Научная статья на тему 'Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект'

Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
923
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Ульяна Геннадьевна

В статье представлен анализ эмпирического материала, показывающий динамику взаимоотношений в семье между родителями и подростками, составляющую коммуникативный компонент психологической готовности родителей к кризису подросткового возраста. Выявлены эффективные, по мнению родителей, позиции воспитания. Автором обозначены средства, входящие в обучающую программу для родителей и позволяющие добиться изменений в сфере родительско-детских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егорова Ульяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность родителей к кризису подросткового возраста: коммуникативный аспект»

Таким образом, в сознании людей существует четкая связь представления о правильном развитии дел в стране, а именно проведение экономической, социальной и внешней политики наших властей, и улучшением собственной жизни россиян, проживающих в мегаполисе. Причем связь так же существует и с настоящим экономическим и политическим положением дел в стране. Явно выделяется из всех других влияние именно экономического фактора на формирование социального настроения жителей мегаполиса. На протяжении всех пяти лет исследования вопросы о материальном положении и экономическом состоянии страны в целом имели сильную связь с остальными вопросами анкет, в отличие от других заявленных факторов.

Библиографический список

1. Фролов С.С. Социология: учеб. для высших учебных заведений / С.С. Фролов. - М: Наука, 1994. - 256 с.

2. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. - М., 1996. (См. также: Тощенко Ж.Т. Новые грани теоретической социологии: социальное настроение как объект социологического анализа // Проблемы теоретической социологии: сб. статей / Под ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1996. - № 2.

3. Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов. - М.: Норт Медиа, Вариант, 2009.

У.Г. Егорова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К КРИЗИСУ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представлен анализ эмпирического материала, показывающий динамику взаимоотношений в семье между родителями и подростками, составляющую коммуникативный компонент психологической готовности родителей к кризису подросткового возраста. Выявлены эффективные, по мнению родителей, позиции воспитания. Автором обозначены средства, входящие в обучающую программу для родителей и позволяющие добиться изменений в сфере родительско-детских отношений.

Ключевые слова: коммуникация, родительско-детские отношения, психологическая готовность родителей, кризис подросткового возраста.

Анализ современного состояния общества и семьи показывает, что родители зачастую неспособны создать благоприятные условия для развития ребенка, а эта неспособность приводит к появлению как у ребенка, так и у родителей различных проблем социального и психологического характера. В психологических и педагогических исследованиях констатируются факты ослабления роли современной семьи, с одной стороны, и факты усиления влияния семьи на формирование личности ребенка с помощью семейного консультирования и воспитания родителей - с другой. Необходимость психологической работы с расширенной семьей и в частности с родителями зачастую связана именно с ослаблением семьи и неспо-

© Егорова У.Г., 2013

собностью родителей воспитывать своих детей согласно требованиям современного общества. Общепризнано, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка, особенно это касается кризисных периодов развития ребенка, поэтому для полноценного развития детей огромную роль играет коммуникативный аспект психологической готовности родителей к кризису возрастного развития ребенка, в частности к кризису подросткового возраста.

Теоретическую основу исследования составляют работы о коммуникативном взаимодействии детей и подростков, о коррекционной работе с родителями (В. Сатир), о взаимоотношениях родителей и подростков (Р.Т. Байярд, Д.Т. Байярд), о содержании коммуникативной компетентности родителей (Ю.М. Жуков), о коммуникативной компетентности с точки зрения благополучия семьи (Ю. Хямяляйнен), об особенностиях взаимоотношений в семье (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Вообще в науке исследования психолого-педагогических аспектов работы с семьей ведутся по трем направлениям. Первое из них изучает сотрудничество родителей и детей (М.Н. Бородатая, Г.А. Мишина, М.Н. Попова, Н.В. Ревенко). Второе направление рассматривает роль родителей в воспитании детей. В работах А.Я. Варги, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захарова, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллера обосновывается влияние общения со взрослым на развитие личности ребенка. А третье направление посвящено работе с особенностями самих родителей (личностными, коммуникативными, когнитивными и т.д.) и самообразованию родителей. В частности, исследования Н.Н. Букиной обосновывают воспитательные стратегии родителей, Е.М. Марич, О.С. Нестеровой, С.Н. Щербаковой - содержание неформального образования родителей. Е.Н. Галко, А.Т. Кокоева раскрывают методы, формы, средства формирования психолого-педагогической культуры родителей. Отечественные психологи достаточно полно осветили вопросы самообразования родителей в различных условиях (И.Е. Панова), педагогического просвещения родителей в современной общеобразовательной школе (И.А. Хоменко), готовности к родительству (Р.В. Овчарова), готовности к изменению социального статуса ребенка (У.Г. Егорова) [3].

Гармоничное развитие личности подростка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что - плохо. Когда нарушается согласие между родителями, ребенок не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и подростковая тревога, и страхи, которые по классификации Л.С. Акопян, относятся к социально индуцированной группе страхов [1]. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Однако в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт [4]. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться такие родители, которые сознательно воспитывают не только детей, но и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В психологической и педагогической литературе имеется множество разработок, предназначенных для специалистов-практиков, и описывающих методики проведения разнообразных психологических тренингов. Однако родительские тренинги предназначены для тех родителей, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Показаниями для работы с родителями являются трудности ребенка в сочетании с результатами диагностики, свидетельствующими о наличии роли родителей в возникновении этих трудностей. Возможна работа и по запросу, который обычно исходит от самих родителей и чаще всего это происходит в кризисные периоды возрастного развития детей. Следовательно, необходимо заранее подготовить родителей к кризисным проявлениям возрастного развития ребенка.

Под коммуникативным компонентом психологической готовности родителей к кризису подросткового возраста понимается способность создавать эмоционально-комфортную атмосферу развития ребенка, такую общность с подростком, которая обеспечивает ему становление активной жизненной позиции и возможность быть автором (субъектом) собственной жизни и деятельности. С целью изучения коммуникативного компонента психологической готовности родителей подростков к кризису возрастного развития ребенка был использован опросник для родителей «АСВ» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [5]. Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью Т-критерия Вилкоксона, который позволяет сравнивать показатели, полученные до и после проведения обучающей программы на одной и той же выборке испытуемых.

Исследование было проведено на базе МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара. В нем приняли участие 52 родителя учащихся 9-х классов (мужчины 7 человек, средний возраст -46,4 лет и женщины 45 человек, средний возраст - 39,6 лет). Краткая характеристика экспериментальной группы: 69 % участников группы имеют высшее, 27% - незаконченное высшее и 4 % - среднеспециальное образование, 73 % испытуемых имеют постоянное место работы, 22 % (женщины) - домохозяйки, 5 % родителей - временно не работающие. Уровень прожиточного минимума в семье - средний.

На этапе диагностики особенностей взаимоотношений в семье между родителями и подростками были получены результаты, которые позволили сформулировать следующие выводы. Уровень протекции (шкала Г+ — Г-) в процессе воспитания показывает сколько сил, внимания и времени родители уделяют воспитанию подростка. У 28 % тестируемых была выявлена гиперпротекция и 12 % - приближаются к данному нарушению в процессе воспитания. Родители таких подростков уделяют много времени, сил и внимания воспитанию. Процесс воспитания буквально становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям таких родителей относим следующие: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня - самое главное в жизни». У 10% родителей выявлена ги-попротекция и 10 % - приближаются к данному нарушению в процессе воспитания. Нарушение заключается в том, что подросток находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки» или родителю «не до него». К ребенку обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребности ребенка (шкала У+ - У-) показывает в какой мере деятельность родителя нацелена на удовлетворение потребностей подростка, как матери-

ально-бытовые, так и духовные - прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. У 10 % родителей степень приближается к потворствованию, при данном нарушении процесса воспитания, родители стремятся удовлетворить любые потребности подростка. Любое его желание для них закон. У 10 % - игнорирование потребностей подростка и 25 % -приближаются к данному нарушению в процессе воспитания. При таком подходе в воспитании родители игнорируют потребности подростка. Чаще всего при этом страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество требований (шкала Т+ — Т-), предъявляемых подростку в семье, выступающих в виде обязанностей, проявляется как общее число запретов родителей, устанавливающих, что подросток не должен делать. У 10 % тестируемых наблюдается чрезмерное предъявление родителями требований-обязанностей. При данном типе воспитательного процесса родители предъявляют высокие требования к подростку которые, иногда бывают непомерными и не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию личности, но, напротив, могут нанести психологическую травму. 15 % - родителей недостаточно предъявляют требования-обязанности и 10 % - приближаються к данному типу воспитательного процесса. В этом случае количество обязанностей в семье у ребенка минимальное. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к любому домашнему делу.

У 5 % родителей чрезмерность запретов (шкала З+ - З-) приближается к данному типу нарушения воспитательного процесса, такой подход лежит в основе патологизирующего воспитания типа «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Подростку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельные мысли ребенка. Недостаточность предъявляемых требований-запретов к подростку выявлена у 20 % родителей и у 25 % испытуемых этот показатель приближается к данному типу нарушения. В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки для его поведения.

В 5 % случаев применяются строгие санкции (шкала С+ — С-) за нарушение требований подростком и 15 % - приближаются к данному типу нарушения в воспитании. Такие родители - приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные проступки, придерживаются убеждения в пользу строго общения с подростком. 5 % приближается к типу нарушения воспитательного процесса, такого как отсутствие наказания за нарушение требований подростком.

По шкале «Неустойчивость стиля воспитания» (шкала Н) в 15 % случаев показатели приближаются к данному типу нарушения в воспитании. Родители применяют резкие смены воспитательных приемов. Это проявляется как колебание между строгим и либеральным стилем, между повышенным вниманием к ребенку и его эмоциональным отверждением.

У большинства родителей были выявлены позиции воспитания, при которых подросток постоянно находится в центре внимания, однако в тоже время его лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Родители зачастую предъявляют высокие требования к подростку с пониженным вниманием к его потребностям. За эмоциональным отвержением в стиле воспитания родителей лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое отождествление подростка с какими-либо отрицательными аспектами собственной жизни. Нарушения коммуникативных навыков родителей могут быть следствием негармоничного целостного воспитательного процесса.

В связи с тем, что в ходе диагностики родителей нами была выявлена высокая степень эмоционального непринятия подростков в сочетании с межличностными трудностями в коммуникации, родителям было рекомендовано посещение обучающих занятий соответствующего направления. Специальное обучение родителей (родительский тренинг) направлено на повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям подростков на основе понимания скрытого значения их поведения. В основе программы лежат следующие принципы: систематичность проведения, целевое планирование мероприятий, тематическая связь с родительскими запросами, ориентация на конечную цель, учет социально-психологических установок родителей, коррекция в ходе взаимодействия. Акцент в программе ставится на использовании ролевых игр, в частности игры «Стратегия», поскольку такая форма проведения занятий дает участникам возможность потренироваться в общении с окружающими, взяв на себя различные роли.

Обсуждение тренинговых занятий с родителями подростков показало, что открытость родителей в общении - главный фактор установления равноправных отношений с ребенком и благополучного разрешения проблем с подростком. Родители, выполняя упражнения, сами не раз делали вывод, что необходимо оставаться спокойными и помнить, что главным является стремление к своему счастью и к тому, чтобы ваш ребенок отвечал за себя и мог принимать собственные решения. Многие родители пришли к выводу о том, что отдельные «стычки»-разногласия с ребенком вполне допустимы и нормальны, и не всегда имеют деструктивный характер. Так же было установлено, что одним из значимых факторов, определяющих коммуникативные отношения между подростками и родителями в семье, является родительская позиция. Родительская позиция - это целостное образование, которое характеризует реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания [2]. Содержание позиции зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания.

В ходе проведения ролевых игр было замечено, что родителям бывает достаточно трудно признать новые потребности и новые способности своих взрослеющих детей, но еще гораздо сложнее отказаться от «детских» форм контроля, подобрать взаимоприемлемые способы признания такого факта как взросление подростка. Родители не всегда проявляют готовность по достоинству оценить ростки нового понимающего отношения к взрослому - появление эмпатии, стремление разделить переживания взрослых, помочь, поддержать. Также было отмечено, что открытости во взаимоотношениях с подростком в семье нельзя добиться силой, ее можно только заслужить. Это еще раз подтверждает необходимость готовить родителей к проявлению и преодолению кризисов возрастного развития детей (в данном случае подростков).

Повторное тестирование после проведения программы по формированию психологической готовности родителей к проявлению возрастных кризисов у подростков показало изменения в стиле взаимоотношений между родителями и подростками (со стороны родителей) по следующим показателям: «гиперпротекция Г+» (Т = 0,14; р = 0,1), «гипоротекция Г-» (Т = 1,1; р = 0,05), «потворствование У-» (Т = 1,24; р = 0,05), «чрезмерность требований -обязанностей Т+» (Т=1,18; р=0,05), «чрезмерность требований - запретов З+» (Т = 1,78; р = 0,05). Другими словами, значимые изменения произошли в повышении уровня доверия и эмоционального восприятия родителей подростков.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования было установлено, что большинство исследуемых родителей до проведения тренинговых занятий не задумывались над таким понятием, как доверие к детям. Кроме того, в отношении к собственному ребенку у них часто присутствовала доля определенного скептицизма — «он слишком ранимый», «она у меня несамостоятельная». Выяснилось, что гиперопекающему, тревожному родителю бывает очень важно понять, как в его отношениях с подростком проявляется гиперопека, почему те или иные самые добрые намерения оказываются подавляющими, а не помогающими, как может выглядеть отсутствие контроля, постоянных напоминаний, указаний, запретов на самостоятельные действия. Однако изменить данную позицию родителей представляется не так просто, поскольку контролирующий, опекающий родитель обычно искренне верят, что если бы не его напоминания и замечания, то ребенок бы «зарос грязью», «всюду опаздывал», «не смог бы учиться» и т. д.

Анализ проведения групповых занятий с родителями подростков позволяет обобщенно представить его результаты в следующем виде. Значительно повышается психологическая грамотность родителей. Выявив систему стереотипов воспитания, удается увеличить число средств общения с ребенком, поэтому система стереотипов становится менее жесткой. Увеличивается общая «психологическая готовность родителей к кризису возрастного развития», проявляющаяся в общении: повышается сензитивность к ребенку; нормализуется система требований и ожиданий; повышается уверенность в себе как в родителе.

Кроме того, тактики повседневного поведения родителя с ребенком могут быть представлены в разных направлениях, в частности, целесообразно говорить о том, что: а) прямое воздействие неэффективно, особенно когда оно базируется на негативных примерах и высказываниях; б) поведение родителей, воспринимаемое и ощущаемое как давление, чаще всего вызывает не подчинение, а сопротивление, негативизм, то есть результат, обратный желаемому; в) давление и контроль приводят лишь к одному - отношения с подростком приобретают нежелательный характер. Такой взгляд на имеющиеся у подростков проблемы призван помочь родителям лучше осознавать свои собственные трудности, а, следовательно, закладывает основу для преодоления негативных последствий собственного воспитания. При таком подходе взрослый человек начнет осознавать, что процесс самовоспитания безграничен, что его перспективы огромны, а значит, из любой противоречивой ситуации есть выход.

Результативность разработанных занятий по формированию психологической готовности родителей к возрастному кризису подростков (коммуникативный компонент) доказывают значимые изменения по критерию доверия и эмоционального восприятия родителей подростков.

Библиографический список

1. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 11, № 4 (6). - Самара: СНЦ РАН, 2009. - С. 1472-1475.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - 269 с.

3. Егорова У.Г. Формирование психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара: 2009. - 25 с.

4. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети: психология взаимоотношений. - М.: «Когито -Центр», 2003. - 230 с.

5. Эйдемиллер Э.Г. Семейная системная психотерапия. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.

О.Г. Заец

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

Аннотация. В статье раскрываются научные и прикладные положения управления качеством профессионального воспитания курсантов процесса профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов, обосновывается необходимость моделирования данного процесса, раскрываются перспективы разработки модели управления качеством профессионального воспитания курсантов.

Ключевые слова: воспитание, военно-профессиональное воспитание, управление, качество, модель, мониторинг, моделирование.

В статье исследуется и обосновывается феномен управления качеством процесса профессионального воспитания курсантов в военно-инженерных вузах как принципиальный психолого-педагогической проблемы. Задача совершенствования управления качеством данного процесса приобрела в современный период актуальный и востребованный характер. Целесообразно заметить, что она стала ключевой для успешного решения практически всех воспитательных задач в высшей военно-инженерной школе [1].

Как представляется, важная задача и одно из приоритетных условий повышения эффективности военно-профессионального воспитания курсантов - это оптимизация самой модели управления данным процессом. В современных условиях управление диссертационным процессом представляет, прежде всего, управление его качеством. В связи с этим необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую для всех вузов систему критериев и показателей качества процесса военно-профессионального воспитания курсантов, сопоставимую с вузовской практикой, а так же систему его мониторинга.

Важной целью педагогической деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза является формирование оптимальной модели управления данного процесса, в которой четко распределены и согласованы обязанности и полномочия, функции и ответственность всех субъектов военно-профессионального воспитания в инженерных вузах, органов по работе с личным составом, вузовских и министерских

Заец О.Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.