Научная статья на тему 'Семейные ценности в представлении учащихся профессиональных училищ'

Семейные ценности в представлении учащихся профессиональных училищ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY / FAMILY VALUES / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старкова Елена Николаевна

Семейное воспитание никогда не теряло своей актуальности. Роль семьи в жизни каждого человека неоценима. В семье происходит становление ребёнка будущего полноценного члена общества. В семье реализуются общественные функции, и в реализации некоторых из этих функций активное участие принимают подрастающие члены семьи, к которым относятся и учащиеся профессиональных училищ. Семья передаёт подрастающему поколению ценности, традиции, нравственные устои и т.п. Выявление того, насколько дети готовы принять и реализовать то, что даёт им семья стало целью исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family education never lost the urgency. The family role in life of each person is invaluable. In a family there is a formation of the child the future high-grade member of a society. In a family public functions are realized, and in realization of some of these functions active participation is accepted by growing up members of a family whom pupils of professional schools concern also. The family transfers to rising generation of value, tradition, moral principles, etc. Revealing of how much children are ready to accept and realize that the family gives to them became a research objective.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в представлении учащихся профессиональных училищ»

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

СТАРКОВА Е.Н.

Семейное воспитание никогда не теряло своей актуальности. Роль семьи в жизни каждого человека неоценима. В семье происходит становление ребёнка - будущего полноценного члена общества. В семье реализуются общественные функции, и в реализации некоторых из этих функций активное участие принимают подрастающие члены семьи, к которым относятся и учащиеся профессиональных училищ.

Семья передаёт подрастающему поколению ценности, традиции, нравственные устои и т.п. Выявление того, насколько дети готовы принять и реализовать то, что даёт им семья - стало целью исследования.

Надо отметить, что учащиеся профессиональных училищ отличаются и от школьников, и от студентов вузов [1]. Не все школьники ещё определились с выбором профессии, не начали обучаться профессии; выпускники вузов учатся в среднем до 22-х лет и многие события, связанные с созданием собственной семьи у них могут отодвигаться на более неопределенный срок, чем у учащихся ПУ. Учащиеся профессиональных училищ в основном к 18 годам уже овладевают рабочей профессией.

На сегодняшний день рабочие - самые востребованные кадры на рынке труда. Выпускники, ещё обучаясь в училище, знают, где будут работать. Практика на 3 курсе длится полгода и будущие рабочие, как правило, остаются работать на тех предприятиях, где проходили практику. Выпускник в 18 лет уже уверен в том, что у него есть рабочее место и готов много трудиться и получать достойную зарплату. Имея собственный заработок и экономическую поддержку семьи, юноша или девушка готовы планировать свою будущую жизнь и создание семьи собственной.

Для опроса была разработана анкета. Всего было опрошено 283 юноши и 96 девушек с первого по третий курс в профессиональных училищах Московской области (опрашивались юноши обучающиеся по профессии «автомеханик», «электрогазосварщик», «мастер отделочных работ», «садовник», «оператор ЭВМ», «столяр-плотник» и девушки, обучающиеся по профессии «садовник», «оператор ЭВМ», «мастер отделочных работ», «парикмахер» и «секретарь») Возраст опрашиваемых от 15 до 18 лет.

Вопросы анкеты направлены, с одной стороны, на выявление состава семьи, главы семьи, традиций семьи, того, кто является ответственным за моральную поддержку, роли самого учащегося в жизни семьи. С другой стороны, анкета содержит вопросы, которые помогают рассмотреть перспективы создания собственной семьи учащимся.

Представляем результаты анкетирования. Вначале приведены результаты опроса юношей, затем девушек.

Семьи, в которых живут юноши

Опрос юношей показал, что в основном их семьи состоят из 3-х человек - 58%, но достаточное количество живёт в семьях и из 4-х человек - 22%. Самые большие семьи - из 8 человек (указал 1 человек). 79% ответило, что бабушки и дедушки с ними не проживают.

37% юношей отметили, что помнят своих родственников до 3-го поколения. Важно отме-

Family education never lost the urgency. The family role in life of each person is invaluable. In a family there is a formation of the child - the future high-grade member of a society. In a family public functions are realized, and in realization of some of these functions active participation is accepted by growing up members of a family whom pupils of professional schools concern also. The family transfers to rising generation of value, tradition, moral principles, etc. Revealing of how much children are ready to accept and realize that the family gives to them - became a research objective.

тить, что 21% не поняли вопроса. Лишь 8% помнят своих родственников до 5 поколения.

28% юношей считают самым авторитетным в семье папу, 17% - маму, 19% указывают в ответе - «родители». Среди «авторитетов» есть: «бабушка», «брат», «тётя», «отчим», «никто».

В случае с перспективами получения образования 43% юношей надеются на слово мамы, на себя надеются 14%. В вопросах трудоустройства на первое место выходит папа - 29% юношей прислушиваются к его мнению. Нужно отметить, что в вопросах образования и трудоустройства указываются, как правило, те же члены семьи, которые являются самыми авторитетными.

За сочувствием 57% опрошенных юношей обращаются к маме, но и поддержку оказывают в первую очередь маме - 34%. Лишь 13% обращаются за сочувствием и поддержкой к папе, но и заботятся о папе только 7% юношей.

93% отметили, что у них не бывает семейных обедов.

Конфликты чаще всего в семье происходят с папой - 43%, а 17% считают себя неконфликтными, то есть ни с кем в семье не вступают в противоречия. Каким образом разрешаются конфликты? - 23% опрошенных отвечали «когда как», «по разному», что может означать «рассасывание» конфликта без видимых усилий со стороны членов семьи. Меньший процент приходился на «регулятора» конфликта - какого-либо из членов семьи.

58% мальчиков получают карманные деньги из рук мамы и 36% указали источник карманных денег объемным понятием «родители».

Как помогают юноши дома по хозяйству? 32% опрошенных ответили, что делают «всё». По значимости выстроились такие виды помощи: уборка, мытье посуды, вынос мусора, закупка продуктов.

Семьи, которые юноши будут создавать.

67% юношей считают, что их семья не будет похожа на ту семью, в которой он живёт, 22% допускают возможность схожести семей. Жить с родителями отказываются 86%. Но 32% буду ждать одобрения избранницы родителями (57% не будут ждать такого одобрения). У 71% юношей сформировались требования к будущей избраннице. На первом месте стоит честность -13%, остальные сформулированы с различными акцентами, но, тем не менее, они укладываются в характеристики, которыми мы наделяем женщину-мать: заботливая, хозяйственная, умеющая готовить, не имеющая вредных привычек и т.п.

43% юношей собираются вступать в брак в 25 лет. Самая нижняя граница - 18 лет - лишь 8 % , а верхняя - 30 лет - 13% - возраст, в котором юноши планируют сочетаться браком. Это будет брак по любви. 79% юношей считают, что любовь обязательна при создании семьи. 35% опрошенных ответили, что детей в их браке будет 1-2. Никто из опрошенных юношей не вышел за рамки троих детей.

61% юношей не смогут признаться в чувствах женщине, если она состоит в браке, и 11% готовы признаться в любви замужней женщине.

52% не хотят жить без брака, 16% допускают такую возможность, остальные не определились: «как получится», «пока не знаю», «зависит от обстоятельств».

Главенство в семье готовы взять на себя 93% юношей. 77% готовы помогать будущей жене в ведении домашнего хозяйства.

Семьи, в которых живут девушки

Девушки живут в основном в семье из 3-х и 4-х человек - 42% и 27% без бабушек и дедушек (в 88% семей они не живут с детьми и внуками). В основном - 51% девушек помнит родственников до 3 поколения, лишь 11% до 5 поколения.

Авторитетом в семье девочки считают маму - 56%, а потом папу - 34%. По вопросам образования 83% девушек прислушивается к мнению мамы. В вопросах трудоустройства 54%

прислушиваются к советам мамы, 32% к вопросам папы.

Сочувствия и поддержки 61% девушек ищет у мамы, 9% у бабушки, 13% ни к кому не обращается за поддержкой. 49% девушек стараются заботиться обо всех и 21% о маме.

Традиционные семейные обеды не проводятся в 83% семей, в которых живут девушки (6% не ответили или не поняли вопроса).

У 71% девушек конфликты происходят с мамами. 34% девушек берут ответственность на себя при разрешении конфликта, 29% конфликтов нейтрализуются «по-разному», в остальных случаях инициаторами примирения выступают другие члены семьи.

Карманные деньги 91% девушек выдают мамы. Девушки во многом помогают семье в ведении домашнего хозяйства: уборка - 67%, покупки - 26%, некоторые отвечают «всё делаю», некоторые вычленяют из «уборки» отдельные элементы: вынос мусора, вытирание пыли, мытье посуды и т.п.

Семьи, которые девушки будут создавать.

52% опрошенных девушек считают, что их семья не будет походить на ту семью, в которой они живут, и 80% не собираются жить с родителями, но вот одобрения будущего избранника хотят получить 64%. У 58% девушек сформированы требования к будущим избранникам. Такие качества как доверие (49%) и уважение (31%) стоят на первом месте, после этого идут: забота, честность, «быть всегда вместе» и т.п.

34% девушек собираются вступать в брак в возрасте 23 лет, возраст, которые выбрали остальные девушки, в основном колеблется от 18 до 25 лет. 62% девушек собираются иметь двоих детей. Никто из опрошенных не собирается иметь в семье более 3-х детей.

83% девушек считают любовь обязательной при вступлении в брак и 67% девушек считают, что смогут раскрыть свои чувства женатому мужчине, если к нему возникнут чувства. 91% опрошенных девушек считают, что они не готовы жить без брака.

70% не собираются забирать главенство в семье в свои руки. 94% девушек готовы заниматься полностью, наполовину или частично домашним хозяйством.

Итак, опрошенные учащиеся профессиональных училищ готовы к таким функциям, как воспроизводство - планируют иметь в среднем 2-х детей в будущей семье. Функция поддержания физического здоровья членов общества реализуется в хозяйственно-бытовой сфере семейной деятельности (94% девушек собираются заниматься ведением домашнего хозяйства и 77% юношей готовы помогать своим жёнам это хозяйство организовать и осуществлять). Функция моральной регламентации семьи выражена в требованиях, которые уже сегодня сформулированы у юношей и девушек к своим избранникам и избранницам, и как видно из ответов, эти требования не отличаются, скорее всего, от тех требований, которые выдвигали их родители, бабушки и дедушки друг к другу (честность, доверие, забота, уважение). Функция предоставления социального статуса членам семьи выражается в том, что юноши готовы взять на себя главенство в семье -93%, а 70% девушек, уступая им, не собираются главенствовать в семье.

В реализации каких общественных функций участвуют учащиеся в тех семьях родителей, в которых живут сейчас? Как видно из ответов, они принимают активное участие хозяйственнобытовой сфере семейной деятельности - практически все и юноши, и девушки указали как минимум по одному виду помощи семье по хозяйству. Опрошенные указали на то, что они участвуют в реализации эмоциональной стабилизации индивидов: юноши и девушки не только обращаются за сочувствием и поддержкой к членам семьи (как правило, мамам), но и сами оказывают такую поддержку в семье (тоже, как правило, мамам).

Жизнь семьи регулируется теми ценностями, традициями, которые господствуют в том обществе, в той стране, в той местности, в которой эта семья проживает. У учащихся практически отсутствует традиция совместных воскресных обедов. Праздники, на которые собирается вся семья, и

приходят приглашенные родственники - Новый год и дни рождения членов семьи. Мало, в каких семьях живут бабушки и дедушки (79% юношей и 88% девушек ответили, что их семья проживает без бабушек и дедушек), которые могли бы поддерживать традиции семьи и рассказывать учащимся об их родственниках, которые жили несколько поколений назад.

Учащиеся выступают за традиционный брак и, не смотря на то, что не хотят жить с родителями, не желают, чтобы их семьи были похожи на родительские, собираются искать одобрения в своей семье своих избранников. То есть налицо желание отрыва от места пребывания вновь созданной семьи, но не от родственных связей. Можно утверждать, что юноши и девушки не хотят удаляться надолго и далеко от той семьи, в которой сейчас проживают. При заполнении анкет и написании сочинений часто высказывалась мысль, что они хотят «жить неподалеку и часто ходить в гости к родителям».

Небольшой процент опрошенных как со стороны юношей, так и со стороны девушек допускают мысль о совместном проживании с партнером без регистрации брака.

Опрос выявил, что юноши, если можно так сказать, показали большую моральную устойчивость, то есть не собираются разбивать чужие семьи в случае, если у них возникнет чувство к женщине, состоящей в браке. Лишь 11% юношей будут готовы признаться в своих чувствах женщине, если она будет состоять в браке. Среди девушек 67% готовы, по всей видимости, расстроить чужой брак, если мужчина понравится.

Можно предположить, что учащиеся не сторонники неравных браков, браков, основанных на выгоде. Согласно опроса, 79% юношей и 83% девушек считают, что брак должен основываться на любви.

В целом, юноши и девушки хотят во многом одного и того же: уютного дома, крепкой семьи, доверительных отношений, взаимопонимания, заботы друг о друге и готовы содействовать созданию такой семьи, в которой всё бы это было.

Библиографический список:

1. Смирнов И.П. Куда идет молодое поколение в XXI веке? Социальная функция профессионального образования (Часть II) // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 12. С. 13-17.

2. Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений // Сборник статей / МОСКВА, 2010 (Сер. "Проблемы философии")

3. Чукреева В.В. Ресурсы педагогического колледжа по преодолению некоторых причин семейной антисоциальности в сельском социуме // Омский научный вестник. 2009. № 78-3. С. 151-155.

4. Лернер П. Самоопределение растущей личности - составная часть трудового воспитания // Народное образование. 2007. № 6. С. 230-234.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, семейное воспитание.

Keywords: family, family values, family education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.