Научная статья на тему 'Ценности русского православного искусства как средство формирования профессионально-личностных качеств социального работника'

Ценности русского православного искусства как средство формирования профессионально-личностных качеств социального работника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности русского православного искусства как средство формирования профессионально-личностных качеств социального работника»

- изучить содержание, формы и методы социально-педагогической поддержки семей, практикуемые учреждением;

- разработать сценарии значимых для семей мероприятий, праздников, ритуалов;

- изучить опыт пропаганды семейного воспитания, реализуемый учреждением;

2) принять непосредственное участие в социально-педагогической работе учреждения по

направлениям:

а) индивидуальная работа с семьей:

- составить социальную карту семьи;

- определить нужды, проблемы семьи как социальной системы;

- выявить сильные и слабые стороны семьи, которые должны быть учтены при

удовлетворении ее потребностей или разрешении проблем;

- определить методику работы с семьей, реализовать ее на практике;

- осуществить анализ результатов своей работы;

б) массовая работа с семьями:

- принять участие в акциях просветительского и профилактического характера;

- организовать массовые социокультурные мероприятия с привлечением к ним членов семей;

3) выполнить практическую часть исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Основной метод преддипломной практики -обучение в ходе освоения профессиональной деятельности по специализации.

ЦЕННОСТИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Н.Я. Рыбина

Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические и моральные ресурсы недостаточны, возможности невелики, а способности самостоятельно разрешить свои трудности неудовлетворительны. Основываясь на принципах гуманизма, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории, - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Социальный опыт приобретается в процессе освоения практики общественной жизни, культуры, искусства и выступает почвой, фундаментом формирования профессионально-личностных качеств социального работника. Важным итогом этого процесса является приобщение личности к социальной памяти человечества, одной из форм которой выступает духовная культура, включающая в себя науку, искусство, нравственные нормы и представления людей, определенную систему социокультурных ценностей.

В классической этике моральные качества личности назывались высокопарно, но весьма точно — добродетели, то есть способности к деланию добра. Душевная щедрость, доброта, отзывчивость, мужество и великодушие, трудолюбие и скромность, верность и самоотверженность - все эти качества делают человека нравственной личностью, а душевная черствость, эгоизм, трусость разрушают общественные связи и отношения и поэтому осуждаются моралью.

Состав общечеловеческих ценностей, их перечень не может быть кем-то установлен раз и

навсегда. Даже в единых пространственновременных координатах возможны различные подходы к их определению, различные трактовки. Так, у В.А. Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, по мнению Б.Т. Лихачева, - это Вера, Надежда, Любовь, Истина. С.-Э. Юнгхолм к ценностям относит Совесть, Долг, Благотворение, Альтруизм.

Ценности менялись, меняются и будут меняться, хотим мы того или нет. Религиозные и моральные реформы, различные идеологии и утопии всегда были связаны с введением в социальный и культурный оборот новых ценностей как представлений о благах, жизненных ориентирах, принципах социальных отношений и т. д.

Ценности не есть некоторые идеальные сущности, познание которых вызывает желание и стремление их достичь и следовать им. Ценность, как, например, определяет ее О.Г. Дробницкий, есть отражение, рефлексивное осознание назревших, требующих своей реализации, но еще не реализованных потребностей общественного развития [1]. Именно сила необходимости, стремящейся к реализации, задает масштаб и значимость ценностей.

Несмотря на то, что совокупность выделяемых разными авторами ценностей весьма обширна, каждая из них является обобщением социокультурного опыта человечества и служит определенным основанием (ориентиром или ограничением) для осознания людьми их поведения.

В то же время из всего массива ценностей могут быть выделены ведущие, базовые, профес-

сионально значимые для тех, кто выбрал для себя работу с людьми, работу в социальной сфере, содержанием которой является помощь, поддержка, защита, забота, попечение, уход. Освоение таких базовых ценностей, формирование соответствующих им ценностных ориентаций является одной из задач профессионально-личностного развития будущих социальных работников в процессе их вузовской подготовки.

Важной ценностной характеристикой социального работника является особое понимание долга, который в самом общем значении есть способ соотнесения личного интереса с интересом социальной группы, общества в целом.

Для социального работника морально должное, нормально необходимое означает приоритетность интересов и социальной группы и каждого отдельного человека как объекта социальной помощи и поддержки.

В системе моральных регуляторов профессиональной деятельности особое место отводится совести. Совесть требует от нас быть внимательными к людям и ситуациям. В некотором смысле совесть - это обостренная внимательность, позволяющая усмотреть в этически безразличной, на первый взгляд, ситуации необходимость четкой моральной оценки. Совесть - это последнее препятствие, которое нравственная природа человека ставит перед соблазняющими доводами разума, умело учитывающего объективные выгоды, интересы, потребности.

Не зная основ христианской философии, трудно даже в порядке гипотетического построения создать национальную модель воспитания будущих специалистов. Кроме долга, совести основополагающими в этом ряду, на наш взгляд, являются любовь, вера, милосердие.

Любовь в христианском понимании - это любовь к Богу и стремление заслужить Его ответную любовь и любовь к ближнему, бескорыстное служение другим людям. «Христос заповедовал нам не искусственную любовь к человечеству, но именно любовь к ближнему... И любовь христианская проявляется... в живом общении, взаимной поддержке и сочувствии» [2].

Понимание веры в христианстве как вера в возможность безграничного совершенствования человека (Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный).

В контексте социальной работы милосердие -братское чувство к человеку, независимо от его поступков и заслуг, как сочувствие и способность от сердца идущего прощения его согрешений.

В духовной сфере используется ряд категорий для выражения ценностно-высшего: благо, добро - нравственно-высшее; красота - эстетиче-ски-высшее; справедливость, свобода - высшие ценности политико-правовой сферы [3].

Искусство как высшее выражение эстетического, наиболее концентрированная его форма, являясь олицетворением красоты, в то же время

вбирает в себя и укрупняет сложившиеся веками в процессе трудовой деятельности представления о добре и зле, нравственности и безнравственности. Единство этического и эстетического - так формируется в эстетике принцип, выражающий неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и философией, духовных ценностей.

Проблемы духовного возрождения российского общества могут и должны решаться путем мобилизации всех позитивных достижений мировой и отечественной культуры, использования выработанных предшествующими поколениями духовно-нравственных ценностей.

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что эти ценности на протяжении веков воплощались в религиозной форме, в том числе, в произведениях культового искусства. Поэтому столь важным сегодня является стремление исследовать, раскрыть и освоить заключенные в них духовно-нравственные ценности, историко-познавательное содержание, их эстетическое богатство, то есть интегрировать их в духовную жизнь современного человека, сделать их содержание доступным, понятным и привлекательным для него.

Одним из непременных условий устойчивого развития и стабильности общества является его бережное отношение к своему прошлому. К сожалению, наша отечественная история, особенно XX века, богата крутыми поворотами в отношении к прошлому: порой бездумно отбрасывалось то, что казалось в нем «реакционным» и «архаичным». В результате, сотни и тысячи памятников архитектуры, изобразительного и прикладного искусства религиозно-культового назначения погибли или были расхищены. Приходится признать, что наши соотечественники сегодня имеют весьма слабое представление о богатой культуре русского средневековья.

В течение последних пятнадцати лет русской православной церкви переданы сотни храмов и монастырских комплексов, тысячи икон, изделий прикладного искусства, сохраненных усилиями музейных работников и реставраторов.

При несомненных успехах российских уче-ных-искусствоведов, философов, религиоведов и других специалистов в изучении культового искусства ряд его аспектов и проблем пока еще остается недостаточно исследованным. К таковым, в частности, относится многофункциональность русского православного искусства. По своему содержанию оно двойственно, двуедино и объективно несет в своих образах как религиозное, так и общечеловеческое художественное, нравственное содержание. Поэтому произведения православного искусства верующими воспринимаются религиозно-эстетически, а неверующими - нравственно-эстетически, художественно.

В храмовый синтез искусств наравне с зодчеством, фресковой живописью, иконописью, прикладным искусством, литературой входит

церковная музыка. Дополняя друг друга разными способами, названные искусства выражали и выражают общее для всех них единое содержание. Церковная музыка - одна из наиболее ярких страниц русской духовной и художественной культуры.

Творцы церковной музыки всегда избегали внешних эффектов, украшательства, чтобы не нарушить ее возвышенно-духовного настроя. Важнейшей чертой церковного искусства является его естественность. Одни и те же образы воплощаются разными средствами в разных видах искусства. Основу песнопений составляет слово, но не менее значима роль слова и в иконописи. Фрески, иконы, миниатюры поучают. Созерцание икон, слушание близких к ним по содержанию песнопений вызывают высокие чувства и мысли.

Синтез искусств (к которому стремились в своем творчестве композиторы XX века), по существу, был воплощен в средневековом искусстве. Древнерусское богослужение носило характер мистерии, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственно просветиться. В статье «Храмовое действо как синтез искусств» П.А. Флоренский называет богослужение музыкальной драмой: «Тут все подчинено единой цели: верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому все подчиненное друг другу здесь не существует или по крайней мере ложно существует, взятое порознь» [4].

Преклонение перед красотой религиозного искусства выявляет эстетическую подготовленность, настроенность на восприятие этой красоты, отнюдь не простой, чрезвычайно утонченной, обладающей сложной символикой, своеобразным языком. Задачей его творцов являлось не самовыражение, не воплощение индивидуального, личностного, а постижение и воспроизведение «небесных» песнопений, воссоздание божественного образа, передаваемого с помощью древних священных подлинников.

Воздействуя на эмоциональную сферу человека, оно своеобразно развивает его высшие духовно-нравственные и социальные чувства, регулирует психологическое равновесие между разумом и чувством.

Необычайно велика роль православного искусства в обогащении содержания духовной жизни общества, в формировании гуманистического отношения к миру и ценностных ориентаций личности.

Социальная действенность православного искусства в мире духовной культуры непосредственно проявляется в человекосозидательной деятельности, в приумножении духовных богатств и отдельной личности, и общества в целом.

Общечеловеческие ценности русского православного искусства способствуют формированию у социальных работников высоких нравственных и эстетических идеалов.

Так, например, для студентов факультета социологии и социальной работы читается спецкурс «Духовная музыка как средство общекультурного воспитания». Входя через духовную музыку в мир православной культуры, студенты приобщаются к ее нравственным и эстетическим ценностям. В них будущий социальный работник может найти духовную основу для своей профессиональной деятельности, ее личностный смысл, ощущение ее значимости и чувства востребованности.

1. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977.

2. Филарет. Нравственность христианина. М., 1991. С. 55.

3. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. М., 1995.

4. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // У водоразделов мысли. Париж, 1985. Т. 1. С. 20.

ЛЕКТОРИЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И.В. Неретин

Как показывает анализ психолого-педагоги-ческой литературы последних лет, одним из важных условий решения многих социальных проблем является педагогическое просвещение родителей.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности (св. Иероним, Конфуций, Сократ). В эпоху Просвещения об этом говорили Я.А. Ко-менский, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пес-

талоцци, Ф. Фребель. В начале XX века среди педагогов вновь возрос интерес к проблеме воспитания родителей (Д. Дьюи, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л. Франк). Так, по мнению Лоренса Франка, если научить родителей воспитывать детей по научному, то впоследствии можно будет воспитать граждан, способных реформировать социальные институты.

В современный период в развитых странах в основе просветительской работы с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.