Научная статья на тему 'Лекторий как форма педагогического просвещения родителей'

Лекторий как форма педагогического просвещения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекторий как форма педагогического просвещения родителей»

церковная музыка. Дополняя друг друга разными способами, названные искусства выражали и выражают общее для всех них единое содержание. Церковная музыка - одна из наиболее ярких страниц русской духовной и художественной культуры.

Творцы церковной музыки всегда избегали внешних эффектов, украшательства, чтобы не нарушить ее возвышенно-духовного настроя. Важнейшей чертой церковного искусства является его естественность. Одни и те же образы воплощаются разными средствами в разных видах искусства. Основу песнопений составляет слово, но не менее значима роль слова и в иконописи. Фрески, иконы, миниатюры поучают. Созерцание икон, слушание близких к ним по содержанию песнопений вызывают высокие чувства и мысли.

Синтез искусств (к которому стремились в своем творчестве композиторы XX века), по существу, был воплощен в средневековом искусстве. Древнерусское богослужение носило характер мистерии, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственно просветиться. В статье «Храмовое действо как синтез искусств» П.А. Флоренский называет богослужение музыкальной драмой: «Тут все подчинено единой цели: верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому все подчиненное друг другу здесь не существует или по крайней мере ложно существует, взятое порознь» [4].

Преклонение перед красотой религиозного искусства выявляет эстетическую подготовленность, настроенность на восприятие этой красоты, отнюдь не простой, чрезвычайно утонченной, обладающей сложной символикой, своеобразным языком. Задачей его творцов являлось не самовыражение, не воплощение индивидуального, личностного, а постижение и воспроизведение «небесных» песнопений, воссоздание божественного образа, передаваемого с помощью древних священных подлинников.

Воздействуя на эмоциональную сферу человека, оно своеобразно развивает его высшие духовно-нравственные и социальные чувства, регулирует психологическое равновесие между разумом и чувством.

Необычайно велика роль православного искусства в обогащении содержания духовной жизни общества, в формировании гуманистического отношения к миру и ценностных ориентаций личности.

Социальная действенность православного искусства в мире духовной культуры непосредственно проявляется в человекосозидательной деятельности, в приумножении духовных богатств и отдельной личности, и общества в целом.

Общечеловеческие ценности русского православного искусства способствуют формированию у социальных работников высоких нравственных и эстетических идеалов.

Так, например, для студентов факультета социологии и социальной работы читается спецкурс «Духовная музыка как средство общекультурного воспитания». Входя через духовную музыку в мир православной культуры, студенты приобщаются к ее нравственным и эстетическим ценностям. В них будущий социальный работник может найти духовную основу для своей профессиональной деятельности, ее личностный смысл, ощущение ее значимости и чувства востребованности.

1. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977.

2. Филарет. Нравственность христианина. М., 1991. С. 55.

3. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. М., 1995.

4. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // У водоразделов мысли. Париж, 1985. Т. 1. С. 20.

ЛЕКТОРИЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И.В. Неретин

Как показывает анализ психолого-педагоги-ческой литературы последних лет, одним из важных условий решения многих социальных проблем является педагогическое просвещение родителей.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности (св. Иероним, Конфуций, Сократ). В эпоху Просвещения об этом говорили Я.А. Ко-менский, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пес-

талоцци, Ф. Фребель. В начале XX века среди педагогов вновь возрос интерес к проблеме воспитания родителей (Д. Дьюи, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л. Франк). Так, по мнению Лоренса Франка, если научить родителей воспитывать детей по научному, то впоследствии можно будет воспитать граждан, способных реформировать социальные институты.

В современный период в развитых странах в основе просветительской работы с родителями

лежит западное представление о первоочередном праве родителей на воспитание своих детей. Этот принцип характерен для большинства общественных систем и культур. Он нашел отражение в 26-й статье Деклараций ООН по правам человека. Право родителей на воспитание означает, что они в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. «Воспитание родителей, - говорит финский исследователь Ю. Хямяляйнен, - имеет своей целью помочь им реализовать свои права и свои обязанности» [1]. Американские психологи Джина и Роберт Байярд считают, что воспитание родителей необходимо начинать с формирования в них уверенности в своих силах, осознания своей самости; с обучения родителей конструктивному взаимодействию со своими детьми. Они предлагают родителям выделить два главных принципа, лежащих в основе воспитания детей:

1. Воспринимайте вашего ребенка как компетентного и достойного человека.

2. Непосредственно ощущайте приемлемость и естественность отстаивания ребенком справедливого обращения с собой [2].

В отечественной психолого-педагогической практике наиболее часто встречающимися проблемами детско-родительских отношений являются отчужденность ребенка, взаимное непонимание детей и родителей. Примером тому могут служить следующие высказывания родителей: «Помогите, мой ребенок меня не слушается», «Я не могу найти общий язык со своей дочерью», «Поведение моего сына очень агрессивно, что меня очень настораживает» и др.

Для решения проблемы педагогического просвещения родителей существуют два основных вида работ с родителями: индивидуальная и групповая, включающие в себя такие формы работы, как консультирование, беседа, диспут, ролевая игра, тренинг и др.

На наш взгляд, все вышеназванные формы работы могут быть объединены в педагогическом лектории. Под педагогическим лекторием мы понимаем комплекс учебных занятий, отвечающих ряду условий:

- объединение родителей в группу на основе схожести проблем;

- добровольное участие родителей в работе группы;

- активность на занятиях.

Педагогический лекторий как форма работы

дает возможность родителям увидеть и понять различные стили взаимоотношений с детьми, наиболее типичные ошибки, которые встречаются в воспитании детей, а также найти конструктивные пути к решению проблем воспитания.

Примером проведения одного из занятий лектория может быть обсуждение с родителями заповедей семейного воспитания, сформулированных В.А. Сухомлинским.

Целесообразнее эти заповеди наглядно представить родителям (написать на доске). Их всего десять.

1. Не уничтожай. Суть данной заповеди в том, что мудрые родители поддерживают в своем ребенке уверенность в его нужности, полезности. А педагогически неграмотными являются действия родителей, которые, пользуясь различными рычагами давления на ребенка, стремятся его унизить, «поставить на свое место» .

2. Не угрожай. В данном случае идет обсуждение таких ситуаций, когда родители проблему непослушания своих детей стремятся решить, прибегая к различного рода угрозам, что, как правило, не дает ожидаемого эффекта.

3. Не вымогай обещание. Обещание, данное путем принуждения, вряд ли будет исполнено, а ребенок будет привыкать к мысли, что обещание можно давать налево и направо.

4. Не морализируй. Нотации родителей часто приводят к противоположному результату: негативизму, нигилизму детей, вызывают в отношениях с детьми так называемый «барьер дидактизма».

5. Не мешай ребенку быть самим собой. Родителям важно знать, что каждый ребенок уникален, имеет свои индивидуальные особенности, обусловленные природными задатками, социальным окружением.

6. Не навреди. Наряду с первым принципом

Гиппократа «Приносить пользу и не навредить», необходимо напомнить родителям и его последующие принципы, также имеющие педагогическую значимость: «Противопо-

ложное лечить противоположным», «Помогать природе», «Соблюдать осторожность, щадить больного».

7. Не бойся признать свою ошибку. Данная заповедь наиболее ярко раскрывается в народном афоризме: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

8. Начинай воспитание с себя. В основании этой заповеди лежат слова матери В.А. Су-хомлинского, относящиеся к родителям: «Строже спрашивать с себя»; «Отвечать за свои слова»; «Никогда не рубить с плеча».

9. Верь в своего ребенка. Вера в ребенка, слова поддержки в его адрес являются проекцией формирования будущей личности.

10. Помоги ребенку поверить в себя. Ребенок, поверивший в себя, в свои силы, тверже стоит на земле, может постоять за себя, ощущает себя полноценной личностью.

Следует отметить, что необязательно обсуждать каждую заповедь по порядку их расположения; лучше пусть родители начинают с той, которая их наиболее затронула, о которой у них есть свои соображения. Для закрепления полученной информации следует каждую из заповедей проиг-

рывать по ролям с позитивной и негативной позиции.

Очень важно, чтобы педагогический лекторий не только знакомил слушателей с новыми знаниями, но и формировал умения и навыки родителей, необходимые для конструктивного взаимодействия с подростками. Нельзя занятия сводить лишь к разговорам, призывам, объяснениям, в лектории должны присутствовать ролевые и деловые игры, упражнения и ситуационные задачи. Использование данных методов побуждает родителей к творческому подходу в процессе воспитания своих детей.

Обращение к проблеме педагогического просвещения родителей не обошло стороной и Тамбов. В течение года по инициативе Городского комитета по делам молодежи проводились Родительские Ассамблеи. Суть данных мероприятий: рассказать родителям о возрастных особенностях подростков. В работе Ассамблей принимали участие специалисты из различных организаций и учреждений: педагоги, психологи, психотерапев-

ты, юристы, наркологи, гинекологи. Данные специалисты проводили занятия не только с родителями, но и с детьми, которые в это время находились в соседних аудиториях. Проведение Родительских Ассамблей нашло свой положительный отклик как среди родителей и детей, так и среди педагогов.

В заключение хотелось бы отметить, что педагогическая грамотность, компетентность родителей во многом определяет микроклимат в семье, нравственность и психическое здоровье детей и родителей, а следовательно, оказывает позитивное влияние и на социум в целом.

1. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993. С. 8.

2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. А.Б. Орловой. М., 1991. С. 195.

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ США Л.В. Болотова

Напряженная социально-экономическая ситуация, сложившаяся сегодня в России, ухудшение качества жизни населения, возникновение новых групп риска - все это вызывает расширение социальной работы, в том числе за счет усиления всех видов добровольческой (волонтерской) деятельности.

Волонтерство в социальной сфере широко развито во всем мире, оно приобрело ныне глобальный характер. Правительства более чем 80 стран, в числе которых и самые развитые, признали и способствуют развертыванию национальных волонтерских движений, рассматривая их как действенный инструмент развития своих сообществ.

Для нашей страны волонтерство - явление не новое (достаточно вспомнить тимуровское движение, деятельность педагогических отрядов и др.). Но сегодня переосмысливается его значение, функции, место и роль в социальной жизни общества, совершенствуются и разрабатываются новые методы и формы волонтерской деятельности. В этой связи немаловажно обращение к опыту, накопленному в других странах, в частности, США, где волонтерам предоставляются гораздо большие возможности для реализации стоящих перед ними задач и где существует отлаженная система организации добровольческой деятельности.

Трудно переоценить вклад добровольных помощников в организацию различных видов вспомоществования и социальных услуг. Сегодня тысячи социальных работников, учителей, врачей, адвокатов, полицейских, а также бывших заключенных, алкоголиков и наркоманов ежегодно нарабатывают миллионы часов в организациях и учреждениях по содействию развития молодежи в целях оказания помощи попавшим в беду людям. Здесь используются такие формы работы, как «телефоны доверия», популярна деятельность всевозможных спортивных клубов и секций, социально-психологических служб, агентств по трудоустройству несовершеннолетних. Интересна такая форма, как разработка базовых программ полиции, ориентированных на взаимодействие с общественными организациями, нацеленными на укрепление взаимоотношений в семье и привлечение несовершеннолетних к общественно полезным делам. Очень важно, что так называемые «волонтерские часы» начинают нарабатываться еще в школьные годы.

Проанализируем некоторые формы работы, используемые в волонтерской практике США.

1. Организация индивидуальной помощи нуждающимся, осуществляемая силами волонтеров, в традиционном американском варианте она известна также как «самопомощь». Объектом социального воздействия здесь выступает от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.