Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств будущих социальных ра-ботников средствами русского православного искусства'

Формирование нравственных качеств будущих социальных ра-ботников средствами русского православного искусства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств будущих социальных ра-ботников средствами русского православного искусства»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА

Н.Я. Рыбина

Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы, то есть реально действующие моральные отношения между людьми, вырастают на основе складывающихся в обществе форм производственной, социальнополитической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которые накладывают определенные моральные санкции на людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.

Нравственный прогресс выражается, прежде всего, в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.

Именно нравы обусловливают связи со всеми другими сторонами жизни социума, общества - экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как благотворительность, милосердие и духовное развитие общества.

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям. Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянной заботы о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанного поиска возможностей его обновления и творческого осмысления.

Учитывая исторический опыт страны, опираясь на исследования философов, культурологов, педагогов, мы считаем, что проблемы духовно-нравственного возрождения российского общества могут и должны ре-

шаться путем мобилизации всех позитивных достижений мировой и отечественной культуры, опоры на выбранные предшествующими поколениями духовно-нравственные ценности. В связи с этим принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что эти ценности на протяжении веков воплощались в религиозной форме, в том числе в произведениях культового искусства.

Социальный опыт приобретается в процессе освоения практики общественной жизни, культуры, искусства и выступает основой формирования профессионально-личностных качеств социального работника. Важным итогом этого процесса является приобщение личности к социальной памяти человечества, одной из форм которой выступает духовная культура, включающая в себя науку, искусство, нравственные нормы и представления людей.

«Социальная работа» - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только в наше время социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки.

Особенностью социального образования является то, что в этом направлении обучения и воспитания как нигде важна роль нравственного начала, духовности.

Как известно, духовное всегда связывается с личностными свойствами и качествами, выходящими за пределы индивидуализма, эгоистических интересов, личной выгоды.

Социальное образование будет неполноценным, если его содержание основано только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.

Социальная работа, как профессия, была и остается одной из самых трудных. А чем

труднее для освоения профессия, тем более значима она в социальном отношении.

Роль личностных качеств работника социальной сферы несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Перечисленные личностные качества социального работника соответствуют христианским принципам социальной помощи, которые находят отражение в традициях духовной и материальной поддержки старых, больных, инвалидов, детей, людей, оказавшихся в беде и не имеющих сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть.

Следует отметить, что христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном плане (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать).

Тщательный анализ исторического опыта российской национальной благотворительности может дать верное направление в исследовании проблем социальной работы в прошлом и настоящем. При этом не следует забывать о крайней осторожности, с которой надо подходить к анализу православной традиции в решении этих задач в наши дни. Воистину, «Не употребляй имя Господа понапрасну».

Благодать, духовное начало человека -суть русского православия. Благочестивый человек не тот, кто все время проводит в постах и молитвах, а тот, кто добродетелен в жизни.

Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю характеризует православных святых. Они осуждали человеческие грехи: ложь, гордыню, насилие, воровство.

Воспитание по законам православия осуществлялось и осуществляется на еван-

гельских заповедях терпения, смирения, отречения.

Духовный мир - это важнейшее проявление и признак сущности человека - есть самый главный и интересный предмет воплощения в религиозном искусстве. Одна из самых главных задач искусства - раскрыть внутренний мир личности в логике его проявления и развития, что не доступно иным формам познания, кроме искусства, способного представить это конкретно и зримо, вызвав глубокое осознание идущее, через переживание, через внутренний отклик на увиденное и услышанное.

«Человеческая утонченность эмоций, их богатство, разнообразие, содержательность, сила, как и содержание, направленность воли - все это дело воспитания, и, прежде всего, эстетического, результат потребления искусства, которое продуцирует человека в соответствии с историей его народа, воплощенной, в частности, в искусстве» [3].

Конкретное действие искусства состоит в том, что без него невозможно становление существенных «узлов структуры личности». И здесь следует отметить два важных момента. Это, во-первых, тот факт, что существенные компоненты, в которых выражается смысл жизни, а именно свобода, долг и идеал, приобретают свое адекватное психологическое бытие лишь благодаря искусству, его эмоциональному воздействию на человека. Во-вторых, связь основной цели, составляющей содержание смысла жизни, ориентация индивида на определенные витальные функции, не заданы от рождения, а обусловлены образованием, воспитанием, влиянием социальной среды, культуры и, прежде всего, искусства.

Искусство совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, оно приобщает ее к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей. Искусство очеловечивает, но не назиданием: «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования естественного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного [4].

Влияние искусства на личность носит комплексный характер, воздействуя одновременно на чувства, разум, волю человека, именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества. Это находит отражение в следующих концептуальных идеях и положениях: воспитательное влияние музыки на душу человека (Платон); музыкальное образование как процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, всеобщность музыкального образования (Я.А. Коменский); природосообраз-ность методов музыкального воспитания (М.И. Глинка); музыкальное образование как фактор развития человека (В.Ф. Одоевский); теория сущности художественного творчества как особого способа освоения мира (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган), концепция преподавания искусства (Д.Б. Кабалевский, Е.Н. Назайкинский, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская), концепция индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов); идея сохранения целостности человека на основе приоритета гуманистического, созидательно-творческого начала, воспитываемого в нем в процессе художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.В. Розанов, В.А. Сухомлинский и др.); содержание и характер деятельности человека в процессе его общения с музыкой (В.В. Давыдов, М.С. Красильникова, Л.В. Школяр); музыкальное образование - условие гармонизации жизни человека, как основы его духовно-нравственного совершенствования (Д.Б. Кабалевский).

Программа духовно-практического воздействия искусства обширна и многогранна. Через посредство искусства осуществляется освоение человеком духовного социального богатства общества. Примечательно также то, что искусство способно пробуждать в человеке потребность в самосовершенствовании и самореализации человека, во всестороннем развитии его сущностных сил.

Основой европейского религиозного искусства является Библия, которая есть фундамент нравственности человечества. В Библии мы видим не только учение религиозного характера, но она содержит в себе основу человеческого интеллекта и жизнедеятельности. Многое почерпнули из нее поэзия,

история, география и социология. Она легла в основу европейского искусства. Без нее Микеланджело, Рембрандт, Эль Греко, Андрей Рублев, мозаисты Равенны не были бы теми, кем мы теперь восхищаемся. На ее же основе зиждется творчество Шекспира, Расина, Данте и Достоевского.

Само название этой книги выражает все исключительные качества. Слово Библия (от греческого ЫЬНоп - книга, мн.ч.- ЫЬНа) означает книги. Для современного человека эти три слога Библия обозначают вершину и совокупность всего написанного. Библия - это Книга книг. Нет ни одного принципа, сколько бы его не выдавали за чисто «светский», который не имел бы своего начала, а зачастую и совершеннейшей формулировки, в Священном писании. Человеческое общество, которое отходит от библейских принципов, подходит к краю бездны и близится к своей гибели [5].

«Понять природу предмета - это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего существа, ставя себя как бы в центр самого предмета» [2]. Эти слова Гегеля мы понимаем как ключ к введению будущего социального работника в мир православного искусства, не разрушая, не угнетая саму природу молодого человека, а лишь учитывая его естественное стремление к прекрасному и возвышенному. Важнейший смысл православного искусства - утверждение духовной гармонии.

История православия породила многообразие видов искусства: архитектуру, музыку, хоровое пение, живопись, церковную литературу. Анализируя роль православия в русской истории, И. Ильин писал: «Все русское искусство произошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового зодчества, русский театр пошел от драматических «действ» на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества» [1].

Культовое искусство христианства, в том числе православия, оказало существенное влияние на светское искусство европейских народов. Многие выдающиеся писатели, поэты, композиторы, художники создавали произведения, раскрывающие и углубляющие смысл библейских, особенно новозаветных событий. Идея спасения - одна из ведущих тем гуманистической литературы. Изречение Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» с лучшей стороны характеризует мир православного искусства.

Для того чтобы обращаться к душе человека, проникать в ее тайники, в глубины духа, необходимы и особый язык, и особая семантика. Постижение высших смыслов протекает при посредстве языков, имеющих трансцендентальную природу. Музыка, живопись, словесные искусства и архитектура выступают в роли проводника постижения Истины, источника нравственного совершенствования человека, приобщая его к гармонии Абсолюта, способствуя снятию негативных эмоционально-психологических состояний и ведя к духовному совершенствованию.

Основой русского православного искусства являются нравственные ценности христианина: Вера, Надежда, Любовь. Православного человека отличают мудрость, честность, послушание, долготерпение, бесстрашие, верность, самообладание, доброта, благодарность, совесть, то есть те качества, которыми должен быть наделен социальный работник.

Феномен православного искусства давно уже вышел за рамки внутренней церковной жизни и непосредственно воздействует не только на верующих, но и на широкие слои населения, поскольку, с одной стороны, оно стало достоянием человеческой культуры, а с другой, - стало общедоступным (так, например, в Третьяковской галерее расположены несколько обширных залов, посвященных иконописному искусству). Это, в конечном итоге, предопределило неразрывную связь религии с духовностью общества, поскольку она (духовность) возникла из тех или иных религиозных представлений и лежит в основе традиционных ценностных устоев общества.

Церковное искусство является непосредственным выражением православной практики. В характеристике православного искусства выделяются два момента: во-первых, общая идейная направленность произведения и, во-вторых, его место в системе культа. Следовательно, о православном искусстве можно говорить в двух смыслах: широком и узком.

Православное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, то есть произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе Бога, о необходимости поклоняться Ему, и жить в соответствии с Его заповедями и духовнонравственными ценностями. Так, православный храм, его архитектура и убранство - это не только место для богослужения, но и своеобразное произведение искусства, призванное в наглядной форме донести до верующего сущность и содержание христианской догматики.

В более узком смысле к сфере православного искусства можно отнести те произведения, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нем определенные функции. Иначе говоря, православное искусство в узком смысле - это сугубо культовое искусство. Естественно, что всякое культовое искусство имеет ярко выраженную догматическую направленность. Культовое искусство религиозно еще и в специфическом смысле, поскольку выступает как объект поклонения (например, икона) или средство реализации культовых действий (например, пение хора).

Православное искусство по своему содержанию двойственно, двуедино и объективно несет в своих образах как общечеловеческое художественное, так и религиозное. Поэтому произведения православного искусства верующими воспринимаются религиозно-эстетически, а неверующими, нравственно-эстетически. Рассматривая искусствоведческие и богословские взгляды на православное искусство, необходимо исходить из его двойственной и нерасчлененной природы, познание которой, по нашему мнению, может осуществляться в диалоге двух миро-

воззрений: с одной стороны, научного (культурологического, искусствоведческого, музыковедческого), с другой стороны, - религиозного.

Религиозное искусство, будучи воспринятым и освоенным, способно духовно обогатить каждого человека, независимо от его отношения к религии и мировоззренческой ориентации вообще.

Православное искусство, воздействуя на интеллектуально-эмоциональную сферу сознания студентов, приобретает профессиональную направленность, усиливая ее общегуманную составляющую и способствуя духовному взрослению будущего специалиста социальной сферы. Вузовская система образования и воспитания базируется на том полезном опыте, на тех ценностях, которые даны молодым людям их семьей, школой, общением и так далее. Здесь на первый план выступает систематическая работа со студентами по расширению и углублению их интереса к избранной профессии, возникно-

вению личной убежденности каждого в престижности высокой квалификации.

Роль православного искусства в профессиональном образовании будущих социальных работников проявляется в формировании у них ответственного отношения к своим поступкам, в нравственной ориентации в системе человеческих отношений, в развитии у них личностных качеств, отвечающих гуманной сути выбранной ими профессии.

1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материале отечественного образования). 2-е изд. М., 1998.

2. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике: Соч.: В 14 т. Т. 14. М., 1938-1958.

3. Москаленко А.П., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984.

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.

5. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.