УДК 78 Н.Е. ШИЛОВА
аспирант кафедры истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета E-mail: [email protected]
UDC 78 N.E. SHILOVA
graduate student of chair of history and music theory and music education Moscow pedagogical university E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦЕРКОВНО-ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» EDUCATIONAL PROGRAM «CHURCH-CHORAL SINGING»
Основной целью программы является приобщение детей к основам отечественной музыкальной и духовной культуры, организация певческой деятельности на основе православных традиций, развитие музыкально-эстетического вкуса, формирования вокально-исполнительских умений и навыков. Программа имеет духовную направленность. Наряду с музыкально-хоровым обучением она предполагает воспитание детей через церковные песнопения, а также произведения народного песенного творчества в духовно-нравственных православных традицияхрусской культуры. Подробноразработанучебно-тематический план, описаны образовательные технологии, а также результаты образовательного процесса, способы отслеживания и фиксации.
Ключевые слова: образовательная программа, хоровое пение, духовная музыка, церковное пение, народное песенное творчество.
The main objective of the programme is children's initiation to the basics of patriotic music and spiritual culture, organization of singing based on Orthodox traditions and the development of their musical and aesthetic taste, shaping their vocal performance and skills. The program has a spiritual focus. Along with the musical and choral training it is expected to educate children through Church hymns, as well as works offolk song of creativity in the spiritually-moral Orthodox traditions of the Russian culture. The training-thematic plan is worked out, the educational technology are described, as well as the results of educational process, the ways of their tracking and fixing.
Keywords: the educational program, choral singing, sacred music, church singing, folk songs.
При создании программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Русская духовная музыка -величайшее национальное наследие русского народа. В ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, нравственности. На протяжении многих веков духовная музыка рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающего поколения.
Отличительной особенностью настоящей программы от аналогичных по профилю является введение в программу произведений народного песенного творчества, творчества бардов и современный детский песенный репертуар.
Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно
использовался и используется в народной педагогике. Народные песни составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Церковно-хоровая и народно-песенная культуры несут в себе не только художественно-эстетическое начало, но и являются фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Они открывают человеку законы гармонии мира, и только с их помощью можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.
Использование в программе произведений творчества бардов и современного детского песенного репертуара помогает расширить кругозор учащихся. В этих песнях воспевается родина, семья, материнство, природа. Они развивают в детях патриотизм, эстетические и моральные качества.
Таким образом, эффективное использование разнообразного музыкального репертуара способствует углублению духовно-нравственного воспитания учащихся, становлению и развитию их личности, национального самосознания и музыкальной культуры.
© Н.Е. Шилова © N.E. Shilova
Актуальность и востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Программа опирается на закономерности, лежащие в основе православного календаря, а также календаря государственных праздников и праздников России, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.
Образовательная программа рекомендована для обучения детей в воскресных школах, православных гимназиях, а также других детских учебных заведениях в системе дополнительного образования.
Цели и задачи образовательной программы
Программа эффективно реализует многоцелевую направленно сть:
- способствует овладению традицией духовных песнопений, их видами и жанрами, воспитанию уважения к истории и традиции музыкальной культуры России;
- способствует формированию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, формирует нравственные и эстетические качества;
- обеспечивает приобретение социального опыта через календарные праздники, концерты, различные мероприятия;
- развивает навыки познавательной и творческой деятельности.
Концептуальные основы программы включают идеи:
- привития детям любви к православной и народной культуре;
- пробуждения генетической памяти ребенка к своим историко-культурным корням;
- развития вокальных, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации развития духовной культуры учащихся;
- формирования фундаментальных основ духовно-нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления.
Для достижения поставленных целей в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи.
Образовательные:
- обучение детей навыку исполнения духовных произведений, а также песенных образцов народного творчества;
- обучение навыкам пения без сопровождения;
- пониманию и правильному произношению цер-ковно славянского языка, а также других языков в разучиваемых произведениях;
- развитие умения сольфеджировать и навыков интонирования в ансамблевом исполнении;
- обучение вокально-хоровой технике;
- формирование представлений о разнообразных распевах, видах, жанрах духовных произведений, а также жанрах видах народно-песенного творчества.
Развивающие:
- развитие голоса и его регистров, диапазона, тембра;
- развитие слуха музыкальной памяти и мышления;
- формирование эстетического вкуса, познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание чувства принадлежности к истории, культуре своего народа, формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
- формирование умения организовывать свой труд;
- формирование умения общаться, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей.
Содержание программы
Настоящая программа представляет базовый период певческого развития. Она предназначена для детей 7-16 лет и рассчитана на 3 года обучения. В программе разработан тематический план, а также подобран нотный материал. Занятия должны проводиться 2 раза в неделю по 2 академических часа, из которых 3 часа рассчитаны на объяснение темы, прохождение духовно-хорового материала, его разучивание, доработку и повторение пройденного и 1 час на разучивание произведений народного песенного творчества, творчества бардов и современных детских песен. Итого 4 часа в неделю (162 учебных часов в год).
Вся программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному». Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история нотации, история глассовой системы, систематика жанров, основные песнопения, песнописцы церкви, церковные богослужения. Второй и третий год предполагает более глубокое рассмотрение указанных в программе тем. В изучении духовных песнопений соблюдена определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенного перехода от одноголосного к многоголосному пению (1 год обучения - одноголосие, 2 год обучения - одно-двухголосие,третий год обучения - двух-трехголосие). Сначала напевы изучаются детьми по слуху с использованием руки одноголосно. Затем песнопения необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении. На следующем этапе работы учащиеся будут готовы к пению на два и три голоса.
Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы каждый учащийся мог по-русски передать его смысл.
Для более успешного музыкального развития детей рекомендуем проводить индивидуальные занятия по закреплению разученных произведений. Для полного осмысления проблем певческого искусства необходимо практическое участие в клиросной практике: лишь опытное знание может стать сердечным, позволит взойти к духовным высотам, скрывающимся в богослужебных молитвах.
Особое внимание следует уделить подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях ( как изучаемого обихода и осмогласия, так и
«золотого фонда» образцов духовной музыки), а также образцов народно-песенного материала. Прослушивая записи с правильной манерой исполнения произведений, дети более точно и правдиво достигнут поставленных задач в обучении и работе над репертуаром.
Нотный материал используемый в программе:
- песнопения разных распевов (киевский, болгарский, греческий, знаменный и др.), напевов (обиходный, обычный, оптиной пустыни и др.), песнопения на церковные гласы, духовные произведения на разных языках(церковно-славянский, греческий, латинский, украинский), произведения русских композиторов (С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.П. Дилецкого, Д.С. Бортнянского, А.С. Дегтярева и др.)
- духовные песни (канты, колядки)
- русские народные песни
- детские песни
- песни к праздникам (Новый год, Рождество Христово, День защитника отечества, День победы, День России, День семьи, День матери)
- бардовские песни (Жанна Бичевская, иеромонах Роман, солнечные барды и др.)
Учебно-тематический план
Кол-
Тема занятия во
часов
1. Церковно-певческое искусство. 4
2. Общее понятие об осмогласии. 4
3. Церковное пение в период с 5 по 8 века. Авторы
песнопений. 4
4. Певческое искусство Киевской Руси. Древнерус-
ский канон. 4
5. Основные распевы Русской православной церк-
ви. Песнотворцы. 8
6. Развитие многоголосия на Руси 15-18 вв. Строч-
ное и партесное пение. 4
7. Духовные песнопения русских композиторов 19-
20 вв. 4
8. Общее понятие о церковно-певческом обиходе.
Обиходный звукоряд. Ектеньи (виды). 8
9. Виды песнопений. Приемы построений. Ритм бо-
гослужебных распевов. 4
10. Знаменный распев. Знаменное пение. 4
11. Колокольные звоны. 4
12. Жанры богослужебных песнопений. 8
13. Песнопения праздника Рождества Христова. 12
14. Концертное выступление посвященное праздни-
ку Рождества. 2
15. Духовные песни. 8
16. Песнопения на греческом языке. 12
17. Песнопения, звучащие в свободной части литур-
гии. 12
18. Особенности великопостного богослужения. Бо-
гослужение страстной седмицы. 4
19. Песнопения праздника Пасхи. 16
20. Концертное выступление, посвященное праздни-
ку Пасхи. 2
21. Церковные службы. Песнопения вечерни. 8
22. Песнопения из служб воскресных восьми гласов.
Воскресные тропари гласов. Богородичны. 4
23. Песнопения утрени. 12
24. Песнопения Божественной литургии. 20
Итого 162 ч.
Образовательные технологии
Принципы обучения
1. Принцип единства образования, развития и воспитания. Обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и нравственных и эстетических качеств.
2. Систематичности и последовательности. Занятия по программе проводятся два раза в неделю в течение учебного года. Изучение тематического и музыкального материалов подчинено определенной последовательности, а также переходу от одноголосного к многоголосному пению произведений. Произведения первоначально изучаются на слух по руке одноголосно. Затем по нотам, и далее постепенно осуществляется переход к многоголосному пению.
3. Сознательности и активности. Развитие у детей сознательного отношения к содержанию разучиваемого материала, технике исполнения. В программе используются методы обучения и виды деятельности, которые помогают привлекать такие мыслительные операции, как: сравнение, обобщение, анализ и синтез. Так ребенок принимает активное участие в уроке.
4. Прочности. Повторение пройденного материала для полного его закрепления.
5. Наглядности. Использование нотного и текстового материалов для разучивания произведений, а также аудио- и видеозаписей для правильного восприятия изучаемого материала. Исполнение голосом для показа правильной манеры пения. Использование фортепиано для ознакомления с произведением.
6. Доступности. Тематический план и музыкальный репертуар разработан с учетом возрастных особенностей учащихся.
7. Принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к уроку.
8. Связи музыкального обучения с жизнью. Разучивание произведений духовного содержания, а также образцов народно-песенного творчества и творчества бардов способствует духовно-нравственному и эстетическому развитию детей, что необходимо для становления их личности.
9. Принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т. д.;
Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
- развития навыков правильного понимания, осмысления и исполнения изучаемого материала;
- работа над певческими навыками. Необходим точный показ голосом;
- развитие умений и навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развития специальных данных: музыкального
слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. При этом мы учли все возрастные особенности детей, базируем все воспитание на доступном дидактическом и методическом материале;
- развития навыков быстрого чтения партитур и чтение текстов на церковно-славянском языке;
- прохождение практики на клиросе, участие в концертных мероприятиях.
Формы проведения занятий:
1. Практические занятия, на которых происходит разучивание духовного и песенного хорового материала.
2. Учебное занятие - репетиция, на котором отрабатываются концертные номера.
3. Учебное занятие - концерт.
Методы, способствующие успешному усвоению хорового материала, правильному пониманию, осмыслению и исполнению:
- приучение к специфике тембра и звукоизвлече-ния, мелодического и ритмического интонирования;
- воспроизведение молитвенного текста на разных языках;
- комплексного подхода, основанного на одновременном изучении сольфеджио и церковных песнопений;
- развития традиционных навыков артикуляции в процессе хорового пения;
- дифференцированного освоения гласов и характерного их исполнения.
Виды деятельности, применяемые на уроках по разучиванию хорового материала:
- пение произведения по руке;
- чтение с листа хорового произведения;
- анализирование произведения;
- разучивание хорового произведения;
- слушание в записи разучиваемого произведения;
- пение с использованием фортепианного дублирования голосов партитуры;
- пение голосов по отдельности, а также в сочетании двух,трех или четырех голосов;
- пение текста молитвы на разученный глас;
- пение произведения на разных языках;
- транспонирование хорового произведения.
Структура урока
Нами разработана 2 структуры комплексного урока. Так как занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, то 1 занятие проводится по структуре урока №1, а второе занятие по структуре №2а или 2б, далее структуры уроков чередуются.
Структура урока №1
- распевка;
- объяснение темы урока (с прослушиванием записей и без);
- показ и разучивание духовно-хоровых произведений с объяснением и анализированием;
- прослушивание в записи разучиваемых произведений;
- чтение с листа нотного материала;
- исполнение молитвы после занятия.
Структура урока №2
а) - распевка;
- продолжение объяснение темы урока (с прослушиванием записей и без);
- продолжение работы над духовно-хоровыми произведениями;
- повторение пройденных песнопений;
- разучивание песенного репертуара (с прослушивание записей);
- повторение пройденного песенного репертуара;
- исполнение молитвы после занятия.
б) - распевка;
- продолжение объяснения темы урока (с прослушиванием записей);
- показ и разучивание новых духовно-хоровых произведений с объяснением и анализированием;
- повторение пройденных песнопений;
- разучивание песенного репертуара (с прослушиванием записей);
- повторение пройденного песенного репертуара;
- исполнение молитвы после занятия.
Результаты образовательного процесса
Личностные результаты должны отражать:
- наличие исторической памяти как чувства со-причастия с Отечеством;
- уважительное отношение к культурному наследию;
- укорененность в православной и народной традиции;
- ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
- наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
- развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту.
Метапредметныерезультаты характеризуют:
- правильное понимание отношений знания и веры;
- совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
- умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
- умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
- овладение логическими действиями в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
- формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
- овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений;
- развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
- наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.
Предметом итоговой оценки учащихся должно
быть достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов.
Способы отслеживания и фиксации результатов Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на развитие духовной культуры учащихся. С каждым этапом занятий у обучающихся появляется потребность в познании религиозно-духовного, культурного наследия нашей страны.
При работе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления уровня развития духовной культуры учащихся, развития музыкального уровня, а также воздействия духовных произведений на становление характера учеников. Он может быть в форме собеседования или анкетирования. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Форма контроля может быть традиционная (концертные выступления) и нетрадиционная (пение на клиросе). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности. Оптимальным вариантом итогового контроля может стать повторное анкетирование, а также анализирование концертного выступления, проходящее в форме беседы.
Библиографический список
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.
3. БагадуровВ.А. Вокальное воспитание детей. М: АПН РСФСР, 1953.
4. ВолодинаЕ.Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях (на материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин). Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 2000.
5. КошминаИ.В. Возрождение традиции преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1994.
6. ОсеневаМ.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред, и высш. пед.учеб. заведений. -М.: Академия, 1999.
7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
8. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. М.:Композитор, 1994.
9. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002.
10. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дис. докт. пед.наук. М.,1996.
11. Шерстнева О.А. Музыкально-эстетическое воспитание личности.// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 1998.
References
1. Abdullin E. B. Theory and practice of music education in secondary school. -M.: Prosveschenie, 1983
2. Apraksina O.A. Methodology of musical education in school. -M.: Prosveschenie, 1983
3. Bagadurov V.A. Vocal education of children.- M.: APN RSFSR, 1953
4. Volodina E.E.Improvement of the educational process in Orthodox schools (based on the teaching of music-theoretical subjects). Aurhor's abstract, cand. dis.on pedagogical sciences.-M., 2000
5. Koshmina I.V. Revival of traditions of sacred music teaching in the primary school: aurhor's abstract, candidate dissertation on pedagogical sciences.- M., 1994
6. Oseneva M.S., Samarin V.A., Ukolova L.I. The methods of working with children's vocal-choral collective psychology. -M.: AKademiya, 1999
7. Education/ed. P.I. Pidkasistyi.- M., 2002
8. Rudneva A. Russian folk music. -M.: Kompozitor, 1994
9. Slastenin V.A. Isayev I.F., Shiyanov E.N. General pedagogy. In 2.-M., 2002
10. ShaminaL.V. Theoretical-methodical bases of Russian peoples vocal art: aurhor's abstract, doctoral dissertation on pedagogical sciences. - M., 1996
11. Sherstneva O.A. Musical and aesthetic education of personality// Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy. No. 4.
1998