Научная статья на тему 'Полихудожественный подход в духовном воспитании младших школьников'

Полихудожественный подход в духовном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
222
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несмеянова Наталья Валерьевна (Монахиня Ольга)

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания. Критический анализ предметов и содержания образовательных программ духовного воспитания детей в воскресных школах побудили автора данной статьи к созданию программы «Введение в Церковный обиход» на полихудожественной основе. В статье приводится краткое описание содержания программы. Программа прошла апробацию в Частном образовательном учреждении «Свято-Симеоновской гимназии» Свердловской области в первом классе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несмеянова Наталья Валерьевна (Монахиня Ольга)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Полихудожественный подход в духовном воспитании младших школьников»

МАСТЕР-КЛАСС

Несмеянова Н. В. (мон. Ольга)

студентка УрГПУ г. Екатеринбург

J ^

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНОМ

ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

л__________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания. Критический анализ предметов и содержания образовательных программ духовного воспитания детей в воскресных школах побудили автора данной статьи к созданию программы «Введение в Церковный обиход» на полихудожественной основе. В статье приводится краткое описание содержания программы. Программа прошла апробацию в Частном образовательном учреждении «Свято-Симеоновской гимназии» Свердловской области в первом классе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, полихудожественный подход, православная педагогика, православная культура.

Современное общество столкнулось с серьезной проблемой - кризисом духовного развития личности. Во всех государствах мирового сообщества независимо от политического строя и материального уровня жизни людей наблюдается нарастание негативных явлений: эгоизма, проявлений зла, равнодушия к страданиям других людей, разрушения института семьи на фоне криминализации общества и разгула терроризма.

Ведущие специалисты в области социологии, педагогики, политики, ученые, деятели культуры в своих выступлениях в печати, на телевидении, на конференциях и съездах констатируют, что кризис духовности носит глобальный характер вследствие утраты многими людьми четких нравственных ориентиров, духовных ценностей, ложного представления о смысле жизни. Западная модель цивилизации, ставящая превыше всего права искаженной грехом человеческой натуры, агрессивно навязывает свои стандарты поведения и нормы жизни всем странам и народам.

Важнейшую роль в утрате нравственности, прежде всего, молодыми людьми играют средства массовой информации, формирующие систему негативных ценностей, нередко отрицающих не только христианские, но и общечеловеческие понятия и нормы. В условиях свободы самовыражения каждого индивида оправдываются уже откровенные античеловечные деяния. Результатом такого формирования антиценностей является рост числа самоубийств, вызванных разочарованием жизнью, обращение молодежи к алкоголю и наркотикам.

В нашей стране проблема духовного возрождения стоит очень остро.

В декабре 2009 года в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования была предложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой подчеркивается, что в современной школе должна быть

сосредоточена не столько интеллектуальная, сколько духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности определено первостепенной задачей современной образовательной системы [16,17]. Среди разработанных путей его осуществления - приобщение к системе ценностей, соответствующих традиционным российским религиям, в процессе изучения различных модульных курсов по выбору, в том числе «Основы православной культуры» [2, с.3]. Такой же модуль имеется и в дисциплине «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Все это наглядно демонстрирует согласованность действий светских образовательных учреждений и Церкви по формированию знаний о религиозных культурах разных народов, развитию толерантного отношения между представителями разных конфессий и, самое важное, по духовному развитию будущих граждан России.

Ярким примером сотрудничества в сфере образования различных духовных и светских учреждений является разработка плана совместных мероприятий в области образовательной деятельности между Екатеринбургской митрополией и Министерством образования Свердловской области.

Поиском выхода из духовного кризиса заняты многие ученые, прежде всего, педагоги, поскольку именно подрастающее поколение является самым уязвимым для потока информации, размывающей различия между добром и злом, нравственным и безнравственным, красивым и безобразным [5,6,7,8]. Исследователи констатируют «настоятельную потребность педагогической науки в изучении путей возрождения духовного воспитания» и необходимость в уточнении содержания понятий «духовность» и «духовное воспитание» [19, с.3]. Причины кризисных явлений в становлении личности подрастающего поколения современные ученые видят в изъятии «основного фактора развития жизни - воспитания духа» [19, с.3].

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

По мнению ведущих педагогов (Игумен Георгий (Шестун), Н. В. Маслов, М. В. Захарченко), рассматривающих проблемы духовного развития детей и юношества, у российских учителей есть уникальная сокровищница - православная педагогика, ориентированная на развитие личностного начала в человеке и укоренение его в духовной и нравственной жизни. Цели православной педагогики не ограничены рамками земной жизни человека, но уходят за ее пределы, в жизнь вечную [3,9,11]. Известный философ, правовед, публицист И. А. Ильин размышляя о традициях русского образования, пишет: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания,-ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». [12, с.196]

Исторически фундаментом традиционной российской школы и педагогики всегда было религиозное воспитание. На протяжении тысячи лет русское государство формировалось под воздействием христианских идеалов, православных морально-нравственных ценностей, поэтому культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православием. Эта связь нашла свое выражение в различных областях: в политическом управлении государством, в образовательном процессе, в повседневном народном быту, в культуре и искусстве.

Немаловажную роль в воспитании у детей нравственных основ и духовного развития играет семья. Роль семьи в становлении личности исключительна. Нередко приобщение ребенка к духовной жизни, к православной культуре начинается в семье. Здесь маленький христианин приобретает первый опыт духовной жизни. Часто родители, желая воспитать своих детей в духе православия, отдают их на обучение в воскресные школы. В этих школах среди прочих, преподаются предметы, которые позволяют ребенку овладеть основами Богослужения, музыкальной грамоты и музыкальной культуры. Одним из таких предметов в воскресных школах, а также в школах при монастырях, является церковный обиход. Этот предмет, вводя ребенка в уклад церковной жизни, знакомя с ее нормами и законами, включает мощное педагогическое средство -искусство и художественное творчество [1,18].

Исследования разработок педагогов-психологов за последние десятилетия (Б. П. Юсов, Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Н. Г. Тагильцева) показали, что повышению эффективности обучения детей способствует принцип полихудожественности [4,10,14, 20].

Термин «полихудожественный подход» сформулировал доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Б. П. Юсов в 1980-х гг. Сотрудники его научной школы разработали новые творческие пути в области развития детей. Они утверждали, что единая художественная природа всех искусств соответствует предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, одновременному возникновению интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние.

Полихудожественный подход в образовании, в том числе православном,- это совокупность педагогических приемов и способов, способствующих духовному

и художественному развитию детей. В основе подхода лежит интеграция духовного опыта поколений, который осваивается ребенком в процессе приобщения к произведениям различных видов искусств и художественно-творческой деятельности.

По мнения Б.П. Юсова, реализация полихудожественного подхода должна приводить к интенсивному развитию духовно-ценностных ориентиров личности, способствовать обогащению художественной информации и раскрытию творческого потенциала ребенка. В то же время этот подход способствует и духовному обогащению ребенка.

Анализ программ различных предметов в воскресных школах Уральского федерального округа показал, что в работе с детьми младшего школьного возраста принцип полихудожественности используется достаточно широко, но на такие занятия педагогами не часто включаются примеры высокого академического искусства, содержание которых составляют духовное православное наследие. Среди педагогического сообщества существует мнение, что ребенок не всегда может понять такие произведения, принять их и соотнести с церковной жизнью, с христианскими заповедями. Дети в силу своего возрастного развития, конечно, не могут до конца понять духовный смысл художественных произведений, но прочувствовать их красоту и величие может даже самый маленький ребенок.

Изучение содержания различных программ по духовному воспитанию детей в воскресной школе позволяет сделать вывод о том, что не всегда учителя сами ориентируются в направлениях православной духовной культуры. Поэтому нередко при освещении православных праздников в занятия включаются такие, которые относятся к язычеству, например, праздник масленицы. Кроме того, в тематике занятий не всегда прослеживается единая концептуальная идея, что не способствует формированию у ребенка представления о закономерностях церковной жизни. Не все педагоги, ведущие предмет «Церковный обиход» в воскресной школе и ОРКСЭ в общеобразовательной школе могут включить на занятия духовную русскую православную музыку [13,15]. Все эти обстоятельства и побудили автора данной статьи к созданию программы «Введение в Церковный обиход» на полихудожественной основе. Данная статья является кратким описанием содержания программы, которая разработана доктором педагогических наук, профессором Уральского Государственного педагогического Университету Н.Г Тагильцевой и автором этих строк - студенткой того же Университета -Н.В. Несмеяновой (монахиней Ольгой). Программа прошла апробацию в Частном образовательном учреждении «Свято-Симеоновской гимназии» Свердловской области в первом классе.

Выбор тематики занятий программы и их последовательность обусловлены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста представления о том, что весь мир - небесный и земной - создан Богом (первая тема);

• необходимостью формирования представления у ребенка о храме, как о доме Божьем, особом месте Его присутствия (вторая тема);

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

59

МАСТЕР-КЛАСС

• необходимостью формирования у детей понятия о главных церковных святынях: иконах, их роли и значении в жизни православного христианина, о неразрывной связи иконы с молитвой; о Кресте Господнем-символе нашего спасения (третья тема);

• необходимостью знакомства детей со Священным Писанием Ветхого и Нового завета, как учением о спасении (четвертая тема);

• необходимостью знакомства детей с жизнью Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих, пример которых служит образцом для христиан (пятая тема);

• необходимость формирования представления о главных христианских праздниках (шестая тема).

Таким образом, в процессе изучения предмета «Церковный обиход» происходит осознание ребенком младшего школьного возраста того, что все в мире и сам мир создан Богом. При этом у детей формируются понимание значения молитвы, церковного Богослужения, храма (как дома Божьего), понятие о главных христианских святынях и праздниках, закладываются основы духовной жизни на примере Евангельских заповедей, подвигов святых и происходит вхождение ребенка в церковную жизнь, которая строится на основе годового круга Господских и Богородичных праздников.

Цель программы - духовное развитие ребенка младшего школьного возраста в процессе практической реализации полихудожественного подхода.

Задачи программы:

1. Воспитать любовь к Богу, Отечеству, ближним.

2. Познакомить учащихся с основами церковной жизни.

3. Сформировать духовно-нравственные ценности у младших школьников в процессе знакомства с православным искусством.

4. Сформировать представление о традициях, устоях, обычаях Православной церкви, отраженных в русской православной культуре.

Кратко раскроем основные темы занятий и составляющие их методические направления:

Тема 1: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (вводное) (беседа с детьми о Творце и Создателе всего видимого и невидимого мира, сопровождающаяся просмотром иллюстраций и прослушиванием аудиозаписей по данной теме).

Тема 2: «Храм как дом Божий» (знакомство с понятиями Храм, Церковь (Небесная и земная); просмотр фотографий различных храмов и монастырей; беседа с детьми о храмовой архитектуре, формирование у детей представлений о том, что храм - это место для соборной молитвы верующих; прослушивание аудиозаписи колокольного звона, разучивание стихотворения и выполнение рисунка и по данной теме).

Тема 3: «Церковные святыни» (знакомство

с репродукциями икон Господа, Богородицы, святых, ангелов; беседа с детьми о символе спасения - кресте Господне, о значении молитвы; прослушивание аудиозаписи церковных песнопений, разучивание песнопений, выполнение поделок в различных техниках: аппликация из бумаги и природных материалов, барельеф из пластилина, рисунки).

Тема 4: «Книги Священного Писания» (знакомство с понятиями - «Священное Писание», с книгами Ветхого и Нового Завета; беседа о десяти Заповедях Божиих; разучивание церковных песнопений, изготовление поделок из различных материалов, прослушивание музыкальных фрагментов по данной теме).

Тема 5: «Жизнь Пресвятой Богородицы и святых как образец для православного христианина» (беседа о жизни Пресвятой Богородицы, знакомство с иконой Введение во Храм, с житиями и подвигами святых: Александра Невского, апостола Андрея Первозванного, Николая Чудотворца; прослушивание музыкальных фрагментов, разучивание песнопений, выполнение рисунков по данной теме).

Тема 6: «Православные праздники» (знакомство с различными видами праздников: двунадесятые, великие, Богородичные, и т.д.; беседа о их смысле и содержании; знакомство с праздничными иконами, песнопениями, с колокольным звоном, как неотъемлемой частью православного праздника, с символикой цветов церковных и священнических облачений в соответствии с празднуемым днем; беседа о самом главном празднике христиан - Святой Пасхе, о покаянии как «празднике» души; прослушивание аудиозаписей, разучивание церковных песнопений, выполнение творческих заданий по данной теме).

«Итоговое занятие» (беседа о красоте Божьего мира, о любви и благодарности человека своему Создателю; выполнение рисунка на данную тему; прослушивание песни «Аллилуия» в различных исполнениях).

Основными видами деятельности детей на занятиях по данной программе являются: пение, слушание музыки, размышление о ней, рисование, изготовление поделок из бумаги, пластилина.

Художественный материал занятий включает:

• аудио записи («Мы - создания Творца», «Ангел» (детские песни в исп. детского хора И. В. Болдышевой), «Песня жаворонка» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского), «Вальс цветов» (фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского), «Дождик» (из «Альбома пьес для детей» Г. В. Свиридова), «Лебедь» (фрагмент из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса), колокольные звоны, «Отче наш» (Н. Н. Кедров-отец), «В молитвах неусыпающую Богородицу» (Кондак Успения Божией Матери -муз. С. В. Рахманинова), «Утренняя молитва» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского), «Щедрый человек» (детская песня в исп. детского хора И. В. Болдышевой), «Дивен Бог» (конц. № 34, ч. 3, Д.С Бортнян-ского), «Слава в вышних Богу» (Великое Славословие, муз. А. Д. Кастальского), рождественские колядки (в исп. детского хора И. В. Болдышевой), «Взыде Бог» (муз. Н. А. Римского-Корсакова), «Колокола» (фрагмент, часть 1-я, муз. С. В. Рахманинова), «Прощение» (детская песня в исп. детского хора И. В. Болдышевой), «Ангел вопияше» (фрагмент, часть 2-я - «Светися, светися, новый Иерусалиме, муз. П. Г. Чеснокова), «Аллилуия» (песня в исп. детского хора Покровского монастыря);

• репродукции икон (Господа, Богородицы, святых, ангелов, иконы праздников; в том числе репродукции икон

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

великих иконописцев прп. Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека) и картин художников (А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», К. П. Брюллова «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», Гюстава Доре гравюра «Моисей со скрижалями Завета», В. А. Серова «Ледовое побоище», «Въезд Александра Невского во Псков», П. Д. Корина «Александр Невский» (фрагмент триптиха);

• фотографии природы, храмов и монастырей, книг Священного Писания, колоколов, церковных (священнических) облачений, праздничных атрибутов (рождественская елка, куличи и пасхи, и т.д.), Андреевского креста, ордена Андрея Первозванного, царских барм, флага ВМФ РФ.

Разрабатывая программу, ее содержание, художественный и музыкальный ряд, систему творческих заданий, включающих разные виды художественно-творческой деятельности, авторы заранее планировали определенные результаты, которые являются показателями ее освоенности детьми младшего школьного возраста.

Ребенок должен иметь представление о том, что

• Бог есть Творец мира;

• Храм является домом Божиим;

• Пресвятая Богородица, святые угодники и ангелы -наши ходатаи и молитвенники перед Богом;

• Любовь к Богу и ближним есть основная заповедь христианина.

Ребенок должен знать:

• основные молитвы;

• выдающиеся произведения искусства, связанные с православной художественной культурой;

• иконы, выполненные великими православными иконописцами.

Ребенок должен уметь:

• исполнять простые церковные песнопения;

• передавать в своих рисунках и поделках содержание того или иного события православной культуры;

• отражать в своих художественных работах добро, радость, любовь к Господу и ближнему.

В заключении отмечу, что программа и художественное приложение к ней, имеющиеся на диске, были представлены на ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в г. Екатеринбурге и получили 2-е место на региональном этапе данного конкурса.

Литература

1. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.71-75.

2. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: авто-реф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2012. 39 с.

3. Игумен Гэоргий (Шестун). Православная педагогика. М.: Изд. 4-е. ПРО-ПРЕСС, 2010. 672 с.

4. Кабкова, Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе: монография. М.: ИХО РАО, 2004. 261 с.

5. Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С.48-52.

6. Кучерова О. Е. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.38-47.

7. Лурье Л. И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.25-31.

8. Макарова А. А. Формирование условий для воспитания духовно-нравственного здоровья учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С.33-36.

9. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. Православное воспитание как основа русской педагогики. (По трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова)). М.: Самшит-издат, 2007. 544 с.

10. Савенкова, Л. Г. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Священник Евгений (Шестун). Православная педагогика. (Исторические психолого-педагогические очерки). Самара: ЗАО Самарский информационный концерн, 1998. 576 с.

12. Стрижев А., Фомин С. Опыты православной педагогики. М.: Изд. Литературная учеба, 1993. 240 с.

13. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. 2013. № 6. С.118—132.

14. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.42-45.

15. Тагильцева Н. Г. Уроки музыки и уроки по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»: пути взаимодействия // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 11. С.11 —15.

16. Теплякова О. А. Интерпретация социального заказа на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования // Образование и наука. 2012. № 9. С.71-85.

17. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.18-21.

18. Ужанова А. Л. Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С.18-21.

19. Шабалкина Н. П. Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли: XVII-XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. 20 с.

20. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Матер. Международ. Науч.- практ.конф 25-29 августа 1997 г. Астрахань, 1997. С.214-220.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

61