Научная статья на тему 'О некоторых формах работы, используемых в волонтерской практике США'

О некоторых формах работы, используемых в волонтерской практике США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах работы, используемых в волонтерской практике США»

рывать по ролям с позитивной и негативной позиции.

Очень важно, чтобы педагогический лекторий не только знакомил слушателей с новыми знаниями, но и формировал умения и навыки родителей, необходимые для конструктивного взаимодействия с подростками. Нельзя занятия сводить лишь к разговорам, призывам, объяснениям, в лектории должны присутствовать ролевые и деловые игры, упражнения и ситуационные задачи. Использование данных методов побуждает родителей к творческому подходу в процессе воспитания своих детей.

Обращение к проблеме педагогического просвещения родителей не обошло стороной и Тамбов. В течение года по инициативе Городского комитета по делам молодежи проводились Родительские Ассамблеи. Суть данных мероприятий: рассказать родителям о возрастных особенностях подростков. В работе Ассамблей принимали участие специалисты из различных организаций и учреждений: педагоги, психологи, психотерапев-

ты, юристы, наркологи, гинекологи. Данные специалисты проводили занятия не только с родителями, но и с детьми, которые в это время находились в соседних аудиториях. Проведение Родительских Ассамблей нашло свой положительный отклик как среди родителей и детей, так и среди педагогов.

В заключение хотелось бы отметить, что педагогическая грамотность, компетентность родителей во многом определяет микроклимат в семье, нравственность и психическое здоровье детей и родителей, а следовательно, оказывает позитивное влияние и на социум в целом.

1. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993. С. 8.

2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. А.Б. Орловой. М., 1991. С. 195.

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ США Л.В. Болотова

Напряженная социально-экономическая ситуация, сложившаяся сегодня в России, ухудшение качества жизни населения, возникновение новых групп риска - все это вызывает расширение социальной работы, в том числе за счет усиления всех видов добровольческой (волонтерской) деятельности.

Волонтерство в социальной сфере широко развито во всем мире, оно приобрело ныне глобальный характер. Правительства более чем 80 стран, в числе которых и самые развитые, признали и способствуют развертыванию национальных волонтерских движений, рассматривая их как действенный инструмент развития своих сообществ.

Для нашей страны волонтерство - явление не новое (достаточно вспомнить тимуровское движение, деятельность педагогических отрядов и др.). Но сегодня переосмысливается его значение, функции, место и роль в социальной жизни общества, совершенствуются и разрабатываются новые методы и формы волонтерской деятельности. В этой связи немаловажно обращение к опыту, накопленному в других странах, в частности, США, где волонтерам предоставляются гораздо большие возможности для реализации стоящих перед ними задач и где существует отлаженная система организации добровольческой деятельности.

Трудно переоценить вклад добровольных помощников в организацию различных видов вспомоществования и социальных услуг. Сегодня тысячи социальных работников, учителей, врачей, адвокатов, полицейских, а также бывших заключенных, алкоголиков и наркоманов ежегодно нарабатывают миллионы часов в организациях и учреждениях по содействию развития молодежи в целях оказания помощи попавшим в беду людям. Здесь используются такие формы работы, как «телефоны доверия», популярна деятельность всевозможных спортивных клубов и секций, социально-психологических служб, агентств по трудоустройству несовершеннолетних. Интересна такая форма, как разработка базовых программ полиции, ориентированных на взаимодействие с общественными организациями, нацеленными на укрепление взаимоотношений в семье и привлечение несовершеннолетних к общественно полезным делам. Очень важно, что так называемые «волонтерские часы» начинают нарабатываться еще в школьные годы.

Проанализируем некоторые формы работы, используемые в волонтерской практике США.

1. Организация индивидуальной помощи нуждающимся, осуществляемая силами волонтеров, в традиционном американском варианте она известна также как «самопомощь». Объектом социального воздействия здесь выступает от-

дельный человек, имеющий какие-либо негативные наклонности (например, зависимость от алкоголя, наркотиков, табакокурения, пристрастие к азартным играм); несущий на себе бремя социальных проблем (малообеспеченность, бедность, нищета, бездомность, невозможность самообслуживания и др.); испытывающий разные виды социального дискомфорта (слабое знание своих социальных прав, неумение ими воспользоваться, неориентируемость в системе социальных служб И др.).

Применительно к этим клиентам волонтеры выступают в двояком плане. Во-первых, они сами могли ранее испытывать сходные социальные проблемы, но самостоятельно или с помощью других (в том числе и волонтеров) справились с ними. Во-вторых, в рамках волонтерской деятельности они напрямую применяют свои профессиональные знания, умения и навыки (медицинские, психологические, педагогические, юридические и др.). В этом случае, помогая отдельным нуждающимся, волонтер выступает в роли не только консультанта и посредника, но и равноправного партнера. Работа осуществляется в группах самопомощи, где особую ценность приобретает искренность и открытость отношений членов группы, способствующая более эффективному выходу из трудных ситуаций, успешности борьбы с их проблемами.

В практическом плане такие группы похожи на группы Анонимных алкоголиков, хотя они могут быть связаны не только с освобождением от алкогольной зависимости, но и с проблемами, включающими наркотики, азартные игры, курение, ожирение (в качестве примера приведем распространенные в стране организации «Игроков в азартные игры», «Наблюдателей веса» и т. д.).

Интересный феномен представляют волонтерские службы, взаимодействующие с людьми, имеющими какие-либо виды ограничений (ментальные, физические, коммуникативные). Волонтеры этих служб предоставляют нуждающимся транспортные услуги, заказывают и закупают различные товары, предоставляют на безвозмездной основе возможность пользоваться компьютерной техникой, например, для дистантного обучения.

2. Формы работы, ориентированные на некоторую группу людей, например, соседскую общность, проблемную группу, микрорайон и др. Примеров такой деятельности достаточно много, одна из ее разновидностей - обучающая деятельность, организуемая с группой. В этом плане широкое распространение в стране получило, в частности, участие родителей в формировании жизненно важных навыков у учащихся младших классов. Волонтеры, члены Ассоциации родителей и учащихся школ, работают с детьми во внеурочное время, обучая их умениям оказания первой медицинской помощи (родители, имеющие медицинское образование), самозащиты и пра-

вильного поведения в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, например, в случаях природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, покушений на похищение и насилие (родители, работающие в полиции, службах спасения и пожарной охраны и др.).

Другой разновидностью групповой работы волонтеров служит организационная деятельность, направленная на улучшение условий проживания в отдельном квартале, микрорайоне, на конкретной улице. При этом они привлекают самих жителей этих районов к участию в полезных для них акциях... Это особо свойственно таким волонтерским организациям, как Ассоциации отдельных кварталов, Программам по очистке и оборудованию детских площадок и др. Усилиями их членов удается не только улучшать социальную экологию микрорайонов, но и оказывать позитивное влияние на снижение детской и подростковой преступности, повышать безопасность движения и др. Они также занимаются сбором средств для местных целей.

Особо активно в такой практике участвуют пенсионеры. Чаще всего они занимаются работой, в основе которой лежит использование знаний и жизненного опыта. Это экскурсоводческая, музейная, педагогическая деятельность и т. д.

3. Сегодня в Америке существуют и такие формы деятельности волонтеров, как оказание влияния на законодательную и исполнительную власть всех уровней, в том числе федеральную. Цели воздействия - поддержка наиболее социально значимых проектов и программ, затрагивающих широкие слои населения, разработка законов, регулирующих различные стороны социальной защиты населения и их последующее лоббирование в законодательных органах, включая Конгресс и Сенат.

Социальные службы США, проводившие исследования роли общественных организаций в законотворческой деятельности Конгресса, подсчитали, что в начале 90-х гг. к процессу обсуждения проектов законов о медицинском страховании было привлечено более десяти тысяч представителей различных волонтерских организаций и движений. Именно массовое и активное участие в этом волонтеров помогло сделать достоянием общественности все негативные стороны обсуждавшихся законопроектов. Учитывая сильное противодействие общественности, многие конгрессмены проголосовали против принятия блока этих законов, опасаясь в будущем потери голосов избирателей.

Особая эффективность волонтерской деятельности обеспечивается за счет того, что в ней принимают определенное участие профессиональные социальные работники. Их роль, как правило, сводится к выполнению функций управления, посредничества с государственными и частными социальными агентствами. Их также

привлекают к отдельным волонтерским акциям, в которых требуется поддержка профессионалов.

На государственном уровне признается важность волонтерства для страны, города, отдельного человека. Поэтому среди реалий действительности - связи большинства политических и экономических институтов с хорошо известными и

уважаемыми общественными организациями. Правительство постоянно вносит свою лепту в стимулирование деятельности этих организаций, например, через систему налоговых мероприятий, а также других способов обеспечения их свободы и финансовой независимости.

СОЦИОЭКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С.В. Симонова

В контексте закрепленного в статье 43 Конституции РФ права человека на образование проблема непрерывности образования может рассматриваться как реализация «права на развитие личности». Право на образование, соотносимое с его основной целью - развитием личности, основывается на определенных принципах, изложенных в статье 2 «Принципы государственной политики в области образования» Закона РФ «Об образовании». Первый принцип заключается в гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В плане реализации принципов образования - всестороннее развитие личности обучающегося, формирование ценностных ориентаций по отношению к миру, обществу, другим людям, к себе, приобщение его к «культуре достоинства» [1-2]. В «культуре достоинства» дети, старики и люди с отклонениями в развитии -священны. Ценностью «культуры достоинства» является сама личность человека.

Формирование личности обучающегося -сложная задача, так как сама личность имеет непростую структуру и интерпретацию. В общей психологии под личностью подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Под общим понятием «личность» подразумевают человека - субъекта отношений и сознательной деятельности. «Личностью не родятся, личностью становятся» [3]. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Социальным окружением, самовоспитанием и образованием формируется характер мировоззрения личности. Сформированное мировоззрение личности является ее стержнем.

Современное общество с высоким развитием производства, компьютеризацией, научно-техни-

ческим прогрессом, экологическими проблемами весьма неоднозначно и противоречиво воздействует на человека. Объектом все более пристального внимания становятся проблемы: человек и природа, человек и культура, человек и общество, человек и будущее. Сложность и трудность общественно-политического и экономического развития России последних лет обостряют вопросы дисгармонии и отчужденности в обществе, человек все больше нуждается в личностной и социальной защите. Социальный работник в этически допустимой форме сам выходит на контакт с человеком, находящимся в кризисной личностной и социальной ситуации. Он ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности людей, проникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия жизни, моральную атмосферу, выявляя позитивные и негативные влияния, психологические, медицинские, правовые, экологические, нравственно-эстетические проблемы, в решении которых оказывает помощь на основе благотворительности, попечительства, милосердия. Специфика функций социального работника предполагает органичное сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста. Он должен быть нужным, интересным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов. Формирование всесторонне развитой личности, специалиста-профессионала в области социальной работы -задача вузовской подготовки.

Необходима новая парадигма образования, «ориентированная на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности, требующей коренного изменения содержания и организации форм всей системы образования» [4-5]. Новая отрасль научного знания о социальной работе -социоэкология личности («социоэкология человека») - позволяет формировать профессионально-личностные качества социального работника,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.