книг и фильмов зависит от образовательного статуса родителей. Подростки, родители которых получили высшее образование, чаще, чем молодежь, родители которых имеют более низкий образовательный статус, обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы.

Молодежь, которая общается с родителями от двух и более часов в день, на первое место ставит учебные дела (72,8 %), на второе — покупки (67,5 %). Третье место занимает тема выбора профессии (63,1 %). Участники опроса, которые общаются с родителями менее продолжительное время, этот вариант ответа выделяют, соответственно, в полтора и в два с половиной раза реже, чем юноши и девушки, которые общаются с родителями более двух часов в день.

Результаты анализа свидетельствует о том, что выбор тем общения с родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. В условиях дефицита времени на общение дети и родители

значительно реже обсуждают проблемы выбора профессии, планы на ближайшие выходные, общение с друзьями, книги и фильмы. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют ценностные предпочтения подростков.

Две трети подростков, характеризуя отношения между членами семьи, выбрали вариант ответа «у нас хорошие отношения между всеми членами семьи». Почти четверть всех респондентов считает, что с одним из родителей отношения складываются лучше, чем с другим. Как показало анкетирование 2007 г. (п = 489), авторитетным мнением для девушек является мнение матери, а для молодых людей — отца8. Есть семьи, где дети предоставлены сами себе, и родители даже не интересуются их делами. В нашем исследовании таких оказалось 8 %, причем более чем в два раза девушки признают это чаще, чем юноши; 2,3 % опрошенных считают, что в их семье каждый сам по себе. В такой семье разобщенность ее членов сопровождается одиночеством, развитием различных комплексов у подростка, что препятствует развитию полноценной личности.

Оценка отношений в семье зависит от ее материального положения. Юноши и девушки из семей с высоким достатком чаще, чем другие, считают свою семью дружной. Подростки из семей со средним уровнем благосостояния отмечают, что отношения с одними членами семьи лучше, чем с другими. Молодежь из семей с низким достатком чаще отмечает, что для них типична ситуация, когда каждый сам по себе.

Выявлено влияние тем общения с родителями на оценку респондентами отношений в семье. Юноши и девушки, которые обсуждают с родителями взаимоотношения с друзьями, прочитанные книги, просмотренные фильмы, покупки, учебные дела, планы на ближайшие выходные, выбор профессии, чаще считают свою семью дружной. Таким образом, заинтересованность к общению подростков с родителями формирует ценностное отношение к семье.

Результаты исследования показали, что более половины опрошенных иногда обсуждает события мирового масштаба; четвертая часть опрошенной молодежи постоянно находится в курсе событий в стране и за рубежом, регулярно обсуждает их со своим родителями; 16 % опрошенных никогда не говорят с родителями о происходящих событиях в мире.

Пятая часть респондентов указала, что с родителями у них нет единого мнения во взглядах на события, происходящие в мире и стране. Полное взаимопонимание в этих вопросах отметили 27 % опрошенных, «частичное» — 53 %, затруднились ответить на этот вопрос 14 % респондентов. Взаимопонимание с родителями при обсуждении политических и экономических событий зависит от частоты общения по этим темам. Подростки, регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире, на 10 % чаще, чем другие, отмечают, что достигают с родителями полного взаимопонимания. Частота обсуждений событий в стране и мире зависит от возрастной категории респондентов. Молодежь в возрасте старше 18 лет на 7 % чаще, чем юноши и девушки в возрасте 16—17 лет, регулярно обсуждает с родителями политические и экономические новости. Общность взглядов по политическим и экономическим проблемам зависит от показателей успеваемости подростков. Юноши и девушки, которые учатся на «хорошо» и «отлично», чаще, чем молодежь с более низкой успеваемостью, достигают взаимопонимания с родителями при обсуждении экономических и политических новостей.

Активная жизненная позиция, как показали результаты исследования, проведенного в 2008 г. Ресурсным центром Департамента образования г. Тольятти, формируется под влиянием общения с родителями9. Среди «активистов», по сравнению с «пассивными», примерно в два раза больше тех, кто регулярно обсуждает с родителями события в стране и мире. «Активисты» чаще приходят с родителями к взаимопониманию при обсуждении политических вопросов. Треть «активистов» выражает положительное отношение к службе в армии, тогда как среди подростков, не считающих себя активными, подобное мнение выражено на 13 % реже. В этой группе на 10 % больше тех, кто относится к армии резко отрицательно.

Таким образом, одним из важнейших факторов формирования личности является общение между членами семьи. По отношению к подрастающему поколению оно выполняет ряд функций, определяющих успешность социализации молодежи. Коммуникация подростков с родителями, кроме удовлетворения непосредственной потребности в общении, выполняет ряд скрытых функций: социального контроля,

нравственного и патриотического воспитания, профессиональной ориентации, а также формирования ценностного отношения к семье.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социол. исслед. 2008. № 7. C. 108—117.

2 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494—526.

3 См.: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 182—186.

4 См.: Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.

5 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 106—119.

6 См.: Аджиева Е.М. Современные тенденции семейного воспитания // Формирование семейных ценностей: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Рязань, 2008. С. 15.

7 См.: Безрукова О.Н. Социология молодежи: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 29.

8 См.: Горбачева Н.Б. Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения // Материалы докладов XVI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: Изд-во МГУ, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9 См.: Отчет «Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения» // Департамент образования мэрии ГО Тольятти, МОУ ДПОС «Ресурсный центр» отдел мониторинга и диагностики. Тольятти, 2008. 117 с.

Поступила 22.10.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.