Научная статья на тему 'Ценности личности как фактор сплоченности воинского коллектива'

Ценности личности как фактор сплоченности воинского коллектива Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / СПЛОЧЁННОСТЬ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / VALUES / PROFESSIONAL VALUES / PERSONALITY / UNITY / MILITARY TEAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотов Александр Александрович, Федосеева Ирина Александровна, Борисов Сергей Викторович

В работе показано сплочение воинского коллектива через ценности личности. Рассматриваются идеи и взгляды руководства страны, исследователей на общественные и профессиональные ценности. Поднимается проблема сплочённости воинских коллективов и необходимости формирования профессиональных ценностей у личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зотов Александр Александрович, Федосеева Ирина Александровна, Борисов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORTH OF THE INDIVIDUAL AS THE FACTOR OF COHESION OF THE MILITARY COLLECTIVE

The work shows the unity of the military team through the values of the individual. The ideas and views of the country's leadership, researchers on social and professional values are considered. Raises the problem of the cohesion of military groups and the need for professional values formation of the person.

Текст научной работы на тему «Ценности личности как фактор сплоченности воинского коллектива»

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации Национальной технологической инициативы» от 18 апреля 2016 г. N 317 [Электронный ресурс] http://base.garant. ги/71380666/

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

9. Рубин Ю.Б. «Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству». Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Сборник тезисов докладов. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - 282 с.

10. Сулаева Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: дис. ... канд. пед. наук13.00.08 [Текст] / Е.П. Сулаева - Шуя, 2011. - 151 с.

Педагогика

УДК:378.2

начальник кафедры военной педагогики и психологии Зотов Александр Александрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, доцент Федосеева Ирина Александровна

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Борисов Сергей Викторович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В работе показано сплочение воинского коллектива через ценности личности. Рассматриваются идеи и взгляды руководства страны, исследователей на общественные и профессиональные ценности. Поднимается проблема сплочённости воинских коллективов и необходимости формирования профессиональных ценностей у личности.

Ключевые слова: ценности, профессиональные ценности, личность, сплочённость, воинский коллектив.

Annotation. The work shows the unity of the military team through the values of the individual. The ideas and views of the country's leadership, researchers on social and professional values are considered. Raises the problem of the cohesion of military groups and the need for professional values formation of the person.

Keywords: values, professional values, personality, unity, military team.

Введение. В период реформирования военного образования, формирования «нового облика армии» от которого зависит политическая стабильность и устойчивость Российского государства, появляется проблема формировании ценностей в воспитании будущего офицера. Вопросы формирования ценностей военнослужащих поднимались в исследованиях многих ученых. Приведем некоторые из них, это труды Н.В. Батаковой, В.П. Бездухова, М.Н. Губачева, A.M. Иванова, М.С. Каган, О.П. Калмыкова, Э.М. Молчан, и др. Анализ источниковой базы указывает на междисциплинарный характер понятия «ценности». В своем исследовании мы придерживаемся позиции Д.А. Леонтьева, который утверждает, что ценности составляют ядро внутреннего мира человека. От того насколько сформирована система ценностных координат личности, зависит его представление о нормах поведения в обществе, его жизненная стратегия.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая понятие профессиональные ценности, укажем, что они тесно переплетаются с жизненной стратегией личности, его ценностными ориентациями. С позиции Коротаевой Е.В., «профессиональные ценности - можно рассматривать как систему когнитивных образований, совмещённых с эмоционально волевым механизмом, внутренним ориентиром личности, которая побуждает и направляет мотивы, профессиональные действия и поступки личности...» [4].

В.А. Сластёнин и Г.И. Чижакова под профессиональными ценностями понимают образцы ориентации сознания и поведения личности и выделяют доминантные (знание, познавательная деятельность, познавательная активность, общение), нормативные (стандарты, моральные нормы), стимулирующие (методики, технологии, средства контроля) и сопутствующие (направленные на качество познания: учебные умения, понимания предметов и явлений, которые изучаются) ценности [8]. И.О. Загашев профессиональны ценности определяет, как ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. В контексте нашего исследования И.А. Федосеева под профессиональными ценностями курсантов военного института понимает совокупность идей, концепций, целей, взглядов, убеждений, регулирующих профессиональную деятельность специалистов [2]. Отсюда следует, что профессиональные ценности - это прежде всего ориентация на деятельность, профессия которой - «Родину защищать», «беспрекословное выполнение воинского долга, умения побеждать и умирать в строю» [5].

В рамках профессиональной подготовки курсантов и с учетом специфики военного вуза, можно выделить следующие профессиональные ценности:

1. ценности-цели - ценности, которые раскрывают значение и смысл целей профессиональной деятельности;

2. ценности-средства - ценности, которые раскрывают значение способов и средств осуществления профессиональной деятельности;

3. ценности-отношения - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной профессиональной деятельности;

4. ценности-знания - ценности, которые раскрывают значение и смыслы знаний во время осуществления профессиональной деятельности;

5. ценности-качества - ценности, которые раскрывают значение и смысл свойств личности, которые проявляются в специальных способностях: способности к проектированию собственной деятельности и

предвидению её результатов [8].

В современном российском обществе, когда происходит девальвация традиционных ценностей, слепое копирование смыслов и ценностей западной цивилизации, «кодекс приличий» с его лицемерной сущностью, подменяющей истинное предназначение воспитания, становится все более значимее, набирая новую силу в обществе. Маховик рыночной экономики произвел чудовищную деформацию существующих норм, социальных порядков, ценностей, не сформулировав четко социально - значимые цели для великого народа, не сформировав идеала новой личности и нового общества.

Рассуждая по этому поводу, Е.Н. Селезнева пишет: «Между тем, далеко не очевидно, что процессы технологической модернизации способны заместить духовно - нравственные идеалы, лежащие в основе русской культуры» [7].

1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию, В.В. Путин акцентировала внимание на ключевую позицию феномена «нравственности» в воспитании и образовании человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую составляющую. Нравственные ценности должны стать «скрепами» в развитии общества, укрепления и процветания государства.

Данное высказывание сопряжено с посланием Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. «...Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [9].

В наше трудное время для России, проблема воспитания человека на основе нравственных ценностей стоит очень остро. В этой ситуации обществу и государству необходимо добиться нейтрализации регрессивных тенденций и мобилизовать весь имеющийся потенциал для формирования такой ценностной системы. Поэтому для нейтрализации регрессивных тенденций ценностной системы необходимо создать условия, позволяющие обеспечить духовное единство всего многонационального народа России. Одним из условий является сплоченность коллектива, в том числе воинского.

Вопросы групповой сплочённости рассматриваются в трудах таких ученых как Донцов А.И., Петровский

A.В., Занковский А.Н., Андреева Г.М., Festinger L.S., Schachter S., Back K., Tajfel Н., Turner J., и др. Сплоченность можно представить как: связь, эмоциональная близость; потребность держаться вместе, выступая «единым фронтом»; степень взаимодействия членов группы при достижении общей цели; степень, членов группы поддерживать друг друга, полагаться на помощь коллег, стремление к пребыванию в рядах коллектива и др.

При этом ценности личности военнослужащего выполняют интегрирующую связь между воинским коллективом и обществом. Высокий уровень сплочённости отражает наилучшую степень интегрированности группы для совместной деятельности. Однако сплоченность группы в том случае высока, если она основана на «ценностных ориентациях, социальных установках, интересах, мотивах, потребностях» [1].

О стремлении к сплоченности, единению без которого не может быть существование Руси писали русские философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Сплоченность проявлялась в единение людей, давала определенный толчок прогрессивному развитию общества, представляла уровень развития государства, помогала ему побеждать, бороться, выживать в военные и мирные годы, периоды кризисов и катастроф.

Стремление к (сообщности, единению) соборности составляет зерно русской философии, русского характера, лежит в основе генотипа славянского этноса, без которого не может быть существование Руси. Соборность сохранялась у нас как часть духа народного, помогая отстоять свою независимость, противостоять врагу.

Сплоченность воинского коллектива, проявлением которого является мужественность, помещалась в систему координат патриотического дискурса и выражалась в песнях, клятвах, призывах. «Броня крепка и танки наши быстры!», «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой.», «Вставайте, люди русские, на смертный бой, на грозный бой...». Эти песни исполняла вся страна, заряжаясь энергией, приобретая заряд оптимизма. Плакаты «Родина - Мать зовет!», «А ты записался на фронт добровольцем?» и другие придавали силы, уверенность в победе над врагом. Единение народа, его патриотический дух изумлял от печенегов и хазар до великой войны XX века, этим духом держалась Россия на протяжении всей своей истории [6].

Духовная активность прорастает в деятельностных актах, связанных с высшими смыслами Истины, Добра, Красоты, Справедливости, способствует выживанию человека, его эффективному взаимодействию с окружающим миром. Духовная цельность русского человека закреплена в его культуре - традициях, искусстве, ритуалах, менталитете, верованиях, этнических стереотипах поведения. Посредством былинных сказаний, единения славянского народа воспитывали патриотические чувства у молодого поколения. К ним обращали свои призывы русские богатыри, постоять за веру, за Отечество, за «славный стольный Киев-град!».

Русские мыслители хорошо понимали первичность духовного начала в жизни любого человека, жизни общественной, соборной по своей сути. Русская духовность составляла ядро русской культуры, «модус существования» русского человека, лежала в глубинных пластах национального самосознания. Этой проблеме посвящены труды С.И. Григорьева, В.Н. Турченко, А.М. Егорычева, В.П. Казначеева,

B.П. Патрушева, В.К. Батурина и др. И.А. Ильин утверждал, что «.человек, утративший доступ к духовной воде и к духовному огню своего народа, становится безродным изгоем.» [3]. Русская духовность, как черта русского характера, давала толчок прогрессивному развитию общества, представляла уровень развития государства, помогала ему побеждать, бороться, выживать в военные годы разрухи и голода, периоды кризисов и катастроф.

Именно сплоченность обеспечивала выживание в годы второй мировой войны, выполнения интернационального долга в Афганистане, Чечне, Дагестане, Сирии. Духовно-нравственное воспитание, служение Отечеству, высокое чувство патриотизма лежат в основе социальной сплоченности российского человека.

Коллектив как проявление соборности был основой коммуникативных отношений между советскими людьми, проявлением благородства, широты души русского человека. Труды педагогического наследия А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. были посвящены воспитательной силе коллектива. Сухомлинский В.А. в ходе многолетних раздумий над сложными вопросами формирования подростка, в своём труде «Рождение гражданина», вот как размышляет о коллективе: «Коллектив - это не какая-то

безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, и если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива, прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются» [8]. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой только в совместной деятельности, в которой реализуется девиз «один за всех и все за одного», раскрывается духовная составляющая труда.

Сила воинского коллектива - в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива - сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах отважные, ответственные бойцы и командиры стремились попасть в родную часть. Прекрасно об этом сказал в поэме «Василий Теркин» А. Твардовский: «...Озабочен я сейчас лишь одной задачей, чтоб попасть в родную часть, никуда иначе. С нею жил и воевал, курс наук усвоил. И покуда что она, для меня - солдата - всё на свете, всё сполна: и родная сторона, и семья, и хата.».

О единении людей в коллективе, значимости коллективного духа, способного на многие подвиги при выполнении поставленных задач понимали великие полководцы, военачальники. Формируя в воинских коллективах профессиональные ценности, они акцентировали внимание на воинском долге, самопожертвовании, милосердии, гуманности, войсковом товариществе.

Сегодня с грустью приходится осознавать о размывании данного понятия, в обществе всё больше проявляется индивидуализм. В тоже время в пословицах и поговорках ярко проявляются ценности коллектива. «Сам погибай, а товарища выручай», «Без коллектива и жизнь несчастлива», «В единении -сила», «Бескомандный командир - сирота», «В одиночку - слабы, вместе - сильны», «Все за одного - один за всех», «Двое одного не ждут», «Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь», «Сто человек беспомощны, если они разобщены» и др. [10].

В «лихие 90-е» в России обострились не только такие социальные болезни, как наркомания, проституция, алкоголизм, бродяжничество, обусловленные социально-экономическими, политическими катастрофами, но и обнажилась другая сторона государства: «социальная и духовная разобщенность общества» (А.М. Егорычев). Анализ электронных медиа, современных общественно-политических изданий, свидетельствует о том, что практически нигде не встречается словосочетание социальная сплоченность. Понятие «коллектив», как проявление социальной сплоченности сегодня нивелируется и остается воспитательной силой только в военных организациях.

Выводы. Поводя итог, можно сказать, что одним из системообразующих механизмов в развитии современной мировой культуры и цивилизации, обеспечивающей стабильность и процветание государства, является социальная сплоченность, в основе которой лежит национальная идея, выражающая главную цель народа, определяющая его жизнеустройство, идеологию, правила жизни. Сегодня в выступлении президента РФ В.В. Путина на различных форумах подчеркивается значимость ценностей в воспитании подрастающего поколения, единении молодежи. Однако до тех пор, пока это будет декларированием, мы будем глубже погружаться в социальную разобщенность, в то время как социальная сплоченность это обязательное условие не только для преодоления современного мирового кризиса, но и для устойчивости и процветания государства.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Общество как объект социальной психологии. М.: МГУ, 1975. - 215 с.

2. Добродомов Р.Н., Федосеева И.А. Телевидение как средство формирования профессиональных ценностей курсантов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сб. научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией С.А. Куценко. - 2018. - С. 91-97.

3. Ильин, И.А. О русской душе // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 94.

4. Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт исторической публицистики. - М, 1980. - С. 70-71.

5. Розанов, В.В. Возле «русской идеи». Русская идея. Сб. произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисл. А.В. Гульги. - М., Айрис-пресс, 2002. - С. 282-283.

6. Селезнева, Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века. -М.: Изд-во. РГСУ, 2009. - 48 с.

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 576 с.

8. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

9. http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118/work // Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года.

10. http://www.ermak.su/pogovorki/o_kollektive.htm // Пословицы и поговорки о коллективе, сплоченности и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.