Научная статья на тему 'Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно- нравственного воспитания новых поколений молодежи'

Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно- нравственного воспитания новых поколений молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2522
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / YOUTH / FAMILY / CHURCH / RELIGION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Роман Владимирович, Колосова Любовь Андреевна, Остапенко Роман Иванович

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой, так как в современном мире молодой человек развивается в окружении воздействующих на него множества информационных источников как позитивного, так и негативного характера. В Российской Федерации создаются условия для повышения качества и доступности образования, однако без помощи общественных институтов решить вопросы воспитания оно не в силах. Требуется сотрудничество семьи, образовательных и религиозных организаций в деле духовно-нравственного воспитания личности. Сотрудничество семьи, образовательных учреждений и церкви, как главных «воспитателей» нравственности для молодежи, очень важно для активизации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций. В статье приводится пример сотрудничества Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа и молодежного отдела Покровского кафедрального собора г. Воронежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев Роман Владимирович, Колосова Любовь Андреевна, Остапенко Роман Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern views on religious and secular ways of spiritual and moral education of new generations of young people

Spiritual and moral education of young people is an actual problem, as in the modern world the young man develops in the environment of the set of information sources affecting him, both positive and negative. In the Russian Federation, conditions are created to improve the quality and accessibility of education, but without the help of public institutions, it can not solve the issues of upbringing. The cooperation of the family, educational and religious organizations in the matter of spiritual and moral education of the individual is required. The cooperation of the family, educational institutions and the church, as the main "educators" of morality for the youth, is very important for activating the work on spiritual and moral upbringing of the younger generation, including involving socially oriented non-profit organizations. The article gives an example of cooperation between the Voronezh State Industrial and Humanitarian College and the Youth Department of the Intercession Cathedral in Voronezh.

Текст научной работы на тему «Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно- нравственного воспитания новых поколений молодежи»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 195-201.

удк 159.922.7-053.6 Р.В. Беляев, Л.А. Колосова, Р.И.Остапенко

Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно-нравственного воспитания новых поколений молодежи

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой, так как в современном мире молодой человек развивается в окружении воздействующих на него множества информационных источников как позитивного, так и негативного характера.

В Российской Федерации создаются условия для повышения качества и доступности образования, однако без помощи общественных институтов решить вопросы воспитания оно не в силах. Требуется сотрудничество семьи, образовательных и религиозных организаций в деле духовно-нравственного воспитания личности.

Сотрудничество семьи, образовательных учреждений и церкви, как главных «воспитателей» нравственности для молодежи, очень важно для активизации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций.

В статье приводится пример сотрудничества Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа и молодежного отдела Покровского кафедрального собора г. Воронежа.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, молодежь, семья, церковь, религия, образовательные учреждения

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 195-201.

R.V. Belyaev, L.A. Kolosova, R.i .ostapenko

Modern views on religious and secular ways of spiritual and moral education of new generations of young people

Spiritual and moral education of young people is an actual problem, as in the modern world the young man develops in the environment of the set of information sources affecting him, both positive and negative.

In the Russian Federation, conditions are created to improve the quality and accessibility of education, but without the help of public institutions, it can not solve the issues of upbringing. The cooperation of the family, educational and religious organizations in the matter of spiritual and moral education of the individual is required.

The cooperation of the family, educational institutions and the church, as the main "educators" of morality for the youth, is very important for activating the work on spiritual and moral upbringing of the younger generation, including involving socially oriented non-profit organizations.

The article gives an example of cooperation between the Voronezh State Industrial and Humanitarian College and the Youth Department of the Intercession Cathedral in Voronezh.

Keywords: spiritual and moral education, youth, family, church, religion, educational institutions

эпоху XXI века в научном сообществе всего мира сложились четкие тенденции усиления духовно-нравственного воспитания новых поколений молодежи. И это не случайно, в последнее время в различных государствах наблюдаются массовые проявления асоциального поведения, посягающего на, казалось бы, вечные ценности. Наше общество ищет выход в возрождении религиозных основ.

Религия традиционно играла большую роль в жизни общества, так как является важным фактором формирования духовности человека. Вместе с тем, в разное историческое время наблюдалось неадекватное отношение к религии. В советское время церковь была отделена от государства и общество освобождено от влияния религии, значение религии падало в жизни общества, и в социализации. В современном мире ее роль возрастает, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедание), и в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Известно, что религия - это специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (об-рядово-магических действий). Религия - важнейший феномен человеческой цивилизации в соответствии с национальными и межэтническими проблемами она играла и играет прямо противоположную роль этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

В настоящее время большое внимание развитию религии в нашем обществе уделяет правительство. Так, в 2012 году был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» допускающий введение в образовательных организациях учебных предметов, изучающих мировые религии [1].

В разработку данной проблемы значительный вклад внесли ученые самых различных научных направлений: философии, истории, культурологии, педагогики, психологии, химии, физики, биологии литературы и т.д.

В научной литературе можно встретить множество работ, посвященных данной проблематике. Так, в работах В.В. Зеньковского рассматриваются разнообразные средства воспитания религиозности детской души. И.А. Ильин в своих трудах подчеркивает, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души возможно на фоне обогащения духовного опыта молодежи [2].

Русский религиозный философ П.А. Флоренский писал: «Религия есть или, по крайней мере, притязает быть художницей спасения, и дело ее спасать. Спасать нас от нас самих» [цит. по 2]. Религия спасает внутренний мир человека от таящегося в нем хаоса, умиротворяет душу, служит фактором самоконтроля, возвышает его духовность.

Духовность является одним из основных признаков человека. Прав был В.А. Сухомлинский

отмечавший, что особой сферой воспитательной работы является ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, без духовности. «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» [3].

Религия несет огромный воспитательный потенциал. Духовно-нравственное воспитание на основе религиозных норм, ценностей, традиций формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его мировоззрение, эстетическое, физическое, психическое и эмоциональное развитие.

Мы знаем, что процесс воспитания - дело не легкое. Сегодня происходят значительные изменения в системе образования: меняются приоритеты, различные подходы. Государство создает условия для повышения качества и доступности образования, но, без помощи общественных институтов решить вопросы воспитания оно не в силах. Требуется сотрудничество семьи, образовательных и религиозных организаций в деле духовно-нравственного воспитания личности. Арабский ученый Мухаммед ас-Самарканди в своих трудах утверждал, что: «Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать».

Религия учит нас самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор, способствует развитию гуманизма, уважения прав, свобод и достоинства других людей. Хадис гласит: «Не будет истинной твоя вера до тех пор, пока ты не будешь желать своему брату, чего желаешь себе» (Хадис - прорицание).

Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно сделать что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок. Этот факт нужно учитывать при проведении воспитательной работы с детьми.

А. А. Марчуков определяют духовно-нравственное воспитание как «педагогически организованный процесс, воздействующий на сознание, чувства и поведение студентов; направленный на принятие и усвоение ими высших человеческих ценностей, нравственных установок и качеств; обеспечивающий их внутреннюю перестройку; выражающийся в потребности и способности выполнять ими моральные нормы (принципы, заповеди, традиции и т. д.), осуществлять действия на благо других и на личное самосовершенствование [4].

А. А. Марчуков выделяет направления духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи средствами массового искусства:

1. Приобщение к общечеловеческим ценностям и нравственным идеалам, заключенным в жанрах массового музыкального искусства

2. Приобщение к национальным ценностям, раскрывающим нравственные ценности, запёчатлённые в массовой музыке русских композиторов

3. Развитие уважения к другому человеку, стремления к взаимодействию с ним в совместной музыкальной деятельности [4, с. 90-91].

Н.Б.Попова и Д.К.Пономарева приходят к выводу, что главные «воспитатели» нравственности для молодежи - семья, образовательные учреждения и церковь. Семья прививает ребенку базисные понятия духовности, закладывая фундамент, определяющий стремление личности к самосовершенствованию. Образовательные учреждения воспитывают нравственную личность, исходя из требований, предъявляемых современным обществом к образованному и всесторонне сформированному индивиду. Церковь содействует нравственному становлению личности, так как в основе большинства религий лежат именно принципы морали [5].

Т.Н. Комар рассматривается потенциал православных традиций в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Автором показано как осуществляется сотрудничество между системой образования и церковью, как используется потенциал православных традиций и ценностей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и учащейся молодёжи [6].

О.В.Андреева, А.С.Андреев, А.А.Суховеева показывают важность активизации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе православных традиций, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, например проект «Время семьи», направленный на укрепление института семьи в современном обществе был организован в сотрудничестве Фонда «СоцРос» с Русской Православной церкви и Российским государственным социальным университетом. Социально ориентированная некоммерческая организация Фонд «СоцРос» была создана для поддержки духовно-просветительских, культурных, социально-экономических, научных и иных проектов, программ и мероприятий, нацеленных на решение проблем развития общества на основе базовых, традиционных для России моральных устоев, на охрану нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека [7]. Также интересен опыт взаимодействия региональных и муниципальных органов власти и Оренбургской митрополии в начале XXI века, который описан в работе [8].

В результате духовно-нравственного воспитания, человек, растущий с верой, воспитанный в богобоязненности, будет более ответственным за свои поступки. В его психике, несомненно, сформируются фундаментальные морально-нравственные ценности. Такой молодой человек будет отличаться уравновешенностью, честно-

стью, глубоким чувством любви ко всему человечеству.

«Религия близка и к такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но религия во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна - это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, -это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства», - рассуждает в своей книге «Этнопедагогика» Г.Н. Волков [9].

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах. Во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности. Религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений, выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей. Приведем «Золотое Правило», проповедуемое шестью мировыми религиями:

Буддизм. Не делай другим того, что сам считаешь злом;

Индуизм. Не делай другим того, что причинило бы боль тебе;

Иудаизм. Что ненавистно тебе, не делай другому;

Даосизм. Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей;

Ислам. Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе;

Христианство. Поступай с другими так, как захочешь, чтобы поступали с тобой.

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы.

Религия - это часть национальной культуры народа. Библия и Коран, священные книги двух мировых религий, являются величайшими памятниками письменной культуры человечества. В исторической научной литературе ученые описывают важную роль религии в жизни человека. Центральная функция религии, с которой она, безусловно, справилась, формирование нравственности. В науке выделяются два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента: информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богослужению, догматике, священной истории; нравственный - науче-

ние воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях.

Разнообразны и средства религиозного духовного воспитания. Так, например, в христианстве, таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной духовной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться выработать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выработать стойкость и др..

Основная тема всех религий - дети и воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя, где мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви; все основано на Любви - любовь к Богу, любовь к Человеку, почитание старших, гармония в душе и в межличностных отношениях и общении между людьми.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль. Особенно поучительны жития православных святых. Или кто будет спорить о благодатном воздействии на душу колокольного звона, торжественной службы, архитектуры, иконописной живописи и таинственного света свечей. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Наиболее глубокое осмысление данной темы востребовали такие условия как инновационные представления классификации научных направлений, так как существующая: биология, химия, физика и т. д. не может характеризовать не процесс, не явление, не деятельность, ни человека и т.д. Поэтому современная наука должна иметь

новую классификацию:

- поликультурное представление науки в целом;

- космическая сфера;

- влияние доминанта воды над твердью;

- человек как космос;

- техническая и технологическая сферы;

- цифровая кибернетика;

- жизненные силы: человек - природа;

- мутация и модификация как изменчивость среды;

- изменчивость среды;

- экстросенсорика, голюцинация и телепатия;

- пространственная гравитация;

- коньюктура, система, тенденции;

- мышление, деятельность, процесс.

Такая классификация предполагает интеграцию знаний: химии, биологии, физики и т.д., которые нельзя представить в чистом виде. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии. Данную норму можно рассматривать как важный первый шаг в работе по ликвидации религиозной безграмотности, которая должна перерасти в осмысленную политику духовно-нравственного развития общества.

Лишь сочетая семейное, государственное и религиозное воспитание можно вырастить нравственно чистое подрастающее поколение. Религиозный и светский подход к духовно-нравственному воспитанию новых поколений молодежи всего мира способствует формированию у нее позитивного диалектического мышления, высокой духовной нравственности, миролюбия и физической силы, что является гарантией мира на земле.

В заключение приведем конкретный пример сотрудничества религиозной организации и образовательного учреждения, который описан преподавателем Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа Л. П. Лесных в издании «Колледж-Пресс».

Несколько лет назад Л. П. Лесных вместе со студентами, приняв активное участие в озеленении Воронежского центра паллиативной помощи и в благоустройстве его территории, поняла значимость волонтерской деятельности, как для духовно-нравственного воспитания студентов, так и для становления будущего профессионала.

В 2016-2017 учебном году совместная деятельность Воронежского государственного про-мышленно-гуманитарного колледжа с молодежным отделом Покровского кафедрального собора г. Воронежа была особо успешной. Началось это сотрудничество с участия во Всероссийской акции «Белый цветок».

Так называемые дни цветков стали одной из популярных благотворительных акций в Европе с конца XIX века. Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе Красный Крест. Чтобы справиться с эпидемией туберкулёза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводиться во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

В то время Ялта была известна как центр лечения больных туберкулёзом. Сама императрица в Южнорусском имении - Ливадия организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911-1914 годах. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа.

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка». Курсистки - слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института - забирали букеты и расходились по всему городу. Прейскуранта на букеты и цветки не было - каждый давал, сколько сможет, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Особым украшением праздника были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования.

По благословению митрополита Воронежской митрополии Сергия при поддержке правительства Воронежской области и Общественной палаты в сентябре прошли благотворительные

мероприятии в г. Воронеже, собранные средства переданы семьям с детьми, болеющими онкологическим заболеваниями. Отрадно, что масштабы акции в этом году расширились как по количеству участников, так и по количеству денежных средств. Активное участие в благотворительной акции приняли преподаватели кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин и студенты Воронежского государственного про-мышленно-гуманитарного колледжа.

Совместно с молодежным отделом Покровского кафедрального собора студенты 1 курса в День города приняли участие в ярмарке. Денежные средства были переданы семьям с детьми болеющими онкологическими заболеваниями. Оказали персональную помощь тяжело больной студентке группы ТР-151 Коноваловой Карине. Всем колледжем перечисляли денежные средства в фонд областной больницы «ДоброСвет», где лечилась студентка, а прихожане Покровского собора собрали и передали родителям Карины средства.

В декабре 2016 года приняли активное участие в Региональной акции «Рождественское чудо - детям». В ходе благотворительной акции на пожертвования собранные преподавателями, студентами и родителями закуплены подарки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах и детских домах. В дни празднования Нового года и Рождества Христова подарки были вручены детям в социальных учреждениях.

Вышеописанная волонтерская деятельность помогает студентам не только в их профессиональной подготовке, но и воспитывает милосердие, умение сострадать и помогать ближнему, любить малую Родину, где родился и страну, в которой живет. Таким образом, волонтерство позволяет создавать условия для формирования у обучающихся нравственных качеств, которые признаются значимыми в социуме. Волонтер-ство способствует развитию духовно-нравственного воспитания молодежи путем его внедрения и развития в образовательном процессе при сотрудничестве с религиозными организациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.02.2018).

2. Никандров. Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия. М., 1995. 241 с.

3. Сухомлинский. В.А. Педагогика. М.: 1990. 288 с.

4. Марчуков А.А. Роль массового искусства в духовно-нравственном воспитании студенческой молодёжи / В сборнике: Музыка о детях и для детей: традиции и новаторство материалы научно-практического семинара. 2017. С. 88-91.

5. Попова Н.Б., Пономарева Д.К. Роль социальных институтов в духовно-нравственном воспитании молодёжи. / В сб.: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. 2015. С. 133-136.

6. Комар Т.Н. Потенциал православных традиций в духовно-нравственном воспитании молодёжи // Профессиональное образование. 2017. № 1 (27). С. 52-54.

7. Андреева О.В., Андреев А.С., Суховеева А.А. Церковно-светское сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи / В сборнике: IX Кирилло-Мефодиевские чтения «Человек в пространстве православной культуры» межвузовский сборник научно-методических статей. 2017. С. 65-70.

8. Воронова А.А., Татусь В.Н. Взаимодействие государства и церкви в контексте духовно- нравственного воспитания детей и молодежи (на примере Оренбургской области) // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 30-34.

9. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 302 с.

10. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995. 278 с.

11. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 185 с.

12. Писманик М.Г., Р.Г. Балтанов и др. Религия в истории и культуре: учеб. для студентов вузов / под ред. М.Г. Писманика; 2-е изд., М.: ЮНИТИ, 2000. 591 с.

13. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 354 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Религия мира. М., 1996. 601 с.

15. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия / Педагогика. 2010. № 3.

16. Булатова Н.Д. Воспитание человека как высшей ценности общества: ценностный подход в современном образовании Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2008. 239 с.

1. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 15 February 2018).

2. Nikandrov. N.D. Svetskoe obrazovanie i dukhovnoe prosveshchenie: problemy vzaimodeistviya [Secular education and spiritual enlightenment: problems of interaction]. Moscow, 1995. 241 p.

3. Sukhomlinskii V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1990. 288 p.

4. Marchukov A.A. Rol'massovogo iskusstva v dukhovno-nravstvennom vospitaniistudencheskoimolodezhi/ Vsbornike: Muzyka o detyakh i dlya detei: traditsiii novatorstvo materialy nauchno-prakticheskogo seminara [The role of mass art in the spiritual and moral education of student youth / In the collection: Music about children and for children: traditions and innovation materials of the scientific and practical seminar]. 2017. pp. 88-91.

5. Popova N.B., Ponomareva D.K. Rol' sotsial'nykh institutov v dukhovno-nravstvennom vospitanii molodezhi. / V sb.: Pokolenie budushchego: Vzglyad molodykh uchenykh - 2015 sbornik nauchnykh statei 4-i Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii v 4-kh tomakh [The role of social institutions in the spiritual and moral education of youth. / In: The Generation of the Future: A View of Young Scientists - 2015 a collection of scientific articles of the 4th International Youth Scientific Conference in 4 volumes]. 2015. pp. 133-136.

6. Komar T.N. Potentsial pravoslavnykh traditsii v dukhovno-nravstvennom vospitanii molodezhi [Potential of Orthodox Traditions in the Spiritual and Moral Education of Youth]. Professional'noe obrazovanie - Vocational Education. 2017. no. 1 (27). pp. 52-54.

7. Andreeva O.V., Andreev A.S., Sukhoveeva A.A. Tserkovno-svetskoe sotrudnichestvo v dukhovno-nravstvennom vospitanii molodezhi/ Vsbornike: IX Kirillo-Mefodievskie chteniya «Chelovek v prostranstve pravoslavnoi kul'tury» mezhvuzovskii sbornik nauchno-metodicheskikh statei [Church-secular cooperation in the spiritual and moral education of youth / In the collection: IX Cyril and Mephodius readings "Man in the space of Orthodox culture" interuniversity collection of scientific and methodical articles]. 2017. pp. 65-70.

8. Voronova A.A., Tatus' V.N. Vzaimodeistvie gosudarstva i tserkvi v kontekste dukhovno- nravstvennogo vospitaniya detei i molodezhi (na primere Orenburgskoi oblasti) [Interaction between the state and the church in the context of the spiritual and moral education of children and youth (on the example of the Orenburg region)]. Chelovecheskii capital - Human capital. 2017. no. 5 (101). pp. 30-34.

9. Volkov G.N. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 302 p.

10. Baturina G.I. Narodnayapedagogika v vospitanii doshkol'nikov [Folk pedagogy in the education of preschool children]. Moscow, 1995. 278 p.

11. Kukushin V.S. Etnopedagogika: uchebnoe posobie [Ethnopedagogy: a study guide]. Moscow, MPSU Publ., 2002. 185 p.

12. Pismanik M.G., R.G. Baltanov i dr. Religiya v istorii i kul'ture: ucheb. dlya studentov vuzov /pod red. M.G. Pismanika; 2-e izd. [Religion in History and Culture: Textbook for university student]. Moscow, YUNITI Publ., 2000. 591 p.

13. Mudrik A.V. Psikhologiya i vospitanie [Psychology and education]. Moscow, MPSU Publ., 2006. 354 p.

14. Religiya mira [Religions of the world]. Moscow, 1996. 601 p.

15. Nikandrov N.D. Svetskoe obrazovanie i dukhovnoe prosveshchenie: problemy vzaimodeistviya [Secular education and spiritual enlightenment: problems of interaction]. Pedagogika - Pedagogy. 2010. no. 3. pp. 9-14.

16. Bulatova N.D. Vospitanie cheloveka kak vysshei tsennosti obshchestva: tsennostnyi podkhod v sovremennom obrazovanii [Education of human as the highest value of society: the value approach in modern education]. Shuya, 2008. 239 p.

С. 9-14.

REFERENCES

Информация об авторах Беляев Роман Владимирович

(Россия, Воронеж) Начальник научно-исследовательского центра Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Information about the authors

Belyaev Roman Vladimirovich

(Russia, Voronezh) Head of Research Center The military educational and scientific center of the Air Force. The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)

Колосова Любовь Андреевна

(Россия, Воронеж) Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж)

Kolosova Lyubov Andreevna

(Russia, Voronezh) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Senior Researcher The military educational and scientific center of the Air Force. The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " (Voronezh)

Остапенко Роман Иванович

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук Заместитель директора по управлению региональными структурами и системой качества образования Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Ostapenko Roman Ivanovich

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Deputy Director for Management of Regional Structures and Quality System of Education Voronezh State Industrial and Humanitarian College

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.