Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных парадигм в области способа коммуникации при организации образовательного процесса в вузе'

Взаимодействие образовательных парадигм в области способа коммуникации при организации образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНАЯ РАБОТА / CLASSROOM WORK / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTROL AND ASSESSMENT ACTIVITIES / СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION METHOD / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' RESEARCH WORK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TRAINING AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман И.Б.

В статье рассматривается значение способа коммуникации в процессе образования для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение изменения способа коммуникации в процессе обучения в связи с развитием и проникновением во все области общественной жизни информационных технологий. Взаимодействие образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений в области способа коммуникации рассмотрено на уровне аудиторной и самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочной деятельности, на уровне научно-исследовательской работы студентов и учебно-воспитательной работы в вузе. Показаны определяющая и дополняющая роли традиционной и инновационных образовательных концепций в различных видах деятельности в вузе. Подчёркивается значение сохранения традиционного способа коммуникации при увеличивающейся роли инновационного для эффективной организации образовательного процесса. Показаны возможные проблемы, связанные с несоответствием применяемых способов коммуникации и общей концепции образования. Предложены возможные решения связанных с этим проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нордман И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EDUCATIONAL PARADIGMS IN THE FIELD OF COMMUNICATION METHOD WHILE ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A UNIVERSITY

The article discusses the importance of communication way in the educational process for fulfilling of training of good quality. The paper shows the importance of the way of communication changing in the educational process in connection with the development and penetration into all areas of social life of information technology. Interaction of educational paradigms of traditional and innovative directions in the field of communication method is discussed at the level of classroom and students''; independent work, control and evaluation activities, students''; scientific and research work as well as training and educational work in a higher education school. The author defines roles of traditional and innovative educational concepts in the field of various activities in a university. The work emphasizes the importance of maintaining the traditional communication method while increasing role of innovation method of communication for the purpose of efficient organization of the educational process. Potential problems are shown, associated with the mismatching of the used communication methods and the general educational concept. The work offers possible solutions of the related problems.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных парадигм в области способа коммуникации при организации образовательного процесса в вузе»

4. Богатырева О.В. Проблемы межкультурной коммуникации народов Северного Кавказа. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4.

5. Бережная М.С. Влияние кино и телевидения на социокультурную адаптацию личности (к вопросу создания образовательных адаптирующих телевизионных программ для детей и молодёжи). Педагогика искусства. 2015; 4.

References

1. Uotson Dzh. Izbegajte zanudstva. Urokizhizni, prozhitoj vnauke. Perevod s anglijskogo P. Petrovoj. Moskva , 2010.

2. Shibutani T. Social'naya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

3. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y, 1958.

4. Bogatyreva O.V. Problemy mezhkul'turnoj kommunikacii narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 4.

5. Berezhnaya M.S. Vliyanie kino i televideniya na sociokul'turnuyu adaptaciyu lichnosti (k voprosu sozdaniya obrazovatel'nyh adaptiruyuschih televizionnyh programm dlya detej i molodezhi). Pedagogika iskusstva. 2015; 4.

Статья поступила в редакцию 07.06.16

УДК 378.01

Nordman I.B., senior teacher, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: nordman.i@inbox.ru

INTERACTION OF EDUCATIONAL PARADIGMS IN THE FIELD OF COMMUNICATION METHOD WHILE ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A UNIVERSITY. The article discusses the importance of communication way in the educational process for fulfilling of training of good quality. The paper shows the importance of the way of communication changing in the educational process in connection with the development and penetration into all areas of social life of information technology. Interaction of educational paradigms of traditional and innovative directions in the field of communication method is discussed at the level of classroom and students' independent work, control and evaluation activities, students' scientific and research work as well as training and educational work in a higher education school. The author defines roles of traditional and innovative educational concepts in the field of various activities in a university. The work emphasizes the importance of maintaining the traditional communication method while increasing role of innovation method of communication for the purpose of efficient organization of the educational process. Potential problems are shown, associated with the mismatching of the used communication methods and the general educational concept. The work offers possible solutions of the related problems.

Key words: classroom work, control and assessment activities, communication method, students' research work, students' independent work, training and educational work.

И.Б. Нордман, ст. преп. Тюменского индустриального университета, г. Тюмень, E-mail: nordman.i@inbox.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ОБЛАСТИ СПОСОБА КОММУНИКАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье рассматривается значение способа коммуникации в процессе образования для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение изменения способа коммуникации в процессе обучения в связи с развитием и проникновением во все области общественной жизни информационных технологий. Взаимодействие образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений в области способа коммуникации рассмотрено на уровне аудиторной и самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочной деятельности, на уровне научно-исследовательской работы студентов и учебно-воспитательной работы в вузе. Показаны определяющая и дополняющая роли традиционной и инновационных образовательных концепций в различных видах деятельности в вузе. Подчёркивается значение сохранения традиционного способа коммуникации при увеличивающейся роли инновационного для эффективной организации образовательного процесса. Показаны возможные проблемы, связанные с несоответствием применяемых способов коммуникации и общей концепции образования. Предложены возможные решения связанных с этим проблем.

Ключевые слова: аудиторная работа, контрольно-оценочная деятельность, научно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов, способ коммуникации, учебно-воспитательная работа

Процессы информатизации активно внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, существенно влияя на сознание людей и их поведение. В этой связи возможно говорить о новом понимании общества [1], поскольку изменения в способах коммуникации происходят на уровне всех составляющих общественной жизни и предполагают также и изменения в организации видов деятельности в ней. В связи с этим сфере образования, в том числе высшего, как области социокультурного и профессионального развития личности, предстоит организовывать свое образовательно-информационное пространство. Коммуникации в вузе является той средой, в которой проявляется и выходит в действительность приобретенное знание, способствуя в дальнейшем «упорядоченному свободному развитию» каждого в отдельности [2]. При всем положительном влиянии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на процесс образования, важно понимать невозможность их простого добавления в привычный учебный процесс. Принимая во внимание масштаб изменений в общественной жизни, обусловленный развитием ИКТ, возникает необходимость замены привычной образовательной парадигмы одной или несколькими, позволяющими органично использовать возможности ИКТ на всех уровнях организации образовательной деятельности в вузе. Создаваемая в вузе с помощью ИКТ информационно-образовательная среда должна способствовать формированию целостного мышления и мировоззрения обучающегося, ориентировать его на поиск системных

связей и закономерностей, на развитие его независимого творческого мышления, на поиск системных связей и закономерностей [3], тем самым интегрируя личность обучающегося в вузовское сообщество и культуру.

Следовательно, значение способа коммуникации в условиях взаимодействия образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений требует повышенного внимания и будет рассмотрено далее на уровне основных видов деятельности в вузе с целью выявления возможных проблем сочетания различных концепций образования в области способа коммуникации в образовательном процессе.

Способом коммуникации при организации аудиторной работы является как традиционный (информационные стенды, получение информации от преподавателя, от кураторов групп, от методистов), так и инновационный. В области организации процесса обучения инновационный способ коммуникации проявляется в запросе и получении необходимой информации через информационно-коммуникационные сети, в том числе через официальный сайт вуза. В области содержания образования -в общении с преподавателями через информационно-коммуникационные сети и в усвоении содержания обучения не путем получения студентом информации, а в процессе собственной деятельности студента по овладению этим содержанием [4, с. 32]. Говорить об определяющей роли какого-либо их способов коммуникации здесь не представляется возможным, поскольку боль-

шинство событий аудиторной деятельности в вузе представлены как традиционным способом, так и с помощью информационных технологий; при этом способы коммуникации и предоставления информации не являются взаимоисключающими, что дает возможность выбора участникам образовательного процесса. В данном случае происходит совмещение традиционных и инновационных парадигмальных установок. Проблема может состоять в простом переносе инновационного способа коммуникации на традиционные формы, средства и методы организации аудиторной работы, что в конечном итоге может привести к несоответствию традиционных форм, методов, средств, целей и способа восприятия информации на аудиторных занятиях. Решением может стать тщательное согласование названных выше составляющих организации аудиторной работы и способа коммуникации аудиторной работы.

Способом коммуникации при осуществлении самостоятельной работы является как традиционный (получение задания и разъяснений по его выполнению от преподавателя на занятиях, сдача выполненного задания в установленные сроки лично преподавателю), так и инновационный (получение необходимой информации через информационно-коммуникационные сети, отправление по электронной почте преподавателю выполненного задания), характерный для информационной образовательной парадигмы.

Возможности информационной образовательной парадигмы используются студентами всё чаще. Это проявляется приобретающем всё большее значение дистанционном образовании, в использовании электронных библиотечных каталогов [5], в электронных онлайн-заявках на студенческие конференции, конкурсы, олимпиады, участие в виртуальных мероприятиях (ве-бинар, форум, чат), завершающих определенный этап самостоятельной работы. Здесь возможно говорить об определяющей роли инновационной (информационной) образовательной парадигмы на всех этапах обучения, поскольку способ коммуникации с помощью информационных технологий существенно экономит время студентам на подготовку, выполнение и отчет по заданиям самостоятельной работы.

Задача преподавателя состоит в выстраивании гибкой и мобильной системы обучения, в поддержании самостоятельности и активности студентов интенсивными коммуникациями с помощью информационной образовательной среды [6, с. 193]. Именно область самостоятельной работы студентов позволяет наиболее эффективно действовать инновационному способу коммуникации в силу согласованного взаимодействия целей, мотивов, средств, форм, методов указанного вида работы. В данном случае следует избегать нежелательного хаотичного смешивания установок традиционного и инновационного направления позволяет разграничение самостоятельной работы на аудиторную и внеаудиторную. В аудиторной самостоятельной работе будет преобладать традиционный способ общения, а в области внеаудиторной работы - инновационный способ коммуникации.

Способом коммуникации при осуществлении контрольно-оценочной деятельности в вузе остается как традиционный (объявление о проведении контрольных мероприятий, их последующее осуществление преподавателем, проверка им результатов, оценивание и сообщение результатов студентам), так и инновационный, осуществляемый с помощью электронных образовательных ресурсов и телекоммуникационных технологий, электронной системы поддержки дистанционного образования, включающих рассылку информации о контрольных мероприятиях, учет результатов электронного тестирования, прием зачетов и экзаменов дистанционно [7, с. 270], интернет-экзамен в сфере профессионального образования, электронная обработка и получение его результатов. Область оценки и контроля предоставляет широкие возможности для взаимодействия традиционного и инновационного способа коммуникации. Проблема может состоять в их необоснованном смешивании, а именно:

Библиографический список

- на процессуальном уровне, когда осуществление контроля с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий становится возможным лишь в случае непосредственного открытия теста вручную преподавателем или методистом, когда при полностью автоматизированной процедуре контроля и оценки у студента отсутствует возможность просмотра результатов, возможных ошибок, а также непосредственной связи с преподавателем для разъяснения полученных результатов;

- на содержательном уровне, особенно при изучении гуманитарных дисциплин, когда материал, предполагающий развернутый ответ и непосредственный контакт с преподавателем, искусственно укладывается в тестовую форму задания, предписанную электронной формой тестирования;

- на парадигмальном уровне, когда процесс изучения материала с помощью традиционных форм, средств, методов, способа коммуникации в соответствии с целями, мотивами и нормами традиционной концепции образования завершается контролем и оценкой с помощью информационно-коммуникационных технологий

Избежать названных выше проблем можно с помощью тщательного анализа используемых способов коммуникации в процессе оценки и контроля и их согласования с остальными элементами образовательного процесса.

Способом коммуникации при организации научно-исследовательской работы студентов является как традиционный (получение информации через информационные стенды и от преподавателя), так и инновационный (онлайн-заявки на олимпиады и конференции, виртуальные олимпиады, конференции), характерный для информационной образовательной парадигмы. Инновационный способ коммуникации постепенно приобретает все большее распространение за счет удобства использования и возможностей информационно-коммуникационных технологий. Проблему может создать хаотичное смешивание традиционного и инновационного способов коммуникации, проявляющееся, например, в организационных моментах научных мероприятий, участие в которых предполагает обязательное дублирование действий (требование отправки заявки онлайн и одновременно обычной почтой), регистрация «вручную» уже онлайн зарегистрированных участников). Решением может стать тщательно продуманная организация научных мероприятий с учетом возможностей всех участников и самих организаторов.

Способом коммуникации при осуществлении учебно-воспитательной работы являются как традиционные (информация на стендах, через преподавателей, кураторов, старост) так инновационные позволяющие проводить учебно-воспитательные мероприятия и получать о них информацию с помощью информационно-телекоммуникационных технологий в синхронном и асинхронном режимах. С одной стороны, организация и осуществление учебно-воспитательной работы представляет особую сложность, поскольку присутствует во всех видах деятельности в вузе. С другой стороны, широкий спектр учебно-воспитательных мероприятий предоставляет большие возможности для комбинирования установок различных образовательных парадигм с целью наиболее эффективной организации видов деятельности.

Подводя итог выше изложенному, еще раз подчеркнём значение способа коммуникации как неотъемлемой составляющей образовательной парадигмы, определяющей путь передачи и восприятия информации в процессе образования. Важным моментом является использование парадигмальных установок образовательных парадигм традиционного и инновационного направлений на уровне всех видов деятельности в вузе. Необходимо уделять внимание грамотному сочетанию элементов различных образовательных парадигм во избежание простого накладывания установок одной образовательной концепции на другую. Проблемы сочетания парадигмальных установок можно решить с помощью тщательного анализа организации видов деятельности.

1. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. Москва: Прогресс-Традиция, 2009.

2. Ясперс К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы. Историко-философский ежегодник. Москва, 1995.

3. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н., Вишневская Я.Ю., Оспищева О.И. Развитие образовательных коммуникаций как условие самореализации студентов в современном вузе. Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012; 6 (ноябрь - декабрь). Available at: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/20l2/6/Shutenkos-et-al_Educational-Communications

4. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе. Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010; 15: 31-35.

5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2002.

6. Милованова Н.Г., Пчелинцева И.Г. Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2011;5: 193 - 195.

7. Нордман И.Б. Сочетание элементов различных образовательных парадигм как условие эффективной организации контрольно-оценочной деятельности в вузе. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 268 - 270.

References

1. Nazarchuk A.V. Teoriya kommunikacii vsovremennoj filosofii. Moskva: Progress-Tradiciya, 2009.

2. Yaspers K. Tezisy k voprosu ob obnovlenii vysshej shkoly. Istoriko-filosofskij ezhegodnik. Moskva, 1995.

3. Shutenko A.I., Shutenko E.N., Vishnevskaya Ya.Yu., Ospischeva O.I. Razvitie obrazovatel'nyh kommunikacij kak uslovie samorealizacii studentov v sovremennom vuze. Informacionno-gumanitarnyjportal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2012; 6 (noyabr' - dekabr'). Available at: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2012/6/Shutenkos-et-al_Educational-Communications

4. Pchelinceva I.G. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri obuchenii inostrannym yazykam v tehnicheskom vuze. Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2010; 15: 31-35.

5. Sokolov A.V. Obschaya teoriya social'nojkommunikacii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Mihajlova V.A., 2002.

6. Milovanova N.G., Pchelinceva I.G. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa v vuze na osnove organizacii nelinejnogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011;5: 193 - 195.

7. Nordman I.B. Sochetanie 'elementov razlichnyh obrazovatel'nyh paradigm kak uslovie 'effektivnoj organizacii kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti v vuze. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 268 - 270.

Статья поступила в редакцию 06.06.16

УДК 378

Pivovarov R.V., adjunct, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: sinoptik7154@yandex.ru

Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: v.belovolov@mail.ru Vabishchevich A.V., Deputy Head of Training Division, Novosibirsk Institute of Internal Forces n.a. General of Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: sinoptik7154@yandex.ru

MILITARY SERVICE: VALUE-ONTOLOGICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON. The article analyzes a phenomenon of military service as a medium for the formation of a special type values. The research is carried out through consideration of such problems as the specifics of military service as a form of state activity, moral and ethical requirements necessary for its implementation, the relationship of value systems of military service with community values. Special attention is paid to discussing the specifics of military activities, defines its features and allows characterizing the value of military service as a sustainable, evolving and adaptive system. In conclusion the paper reveals the effect of values of military service on the willingness of the individual to military activity, the formation of professional qualities of military personnel.

Key words: military service, military service values, system of values.

Р.В. Пивоваров, адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: sinoptik7154@yandex.ru

В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф., Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: v. belovolov@mail.ru

А.В. Вабищевич, заместитель начальника учебного отдела, Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск, E-mail: sinoptik7154@yandex.ru

ВОЕННАЯ СЛУЖБА: ЦЕННОСТНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА

Статья посвящена анализу феномена военной службы как среды формирования особого вида ценностей. Исследование ведётся через рассмотрение проблем особенностей военной службы как вида государственной деятельности, нравственно-этических требований, необходимых для её реализации, взаимосвязи систем ценностей военной службы с общественными ценностями. Особое внимание уделяется вопросу рассмотрения специфики воинской деятельности, определяющей особенности и позволяющей характеризовать ценности военной службы как устойчивую, развивающуюся и адаптивную систему. В заключении раскрывается влияние ценностей военной службы на готовность личности к воинской деятельности, формирование профессионально-значимых качеств военнослужащих.

Ключевые слова: военная служба, ценности военной службы, система ценностей.

Изменения, происходящие в современной России, влекут модификацию социальных, политических экономических и других отношений, заставляют, широкие слои населения менять, казалось бы, устоявшиеся представления, взгляды и приоритеты.

Современный этап развития государства в силу различных факторов характеризуется возросшей необходимостью создания боеспособной армии, поддержания её высокой боевой готовности, способности защищать интересы общества и государства в меняющихся условиях. В настоящее время в вооруженных силах и правоохранительных органах активно реализуется этап перехода на новые принципы комплектования, перевооружения, внедрения новых технологий, повышения эффективности системы управления, изменения способов служебно-боевой деятельности, что неминуемо предъявляет новые требования к людям, осуществляющим военную службу, их профессиональным качествам, процессу подготовки [1].

Ценностно-онтологический анализ феномена «военная служба» и её контента свидетельствует о том, что данное явление научным обществом классифицируется как особый и один

из наиболее значимых видов государственной деятельности. Данное положение подтверждается Федеральным Законом от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», в котором под военной службой понимается «... особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, <...> а также других воинских формированиях и создаваемых на военное время специальных формированиях.».

При обосновании феномена военной службы мы учитываем позицию А.Ф. Ноздрачева, который выделяет следующие её особенности [2]:

- специфические задачи, функций и обязанности, целью которых является оборона и защита государства и общества (независимости, конституционного строя, безопасности и т. д.), зачастую сопряженные с риском для жизни, здоровья, а также возможными ограничениями прав и свобод;

- особые правовые условия возникновения, прохождения и окончания, а также наличие специфических корпоративных нор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.