6. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2011;5: 193 - 195.
7. Нордман И.Б. Сочетание элементов различных образовательных парадигм как условие эффективной организации контрольно-оценочной деятельности в вузе. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 268 - 270.
References
1. Nazarchuk A.V. Teoriya kommunikacii vsovremennoj filosofii. Moskva: Progress-Tradiciya, 2009.
2. Yaspers K. Tezisy k voprosu ob obnovlenii vysshej shkoly. Istoriko-filosofskij ezhegodnik. Moskva, 1995.
3. Shutenko A.I., Shutenko E.N., Vishnevskaya Ya.Yu., Ospischeva O.I. Razvitie obrazovatel'nyh kommunikacij kak uslovie samorealizacii studentov v sovremennom vuze. Informacionno-gumanitarnyjportal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2012; 6 (noyabr' - dekabr'). Available at: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2012/6/Shutenkos-et-al_Educational-Communications
4. Pchelinceva I.G. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri obuchenii inostrannym yazykam v tehnicheskom vuze. Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2010; 15: 31-35.
5. Sokolov A.V. Obschaya teoriya social'nojkommunikacii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 2002.
6. Milovanova N.G., Pchelinceva I.G. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove organizacii nelinejnogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011;5: 193 - 195.
7. Nordman I.B. Sochetanie 'elementov razlichnyh obrazovatel'nyh paradigm kak uslovie 'effektivnoj organizacii kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti v vuze. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 268 - 270.
Статья поступила в редакцию 06.06.16
УДК 378
Pivovarov R.V., adjunct, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Vabishchevich A.V., Deputy Head of Training Division, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
MILITARY SERVICE: VALUE-ONTOLOGICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON. The article analyzes a phenomenon of military service as a medium for the formation of a special type values. The research is carried out through consideration of such problems as the specifics of military service as a form of state activity, moral and ethical requirements necessary for its implementation, the relationship of value systems of military service with community values. Special attention is paid to discussing the specifics of military activities, defines its features and allows characterizing the value of military service as a sustainable, evolving and adaptive system. In conclusion the paper reveals the effect of values of military service on the willingness of the individual to military activity, the formation of professional qualities of military personnel.
Key words: military service, military service values, system of values.
Р.В. Пивоваров, адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф., Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: v. [email protected]
А.В. Вабищевич, заместитель начальника учебного отдела, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВОЕННАЯ СЛУЖБА: ЦЕННОСТНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА
Статья посвящена анализу феномена военной службы как среды формирования особого вида ценностей. Исследование ведётся через рассмотрение проблем особенностей военной службы как вида государственной деятельности, нравственно-этических требований, необходимых для её реализации, взаимосвязи систем ценностей военной службы с общественными ценностями. Особое внимание уделяется вопросу рассмотрения специфики воинской деятельности, определяющей особенности и позволяющей характеризовать ценности военной службы как устойчивую, развивающуюся и адаптивную систему. В заключении раскрывается влияние ценностей военной службы на готовность личности к воинской деятельности, формирование профессионально-значимых качеств военнослужащих.
Ключевые слова: военная служба, ценности военной службы, система ценностей.
Изменения, происходящие в современной России, влекут модификацию социальных, политических экономических и других отношений, заставляют, широкие слои населения менять, казалось бы, устоявшиеся представления, взгляды и приоритеты.
Современный этап развития государства в силу различных факторов характеризуется возросшей необходимостью создания боеспособной армии, поддержания её высокой боевой готовности, способности защищать интересы общества и государства в меняющихся условиях. В настоящее время в вооруженных силах и правоохранительных органах активно реализуется этап перехода на новые принципы комплектования, перевооружения, внедрения новых технологий, повышения эффективности системы управления, изменения способов служебно-боевой деятельности, что неминуемо предъявляет новые требования к людям, осуществляющим военную службу, их профессиональным качествам, процессу подготовки [1].
Ценностно-онтологический анализ феномена «военная служба» и её контента свидетельствует о том, что данное явление научным обществом классифицируется как особый и один
из наиболее значимых видов государственной деятельности. Данное положение подтверждается Федеральным Законом от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», в котором под военной службой понимается «... особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, <...> а также других воинских формированиях и создаваемых на военное время специальных формированиях.».
При обосновании феномена военной службы мы учитываем позицию А.Ф. Ноздрачева, который выделяет следующие её особенности [2]:
- специфические задачи, функций и обязанности, целью которых является оборона и защита государства и общества (независимости, конституционного строя, безопасности и т. д.), зачастую сопряженные с риском для жизни, здоровья, а также возможными ограничениями прав и свобод;
- особые правовые условия возникновения, прохождения и окончания, а также наличие специфических корпоративных нор-
мативных источников регулирующих широкий круг отношений военнослужащих (уставов, директив, приказов);
- специальные принципы в организации службы, особый порядок привлечения к видам правовой ответственности;
- специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т. п.).
Изучение, анализ военно-научной, педагогической литературы, современной войсковой практики свидетельствует о том, что потенциалом для успешного выполнения служебно-боевых задач военнослужащими является наличие у них сформированных профессиональных качеств, навыков и способностей. Их основа - специфическая мораль, честь, достоинство, сила духа, нравственность и т. д., формирование которых происходит в процессе войскового обучения, воспитания и выполнения обязанностей военной службы. Совокупность вышеперечисленных нравственно-этических категорий образуют особую систему ценностей, без которых невозможно становление профессиональных военных - патриотов [3; 4; 5; 6].
Данный процесс носит целенаправленный и регламентированный характер и организуется в воинских коллективах офицерами. Офицер - представитель особой профессии, не просто связанной с выполнением обязанностей военной службы, а осуществляющий подготовку военнослужащих способных обеспечить безопасность государства [7].
Как справедливо отмечает А.Н. Назаров, офицер, основываясь на ценностных представлениях, в соответствии с объёмом полученных знаний, умений и навыков, а также теми требованиями, которые предъявляются к нему после окончания военного вуза, воспитывает ценности военной службы у своих подчинённых [8].
Важным положением исследования является, вывод о том, что формирование и развитие ценностей военной службы сопряжено с бинарной сущностью жизнедеятельности военнослужащего, которая заключается во включении его в образовательно-воспитательный процесс подразделения с одной стороны, и повседневной обязанностью выполнять различные задачи, определяемые непосредственно службой и необходимыми для обеспечения деятельности, с другой. Оба процесса являются взаимосвязанными и дополняют друг друга [9; 10].
Приведённые выше теоретико-методологические положения свидетельствуют, что военная служба является средой формирования и развития специфического вида ценностей военной службы. Особенности ценностей вытекают из сущности самой военной службы, специфики выполняемых задач формированиями в которых она предусмотрена. Обобщая теоретические подходы исследователей [11; 12; 13], следует отметить что:
1. Военная служба имеет преимущественно нравственно-этические, духовные интересы, мотивы и цели. Воинская деятельность не носит производственного характера, но, несмотря на это, является социально значимой, что вытекает из необходимости вооруженной защиты государства и общества.
2. В современных условиях технического переоснащения и постоянного усложнения техники и вооружения, возрастают требования, предъявляемые к интеллектуальным способностям военнослужащих.
3. Военная служба имеет ярко выраженную социальную направленность, которая выражается отношением военнослужащего к предмету деятельности, отношением к обществу.
4. Воинская деятельность характеризуется исключительно высоким физическим и духовным напряжением, что указывает на необходимость формирования у военнослужащих необходимых ценностных качеств, таких как дисциплинированность, самообладание, выдержка и др.
5. Военная служба сопровождается постоянной актуализацией гуманистических ценностей, значимость которых растёт с ростом разрушительной мощности современного вооружения. Отсутствие у военнослужащего обладающего таковым оружием понимания о ценности жизни, здоровья, свободы и т. д. может привести к катастрофическим последствиям.
Библиографический список
В то же время нельзя не согласиться с позицией ряда авторов (Н.М. Байков, Э.В. Дарбинян, А.С. Суслин и др.), которые полагают, что формирование ценностей военной службы зависит не только от норм и правил, действующих в военной среде, но и от ценностей которые преобладают в обществе. Указанные исследователи справедливо отмечают, что системы ценностей военной службы и общественных ценностей должны гармонично сочетаться, взаимодополнять друг друга, а также способствовать взаимному развитию.
В отечественной и зарубежной науке существует несколько вариантов типологической классификации ценностей военной службы. Одним из общепризнанных вариантов является выделение типов на основе влияния ценностей на воинскую деятельность. Например, С.С. Соловьев [14] выделяет следующие элементы системы ценностей военной службы:
1. Военно-корпоративные ценности - основные суждения, с которыми в обществе связываются представления о военнослужащих и офицерском корпусе. К ним относятся честь, достоинство, повышенная ответственность за судьбу Отечества и ее безопасность, товарищество, ритуалы и т. д.
2. Военно-профессиональные ценности - заключаются в выражении «военной специализации» с потребностью в самореализации, желание управлять военной техникой, системами вооружения, стрелять из различных видов оружия, стремление к руководству, карьерному росту.
3. Познавательно-развивающие ценности - идеалистические и прагматические установки личностного плана. В качестве таковых рассматриваются потребности связанные с приобретением в условиях современной военной службы необходимых знаний, умений, навыков, желание испытать себя в сложных условиях, стремление к физическому самосовершенствованию и, возможность развития способностей.
4. Материально-бытовые ценности - совокупность естественных социальных потребностей, таких как жилье, поддержание достойного уровня жизни, обеспечение занятости.
Приведённая классификация не является абсолютной и существенно дополняется многими учеными (Н.М. Байков, П.Ю. Наумов и др.), однако она позволяет рассматривать ценности военной службы не как обособленное явление, а интегрированное в широкий спектр социальных ценностей меняющегося общества. Данную точку зрения подтверждают исследователи, которые относят к неотъемлемым условиям успешного и качественного решения военно-профессиональных задач, наличие у военнослужащего целостного представления о различных аспектах осуществляемой им деятельности [15]. С другой стороны, цели воинской деятельности, как уже отмечалось - защита общества и государства, являются персистентными и практически не подвержены внешним изменениям [16].
Для характеристики подобных взаимосвязей в современной науке используется понятие «динамической системы», под которой, основываясь на точку зрения, В.Д. Шадрикова мы понимаем: «систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции».
Такой подход позволяет нам рассматривать военную службу в ценностно-онтологическом аспекте как устойчивую, развивающуюся и адаптивную систему.
Приведённые выше теоретико-методологические положения свидетельствуют, что военная служба на сегодняшний день является одним из важнейших видов государственной деятельности, а современные требования к военнослужащему не ограничиваются только наличием профессиональных качеств, но и подразумевают наличие особых ценностей. От степени сфор-мированности и уровня развития ценностей военнослужащего зависит его готовность к военной деятельности, мотивированность к военной службе, выбор стилей и методов реализации должностных обязанностей и т. д. По этому поводу еще в XIX веке один из виднейших военных теоретиков Карл фон Клаузевиц писал «Если профессия военного вообще что-то значит, она должна опираться на непоколебимый кодекс чести ...».
1. Путин В.В. Приём в честь выпускников военных вузов. http://www.kremlin.ru/events/president/news/49763
2. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. Москва: Статут, 1999.
3. Беловолов В.А., Матвеев Д.Е., Беловолова С.П., Султанбеков Т.И. Культура межнационального общения: категоризация, интерпретация и социо-культурный подход. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 6 (18): 155 - 160.
4. Шадрин В.А., Беловолов В.А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание. Мир науки, культуры, образования. 2014, №2 (45): 171 - 173.
5. Султанбеков Т.И., Беловолов ВА. Толерантность как этическая категория. Alma mater (Вестник высшей школы). 2014; 8: 40 - 48.
6. Шадрин ВА, Беловолов ВА. Патриотизм как социально-педагогический феномен. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 2 (14): 199 - 203.
7. Барабанщиков A^. Военная педагогика и психология. Москва: Воениздат, 1986.
8. Назаров A. Н. Офицеры России: подготовка, культура, традиции: учебное пособие. Москва: Профессиональное образование, 1997.
9. Миронов A^. Формирование технической культуры курсантов военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2015.
10. Султанбеков Т.И., Беловолов ВА. Структура образовательной среды военного вуза. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; 4 (53): 48 - 50.
11. Петрий П.В. Духовные ценности, общество и армия. Москва: Наука, 2002.
12. Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности. Вестник военного университет 2007; 1(9): 12 - 20.
13. Наумов П.Ю., Утюганов A.A., Кравец A^. Технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России. Вестник университета (государственный университет управления). 2014; 12: 284 - 294.
14. Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы. Москва: Военная социология, 1996.
15. Беловолов ВА., Левин Е.М., Беловолова С.П. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России: понятие, содержание, особенности. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 1 (13): 199 - 203.
16. Султанбеков Т.И., Беловолов ВА. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений. Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. 2014; Выпуск 10: 310 - 315.
References
1. Putin V.V. Priem v chest' vypusknikov voennyh vuzov. http://www.kremlin.ru/events/president/news/49763
2. Nozdrachev A.F. Gosudarstvennaya sluzhba. Uchebnik dlya podgotovki gosudarstvennyh sluzhaschih. Moskva: Statut, 1999.
3. Belovolov V.A., Matveev D.E., Belovolova S.P., Sultanbekov T.I. Kul'tura mezhnacional'nogo obscheniya: kategorizaciya, interpretaciya i socio-kul'turnyj podhod. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 6 (18): 155 - 160.
4. Shadrin V.A., Belovolov V.A. Cennostno-patrioticheskie orientacii voennosluzhaschego: ponyatie, soderzhanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014, №2 (45): 171 - 173.
5. Sultanbekov T.I., Belovolov V.A. Tolerantnost' kak 'eticheskaya kategoriya. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; 8: 40 - 48.
6. Shadrin V.A., Belovolov V.A. Patriotizm kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 2 (14): 199 - 203.
7. Barabanschikov A.V. Voennaya pedagogika ipsihologiya. Moskva: Voenizdat, 1986.
8. Nazarov A. N. Oficery Rossii: podgotovka, kul'tura, tradicii: uchebnoe posobie. Moskva: Professional'noe obrazovanie, 1997.
9. Mironov A.V. Formirovanie tehnicheskojkul'tury kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2015.
10. Sultanbekov T.I., Belovolov V.A. Struktura obrazovatel'noj sredy voennogo vuza. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2014; 4 (53): 48 - 50.
11. Petrij P.V. Duhovnye cennosti, obschestvo iarmiya. Moskva: Nauka, 2002.
12. Muzyakov S.I. Cennostnye osnovaniya voinskoj deyatel'nosti. Vestnik voennogo universitet 2007; 1(9): 12 - 20.
13. Naumov P.Yu., Utyuganov A.A., Kravec A.V. Tehnologicheskij podhod k formirovaniyu i razvitiyu sistemy cennostej voennosluzhaschih vnutrennih vojsk MVD Rossii. Vestnik universiteta (gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 12: 284 - 294.
14. Solov'ev S.S. Transformaciya cennostej voennoj sluzhby. Moskva: Voennaya sociologiya, 1996.
15. Belovolov V.A., Levin E.M., Belovolova S.P. Professional'naya deyatel'nost' oficera Vv MVD Rossii: ponyatie, soderzhanie, osobennosti. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014; 1 (13): 199 - 203.
16. Sultanbekov T.I., Belovolov V.A. Mezh'etnicheskaya tolerantnost' kak fenomen polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy voenno-uchebnyh zavedenij. Psihologiya i pedagogika v sisteme gumanitarnogo znaniya. 2014; Vypusk 10: 310 - 315.
Статья поступила в редакцию 30.05.16
УДК 355.13
Chumakova L.P., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Novosibirsk Law Institute - a branch of the National Research Tomsk State University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Petrova A.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Novosibirsk Law Institute - a branch of the National Research Tomsk State University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk Law Institute, branch of National Research Tomsk State University (Novosibirsk, Russia), E-mail: v. [email protected]
THE PARADIGM OF DEVELOPMENT OF THE MODERN SOCIETY AND TRAINING SPECIALISTS. The paper highlights features of the paradigm of development of the modern society, which must be considered in the organization of modern vocational education "Education for Innovative Societies in the twenty-first century", "Education for he society of the future", "Education for Sustainable Development". The work defined training requirements of specialists at the present stage of the development of the society. The researchers interpret education as a social institution, a culture that reproduces the culture as an institution and its function in the reproducing with the culture of public intellect. Education is seen as "the way of the ascent to the universal culture", as "a way of becoming human culture", "creating irreversibility points".
Key words: paradigm, modern society, professional education, professional training of specialists, education, professionalism.
Л.П. Чумакова, канд. юр. наук, доц., Новосибирский юридический институт - филиал Национального исследовательского Томского государственного университета, директор, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
A.В. Петрова, канд. биолог. наук, доц., Новосибирский юридический институт - филиал Национального исследовательского Томского государственного университета, заместитель директора по учебной работе, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф., Новосибирский юридический институт - филиал Национального исследовательского Томского государственного университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ, г. Новосибирск, E-mail: v. [email protected]
ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Выделены черты парадигмы развития современного общества, которые необходимо учитывать при организации современного профессионального образования - «образование для инновационных обществ в XXI веке», «образование для общества будущего», «образование в интересах устойчивого развития»; сформулированы особенности и требования к про-