Научная статья на тему 'Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в Республике Адыгея (по материалам социологического исследования)'

Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в Республике Адыгея (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
352
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ФАМИЛИЗМ / ГЕНДЕРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ДЕИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / TRADITIONAL SOCIETY / VALUES / FAMILIZM / GENDER RELATIONSHIPS / DEINSTI-TUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова Анжела Аслановна, Калашаова Дариет Аскербиевна

В данной статье на основании эмпирического социологического исследования авторы рассматривают факторы, обуславливающие трансформацию института адыгской семьи в поликультурном пространстве и анализируют ценностные ориентации молодежи с учетом гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the factors causing transformation of the Adygh family institute in polycultural space and analyzes valuable orientations of youth taking into account gender features. Empirical sociological research has been used.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в Республике Адыгея (по материалам социологического исследования)»

УДК 316.346.32-053.6 (470.621)

ББК 60.571

Б-40

Безрукова Анжела Аслановна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет, т.: 8(8772)525124;

Калашаова Дариет Аскербиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: 8(8772) 210266.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ (по материалам социологического исследования)

(рецензирована)

В данной статье на основании эмпирического социологического исследования авторы рассматривают факторы, обуславливающие трансформацию института адыгской семьи в поликультурном пространстве и анализируют ценностные ориентации молодежи с учетом гендерных особенностей.

Ключевые слова: традиционное общество, ценности, фамилизм, гендерные взаимоотношения, деинституализация.

Bezrukova Angela Aslanovna, Candidate of Sociology, associate professor, head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics of FSBEI HPE “Maikop state technological university”, tel.: 8(8772)525124;

Kalashaova Dariyet Askerbiyevna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics of FSBEI HPE “Maikop state technological university”,tel.: 8(8772) 210266.

GENDER FEATURES OF FAMILY VALUES OF YOUTH IN MODERN SOCIOCULTURAL SPACE IN THE REPUBLIC OF ADYGHEA (ON THE MATERIALS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH)

(reviewed)

The article considers the factors causing transformation of the Adygh family institute in polycultural space and analyzes valuable orientations of youth taking into account gender features. Empirical sociological research has been used.

Keywords: traditional society, values, familizm, gender relationships, deinsti-tualization.

Семья является одной из значимых сфер в функционировании общества, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации молодого поколения. Многие знаменитые исследователи, такие как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, П. Сорокин и др. рассматривали семью как первооснову общества, в качестве важной ячейки государства.

В связи с реформами, которые происходят в российском обществе, наблюдаются динамичные изменения, трансформирующие институт семьи.

Современное состояние института семьи характеризуется размыванием системы поведенческих норм в сфере брака. Социологи утверждают, что современная семья характеризуется упадком, так как фамилизм (отождествление себя с семьей, преданность ей, взаимопомощь) как культурная ценность присущая традиционному обществу постепенно уступает место другим ценностям. В результате происходит деинституализация семьи.

Структурный кризис, наблюдаемый в современной семье, выражается и в том, что нуклеарная семья, которая является последним остатком традиционной расширенной семьи, разрушается. Она становится изолированной, предоставленной самой себе, в результате поколения разделяются. Прерывается преемственность поколений, что является большой потерей. Свойственную семье функцию воспитания детей и обеспечение членов семьи заботой, выполняют другие социальные институты. Увеличивается количество разводов, растет число неполных семей и, как следствие, увеличивается число детей, лишенных попечения родителей. Итогом структурного изменения является снижение авторитета семьи.

Как отмечают исследователи современной семьи, в сложившийся ситуации наблюдаются и позитивные тенденции - это рост благосостояния семей, равноправие полов, демократичные отношения между членами семьи. Социологи утверждают, что современная семья утрачивает постепенно свою главную функ-цию - воспроизводство, что неминуемо приведет к старению населения. Если процесс будет продолжаться, постиндустральное общество будет отброшено на нижние ступени экономического развития, что является угрозой существованию государства.

Со сменой экономической и политической парадигмы, начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наблюдался экономический кризис, в связи с этим стремительное снижение рождаемости. Чтобы укрепить одну из основных функции семьи -воспроизводство, Правительство России принимает меры для повышения уровня рождаемости. С рождением второго и последующих детей государство субсидирует эти семьи материальной поддержкой - «материнским капиталом», бесплатным предоставлением участка земли для строительства дома. Эти государственные меры, по-видимому, простимулируют рождаемость в стране и укрепит институт семьи.

По данным Госкомстата России, за 2014 г. рождаемость превысила смертность, что говорит об эффективности принятых правительством мер. Во всех ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с 2000 года, говорится о том, что успех российской политики во всех сферах тесно связан с решением острейших демографических проблем, что предполагает развитие семьи как социального института. Простимулированное политическими и социально-экономическими реформами демографическое поведение как полагают социологи, обладает силой инерции и не может меняться за короткий срок [1].

В нестабильных условиях современного социума, когда трансформируются ценности и ценностные ориентации россиян, семья остается одним из главных социальных устоев общества, важной жизненной ценностью современных россиян, более значимой, чем интересная работа, материальное благосостояние, профессиональные успехи [2].

Переход от традиционного к современному обществу происходит болезненно, так как меняются жизненные представления и приоритеты, доминирующие в обществе. В традиционном обществе, именно в семье закладывались основы национальной культуры,

осуществляли контроль над социальным поведением, физическим и духовным воспроизводством [3]. В настоящее время наблюдается трансформация традиционного института семьи.

Чтобы определить уровень трансформации современных семейно-брачных отношений в традиционном адыгском обществе авторами было проведено эмпирическое социологическое исследование в 2014году.

Опрос проводился в городе Майкопе, и двух районах Республики АдыгеяКошехабльском и Шовгеновском. Объектом исследования стало население в возрасте от 18 до 30 лет этнических адыгов. Общий объем выборки составил 300 человек. (150 представителей женского и 150 мужского пола). Такие возрастные категории были выбраны не случайно. Основной целью исследования было определение уровня рефлексии брачного выбора респондентов, выявление у молодых людей брачного возраста основополагающих ценностей и установок в вопросе брака.

В исследовании были использованы два метода: метод наблюдения и метод анкетирования. Отвечая на вопрос: «Где Вы собираетесь искать брачного партнера?» 36,3% молодых людей ответили, что предполагают встретить будущего спутника жизни в своей социальной среде, в компании друзей или в местах досуга - кафе, клубы, спортивные залы; 15,5% респондентов ответили, что могут встретить и познакомиться со своим будущим партнером на улице, в общественном транспорте, в магазине и 48,2% респондентов ответили, что знакомятся через SMS-сообщения. В современный век развития информационных технологий для молодежи Интернет становится принципиально новым каналом поиска брачного партнера.

Необходимо отметить, что элемент сватовства и его разные формы, характерные для традиционного общества адыговв современный период упразднились. В приоритете взаимные чувства. Молодые теперь сами договариваются о создании семьи. На вопрос: «Входит ли в Ваши планы создание собственной семьи?» 98% респондентов ответили утвердительно, 2% высказали нежелание. Большинство опрашиваемых (95%) указали, что период от 22 до 25 лет является оптимальным для рождения детей. Для 5% опрошенных респондентов самый оптимальный возраст для рождения детей от 30 лет и выше.

Ответы показывают, что в сознание адыгской молодежи проникают европейские взгляды. Возможно, молодежь сначала предпочитает самоутвердиться, сделать карьеру и только после этого создать семью.

89 % респондентов готовы жить в патриархальной семье, где главой семьи будет мужчина. 11% опрошенных респондентов собираются строить семью на основе равенства. Важно отметить, что диктаторский тип семьи, когда все члены семьи беспрекословно подчиняются одному из членов, и матриархальный тип семьи, когда главой семьи является мать, остались без поддержки респондентов. 30% молодых людей ближайшие два три года планируют рождение ребенка, 60% - не планируют, 10% опрошенных

затруднились ответить. При ответе на вопрос: «Какое количество детей в семье Вы считаете оптимальным?». Ответы на вопрос таковы: 60% опрошенных ответили - двое детей, 20% - один ребенок, 5% - более двух детей, 15% - не задумывались над этим

вопросом.

Несмотря на меры государства и Правительства Российской Федерации, направленные на стимулирование деторождения, сохраняющиеся нестабильность в экономике и страх невозможности обеспечения ребенку достойных жилищных условий, уровня жизни, образования и т.д. не стимулируют молодежь к созданию многодетных

семей.

На вопрос о том, какого пола предпочтительней рождение ребенка: 50% респондентов ответили, что пол ребенка не важен, 30% респондентов желают иметь ребенка определенного пола, 20% - не задумывались над этим. Интересно отметить позицию неоднозначного отношения респондентов к самому институту родительства, для 12% молодых респондентов, создание семьи и рождение детей затрудняет их реализацию в других сферах жизни, 68% - затруднились ответить, 20% - ответили, что обязанности по воспитанию ребенка только в радость.

На вопрос: «Какие ценности для Вас самые главные в жизни?» на первое место 95% респондентов отнесли семью.

На вопрос: «Будете ли Вы в своей собственной семье следовать имеющимися семейным традициям?», результаты нас приятно удивили: 70% респондентов готовы их поддержать, 27% опрашиваемых ответили, что некоторые традиции и обычаи в современный период устарели и не обязательны для их исполнения, 3% - затруднились ответить. В целом складывается мнение, что у молодых людей брачного возраста нет чётких представлений о родительстве.

На вопрос: «Каково должно быть материальное положение Вашего будущего партнера?» 80,2% большинство представителей мужского пола ответили, что материальное положение партнера не важно. А вот девушки большее значение придают материальному положению партнера. 53,2% девушек хотят, чтобы мужчина был материально обеспечен.

На вопрос: «Какими главными качествами должен обладать будущий избранник (избранница)?», были получены следующие ответы: юноши свои представления о будущей семье ассоциируют с внешностью, целомудрием, честностью, красотой. Молодые люди в представлениях о семье позиционируют себя как абсолютного лидера, включают представления о себе как "настоящем муж-чине".

Девушки главными качествами своего будущего избранника считают, такие как (любящий, мужественный; искренний; счастливый; обаятельный; сильный; дружелюбный). Для них характерны романтические ожидания, которые сводятся к ожиданию мужского образа "принца на белом коне" [4].

Социологическое исследование показало, что в сознании молодежи наблюдается совпадение доминирующих мотивов девушек и юношей, гендерных различий не выявлено.

Выделяются три мотива, которые являются достаточно универсальными для молодежи - это материальная выгода, улучшение жилищных условий, рождение детей. Все это соответствует проблеме молодежной политики, которую проводит государство. В нашей стране все усилия направлены на улучшение социально-демографической ситуации посредством мер в отношении молодых семей: материнский капитал, жилищные сертификаты, увеличение срока оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и др.

На вопрос: «Как вы относитесь к разводам, 23% респондентов ответили, что возможность развестись может привести к необдуманному шагу; 61,6 % ответили, что относятся отрицательно. Ответы свидетельствуют о том, что в современном адыгском обществе все еще сохраняются традиционные представления о семье, несмотря на либеральные законы о разводе; 15,6 % молодых людей считают, что развод дает возможность и свободу для личностного роста.

«Разводный бум», который наблюдается в современной России, является одной из

причин кризиса современной семьи. Этот процесс затронул и традиционную адыгскую семью.

Так, в Республике Адыгея в 2014 г. было заключено 3045 браков, разво- дов - 1830 (справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики). По нашему мнению, на стабильность брака влияет пониженная ответственность людей, вступивших в брак, неготовность к совместной жизни. Как следствие - увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака), увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака, и от первых браков каждого из супругов.

Эмансипированность женщин является тем фактором, который способствуют разложению патриархальной семьи. В современном адыгском обществе наблюдается частичное расшатывание авторитарной власти мужчин, освященной неписанными законами «Адыгэ-хабзэ», шариата и адата. Это связано с тем, что многие женщины, зарабатывают больше, чем мужчины и, чувствуя материальную независимость, не нуждаются в муже с девиантным поведением [5].

Для определения отношения респондентов к повторным бракам был задан вопрос: «Считаете ли Вы повторные браки более прочными?» ответы распределились следующим образом: 39,8% - люди, вступившие в брак повторно, стараются не повторять своих ошибок, 28,6 % - считают, что повторные браки чаще оказываются неудачными, 31,6 % -ответили, что все зависит от характера людей.

Методом наблюдения нам удалось выяснить, что в современном адыгском обществе - разведенная адыгская женщина или вдова очень редко повторно устраивает свой брак. Этому есть несколько причин. 58,8 % женщин были не прочь выйти замуж повторно, но не делают этого из-за переживания за судьбу своего ребенка в возможном браке, 24,8 % женщин ответили, что «вообще не хотят замуж». Причиной является занятость «хороших» мужчин брачного возраста в семьях.

Результаты исследования показали, что 16,4 % женщин, считают, что повторные браки становятся более прочными, потому что супруги стараются не повторять своих ошибок.

Респондентам был задан вопрос: «Одобряете ли Вы гражданские браки?» 64,4 % респондентов считают, что жить в гражданском браке является позорным, особенно для девушек, большая часть респондентов не приемлют гражданские браки, считая оформление брачных отношений серьезным и важным шагом в жизни.

Это свидетельствует о том, что не совсем ослабли еще скрепы, удерживающие моральные ценности, существовавшие в традиционном адыгском обществе. 11,2 % опрашиваемых считают, что сожительство является «нормальным» явлением в наше время; 25,4 % ответили, что «приходится мириться с этим».

В традиционном адыгском обществе вообще не существовало понятия «гражданский брак». Ответы на вопрос свидетельствуют о том, что у молодежи происходит трансформация и размывание моральных ценностей, и представлений о семье. Изменяется традиционная мораль в адыгской среде, и допускается наличие добрачного сексуального опыта женщин. В современный период существование нерегистрируемых сожительств и появление незаконнорожденных детей становится все больше.

Материалы социологического исследования подтверждают, что современная адыгская традиционная семья является продуктом социальной эволюции. В сознании современной адыгской молодежи интегрируются ценности разного типа обществ. С одной стороны, широко распространившиеся ценности западного мира, которые эффективно

усваиваются молодежью, что выливается в изменения традиционной морали, с другой заметна серьезная тенденция разочарования в «новых» идеалах и ценностях.

Литература:

1. Безрукова А.А. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России в оценках женского общественного мнения (на материалах Республики Адыгея) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. Вып. 3. С. 71-77.

2. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. №10. С. 95-99.

3. Делова Л.А. Трансформация института семьи в условиях переходного периода // Демократические процессы и семейная политика в Республике Адыгея. Майкоп: Адыгея, 1998. С. 43-45.

4. Розин В.М. Судьба молодой семьи: психологические размышления о

современной любви и семье. М., 1990. 109 с.

5. Тыкова А.А. Эволюция социального статуса адыгской женщины в обществе: гендерный подход. Майкоп, 2006. 126 с.

References:

1. Bezrukova A.A. Gender aspects of social and economic transformation in Russia in estimates of female public opinion (on the materials of the Republic of Adyghea) // Bulletin of ASU. No. 4. 2013. P. 71-77.

2. Gurko T.A. Transformation of the institute of a modern family//Sociological researches. 1995. No. 10. P. 95-99.

3. Delova L.A. Transformation of the institute of a family in the transition period//Democratic processes and family policy in the Republic of Adyghea. Maikop: Adyghea, 1998. P. 43-45.

4. Rozin V. M. Fate of a young family: psychological reflections about modern love and family. M., 1990. 109 p.

5. Tykova A.A. Evolution of the social status of the Adygh woman in the society: gender approach. Maikop, 2006. 126p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.