Научная статья на тему 'Межпоколенные взаимодействия Тольяттинской молодежи в процессе социализации'

Межпоколенные взаимодействия Тольяттинской молодежи в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЯ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / VALUES / YOUTH / GENERATION / FAMILY / SOCIALIZATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачёва Наталья Борисовна

В статье автор рассматривает процесс социального становления подрастающего поколения. Представления молодежи о ценности личности рассматриваются в качестве фактора социализации, организующего взаимодействия подрастающего поколения со взрослыми (родителями и учителями). На основе результатов эмпирических исследований автор характеризует роль межпоколенного взаимодействия для современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-generational interactions of Tolyatti youth in the course of socialization

In the article the author deals with the process of social establishment of the rising generation. Youth's conception of the value of personality is viewed as the factor of socialization determining interaction between growing up generation and adults (parents and teachers). On a basis of empirical research the author characterizes the role of interaction among the generations for modern youth.

Текст научной работы на тему «Межпоколенные взаимодействия Тольяттинской молодежи в процессе социализации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

Ю.Р. Вишневский. — Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2007. - 180 с.

6. Сайт www. minobraz. ru

ЧЕРНЫХ Наталья Анатольевна, соискатель кафедры социологии и управления общественными отношениями института государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, начальник отдела

профессионального самоопределения студентов Нижнетагильского технологического института (филиала) Уральского государственного технического университета —УПИ им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Адрес для переписки: e-mail: chernykhNA@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2009 г.

© Н. А. Черных

УДК 316.3:316.6 Н. Б. ГОРБАЧЁВА

Тольяттинский государственный университет

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ_____________________

В статье автор рассматривает процесс социального становления подрастающего поколения. Представления молодежи о ценности личности рассматриваются в качестве фактора социализации, организующего взаимодействия подрастающего поколения со взрослыми (родителями и учителями). На основе результатов эмпирических исследований автор характеризует роль межпоколенного взаимодействия для современных подростков. Ключевые слова: ценности, молодежь, поколения, семья, социализация, коммуникация.

На протяжении длительного периода в российском обществе происходят перемены, коренным образом преобразующие её основные социальные институты, в том числе и институт семьи. Именно семья является первичным институтом социализации, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций, образцов поведения, закладываются основы нравственного воспитания человека, его культурного и духовного развития, раскрываются индивидуальные качества личности, а также происходит самоутверждение человека.

Социальное становление личности — это процесс обучения, воспитания, образования, самовоспитания и самосовершенствования, в котором человек осознаёт себя личностью в обществе с чувством собственного достоинства, достигает своих поставленных целей. Существовавшая в советском обществе система взаимной поддержки и согласованности действий всех субъектов процесса социализации и приобщения подрастающего поколения к культуре социума, которая включала семью, учреждения образования и культуры, государственные управленческие структуры, разрушилась под влиянием быстрых темпов социальных преобразований в 90-х годах XX века [1].

Сегодня, в условиях социально-экономического кризиса, многие подростки и молодые люди оказались в сложной ситуации, вызванной трудностями оплаты образовательных услуг, ростом безработицы, пренебрежительным отношением властных структур к проблемам подрастающего поколения. Процесс ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений протекает болезненно, сопровож-

дается растерянностью, пессимизмом, неверием в будущее, ростом экстремизма, шовинизма и криминальности. Насущная проблема сегодняшнего дня — формирование ценностных ориентаций молодежи, бережного отношения к традициям и культуре своего Отечества, прошлому и будущему. Необходимо создание нового типа социокультурных отношений, ориентированных на гуманистические ценности [2].

Проблема взаимоотношений старшего и младшего поколений волновала во все времена многих учёных: педагогов, психологов, социологов, историков, конфликтологов, философов, социальных работников. Интерес к молодежным проблемам впервые в российской социологии возник на рубеже XIX—XX веков.

Современные ученые, опираясь на развитую теоретическую базу, выделяют не только социологию молодежи, как особую отрасль социальной науки, но и связанную с ней социологию поколений.

Актуальность вопроса взаимодействия поколений, по словам Н. В. Шахматовой, объясняется тем, что совокупность прошлых и нынешних поколений определяет состояние любого общества. Все социальное наследие, традиции, культура, знания, обычаи, ценности, накопленные поколением, передаются следующему поколению, без этого невозможна эволюция любого общества [3]. Однако история свидетельствует, что механизм социально-культурной преемственности поколений проходит через тернистый путь инновационных изменений.

Основными субъектами взаимодействия со старшим поколением выступают родители (родственники) и преподаватели (учителя). Как известно, семья выполняет одну из важнейших функций: коммуника-

тивную. Она удовлетворяет потребность в общении на разных уровнях. Необходимые навыки социального взаимодействия формируются в семье, которая должна научить юношей и девушек техникам общения. В противном случае коммуникативная неподготовленность создаст определенные, возможно значительные трудности для юношей и девушек.

Наилучшие отношения между старшим поколением и молодежью складываются в семье с демократическим стилем воспитания, который характеризуется стремлением старших к сотрудничеству, достижению взаимопомощи, развитию культуры чувств и эмоций, привлечению молодежи к решению проблем, поощрению инициативы и самостоятельности. Подростки, в свою очередь, несмотря на их тягу к самостоятельности, остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Коммуникация имеет двусторонний характер: от старшего поколения к младшему и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, ответственности, дружелюбию, терпимости между родителями и детьми.

Однако взаимоотношения двух поколений проявляют характер асимметричности и неравноправия. Родители могут проявлять интерес ко всем аспектам жизни своих детей, тогда как последние практически не проявляют внимания к жизни родителей вследствие своего эгоцентризма. Процесс общения нарушается некоторыми темами, на которые говорить невозможно по тем или иным причинам, например, в советское время тема секса была необсуждаемой [4].

Большую роль в общении двух поколений играют личностное отношение родителей к подрастающему поколению, образование и статус родителей, материальный уровень и состав семьи. На успешную социализацию подрастающего поколения влияют: уважительное отношение к молодому человеку как личности, высокий образовательный статус родителей, внимание и интерес к жизни подростка, доверительные взаимоотношения.

Личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и учащегося выступает как важнейший инструмент решения не только учебновоспитательных задач, но и вопроса о социализации детей. Поэтому успешная социализация проходит через процесс правильно организованной педагогической деятельности.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5].

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения, поэтому в процессе общения между педагогом и учащимся стоит задача добиться адекватного понимания информации последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот, на которое влияют личностные особенности как педагога, так и учащегося, их представления друг о друге, отношения между ними, ситуация, в которой происходит общение. Также данное сообщение трансформируется, изменяется под влиянием индивидуальных особенностей учащегося, отношения его к педагогу, самому тексту, ситуации общения [6].

А. А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя со

школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению, обеспечивает управление социальнопсихологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [7].

Принято различать общие коммуникативные задачи педагогической деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия [5].

Таким образом, коммуникация — это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Фролов С. С. рассматривает ее как основу структуры группы, показатель поколенческой близости, проявление самоидентификации индивидов. По его мнению, не все виды информации связаны с социальновозрастными проблемами, но способ и сила ее восприятия, ее распределения между индивидами во многом носят именно поколенческий характер [8].

В городе Тольятти исследования по изучению проблем взаимодействия старшего и подрастающего поколения проводятся в рамках социологии образования в течение десяти лет отделом мониторинга, организованным при Департаменте образования города Тольятти. В начале 2007 года сотрудники отдела мониторинга провели социологическое исследование по теме «Межличностные отношения участников образовательного процесса». Материалы этого исследования были использованы для вторичного анализа в данной статье.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что социализация молодежи зависит от коммуникативных контактов с представителями старших поколений. Эффективность данного процесса определяется осознанием ценности и достоинства личности представителями старших и младших поколений. Основные задачи исследования связаны с изучением двух видов межпоколенных взаимодействий молодежи: с первичными агентами социализации — родителями, а также с агентами вторичной социализации — педагогами.

В анкетировании 2007 года приняли участие 1606 учащихся и 1136 родителей, в квотную целевую выборку были включены 14 школ города Тольятти. Распределение позволяет корректно распространить данные на совокупность всех десятиклассников города Тольятти в пределах ошибки репрезентативности ±5 % для уровня значимости 0,05 [9].

Аналогичные результаты анкетирования по сходной теме были получены кафедрой социологии Толь-яттинского государственного университета в феврале 2008 года. Было проведено социологическое исследование в Автозаводском, Центральном, Комсомольском районах города Тольятти (Самарская область). Его эмпирическим объектом стали молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Таким образом, в сравнении с исследованием, проведенным в 2007 году, были изучены мнения молодежи младшего и старшего возрастов. В квотную целевую выборку были включены: учащиеся 5 средних общеобразовательных школ (201 школьник), 3 колледжей (186 учащихся) и 2 вузов (102 студента) города Тольятти. Всего было опрошено 489 юношей и девушек, из них почти треть (31,5 %) — 13—15 лет и чуть более двух третей (68,5 %) — 16—19 лет. Ошибки репрезентативности ±5 % для уровня значимости 0,05. Данные обрабатывались с помощью программы SPSS.

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

Авторитетными агентами социализации для 88,9 % респондентов являются матери, а для 74,5 % участников опроса — отцы. Таким образом, для подростков мнение матерей несколько более авторитетно, нежели мнение отцов. И это вполне объяснимо, поскольку примерно треть подростков воспитывается в неполных семьях.

Во все времена семья являлась опорой и защитой в трудные ситуации для членов семьи, особенно для детей. Родители должны уметь оказать психологическую и моральную поддержку в трудный момент подростку. Это возможно в условиях взаимного доверия между детьми и родителями. 70 % респондентов считают себя общительными, делятся нюансами своих взаимоотношений с мамой (69,8 %), подругой (67,4 %) или другом (65,8 %).

Более конкретные данные по этому вопросу были получены при анкетировании восьмиклассников и девятиклассников, а также их родителей в 2007 году сотрудниками отдела мониторинга Ресурсного центра при департаменте городского округа Тольятти. При ответе на вопрос «Считаете ли Вы необходимым рассказывать родителям о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни?» 68 % школьников выбирали позицию «иногда, в зависимости от ситуации». Пятая часть учащихся дала положительный ответ на данный вопрос. Напротив, 15 % учеников не считают необходимым рассказывать родителям о своих мыслях, чувствах и событиях своей жизни.

Сравнивая ответы родителей и учащихся, можно отметить, что родители в два раза реже, чем их дети, рассказывают о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни. Родители на 13 % реже школьников отвечают на этот вопрос отрицательно и на 10 % чаще учеников выбирают позицию «иногда, в зависимости от ситуации».

Таким образом, интенсивность коммуникативных связей подростком и родителей неодинакова. Представители подрастающего поколения чаще делятся с родителями своими переживаниями, чем родители — с детьми. Данная несимметричность коммуникации подростков и родителей создает комфортную среду социализации. Родители, имеющие хороший контакт с детьми, находятся в курсе их проблем, а дети получают выборочную информацию, доступную их восприятию и пониманию из жизни взрослых.

Данные социологического опроса 2007 года показывают, что учащиеся, которые рассказывают родителям о своих чувствах, мыслях и событиях своей жизни, отмечают, что родители знают об их друзьях и одобряют их выбор. Школьники, не считающие нужным беседовать с родителями на эти темы, не обсуждают с ними выбор своих друзей.

Дети и родители из семей с высоким материальным положением (46 %) чаще беседуют о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни, чем респонденты из семей с низким материальным положением (23%).

Можно сказать, что молодые люди (69,8 %), которые делятся с родителями своими мыслями, чувствами чаще остальных респондентов отмечают, что разговаривают с родителями о взаимоотношениях с одноклассниками, взаимоотношениях с учителями, взаимоотношениях с друзьями, занятиях в свободное время, своей учебе. Также респонденты этой группы чаще других считают, что в их семье нет разногласий. Учащиеся (их доля составляет 15 %), которые иногда рассказывают родителям о событиях своей жизни, чаще винят в разногласиях в семье себя, а школьники (их доля составляет 12 %), «не общающиеся» с роди-

телями, чаще обвиняют в конфликтах в семье мать или отца.

Осознание ценности личного достоинства представителями подрастающего поколения, как показывают результаты анкетирования, выступает важным фактором социализации. Подростки, опрошенные кафедрой социологии Тольяттинского госунивер-ситета в 2008 году, считают, что у них «сильно развито чувство собственного достоинства» (71,2 %), четверть опрошенных требует, чтобы члены семьи относились к ним с уважением. В зарождении чувства собственного достоинства определяющую роль играет семья, ее стиль и методы воспитания, взрослые члены семьи формируют адекватное представление молодого человека о самом себе, его самооценку, восприятие окружающего мира [10]. Отношения взаимозависимости поколений отошли в далёкое прошлое, уступив место отношениям взаимного доверия и уважения. При этом практика решения семейных проблем такова, что 72 % опрошенных подростков и юношей, как показали материалы исследования, участвуют в данном процессе, и это характеризует межпоколен-ные отношения в семье как весьма демократичные, эгалитарные. Как подтверждают данные эмпирического исследования С. А. Губиной, авторитарный стиль воспитания, опирающийся на строгость и авторитет родителей, чаще всего способствует развитию заниженной самооценки [11]. Показательно и то, что для молодых людей важен не столько результат семейных дискуссий, сколько их процесс, поскольку, несмотря на разногласия между родителями и подростками, 63 % респондентов «очень любят» своих родителей, а 22 % «хорошо относятся» к ним. Таким образом, демократический стиль, основанный на методах сотрудничества и взаимопонимания, формирует адекватное представление о себе, чувство собственного достоинства.

Исследование 2008 года показало, что сохраняются трудности «переходного возраста», ибо 62,4 % учащихся достаточно неопытны и непоследовательны в своих действиях: «умеют отвечать за свои поступки, но не всегда думают о других в момент принятия решения».

Фамилисты А. И. Антонов и В. М. Медков утверждают, что семейная социализация может пониматься двояко: как подготовка к будущим семейным ролям и как влияние со стороны семьи на формирование социально компетентной, зрелой личности. Последнее наиболее ярко проявляется во взаимодействии детей и педагогов [12]. В нашем исследовании 2008 года был ряд вопросов, по ответам на которые можно сделать вывод о характере взаимоотношений учащихся и преподавателей.

Четверть всех респондентов подчеркнула: «Мои успехи скромные, меня часто критикуют». Очевидно, что эти подростки составляют «зону риска» для воспитательных воздействий.

О наличии проблем в обучении и взаимодействии с наставниками свидетельствуют ответы 7,5% респондентов, которые учатся неважно, и учителя их недолюбливают.

При разногласиях с педагогами 74,4% опрошенных утверждают, что отстаивают свое мнение при общении с преподавателем. Модель взаимоотношений подростков и их наставников можно охарактеризовать как социально адаптивную: и те, и другие направлены на установление консенсуса, поиск взаимопонимания. Молодые люди ориентируются при этом на взаимоотношения в своей семье, педагоги — на собственный опыт общения с подростками, который

во многом основывается на том же семейно-родительском взаимодействии.

Таким образом, ориентируясь на полученные данные, можно констатировать, что в целом межпоко-ленное взаимодействие в учебных заведениях города Тольятти осуществляется активно и конструктивно. При этом респонденты объективно оценили своих педагогов: «нас уважают, с нами считаются» — 17,1 % (чаще отмечают девушки 16—19 лет); «школьные учителя далеко не идеал для подражания» — 15,6 % (все учащиеся вне зависимости от пола и возраста — по 15 %); «наши учителя очень интересные, много знают» — 14 %; «для нас делают всё, что возможно» — 12,1 %; «с ними трудно говорить, они всегда правы» — 10% (больше всего придерживаются этой позиции мальчики 13—15 лет).

Задача педагога не только дать образование, но и оказать помощь ребёнку в процессе его социализации, освоения им опыта институализированного знания, норм, социокультурного опыта. Влияние педагогов в последние годы утратило свою былую воспитательную роль. Это связано с образовательными реформами, которые ориентированы на то, чтобы превратить учителя, главным образом, в транслятора учебной информации, который осуществляет подготовку к тестированию.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что на социальную адаптацию к современным условиям жизни подрастающего поколения тольяттинцев влияют: позиция, статус, мнение родителей и учителей, к которым они чаще всего прислушиваются. Демократический тип отношений неоднозначно отражается на эффективности межпоколенных взаимодействий, следовательно, на социализации подростков. Трудности взаимопонимания представителей двух поколений чаще всего связаны с большим вниманием, которое участники образовательного процесса уделяют ценности своих мнений, уважению своих прав. Однако демократическая модель отношений предполагает также уважение прав других людей. Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что эффективность социализации молодежи во многом зависит от ценностных аспектов коммуникации с представителями старших поколений. В центре межпоко-ленных взаимодействий на современном этапе находится ценность личности каждого участника, в особенности — представителей подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Меренков, А.В. Педагогика саморазвития личности /

A.В. Меренков. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. — 331 с.

2. Люрья, Н.А. Культура, общество, образование / Н.А. Лю-рья. — Режим доступа : http://www.metanauka.ru/edu/3.html

3. Шахматова, Н.В. Поколенческая организация современного российского общества : монография / Н.В. Шахматова. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — Режим доступа : http:// mion.sgu.ru/show.jsp?target = bookview&param = shahmatova. xml

4. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 255 с.

5. Сластенин , В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. — М. : Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

6. Архипов, В.А. Преодоление барьеров в педагогическом общении посредством социально-психологических тренингов /

B.А. Архипов. — Режим доступа : http://festival.1september.ru/ articles/519134/

7. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. — М., 1979. - 63 с.

8. Фролов, С.С. Социология : учебник / С.С. Фролов. — М., 1999. — Режим доступа : http://polbu.ru/frolov_sociologych39_ all.html

9. Межличностные отношения участников образовательного процесса : отчёт по результатам социологического исследования / Департамент образования мэрии города Тольятти МОУДОД Ресурсный центр. Отдел мониторинга и диагностики. — Тольятти, 2007. — 105 с.

10. Безрукова, О.Н. Социология молодежи : учеб.-метод. пособие / О.Н. Безрукова. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 35 с.

11. Губина, С.А. Влияние семьи на формирование чувства собственного достоинства личности / С.А. Губина, Т.В. Миронова. — III Всероссийский социологический конгресс 22 — 23 октября 2008 г. — Режим доступа : http://vsk3.hse.ru/22_23

12. Андреева, Т.В. Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб. : Речь, 2004. — 224 с.

ГОРБАЧЁВА Наталья Борисовна, старший преподаватель, заведующая лабораторией кафедры социологии.

Адрес для переписки: e-mail: GNB@tltsu.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2009 г.

© Н. Б. Горбачева

Книжная полка

Теория и практика связей с общественностью [Текст] : учеб. для вузов по специальности 030602 (350400) «Связи с общественностью» / А. В. Кочеткова [и др.]. — 2-е изд. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 233 с. : табл., рис. — (Учебник для вузов). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-91180786-3.

Предлагаемый учебник посвящен актуальным проблемам развития и становления связей с общественностью, а также их инструментарию. Связи с общественностью предсталяют собой длительную и последовательную работу, нацеленную на создание репутации. В издании рассматривается широкий спектр вопросов — от исторических до прикладных. Особое внимание уделяется исследовательскому процессу как первому этапу планирования успешной PR-кампании. Обсуждаются способы проведения эффективной пресс-конференции, дается оценка наиболее сложных моментов, которые могут возникать как в процессе подготовки мероприятия у PR-отдела, так и по ходу ее проведения — у журналистов. Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама», а также будет полезна практикам, работающим в данной сфере.

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.